1.3. АССИМИЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МОРДОВСКОЙ ДЕРЕВНЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
Мокшин Николай Федорович, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева».
e-mail: kaf_dor@mail.ru
Аннотация: В статье исследуются ассимиляционные процессы в мордовской деревне во второй половине XIX -начале XX века, их влияние на динамику численности мордовского народа.
Ключевые слова: ассимиляционные процессы, Мордва, деревня, крестьянство, реформа, динамика численности, миграции.
ASSIMILATIVE PROCESSES IN THE MORDOVIAN VILLAGE OF THE SECOND HALF OF THE XIXTH - BEGINNING OF THE XXTH CENTURY
Mokshin N. F., doctor of the historical sciences, professor, chair of the Prerevolutionary state history, archeology and ethnography department of the Mordovian State University.
e-mail: kaf_dor@mail.ru
Annotation: The article studies assimilative processes in the Mordovian village in the second half of the XlXth - beginning of the XXth century, its influence on the dynamics of population of Mordva.
Key words: assimilative processes, Mordva, village, peasant, reform, dynamics of population, migrations.
Еще в середине XIX в. оригинальный русский мыслитель П.Я. Чаадаев в «Письме из Ардатова в Париж», характеризуя особенности русского народа, называл его «крестьянским народом»1. Эта характеристика тем более применима к мордовскому народу, который не только в середине, но и в самом конце указанного века продолжал оставаться таковым. Как показали данные Первой Всероссийской переписи населения, проведенной в 1897 г., общий процент городского населения Европейской России составлял 12,5, а доля мордвы в нем составляла менее одного процента мордовского населения этой части страны2.
Если говорить о динамике численности любого народа, являющейся одним из важнейших параметров его этнодемографии, то, как известно, она складывается под влиянием трех основных факторов: естественного движения (рождаемости и смертности), механического движения (миграций) и этнических процессов ( консолидации и ассимиляции ). Все эти факторы, разумеется, связаны с особенностями культуры и быта народа, его историей, что также следует учитывать при определении динамики численности того или иного этноса.
По данным на 1859 г., публиковавшихся в погубернских списках населенных мест, численность мордвы в стране составляла 650 - 680 тысяч человек3. Конечно, эти цифры приблизительные, скорее уменьшающие подлинную численность мордвы по причине определенных трудностей ее учета из-за проживания во многих смешанных русско-мордовских селениях, что признавали сами переписчики и их организаторы. Так, в «Описании Волжского прибрежья и замечательнейших его местностей», составленном в 1857 г. по поручению Императорского Русского географического общества коллежским секретарем Вороновым и отправленном самарским губернатором вице-президенту Общества адмиралу Ф.П. Литке,
1 Чаадаев П. Я. Письмо из Ардатова в Париж // Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М.: Современник, 1989. С. 328.
2 Козлов В. И. Расселение мордвы // Вопросы этнической истории мордовского народа. М.: Наука, 1960. С. 36-40.
3 Там же. С. 27-30.
сообщалось: «Мордва во многих селениях до такой степени обрусели, что совершенно изгладились следы их племенного происхождения и потому в настоящее время невозможно получить об них верных численных данных. Для примера можно указать на два селения в Самарском уезде, Спиридоновку и Кануевку, в которых ныне состоит до 4 тысяч жителей, происходящих, за самым малым исключениям, из мордвы. Но они во всех официальных сведениях признаются за русских, по
4
невозможности отделить их число от сих последних» .
Первая всеобщая перепись населения России определяла национальную принадлежность по признаку родного языка. Численность мордвы по стране тогда составила 1 млн. 24 тысячи человек. По губерниям она распределялась следующим образом: Самарская -238596 (5,4 % всего населения губернии), Симбирская -188950 (12,2 %), Пензенская - 187862 (12,8 %),
Саратовская - 123893 (6,6 %), Тамбовская - 89704 (3,3 %), Нижегородская - 53093, Оренбургская - 38409, Уфимская - 37289, Казанская - 22187, Томская - 14702, Акмолинская область - 8546, Енисейская область -3873. В остальных частях Европейской России - 9980, Сибири - 2227, Средней Азии - 4534 человека5. Не только ни в одной губернии, но и ни в одном из уездов мордва не составляла большинства населения.
Приведенные материалы свидетельствуют о том, что абсолютная численность мордовского народа в царской России неуклонно росла, что является важнейшим фактором, опровергающим расхожий уже в то время тезис о его «вырождении», «вымирании», «исчезновении», «полном обрусении», тезис, особенно муссировавшийся на страницах местной печати, в частности, губернских и епархиальных ведомостей.
Так, один из корреспондентов Нижегородских губернских ведомостей А. Мартынов вещал: «Недалеко то время, когда мордовское племя совершенно сольется с великорусским, и след его исчезнет. Надо пожелать этого и другим финским племенам, более упорным в своей народности, каковы чуваши, черемисы и проч. Жаль следа исторических народов, оставивших
Архив РГО. Разряд 34. Оп. 1. Д. 6. Л. 24.
’ Новый энциклопедический словарь. Т. 27. Петроград, 1916. С. 172.
Н. Ф. Мокшин
памятники письменности и искусств; когда же подобные упоминаемые нами народцы, почти полудикие, поглощаются сильнейшим и более образованным племенем, - жалеть тут не приходится»6.
Губернским ведомостям вторили епархиальные. «Вообще же, должно заметить, - писал, к примеру, М. Гребнев в «Самарских епархиальных ведомостях»,
- дело обрусения мордвы приходит к концу: еще какая-нибудь сотня лет и от мордовского имени в Самарском крае останется одно воспоминание»7.
Так ли было на самом деле или бойкие на прогнозы царские ассимиляторы выдавали желаемое за действительное? Как показывает более обстоятельное изучение данного вопроса, отмеченные прогнозы о быстром обрусении мордовского народа оказались ошибочными, а сама постановка вопроса об ассимиляции мордвы, как ассимиляции целого этноса, была совершенно необоснованной. Нельзя, конечно, полностью отрицать определенные ассимилятивные явления как результат многогранного естественного процесса русско-мордовского этнокультурного общения, обусловленного всем ходом социальноэкономического развития российского государства. Они имели место в действительности и были, кстати сказать, обоюдными, хотя вопрос об ассимиляции русских мордвой, их мордвинизации в науке до сих пор не нашел достаточно полного освещения.
Рассмотрим главнейшие причины, обусловившие развитие ассимиляционных процессов среди мордвы. Сразу следует сказать, что они заключались не в «склонности мордвы к обрусению» и не в «особенной способности русских русифицировать племена, с которыми они сталкиваются», как считали некоторые российские ученые и писатели.
Определенное влияние на ассимиляционные процессы оказала политика царского самодержавия, особенно отразившаяся в христианизации и системе народного просвещения, поощрения наряду с так называемой вольной колонизацией организованного переселения русских крестьян помещиками и монастырями. Характеризуя степень христианизации народов Среднего Поволжья, ректор Казанской духовной семинарии Климент писал в 1844 г.: «Из числа обращенных в христианство народов более всего утвержден и наставлен в православие народ мордовский. Всех многочисленнее из числа обращенных есть народ чувашский. Можно бы ожидать от него таких же успехов в христианстве, какие видны и в мордве, если бы и чуваши были расселены между русскими»8.
Христианизация мордвы способствовала заключению смешанных браков. «А как они единой с россиянами греко-российской веры, - писал епископ Нижегородский и Алатырский Иоанн Дамаскин в 1784 г., - и по сей причине и русских девиц берут в замужество за своих детей и своих дочерей отдают за русских»9.
6 Мартынов А. Мордва в Нижегородском уезде (из заметок 1863 г.) // Нижегородские губернские ведомости, часть неофициальная, 1865. № 24. С. 194.
7 Гребнев М. Мордва Самарской губернии (историкоэтнографический очерк) // Самарские епархиальные ведомости, часть неофициальная, 1886, № 23. С. 462.
8 НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 2933. Л. 48.
9 Можаровский А. Инородцы-христиане нижегородской епархии сто лет тому назад // Нижегородские епархиальные ведомости, часть неофициальная, 1886, № 1. С. 20.
Что касается школьного образования царской России, то ее обрусительные задачи особенно четко сформулировал граф Д.А. Толстой, вступивший на пост министра народного просвещения в 1866 г. и занимавший его в течение 15 лет. «Конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, - указывал он, - бесспорно, должно быть обрусение» 0 Эту же идею выразил предельно четко представитель Синода В.М. Скворцов, выступая в 1910 г. в Казани на съезде миссионеров: «Если инородцы настолько сближаются с русскими, что забывают даже о своей национальности, то в этом деле, с православно-русской точки зрения, не может
быть ничего худого. Напротив, в этом именно и
11
заключается государственная задача русской школы» .
И все-таки роль дореволюционной школы в ассимиляции мордвы не надо переоценивать хотя бы по той причине, что большинство ее было неграмотным. Так, по переписи 1897 г. среди мордвы Пензенской губернии грамотность составляла у мужчин 11,1 %, женщин - 1,5 % (у русских
соответственно мужчин 23, 7%, женщин - 6,3%)12.
Но факторами ассимиляторской политики царского правительства и местных властей нельзя объяснить большую интенсивность ассимиляционных процессов среди мордвы, чем, например, у живших по соседству чувашей, которые в те же времена и примерно так же, как мордва, подвергались христианизации и школьное обучение которых при царизме тоже в основном проводилось на русском языке.
Среди важнейших объективных специфических причин, оказавших влияние на значительно большее развитие ассимилятивных явлений у мордвы, чем у других народов Среднего Поволжья, следует назвать исторически сложившееся смешанное чересполосное и дисперсное расселение, о котором я уже упоминал выше. «Утрата территориальной целостности, - верно отмечает этнодемограф В.И. Козлов, - нарушает этнические связи и неизбежно ведет к развитию ассимиляционных процессов; степень развития этих процессов при прочих равных условиях будет тем больше, чем сильнее смешанность народов в территориальном отношении»13.
Если в правобережье Волги мордва проживала в основном в этнически однородных селениях, то в Заволжье и Приуралье чисто мордовские селения составляли меньшинство, а в Сибири, на территории Казахстана, куда мордва мигрировала главным образом в конце XIX - начале XX в., в Закавказье она обитала почти исключительно в смешанных селениях, составляя в них как правило, меньшинство жителей.
К числу факторов, играющих существенную роль в развитии ассимиляционных процессов, Н.Н. Харузин относил «смешанные браки, географические условия (легкость сношения между народами), общность религии и сходства или различия в быту» 4 Перечень
10 Куманев В. А. Революция и просвещение масс. М., 1973. С. 59.
11 Миссионерский съезд в гор. Казани 13-26 июня 1910 г. Казань, 1910. С. 552.
12 Сандина Т. И. Развитие народного образования в Мордовии. Саранск, 1969. С. 11.
13 Козлов В. И. К вопросу об изучении этнических процессов у народов СССР. Опыт исследования на примере мордвы // Советская этнография, 1961, № 4. С. 65-66
14 Харузин Н. Н. К вопросу об ассимилятивной способности
русского народа // Этнографическое обозрение, 1894. № 4. С. 48.
этот, конечно, далеко не полон, тем более, что в нем опущен такой существенный фактор, как уровень развития производительных сил и социальных отношений. Ясно, что при феодализме, с характерной для него замкнутостью натуральных хозяйств, ассимиляция протекает медленнее, чем при капитализме, когда эта замкнутость исчезает, растут экономические связи, а социальная дифференциация в деревне приводит к развитию отходничества, отливу сельского населения в города, на промышленные предприятия и т.д. «Вдали от родных деревень, -писал И.Н. Смирнов, - в чужой обстановке мордва постепенно отвыкает от старых обычаев и впитывает в себя элементы русского быта»15.
Большое значение в развитии ассимилятивных процессов у мордвы имели также незавершенность ее консолидации, слабые экономические и культурные связи между отдельными группами ее, разбросанными на территории более двадцати губерний.
Но было бы неправильно думать, что в царской России происходил лишь процесс ассимиляции мордвы русскими и полностью отрицать явления противоположного характера, т.е. определенную мордвинизацию русского населения. Как отмечал Н.Н. Харузин, «русские при столкновении с инородцами иногда принимали обычаи, одежду и подчас даже язык своих инородческих соседей, усваивали себе и некоторые религиозные представления,
- одним словом, не только не ассимилировали себе инородцев, но и сами, забывая свою национальность, увеличивали собой число инородцев»16.
Правда, некоторые авторы, сталкиваясь в жизни с подобными фактами, считали их не только удивительными, «едва мыслимыми», а то и просто «аномальными», «противоестественными» и по-
своему искренне поражались тому, как в ряде сел «мордва не только крепится, устойчиво оставаясь мордвой, но и сверх того, еще ассимилирует в мордву русских поселенцев среди них»17.
Мордвинизация обычно происходила в тех смешанных мордовско-русских селениях, где русские составляли меньшинство или же проживали среди мордвы дисперсно. Например, в мордовском селе Иванцево Лукояновского района Нижегородской области одна из улиц называется Рузынь пе (Русский конец, порядок). Эта улица была основана переселенцами из Орловской губернии, которых туда поселил граф Протасов-Бахметьев, бывший владелец села. Старожилы помнят, что их прадеды говорили по-русски, но еще при царском режиме омордвинились. Некоторые сведения о времени заселения Русского конца (порядка) имеются и в письменных источниках, в частности, в рапорте священника Иванцевского прихода К. Добротворского от 1886 г. Нижегородскому миссионерскому комитету, который опубликован А. Можаровским.
«Приход села Иванцева, - говорится в рапорте, -состоит из мордвы племени эрзя в количестве 2202 душ обоего пола, именно: в Иванцеве 1284 души и в деревне приходской Шандрове 918 душ. В селе Иванцеве в числе мордвы есть до 30 семейств русских, переведенных сюда помещиком из Орловской губернии 60 лет назад. Но эти русские семьи, поселившись в мордовском селе, омордовились
15 Смирнов И .Н. Мордва. Казань, 1895. С. 112.
16 Харузин Н. Н. Указ. раб. С. 45.
17 Можаровский А. Руссо-мордвы на Нижегородской почве // Нижегородские губернские ведомости, часть неофициальная, 1893. № 36. С. 1-3.
вследствие того, что стали принимать в свои семьи мордву. В настоящее время чисто русскими остаются только старики и старухи из переселенцев душ до 50, остальные же члены так называемых русских семейств, родившись от русского и мордовки или наоборот, и живя среди мордвы, усвоили мордовские
18 о
привычки и язык» . В настоящее время не сохранилось ни одного из бывших переселенцев и их потомков, которые считали бы себя русскими.
Сходный пример процесса мордвинизации был зафиксирован в с. Пикшень Лукояновского же уезда (ныне Большеболдинского района) Нижегородской области. Отвечая на запрос Нижегородского
миссионерского комитета о составе населения и состоянии религиозности своего прихода, священник А. Раевский писал в 1886 г.: «Приход села Пикшень состоит из 1500 (735 м. и 765 ж.) душ мордвы племени эрзя, в том числе 11 семейств русских, часть коих переселена помещиком лет 80 назад из с. Пустошки Сергачского уезда (Нижегородской
губернии. - Н.М.), а часть из его же имения села Гнездникова Орловской губернии. Эти русские
семейства наполовину уже омордовились и
представляют из себя какую-то смесь мордово-руссов и в домашнем быту и в религиозных понятиях: преобладающий язык мордовский, а религиозные понятия представляют смесь христианства, мордовского язычества и русских народных суеверий»19. И такие факты не единичны, но в целом, конечно, по своему размаху мордвинизация русских происходила в гораздо более скромных масштабах, чем обрусение мордвы, что не в последнюю очередь объясняется и разной их численностью.
Имеются свидетельства и о некоторых случаях мордвинизации чуваш и татар. Например, в с. Урюм Тетюшского уезда Казанской губернии раньше проживали чуваши, которые затем были ассимилированы поселившейся там мордвой, «потеряли свой природный тип и характер, так что о чувашах сохранилось только одно предание - писал в 1876 г. член-сотрудник Русского географического общества Е.Т. Соловьев. В 1897 г. в Урюме было 2443 жителя, все мордовской национальности20. В тех же селениях, где татары или чуваши составляли большинство, мордва, в свою очередь, подвергалась в той или иной степени татаризации или чувашизации, хотя эти этнические процессы по своей интенсивности значительно уступали процессу обрусения.
Один из известных российских публицистов конца XIX - начала XX в. Н.Н. Оглоблин, совершив путешествие по Мордовскому краю, писал: «Маленькое сравнительно мордовское племя блистательно доказало за время своего многовекового сожительства с огромным русским племенем и свою историческую живучесть, и свою способность к культурному развитию. А раз это так, значит, мордва
18 Можаровский А. Руссо-мордвы на Нижегородской почве. С. 3.
19 Можаровский А. Руссо-мордвы на Нижегородской почве. С. 3.
20 Соловьев Е. Т. Очерк заселения Тетюшского уезда Казанской губернии // Рукопись Архива РГО. Разряд 14. Оп. 1. Д. 58. Л. 2-3; Описание берегов Волги в пределах Казанской губернии. Рукопись. Там же. Разряд 14. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-2; Риттих А.Ф. Материалы для этнографии России. Казанская губерния. Ч. 1-2. Казань, 1870. С. 219; Бобровников Н.А. Инородческое население Казанской губернии. Вып. 1. Татары, вотяки, мордва. Казань, 1899. С. 68.
Н. Ф. Мокшин
доказала свое историческое право на самобытную
жизнь среди и рядом с русским народом»21.
Список литературы:
1. Архив РГО. Разряд 34. Оп. 1. Д. 6. Л. 24.
2. Бобровников Н.А. Инородческое население Казанской губернии. Вып. 1. Татары, вотяки, мордва. Казань, 1899.
3. Гребнев М. Мордва Самарской губернии (историкоэтнографический очерк) // Самарские епархиальные ведомости, часть неофициальная, 1886, № 23.
4. Козлов В. И. К вопросу об изучении этнических процессов у народов СССР. Опыт исследования на примере мордвы // Советская этнография, 1961, № 4.
5. Козлов В. И. Расселение мордвы // Вопросы этнической истории мордовского народа. М.: Наука, 1960.
6. Куманев В. А. Революция и просвещение масс. М., 1973.
7. Мартынов А. Мордва в Нижегородском уезде (из заметок
1863 г.) // Миссионерский съезд в гор. Казани 13-26 июня 1910 г. Казань, 1910. Можаровский А. Инородцы-
христиане нижегородской епархии сто лет тому назад // Нижегородские епархиальные ведомости, часть неофициальная, 1886, № 1.
8. Можаровский А. Руссо-мордвы на Нижегородской почве //
Нижегородские губернские ведомости, часть
неофициальная, 1893. № 36.
9. Нижегородские губернские ведомости, часть
неофициальная, 1865. № 24.
10. НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 2933. Л. 48.
11. Новый энциклопедический словарь. Т. 27. Петроград, 1916.
12. Оглоблин Н. Н. В Мордовском крае (из заметок туриста) // Исторический вестник, 1899. № 9.
13. Описание берегов Волги в пределах Казанской губернии // Рукопись Архива РГО. Разряд 14. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-2.
14. Риттих А.Ф. Материалы для этнографии России.
Казанская губерния. Ч. 1-2. Казань, 1870.
15. Сандина Т. И. Развитие народного образования в Мордовии. Саранск, 1969.
16. Смирнов И .Н. Мордва. Казань, 1895.
17. Соловьев Е. Т. Очерк заселения Тетюшского уезда Казанской губернии // Рукопись Архива РГО. Разряд 14. Оп. 1. Д. 58. Л. 2-3.
18. Харузин Н. Н. К вопросу об ассимилятивной способности русского народа // Этнографическое обозрение, 1894. № 4.
19. Чаадаев П. Я. Письмо из Ардатова в Париж // Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М.: Современник, 1989.
21Оглоблин Н. Н. В Мордовском крае (из заметок туриста) // Исторический вестник, 1899. № 9. С. 893.