Научная статья на тему 'Неформальные образования в педвузе'

Неформальные образования в педвузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМАЛЬНАЯ / ВНЕФОРМАЛЬНАЯ И НЕФОРМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ / САМООРГАНИЗАЦИЯ В ОБЩНОСТИ / ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ВУЗОВСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аникеева Нелли Петровна, Киселев Николай Николаевич

Авторы рассматривают вуз как один из разновидностей социальных организаций как целевой общности. Образовательная цель учебного заведения включает учебно-профессиональный и воспитательный аспекты. В статье раскрывается их содержание через формальную, внеформальную и неформальную структуры. Особое внимание отводится последней как определяющей (по А. И. Пригожину) самоорганизацию профессионального пространства. В неформальных образованиях создаются условия для освобождения нерастраченной социальной энергии, что особенно актуально для юношеского возраста. В статье кратко раскрываются наиболее значимые для педвуза такие неформальные образования как: «клуб вожатых», «студенческое научное общество», «ювента», волонтерский студенчески отряд и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неформальные образования в педвузе»

боты в вузе может стать условием, выполнение которого будет способствовать не только решению задач формирования личности молодого человека в процессе решения задач социализации, но также - дополнять процесс профессиональной подготовки будущего педагога как воспитателя.

Библиографический список

1. Богданова Е. В. Педагогический потенциал волонтерской деятельности в формировании субъектной позиции студентов / Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. - 2012. - Т. 18. - № 1-2. - С. 219-222.

2. Мудрик А. В. Подходы к воспитанию -взгляд с высоты птичьего полета / Вопросы воспитания. - 2009. - № 1. - С. 50-56.

3. Разуваев С. Г. Социализация современного студенчества как теоретическая проблема / Сибирский педагогический журнал. - 2013. -№ 3. - С. 63-66.

4. Ромм Т. А., Богданова Е. В., Хлытина О. М. Совершенствование и развитие профессиональной педагогической школы: сборник материалов по итогам проведенного исследования. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. - 128 с.

5. Ромм Т. А. Социальное воспитание как научная проблема педагогики. / Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. - 2012. - Т. 18. - № 1-1. - С. 18-22.

6. Сидоркин А. М. Социальное воспитание в гонке образований. / Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 2. - С. 16-20.

7. Тимонин А. И. Профессиональное воспитание как воспитание социальное. / Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинети-ка. - 2012. - Т. 18. - №. 1. - С. 55-58.

8. Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе: материалы Всерос. науч.-практ. Конф. (г. Кострома, 28-30 окт. 2009 г.) / под общей ред. Н. М. Рассадина. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. - 324 с.

УДК 370.186

Аникеева Нелли Петровна

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета, kafedra_pip68@mail.ru, Новосибирск

Киселев Николай Николаевич

Кандидат социологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии института истории, гуманитарного и социального образования, проректор по воспитательной работе Новосибирского государственного педагогического университета, nikolai_kiselev@mail.ru, Новосибирск

неформальные образования в педвузе*

Аннотация. Авторы рассматривают вуз как один из разновидностей социальных организаций как целевой общности. Образовательная цель учебного заведения включает учебно-профессиональный и воспитательный аспекты. В статье раскрывается их содержание через формальную, внеформальную и неформальную структуры. Особое внимание отводится последней как определяющей (по А. И. Пригожину) самоорганизацию профессионального пространства. В неформальных образованиях создаются условия для освобождения нерастраченной социальной энергии, что особенно актуально для юношеского возраста. В статье кратко раскрываются наиболее значимые для педвуза такие неформальные образования как: «клуб вожатых», «студенческое научное общество», «ювента», волонтерский студенчески отряд и др.

Ключевые слова: формальная, внеформальная и неформальная структура организации; самоорганизация в общности; факторы и условия вузовского воспитания.

* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ, проект № 13-06-00078а Work is performed with support of a grant of RGNF, the project No. 13-06-00078a

_ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ_

Anikeeva Nellie Petrovna

Candidate ofpedagogical sciences, professor of the department ofpedagogics and psychology of Institute of history, humanitarian and social education at the Novosibirsk state pedagogical university, kafedra_ pip68@mail.ru, Novosibirsk

Kiselyov Nikolay Nikolaevich

Candidate of sociological sciences, associate professor of the department ofpedagogics and psychology of the institute of history, humanitarian and social education, vice rectorfor educational work of Novosibirsk state pedagogical university, nikolai_kiselev@mail.ru, Novosibirsk

informal formations in teacher training university

Abstract. Authors consider higher education institution as one of versions of the social organizations as target community. The educational purpose of educational institution includes educational and professional and educational aspects. In article their contents through formal, extra formal and informal structures are revealed. The special attention is paid to the last as defining (according to A.I.Prigozhin) self-organization of professional space. In informal formations the conditions for release of not dissipated social energy that is especially actual for youthful age are created. In article the most significant briefly reveal for teacher training University such informal formations as: "club of leaders", "students' scientific society", "yuventa", volunteer, etc.

Keywords: formal, extra formal and informal structure of the organization; self-organization in a community; factors and conditions of high school education.

ВУЗ - одна из разновидностей социальных организаций. Обращаясь к организационной психологии, мы берем за основу определение классика социальных исследований А. И. Пригожина, который в качестве краткой формулировки социальной организации предлагает такое определение: «организация есть целевая общность» [4, с. 23]. Социальная организация определяется, прежде всего, формальной частью, которая задает целевую программу. Но она много сложнее формальных, функциональных отношений. Социальная организация многозначна по содержанию внутренней деятельности подразделений, групп, лиц.

В социальных науках в любой организации кроме формальной выделяют и неформальную. А. И. Пригожин подразделяет неформальную организацию на вне-формальную и социально-психологическую. Понятие внеформальной организации означает спонтанно развиваемую внутри данной организации систему связей, отношений, направленную на решение организационных задач способами, отличными от формально предписанными. А. И. Пригожин выделяет три основные черты внеформальных групп: незапланированность их возникновения, существование и функционирование наряду, параллельно с формальной организацией. И «деловое» содержание при совпадении

или расхождение направления деятельности с целями формальной организации [Там же. С. 111]. В данном случае профессионального образования. Стало быть, внеформальная организация тесно связана с формальной. Таким образом, внеформаль-ные организации повышают профессиональный потенциал участников социальной организации.

Всякая социальная организация независимо от задач и целей, вкладываемых в ее программу, считается также и специфической формой общения. Исследования показывают, что это общение отнюдь не сводится к формально предписанным контактам, а протекает и в другой, в функциональном отношении также целесообразной форме, но вне рамок организационной программы и является продуктом внутренних процессов самоорганизации. Взаимодействие индивидов в организации не исчерпывается и внеформальной сферой. Во всякой социальной организации спонтанно складывается система других межличных отношений, возникающих как неизбежный результат более или менее длительного общения, основанного на взаимодействии индивидов как личностей. В отличие от предыдущей, вне-формальной организации, имеющей предметную, функциональную направленность, эту систему отношений можно определить

как собственно неформальную, т. е. не имеющую производственного содержания. Если внеформальная организация складывается на основе формальной, во взаимодействии с ней, то причиной возникновения социально-психологической (или собственно неформальной) организации выступает взаимный интерес. Таким образом, эта разновидность неформальной организации представляет собой непосредственную, спонтанную общность людей, основанную на их личном выборе связей и ассоциаций между собой.

Формальная организация оставляет в организации некоторое социальное «пространство» нерегламентируемых ею отношений, норм, деятельность которого строится по принципам самоорганизации. Частью это «пространство» поглощается внеформаль-ной организацией, другая же часть приходится на социально-психологическую. Стало быть, и здесь ограниченность формальной организации представляет собой важное сопутствующее условие. Однако причины возникновения социально-психологической организации нельзя понять, не учитывая при этом особую роль человеческих потребностей.

Социально-психологическая организация сходна с внеформальной главным образом спонтанностью возникновения, добровольностью членства, свободой выхода из группы и т. д. Но она дальше стоит от формальной организации, менее взаимосвязана с последней. Внеформальная организация, схематично говоря, находится как бы «посредине» между формальной и социально-психологической. Если внефор-мальная организация более тесно связана с формальной, иначе говоря, включает неформализованные, но должностные отношения, то социально-психологическая организация строится из системы межличных связей и норм и индивиды здесь выступают не как функционеры, а как личности.

Неформальная организация, согласно А. И. Пригожину ведет к самоорганизации общности. Именно неформальные образования более всего востребованы в юношеском возрасте, чувствительному к процессу самовоспитания. Именно в это время актуализируется социальное развитие личности [1; 5]. Период студенчества предшествует зрелости взрослого человека и как раз по-

падает на период внутренних противоречий ролевого моратория, когда осуществлен шаг выбора профессионального пути, идет поиск смысла жизни; у многих продолжается процесс экспериментирования с социальными ролями, характерный для старших подростков. В поведении в это время наблюдается возрастная экстравертивная открытость информации, коммуникации, новым впечатлениям [2].

Согласно классической психологии личности (К. Левин, А. Маслоу, Г. Олпорт) одна из ведущих социальных потребностей человека - потребность в принадлежности. Сегодня наиболее распространенный термин -стремление к идентификации. Механизмом этого самочувствия является самосознание «Мы», которое Б. Ф. Поршнев назвал «универсальной психологической формой общности» [3, с. 87]. Именно чувство «Мы» как «фильтр доверия» (по Б. Ф. Поршневу) создает атмосферу защищенности - главное условие здорового психологического климата. Среди основных социально-психологических условий формирования общности «Мы» следует выделить роль территории. Это то пространство, где происходят эмоционально и интеллектуально значимые взаимодействия студентов различных групп, студентов и выпускников, студентов и педагогов, студентов и гостей и т.д. как внутри учебного заведения, так и вне его. Самоуправление не может функционировать, если активисты не могут собраться в «своем» месте и обсудить насущные вопросы. Внеучеб-ная деятельность не может осуществляться, если не выделены помещения для различных клубов, кружков и т.д. При современном дефиците материального пространства это особенно остро проявляется в учебно-воспитательных учреждениях.

Необходимым условием формирования общности «Мы» являются традиции и ритуалы, скрепляющие коллективные взаимосвязи. Как правило, они выполняют функцию системообразующего фактора. Они становятся эмоционально-энергетическими звеньями, скрепляющими связь различных поколений студентов, выпускников и преподавателей.

Среди обязательных условий упрочнения общности «Мы», а стало быть, передачи традиций следует указать наличие персо-

нификаторов этого «Мы», то есть лидеров. Ими, как правило, являются преподаватели - бывшие выпускники вуза, активно привлекающие своих коллег (бывших «со-кашников»), работающих вне данного вуза. Если таких лидеров нет, то никакие материальные или территориальные внешние условия общность «Мы», а стало быть, механизм эффективного воспитательного воздействия не создадут.

Данные условия способны актуализировать ряд факторов эффективного вузовского воспитания в пространстве педагогического образования. Наиболее значимым фактором следует выделить обязательное сочетание деятельности и общения. Во-вторых, к действенным факторам следует отнести идеографический (А. Р. Лурия, Н. А. Менчинская, В. С. Мухина) к студентам в противоположность номототетическому (генерализующему) подходу. В-третьих, нельзя не назвать фактор педагогической позиции вузовского преподавателя. Прежде всего, эта позиция продиктована генеративностью - заботой о становлении следующего поколения. Э. Эриксон считает, если генеративный характер деятельности отсутствует, это, несомненно, ведет к регрессу взрослого человека [8, с. 149]. Недаром А. М. Сидоркин пишет, что преподаватель использует себя в педагогическом общении как инструмент [6, с. 67]. Названные факторы имеют наибольшую вероятность быть реализованными именно в условиях неформальных образований.

В Новосибирском педагогическом университете традиции создания и поддержки со стороны ректора внеформальных объединений существуют давно. Нельзя не отметить особенно отеческое отношение к инициативам студентов и педагогов со стороны Петра Вольдемаровича Лепина, который в свою студенческую пору сам был лидером молодежного движения в нашем вузе. Сегодня в педвузе функционирует объединенный студенческий Совет ФГБОУ ВПО «НГПУ», который организует основное содержание жизнедеятельности молодежи вуза по двум направлениям.

Профессионально-адаптационное направление включает в себя деятельность по адаптации студентов к профессии, погружение в корпоративную культуру университета, адаптация к коллективу факультетов и инсти-

тутов и требованиям образовательного процесса, освоение базовых компетенций и построение индивидуальной образовательной траектории профессионального развития.

Направление социокультурного развития обеспечивает интеграцию в гражданское общество, повышение общего уровня культуры студенческой молодежи, развитие общегуманитарных ценностей студентов (гуманизма, толерантности, патриотизма), обеспечивает эффективное социально-личностное развитие студента.

Рассмотрим характеристики некоторых ключевых студенческих объединений.

1. Студенческое научное общество «Logos» (CHO), создано в 1956 году на базе существующих студенческих научных клубов. В рамках СНО созданы и функционируют: археологический музей, 9 научно-образовательных центров, 9 ресурсных центров коллективного пользования, 18 научно-исследовательских лабораторий.

2. Объединенный студенческий вожат-ский клуб, создан более 40 лет назад. В настоящее время объединяет более 1200 студентов университета. Цель деятельности клуба: развитие профессиональных педагогических компетенций студента, подготовка к работе в условиях образовательных и иных учреждений.

3. Молодежный клуб НГПУ «New Generatюn»,создан в 2001 году, объединяет более 500 студентов НГПУ Цель деятельности: профилактика негативных явлений в молодежной среде, пропаганда идей здорового образа жизни.

4. Студенческий клуб «Магистр», основан в 1976 году. В настоящее время объединяет деятельность следующих студенческих организаций и движений: самодеятельное движение, движение КВН «Неестественный отбор», театральная студия НГПУ, интеллект-клуб НГПУ. Во всех направлениях деятельности студенческого клуба задействовано до 4 000 студентов Университета. Целью деятельности студенческого клуба является развитие тенденций самодеятельного и художественного творчества студентов НГПУ, расширение творческих контактов, развитие профессиональных компетенций студентов.

5. Туристский клуб НГПУ «Ювента», основан в 1978 году, является одним из старей-

ших и сильнейших действующих туристских клубов Новосибирска. Создан с целью популяризации спортивно-оздоровительного туризма, пропаганде здорового образа жизни и приобщению к регулярным занятиям спортом. Количество участников: 150 человек

6. Объединенный волонтерский студенческий отряд, создан в 2010 году на базе факультетских волонтерских движений. Цель деятельности - формирование гражданской ответственности студентов и обеспечение деятельности волонтеров по различным направлениям, таким как помощь детям-инвалидам, детским домам, приютам животных и т.д. Количество студентов-волонтеров в настоящее время превышает 200 человек.

К действенным неформальным образованиям следует отнести и временные социально-психологические организации, являющиеся традиционными: адаптационные сентябрьские сборы первокурсников большинства факультетов, проводимых на территории детских лагерей, являющихся базовыми площадками университета; инструктивные сборы перед выходом на летнюю педпрактику; сборы студенческого актива. К традициям следует отнести и создание педотрядов (длительно существующих команд студентов и выпускников) для работы не только в детских лагерях области, но и в лагерях других регионов, а также работающих в «Орленке», «Артеке», лагерях Санкт-Петербурга. В последние десятилетия выпускники педвуза постоянно вспоми-

нают дни традиционных внутренних встреч, о громадной роли клубов, кружков, команд в личностном развитии, карьерном росте своей жизнедеятельности.

Библиографический список

1. Аникеева Н. П., Киселев Н. Н. Педагогический профессионализм в современном образовании : материалы V Международной научно-практической конференции (18-21 февраля 2009 г.) / под науч. ред. В. А. Сластенина, Е. В. Андриенко, П. В. Лепина и др. - Новосибирск: НГПУ, 2009. -Ч. 2. - С. 201-205.

2. Кон И. С. Социологическая психология: избранные психологические труды. - М.: МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 1999. - 560 с.

3. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история / отв. ред. Л. И. Анцыферова. - М.: Наука, 1979. - 232 с.

4. Пригожин А. И. Социология организаций. - М.: «Наука», 1980. - 130 с.

5. Ромм Т. А. Социальное воспитание - ресурс развития социальности в человеке // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинети-ка. - 2010. - Т. 16. - № 2. - С. 11-15.

6. Сидоркин А. М. Игровой аспект воспитания // Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск, 1989. - 122 с.

7. Сидоркин А. М. Социальное воспитание в гонке образований // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №2. - С. 16-21.

8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996 - 344 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.