Научная статья на тему 'ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СВЯТОСТИ КАК ПРАВЕДНОСТИ В ИСЛАМЕ'

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СВЯТОСТИ КАК ПРАВЕДНОСТИ В ИСЛАМЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
347
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / МУСУЛЬМАНЕ / СВЯТОСТЬ / ФЕНОМЕН СВЯТОСТИ / КУЛЬТ СВЯТЫХ / МУХАММЕД / ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Евдокимов И. В.

В данной статье осуществляется попытка проанализировать феномен святости в исламе в интерпретации мусульманских богословов как проявление религиозной праведности мусульманина в соответствии с установленными Мухаммедом и его последователями Кораном и законами шариата. Кроме того, дается осмысление культа святых в исламе и совмещение феномена святости в исламе с доктриной предопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СВЯТОСТИ КАК ПРАВЕДНОСТИ В ИСЛАМЕ»

УДК 297.1

Свящ. И. В. Евдокимов, преподаватель Нижегородской духовной семинарии

Интерпретация святости как праведности в исламе

Аннотация: в данной статье осуществляется попытка проанализировать феномен святости в исламе в интерпретации мусульманских богословов как проявление религиозной праведности мусульманина в соответствии с установленными Мухаммедом и его последователями Ираном и законами шариата. Kроме того, дается осмысление культа святых в исламе и совмещение феномена святости в исламе с доктриной предопределения.

Ключевые слова: ислам, мусульмане, святость, феномен святости, культ святых, Мухаммед, предопределение.

The Interpretation of Holiness as Righteousness in Islam

Abttract: this article attempts to analyze the phenomenon of Holiness in Islam in the interpretation of Muslim theologians as a manifeftation of the religious righteousness of a Muslim in accordance with the Koran and Sharia laws eftablished by Muhammad and his followers. In addition, the author gives an underftanding of the cult of saints in Islam and combines the phenomenon of Holiness in Islam with the doctrine of predeftination. Key words: Islam, Muslims, Holiness, Phenomenon of Holiness, the Cult of Saints, Muhammad, Predeftination.

Будучи одним из фундаментальных религиозных феноменов, святость представляется многоаспектным комплексным религиозным явлением, которое присутствует практически во всех религиозных системах: в авра-амических религиях, буддизме, индуизме и проч. В каждой культурно-религиозной среде этот феномен имеет свою интерпретацию и осмысление1.

Когда заходит речь о понимании феномена святости в исламе, следует учитывать специфику существования мусульманской религии как комплекса различных вероучительных направлений2. Течения эти, основанные авторитетными богословами (муджтахидами и факихами), оригинальным образом разрабатывавшими основные теологические категории (грех, добродетель, свобода воли, предопределение, личная ответственность и др.), определение которых в Коране и хадисах — источниках богословия ислама — неоднозначно3, могут по-разному, зачастую противоположным образом, интерпретировать феномен святости.

Для более четкого понимания можно обозначить следующее противоречие. Термина «святой» в исламе нет. Но среди имен Аллаха есть имя «Аль-Куддус» — Святой (62: 1; 59: 23). Также в Коране и хадисах говорится про Духа Святого — «Рух аль-Кудус» (2: 87; 5: 110; 16: 102; 17: 85), которого сунниты считают ангелом Джабраилом, шииты же называют Рух аль-Кудус «другое творение, более великое, чем Джабраил»4.

Что же касается святости людей, исламская мысль использует термин «вали» — приближенный к Аллаху, находящийся под божественным покровительством, особо угодный Богу человек5. Наиболее близким к христианскому пониманию святости в исламе можно обозначить так называемый «культ святых». Этот феномен происходит, по мнению большинства исследователей, из доисламского политеизма арабов и из аскетического движения в раннем исламе, сформировавшим суфийское мистическое направление — его можно обозначить идеологической основой почитания святых (вали, валайа, вилайа) в исламской религиозной культуре. Культ святых в исламе возникает уже в I в. хиджры (VII в. по РХ), с усвоения Мухаммеду особых сверхъестественных свойств в раннеисламской религиозной традиции, и устойчиво закрепляется в мусульманской культуре, несмотря на то, что само во себе почитание святых находится в противоречии с первоначальными идеями ислама. Суфийская традиция почитания святых (вали) формируется в III в. хиджры (IX в.) с появлением мусульманской версии жизнеописания праведников — табакат (поколение авторов, повлиявших на развитие ислама). Основы данного культа святых в исламе формируют такие представители суфизма, как Зу-н-Нун аль-Мисри, ат-Тирмизи, аль-Мухасиби, ибн аль-Араби. Сближение исламского мистицизма с классическими мусульманскими направлениями (суннизм, шиизм) и сотрудничество суфиев с религиозными деятелями придают культу святых статус неотъемлемой части религиозной системы ислама. Важную роль в этом процессе играет личность аль-Газали (Х!-ХП вв.), которому приписывается легализация культа святых в исламском богословии — он «признал законным с высоты своего богословского авторитета то явление, которое задолго до этого утвердилось в жизни мусульман»6.

При этом, несмотря на то, что культ святых, возникнув еще в раннем исламе, утвердился в нем достаточно прочно, чтобы сохраниться во всех направлениях современного ислама, кроме саудитско-ваххабит-ского толка, сам принцип почитания приближенных к Аллаху находится в противоречии с первоначальными идеями ислама. Он восстанавливает

внутри жесткой монотеистической религиозной системы языческие традиции политеизма, искореняемые Мухаммедом. Ни проповеди основателя ислама, ни хадисы, ни текст Корана не содержат указания почитания святых. При этом их существование определено в исламской традиции неоднозначно. Все мусульманское священное писание наполнено отрицанием соучастников Аллаха в его делах, признанием ересью приписывание ему сотоварищей (7: 190; 5: 76; 2: 90; 3: 57; 6: 78; 10: 67; 18: 119 и др.). При этом у Аллаха есть так называемые «друзья» — пророки (наби), приближенные (вали), праведники (сиддик), ангелы.

Позиция классического исламского богословия относительно почитания святых такова. Истинной святостью может обладать только Аллах, это свойство усваивается ему как одно из имен, упоминаемых в Коране. Люди же не могут обладать этой святостью, но способны становиться праведными, что означает беспорочную жизнь по нормам шариата, то есть совершение только праведных дел. В этом контексте культ святых может восприниматься официальным исламом либо как недопустимое новшество (бид'а), либо проявление политеизма (ширк), что можно охарактеризовать как ересь.

Исходя из норм и предписаний классического исламского богословия, праведность мусульманина выстраивается из его законопослушности и верности Аллаху. В соответствии с кораническим текстом, человек, будучи наместником Бога на земле, имеет в качестве первичной обязанности устроение земного мира в соответствии с волей Бога и своими нуждами. Имея потребность в помощи свыше для исполнения этих обязанностей, человек, тем не менее, несет ответственность за их нарушение — отклонение от праведного пути, начертанного Аллахом и указанного через мусульманский закон. Акцент в исламе делается на объективную часть греха — не на качествах личности и мотивах поведения, а на самих поступках. Степень нарушения божественного закона в исламе не определяется первородным грехом, как в христианстве, но лишь личной готовностью и способностью жить по предписаниям Аллаха, то есть выполнять его волю, пользуясь его помощью.

В этом смысле наиболее тяжкими грехами, лишающими человека даже возможности святости (приближенности к Аллаху), представляются грехи неверия в ислам и ложная вера (ересь) — они лишают самой возможности праведной жизни. Прочие нарушения шариата действуют для человека в юридической плоскости: наказание за нарушения пропорционально их тяжести.

Интересным образом в этой системе сочетается личная ответственность за грехи с мусульманской концепцией предопределения: «Предопределение не является причиной действий человека: человек свободен в своих действиях и поступках, а предопределение Всевышнего основано на его всезнании... Бог предвидит, знает потенциальные свободные действия человеческой воли и допускает им свершаться»7. Даже для исполнения воли Аллаха в таких ограниченных условиях человек должен мобилизовать все свои силы, чтобы следовать по праведному пути. Отсюда корень праведности в исламе заключается в сочетании свободы выбора и преодоления собственной слабости человека — выбор сводится к поведенческой покорности добру (воле Аллаха) или злу (собственной слабости); в случае с человеком неправедным выбор ограничивается покорностью большому злу и малому злу.

Гарантией праведности в исламе служит помощь Аллаха, подаваемая им по причине милосердия (один из его важнейших атрибутов) через откровение, посылаемое через пророков8, укрепляющих мусульман в исполнении божественной воли. Сами пророки при этом считаются праведниками именно по причине своего послушания Аллаху, не отличаясь от прочих людей онтологически.

Исходя из этой концепции исламской праведности, путь спасения для мусульманина заключается в буквальном следовании предписаниям исламского религиозно-гражданского закона. Главное условие спасения — верность исламскому вероисповеданию и покорность ему, критерием чего является внешнее соблюдение шариата. Главное условие спасения в исламе — соблюдение столпов веры и истинная вера.

Примечания и библиографические ссылки

1. См., к примеру: Зуев А. Н., прот., Дождев В. Е. Праведный Иов Многострадальный как образец святости в современном секулярном мире // Феномен святости в истории русской цивилизации: Сб. статей по материалам Всероссийской научной конференции (28-29 ноября 2019 года) / Под ред. А. В. Ворохобова. Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2019. С. 80-92; Калаганов А. А., свящ., Красноперов Д. В., свящ. Образ святости на примере жизни святителя Афанасия (Сахарова) // Феномен святости в истории русской цивилизации: Сб. статей по материалам Всероссийской научной конференции (28-29 ноября 2019 года) / Под ред. А. В. Ворохобова. Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2019. С. 101-108; Краев В. А., прот., Воронов А. А., прот., Горбатовский Н. Ю., прот., Дроздов А. И., прот., Кондратьева А. Д. Русская Православная Церковь, идеал Святой Руси и политика модернизации России // Феномен святости в истории русской цивилизации: Сб. статей по материалам Всероссийской научной конференции (28-29 ноября 2019 года) / Под ред. А. В. Ворохобова. Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2019. С. 116-122; Семенов А. В., свящ., Смагин В. П., прот. Интерпретация феномена «святости» (идеала жизни) в философском наследии В. В. Розанова // Феномен святости в истории русской цивилизации: Сб. статей по материалам Всероссийской научной конференции (28-29 ноября 2019 года) / Под ред. А. В. Ворохобова. Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2019. С. 118-125; Собко Р. В. (иером. Лаврентий), Гуторов Ю. А., Пешков А. А., Плаксин В. А., свящ., Гимоян С. А., прот. Нравственная характеристика понятий «ветхий» и «новый» человек в творчестве свт. Тихона Задонского // Феномен святости в истории русской цивилизации: Сб. статей по материалам Всероссийской научной конференции (28-29 ноября 2019 года) / Под ред. А. В. Ворохобова. Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2019. С. 241-248.

2. См.: Евдокимов И. Кораническая антропология // Труды Нижегородской духовной семинарии. Н. Новгород, 2016. № 14. С. 41-50; Евдокимов И. В. Историческая память в раннем суфизме: антропологический аспект // Диалог мировоззрений: историческая память в условиях общественных изменений. Материалы XIII Международного симпозиума. А. В. Дахина. 2015. С. 165-166; Евдокимов И. В. Второе поколение мусульман: особенности общественного устройства и религиозного сознания // Православная церковная наука: традиции, новации, актуальные контексты. Сб. статей по материалам Ежегодной научно-богословской конференции / Под ред. А. В. Ворохобова. 2019. С. 42-50; Евдокимов И. В., свящ. Ключевые особенности антропологических воззрений религиозных направлений ислама

VII-X веков // Труды Нижегородской духовной семинарии. Н. Новгород, 2017. № 15. С. 179-189.

3. Это касается, например, свободы воли, греха, добродетели, личной ответственности и проч.

4. Святой Дух Рух аль-Кудус в исламе. Первый шиитский портал. URL: https:// arsh313.com/svyatoj-duh-ruhu-l-kudus-v-islame/

5. Рыбалкин В. С. Вали // Православная энциклопедия. Электронная версия. URL: http://www.pravenc.ru/text/153991.html

6. Манаера У. А. Культ мусульманских святых: проблема формирования (на материалах Передней Азии) // Автореф. дис.... канд. ист. наук. М., 1996. С. 4.

7. Рыбалкин В. С. Вали // Православная энциклопедия. Указ. эл. ресурс.

8. Журавский А. В. Представления о человеке в Коране и Новом Завете // Азбука веры: URL: http://azbyka.ru/religii/islam/predftavlemja-o-cheloveke-v-korane-i-v-novom-zavete-all.shtml#

Библиография

1. Shimmel A. Myftical dimensions of islam. The University of North Carolina Press. ChapelHill. 1975. 512 р.

2. Али-Заде Айдын. Исламский энциклопедический словарь. М. Ансар. 2007. 65i с.

3. Басилов В. Н. Культ святых в исламе. М.: «Мысль», 1970. 144 с.

4. Журавский А. В. Представления о человеке в Коране и Новом Завете // Азбука веры: URL: http://azbyka.ru/religii/islam/predftavlenija-o-cheloveke-v-korane-i-v-novom-zavete-all.shtml#

5. Зуев А. Н., прот., Дождев В. Е. Праведный Иов Многострадальный как образец святости в современном секулярном мире // Феномен святости в истории русской цивилизации: Сб. статей по материалам Всероссийской научной конференции (28-29 ноября 2019 года) / Под ред. А. В. Ворохобова. Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 20i9. C. 80-92

6. Евдокимов И. Кораническая антропология // Труды Нижегородской духовной семинарии. Н. Новгород, 2016. № 14. С. 41-50.

7. Евдокимов И. В. Историческая память в раннем суфизме: антропологический аспект // Диалог мировоззрений: историческая память в условиях общественных изменений. Материалы XIII Международного симпозиума. А. В. Дахина. 20i5. С. i65-i66.

8. Евдокимов И. В. Второе поколение мусульман: особенности общественного устройства и религиозного сознания // Православная церковная наука: традиции, новации, актуальные контексты: Сб. статей по материалам Ежегодной научно-богословской конференции / Под ред. А. В. Ворохобова. 2019. С. 42-50.

9. Евдокимов И. В., свящ. Ключевые особенности антропологических воззрений религиозных направлений ислама VII-X веков // Труды Нижегородской духовной семинарии. Н. Новгород, 20i7. № i5. С. i79-i89.

10. Калаганов А. А., свящ., Красноперов Д. В., свящ. Образ святости на примере жизни святителя Афанасия (Сахарова) // Феномен святости в истории русской цивилизации: Сб. статей по материалам Всероссийской научной конференции (28-29 ноября 2019 года) / Под ред. А. В. Ворохобова. Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2019. С. 101-108.

11. Краев В. А., прот., Воронов А. А., прот., Горбатовский Н. Ю., прот., Дроздов А. И., прот., Кондратьева А. Д. Русская Православная Церковь, идеал Святой Руси и политика модернизации России // Феномен святости в истории русской цивилизации: Сб. статей по материалам Всероссийской научной конференции (28-29 ноября 2019 года) / Под ред. А. В. Ворохобова. Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2019. С. 116-122.

12. Семенов А. В., свящ., Смагин В. П., прот. Интерпретация феномена «святости» (идеала жизни) в философском наследии В.В.Розанова // Феномен святости в истории русской цивилизации: Сб. статей по материалам Всероссийской научной конференции (28-29 ноября 2019 года) / Под ред. А. В. Ворохобова. Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2019. С. 118-125.

13. Собко Р. В. (иером. Лаврентий), Гуторов Ю. А., Пешков А. А., Плаксин В. А., свящ., Гимоян С. А., прот. Нравственная характеристика понятий «ветхий» и «новый» человек в творчестве свт. Тихона Задонского // Феномен святости в истории русской цивилизации: Сб. статей по материалам Всероссийской научной конференции (28-29 ноября 2019 года) / Под ред. А. В. Ворохобова. Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2019. С. 241-248.

14. Манаера У. А. Культ мусульманских святых: проблема формирования (на материалах Передней Азии) // Автореф. дис.... канд. ист. наук. М., 1996. 24 с.

15. Музыкина Е. В. Мусульманская этика и ее составляющие // Исламоведение. 2017. Т. 8. № 4. С. 81-94.

16. Николаев Э. А., Николаев Ю. Э. Концепция личности в христианстве и исламе. Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 6-1. С. 81-87.

17. Поломошнов А. Ф. Грех и спасение в религиозной антропологии: ислам и христианство // Исламоведение. 2018. Т. 9. № 4. С. 111-119.

18. Полохов Д., прот. Некоторые аспекты исламской нравственности в сравнении с православной этикой // Труды Саратовской православной духовной семинарии. Саратов, 2014. № 8. С. 39-74.

19. Рахматуллин Р. Ю. Кораническая антропология // Молодой ученый. 2014. № 10. С. 561-563.

20. Рыбалкин В. С. Вали // Православная энциклопедия. Электронная версия. иКЬ: http://www.pravenc.ru/text/153991.html

21. Святой Дух Рух аль-Кудус в исламе. Первый шиитский портал: иВ.Ь: Ы:грз:// arsh313.com/svyatoj-duh-ruhu-l-kudus-v-islame/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.