Научная статья на тему 'Место Томского государственного педагогического университета в системе высшего профессионального педагогического образования России'

Место Томского государственного педагогического университета в системе высшего профессионального педагогического образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГ ВУЗОВ / СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / RANKING OF UNIVERSITIES / THE SYSTEM OF TEACHER EDUCATION / SCIENTIFIC SCHOOLS / INNOVATION IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обухов В. В.

Рассматриваются позиции Томского государственного педагогического университета в системе педагогического образования России, сравниваются его показатели с показателями других ведущих вузов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF TOMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION OF RUSSIA

In article deals with the place of Tomsk State Pedagogical University in the system of pedagogical education of Russia, it compares its performance with that of other leading universities in the country.

Текст научной работы на тему «Место Томского государственного педагогического университета в системе высшего профессионального педагогического образования России»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 94(571.1):377.12

В. В. Обухов

МЕСТО ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Рассматриваются позиции Томского государственного педагогического университета в системе педагогического образования России, сравниваются его показатели с показателями других ведущих вузов страны.

Ключевые слова: рейтинг вузов, система педагогического образования, научные школы, инновации в образовании.

Томский государственный педагогический университет является одним из ведущих педагогических вузов страны. Ключевые позиции университета созданы многими поколениями преподавателей, сотрудников и признанными научными школами; обеспечены эффективным сочетанием многопрофильной образовательной деятельности и исследований по широкому спектру фундаментальных и прикладных научных направлений.

В системе современного высшего профессионального образования России насчитывается 71 педагогический и лингвистический вуз. В рейтинге вузов России за 2010 г., подготовленном международной информационной группой «Интерфакс» и «Радио Москвы» в категории «Педагогические, гуманитарные и лингвистические вузы» России по интегральным показателям (100 балльной шкале) Томский государственный педагогический университет уверенно занял вторую позицию (99 баллов) после Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (100 баллов). На третьей позиции среди лидеров - Московский педагогический государственный университет (83 балла) [1].

Томск - один из ведущих российских центров подготовки элитных специалистов для высокотехнологичных отраслей и гуманитарной сферы, город поддержки интеллектуальной элиты, центр притяжения инвестиций в науку, образование и высокие технологии. В настоящее время численность студентов по Сибирскому федеральному округу (СФО) на 10 тыс. населения составила 443 человека, а в Томской области достигла 884 человека -третий после Москвы и Санкт-Петербурга результат. Охват молодежи до 25 лет программами высшего профобразования в СФО составил 31.2 % (при среднероссийском показателе 36.4 %), в Том -ске - 51 % (самый высокий показатель по СФО). Спецификой Томска остается ориентация при подготовке кадров в образовательных учреждениях

высшего профессионального образования прежде всего на Сибирский федеральный округ.

Систему высшего педагогического образования в Сибири представляют 9 вузов. Педагогические вузы СФО в указанном выше рейтинге располагаются следующим образом:

Таблица 1

Место Наименование вуза Оценка

2 Томский государственный педагогический университет (г. Томск) 99

4 Новосибирский государственный педагогический университет (г. Новосибирск) 78

17-19 Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева (г. Красноярск) 53

20-22 Алтайская государственная педагогическая академия (г. Барнаул) 52

25-28 Омский государственный педагогический университет (г. Омск) Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского (г. Чита) 50 50

35-37 Восточно-Сибирская государственная академия образования (г. Иркутск) 46

38-44 Кузбасская государственная педагогическая академия (г. Новокузнецк) 45

45-48 Алтайская государственная академия образования имени В. М. Шукшина (г. Бийск) 44

Очевидно, что в Сибирском регионе Томский государственный педагогический университет занимает позиции лидера. В стратегической перспективе ТГПУ позиционирует себя как центр культуры, науки, инновационных образовательных технологий, обеспечивающий подготовку педагогических кадров, адаптированных к условиям современного рынка труда.

Томский государственный педагогический университет является правопреемником Томского учительского института, основанного по Высочайшему повелению 18 февраля 1902 г. В качестве высшего учебного заведения он был учрежден поста-

новлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 13 июля 1931 г. как Томский индустриально-педагогический институт, переименованный в 1933 г. в Томский государственный педагогический институт. В 1981 г. указом Президиума Верховного Совета СССР за достигнутые успехи в подготовке педагогических кадров институт был награжден орденом «Знак Почёта». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.1995 г. Томский государственный педагогический институт как крупный учебно-методический и научный вузовский центр подготовки специалистов впервые получил статус университета.

В настоящее время в структуре ТГПУ 4 института (12 кафедр), 9 факультетов (49 кафедр), 7 научно-образовательных центров, 11 научно-исследовательских лабораторий, отраслевая испытательная лаборатория «Testing laboratory of agroecology», центр дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования, научноучебный центр компьютерной химии, межвузовский центр проблем интеллектуального развития личности, 2 центра коллективного пользования, информационно-ресурсный центр, образовательный центр «Факультет дополнительных профессий», 10 научных и учебных музеев. На базе ТГПУ совместно с Институтом развития образовательных систем РАО созданы совместная кафедра профессионального образования и лаборатория инновационной педагогики.

За более чем вековую историю Томский государственный педагогический университет подготовил более 60 тыс. специалистов с высшим профессиональным образованием. В настоящее время в университете обучается более 8 тыс. студентов всех форм обучения; более 300 аспирантов, докторантов и соискателей готовятся к защите диссертаций.

В рамках осуществления непрерывного образования на основе многоуровневой системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров университет готовит специалистов по 34 специальностям и 27 направлениям, которые относятся к 8 укрупненным группам специальностей высшего профессионального образования.Больше всего студентов и аспирантов ТГПУ получают основное или послевузовское образование по педагогическим наукам - 47.0 и 68.68 %.

В Сибирском регионе и странах ближнего зарубежья широко востребованы программы дополнительного образования, реализуемые ТГПУ Разработано более 370 программ и модулей повышения квалификации, в том числе по реализации ФГОС начального и общего образования, ФГОС высшего профессионального образования. Выполнение основных и дополнительных образовательных про-

грамм осуществляется на территории Сибирского, Уральского, Дальневосточного федеральных округов, республик Казахстан, Киргизия. Примером успешного сотрудничества в деле дополнительного педагогического образования со странами дальнего зарубежья является Монголия.

Программы курсов повышения квалификации часто реализуются по заявленной целевой группой проблематике. В области организации инновационного образовательного процесса ТГПУ активно взаимодействует с правительствами и министерствами образования и науки республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, департаментами образования Кемеровской области и Красноярского края, ассоциациями отдельных образовательных учреждений, отдельными организациями (педагогическими колледжами, школьными и дошкольными образовательными учреждениями, городскими и районными методическими центрами, центрами дополнительного образования детей и др.).

Необходимым условием качественной подготовки по всем направлениям обучения, реализуемым в вузе, является уровень проводимых научных исследований. В ТГПУ ведутся исследования по 25 основным научным направлениям, сложились пять признанных российским и мировым сообществом научных школ: физиков-теоретиков, биологов, исследователей языков и культур аборигенных народов Сибири и Севера, обучения математике «Математика. Психология. Интеллект», а также школа «Философия образования. Философия науки и техники». Две из них - физиков-теоретиков и биологов - отмечены грантами Президента как ведущие научные школы России по соответствующим направлениям исследований.

Школа физиков-теоретиков в Томском педагогическом сформировалась в 1970-е гг., основные направления ее исследований - это квантовая теория поля, суперсимметричная теория поля, теория полей высших спинов, гравитация, космология, математические методы теоретической физики. Исследования поддержаны грантами РФФИ, программы «Развитие научного потенциала высшей школы», фонда «Династия». Ежегодно на базе ТГПУ проводится международная конференция «Квантовая теория поля и гравитация». Профессор

С. Д. Одинцов в 2011 г. по версии журнала «Forbes» вошел в топ-лист десяти самых известных ученых мира.

Научно-образовательный центр ТГПУ «Болота и биосфера» под руководством члена-корреспон-дента Академии сельскохозяйственных наук Л. И. Инишевой занимается изучением болот -уникальных экосистем, обеспечивающих экологическое равновесие в биосфере. Исследования проводятся совместно с учеными НИИ и вузов г. Том-

ска, Польской академии наук (Познань), Беларуси и Украины. Изыскания по торфяному направлению поддержаны 11 грантами РФФИ.

Интересную разработку совместно с Институтом химии нефти СО РАН и ООО «Томскнефте-хим» запатентовали химики и биологи ТГПУ Это композиционные материалы, из которых изготавливают стабилизированные флуоресцентные полиэтиленовые пленки, способствующие повышению урожайности сельскохозяйственных культур.

Широкое международное признание получила научная школа лингвистов: за долгие годы фольклорных и лингвистических экспедиций собран уникальный материал по языкам народов Сибири -селькупскому, кетскому, хантыйскому, энецкому, долганскому, нганасанскому, другим языкам; некоторые языки уже исчезли.

Именно в ТГПУ была создана и успешно развивается сильнейшая школа иностранных языков -немецкого, английского, французского. Сейчас активно распространяется обучение польскому, японскому, китайскому, турецкому, испанскому языкам. В процессе обучения специалисты используют новейшие технологии, создают условия «виртуальной языковой среды», в том числе с помощью приглашенных преподавателей - носителей языка.

Исследования по фундаментальным научным направлениям на уровне мировых достижений составляют предмет гордости ТГПУ, но не меньшее внимание уделяют сотрудники университета прикладным проблемам развития содержания общего образования и современных технологий обучения. ТГПУ выиграл конкурс Национального фонда подготовки кадров и реализует 4 проекта по разработке учебно-методических комплексов и современных материалов для средней школы. Готовится современный учебный комплекс (учебник, тетрадь, электронная программа) по математике. Для обучения иностранным языкам разработана мультиплицированная игровая система, направленная на моделирование поведения человека в иноязычной среде. На экране монитора персонаж под управлением школьника попадает в различные житейские ситуации и общается с носителями языка. Аналогичная база используется и в игровой системе обучения предпринимательству, которую ученые ТГПУ разрабатывают вместе с коллегами из немецкого университета в Ольденбурге. Еще один комплекс - по географии - выполнен с использованием послойного картографирования, что позволяет ученику с помощью компьютерных технологий строить «привязку» к картам различных объектов (политическая карта города или страны; экономическая карта; геокультурный слой - население, распределение языков и т. д.; экосистемы). Новые обучающие программы и учебные пособия призва-

ны не только дать знания, но и помочь ученику «добыть» их самостоятельно, осмыслить материал на более высоком интеллектуальном осознанном уровне.

В соответствии с концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 гг. в ТГПУ предполагается создание 15 центров сертификации профессиональных компетенций учителей и 6 центров поддержки одаренных детей. Одним из них стал Центр физико-математического и естественнонаучного образования. Он осуществляет комплексную деятельность: повышение квалификации учителей, работа с одаренными детьми, разработка современной учебно-методической и лабораторной базы физико-математического и естественнонаучного образования. В качестве преподавателей привлечены известные российские специалисты - президент Международного олимпийского комитета школьных олимпиад по математике Н. Х. Агаханов (г. Москва), преподаватель по физике А. Н. Аполонский (г. Бийск), подготовивший пять призеров международных олимпиад, ведущие специалисты ТГПУ При физико-математическом факультете эффективно работает известный в России межвузовский центр по проблемам интеллектуального развития личности под руководством доктора педагогических наук, профессора Э. Г. Гельфман. Центром подготовлен ряд учебников по математике, известных по всей Сибири.

Задачей современного развития общего и педагогического образования является разработка и внедрение в учебный процесс инновационных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, направленных на решение наиболее острых проблем региона. К числу таковых относится, во-первых, внедрение свободного программного обеспечения. С 2006 г. ТГПУ реализует соответствующий проект в системе образования, в органах государственной власти и организациях бюджетной сферы Томской области. Разработаны более 30 учебно-методических пособий и 7 программ повышения квалификации, осуществляется консалтинг, внедрение и поддержка решений на базе свободного программного обеспечения.

Во-вторых, специально в интересах развития системы общего образования в ТГПУ разрабатывается интегральная система менеджмента качества образования, одной из возможностей системы является мониторинг востребованности педагогических кадров в соответствии с запросами рынка труда.

В-третьих, в ТГПУ разработаны программы повышения квалификации и переподготовки работников образования по всем педагогическим на-

правлениям и профилям. Как показывает практика и результаты ЕГЭ по Томской области, сегодня важно решить задачу обновления знаний педагогов в предметной области, в решении заданий повышенной сложности, передаче методик подготовки учащихся к олимпиадам и прочим испытаниям. Такое качество повышения квалификации, и тем более переподготовки, могут обеспечить только университеты, имеющие соответствующий опыт и федеральную лицензию.

Наконец, самой острой в Сибири является проблема развития малокомплектной школы. ТГПУ предложил программу переподготовки действующих учителей малокомплектных школ, суть которой состоит в подготовке управленческо-педагогической команды, способной меньшим кадровым составом обеспечить учебный процесс в школе с использованием современных технологий обучения.

Томский межведомственный научно-образовательный центр (МНОЦ) разработал методику мониторинга состояния научной деятельности вузов РФ по данным из открытых источников [2]. Эта методика признана, согласно ей показатели научной деятельности оцениваются по пятибалльной шкале: диапазон 0 - 1 соответствует «зоне риска», диапазон 1 - 2 означает слабую эффективность, диапазон 2 - 3 соответствует «норме», диапазон 3 - 4 определяется как «достоинство» и свидетельствует об эффективности выше среднего уровня, диапазон 4 - 5 - «преимущество» и соответствие высокой эффективности функционирования вуза, которая соответствует мировым показателям.

Сравним данные научных показателей ТГПУ за 2010 г. с аналогичными данными двух крупнейших российских педагогических вузов: Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (РГПУ, г. Санкт-Петербург) и Мо-

сковского педагогического государственного университета (МПГУ, г. Москва).

По данным табл. 2 видно, что по уровню фундаментальных исследований ТГПУ является абсолютным лидером среди педагогических вузов и имеет второй показатель среди педвузов по объему бюджетного финансирования в расчете на одного исследователя, несколько уступая РГПУ Однако по финансированию фундаментальных исследований из зарубежных источников в расчете на одного исследователя намного превосходит все остальные вузы, в том числе и ведущие. Общий балл показывает, что по этому показателю ТГПУ попадает в зону «преимущества». И это преимущество является конкурентным.

Другим неоспоримым конкурентным преимуществом ТГПУ является международная кооперация. В табл. 3 приведены сравнительные данные по этому показателю, учитываются объем финансирования этой сферы научной деятельности в расчете на одного исследователя, количество международных конференций и международных публикаций в расчете на 100 исследователей.

Из табл. 3 видно, что ТГПУ, несколько уступая РГПУ по числу международных мероприятий, по другим компонентам международной кооперации намного опережает все другие педагогические вузы, что дает высший балл оценки этой составляющей научной деятельности.

Важнейшую роль, определяющую качество работы вуза, играет квалификация научно-исследовательского коллектива. Сравним данные по этому показателю, учитывающему процент работников высшей квалификации в составе ППС вуза, объем общего научного финансирования на одного исследователя, общее количество публикаций в расчете на 100 работников ППС (табл. 4).

Таблица 2

Сравнение данных по уровню фундаментальных исследований

Вуз Уровень бюджетного финансирования в расчете на одного исследователя (тыс. р.) Объем финансирования зарубежных грантов на одного исследователя (тыс. р.) Общий балл по показателю

Средний показатель по всем педвузам 25.29 2.06

ТГПУ 51.96 14.08 4.04

РГПУ им. А. И. Герцена 41.66 0.76 2.72

МПГУ 64.44 1.42 3.35

Таблица 3

Международная кооперация

Вуз Объем бюджетного финансирования в расчете на одного исследователя (тыс. р.) Кол-во междунар. конференций в расчете на 100 исследователей Кол-во междунар. публикаций в расчете на 100 исследователей Общий балл по показателю

Средний показатель по всем педвузам 2.6 25.33 9.29

ТГПУ 20.2 25.21 18.39 5.0

РГПУ им. А. И. Герцена 2.46 45.91 7.84 2.92

МПГУ 1.42 20.88 4.29 1.12

Таблица 4

Квалификация научно-исследовательского коллектива

Вуз Процент работников высшей научной квалификации Общий объем финансирования НИР на одного исследователя Кол-во публикаций в расчете на 100 исследователей Общий балл по показателю

Средний показатель по всем педвузам 69.39 62.90 232.5

ТГПУ 73.0 114.13 320.04 2.99

РГПУ им. А. И. Герцена 79.34 69.04 191.41 2.69

МПГУ 72.25 67.85 147.03 2.02

Таблица 5

Сравнительные данные по интегральным показателям

Вуз Уровень фундаментальных исследований Уровень прикладных научных исследований Состояние материально-технической базы Квалификация научно-исследова- тельского коллектива Подготовка кадров высшей научной квалификации Междуна- родная кооперация Общий балл

ТГПУ 4.04 0.87 1.97 2.99 1.77 5.00 16.64

РГПУ 2.72 3.22 3.4 2.69 4.08 2.92 19.03

МПГУ 3.35 0.0 3.09 2.02 3.73 1.12 13.31

НПГУ 0.36 2.09 3.06 2.32 2.07 1.42 11.32

Очевидно, что ТГПУ выглядит достойно по этому показателю. Для педвузов в целом этот показатель в лучшем случае находится в пределах «нормы». Однако величина этого параметра для ТГПУ (2.99) находится фактически на границе между «нормой» и «достоинством». Из анализа данных следует, что переход в зону «достоинство» по этому показателю связан прежде всего с необходимостью увеличения «остепененности» сотрудников вуза, т. е. с увеличением процента работников высшей научной квалификации в ППС.

Важным является показатель, связанный с оценкой состояния материально-технической базы, который состоит из показателя стоимости машин и оборудования в расчете на одного исследователя и коэффициента обновления машин и оборудования. В настоящее время этот показатель составляет у ТГПУ - 1.97, что находится на границе между «слабостью» и «нормой». Вместе с тем в 2011 г. ТГПУ увеличил расходы на закупку оборудования на 12.3 млн р., что привело к заметному изменению коэффициента обновления и приводит к показателю 2.47 («норма»). Как можно видеть по интег-

ральному показателю, характеризующему научную деятельность вуза, ТГПУ прочно занимает 2-е место среди всех педагогических вузов (табл. 5).

В целом в системе высшего профессионального образования и науки РФ Томский государственный педагогический университет также занимает достойные позиции. Согласно рейтингу научно-исследовательских организаций мира от Корпорации Microsoft, ТГПУ занимает 5-е место среди всех университетов России и в числе первых 20 % исследовательских организаций мира по цитируемо-сти публикаций по физике [3]. По данным исследования независимого рейтингового агентства в сфере образования РейтОР, ТГПУ на 12-м месте среди всех российских вузов по индексу Хирша, характеризующему активность и значимость научной деятельности [4]. По заказу Общественной палаты РФ «Высшая школа экономики» провела рейтинг научной и публикационной активности российских университетов за 2010 г., в котором Томский государственный педагогический университет занял 13-е место среди всех вузов России и 1-е место среди педагогических университетов РФ [5].

Список источников и литературы

1. Национальный рейтинг вузов РФ за 2010 год / Подготовлен международной информационной группой «Интерфакс» и «Радио Москвы». URL: http://unirating.ru/rating_branch.asp7bM3

2. Инновации. 2010. № 2. С. 53-61.

3. Рейтинг научно-исследовательских организаций мира по цитируемости / Подготовлен Microsoft Academic Search. URL: http://academic. research.microsoft.com/Organization/16409/tomsk-state-pedagogical-university

4. Рейтинг российских вузов по научным достижениям. URL: http://reitor.ru/common/img/uploaded/files/R_hirsh.pdf

5. Рейтинг научной и публикационной активности российских университетов за 2010 год / Подготовлен НИУ «Высшая школа экономики» (Москва) по заказу Общественной палаты РФ. URL: http://www.hse.ru/org/hse/sc/interg

Обухов В. В., доктор физико-математических наук, профессор, ректор.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 11.01.2012.

V V. Obukhov

THE PLACE OF TOMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN THE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION OF RUSSIA

In article deals with the place of Tomsk State Pedagogical University in the system of pedagogical education of Russia, it compares its performance with that of other leading universities in the country.

Key words: ranking of universities, the system of teacher education, scientific schools, innovation in education.

Tomsk State Pedagogical University.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.