Научная статья на тему 'Изменения в семейной обрядности старообрядцев Белокриницкой иерархии в Амурской области в XX-XXI вв'

Изменения в семейной обрядности старообрядцев Белокриницкой иерархии в Амурской области в XX-XXI вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
499
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАРООБРЯДЧЕСТВО / ПОПОВЦЫ / БЕЛОКРИНИЦКАЯ ИЕРАРХИЯ / ТРАДИЦИИ / ОБРЯД / ТРАДИЦИОННЫЙ БЫТОВОЙ УКЛАД / МИГРАЦИИ / АДАПТАЦИЯ / OLD BELIEF / POPOVTSY / BELOKRINITSKAYA HIERARCHY / TRADITIONS / RITE / TRADITIONAL MORALS AND MANNERS / MIGRATIONS / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Матющенко Виктория Сергеевна

В статье анализируется проблема трансформации обрядов перехода<Обряды перехода религиоведческий термин, обозначающий ритуалы, сопровождающие переход человека из одного статуса в другой.> (свадебных, родильных и похоронных) у амурских старообрядцев Белокриницкой иерархии в XX-XXI вв. Изучение изменений производится на основании полевых материалов автора по старообрядцам-поповцам. Выявлена утрата традиционных свадебных обычаев при незыблемом сохранении церковного венчания. При рассмотрении родильных обрядов середины XX начала XXI в. обнаружена их упрощённость в сравнении с теми, которые были у беспоповцев. У исследуемой группы старообрядцев уже с середины XX в. в обрядовой практике, связанной с рождением, отсутствуют языческие атавизмы и суеверия. Особую роль амурские староверы-поповцы отводят крещению и дальнейшему приобщению ребёнка к церкви. В похоронно-поминальной обрядности старообрядцев в середине XX в. также наблюдается упрощение ритуала: он начинает основываться на строгих конфессиональных установках. Архаические элементы признаются в качестве языческих и постепенно либо уходят, либо синкретизируются с христианскими, получая новую интерпретацию. Автор приходит к выводу, что современное старообрядчество Белокриницкой иерархии в Амурской области имеет скудную обрядовую деятельность, которая ограничена процессами, связанными с участием священника, или прописана в церковных правилах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changes in family rites of Old Believers of Belokrinitskaya Hierarchy in Amur region in the twentieth and the twenty-first centuries

The article analyses a problem of transformation of the rites of passage1 (wedding, maternity, funeral) among the Amur Old Believers of Belokrinitskaya Hierarchy in the twentieth and twenty-first centuries. The study of changes is done on the basis of the author’s field studies about the Popovtsy Old Believers. The loss of traditional wedding rites under stable preservation of church wedding is revealed. The simplicity of maternity rites is discovered during the examination in the middle of the twentieth century and the beginning of the twenty-first century in comparison to those which the Bespopovtsy had. The analysed group of the Old Believers didn’t have pagan atavisms and superstitions in ritual practice already in the middle of the twentieth century. A special role the Amur Popovtsy Old Believers give to christening and further introduction to the church. The funeral and commemorative rites of the Old Believers in the middle of the twentieth century are also simplified: the ritual starts to be based on strict confessional directions. Archaic elements are accepted as pagan and gradually either disappear or syncretize with Christian with new interpretation. The author comes to the conclusion that modern Old Belief of Belokrinitskaya Hierarchy in the Amur Region has poor ritual activity which is limited by the processes connected with the priest’s participation or prescribed in the church rules.

Текст научной работы на тему «Изменения в семейной обрядности старообрядцев Белокриницкой иерархии в Амурской области в XX-XXI вв»

Изменения в семейной обрядности старообрядцев Белокриницкой иерархии в Амурской области в XX—XXI вв.

Виктория Сергеевна Матющенко,

кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных наук Амурской государственной медицинской академии, Благовещенск. E-mail: [email protected]

В статье анализируется проблема трансформации обрядов перехода1 (сва -дебных, родильных и похоронных) у амурских старообрядцев Белокриницкой иерархии в XX—XXI вв. Изучение изменений производится на основании полевых материалов автора по старообрядцам поповцам. Выявлена утрата традиционных свадебных обычаев при незыблемом со хранении церковного венчания. При рассмотрении родильных обрядов середины XX — начала XXI в. обнаружена их упрощённость в сравнении с те -ми, которые были у беспоповцев. У исследуемой группы старообрядцев уже с середины XX в. в обрядовой практике, связанной с рождением, отсутству -ют языческие атавизмы и суеверия. Особую роль амурские староверы - по -повцы отводят крещению и дальнейшему приобщению ребёнка к церкви. В похоронно - поминальной обрядности старообрядцев в середине XX в. так -же наблюдается упрощение ритуала: он начинает основываться на строгих конфессиональных установках. Архаические элементы признаются в качест -ве языческих и постепенно либо уходят, либо синкретизируются с христиан скими, получая новую интерпретацию.

Автор приходит к выводу, что современное старообрядчество Белокриниц кой иерархии в Амурской области имеет скудную обрядовую деятельность, которая ограничена процессами, связанными с участием священника, или прописана в церковных правилах.

Ключевые слова: старообрядчество, поповцы, Белокриницкая иерархия, традиции, обряд, традиционный бытовой уклад, миграции, адаптация.

Changes in family rites of Old Believers of Belokrinitskaya Hierarchy in Amur region in the twentieth and the twenty-first centuries. Victoria Matyushchenko, Amur State Medical Academy, Blagoveschensk, Russia. E-mail: [email protected].

The article analyses a problem of transformation of the rites of passage1 (wed -ding, maternity, funeral) among the Amur Old Believers of Belokrinitskaya

1 Обряды перехода — религиоведческий термин, обозначающий ритуалы, сопрово -ждающие переход человека из одного статуса в другой.

Hierarchy in the twentieth and twenty - first centuries. The study of changes is done on the basis of the author's field studies about the Popovtsy Old Believers. The loss of traditional wedding rites under stable preservation of church wed ding is revealed.

The simplicity of maternity rites is discovered during the examination in the middle of the twentieth century and the beginning of the twenty first century in comparison to those which the Bespopovtsy had. The analysed group of the Old Believers didn't have pagan atavisms and superstitions in ritual practice al ready in the middle of the twentieth century.

A special role the Amur Popovtsy Old Believers give to christening and fur -ther introduction to the church. The funeral and commemorative rites of the Old Believers in the middle of the twentieth century are also simplified: the rit -ual starts to be based on strict confessional directions. Archaic elements are accepted as pagan and gradually either disappear or syncretize with Christian with new interpretation.

The author comes to the conclusion that modern Old Belief of Belokrinitska -ya Hierarchy in the Amur Region has poor ritual activity which is limited by the processes connected with the priest's participation or prescribed in the church rules.

Keywords: Old Belief, Popovtsy, Belokrinitskaya Hierarchy, traditions, rite, tra -ditional morals and manners, migrations, adaptation.

В последние годы на фоне исламизации мирового сообщества в России активизируются национально - культурные процессы и движения, осно -вывающиеся на коренных национальных традициях. Культурные традиции возрождаются через создание этнокультурных объединений и изучение истории и основ религии. Ведётся поиск нравственных основ и духовных ценностей этносов, в т.ч. русского народа. Одним из носителей нацио -нальной религии является старообрядчество. Социальная, религиозная и экономическая жизнь «древлеправославных» общин обращала на себя внимание благодаря уникальности их культуры и традиций, а также спе -цифике формирования и развития старообрядческих сообществ в кон тексте социально культурных процессов. В связи с этим интерес к иссле дованию старообрядчества Белокриницкой иерархии никогда не угасал в научных кругах, актуален он и сегодня.

Дальневосточное старообрядчество освящается в работах Ю.В. Ар -гудяевой [1], В.Ф. Лобанова [4], И.Л. Шевнина [5] и других исследователей. Амурская область всегда была многонациональной и полирелигиоз ной. С момента освоения Приамурья здесь жили мусульмане, буддисты, православные, протестанты и представители других конфессий. Одними из первых в Приамурье пришли старообрядцы и укоренились на данной территории. Староверы создали два анклава — беспоповский (современ -ный Архаринский район) и поповский (Свободненский район). Поповский

анклав до сих пор существует и представлен прихожанами церкви Пре -ображения Господня (г. Свободный). Актуальность изучения жизни это -го прихода обусловлена тем, что он является единственным старообряд -ческим приходом в Амурской области.

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРЯДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У АМУРСКИХ СТАРООБРЯДЦЕВ

Учитывая важность обрядовой традиции для старообрядцев, мы изучили некоторые обряды амурских староверов поповской направленно сти. Цель исследования — проанализировать изменения в семейной об -рядности старообрядцев Белокриницкой иерархии в Амурской области в XX—XXI вв. В рамках указанной цели следует решить следующие за -дачи: во - первых, исследовать обряды «перехода» у старообрядцев Бело -криницкой иерархии в Амурской области, а именно обряды свадебные, родильные и похоронные; во - вторых, проанализировать основные аспек -ты внутрисемейных отношений указанной группы староверов. Объектом исследования выступают обряды перехода (свадебные, родильные и по хоронные обряды) у амурских старообрядцев Белокриницкой иерархии, предметом исследования — изменения в их семейной обрядности.

Работа основана на результатах полевых исследований, проведённых автором в 2005—2015 гг. посредством интервьюирования, включенного наблюдения, анализа старообрядческих фотографий, дневников, метри -ческих книг и других документов. Информантами выступали священник и прихожане прихода церкви Преображения Господня — выходцы из ста рообрядческих сёл Климоуцы, Семёновка, г. Свободный (Амурская обл.), г. Находка (Приморский край), с. Виски (о. Сахалин), с. Пологи (Украина). Т.к. анализ обрядности построен на материалах интервью и бесед со ста рообрядцами поповцами, наше исследование охватывает период с сере дины XX в. по настоящее время. Собранные материалы являются новым вкладом в изучение данной группы старообрядчества.

Старообрядцы поповцы проводят для себя очень чёткую грань — где заканчиваются обряды и начинаются обычаи. Так, под «обрядностью» староверы понимают строго регламентированные церковными догмата ми и канонами правила. Всё остальное для них является обычаем и необя зательно для исполнения.

Стоит отметить одну из особенностей обрядовой деятельности по повцев, связанную с социально политическим положением того времени, о котором велась речь с информантами. А именно — военные и послево енные годы. В советские годы на территории СССР возникла проблема со священством («оскуднение священства»): многие священники были рас -стреляны, остальные находились в ИТЛ и тюрьмах. В частности, в 1939 г. на территории СССР оставался всего один старообрядческий священник.

Таким образом, из - за отсутствия священника староверы были вынужде -ны руководствоваться гражданскими законами. Так, например, старо -обрядцы сначала вступали в гражданский брак, а спустя несколько лет их венчал священник. Главной проблемой для староверов было креще -ние младенцев. Старейшина семьи имел право «погружать» детей в воду, это заменяло крещение. Но как только появлялась возможность, священ -ник докрещивал ребёнка. Что касается похоронно - поминальной обряд -ности, то и здесь был найден выход. Миряне заочно отписывали покойни -ку грамоту об отпущении всех грехов. При этом священник должен был молиться о спасении души усопшего. Таким образом, тяжёлая социаль но - политическая ситуация в стране наложила отпечаток на обрядовую деятельность старообрядцев.

СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ

Свадебные обряды представляют собой важный этап в жизни моло -дых людей. Это переходный обряд, в процессе которого жених и невес -та «отлепляются» от родителей, умирают в своей прежней жизни и воз -рождаются в новой, обретая иной социальный статус. Свадебный обряд у старообрядцев Белокриницкой иерархии наполнен символизмом. В нём просматриваются сохранившиеся архаические черты свадебного ритуа ла, например, осыпание молодожёнов зерном. Зерно является символом возрождения и вечной жизни.

Брачные стратегии старообрядцев не исключали межэтнических и межконфессиональных браков. Единственным условием при этом яв -лялся переход супруга в старообрядчество. Межэтнические браки за ключались между русскими и китайцами. В советские времена это была довольно распространённая практика. Китайцы принимали старообряд -ческую веру, крестились и венчались. Не запрещены такие браки и сего дня, но по факту они не заключаются, т.к. не русских женихов и невест нет. Староверы, как и прежде, вступают в брак с никонианами и людьми ин дифферентными к религии; к межконфессиональным бракам также мож -но отнести союз русских с китайцами как представителей старообрядче ства и иной религии. Результаты межэтнических и межконфессиональных браков были различны: одни семьи сохраняли веру, в других — супруг, пе -решедший в старообрядчество, «срывался». Многие из таких семей рас пались по различным причинам, например, прелюбодеяние, злоупотреб ление спиртными напитками, равнодушное отношение к вере. В случае расторжения церковного брака виновная сторона не имела права же ниться второй раз. Священник, вновь обвенчавший такого человека, по церковным правилам низвергался из церковного сана. И наоборот: неви -новный в распаде семьи человек мог быть венчан ещё раз. Причинами к расторжению брака являлись смерть одного из супругов и блуд, т.е. пре -

любодеяние. Только в этих случаях допускался второй брак. По сведени -ям информантов [7; 8], практически все будущие мужья староверок были невоцерковлёнными, о качестве их веры мы не можем судить. После при -нятия старообрядчества, крещения и венчания они так и не ходили в цер ковь. И хотя такие люди вели жизнь, не соответствующую староверу, хо ронили их всё же по старообрядческим традициям.

Таким образом, по церковным правилам, актуальным и сегодня, брак у старообрядцев заключается один раз, поэтому староверы очень тща -тельно подходят к выбору супруга. Если жених или невеста, уже давшие согласие жениться, передумывали, то можно было отказаться от догово рённости. Это нужно было сделать на ранних этапах подготовки к свадьбе, т.к. отказ накануне венчания считался позором для семей обеих сторон.

Но отказывались редко. По воспоминаниям о. Сергия Боголюба, на Ук -раине в этом случае выносили тыкву или арбуз (гарбуз) [6], не объясняя причин. Отказаться от брака можно было в любой момент до самого та инства. Если девушка давала положительный ответ, назначали день свадь бы. Как правило, это происходило за столом. Будучи уверенными в по ложительном ответе, доверенные лица жениха приходили на сватовство с угощениями, вином и закуской.

Раньше в старообрядческой традиции было принято рано выходить замуж. Из за недостатка невест брачный возраст девушки начинался в 13 лет. Советское время трансформировало этот обычай: теперь де -вушки могли выйти замуж и в 27 лет. Это связано, прежде всего, с недос -татком женихов, т.к. многих мужчин репрессировали, другие погибли на войне. На современном этапе нет определённого брачного возраста, он варьируется от 18 до 30 лет.

Несмотря на то, что многие очень рано выходили замуж, в случае, ко гда оба супруга были коренными староверами, семьи получались очень крепкими и дружными. Это обусловливалось тем, что сфера семейной жизни строго регламентировалась конфессиональными установками. Правила совместного проживания прописаны в книгах «Кормчая», «Закон Божий», «Правила святых отцов», «Библия». Уважение, послушание и по читание мужа воспитывались в девочках с детства, прежде всего, на при мере родителей. Мужчины в таких семьях не употребляли алкоголь, не ку -рили и были обязаны по церковным правилам содержать свою семью в достатке. Семья считалась отдельным организмом, самостоятельно пре -одолевающим все невзгоды. Построение крепких семейных отношений являлось обязанностью женщины. Она должна была принять своего мужа, каким бы он ни был.

Староверы всегда чтили таинство брака. Свадебный обряд растяги -вался на неопределённое время. Он включал в себя несколько этапов: знакомство, сватовство, венчание и свадебный пир. Сейчас те же этапы свадьбы проходят намного быстрее. Следует отметить, что для старооб рядцев свадьба — это, прежде всего, церковный брак, а не гражданский.

Знакомство девушек и парней происходило в разных жизненных си -туациях. Они могли увидеться в церкви, познакомиться на гуляниях — «шалманах». На них молодёжь развлекалась, играла, пела песни. Иногда парня и девушку знакомили родители. Часто будущие жених и невеста даже не видели друг друга: если мотивы свадьбы были «политическими» (цель — породниться с определённой семьёй) или если в своей деревне не находилось достойного кандидата в супруги.

Сегодня у старообрядцев «шалманы» не проводятся, поэтому знако -мятся молодые в церкви, в мирской жизни. Свадеб по «политическим» мотивам также нет, что позволяет девушкам и парням жениться по люб -ви и собственному желанию.

В сваты обычно брали друзей или крёстных. Участие в сватовстве же -ниха не предусматривалось. Сватали фольклорными фразами — «у нас ку -пец, у вас товар», — пели песни, шутили. Сватовство считалось у поповцев не обрядом, а обычаем, напрямую оно связывалось с народным фольк лором, и следование церковным канонам не предусматривалось. В со ветское время этот обычай исчез. Теперь парень и девушка могут про -сто сообщить родителям о своём намерении жениться. Как правило, им не противятся.

После сватовства родители благословляли жениха и невесту: жениха, как правило, — иконой «Спас Нерукотворный» или другой иконой с изо бражением Иисуса Христа2, а невесту — иконой Богородицы. Затем образа передавались будущим супругам. Иконы могли быть новыми или старин ными; они передавались в семье из поколения в поколение. Эта традиция сохраняется по сей день.

Свадьбу, как раньше, так и сейчас, стараются назначать на весну — после Пасхи, или на осень — после Покрова, когда в огороде уже убран урожай. Ещё одно условие — отсутствие поста и церковных праздников.

После договора о свадьбе шёл долгий период подготовки. Семьи же ниха и невесты заготавливали праздничные угощения, шили наряды, ле пили пельмени, делали котлеты, пекли хлеба и т.д. В современных ус ловиях этот этап значительно сократился. Староверы уже не стремятся самостоятельно изготавливать свадебный обед, все необходимые продук ты покупаются в магазине.

Непосредственно перед самой свадьбой устраивался девичник и маль -чишник. Девушки собирались, пели песни, невеста прощалась с неза -мужней жизнью. Эта традиция сохраняется и сегодня, но т.к. она не рег ламентируется церковными правилами, то в случае необходимости её пропускают.

2 В данном случае приводится авторское изложение обряда благословления у ста -рообрядцев, вследствие этого употребляется традиционное устоявшееся написа -ние в современном русском языке имени Христа — Иисус, в то время как в старо -обрядческой традиции указанное имя пишется с одной буквой «и» — Исус.

В последний момент перед венчанием друзья «продавали» жениху невес ту. Обычай продавать невесту схож с обычаем выкупа невесты в современ ной традиции. Отметим, что во всех свадебных обрядах и обычаях родите ли не принимают участие, но они являются почётными гостями на свадьбе.

На свадьбу приглашали всех родственников и знакомых. Например, в г. Свободном даже в советский период число гостей достигало 70—80 чел. В таких случаях в доме убирали перегородки, чтобы расширить простран ство. Если свадьба праздновалась в деревне, то приглашались все её жите ли. В этом случае столы накрывали на улице под навесом. Т.к. на сегодняш ний день большинство старообрядцев живёт в городе, и взаимодействуют они чаще всего только при церковной деятельности, такие обширные празднества уже не устраиваются. На свадьбу приглашают только родст венников и близких друзей. Та же тенденция наблюдается и у староверов, живущих в деревне.

На свадьбу обязательно приходили с подарками. Чаще всего стара лись дарить предметы, необходимые в хозяйстве: сковороды, кастрю ли и т.д. Но были и шуточные подарки — петух или поросёнок, которых должны были поймать сами молодожёны.

При венчании было обязательно присутствие тысяцкого и посаженных родителей — это ответственные лица со стороны родителей, чаще всего по жилые родственники. С мужской стороны — мужчина, с женской — женщина.

Свадебная одежда староверов отличалась скромностью. Чаще всего венчались в том же, в чём ходили в церковь. Женщины наряжались в са -рафан или длинное платье, кофту с юбкой, обязательно платок, только всё более праздничное. Мужчины — в брюки и рубаху. В процессе обру -чения менялись элементы женского наряда. В момент обручения жених и невеста входили в церковь, им читалась молитва, и молодые обменива -лись кольцами. Перед венчанием девушке вычитывалась молитва на на девание обруса. В разных регионах обрус имеет разное название — кич ка, шашмура. Перед венчанием девушке расплетали одну косу, которую она носила до венчания, заплетали две и связывали их вместе. На голо ву надевали кичку — символ замужества, сверху — косынку в знак того, что она уходит из старой жизни. Поверх всего надевали платок, символи зирующий покрытие головы усопшего. Девушка как бы умирала в своей прежней жизни и возрождалась в новой. В таком одеянии она должна бы ла ходить везде — и в церкви, и дома. Данный этап свадебной обрядно сти — это собственно таинство брака, он остаётся неизменным и сегодня.

Свадебный пир длился два дня. У родственников он мог затянуться на неделю. На следующий день после свадьбы молодожёны шли к ро -дителям мужа, затем — к родителям жены. В финале свадебного обряда родственники приходили в гости к молодожёнам, дабы оценить хозяйст венность молодой жены. Современные староверы стараются придержи ваться этой традиции и после свадьбы ходят друг к другу в гости, хотя и могут нарушать очерёдность посещения гостей.

Завершая краткий анализ свадебной обрядности старообрядцев Бе локриницкой иерархии в Амурской области, отметим, что к настояще му времени наблюдается упрощение свадебного ритуала, его сокращение в сравнении с обрядностью начала XX в. [2]. При незыблемом сохране -нии церковных обрядов традиционные свадебные обычаи утрачиваются.

РОДИЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ

Анализ полевых материалов, собранных нами среди староверов Бе локриницкой иерархии в Амурской области, свидетельствует о том, что родильные обряды амурских старообрядцев поповцев отличаются уп рощённостью. Тем не менее, рождение ребёнка являлось одним из важ -нейших событий в их жизни. Беременность воспринималась как естест венный физиологический процесс, поэтому существенных запретов для беременных не существовало. К тому же староверы поповцы были кате горически против дохристианских суеверий, что значительно уменьшило количество связанных с беременностью и родами обычаев. Единственным существенным ограничением, актуальным и сейчас, являлся запрет зачи нать ребёнка накануне праздников.

Если беременная женщина была здорова, она вела обычную жизнь: все свои обязанности выполняла наравне с другими и не работала лишь в праздничные дни, как и остальные. Как и всем староверкам, ей нельзя было подстригаться. Сегодня в обычаях староверов, которые сами они называют суевериями, сохраняются запреты на шитьё (по поверьям, ес -ли беременная женщина будет шить, то у младенца срастутся пальчики). Беременная работала и в поле. В памяти информантов сохранились слу чаи, когда женщины там и рожали [10]. Сами староверки вспоминают, что и на восьмом месяце беременности они носили воду, топили печь, копали картофель, в более поздние времена продолжали учиться и т.д. [9]. Но ес -ли женщина плохо себя чувствовала, то родственники оберегали её, помо гали по дому, приносили еду, управлялись с хозяйством, следили за деть ми. Подобное наблюдается и сейчас.

Старообрядцы не придавали значения полу будущего ребёнка, поэто му примет, связанных с распознаванием пола было очень мало. Нам попа лись лишь три приметы: если беременная женщина на просьбу показать руки покажет их ладошками вверх, то будет мальчик, вниз — девочка; если женщине во время беременности хотелось сладкого, овощей, то будет де вочка, а если мяса — мальчик; если живот по форме острый, то будет маль чик, круглый — девочка. С точки зрения практической выгоды желали ро дить «сначала няньку, потом ляльку», т.е. сначала девочку, потом мальчика.

Как правило, женщины староверки Белокриницкой иерархии предпо читали рожать в больницах. Но бывали случаи, когда по ряду причин это было невозможно. Тогда роды принимала бабка повитуха или кто то из

родственников, например, мама или бабушка. Рожали в бане или в таком месте, где никто не видит. Топили баню, грели воду, давали бабке- пови -тухе ножницы. Роды сопровождались молитвами. За удачное разрешение от бремени молились все: и повитуха, и роженица, и родственники. Обря -ды, сопровождавшие сам процесс родов, нашим информантам, к сожале -нию, не известны. Сегодня все староверки рожают в больницах, за их здо ровье и удачные роды, как и раньше, молятся все родственники. Функции повитухи за ненадобностью никто не выполняет, поэтому не исключено, что данная социальная роль в скором времени перестанет существовать.

Очистительные обряды для родивших женщин проходили только с участием священника.

Если женщина плохо себя чувствовала после родов, то родственни ки помогали ей, пока она не поправится. Если роженица была здорова, то она сразу принималась за свои повседневные дела. В послеродовой пе риод все родственники и знакомые приходили проведать женщину, при -носили много продуктов — у кого что было дома: хлеб, сметану, масло. Сегодня этот обычай сохраняется, хотя роженицу чаще всего навещают не дома, а в больнице.

Одним из важных этапов родильных обрядов является обмывание «ко пытков». По этой традиции полагалось приглашать родственников и дру зей, чтобы отметить рождение ребёнка. Родители малыша угощали гос тей. Этот обряд может рассматриваться как скрытая милостыня.

В первые дни жизни ребёнка родители подбирали ему имя. Традиция имянаречения не изменилась. Выбор происходил с помощью «святцев», то есть в день какого святого ребёнок родился, таким именем и называ ли. У староверов были книги, календари с именами и датами рождения святых. Если имя не нравилось, то выбирали из имён святых, поминаемых в течение двух недель до и после рождения ребёнка.

Самым важным моментом родильных обрядов являлось крещение. Ре бёнка троекратно погружали в воду, держа его лицом на восток. Во время этого обряда вычитывались молитвы. И погружение, и следующее за ним крещение проводилось в проточной воде. Если климатические условия позволяли, то крестили в реке, если нет, то в купели, наполненной про точной водой. После погружения на младенца надевали рубашку (распа шонку), крестик и поясок. Последние два предмета сопровождали чело века всю жизнь и хоронились вместе с ним. Если сохранялась рубашка, то её клали под голову усопшему.

Для крещения ребёнка выбирали крёстных, как правило, кого то из родственников. Это делалось по нескольким причинам. Во первых, крё стные родители становятся родственниками своему крестнику, как и их дети. Для прошлого века эта причина являлась крайне актуальной, т.к. в небольшой общине староверов существовал дефицит женихов и невест. Крёстное родство делало брачные отношения между детьми невозмож ными. А т.к. родственники всё равно не могли жениться между собой, то

крёстное родство между ними ничего не меняло. Во вторых, крёстными выбирали людей, которым доверяли и которые, в случае смерти родных родителей, могли их заменить. На эту роль чаще всего подходили близкие родственники — сёстры, братья, тёти и дяди. В третьих, крёстными выби рали людей, сведущих в религии, потому что они на всю жизнь станови -лись наставниками для своего крестника.

Таинство крещения, как и таинство брака, строго регламентируют ся церковными правилами и потому остаются неизменными. Изменились лишь мотивы раннего крещения детей. Детская смертность была высокой, а священник не всегда был доступен, поэтому в случае смерти ребёнок мог остаться некрещёным. Для старообрядцев это было очень страшно, потому что некрещёные младенцы не попадают в рай. Сегодня медицина более развита, но старообрядческая традиция велит крестить детей как можно раньше. Считается, что после крещения ребёнок обретает анге ла хранителя, он меньше подвержен заболеваниям. Поэтому староверы стремятся «погрузить» своих младенцев.

Анализ родильных обрядов у амурских староверов Белокриниц-кой иерархии середины XX — начала XXI в. показывает их упрощённость в сравнении с обрядностью беспоповцев [3, с. 264—275]. У старообряд -цев - поповцев уже в середине XX в. отсутствовали языческие атавизмы и суеверия. Как и раньше, у них принято строгое следование церковным канонам. При этом контроль осуществляется только за духовной сферой жизни, не изменяющейся со временем; материальная жизнь интегриро вана в социум и подвержена его влиянию. Вследствие этого особую роль амурские староверы поповцы отводят обряду крещения и дальнейшему приобщению ребёнка к церкви, а сам процесс рождения предоставляют больничному персоналу.

ПОХОРОННО - ПОМИНАЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ

В понимании староверов, смерть — это процесс отделения души от те ла. Отношение старообрядцев к данному процессу дуалистично: с одной стороны, терять близких людей очень тяжело, но с другой — старообряд цы понимают неизбежность смерти и относятся к ней с религиозной точки зрения. Они уверены, что человеку воздастся по заслугам, а т.к. все старооб рядцы свято чтут традиции, церковные каноны и догматы, то у них большая вероятность попасть в рай. Похоронно поминальная обрядность включа ет в себя три этапа: предпогребальный (действия перед смертью и во вре мя смерти, омовение, обряжение, положение во гроб), погребальный (вы нос из дома, отпевание в церкви, погребение) и поминальный (поминки).

Предпогребальный этап поминального обряда начинался ещё при жизни человека. Если перед смертью человек долгое время болел, то его приходили проведать родственники и друзья. Они просили прощения друг

у друга. В процессе умирания человеку читали молитву на исход души, пе ред смертью давали причастие, если присутствовал священник. К причас тию на смертном одре допускались все.

После смерти человека его тело омывали. Женщин — женщины, муж чин — мужчины. Чаще всего этим занимались родственники, но не запре щалось и посторонним, если родственникам было тяжело. Если человек причастился и умер в течение трёх дней, его не омывали. Если прошло от трёх дней до недели, то омывали лишь нижнюю часть тела, если боль ше недели, то полностью. Тело омывали крестообразными движениями. В процессе омовения читали Псалтырь и молитву: «Господи Исусе Хри -сте, упокой душу раба твоего...». Вещи, которые использовались при омо -вении, старались сжечь, а воду вылить в такое место, где не ходят люди. В этот день зажигали лампадку, которая горела в течение 40 дней и освя -щала душе покойного дорогу в загробный мир.

После омовения на усопшего надевали «смертельную одежду». Муж чинам — портки (брюки), рубаху, поясок, крестик (чаще всего покупали новый), руки складывали крестом, связывали руки и ноги, поверх оде жды надевали саван и переплетали его (пеленали) тремя крестами — на груди, животе и коленях. Женщинам — поясок, крестик, длинную рубаш ку с длинным рукавом, а сверху сарафан. Одежда обязательно была но вая, неношеная. Для погребения шили сарафаны или юбку с кофтой. Сле дом надевали чуни или бахилы — чулки, сшитые в форме сапожка; после этого тело клали в саван.

Саван — посмертная одежда — по старообрядческой традиции изго тавливалась чаще всего самим усопшим ещё при жизни по определённым правилам. Если человек был ещё жив, саван шили на машинках, а если уже умер, то только на руках, без узелков. Лоскутки и нитки после рабо -ты собирали. Старообрядцы старались приготовить посмертную одежду для себя сами, чтобы их родственники, огорчённые смертью близкого че ловека, не были обременены лишними заботами. Для облегчения надева ния савана они писали записки с краткими указаниями о местоположении вещей и о том, какие действия необходимо предпринять.

Следующий этап — это очищение гроба. Гроб традиционно готовил ка ждый себе сам, но сейчас его покупают. При очищении гроба вычитывали молитву «Положение во гроб», в него клали подушку с зашитыми в неё во лосами покойника, собранными им за всю жизнь. Затем помещали тело. В случае если на похоронах не мог присутствовать священник, то усопше -му в руки клали подписанную священником грамоту об отпущении гре хов. В другую руку покойнику клали лестовку3. На лоб надевали венец — полоску ткани с крестом посредине, иногда с нанесённой на неё молитвой.

3 Лестовка — распространённый в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старо -обрядцев тип чёток в виде плетёной кожаной ленты, которая используется для об -легчения подсчёта молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на мо -литвах.

После положения во гроб усопшего староверы в течение трёх дней прощались с ним. Трое суток возле гроба читали Псалтырь. Бдения воз ле усопшего без молитвы бессмысленны. В течение 40 дней после смер ти человека родственники читали Сорокоуст: чтецы сменяли друг друга, и молитва звучала постоянно.

Человека старались похоронить на третий день после смерти до 15:00, потому что церковные сутки начинаются с этого времени и если не по хоронить до этого, то пойдёт уже четвёртый день после смерти. Но ино гда обстоятельства вынуждали староверов нарушать традицию (на -пример, в случае криминальной смерти, когда требуется заключение судмедэксперта).

Покойника отпевали в церкви. При этом клали его ногами к алтарю, будто он сам присутствует на молитве. Выносили покойника ногами впе рёд, как будто он сам идёт. Гроб на руках несли родственники. Впереди похоронной процессии шли староверы с крестом в руках и пели «Святый Боже». Традиционно все шли до кладбища пешком, но сейчас через неко торое расстояние гроб грузят в машину, и все рассаживаются по маши -нам, и так добираются до кладбища.

На кладбище освящали могилу, кадили, читали молитвы. Могилу рас полагали так, чтобы покойник лежал лицом на восток. Усопшему развязы вали руки и ноги. Затем следовало прощание с умершим: староверы кре стились, молились, подходили к покойнику, целовали в венчик, кланялись в землю и просили прощения: «Раб божий, (Имя), прости меня и тебя Бог простит», — и вновь кланялись в землю.

Простившись, лицо покойника накрывали саваном, сверху покрыва лом, крестообразно на тело выливали масло и закрывали гроб. Священ ник читал молитву, а гроб опускали в могилу. Священник первый кресто образными движениями бросал три горсти земли, затем — родственники и все остальные.

На могилу традиционно ставили большие деревянные кресты. В по следнее время староверы отходят от традиции и ставят памятники, но их венчает небольшой крестик. Могилу окружают оградками.

Поминки устраивали сразу после захоронения. Этот обряд для старо -веров — помин души посредством молитвы. После поминовения разда вали милостыню (то, что мирские люди и называют поминками) — обед. Если по каким то причинам староверы не могли устроить поминки дома, то они заказывали столовую. Если похороны выпадали на постный день, то заказывали постную пищу. С собой приносили кутью — обязательное ри туальное блюдо. Её готовили из пшеницы с мёдом. Кутья имеет символи ческое значение: пшеница — символ вечности, возрождения; мёд — знак сладкой райской жизни. Спиртное на поминальном обеде строго запре щалось, и до сих пор считается, что этим усугубляется положение души усопшего. Но всё же у староверов сложилась традиция в отсутствии поста выпивать по 3 рюмки водки.

Староверы старались избегать мирских обычаев: не носили траур, т.к. это не регламентировано церковными канонами, не подвергались суеве риям (например, не закрывали зеркала, как это делают мирские).

Таким образом, похоронно поминальный обряд старообрядцев Бело криницкой иерархии эволюционировал и практически полностью отторг языческую архаику. Если и сохранились признаки язычества, то они ин -терпретируются в христианском смысле. Например, покойника несут впе рёд ногами не для того, чтобы он не запомнил дорогу домой, как приня -то в язычестве, а потому что он якобы идёт сам. Если покойнику на глаза кладут монеты, то не потому что они пригодятся ему в загробном мире, а для того, чтобы не открывались глаза и т.д. Таким образом, архаические представления о душе и её посмертном существовании синкретизирова лись с христианскими и получили христианскую интерпретацию.

В отличие от язычества и некоторых беспоповских согласий, отноше -ния живых и мёртвых у старообрядцев поповцев иные. У первых сущест вует страх и трепет перед покойником. Родственники боятся его возвра щения домой, для этого его несут на кладбище определённым способом и для этого же у родственников вводится траур, то есть изменение внеш -него облика посредством одежды. У старообрядцев Белокриницкой иерархии мы наблюдаем отход от данных обычаев. Отношение к покой никам у них характеризуется благоговением и уважением. Его не боятся, ему стараются помочь обрести покой.

Итак, в похоронно поминальной обрядности старообрядцев Белокри ницкой иерархии в Амурской области в середине XX в. мы наблюдаем от -ход от традиции и от обычаев. Ритуал упрощается и основывается не на традиционных обычаях, а на строгих конфессиональных установках. Ар хаические элементы признаются языческими и постепенно уходят.

Таким образом, информация, собранная нами в процессе бесед с рес пондентами, указывает на довольно скудную обрядовую деятельность староверов, ограниченную процессами, связанными с участием священ -ника или прописанную в церковных правилах.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

1. Аргудяева Ю.В. Русское население в Трёхречье // Россия и АТР. 2006. № 4. С. 121 — 134.

2. Аргудяева Ю.В. Свадебная обрядность у старообрядцев Дальнего Востока // Ис -тория культуры Дальнего Востока России XVI — начала XX века. Владивосток, 1996. С. 69—90.

3. Аргудяева Ю.В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. М.: ИЭА РАН, 2000. 365 с.

4. Лобанов В.Ф. Старообрядчество на Дальнем Востоке (вторая половина XIX — начало XX в.) // Очерки истории родного края: Уч. - метод. пособие / под ред. Т.Я. Иконниковой. Хабаровск: Изд - во ХГПУ, 1993. С. 128—149.

5. Шевнин И.Л. Планы даровать свободу вероисповедания старообрядцам при пе -реселении на КВЖД в 1899-1903 гг. // Россия и АТР. 2010. № 4. С. 5-14.

6. Интервью с настоятелем Свободненского прихода С. Боголюбом // Личный архив В.С. Матющенко. Свободный, октябрь 2014 г.

7. Интервью с прихожанкой Свободненского прихода церкви Преображения Гос -подня Е.Ф. Бардовой (1946 г.р.). Свободный, нояб. 2013 г. // Личный фонд автора.

8. Интервью с прихожанкой Свободненского прихода церкви Преображения Гос подня П.Ф. Демьяновой (1930 г.р.). Свободный, нояб. 2013 г. // Личный фонд автора.

9. Интервью с прихожанкой Свободненского прихода церкви Преображения Гос подня Н.Ф. Коморной (1951 г.р.). Свободный, нояб. 2013 г. // Личный фонд автора.

10. Интервью с прихожанкой Свободненского прихода церкви Преображения Гос -подня А.Ф. Семеняк (1949 г.р.). Свободный, нояб. 2013 г. // Личный фонд автора.

REFERENCES

1. Argudyaeva Yu.V. Russkoe naselenie v Trehrech'e [The Russian population in Trekhrechye]. Rossia i ATR, 2006, no. 4, pp. 121-134. (In Russ.)

2. Argudyaeva Yu.V. Svadebnaja obrjadnost' u staroobrjadcev Dal'nego Vostoka [Wed -ding ceremonialism at Old Believers of the Far East]. Istorija kul'tury Dal'nego Vostoka Rossii XVII — nachala XX veka [Cultural history of the Far East of Russia in the 17th century — the beginning of the 20th century], 1996, pp. 69—90. (In Russ.)

3. Argudyaeva Yu.V. Staroobrjadcy na Dal'nem Vostoke Rossii [Old Believers in the Far East Russia]. Moscow, IJeA RAN, 2000, 365 p. (In Russ.)

4. Lobanov V.F. Staroobrjadchestvo na Dal'nem Vostoke (vtoraja polovina XIX — na -chalo XX v.) [Old Belief in the Far East (the second half of XIX — the beginning of the XX century)]. Ocherki istorii rodnogo kraja [Outline of native land], 1993, pp. 128—149. (In Russ.)

5. Shevnin I.L. Plany darovat' svobodu veroispovedanija staroobrjadcam pri peresele -nii na KVZhD v 1899—1903 gg. [Plans to grant a freedom of worship to Old Believ -ers at resettlement on KVZhD in 1899—1903.]. Rossia i ATR, 2010, no. 4, pp. 5—14. (In Russ.)

6. Interv'ju s nastojatelem Svobodnenskogo prihoda S. Bogoljubom [Interview to the prior of Svobodnensky arrival S. Bogolyub]. Lichnyj fond V.S. Matjushhenko. Svobod -nyj, 2014. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Interv'ju s prihozhankoj Svobodnenskogo prihoda cerkvi Preobrazhenija Gospodnja E.FBardovoj [Interview to the parishioner of Svobodnensky arrival of Church of the Transfiguration E.F. Bardova]. Lichnyj fond avtora. Svobodnyj, 2013. (In Russ.)

8. Interv'ju s prihozhankoj Svobodnenskogo prihoda cerkvi Preobrazhenija Gospodnja P.F. Dem'janovoj [Interview to the parishioner of Svobodnensky arrival of Church of the Transfiguration P.F. Demyanova]. Lichnyj fond avtora. Svobodnyj, 2013. (In Russ.)

9. Interv'ju s prihozhankoj Svobodnensko goprihoda cerkvi Preobrazhenija Gospodnja N.F. Komornoj [Interview to the parishioner of Svobodnensky arrival of Church of the Transfiguration N.F. Komorna]. Lichnyj fond avtora. Svobodnyj, 2013. (In Russ.)

10. Interv'ju s prihozhankoj Svobodnenskogo prihoda cerkvi Preobrazhenija Gospodnja A.F. Semenjak [Interview to the parishioner of Svobodnensky arrival of Church of the Transfiguration A.F. Semenyak]. Lichnyj fond avtora. Svobodnyj, 2013. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.