Научная статья на тему 'Светлой памяти эстонского орнитолога Тайво Августовича Кастепыльда (1942-2019)'

Светлой памяти эстонского орнитолога Тайво Августовича Кастепыльда (1942-2019) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Светлой памяти эстонского орнитолога Тайво Августовича Кастепыльда (1942-2019)»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2020, Том 29, Экспресс-выпуск 1907: 1545-1556

Светлой памяти эстонского орнитолога Тайво Августовича Кастепыльда (1942-2019)

Е.Э.Шергалин

Евгений Эдуардович Шергалин. Мензбировское орнитологическое общество. E-mail: zoolit@mail.ru Поступила в редакцию 27 февраля 2020

19 марта 2019 года после тяжёлой болезни ушёл из жизни известный эстонский орнитолог Тайво Августович Кастепыльд (1942-2019).

Тайво Кастепыльд в 2012 году удостоен премии Эрика Кумари за достижения в изучении и охране природы. Фото Тийю Пыльд. https: // sakala.postimees.ee/843778/ornitoloog-palvis-looduskaitsepreemia

Тайво Кастепыльд (у эстонцев обращение по имени и отчеству не принято, только по имени) родился в разгар войны 2 сентября 1942 года в Тартумаа (Тартуском уезде) в деревне Салу в окрестностях живописного озера Саадьярв в семье сельских тружеников Августа и Хелены Кастепыльдов. Тайво рос вместе с братом и сестрой. Интерес у Тайво к

птицам возник в самом раннем возрасте, поскольку его родители работали на скотоферме колхоза «Авангард» и маленького Тайво с первых лет жизни окружали домашние животные. Ему врезалась в память находка первого гнезда лугового конька и гнёзд дроздов в окружающих ферму лесах.

Озеро Саадъярв на границе Йыгевамаа и Тартумаа на территории ландшафтного заказника Вооремаа.

Родители Тайво Август и Хелена Кастепыльд за работой. Февраль 1960 года. Фото Г.Пааса из фотособрания Государственного архива Эстонии.

Во время учёбы в средней школе Тайво познакомился со Свеном Онно (1932-1974). Последний был на 10 лет старше и пригласил Тайво в качестве помощника на полевые работы в Матсалуский государственный заповедник, созданный за два года до этого, в 1957 году. Тайво согласился и все летние каникулы провёл вместе со Свеном в обществе птиц Матсалу. Для Тайво это лето стало решающем в выборе жизненного пути. Сомнений, кем стать, у него больше не было. Затем последовала служба в армии и учёба по специальности «биолог-зоолог» в Тартуском университете. В 1970 году молодой выпускник прибыл по распределению на работу в Матсалуский госзаповедник.

Ма(5а1и КикПк Ьоо^каИяеаи

Недр?* г*' '

Матсалуский Государственный Заповедник

о

Ли

/л. се«

8 с.лзш с теп, что иектр ксяшапиия а Иоскзе у*в а течение рда лет не иокег снабжать учрпддсжвя, затшаю-сиесь колшеяш «»лд. коды:ш для птиц. Министерство лесного хозяйства а прнродь опганмаует изготовление колен

лш ИТ ни на месте. Сигнатуре! ноаьх колец н^етсн -5чЛ.0п1а

•жТ^АЬВ- ВАТ ¿Л ЫГ -•Я.МЛТ^А1,и» V _

■ "•»г-ии- учрелаепиеи, рукоаод-**** кольсеваниам, яалнется «¿атсалускм* эагютедяик (а4,«с: ост. ССР, Лижула. Катсалуский госзагюведншк:. которой Судет всстя переписку с лругиии учреждениями. эани»«шкиш?ся кольие-пт"°» ■ с грандаваим а оСлене ин сриации по кольцевание.

V/

Л

Заведуокив -¿атсал/ского госзаповедника

На основании этого письма Матсалуский заповедник перешёл на кольцевание птиц кольцами собственного изготовления. Письмо подписано заместителем директора заповедника по научной части Вальдуром Михкелевичем Паакспуу (1934-1991). Фото из архива Руслана Матрозиса.

С самого начала работы в Матсалу Тайво отличала завидная предприимчивость и неукротимая энергия. Он, помимо своей основной работы, основал центр кольцевания птиц в Пенийыэ (так называется речка, на берегу которой находится административный центр заповедника, и в переводе означает «Сучья речка») и добился использование этим центром своих колец с надписью «ESTONIA MATSALU». В то время Эстония была составной частью СССР и такой намёк на независимость воспринимался партийной администрацией явно с неодобрением. Немало было затрачено усилий, чтобы эстонские орнитологи всё-таки имели право на использование своих колец.

Директор Матсалуского заповедника Тайво Кастепыльд кольцует птенца филина в мае 1974 года. Хаапсалуский район. Эстония. Фото Энделя Таркпея из фотособрания Государственного архива Эстонии.

Поздравительная рождественская открытка 1973 года с автографом Тайво. Значок заповедника Матсалу. Из архива Руслана Матрозиса.

Тайво женился на Эве Майленд и вместе они вырастили и воспитали сына Яака и дочь Меели. Тихая и скромная Эве проработала всю свою жизнь в Матсалуском центре кольцевания. На её плечи легла вся административная работа этого центра и организация отчётности. Обработка результатов кольцевания, рассылка колец, карточек возвратов и изданных сборников также входили в её обязанности.

АКАДЕМИЯ ПАУК ЭСТОНСКОЙ ССР

Отделение химических, геологических и биологических наук

АСАЭЕМУ OP SCIENCES OP ТКЕ ESTONIAN SSR

Division of Chemical, Geological and Biological Sciences

Preprint

Т. Кастепылъд

О ПРИМЕНЕНИИ ПРИНЦИПОВ ЭВРКНГА ПРИ СОХРАНЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В МАТСАЛУСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЗАПОВЕДНИКЕ

Т. Kastepfild

ON THE APPLICATION OF THE PRINCIPLES

OF EURING TO STORE INFORMATION ON THE MATS ALU STATE NATURE RESERVE

Брошюра, подготовленная Тайво Кастепыльдом в 1977 году

ко второй Международной конференции по изучению и охране птиц Балтийского региона, проходившей в Польше.

Из архива Руслана Матрозиса.

В дополнение ко многим другим полевым работам Тайво с коллегами наладил широкую сеть добровольных кольцевателей по всей Эстонии. В 1978 году Тайво написал «Памятку кольцевателя». Было введено в действие удостоверение кольцевателя, наделявшее правом кольцевать птиц. В 1973 году вышел первый напечатанный годовой отчёт, который был разослан всем метчикам птиц по республике. В 2001 году вышел такой последний отчёт в бумажном варианте. С годами этот архив с отчётами кольцевания, перепиской с иностранными центрами

кольцевания и напечатанными на печатной машинке карточками возвратов уже не вмещался в одну комнату. В начале 1990-х годов результаты кольцевания были полностью переведены на электронные носители. Общее число возвратов ныне составляет около 50 тысяч.

Основными объектами исследований Тайво были крачки, а позже хохлатая чернеть и серая утка.

Заведующий Матсалуским центром кольцевания Тайво Кастепыльд взвешивает и кольцует утёнка серой утки. Матсалуский заповедник. Июль 1978 года. Фото Энделя Таркпеа.

Слева — Тайво Кастепыльд в Астраханском заповеднике на экскурсии во время Первого всесоюзного совещания по лебедям. 17 апреля 1980. Фото Юриса Липсберга из архива Руслана Матрозиса. Справа — Тайво и его помощник и супруга Эве Кастепыльд измеряют и описывают кладки и гнёзда птиц. Июль 1981 года. Фото Энделя Таркпея.

Тайво Кастепыльд (в центре) в апреле 1982 года во время 26-го заседания Прибалтийской комиссии по изучению миграций птиц в Литве. Фото из архива Руслана Матрозиса.

Тайво Кастепыльд (снова в центре) на том же совещании. Участники заседания направляются к могиле профессора Тадаса Иванаускаса (1882-1970). Фото из архива Руслана Матрозиса.

Тайво Кастепыльд и Хейнрих Вероманн в мае 1982 года на совещании в Орхусе в Дании. Фото Яниса Виксне из архива Руслана Матрозиса.

Птицы, окольцованные Матсалуским центром кольцевания, составляла значительную долю от общего числа птиц, окольцованных в СССР. В 1980-е годы на долю Эстонии приходилось от одной пятой до

одной четвёртой всех птиц, кольцуемых в стране. Причин тому было несколько. Во-первых, массовое и сравнительно лёгкое кольцевание птенцов в колониях чайковых птиц, осуществляемое на 1500 островах и островках Западной Эстонии, заметно и быстро увеличивало общее количество меченых птиц. Во-вторых, Эстония обладала большим количеством метчиков — около 200 человек. (В нынешнее капиталистическое время число метчиков сократилось в три раза — до 70 человек). Почти все члены орнитологической секции Эстонского общества естествоиспытателей занимались кольцеванием птиц. Большому количеству возвратов колец способствовало выгодное географическое положение Эстонии на Беломоро-Балтийского пролётного пути, на котором расположено несколько станций кольцевания. Большинство окольцованных в Эстонии птиц, особенно гусеобразных и чайковых (относительно крупных и потому заметных) улетало на зимовки в страны Западной Европы, где население было хорошо осведомлено о том, как правильно поступить с обнаруженной окольцованной птицей. Частые сообщения о найденных окольцованных птицах были хорошим стимулом работы добровольных и бесплатных помощников. Они видели результаты своего труда. Анализ эффективности мероприятий, направленных на увеличение количества возвратов в Матсалуском центре кольцевания, стал даже темой отдельного краткого сообщения, которое Тайво Кастепыльд вместе с автором данной статьи опубликовал в 24-м выпуске сборника «Орнитология» (Кастепыльд, Шергалин 1990).

Ежегодно во второй половине 1970-х и все 1980-е годы в Эстонии кольцевалось около 100 тысяч птиц. Впервые это количество было превышено в 1975 году. Автор данной статьи в 1980-е годы пометил более 10 тысяч птиц и получил более 130 возвратов. При этом на карточках о возвратах колец так часто мелькали имена одних и тех же людей, что, например, с двумя датскими наблюдателями и кольцевателями Эдди

Тайво Кастепыльд кольцует лебедей-шипунов в Матсалу. Сентябрь 1983 года. Фото Энделя Таркпеа. 1554 Рус. орнитол. журн. 2020. Том 29. Экспресс-выпуск № 1907

Фрицце и Кьельдом Петерсоном удалось установить переписку, а в 1990 году даже побывать у них в гостях в Копенгагене.

Помимо ежегодных отчётов о кольцевании птиц в Эстонии, которые начиная с 1973 года регулярно печатались вторым томом сборника «Ьоо^8еуааИи81 / Наблюдения в природе» и рассылались всем метчикам, супруги Тайво и Эве Кастепыльд подготовили к печати сборники по обнаружению в Эстонии птиц, окольцованных вне её пределов (обе части этого отчёта опубликованы в соавторстве с Рээтом Кабалом).

Отдельным томом супруги Кастепыльд опубликовали также отчёт о кольцевании птиц в Эстонии в 1968-1979 годах кольцами «Москва» Московского центра кольцевания.

Предприимчивость и организаторские способности Кастепыльда были замечены коллегами, и в 1973 году Тайво стал директором Мат-салуского заповедника. В 1977-1992 годах он возглавлял Матсалуский центр кольцевания птиц, а в 1992-2005 годах во второй раз стал директором заповедника и оставался на этой должности до самого выхода на пенсию. С годами заповедник приобрёл статус биосферного и водно-болотного угодья международного значения. Штат его составил более 40 человек. Он был и остаётся самым крупным заповедником Эстонии, а недавно приобрёл также статус национального парка.

Второй Президент Эстонии Арнольд Рюйтель (в 1969-1977 годах ректор Эстонской сельскохозяйственной академии в Тарту) поздравляет и вручает наградной знак Белой Звезды IV степени Тайво Кастепыльду накануне Дня независимости 23 февраля 2002 года. https://vp2001-2006.president.ee/et/ametitegpvus/fotoalbum.php?gid=14104&lk=206

Тайво Кастепыльд является автором и соавтором более сотни орнитологических статей. Велик вклад Тайво и в пополнение рядов армии наблюдателей птиц, поскольку сотни местных мальчишек и девчонок с соседних сёл и хуторов помогали Тайво и его коллегам на протяжении 35 лет кольцевать птиц на островах Маталуского залива. Многие из них позже сами стали биологами.

В 2011 году Тайво избран почётным членом Эстонского орнитологического общества, а в 2012 году удостоен премии Эрика Кумари за достижения в изучении и охране природы.

Вспоминается эпизод, связанный с Тайво. В 1986 году, когда я работал инженером по авиационной орнитологии в Эстонском управлении гражданской авиации, мне понадобились ловушки для отлова чаек на гнёздах с целью последующего окрашивания и изучения маршрутов их разлёта в окрестностях Таллинского аэропорта. Орнитологи Мат-салуского заповедника для изучения демографии сизой чайки такие ловушки имели и использовали. Позвонил Тайво. В ответ: «Приезжай!» Приехал, встретились с Тайво. Он молча подвёл меня к небольшой постройке, из которой достал с десяток ловушек и говорит: «Забирай!» Я стал бормотать, что, мол, Эстонское управление гражданской авиации может в адрес руководства заповедника или даже вышестоящему Министерству в ответ направить благодарственное письмо, на что последовал краткий совет: «Не трать время, просто ступай и работай».

Вклад Тайво Кастепыльда в изучение миграций птиц в Эстонии и на всём Северо-Западе СССР чрезвычайно велик. Я часто с грустью вспоминаю его открытую улыбку, стройность и даже худобу, немного длинные руки и ноги, большие кисти натруженных рук крестьянского сына, очень крепкое рукопожатие, быструю походку. Тайво обрёл вечный покой на старой части кладбища Лихула-Кабели, рядом с любимым заповедником и его птицами. Светлая ему память!

Автор выражает благодарность историку орнитологии Руслану Матрозису (Рига) за помощь с фотографиями и документами для этой статьи.

Литератур а

Кастепыльд, Т.А., Шергалин Е.Э. 1990. Анализ эффективности мероприятий, направленных на увеличение количества возвратов в Матсалуском центре кольцевания // Орнитология 24: 185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.