Научная статья на тему 'СВ. ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ И СВЯЩ. ГЕОРГИЙ ГАПОН КАК ВЫРАЗИТЕЛИ РЕЛИГИОЗНО-СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА'

СВ. ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ И СВЯЩ. ГЕОРГИЙ ГАПОН КАК ВЫРАЗИТЕЛИ РЕЛИГИОЗНО-СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
155
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Собко Р. В. И. Л.

В конце 19 - начале 20 века в российском обществе произошли примерно те же процессы, которые имели место в европейском обществе в эпоху Реформации: освобождение крестьян, развитие индивидуального производства, усиление роли образования и грамотности. Общественные процессы не могли не затронуть и российское религиозное общество: другими вынуждены были становиться как священнослужители, так и их паства. Все это привело к появлению нового типа религиозности, которую с некоторой оговоркой можно назвать «протестантской» или «буржуазной» религиозностью. Социалистическая революция во многом уничтожила или приостановила развитие религиозной жизни, однако в настоящее время Церковь вновь сталкивается с похожими проблемами и тенденциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СВ. ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ И СВЯЩ. ГЕОРГИЙ ГАПОН КАК ВЫРАЗИТЕЛИ РЕЛИГИОЗНО-СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА В РОССИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА»

УДК 322

Р. В. Собко (иеромонах Лаврентий), кандидат философских наук, преподаватель Нижегородской духовной семинарии

Св. Иоанн Kронштадтский и свящ. Георгий Гапон как выразители религиозно-социального идеала в России начала XX века

Аннотация: В конце XIX — начале XX века в российском обществе произошли примерно те же процессы, которые имели место в европейском обществе в эпоху Реформации: освобождение крестьян, развитие индивидуального производства, усиление роли образования и грамотности. Общественные процессы не могли не затронуть и российское религиозное общество: другими вынуждены были становиться как священнослужители, так и их паства. Все это привело к появлению нового типа религиозности, которую с некоторой оговоркой

можно назвать «протестантской» или «буржуазной» религиозностью. Социалистическая революция во многом уничтожила или приостановила развитие религиозной жизни, однако в настоящее время Церковь вновь сталкивается с похожими проблемами и тенденциями. Ключевые слова: прот. Иоанн Сергиев, святой праведный Иоанн Кронштадтский, священник Георгий Гапон, социальный идеал, буржуазная святость, протестантизм, дом трудолюбия.

St. John of Kronstadt and Priest George Gapon as Representatives of the Russian Religious and Social Ideal in the Early 20th Century

Abffract: At the end of the 19th and beginning of the 20th centuries, Russian society experienced approximately the same processes that took place in European society during the Reformation: liberation of peasants, development of individual manufacturing, increased role of education and literacy. Social processes could not but affect Russian religious society: both clergy and their flocks were forced to change. All this led to the emergence of a new type of religiosity, which with some caveat can be called «Proteftant» or «bourgeois» religiosity. The Communift Revolution has largely deftroyed or halted the development of religious life, but the Church is now facing similar problems and trends again. Key words: Archprieft loan Sergiev, holy righteous John of Kronftadt, Prieft George Gapon, social Ideal, bourgeois Holiness, secular Holiness, Proteftantism, religious Workhouse. Объектом исследования для данной статьи послужили личности двух русских священнослужителей — протоиерея Иоанна Сергиева и священника Георгия Гапона. Оба они, по нашему мнению, являют пример новой, необычной для традиционной России (той и современной)

буржуазной «святости»1. Слово «святость» здесь намеренно взято в кавычки, хотя один из них — святой праведный Иоанн Kронштадтский — действительно был канонизирован. Вероятно, в данном контексте можно было бы сказать «буржуазная религиозность» вместо «святости», однако святость — все-таки не просто система взглядов, а устремленность жизни или духовное горение, которое мы несомненно видим в жизни прот. Иоанна Сергиева и свящ. Георгия Гапона.

Сам термин «святость» может обозначать не только результат церковного прославления, но и саму жизнь, процесс, который иногда называется подвигом. Для одних он заканчивается победой, для других неудачей, однако в патериках и иных поучения нам приводят в пример и тех и других. Именно жизнь со всеми ее победами и неудачами и станет предметом исследования.

В жизни двух вышеназванных священнослужителей действительно много если не общего, то похожего. Оба они родом из простого народа (или по крайней мере не принадлежали к дворянскому сословию). Вопрос происхождения для нашего исследования представляет особый интерес: святые предыдущих эпох — это, в основном, представители верхушки феодального общества2. Этому можно дать весьма простое объяснение: большинство грамотного населения составляли именно дворяне, а если говорить о православном крестьянском населении (сравнивая с другими конфессиями), здесь уровень грамотности был одним из самых низких, ниже даже, чем у старообрядцев3. Так, например, преподобному Нектарию Оптинскому (он из бедной семьи) приходилось учить французский язык, чтобы в некотором роде не выделяться среди других оптинских старцев4.

Другой внешней причиной малого участия простого народа в общеконфессиональной святости была, возможно, его бедность. Даже в сравнительно позднем по времени житии преподобного Серафима Саровского можно прочесть, что монастырскую келью себе нужно было купить5, а сами крестьяне даже в обители преподобного Сергия рассматривались почти исключительно как средство для эксплуатации, но не источник святости6.

Обе изучаемые нами персоны жили и воспитывались в сельской местности, что, в общем, предопределило их дальнейший путь. Родители их были люди благочестивые. Отец Иоанна Сергиева — священник, а Георгия Гапона — волостной писарь в южнорусской губернии. Прот. Иоанн в мемуарах отдельно вспоминает о благочестии и вере своей матери, Георгий Аполлонович пишет о том, что его отец никогда не брал взяток7. Детство двух будущих священников было пронизано любимой среди простого народа житийной литературой и омрачено обычной для того времени смертью братьев и сестер.

Несколько различается в их жизни период обучения в духовной школе. Георгий Гапон считался в Полтавском училище одним из лучших студентов. Иоанн Сергиев, напротив, был студентом своекоштным. В дальнейшем же можно сказать, что уровень двух будущих религиозных деятелей в определенном смысле выровнялся: из-за проблем с поведением Георгий Гапон не сумел закончить семинарию по первому разряду, Иоанн Сергиев, напротив, окончил семинарию первым учеником.

Во время обучения и тот и другой переживают некую болезнь. Про будущего кронштадтского пастыря мы читаем, что свою болезнь он смог преодолеть с помощью молитвы8. Георгий Гапон для излечения болезни направляется в Крым, где, по некоторым источникам, всерьез задумывается о том, чтобы принять монашество9. О монашестве в его миссионерской форме задумывался и Иоанн Сергиев.

Интересно также в рамках данной статьи рассмотреть и влияние на этих двух мыслителей семейной жизни и связанных с ней обстоятельств: во-первых, внешних — и тот и другой изначально не собирались становиться приходскими священниками. Иоанн хотел стать монахом, Георгий — врачом10. И тот и другой стали священниками в некотором смысле из материальных соображений, чтобы принять в свое управление приходскую церковь. Св. пр. Иоанн Кронштадтский, как известно, изначально решил принять обет девства, к чему и понудил в том числе и свою жену. Георгий Гапон, хотя и был счастливо женат, но вскоре

теряет супругу и остается один, с детьми на руках. Несмотря на разницу религиозного и семейного опыта, как для одного, так и для другого, эти первоначальные семейные события послужили поворотной точкой для их социальной деятельности, хотя и с разными последствиями.

Оба священнослужителя начинают свою проповедь среди простого народа, но, что более интересно, не среди близкого им по происхождению крестьянства, а среди рабочего класса. Первоначальная схоластическая (школьная) проповедь в среде рабочего класса не имела большого успеха. Проповедь сдвинулась с мертвой точки, когда и тот и другой вместо просто рассказа о Боге или Церкви стали деятельно помогать фабричным или портовым рабочим.

В житии св. пр. Иоанна Кронштадтского мы находим случай с только что купленными сапогами, которые он отдал бедному рабочему. Свои сапоги были и у Георгия Гапона: «Тогда Гапон отдал ему свои новые штиблеты, купленные накануне за 12 рублей, а сам несколько месяцев ходил в каких-то дамских туфлях, вызывая насмешки со стороны сослуживцев», — пишет Н. А. Бухбиндер11. Отметим не внешнюю схожесть этих поступков, а их внутреннюю причину — жертвенность и любовь к ближнему.

«Я мог бы привести длиннейший список фамилий рабочих, которым Гапон помогал денежно из собственных средств, без расчета получить когда-либо эти деньги обратно. Помощь начиналась от самых мелких сумм и кончалась иногда сотней», — сообщает Н. Симбирский12. Особую значимость этому описанию придает тот факт, что здесь сказано о собственных средствах Георгия Аполлоновича, а не о средствах благотворителей. Размеры и случаи благотворительной помощи св. пр. Иоанна Кронштадтского указаны в многочисленных источниках.

Прот. Иоанн Сергиев и свщ. Георгий Гапон в свое время становятся основателями благотворительных обществ: Дома (домов) трудолюбия и Общества взаимопомощи. Интересно, что на первом этапе оба церковных деятеля знали друг друга. Прот. Иоанн Сергиев приглашает свщ. Гапона на открытие одного из своих домов, и сам Гапон указывает

на дома трудолюбия как на один из практических источников для своего проекта. Расхождения между ними случились позже.

Немного остановимся на внешности исследуемых нами персон, точнее на том впечатлении, которое они производили на своих слушателей. А. Е. Карелин, в частности, пишет: «Глаза Гапона точно заглядывали в душу, в самую глубину души, будили совесть человеческую»13. «Зрачки исчезали, и точно голубое небо смотрело из глаз, казалось, что и Батюшка исчезал и только один этот взгляд оставался», — рассказывает о своем впечатлении духовная дочь кронштадтского пастыря Вера Верховцева14.

Отдельно скажем и о манере говорить кронштадтского пастыря: «Голос — второй тенор — чистый, звучный; произношение — членораздельное, отчетливое, отрывистое; одно слово скажет отец Иоанн скороговоркою, другое протяжно, чуть не по слогам разобьет его»15 — «как бы праведный гнев срывается из уст его, особенно при чтении слов „сатана", „диавол", то наклоняется отец Иоанн главою своею к самой книге; то потрясает ею так величаво, так чудно-торжественно»16, — читаем мы в другом месте. При этом из источников известно, что в обычном быту и тот, и другой производили, особенно на образованных людей, впечатление человека «не книжного» и не умеющего красиво говорить.

Читать книги Гапон не любил — очевидно, считая это пустой тратой времени17; Гапон и книга — это было что-то несовместимое18; совершенно необразованный, невежественный19; проповеди его так просты и обычны20 — так характеризуют его современные ему авторы. Нужно принять во внимание, что пишут они о достаточно плодовитом религиозном авторе и выпускнике духовной академии со степенью кандидата богословия, из чего можно заключить, что речь здесь идет о простоте и некнижности речи, но не о ее неумелом характере.

Выступления и проповеди свящ. Гапона собирали множество слушателей, число которых достигало иногда двух тысяч21. При громадном стечении народа проходили и проповеди св. пр. Иоанна Кронштадтского. Современники изучаемых религиозных деятелей зачастую видели в подобном успехе признаки «актерства» и «религиозной экзальтации»22.

Простые в общении прот. Иоанн и свщ. Гапон при произнесении проповедей преображались.

Святой пр. Иоанн был несомненным духовным и религиозным лидером для своих современников, однако таковым многие считали и свящ. Георгия Гапона. «Многие считают его пророком, явившимся от Бога для защиты рабочего люда»23, — читаем мы в сообщении судебной палаты.

Мог ли Георгий Аполлонович считаться носителем определенных христианских добродетелей? Несомненно. «Исключительной и педантичной честности, необыкновенно ровного характера, добрый и приветливый ко всякому», «никогда не был суров и даже не проявлял снисходительности старшего к младшему»24. «Вел образ жизни совсем аскетический, питаясь черным хлебом и маслинами»25.

Посетивший его однажды журналист увидел «маленькую, очень бедно убранную комнатку с потертой и поломанной мебелью. Комната настолько мала, что кроватка новорожденного сына Г. А. стоит как-то углом посередине комнаты, загораживая проход»26.

Оба мыслителя — прот. Иоанн и свщ. Георгий — высказывались по поводу еврейского вопроса или, точнее, по поводу еврейского погрома в г. Одессе. Георгий Аполлонович даже написал специальную брошюру против еврейских погромов27. Иоанн Сергиев сначала также осудил этот погром, но затем поменял свое мнение. Известно, что он жертвовал деньги еврейским обществам, занимавшимся репатриацией на Святую землю. Вероятно, причина подобной разницы в подходах могла зависеть в том числе от региона их рождения и воспитания. Георгий Гапон как житель Полтавы был, скорее всего, лучше знаком как с самими иудеями, так и с их религиозной культурой28.

В качестве вывода к данной статье можно выдвинуть следующую гипотезу: в конце XIX — начале XX века в Российской империи стал складываться новый тип религиозной жизни, или новый тип святости, который с некоторыми оговорками можно было бы назвать святостью или религиозностью буржуазной эпохи29. В некоторых случаях данный

тип святости можно было бы назвать религиозностью протестантского типа, в пользу чего можно привести следующие доводы.

1. Дома трудолюбия — социальный проект, существовавший в России еще до эпохи св. пр. Иоанна Кронштадтского. Их российская история тесно связана с лицами протестантского происхождения (начиная от императрицы Елизаветы Алексеевны и заканчивая фигурами великой княгини Александры Иосифовны и барона Отто Буксгевадена).

2. Отмена крепостного права приводит к увеличению населения городов и рабочего класса. Бывшие крестьяне (в некоторых губерниях их число достигало 69% от общего населения) люди, хотя и крещеные, но неграмотные, а следовательно, непросвещенные. Унаследовав некоторые черты крестьянской религиозности, они с большим энтузиазмом восприняли слова и дела церковной проповеди, обращенной непосредственно к ним. Создававшаяся примерно в это же время система церков-но-приходских школ также была воспринята с энтузиазмом и успешно и быстро развивалась вплоть до Первой мировой войны. В другую эпоху ни прот. Иоанну, ни свящ. Георгию просто не к кому было бы обратиться со своей проповедью, да и один из них, возможно, не стал бы священником.

3. Большое количество слушателей при выступлениях прот. Иоанна и свящ. Георгия и «актерский»30 стиль этих выступлений также можно отнести к отчасти к традиционному для протестантизма типу церковности: так, у нас в России практически не развилось такое направление проповеди, как телепроповедь, однако для протестантской культуры массовая проповедь в общественных местах — давняя традиция и обычное явление. Протестантам и в настоящее время удается собирать большие аудитории не только в теле (или интернет) эфире, но и на стадионах.

Для иллюстрации данного тезиса особенно интересен следующий отрывок: «Мы завалили отца Иоанна накупленными карточками, прося подписать их нам на память. Жалко нам было отца Иоанна, потому что ему приходилось очень много писать. Но, с другой стороны, каждому из нас хотелось привезти карточки своим родным и знакомым с его

собственноручной подписью»31. Священник, подписывающий собственные фото, вряд ли будет спокойно воспринят сейчас как светской, так и церковной аудиторией, а для эпохи св. пр. Иоанна Кронштадтского, как видим, такое поведение не было чем-то особенным.

4. Одно из основных произведений св. пр. Иоанна Кронштадтского — «Моя жизнь во Христе» — по форме и отчасти содержанию очень похожа на некоторые протестантские сочинения. Полнотекстовый поиск по произведениям св. пр. Иоанна Кронштадтского и симфония по его трудам на сайте azbuka.ru по слову «святой» и соответствующим словоформам дают нам лишь краткие или общие отсылки к святым, однако не содержат подробных комментариев к их трудам32: я и Христос, без посредников — по смыслу и модели исполнения вполне в стилистике протестантского богомыслия, что, вероятно, и послужило причиной огромного интереса среди протестантов и англикан как к самому кронштадтскому пастырю, так и к его дневнику33.

5. Введенное, или лучше сказать стихийно возникшее в богослужебной практике св. пр. Иоанна Кронштадтского публичное покаяние, хотя и встречалось во времена первых христиан, однако позже упразднилось и снова стало использоваться именно в протестантских общинах.

В заключение нашего исследования вспомним еще об одном известном проповеднике и горячем приверженце социальной диаконии — святителе Иоанне, за свои проповеднические качества прозванном Златоустом. Можно предположить, что, как и в исследуемом нами случае со священниками Иоанном и Георгием, особую весомость его проповеди придавала нестяжательность и социальное служение.

Дальнейшее исследование протестантской, или буржуазной «святости» в рамках православной религиозной традиции в новейшее время может состоять в изучении опыта жизни святых (например, новому-чеников) и общественных деятелей протестантского происхождения.

Примечания и библиографические ссылки

1. О традиции святости в России см., к примеру: Ворохобов А. В., Семикопов Д. В., Собко Р. В., Уланов М. В., Пешков А. А. Исторический путь России в историософских воззрениях Н. В. Гоголя // Евразийский юридический журнал. № i (140) 2020. С. 466-467; Ворохобов А. В., Мякинин А. Е., прот., Горбатовский Н. Е., прот. Проблема двоеверия на Руси в отечественной историографии: анализ базовых концепций // Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии. Пенза, 2019. Вып. 3 (13) 2019. С. 20-28; Ворохобов А. В., Гимоян С. А., Третьяков И. С. Онтология и механизмы функционирования российской национальной идентичности // Государство, общество и Церковь: российская нация и национальное единство: Материалы науч.-практ. конф. с международным участием, г. Новосибирск, 29-30 октября 2019 г.: в 2 ч. Ч. i / Под науч. ред. Л. В. Савинова. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2019. С. 185-186; Краев В. А., прот., Воронов А. А., прот., Горбатовский Н. Ю., прот., Дроздов А. И., прот., Кондратьева А. Д. Русская Православная Церковь, идеал Святой Руси и политика модернизации России // Феномен святости в истории русской цивилизации: Сб. статей по материалам Всероссийской научной конференции (28-29 ноября 2019 года) / Под ред. А. В. Ворохобова. Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2019. C. 116-122; Семенов А. В., свящ., Смагин В. П., прот. Интерпретация феномена «святости» (идеала жизни) в философском наследии В. В. Розанова // Феномен святости в истории русской цивилизации: Сб. статей по материалам Всероссийской научной конференции (28-29 ноября 2019 года) / Под ред. А. В. Ворохобова. Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2019. C. 118-125.

2. См., напр., весьма обширный список канонизированных русских князей и княгинь. А кроме них ведь были еще святые из бояр или купеческого сословия.

3. Вахтеров В. П. Условия распространения образования в народе. М., 1895. С. 6.

4. Виктор Афанасьев. Оптинские были. М.: «Русский хронограф», 2003. С. 116.

5. См. случай с Мантуровой. http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522576

6. Эпизод из вотчинно-монастырской жизни прошлого века // Исторический вестник, 1888. Т. 33. № 8. С. 382.

7. Гапон Г. А. История моей жизни. М.: «Книга», 1990. С. 65.

8. Аверкий (Таушев), архиеп. Отец Иоанн Кронштадтский как пророк Божий, посланный России для вразумления. Jordanville (N. Y.): Holy trinity monaftery, 1963. C. 17.

9. Бухбиндер Н. А. Из жизни Г. Гапона (по неизданным материалам) // Красная летопись. Л., 1922. № i. С. 101-105.

10. Об этом см: Джанибекян В. Г. Гапон. Революционер в рясе. М.: Вече, 2006. С. 23.

11. Бухбиндер Н. А. Из жизни Г. Гапона (по неизданным материалам). Указ. изд. С. 101-105.

12. Симбирский Н. (Н. В. Насакин). Правда о Гапоне и 9-м января. СПб.: «Электропечатня» Я. Кровицкого, 1906. С. 56.

13. Карелин А. Е. Девятое января и Гапон. Воспоминания // Красная летопись. Л., 1922. № 1. С. 106-116.

14. Новиков И. В. Святой праведный Иоанн Кронштадтский: жизнеописание, чудеса и наставления. Мн.: Лучи Софии, 2000. С. 170.

15. Фирсов С. Л. Святой Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях современников. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. С. 43.

16. Там же.

17. Дейч Л. Г. Священник Георгий Гапон // Л. Г. Дейч. Провокаторы и террор. Тула, 1926. С. 40.

18. Чернов В. М. Личные воспоминания о Г. Гапоне // За кулисами охранного отделения. Сб. Berlin, 1910. С. 142.

19. Z. К биографии Гапона. Из женевского архива Бунда // Минувшие годы. СПб., 1908. № 7. С. 39.

20. Рункевич С. Г. Современные проповедники: Критические очерки. СПб.: тип. Главного управления уделов, 1896. С. 12.

21. Письма Гапона // Русская мысль. М., 1907. № 5. С. 104.

22. Первая русская революция в Петербурге 1905 г. / Под ред. Ц. С. Зеликсон-Бобровской. Л.-М.: Госиздат, 1925. Т. 1. С. 98.

23. Записки прокурора Петербургской судебной палаты министру юстиции 4-9 января 1905 г. // Красный архив. Л.: 1935. № 1. С. 48.

24. Шубинский, В. И. Гапон М.: Молодая гвардия, 2014. С. 16.

25. Зубатов С. В. Зубатовщина // Былое. СПб., 1917. № 4. С. 157-178.

26. Н. В-в. Гапоновские рабочие. У Г. А. Гапона // Петербургская газета. СПб., 1906. № 52 (23 февраля). С. 2.

27. Гапон Г. А. Послание к русскому крестьянскому и рабочему народу от Георгия Гапона. Б.м., 1905. 24 с.

28. Петров Н. П. Записки о Гапоне // Всемирный вестник. СПб., 1907. № 1-3. С. 35.

29. Об этом см. в статье: Собко Р. В. (иеромонах Лаврентий). Реформация 1517 и Революция 1917: проблема преемственности // Труды Нижегородской духовной семинарии. Вып. 16. Н. Новгород, 2018. С. 449-457.

30. См., напр., о свящ. Георгии Гапоне: Павлов И. И. Из воспоминаний о «Рабочем Союзе» и священнике Гапоне // Минувшие годы. СПб., 1908. № 3-4. С. 21.

31. Два дня в Кронштадте: Из дневника студента В. М. Джорданвилль: Благотворительный фонд им. Иоанна Кронштадтского, 1960. С. 27.

32. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/ simfonija-po-tvorenijam-svjatogo-pravednogo-ioanna-kronshtadtskogo/232

33. Разумеется, св. пр. Иоанн Кронштадтский почитал святых: он каждый день с большим воодушевлением читал каноны, посвященные им, о чем было сказано выше. Здесь мы говорим лишь о литературном характере и жанре его дневника.

Библиография

1. Z. К биографии Гапона. Из женевского архива Бунда // Минувшие годы. СПб., 1908. № 7.

2. Аверкий (Таушев), архиеп. Отец Иоанн Кронштадтский как пророк Божий, посланный России для вразумления. Jordanville (К. У.): Holytriшtymonaftery, 1963.

3. Бухбиндер Н. А. Из жизни Г. Гапона (по неизданным материалам) // Красная летопись. Л., 1922. № 1.

4. Вахтеров В. П. Условия распространения образования в народе. М., 1895.

5. Виктор Афанасьев. Оптинские были. М.: «Русский хронограф», 2003.

6. Ворохобов А. В., Семикопов Д. В., Собко Р. В., Уланов М. В., Пешков А. А. Исторический путь России в историософских воззрениях Н. В. Гоголя // Евразийский юридический журнал. № 1 (140) 2020. С. 466-467.

7. Ворохобов А. В., Мякинин А. Е., прот., Горбатовский Н. Е., прот. Проблема двоеверия на Руси в отечественной историографии: анализ базовых концепций // Нива Господня. Вестник Пензенской духовной семинарии. Пенза, 2019. Выпуск 3 (13) 2019. С. 20-28.

8. Ворохобов А. В., Гимоян С. А., Третьяков И. С. Онтология и механизмы функционирования российской национальной идентичности // Государство, общество и Церковь: российская нация и национальное единство: Материалы науч.-практ. конф. с международным участием, г. Новосибирск, 29-30 октября 2019 г.: в 2 ч. Ч.1 / Под науч. ред. Л. В. Савинова. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2019. С. 185-186.

9. Гапон Г. А. Послание к русскому крестьянскому и рабочему народу от Георгия Гапона. Б.м., 1905.

10. Два дня в Кронштадте: Из дневника студента В. М. Джорданвилль: Благотворительный фонд им. о. Иоанна Кронштадтского, 1960.

11. Дейч Л. Г. Священник Георгий Гапон // Л. Г. Дейч. Провокаторы и террор. Тула, 1926.

12. Джанибекян В. Г. Гапон. Революционер в рясе. М.: Вече, 2006.

13. Записки прокурора Петербургской судебной палаты министру юстиции 4-9 января 1905 г. // Красный архив. Л., 1935. № 1.

14. Зубатов С. В. Зубатовщина // Былое. СПб., 1917. № 4. С. 157-178.

15. Карелин А. Е. Девятое января и Гапон. Воспоминания // Красная летопись. Л., 1922. № 1. С. 106-116.

16. Краев В. А., прот., Воронов А. А., прот., Горбатовский Н. Ю., прот., Дроздов А. И., прот., Кондратьева А. Д. Русская Православная Церковь, идеал Святой Руси и политика модернизации России // Феномен святости в истории русской цивилизации: Сб. статей по Материалам всероссийской научной конференции (28-29 ноября 2019 года) / Под ред. А. В. Ворохобова. Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2019. С. 116-122.

17. Н. В-в. Гапоновские рабочие. У Г. А. Гапона // Петербургская газета. СПб., 1906. № 52 (23 февраля).

18. Новиков И. В. Святой праведный Иоанн Кронштадтский: жизнеописание, чудеса и наставления. Мн.: Лучи Софии, 2000.

19. Павлов. И. И. Из воспоминаний о «Рабочем Союзе» и священнике Гапоне // Минувшие годы. СПб., 1908. № 3-4.

20. Первая русская революция в Петербурге 1905 г. / Под ред. Ц. С. Зеликсон-Бобровской. Л. -М.: Госиздат, 1925. Т. 1.

21. Петров Н. П.. Записки о Гапоне // Всемирный вестник. СПб., 1907. № 1-3.

22. Письма Гапона // Русская мысль. М., 1907. № 5.

23. Рункевич, С. Г. Современные проповедники: Критические очерки. СПб.: тип. Главного управления уделов, 1896.

24. Семенов А. В., свящ., Смагин В. П., прот. Интерпретация феномена «святости» (идеала жизни) в философском наследии В. В. Розанова // Феномен святости в истории русской цивилизации: Сб. статей по материалам Всероссийской научной конференции (28-29 ноября 2019 года) / Под ред. А. В. Ворохобова. Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2019. С. 118-125.

25. Симбирский Н. (Н. В. Насакин). Правда о Гапоне и 9-м января. СПб.: «Электропечатня» Я. Кровицкого, 1906.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского [Электронный ресурс] Ь::р8://агЬука.ги/о:есЬшк/1оапп_Кгоп8Ь:а^8к1|/

$1т£ош)а-ро-ГУОгеш)ат-$у)а1:о§о-ргауе^одо-шаппа-кгоп$Ьга&$кодо/232

27. Собко Р. В. (иером. Лаврентий). Реформация 1517 и Революция 1917: проблема преемственности // Труды Нижегородской духовной семинарии. Вып. 16. Н. Новгород, 2018. С. 449-457.

28. Список прославленных русских князей и княгинь [Электронный ресурс].

29. Фирсов С. Л. Святой Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях современников СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003.

30. Чернов В. М. Личные воспоминания о Г. Гапоне // За кулисами охранного отделения. Сб. Berlin, 1910.

31. Шубинский В. И. Гапон. М.: Молодая гвардия, 2014.

32. Эпизод из вотчинно-монастырской жизни прошлого века // Исторический вестник, 1888. Т. 33. № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.