Научная статья на тему 'Свадебный обряд семейских как часть нематериального наследия (по материалам Красночикойского района Забайкальского края)'

Свадебный обряд семейских как часть нематериального наследия (по материалам Красночикойского района Забайкальского края) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1052
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЛЕДИЕ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ / НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / СТАРООБРЯДЧЕСТВО / СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД / СВАТОВСТВО / ДЕВИШНИК

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ваганова Екатерина Викторовна, Иванова Евгения Владимировна

В статье рассматривается уникальная культура старообрядцев Красночикойского района Забайкальского края. В работе дано определение нематериального культурного наследия. Здесь представлено мнение о необходимости не только изучения старообрядцев Красночикойского района как явления, но и сохранения и возрождения их духовных ценностей и культурного наследия. Свадебный обряд семейских представлен как уникальное нематериальное наследие региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEDDING CEREMONY THE SEMEYSKIKH AS A PART OF NON - MATERIAL HERITAGE (ON MATERIALS OF KRACNOCHIKOYSKY DISTRICT OF ZABAYKALSKY KRAI)

Anarticle is devoted to the unique culture of Old believers of Krasnochikoysky district of Zabaykalsky Krai. Definition of non-material cultural heritage is given in research. The opinion on need not only studying of Old Believers of Krasnochikoysky district as the phenomena, but also preservation and revival of their cultural wealth and cultural heritage is presented by authors. The wedding ceremony the semeyskikh as unique non-material heritage of the region is presented.

Текст научной работы на тему «Свадебный обряд семейских как часть нематериального наследия (по материалам Красночикойского района Забайкальского края)»

ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

101

УДК 392.51:008(571.55)

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД СЕМЕЙСКИХ КАК ЧАСТЬ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ КРАСНОЙ И КОЙСКОГО РАЙОНА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ)

Ваганова Екатерина Викторовна,

к.и.н., доцент кафедры музеологии и наследия, ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры» (Улан-Удэ, Республика Бурятия, Российская Федерация). E-mail: ev_vaganova@mail.ru

Иванова Евгения Владимировна,

студент, направление подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры» (Улан-Удэ, Республика Бурятия, Российская Федерация). E-mail: ivanova_sssy_vsgiktamail.ru

В статье рассматривается уникальная культура старообрядцев Красночикойского района Забайкальского края. В работе дано определение нематериального культурного наследия. Здесь представлено мнение о необходимости не только изучения старообрядцев Красночикойского района как явления, но и сохранения и возрождения их духовных ценностей и культурного наследия. Свадебный обряд семейских представлен как уникальное нематериальное наследие региона.

Ключевые слова: наследие, культурное наследие, нематериальное наследие, народная культура, старообрядчество, свадебный обряд, сватовство, девишник.

WEDDING CEREMONYTHE SEMEYSKIKH AS A PART OF NON-MATERIAL HERITAGE (ON MATERIALS OF KRACNOCHIKOYSKY DISTRICT OF ZABAYKALSKY KRAI)

Vaganova Ekaterina Viktorovna,

candidate of historical sciences, associate professor of a muzeologiya and heritage "The East - Siberian state institute of culture" (Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russian Federation). E-mail: ev_vaganovatamail.ru

Ivanova Evgenia Vladimirovna,

student of the IV course of the direction of preparation "Muzeologiya and protection objects of cultural and natural heritage" of "The East - Siberian state institute of culture" (Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russian Federation) E-mail: ivanova_sssy_vsgiktamail.ru

Anarticle is devoted to the unique culture of Old believers of Krasnochikoysky district of Zabaykalsky Krai. Definition of non-material cultural heritage is given in research. The opinion on need not only studying of Old Believers of Krasnochikoysky district as the phenomena, but also preservation and revival of their cultural wealth and cultural heritage is presented by authors. The wedding ceremony the semeyskikh as unique non-material heritage of the region is presented.

Keywords: heritage, cultural heritage, non-material heritage, national culture, Old Belief, wedding ceremony, courtship, hen night.

Старообрядчество является уникальным явлением как российской, так и мировой религиозной и социально-культурной истории. Современная наука и общественные движения пытаются найти новые ответы на вопросы, которые связаны с рождением российской истории и культуры. Исследование культуры русского народа не может быть

полным без изучения нематериального наследия старообрядчества как носителя древних традиций. Современное общество осознало необходимость не только изучения старообрядчества Восточного Забайкалья, но и сохранения и популяризации его наследия.

102

Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». №5. 2017 г.

На сегодня понятие «нематериальное наследие» имеет несколько толкований. Так с 2003 г. после Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже под этим понятием понимается: «обычаи, формы, представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними предметы, артефакты и культурные пространства, признанные обществом

в качестве части их культурного наследия» [3]. В

-

риального культурного наследия перечисляются объекты, которые относятся к нематериальному

наследию: «устные традиции и формы выражения,

-

ного культурного наследия; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами» [3]. В Концепции Российской

-

го культурного наследия народов Российской Федерации принято понимать «обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а

также связанные с ними инструменты, предметы,

-

ные сообществами, представляющие историческую и культурную значимость и внесенные в Каталог объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации» [7].

-

лья начинается с истории заселения края после так называемых их «выгонок» (1735 и 1764 гг.) из Ветки и Стародубья, входивших в первой половине

XVIII в. в состав Польши, куда старообрядцы в свое

-

дований после раскола русской церкви» [2, с. 9].

-

калье во второйХУШв. по рекам Чикой и Джида,

-

торые сегодня входят в состав Красночикойского района [2, с. 9]. В последствии, из-за нехватки земель они стали селится вверх по верховью р.

Чикой, образовывая новые села. Таким образом,

-

йском историко-краеведческом музее им. Н.В. Гладких, появились следующие села:

1767г. - Новая деревня (Малоархангельск);

1789г.-с. Укыр;

1798г. - с. Шимбилик;

1805г. - с. Быково;

1884г. - с. Афонькино;

1884г. - с. Черемхово [6, с. 45].

-

ловека на протяжении всей жизни, например: рождение, смерть, праздники, традиции, обряды, язык и др. Обряд же стал наиболее ярким его проявлением. На наш взгляд, одним из самых интересных обрядов является свадебный.

Русский свадебный обряд это не только семейный праздник, но и сакральное явление с

-

чески-бытовой акт. Немаловажную роль в нем

-

рон. Они обменивались подарками, исполняли песни, от них во многом зависела свадьба в целом [5]. Повсеместно свадьба состояла из нескольких взаимодополняющих этапов, которые делятся на предсвадебный, день свадьбы и послесвадебный [5].

Первый этап включал в себя сватовство (сговор)

-

ниха и невесты обговаривали сроки проведения свадьбы и другие организационные моменты. Де-вишник же был обрядом прощания с девичеством, подругами, родителями, уход из родительского дома [5].

-

ными обрядовыми действиями. Сюда входили:

выкуп невесты, обряд благословения молодых

-

ный обряд [5].

Послесвадебный этап начинался утром после первой брачной ночи молодых. Весь второй день сопровождался игрищами, песнями, плясками, а в конце дня проводили обряд «тушения свадьбы» [5].

Свадебный обряд был неразрывно связан с магией и мифологий, потому что многие действия носили символический и скрытый характер. Вся

русская свадьба пронизана песенным искусством,

-

ния, приговоры, ритуальные песни, драматические сценки, игры, которые нередко сопровождались «ряжением» [5].

Все эти компоненты можно проследить и на примере семейских Забайкалья, однако обряд имел свои локальные особенности, которые связаны с

местом проживания, укладом жизни, влиянием

-

йского историко-краеведческого музея им. Н.В. Гладких Арефьева М.И. описала этот обряд со слов старожилов. Мария Ивановна говорила, что

девочек начинали готовить к семейной жизни с

-

ли прясть, готовить, воспитывать детей, а также готовить свое приданное. Для этого в каждой

семье был специальный сундук, куда постепенно

-

ные принадлежности, иногда в него укладывали вещи для будущего мужа. Издревле считалось, чем полнее сундук, тем богаче невеста [4].

Юноши не могли ухаживать за девушкой, пока у нее в косе не появится «косник», так называлась лента, которую в косу девушки вплетала мать. «Косник» являлся как бы сигналом к тому, что девушка готова к замужеству [4].

-

юдному согласию, но иногда браки заключались

и по «сговору» родителей, то есть без согласия

-

ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЮЗ

дила замуж «убегом» - без согласия родителей, в этом случае молодые должны были просить у них прощения, которое, чаще всего, они получали, но бывали случаи, когда уходили без прощения. Иногда родители, договорившись между собой, сами устраивали свадьбу «убегом», для того, чтобы уменьшить расходы [4].

Сам традиционный свадебный обряд был очень

близок к обряду православному. В такой обряд

-

вишник, церковное венчание и сама свадьба [4].

-

сутствовал, оставался дома, а сваты приходили в

дом невесты. Перекрестившись и поздоровавшись,

-

зяев пройти, сесть на лавки. Хозяевам становилось

понятно, зачем пожаловали гости, поскольку они

-

дина), отсюда, от порога и велись дальнейшие переговоры. Только после согласия родителей отдать дочь замуж, сваты проходили к столу. На сведение приходили уже родители и сам жених, которого за стол не сажали, он оставался у порога, пока родители угощались и договаривались о дне венчания [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-

вишник. Приданое к этому моменту было готово,

нужно только похвалиться перед подругами, всё

-

бы с утра подруги с песнями наряжали невесту к

венчанию. В церковь она ехала в девичьем уборе:

-

чья пояска. За косу девичью при выкупе невесты обычно брали плату. Выкупом руководили подруги невесты. Они с подносом обходили всех поезжан (свита жениха), и те, под пение девушек должны были отдариваться. С песней подводили невесту к жениху и провожали к свадебной кошеве, на которой молодые отправлялись в церковь [4]. В церкви волосы девушки расплетали на две

косы, меняли девичью пояску на кичку (головной

-

вящалась и с этого момента женщина не имела права снимать кичку до самой смерти. Даже на ночь кичка не снималась, а голову мыли один раз в неделю, в отсутствии мужа. То есть, даже собственный муж не должен был видеть жену простоволосой [4].

В этот момент у дома жениха разворачивалось

-

пали приданое невесты. Для этих целей с каждой стороны выбирали самых бойких, «горластых» представителей. Со стороны невесты старались взять как можно больше, а сторона жениха дать наоборот меньше, а то и вовсе выкрасть сундук.

Посмотреть на выкуп собиралась вся деревня. В

-

роны сговаривались. Молодых встречали у ворот родители жениха с иконой и хлебом-солью, затем

благословляли и провожали в дом, следом вносили

приданное. В доме молодая невестка снимала с

-

ники (полотенце), а вместо убранного стелила свои собственные, из своего сундука. Старший из родни жениха обводил невестку вокруг стола по солнцу три раза с молитвой и наговором, и только после этого начинали собирать стол для свадебного торжества. За стол садились только родственники с обеих сторон, молодые ребята и девушки за стол не садились. А молодожёны должны были стоять возле стола и кланяться, отвечая на дарение и пожелания [4].

На второй день свадьба продолжалась в доме невесты. В этот день принято было «машкаратить»

то есть гости наряжались «кто во что горазд», и

-

стические сцены. Обязательным блюдом в доме

-

давать гостям молодые. Считалось: чем богаче выручка, тем зажиточнее будет семья. Но нужно было строго следить, чтобы блюдо с яичницей не выкрали [4].

-

стям», т.е. свадьба по очереди обходила дома участников свадебного торжества. В каждом доме готовился стол для угощения, но нигде подолгу не задерживались. К вечеру все возвращались в дом невесты, «тушить свадьбу». На улице, возле

ворот, раскладывали костёр. Через него прыгали,

-

жены, взявшись за руки, чтобы не было никакого «худа». Затем прыгали все участники свадьбы. Возле костра пели, плясали. Когда костёр догорал, его затаптывали и прощались, так считалось, что свадьба состоялась [4].

На сегодня свадебный обряд красночикойских

семейских претерпел некоторые изменения. В

-

щении структуры обряда. Так в современной семейской свадьбе, например, нет «смотрин», а многие обрядовые песни исчезли, а вместо них стали исполнять современные застольные песни и частушки. Однако некоторые элементы обряда устойчиво сохраняются: выкуп невесты, приготовление и продажа яичницы, тушение свадьбы [2, с. 47].

Итак, мы видим, что в Красночикойском районе

нематериальное наследие сегодня более других

-

шению, поэтому работа с ним должна включать

сохранение и актуализацию. Сохранение данного

-

ством формирования б азы данных объектов

нематериального наследия, совершенствования

-

деляются такие пути сохранения наследия как: поддержание традиции в естественной среде, сохранение традиции в учреждениях культуры,

104 Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». №5. 2017 г.

его популяризация различными средствами и для сохранения уникального нематериального

фиксация объектов на материальных носителях наследия старообрядцев Восточного Забайкалья. [1]. Все это может и должно быть применимо

Источники и литература

1. Глушкова, П. В. Актуализация календарной обрядности русских в деятельности музеев под открытым небом в Сибири: автореф. дис. канд. культурологи/ П. В. Глушкова. - Кемерово: 2015. - 25 с.

2. Зенкова, Т. М. Народная традиционная культура семейских Восточного Забайкалья: история и современность: учебное пособие / Т. М. Зенкова. - Чита: «Экспресс-издательство», 2010. - 152 с.

3. Международная конвенция по охране нематериального культурного наследия, Париж 17 октября 2003 г. [Электронный ресурс].URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001325/132540r.pdf (дата обращения 09.12.2016 г.)

4. Полевые материалы автора (Материалы - записи старожилов с. Красный Чикой, директора Красночикойского историко-краеведческого музея им. Н. В. Гладких Арефьевой Марины Ивановны)

5. Русский народный свадебный обряд [Электронный pecypc].URL: http://www.studfiles.ru/preview/2558106 (дата обращения 07.12.2016 г.)

6. Хроника земли чикойской: очерки о Красночикойском районе. - Чита: ООО «Экспресс-издательство», 2013.

7. Электронный каталог объектов нематериального культурного наследия народов России. [Электронный ресурс]. URL:http://www.rusfolknasledie.ru (дата обращения 09.12.2016 г.)

References

1. Glushkova, P. V. Aktualizatsiya kalendarnoy obryadnosti russkikh v deyatel'nosti muzeev pod otkrytym nebom v Sibiri: avtoref. dis. kand. kul'turologii [Update of Russian calendar rites in the open-air museum activities in Siberia] / P. V. Glushkova. - Kemerovo: 2015. - 25 s. (In Russ.).

2. Zenkova, Т. M. Narodnaya traditsionnaya kul'tura semeyskikh Vostochnogo Zabaykal'ya: istoriya i sovremennost':

-

datel'stvo», 2010. - 152 s. (In Russ.).

-

ktronnyy resurs].URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0013/001325/132540r.pdf (data obrashcheniya 09.12.2016 g.) (In Russ.).

4. Polevye materialy avtora (Materialy - zapisi starozhilov s. Krasnyy Chikoy direktora Krasnochikoyskogo is-toriko-kraevedcheskogo muzeya im. N. V. Gladkikh Aref'yevoy Mariny Ivanovny) (In Russ.).

-

files.ru/preview/2558106 (data obrashcheniya 07.12.2016 g.)

-

chikoisky area]. - Chita: ООО «Ekspress-izdatel'stvo», 2013. - 312 s. (In Russ.). 7. Elektronnyy katalog ob'ektov nematerial'nogo kul'turnogonaslediya narodov Rossii: [Electronic Catalogue of the intangible cultural heritage of the peoples of Russia] [Elektronnyy resurs]. URL:http://www.rusfolknasledie.ru/ (data obrashcheniya 09.12.2016 g.) (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.