Научная статья на тему 'Сведения о Мордовском народе второй половины XIX−начала XX века в Архиве русского географического общества'

Сведения о Мордовском народе второй половины XIX−начала XX века в Архиве русского географического общества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
265
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / АССИМИЛЯЦИЯ / ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ / МОРДВИНИЗАЦИЯ / ОБРУСЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мокшин Н. Ф.

В статье рассматриваются материалы о мордовском народе второй половины XIX – начала XX века, хранящиеся в Архиве РГО (Санкт-Петербург), поныне еще далеко не полно изученные и введенные в научный оборот, их ценность для анализа целого ряда аспектов жизнедеятельности мордовского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION ABOUT THE MORDOVIAN PEOPLE OF THE SECOND HALF OF XIX−EARLY XX CENTURY IN THE ARCHIVES OF THE RUSSIAN GEOGRAPHICAL SOCIETY

The article deals with materials on the Mordovian people of the second half of XIX – early XX century, preserved in the Archive of the RGO (St. Petersburg), still are far from being fully explored and introduced into scientific circulation, their value to the review of a number of aspects of the life of the Mordovian people.

Текст научной работы на тему «Сведения о Мордовском народе второй половины XIX−начала XX века в Архиве русского географического общества»

Социально-политические науки

3’2013

6.2. СВЕДЕНИЯ О МОРДОВСКОМ НАРОДЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-НАЧАЛА XX ВЕКА В АРХИВЕ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Мокшин Н. Ф., заведующий кафедрой истории России, доктор исторических наук, профессор.

Место работы: ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарева»

kaf_dor@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются материалы о мордовском народе второй половины XIX - начала XX века, хранящиеся в Архиве РГО (Санкт-Петербург), поныне еще далеко не полно изученные и введенные в научный оборот, их ценность для анализа целого ряда аспектов жизнедеятельности мордовского народа.

Ключевые слова:: этнография, этническая история, ассимиляция, этнический состав, мордвинизация, обрусение.

INFORMATION ABOUT THE MORDOVIAN PEOPLE OF THE SECOND HALF OF XIX-EARLY XX CENTURY IN THE ARCHIVES OF THE RUSSIAN GEOGRAPHICAL SOCIETY

Mokshin N. F., dodor of the historical sciences, professor, head of the Chair of Russian history of the Mordovian State University Place of employment: Mordovian State University

kaf_dor@mail.ru

Abstract: The article deals with materials on the Mordovian people of the second half of XIX - early XX century, preserved in the Archive of the RGO (St. Petersburg), still are far from being fully explored and introduced into scientific circulation, their value to the review of a number of aspects of the life of the Mordovian people.

Keywords: Ethnography, ethnic history, assimilation, ethnic composition, mordvinization, russification

Русское географическое общество (РГО), основанное в 1845 году, - одно из старейших и знаменитых географических обществ в мире. Его создание сыграло выдающуюся роль в развитии не только географической, но и этнографической науки. Отделение этнографии наряду с тремя другими (географии обшей, географии России, статистики России) было открыто с самого начала основания Общества.

Необходимость систематического собирания этнографических сведений о народах России отмечалось непосредственно в «Докладной записке» об учреждении РГО. «Разрабатыванием этого поля, - говорилось в ней, -Общество несомненно бы заслужило признательность всех любителей просвещения, а равно могло бы принести пользу самому правительству, коему нередко подобные этнографические сведения бывают необходимы».

И РГО действительно положило начало новому этапу этнографического исследования народов России, в том числе мордвы. Оно сумело привлечь к изысканиям в этой области науки не только образованных людей Петербурга и Москвы, но и окраин России.

Членами РГО П. И. Мельниковым, В. Н. Майновым, А. А. Шахматовым, С. К. Кузнецовым были созданы первые крупные работы по этнографии мордовского народа, в которых использованы не только письменные данные, но и полевые материалы, собранные во время различного рода поездок к мордве, в том числе и экспедиционных, проводившихся по инициативе и на средства РГО.

В конце XIX века началась научная деятельность М. Е. Евсевьева -первого мордовского этнографа и лингвиста. В 1892 году в журнале РГО «Живая старина» была опубликована его статья «Мордовская свадьба». В 1915 году в этом же издании вышла в свет его статья «Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии». За первую статью совет РГО удостоил автора серебряной медали, за вторую - золотой. В 1912 г. мордовский ученый избирается членом - сотрудником РГО. Де-

мократически настроенные круги этого общества, среди которых особо следует назвать академика А. А. Шахматова, стремились, насколько это было возможно в условиях царизма, поощрить подготовку научных кадров из среды мордовского народа.

Труды упомянутых авторов, опубликованные в столичных изданиях, хорошо известны научной общественности, на них ссылаются, их часто цитируют, словом, широко используют в специальной литературе. Но есть еще много интересных работ о мордве, находящихся в рукописном виде, неопубликованных, которые хранятся в Архиве РГО (разряды Р-14, Р-23, Р-34, Р-36 и др.). Эти работы использовались в научной литературе недостаточно или совсем не использовались. Между тем они представляют большой интерес для науки, т. к. содержат множество ценных сведений по мордовской этнографии. Эти рукописи, как правило, - корреспонденции с мест, авторы которых, в основном представители интеллигенции и духовенства, хорошо знали предмет своих сообщений.

Сведения, содержащиеся в указанных рукописях, обычно собирались по специальным программам РГО, рассылаемым по губерниям. Они насыщены большим фактическим материалом, характеризующим не только географию тех или иных местностей, но и историю их заселения, социально-демографическую, этническую, языковую, конфессиональную ситуации, миграцию населения середины и второй половины XIX - начала XX века.

Некоторые из них полностью посвящены мордве («Описание Лукояновской округи села Кочкурово». 1848 г., автор не указан; «Описание села Средних Пичингуш Лукояновского уезда Нижегородской губернии».1850-е годы, автор не указан; Н. Симаков «Опыт описания экономического быта крестьян с. Титовки Самарской губернии, 1878), другие имеют разделы, в которых говорится о ней («Заметки путевые о городе Петровске и его уезде

11O

Мокшин Н. Ф.

СВЕДЕНИЯ О МОРДОВСКОМ НАРОДЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫXIX-НАЧАЛА XX ВЕКА В АРХИВЕ РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Саратовской губернии». 1848, автор не указан; А. М. Фадеев. «Очерки статистического описания Саратовской губернии». 1846; «Северная половина Петровского уезда Саратовской губернии». 1850, автор не указан; А. Каминский «Краткий очерк быта и состояния крестьян Самарской удельной дачи». 1854; И. Ган. «Очерк Саратовской губернии и прилегающего к ней Поволжья». 1856; «Описание берегов реки Волги в пределах Казанской губернии». 1856-57 годы, автор не указан; Воронов. Описание Волжского прибрежья Самарской губернии и замечательнейших его местностей». 1857; Е. Т. Соловьев. «Очерк заселения Тетюшского уезда Казанской губери-нии», 1876 и другие).

Остановимся, для примера, более подробно на анализе рукописи Н. Симакова «Опыт описания экономического быта крестьян с. Титовки Самарской губернии», датированной 1878 годом (Архив РГО, разряд Р-34 , опись 1, ед. хр. 11). Объем ее - 73 страницы.

Н. Симаков обстоятельно описывает расположение села, его земельный надел, число жителей, способы землепользования, в том числе общинное право владения землей, общественные и семейные обычаи, бюджет семей, народный костюм и другие стороны крестьянской жизни. Автор подробно останавливается на мордовско-русских отношениях, показывает влияние русского быта на мордовский, сходства и различия в быту мордовского и русского крестьянства.

«Находясь недалеко от города, - отмечает Н. Симаков, - и окруженные русским населением, они (мордва с. Титовка. - Н. М.) хотя и удержали свой племенной язык, но почти совсем оставили свой костюм мордовский и обычаи, женщины одеваются по-русски в сарафаны. Весьма немного осталось таких консерваторок, которые на свадьбе надевают свой «покай» (нарядная шитая белая рубашка), шлыганы (головной убор, нечто вроде кокошника с лопастью позади) и пояса (тека каркс). Мужчины теперь, как и прежде, ходят в платье совершенно русском; в постройках и атрибутах домашней жизни немногим отличаются от русских, разве тем, что у них, как лучших знатоков хлебопашества и скотоводства, заметно более удобств и приспособлений для помещений скота и других хозяйственных продуктов, да разве еще тем, что мордва, как чуваши и татары, не любят разводить свиней, зато большие знатоки до разведения гусей» (там же, л. л. 31-32).

В заключение работы автор прилагает планы дома большой и средней по величине семьи с указанием местных названий, план земельного надела этого села, обозначив особыми красками выгон, пашню, сенокос, лес, и очень искусно выполненный цветной рисунок мордовок с. Титовки, одна из которых одета в национальный костюм, а другая - в русский. Под изображением первой написано «прежде», второй - «теперь».

Имеются материалы и о некоторых случаях мордвини-зации чувашей. Например, в селе Урюм Тетюшского уезда Казанской губернии раньше проживали чуваши, которые затем были ассимилированы поселившейся там мордвой. Член-сотрудник РГО Е. Т. Соловьев писал в 1876 г., что «... с. Урюм находится на речке Урюмке в 4-х верстах от Волги. Из сохранившейся в селе отводной выписи видно, что в 1649 году на месте с. Урюма была деревня Уры, имевшая 18 дворов. К концу XVII столетия земли, принадлежавшие деревне Уры, были отданы в аренду проживающей здесь мордве, и деревня получила название Юмралки, а потом образовалось из нее село Урюм, где раньше чуваши соединились с мордвою и при-

том так, что потеряли свой природный тип и характер, так что о чувашах сохранилось только одно предание» (Соловьев Е. Т. Очерк заселения Тетюшского уезда Казанской губернии. Рукопись. Архив РГО, разряд 14, оп. 1, ед. хр. 58, л.л. 2-3; Описание берегов Волги в пределах Казанской губернии. Рукопись. Там же, ед. хр. 2, л.л. 1-2).

По данным на 1859 г., которые публиковались в списках населенных мест, численность мордвы в России составляла 650-680 тыс. человек (См.: Козлов В. И. Расселение мордвы // Вопросы этнической истории мордовского народа. М., 1960. С. 27-30). Конечно, эти цифры приблизительные, скорее уменьшающие подлинную численность мордвы по причине определенных трудностей ее учета из-за проживания во многих смешанных русско-мордовских селениях, что признавали сами переписчики и их организаторы. Так, в «Описании Волжского прибрежья и замечательнейших его местностей», которое было составлено в 1857 г. по поручению Совета РГО коллежским секретарем Вороновым и отправлено самарским губернатором вице-президенту РГО адмиралу Ф. П. Литке, сообщалось: «... мордва во многих селениях до такой степени обрусели, что совершенно изгладились следы их племенного происхождения и потому в настоящее время невозможно получить об них верных численных данных. Для примера можно указать на два селения в Самарском уезде, Спиридоновку и Кануевку, в которых ныне состоит до 4-х тысяч жителей, происходящих, за самым малым исключением, из Мордвы; но они во всех официальных сведениях признаются за русских, по невозможности отделить их число от сих последних» ( Архив РГО, разряд 34, оп. 1, ед. хр. 6, л. 24).

В Архиве РГО есть интересные, до недавнего времени не использовавшиеся в научной литературе, сведения о каратайской мордве, относящиеся к середине XIX века. Так, неизвестный автор, отвечая на запрос Совета РГО об этническом составе населения Казанской губернии, сообщал, что отатарившаяся мордва проживает в селе Рождественское (Каратаи тож) и деревне Малые Каратаи (Менситов починок тож). «Село Рождественское, Каратаи тож, - писал он, - ... населено мордвою, платившею ясак еще до покорения Казани, царям Казанским и князьям Тугушу и Асанову. Мордва эта замечательна потому, что бывши долгое время под игом татар, она утратила свой тип, нравы (кроме женщин) и язык, так что в настоящее время ни старые, ни молодые не знают ни одного мордовского слова, а объясняются чисто языком татарским». Мордва деревни Малые Каратаи (Менситов починок тож), находившаяся «под Казанским владычеством еще до покорения ее царем Иоанном Васильевичем... в начале XVII столетия и даже в 1688 году, бывши еще не крещеными, принадлежала по управлению к князь Бекбула-товой сотне...» ( Архив РГО, разряд 14, оп. 1, ед. хр. 2, л.л. 19-29).

Оценивая деятельность РГО по этнографическому изучению мордвы в целом, можно сказать, что она была не только многогранной, но и весьма плодотворной. Именно членами этого общества были написаны первые монографические исследования по этнографии мордовского народа (П. И. Мельников, В. Н. Майнов, С. К. Кузнецов), опубликованы наиболее полные для того времени собрания произведений мордовского фольклора (А. И. Шахматов, М. Е. Евсевьев), накоплен весьма обширный и ценный архивный материал - незаменимый источник географических, исторических, этнографических, лингвистических знаний о мордве второй половины XIX -начала XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.