ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1378: 4843-4851
Архитектор, белогвардеец, оолог и эмигрант Александр Георгиевич Оклон (1889-1961)
Е.Э.Шергалин
Евгений Эдуардович Шергалин. Мензбировское орнитологическое общество. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 22 ноября 2016
11 января по старому и 23 января 1889 года по новому стилю в 11 ч 15 мин утра, согласно выписке из метрической книги, в столице Эст-ляндской губернии Российской империи городе Ревеле (ныне Таллин) в семье балтийского немца грандмайстера и члена Братства Черноголовых Георгия Оклона, родившегося в Хальяла в Эстонии в 1859 году, и его супруги Катерины Шмидт, родившейся в 1852 году также в Эстонии, в Иыэляхтме, появился на свет сын Александр Вольдемар. Саша не был единственным ребёнком в этой семье: он рос вместе с двумя сёстрами — Аделе и Кларой и двумя братьями — Георгом и Эдмондом.
Замок Тоомпеа и башня Длинный Герман в Таллине.
В те годы на самой высокой башне старого города — башне Длинный Герман - гнездилась пустельга, а на лежащем к северу от города острове Нарген (ныне Найссаар) размножались орлан-белохвост и скопа, вскоре оттуда исчезнувшие (Kumari 1954, Mank 1974). 5 февраля
1889 года Александр был крещён по лютеранскому обряду пастором Ганом в церкви святого Олая, зелёный высокий шпиль которого одним из первых замечают в морской дымке моряки, приходящие в Таллин. Век спустя флигель этой церкви приглянулся паре воронов, и с тех пор эти прежде редкие птицы ежегодно гнездятся в самом центре Старого
V
города (Lebedev, ве^аИп 1989).
Неудивительно, что Александр, очарованной красотой древнего Таллина, где сохранилось более тридцати старых башен, решил стать архитектором и поступил в Рижский политехнический институт, который окончил в 1915 году. Однако заканчивать обучение ему пришлось уже не в Риге, а в Москве, куда институт был эвакуирован в связи с начавшимися боевыми действиями Первой мировой войны. По этой же причине Александр сразу после окончания института был призван на военную службу. Так как он уже получил гражданскую строительную специальность, то он поступил в Николаевское военно-инженерное училище в Петрограде. Александр сдал экстерном выпускные экзамены с отличием и 17 апреля 1917 года окончил училище с получением звания инженер-прапорщика. Он успел принять участие в Первой мировой войне, строя военные крепости за Северным полярным кругом. Однако две революции 1917 года круто изменили ход войны, его жизнь и судьбу всей страны.
Свидетельство в рождении и крещенм.
Нынпсь изт. списка рожденных'!, н крещенныхъ Кван-гелнческо-Лютеранекжго прихода
. 5 ¿С/А 4Mb /г
Тысяча восемьсот!. V *Л ?TS
/ffi? года 0 * & *
въ //УуЧйС.
роды еА въ ¿ж&ояЬ
п ^ъА^от*- ytet/.a^y
/Т?*? года но Евангелпческо -Лютеранском}' обряду
З^ос^+А'^Ъ Jокрещеп ^ —— законпорождони .
Отмгь: ' 4
Man.: "/**А' / y/.'-Jfii^-^^- ->■
BotnpiemiaKH:
Перевод с немецкого на русский язык свидетельства о рождении и крещении Александра Вольдемара Оклона в церкви Св.Олая. Из Эстонского государственного архива: ERA 495.7.3740.
L
Э
С АЯс
L- С
nt/1, .
т
^ KldAXJC CJ^э Л^ ¿¿л^о^ A**, (^k-bXyoWh,
¡qJMIС^ь tiM, ^¿ja-/<-1}^ .Х/о Ич^оОийс(З-К-А-мз nc^fXlu-licS^ to
/t)l*f t-tyKs, uso с ^ьо^иса^.о
HjOmM? fc+J (Lh^pCa^ ПлЛ^СС Иоь&Оа /ъас ¿уо t-в.
fJpU^c^u«^, 9 u.^^
p—
¿(JCO^vt Uejo ь - Ct^oJC ** ^Яив^о CKJ.
Ц fa«.**., y^f^
ЬчЗ»~c^^^jr^
JJ2*w, juhrw.
V //
f^Uj^ns/
СЛи^зСЛ MlUiHAM) С UjiC^^aH^-b'
fkfiSLO ^ OUlu. УМ \ ^¿UQASI.,
A
Копия выписки из диплома Александра Георгиевича Оклона об окончании Рижского Политехнического Института. Из Эстонского государственного архива: ERA 495.7.3740.
Удостоверение личности на имя Александра Георгиевича Оклона, выданное ему как участнику Первой мировой войны для производства строительных работ на Северном фронте против германских войск, где он находился с 25 октября 1915 по 2 марта 1918 года. Из Эстонского Государственного Архива: ERA 495.7.3740.
В стране начинается Гражданская война. С декабря 1918 года по февраль 1919 года наш герой уже подпоручик 1-го Ревельского русского офицерского партизанского отряда. Затем он подпоручик ин-
и ч и и ¿л и и
женерной роты 1-й пехотной дивизии, которая входила во 2-й армейский корпус Северо-Западной армии (Бойков 2009). Как известно, Северо-Западная Армия под командованием генерала Н.Н.Юденича осенью 1919 года предприняла наступление на Петроград, но взять город им не удалось. Северо-Западная Армия отступила на территорию Эстонии, была интернирована и расформирована. Судьба многих офицеров и солдат этой армии, погибавших от ран, тифа, голода и холода, была очень трагичной.
Однако свободное владение эстонским языком позволило Александру Георгиевичу Оклону поступить на службу в Эстонские вооружённые силы в чине прапорщика в 1920 году, после того как по Тартускому мирному договору Россия признала независимость Эстонии и была провозглашена первая Эстонская Республика. Служил он в Управлении военного снабжения. Ровно 20 лет он отдал военному делу, занимая различные посты в этом ведомстве и уверенно поднимаясь по карьерной лестнице. Уже через три года, 22 февраля 1923, он произведён в младшие лейтенанты, 26 ноября 1924 произведён в лейтенанты, а 20 февраля 1925 — в капитаны. В 1925 году при осмотре строительных сооружений на острове Найссаар он оступился и упал на спину,
серьёзно повредив два позвонка, что потребовало длительного лечения. 1 апреля 1927 года А.Г.Оклон назначен начальником Отделения крепостей Строительного и квартирного отдела Управления военного снабжения. 18 февраля 1931 года произведён в майоры.
Александр Георгиевич Оклон в 50 лет. 1939 год. Фото Белиты Роттермунд. Из Гос. Архива Эстонии: EFA.272.0-167185.
В 1930-е годы А.Г.Оклон спроектировал здание Таллинской гарнизонной комендатуры, которое сохранилось до сих пор. Позже оно было переделано в жилой дом и ныне находится по адресу: Тарту мантеэ 51. 16 февраля 1940 года Александр Георгиевич произведён в колонель-лейтенаты. В 1938 году за безупречную службу и в связи с предстоящим 50-летием был награждён Орлиным крестом 4-го класса. Уже после установления советской власти, 20 августа 1940 года, А.Г.Оклон был назначен строительным инспектором Строительного и квартирного отдела Управления военного снабжения, но всего через три дня, 23 августа 1940 года, освобождён от действительной военной службы.
Здание гарнизонной комендатуры в Таллине, построенное в 1930-е годы по проекту А.Г.Оклона, позже переделанное в жилой дом. Фото автора.
Ещё 15 сентября 1923 года наш герой женился в Таллине на балтийской немке Аде-Надине (Адде) Рихардовне Бахманн, родившейся 12 июля 1899 года в Санкт-Петербурге. 21 июля 1935 года у них родилась единственная дочь, названная редким эстонским именем Стерна (видимо, неслучайно совпадающим с родовым названием крачек).
После прихода советской власти для сослуживцев Оклона наступили тяжёлые времена. Младшим офицерам было предложено перейти на службу в Красную армию, а старший командный состав подвергся арестам и репрессиям. А.Г.Оклон хорошо понимал, что не только звание колонель-лейтенанта (подполковника) Эстонской армии не сулит ему ничего хорошего, но он мог быть в любой момент арестован за то, что 20 годами раньше воевал в составе Северо-Западной армии против большевиков. Иллюзий у него на счёт своего будущего не было, поэтому он и его семья приняли решение — оптироваться в Германию на основе советско-германских договорённостей 1939 года, что сначала они делать не планировали. В ожидании получения германского паспорта и немецкого гражданства Александр Георгиевич вынужден был провести несколько месяцев осенью и зимой 1940/41 года «в подполье». В феврале 1941 года на одном из последних пароходов, увозящих тысячи балтийских немцев в фатерланд из их родных мест, где их предки жили порой на протяжении 6-7 веков, семья Оклонов покинула Родину. Балтийские немцы уезжали вместе со своим движимым имуществом,
главная часть которого для семьи Оклонов состояла из домашнего архива, библиотеки, коллекции птичьих яиц, собранных главой семьи и гербария, собранного его супругой. Удивительно, что несмотря на все трудности того времени (в Европе уже шла Вторая мировая война), А.Г.Оклону удалось перевести через суровое Балтийское море в разгаре зимы и сохранить основную часть его коллекции. Из-за войны погибли лишь сборы по воробьиным птицам. Эта часть коллекции пострадала в доме, разрушенном в ходе бомбардировки союзной авиацией в самом конце ужасной войны.
Первые годы эмиграции Оклоны провели в Бремене, на берегу той же Балтики, где глава семьи устроился на работу по своей прежней специальности в одном из региональном управлений по строительству.
Интересы А.Г.Оклона не ограничивались только орнитологией. В свободное от работы время он также играл на скрипке в местном хоре. Всю свою жизнь Александр Георгиевич был очень скромным, тихим и уравновешенным человеком. После выхода на пенсию в 1954 году (в возрасте 65 лет) семья Оклонов перебралась на юго-запад Германии, в университетский городок Гейдельберг, славный своими медицинскими и зоологическими школами и традициями. В этом городке в 1961 году Александр Георгиевич Оклон в возрасте 72 лет покинул этот мир и был похоронен на кладбище Бергфрихоф. Своей дочери он завещал уникальную библиотеку. В ней находилась, в частности, очень редкая
и
книга — «Flora von Est-, Liv- und Curland» магистра И.Климге, увидевшая свет в 1882 году в издательстве Франца Клюге. Книга посвящена памяти профессора Эдмунда Руссова, отца Карла Эрнста Руссова (Шергалин 2015). Говорят, что во всём мире сохранилось всего три экземпляра этого издания.
Птицами Саша увлекся ещё в детстве. Коллекцию птичьих яиц он стал собирать тоже очень рано. Надо сказать, что в те годы многие балтийские немцы в Эстонии увлекались сбором оологических коллекций. Александр наблюдал птиц, совершая экскурсионные поездки под Хаапсалу (где у его отца был дом), в Матсалу и окрестности Ревеля (Таллина). Как правило, такие поездки совершались не в одиночку, а совместно с другими орнитологами: Августом Манком, Оскаром Тим-мерманом, Эриком Кумари и Нигелем Юхтундом. Своих наблюдений Александр сам не публиковал. Полная орнитологическая библиография Эстонии, составленная супружеской четой, профессиональными врачами и орнитологами-любителями Лембитом Тааветовичем Роот-смяэ и его супругой Ильзой Эдуардовной и охватывающей три с лишним столетия (1656-1975), не содержит ни одной опубликованной работы А.Г.Оклона (Rootsmäe, Rootsmäe I. 1983). В то же время он щедро делился своими наблюдениями с коллегами. Ведущий эстонский орнитолог ХХ века профессор Эрик Вольдемарович Кумари (1912-1984) в
1937 году в издательстве государственных земель и лесов в Тарту опубликовал на эстонском языке под своей настоящей фамилией Ситс большой и основательный фаунистический обзор птиц Матсалуского залива (Sits 1937). Позже Эрик Ситс взял себе новую фамилию Кумари по названию одного из крупных островов в Матсалуском заливе. По сути дела, эта книга Эрика Ситса стала научным обоснованием необходимости создания на этой территории заповедника, что было осуществлено только при советской власти спустя 20 лет, в 1957 году. В этой книге Эрик Вольдемарович часто и много ссылается на наблюдения и сборы Александра Георгиевича Оклона — в общей сложности на нескольких десятках страниц. Поэтому главный вклад А.Г.Оклона в опубликованные сведения о птицах Эстонии содержится именно в этой книге. Упоминает А.Г.Оклона и Август Янович Манк (1914-1996) в своей статье на эстонском языке «Из истории орнитологических наблюдений в окрестностях Таллина» (Mank 1974).
Е К I k SITS
MATERJALE MATSALU LAHE LINNUSTIKUST
MATSALU LAHE ORNITOr,OOOn.ISE UURIMISE TULEMUSI AASTATEST
1928—1936
Г ENSV ТмАа» A"<i.amim I 1 Keskra^atukoTuI
R1IG1MAADE JA METSADE VALITSUSE KIRJASTUS TARTUS. 1937
Книга Эрика Ситса (Э.В.Кумари) «Материалы о птичьем мире залива Матсалу» (Тарту, 1937), в которую вошла большая часть орнитологических наблюдений А.Г.Оклона.
В 1920-е и 1930-е годы всё своё свободное время Александр Георгиевич отдавал птицам. Дочь Стерна появилась в 1935 году, когда ему было уже 47 лет. Военная служба давала определённый достаток и свободу передвижений. Дом в Таллинне, где он в то время жил (по адресу Гонсиори 9), к сожалению, не сохранился. Не сохранился и православный Введенский храм — Ревельское подворье Пюхтицкого Успенского
женского монастыря. Он стоял как раз напротив их дома, населённого лютеранами, в частности, семьями братьев Александра — Эдмунда и Георга Оклонами. Интересно, что члены семьи Оклонов пользовались тремя языками в качестве домашних: немецким, эстонским и русским.
Страсть к коллекционированию ярко проявилась у всех членов семьи Оклонов. Если Александр Георгиевич Оклон расширял оологическую коллекцию, то его супруга Адда всю жизнь собирала растения. Их дочь, согласно последней воле покойной, несколько лет назад передала гербарий матери в музей города Люнебурга в Нижней Саксонии. Единственная их дочь Стерна («Стерна» в эстонском и «Штерна» в немецком произношении), юрист по профессии, в свою очередь всю свою жизнь собирала коллекцию минералов и согласно её завещанию, после её смерти это собрание должно быть передано её исторической родине — Эстонии, которую она посещает почти ежегодно, несмотря на то, что недавно разменяла девятый десяток лет. Любопытно, что все три члена семьи Оклонов имели другие профессии, и сборы естественнонаучных коллекций они вели как любители, в качестве хобби, и все трое — по разным специальностям (орнитологии, ботанике и геологии).
К концу 1930-х годов коллекция А.Г.Оклона стала самой крупной оологической коллекцией Эстонии, включающей почти все виды птиц, населяющих Республику. Вдова Александра Георгиевича - Адда - десять лет назад передала оологическую коллекцию мужа частному коллектору в южной Германии, где она и находится до сих пор.
Автор благодарен дочери А.Г.Оклона - Стерне Оклон и сотруднику Музея природы в Таллине Леннарту Леннуку за помощь в работе над статьёй.
Литератур а
Бойков В. 2009. Краткий биографический словарь офицеров, чиновников и служащих
белой Северо-Западной армии (1918-1920 гг.). Таллин: 243. Шергалин Е.Э. 2015. Карл Эрнст Руссов (1869-1932) - орнитолог-любитель, врач и просветитель острова Сааремаа // Рус. орнитол. журн. 24 (1136): 1465-1475. Kol.-ltn. 1961. A.V.Oklon // Voitleja, detsember, № 12: 7. Kumari E.V. 1954. Eesti NSV linnud. Tallinn: 1-414. Lebedev I., Sergalin J. 1989. Rongapesa kirikutornis // Eesti Loodus 3: 168. Mank A. 1974. Ornitoloogiliste vaatluste ajaloost Tallinna umbrusest // Ornitoloogiline kogumik 7: 114-124.
Rootsmae L., Rootsmae I. 1983. Eesti Ornitoloogiline Kirjandus. 1656-1975. Tartu: 1-318. Sits E. 1937. Materjale Matsalu lahe linnustikust: Matsalu lahe ornitoloogilise uurimise tulemusi aastatest 1928-1936. Tartu: 1-329.