Суверенные фонды накопления
*
Independent accumulation funds
с о. ш
е
о о;
УДК 336.74 <
Иванов Виктор Владимирович
заведующий кафедрой Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук, профессор 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9
Ivanov Viktor Vladimirovich
199034, Saint-Petersburg, Universitetskaya nab., 7/9
В статье рассматриваются такие стремительно набирающие силу финансовые институты, как суверенные фонды накопления. Они представляют собой совокупность потенциальных инвестиционных ресурсов, находящихся в государственной собственности, формируемых из активов, номинированных в иностранной валюте и управляемых независимо от иных публичных финансовых резервов страны. Создание суверенных фондов позволяет государству добиться стабилизации текущего экономического положения, обеспечить дополнительными средствами будущие поколения граждан и диверсифицировать золотовалютные резервы. Предложена классификация суверенных фондов на основе двух критериев: цели создания и источники формирования уставного капитала. Выявлены политические риски, связанные с международными аспектами деятельности суверенных фондов накопления.
The article reviews such rapidly developing financial institutions as independent accumulation funds. They are a complex of publicly owned potential investment resources which are created from the assets nominated in foreign currency, and administered independently from other public reserves of the country. Creation of independent funds allows government to achieve stabilization of current economic condition, provide future generation of citizens with additional money, diversify gold and currency reserves. It suggests a classification of independent funds based on two criteria: objective of creation and sources of registered capital formation. It identifies political risks related to the international aspects of independent accumulation funds activity.
Ключевые слова: суверенные фонды накопления, финансовые институты, стабилизационные фонды, сберегательные фонды для будущих поколений, корпорации по инвестированию резервов, фонды развития, резервные фонды
Keywords: independent accumulation funds, financial institutions, stabilization funds, savings funds for future generations, reserves investment corporations, development funds, reserve funds
В первое десятилетие XXI в. начали стремительно набирать силу такие финансовые институты, как суверенные фонды накопления (Sovereign Wealth Funds, SWF). С началом финансового, а затем и общего кризиса глобальной экономики в европейских и азиатских странах, на американском континенте (включая США) создаются все новые и новые суверенные фонды. Суверенные финансовые институты удачно вписываются в социал-демократическую доктрину экономического
Соколов Борис Иванович
профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук
199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9
Sokolov Boris Ivanovich
199034, Saint-Petersburg, Universitetskaya nab., 7/9
развития и, несомненно, влияют на интернационализацию экономического пространства.
У суверенных фондов развития нет единых стандартов деятельности и даже названий. Их именуют и стабилизационными фондами, и резервными фондами, и инвестиционными агентствами, и фондами наследия и т. д. Несмотря на актуальность проблематики, связанной с деятельностью суверенных фондов накопления, их сущность и направления деятельности изучены недостаточно. Можно отметить отдельные разработки М. Г. Барановской, Е. Б. Булатовой, В. В. Кудряшова, В. В. Самарцева и др.
Суверенные фонды представляют собой совокупность потенциальных инвестиционных ресурсов, находящихся в государственной собственности, которые формируются из активов, номинированных в иностранной валюте, и управляются независимо от иных публичных финансовых резервов страны. Принадлежность государству, как неотъемлемый атрибут этих фондов, предопределяет правовую основу их деятельности, систему управления и иные элементы правового положения и инвестиционной политики. Вместе с тем суверенность фондов носит номинальный характер, поскольку не предоставляет иммунитет от юрисдикции принимающих стран.
Суверенные фонды следует отличать от государственных международных валютных резервов, государственных пенсионных фондов, а также от сходных по названию, но имеющих другое финансовое и юридическое наполнение организаций — частных инвестиционных фондов различной специализации. Одним из основных квалифицирующих признаков суверенных фондов является инвестиционная политика, представляющая собой комплекс концептуальных подходов, адекватных им юридических и фактических действий учредителей и управляющих по определению направлений инвестирования средств, видов активов, географии деятельности, способов управления и иных параметров суверенного фонда.
Представляя интересы государства, суверенные фонды распоряжаются национальными сбережениями, инвестируя их в различные корпоративные фонды, другие финансовые инструменты, в частности в акции, облигации и фонды иностранных государств.
Источником формирования суверенных фондов часто является абсолютная рента, представляющая
ш 0.
I
О со О
0
с
1 S
е
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ 10-02-00699а/Б «Проблемы формирования целостной макроэкономической инфраструктуры и Банк капиталов».
< собой доход от реализации монополии частного соб-^ ственника на природные ресурсы, который превышает с-3 средние доходы, приносимые на инвестированный 5 капитал в тех секторах экономики, где норма прибыли н устанавливается в результате рыночной конкуренции. е| Поскольку собственником природных ресурсов в боль-£ шинстве стран является государство, то накапливае-^ мая абсолютная рента должна принадлежать всему со населению и может выступать источником ресурсов о суверенных фондов.
< Формально источниками создания суверенных фон-х дов могут быть и доходы государства от деятельности е предприятий, в активах которых оно занимает существенную долю, и доходы, приносимые налоговой политикой, включая валютные резервы центральных банков, бюджетные профициты и доходы от международной торговли. Они образуются при благоприятной конъюнктуре, значительном бюджетном или торговом профиците.
Создание государствами суверенных фондов, как правило, обусловлено необходимостью стабилизации текущего экономического развития, ответственностью властных структур перед будущими поколениями и потребностью в диверсификации активов из золотовалютных резервов. Соответственно, основными целями суверенных фондов являются:
а) возможность стабилизации функционирования бюджетов при резких изменениях цен на сырьевые ресурсы;
б) формирование накоплений для будущих поколений, т. е. конверсия невозобновляемых активов в диверсифицированные портфели облигаций и акций, с тем чтобы избежать «голландской болезни»1;
в) создание корпораций для резервного инвестирования, активы которых используются для наращивания финансовых запасов страны;
г) финансирование национальных проектов, способных содействовать ускорению роста национальной экономики;
д) воспрепятствование увеличению расходов из государственного бюджета в периоды роста цен на производимые в стране продукты. Суверенные фонды классифицируют на основе двух
критериев: 1) целей создания и 2) источников формирования уставного капитала. Используя первый критерий, Международный валютный фонд выделяет пять видов суверенных фондов национального благосостояния:
• стабилизационные фонды, основная цель которых заключается в защите бюджета и экономики страны от колебаний мировых цен на сырье;
• сберегательные фонды для будущих поколений, специализирующиеся на конвертировании невозобновляемых сырьевых активов в портфель диверсифицированных активов, что позволяет смягчить последствия «голландской болезни»;
• корпорации по инвестированию резервов, преследующие цель увеличения доходов от накопленных в стране золотовалютных резервов;
• фонды развития, обычно финансирующие социально-экономические проекты или промышленную
1 «Голландская болезнь» — негативная ситуация в нацио-
нальной экономике, имеющей высокоприбыльный экспортный сектор и, соответственно, значительные валютные поступле-
ния, при которой вследствие укрепления национальной валюты спрос на товары и услуги отечественного производства, вполне способные конкурировать с импортными, исчезает и удовлетворяется за счет валютной выручки и импорта. В результате страдают отечественные товаропроизводители.
реструктуризацию для обеспечения увеличения ВВП;
• резервные фонды на непредвиденные пенсионные расходы, формируемые из источников помимо индивидуальных пенсионных взносов [1]. В соответствии с критерием «источник формирования уставного капитала», суверенные фонды подразделяются на две основные группы: сырьевые и несырьевые. Первые создаются тогда, когда государство получает значительные доходы от продажи сырьевых товаров на международном рынке и вместо потребления или инвестирования на внутреннем рынке концентрирует средства в фондах. Они инвестируют в иностранные долгосрочные активы, а доходы от вложений инвестиций суверенных фондов потребляются и инвестируются во внутренней экономике через некоторое время.
Источниками создания суверенных фондов несырьевого происхождения являются доходы государства от деятельности предприятий, в которых им принадлежит существенная доля активов, и налоговые доходы, включая валютные резервы центральных банков, бюджетные профициты и профициты международной торговли. Таков, например, способ формирования фондов в Сингапуре, Китае, Ирландии, Австралии, Франции, Малайзии, Южной Корее, Вьетнаме, Индонезии и других странах. В случаях положительного сальдо счета текущих операций государство накапливает значительные объемы иностранной валюты, традиционно используемые для проведения монетарной политики и действий в ответ на прекращение потоков капитала. В некоторых странах (Китай) объемы резервов превышают потребности осуществления монетарной политики. Поэтому часть резервов переводится в суверенные фонды для инвестирования диверсифицированного множества активов в иностранной валюте.
Значительные резервы в иностранной валюте, как известно, способствуют росту предложения денег, что влечет за собой инфляцию. С этой опасностью сталкиваются такие страны, как Китай, Вьетнам и Индонезия. Они выбрали ориентированную на экспорт модель экономического роста и заинтересованы в конкурентоспособных ценах на свои товары. Во избежание чрезмерного увеличения количества денег в обращении финансовые власти государства отзывают лишнюю ликвидность через стерилизацию активов. Это возможно до тех пор, пока процент, уплачиваемый на государственные облигации, выпускаемые для стерилизации излишних резервов в иностранной валюте, не превышает доходы по активам, в которые инвестированы резервы. Поэтому часть резервов переводится в суверенные фонды, задача которых состоит в их инвестировании во множество активов (в том числе финансовых), которые могут обеспечить более высокий доход, хотя часто и рискованный.
Первый суверенный фонд «Kuwait Investment Authority» был основан в 1953 г. По данным на октябрь 2010 г., самыми крупными суверенными фондами владеют: ОАЭ, Норвегия, Китай, Саудовская Аравия, Кувейт, Сингапур, Россия и Австралия (см. табл. 1).
Удельный вес сырьевых (нефть и газ) суверенных фондов равен 58%, несырьевых — 42%. Доля сырьевых фондов неуклонно снижается, а фондов, финансируемых за счет несырьевого экспорта, — возрастает (рис. 1). На ноябрь 2010 г. 40% суверенных фондов имели азиатское происхождение, 35% — ближневосточное, 17% — европейское, 3% — африканское, 3% — американское (рис. 2). На оценку результатов деятельности суверенных фондов существенное влия-
Таблица 1 <
Крупнейшие суверенные фонды различных стран мира (октябрь 2011 г.) ^
Страна Название фонда Активы, млрд долл. США Год основания Источник формирования
ОАЭ, Абу-Даби Abu Dhabi Investment Authority 627 1976 Нефть
Норвегия Government Pension Fund — Global 571,5 1990 Нефть
КНР SAFE Investment Company 567,9** 1997 Нетоварный
Саудовская Аравия SAMA Foreign Holdings 472,5 н/д Нефть
КНР China Investment Corporation 409,6 2007 Нетоварный
Кувейт Kuwait Investment Authority 296 1953 Нефть
КНР — Гонконг Hong Kong Monetary Authority Investment Portfolio 292,3 1993 Нетоварный
Сингапур Government of Singapore Investment Corporation 247,5 1981 Нетоварный
Сингапур Temasek Holdings 157,2 1974 Нетоварный
Китай National Social Security Fund 146,5 2000 Нетоварный
Россия Фонд национального благосостояния 142,5* 2008 Нефть
Катар Qatar Investment Authority 85 2005 Нефть
Австралия Australian Future Fund 72,9 2004 Нетоварный
Ливия Libyan Investment Authority 70 2006 Нефть
ОАЭ — Абу-Даби International Petroleum Investment Company 58 1984 Нефть
Алжир Revenue Regulation Fund 56,7 2000 Нефть
США — Аляска Alaska Permanent Fund 40,3 1976 Нефть
Казахстан Kazakhstan National Fund 38,6 2000 Нефть
Республика Корея Korea Investment Corporation 37 2005 Нетоварный
Малайзия Khazanah Nasional 36,8 1993 Нетоварный
Азербайджан State Oil Fund 30,2 1999 Нефть
Ирландия National Pensions Reserve Fund 30 2001 Нетоварный
Бруней Brunei Investment Agency 30 1983 Нефть
Франция Strategic Investment Fund 28 2008 Нетоварный
США — Техас Texas Permanent School Fund 24,4 1854 Нефть и пр.
Иран Oil Stabilisation Fund 23 1999 Нефть
Чили Social and Economic Stabilization Fund 21,8 1985 Медь
ОАЭ — Дубай Investment Corporation of Dubai 19,6 2006 Нефть
Новая Зеландия New Zealand Superannuation Fund 15,6 2003 Нетоварный
Канада Alberta's Heritage Fund 15,1 1976 Нефть
США — Нью-Мексико New Mexico State Investment Council 14,3 1958 Нетоварный
ОАЭ — Абу-Даби Mubadala Development Company 13,3 2002 Нефть
Бразилия Sovereign Fund of Brazil 11,3 2008 Нетоварный
Бахрейн Mumtalakat Holding Company 9,1 2006 Нетоварный
Оман State General Reserve Fund 8,2 1980 Нефть и газ
Ботсвана Pula Fund 6,9 1994 Алмазы и др. полезные ископаемые
Восточный Тимор Timor-Leste Petroleum Fund 6,3 2005 Нефть и газ
Мексика Oil Revenues Stabilization Fund of Mexico 6,0 2000 Нефть
Саудовская Аравия Public Investment Fund 5,3 2008 Нефть
КНР China-Africa Development Fund 5,0 2007 Нетоварный
США — Вайоминг Permanent Wyoming Mineral Trust Fund 4,7 1974 Минералы
Тринидад и Тобаго Heritage and Stabilization Fund 2,9 2000 Нефть
Италия Italian Strategic Fund 1,4 2011 Нетоварный
ОАЭ — Рас-зль-Хайма RAK Investment Authority 1,2 2005 Нефть
Венесуэла FEM 0,8 1998 Нефть
Вьетнам State Capital Investment Corporation 0,5 2006 Нетоварный
Кирибати Revenue Equalization Reserve Fund 0,4 1956 Фосфаты
Индонезия Government Investment Unit 0,3 2006 Нетоварный
Мавритания National Fund for Hydrocarbon Reserves 0,3 2006 Нефть и газ
ОАЭ — федеральный Emirates Investment Authority н/д 2007 Нефть
Оман Oman Investment Fund н/д 2006 Нефть
ОАЭ — Абу-Даби Abu Dhabi Investment Council н/д 2007 Нефть
Нигерия Nigerian Sovereign Investment Authority н/д 2011 Нефть
Итого нефтяным и газовым фондам 2644,7
Итого по прочим фондам 2117,0
ИТОГО 4761,7
* Включает стабилизационный фонд России. ** Оценка.
Источник: http://www.swfinstitute.org/fund-rankings/
©
о
к <
О о
В совокупности масло и газ составляют 58%
Рис. 1. Распределение суверенных фондов по источникам финансирования (ноябрь 2010 г.)
ние оказывает конъюнктура глобальных финансовых рынков (рис. 3).
Правовая основа суверенного фонда должна обеспечивать прозрачную и ясно прогнозируемую инвестиционную политику через устойчивую институциональную основу и структуру управления, которые фиксируются в государственных и внутренних актах фондов. Важным этапом в формировании международно-правовой среды для деятельности суверенных фондов стали принятые в 2008 г. «Международные стандарты деятельности суверенных фондов», входящие в Международную рабочую группу суверенных фондов, и «Общепринятые принципы и правила деятельности („Принципы Сантьяго")». В них, в частности, были установлены минимальные требования прозрачности инвестиционной политики суверенных фондов. Она должна быть четкой, соответствующей поставленным целям и допустимым уровням рисков, установленным собственником или руководящим органом, опираться на обоснованные принципы управления портфелем и т. п. Инвестиционная политика суверенного фонда,
Средний Восток 36%
Америка
3%
Азия 40%
Рис. 2. Распределение суверенных фондов по регионам (ноябрь 2010 г.)
прежде всего, должна определять меру финансового риска и возможного использования левериджа, стратегию привлечения внутренних и/или внешних управляющих инвестициями, сферу их деятельности и границы полномочий, а также порядок их отбора и мониторинга результатов их деятельности.
Инвестиционные решения фонда, как правило, направлены на получение прибыли. Если же решения предопределены иными факторами, то они должны быть раскрыты в инвестиционной политике фонда и доведены до общественности. Ряд специалистов считает, что формирование инвестиционной политики суверенных фондов должно восходить к учету четырех факторов: а) мнения населения страны-эмитента; б) позиции правительства страны-эмитента; в) позиции участников международного и внутреннего финансового рынка; г) позиции населения и правительства-реципиента [2].
Инвестиционная политика суверенных фондов может быть оценена через набор ее составляющих, к которому относят: 1) суверенность (принадлежность
5,04,5 4,0 3,53,02,52,01,51,0 0,50
I I
/ /
СУ
?
т £
т
т ч"
/
/ /
/
Рис. 3. Динамика роста суверенных фондов в 2007-2011 гг., трлн долл. США
государству); 2) высокая доля иностранной валюты в активах; 3) отсутствие очевидных обязательств; 4) высокий уровень рисков; 5) далекий инвестиционный горизонт [3].
Важным фактором инвестиционной политики суверенных фондов является система управления. Отметим, что вопрос о системе управления суверенным фондом относится к исключительной компетенции властей государства-эмитента.
По данным Международной рабочей группы по суверенным фондам МВФ, около половины суверенных фондов созданы как самостоятельные юридические лица, отделенные от государства и от центральных банков, а остальные существуют в виде суммы активов. Соответственно, суверенные фонды могут управляться: а) официальными финансовыми властями — центральными банками и министерствами финансов; б) государственными и частными управляющими компаниями. Например, российскими Резервным фондом и Фондом будущих поколений управляет Банк России по договору с Минфином. Центральный банк выступает в качестве управляющего фондом на основании агентского соглашения, где принципалом является правительство. В ряде случаев центральные банки создают отдельные подразделения для управления суверенными фондами. Сингапурский фонд «Temasek» юридически зарегистрирован как частная компания. Передача суверенного фонда в управление частной управляющей компании означает ослабление государственного контроля над его деятельностью.
Существенным компонентом инвестиционной политики суверенных фондов является структура активов. В целом суверенные фонды используют для инвестирования своих средств широкий спектр финансовых инструментов: валюту, акции, облигации, альтернативные финансовые инструменты, хедж-фонды и недвижимость. По данным «Prequin Global Private Equity Review 2008», крупнейшие суверенные фонды постепенно склоняются к вложениям в хедж-фонды. Около 40% фондов уже сделали вложения или намерены вложиться в хедж-фонды, а около 2% фондов прибегли к таким вложениям с начала 2007 г. При этом до половины фондов имеют примерно 5-летний опыт таких вложений [4].
Требования к активам для инвестирования — виды, пропорции, рейтинг эмитента и др. — как правило, определяются соответствующим национальным государственным актом либо внутренними документами фонда. Так, например, во исполнение постановления правительства Российской Федерации от 21 апреля 2006 г. № 229 «О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации» и в соответствии с приказом Минфина России от 22 мая 2006 г. № 157 «Об утверждении нормативной валютной структуры средств стабилизационного фонда Российской Федерации и порядка приведения фактической валютной структуры средств стабилизационного фонда Российской Федерации в соответствие с нормативной валютной структурой» для существовавшего ранее российского Стабилизационного фонда была утверждена следующая валютная структура: долл. США — 45%, евро — 45%, фунты стерлингов — 10%. На определенном этапе эти средства находились в виде валюты на счетах в Центральном банке РФ. Однако позже было принято решение о приобретении долговых обязательств иностранных государств.
Суверенные фонды являются одним из элементов глобальной финансовой архитектуры, и их инвести-
ционная политика отражает состояние мировых фи- < нансовых рынков. Действия суверенных фондов как ^ инвесторов подчинены тем же законам рынка, что и о иных инвесторов (пенсионных фондов, хедж-фондов 5 и др.). ^
Политика суверенных фондов по формированию е^ инвестиционного портфеля определяется законами £ и правилами, распространяющимися на всех участ- ^ ников мирового финансового рынка. В частности, т действуя как инвесторы в странах ОЭСР, они обяза- 8 ны раскрывать информацию о достижении их доли < участия установленного размера. Кроме того, в не- ^ которых странах ОЭСР инвесторы, чей пакет участия © достиг установленного размера, обязаны уведомить финансовые власти о своих намерениях. Реальное исполнение этих требований служит обеспечению корпоративного контроля за транспарентностью финансовых рынков и дисциплиной на них.
Важным компонентом инвестиционной политики суверенных фондов является отсутствие прямых обязательств. Иными словами, средства суверенных фондов используются исключительно для получения доходов через размещение на финансовых рынках, а не для финансирования текущих проектов. Суверенные фонды не занимают средств и не ссужают их. За счет средств суверенных фондов не осуществляется финансирование инвестиционных проектов, пополнение бюджетов, осуществление пенсионных и иных социальных выплат, что возможно, только если это заложено в целях и задачах фондов при их создании. Данный фактор имеет значение в том смысле, что вложение и изъятие средств суверенных фондов не зависят от настроения инвестора, кредитора или должника. Такое качество суверенных фондов, как отсутствие очевидных обязательств, входит в комплекс их финансовых характеристик, среди которых также можно назвать длину горизонта, степень риска, леверидж, доходность и ликвидность.
Длина горизонта — это срок вложения средств. По мнению специалистов, инвестиционные стратегии суверенных фондов являются долгосрочными, т. е. «купить-и-держать»; фонды, как правило, не используют короткие позиции. Финансовая составляющая инвестиционной политики регулируется общей стратегией суверенного фонда. Границы некоторых параметров могут быть определены в национальных государственных актах (уровень доходности, степень риска, ликвидность) либо внутренних инструкциях или правилах фонда.
Еще одним аспектом инвестиционной политики суверенных фондов являются направления инвестирования, под которыми понимаются отрасли экономики, куда вкладываются средства фонда (транспорт, инфраструктура, недра, высокие технологии, финансы и др.). В последнее время основные инвестиции мировых суверенных фондов производятся в финансовый сектор, недвижимость и новые технологии.
Географическая составляющая инвестирования зависит от привлекательности соответствующего рынка и определяется как государственными правовыми актами, так и внутренними документами фонда, а также мягкостью законодательства принимающей страны. Законодательство страны — эмитента фонда, в отличие от законодательства принимающей страны, не являются сдерживающим фактором для географической составляющей инвестирования (за исключением Китая). В географическом плане суверенные фонды осуществляют следующие инвестиции: азиатские фонды — на своих домашних рынках или рынках со-
< седних стран, а ближневосточные фонды — в США ^ и Великобритании, что объясняется малыми размера° ми национальных финансовых рынков. Страны ОЭСР
< поглощали 61% всех инвестиций суверенных фондов н (250 млрд долл. США в 2008 г.), страны, не входящие ¡1 в ОЭСР (без БРИК), — 25%, БРИК — 14%. В ОЭСР £ зафиксировано 31% от всех трансакций (785 транс-■ акций в 2008 г.), в странах, не входящих в ОЭСР (без Ш БРИК), — 50%, в БРИК — 19%.
о Успех инвестиционной политики суверенного фонда
< во многом определяется профессиональной подготовке кой менеджмента. В современных условиях в более е выгодном положении оказывается тот, кто более профессионально подготовлен. Поэтому страны — эмитенты суверенных фондов привлекают иностранных специалистов, имеющих опыт на западных и азиатских рынках, известных финансовых руководителей из стран Запада, которые укрепили бы их легитимность и расширили политические контакты, работая в консультативных советах.
Инвестиционная политика суверенных фондов является важным фактором как собственной экономики стран-эмитентов, так и состояния мировых финансовых рынков. Но в последнее время изменение экономической конъюнктуры — снижение цен на нефть и прочие виды сырья и снижение спроса на промышленную продукцию стран Восточной Азии, в результате чего почти 40% инвестиций суверенных фондов с 2006 г. оказались убыточными, — обусловило замедление потока капитала в западном направлении. К тому же изменилось глобальное правовое поле деятельности суверенных фондов: ужесточилось внутреннее законодательство принимающих стран, расцвел инвестиционный протекционизм, появилось международное регулирование в виде «Принципов Сантьяго» и «Политики принимающих стран в отношении суверенных фондов».
Воздействие мирового финансового кризиса на национальные экономики потребовало значительных финансовых ресурсов, чтобы поддержать внутренний спрос, снизить падение производства и повысить ликвидность финансовой системы. Все это изменило географии инвестиционной политики суверенных фондов, переориентировавшихся на внутренние рынки. Приоритетом их инвестиций стали национальные экономики.
До начала глобального финансового кризиса 2007 г. деятельность суверенных фондов непрерывно подвергалась критике. В число противников суверенных фондов входили канцлер ФРГ Ангела Меркель и бывший премьер-министр Великобритании Гордон Браун. Деятельность этих финансовых институтов была главной темой обсуждения на одном из экономических форумов в Давосе. Общее отношение развитых стран к суверенным фондам выразила министр финансов Норвегии Кристин Хальворсен: «Они нас не любят, но им нужны наши деньги». Претензии к госинвесторам в целом понятны. Главная из них — отсутствие прозрачности. Инвестиционная политика суверенных фондов должна быть понятной, предсказуемой, прозрачной и находиться под контролем соответствующих органов регулирования национального и международного уровня, но без предвзятости и дискриминации. Движение должно быть двусторонним: принимающие государства и суверенные фонды должны двигаться навстречу друг другу. Тогда можно говорить о реальном восприятии «Принципов Сантьяго» и «Политики принимающих стран в отношении суверенных фондов» в плане соблюдения требований к предсказуемости и
прозрачности инвестиционной политики суверенных фондов и, с другой стороны, свободе инвестиций, равным правам инвесторов и деполитизации инвестиций.
Выделение западными странами суверенных фондов в отдельный вид инвесторов по основанию их принадлежности иностранным государствам и правительствам, создание для их инвестиций искусственных препятствий, а также специального международного правового регулирования, излишняя политизация процесса не заставит их уйти с емких западных финансовых рынков, а лишь побудит изменить формы и, как показала практика, объемы инвестиций. Своеобразным ответом на такие шаги уже стало усиление инвестиционной активности суверенных фондов в Латинской Америке и развивающихся странах.
Проблема для развитых стран заключается в том, что с помощью суверенных фондов такие страны, как Китай и Сингапур, получают возможность из «сборочной мастерской» превратиться в мировые финансовые и технологические центры. Об этом, в частности, говорилось в обзоре инвестиционного банка (Merrill Lynch): «Суверенные фонды при разработке своей инвестиционной стратегии стараются сбалансировать несколько целей: увеличить доходность, добиться большей диверсификации портфеля и одновременно с этим выполнить национальные стратегические задачи» [5].
Наиболее активно суверенные фонды развиваются в Китае. Среди них выделяется Суверенный фонд «Китайская инвестиционная корпорация» (КИК). Контроль над работой КИК осуществляет Госсовет КНР в лице совета директоров, определяющего ее цели, задачи, стратегию, надзорного совета (внутренний аудит, этика) и исполнительного комитета (тактика, повседневные операции). Корпорацию консультируют 15 экспертов в области рыночных стратегий из США, Канады, Японии, Гонконга, Англии, Франции, Норвегии, Бразилии и Малайзии. Основные направления деятельности — энергетика, машиностроение, транспорт, финансы, кредит, образование, недвижимость, городское строительство, реклама, высокие технологии, импорт и экспорт. Формируя образ социально ответственной организации, менеджмент КИК избегает участия своего капитала в табачном и игорном бизнесе.
В ближайшие годы КИК будет действовать в острой конкуренции с другими китайскими фондами. Первоначально инвесткорпорация, созданная осенью 2007 г., получила в свое распоряжение 200 млрд долл. США из 1,4 трлн долл., накопленных КНР на тот момент. Логично предположить, что по мере использования наличных денег и увеличения золотовалютных запасов страны будет продолжаться и финансирование суверенного фонда. Но КИК еще предстоит доказать свое преимущество в управлении частью международных резервов в споре с другими государственными агентствами, такими как Национальный пенсионный фонд, Фонд развития китайско-африканских отношений и др.
О намерении Российской Федерации создать Суверенный фонд прямых инвестиций объявил президент РФ Д. А. Медведев в выступлении на Всемирном экономическом форуме в Давосе. Управляющая компания Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) была зарегистрирована Федеральной налоговой службой РФ 1 июня 2011 г. РФПИ создается на базе ВЭБа. Его объявленный капитал составляет
10 млрд долл. США. Через механизм соинвестиций предполагается привлечь в ключевые сектора российской экономики до 50 млрд долл. прямых инвестиций. Предполагается, что средства фонда будут инвестироваться в биотехнологии, телекоммуникации, агросектор, инфраструктуру, инновационную энергетику и др.
Инвестиционные сделки могут быть инициированы как РФПИ, так и иностранным инвестором. В обоих случаях соинвесторы будут получать доступ к due diligence РФПИ, но и смогут проводить самостоятельный анализ инвестиционной возможности и принимать решения независимо от фонда. Большая часть средств РФПИ (порядка 80%) пойдет в российские проекты, а 20% — в зарубежные, но только в те, которые дают встречную синергию, трансферт технологий, имеющие российскую направленность. В 2011 г. на формирование фонда планируется выделить 62 млрд руб. из государственного бюджета. Уставный капитал управляющей компании РФПИ составляет 300 млн руб.
РФПИ будет работать с двумя типами соинвесто-ров: долгосрочными финансовыми (суверенные ин-вестфонды, пенсионные и страховые компании, фонды прямых инвестиций с активами под управлением свыше 1 млрд долл. США) и стратегическими (ведущие отраслевые компании с рыночной капитализацией свыше 1 млрд долл.). Инвестиции будут осуществляться только при наличии соинвестора или группы соинвесторов в пропорции не менее один к одному (соинвестор/РФПИ). Временно свободные средства РФПИ будут размещаться в высоколиквидные зарубежные ценные бумаги.
Управление фондом будет трехуровневым: 1) наблюдательный совет, в частности, станет вырабатывать инвестиционную стратегию и одобрять крупные сделки; 2) инвестиционный комитет, в функции которого входит рассмотрение и принятие инвестиционных решений, а также детальное обсуждение предложений исполнительного менеджмента; 3) гендиректор и правление фонда.
Потребность в финансовых ресурсах в мире в условиях разворачивающегося долгового кризиса очень высока, и гибкая инвестиционная политика суверенных фондов сохраняет свое значение как важный фактор обеспечения доходной части национальных бюджетов стран-эмитентов, а также стабилизации региональных и мировых финансовых рынков.
Глобальный кризис привел к позитивным сдвигам в отношении западных стран к суверенным фондам. Лоу Цзивэй, глава «China Investment Corporation», утверждал, что если в 2008 г. суверенные фонды благосостояния позиционировались политиками в США, Европе и Японии в качестве стервятников, стремящихся получить политическое влияние через свои инвестиции, то в 2009 г. европейцы обращались к руководству фонда, «не ставя условий». Некоторые страны ради привлечения суверенных фондов изменили внутреннее законодательство. Например, Япония смягчила правила налогообложения иностранных инвестиций. В настоящее время ЕС рассматривает суверенные фонды развивающихся стран в качестве одного из важнейших источников финансирования долгов Греции, Италии и др., призывая скупать евробонды, но фактически не подпуская к скупке акций европейских компаний.
Нельзя не отметить и то, что деятельность су- < веренных фондов не только критикуется, но даже ^ блокируется. Например, ЕС инициировал решение о о замораживании активов суверенных фондов Ли- < вии. Эти активы, которыми управлял Ливийский ин- i вестиционный фонд (Libyan Investment Authority, LIA) eJ оценивались в 70 млрд долл. США, а при включении £ в оценку LIA инвестиций Центрального банка Ливии ^ и некоторых компаний превышали 150 млрд долл. m Инвесторов привлекал чрезвычайно динамичный рост 8 активов фонда, сделавшего стратегическую ставку на < «всеприсутствие» (в Ливии эту политику LIA называли «дипломатией суверенных фондов»). Достаточно е сказать, что на момент создания LIA в 2006 г. в его активе было 40 млрд долл. Уже через пять лет фонд смог осуществить выгодные вложения в более чем сотню североафриканских, азиатских, европейских и североамериканских компаний [6].
Операция по захвату «суверенных фондов» в Ливии проходила в обычном для «коллективного управляющего» режиме, при подкупе инсайдера из LIA. Информации дали просочиться через одну из дипломатических телеграмм Wikileaks: 20 января 2011 г. инсайдер информировал посольство США в Триполи, что LIA депонировал в банки США 32 млрд долл. США. Через месяц американское казначейство «заморозило» эти активы. По официальному заявлению американской администрации, речь шла о «самой крупной сумме, когда-либо заблокированной в США, которую Вашингтон сохранит на депозите ради будущего Ливии». Без сомнения, данные деньги послужат не только «для будущего Ливии», но и для настоящего США, чей федеральный долг на 30 октября 2011 г. составил 14,95 трлн долл. [7]. Свои бюджетные дела одновременно поправил и ЕС, заморозив через несколько дней после «операции» Минфина США еще 45 млрд евро ливийских активов. С тех пор неоднократно сообщалось о все новых и новых акциях европейского «наркоза» путем заморозки ливийских счетов. Десятки миллиардов долларов ливийских средств, замороженных в западных банках, угрожали монополии Всемирного банка и МВФ на инвестиции в «проекты развития» в странах третьего мира. Теперь эти деньги будут работать в интересах западных истинных демократий и их финансовых институтов.
Литература
1. IMF. Sovereign Wealth Funds — A Work Agenda. February 29. 2008. P. 5. Режим доступа: URL: http://www.imf.org/ external/np/pp/eng/2008/022908.pdf.
2. Truman Ed. M. Sovereign Wealth Funds: The Need for Greater Transparency and Accountability / Peterson Institute for International Economics: Policy Brief. August 2007. Режим доступа: URL: http://www.iie.com/publications/pb/pb07-6.pdf.
3. Jen S. The Definition of a Sovereign Wealth Fund. October 26. 2007. Режим доступа: URL: http://www.morganstanley. com/views/gef/archive/2007/20071029-Mon.html.
4. Кудряшов В. В. Инвестиционная политика мировых суверенных фондов в финансово-правовом контексте // Финансовое право. 2009. № 7. С. 4-11.
5. http://www.valut-tranzit.kz/fin/merrill-lynch-pochemu-byistroe-razvitie-suverennyih-fondov-bespokoit-investorov/.
6. Ограбление Ливии: есть ли защита от рейдерства? Режим доступа: URL: http://www.newsland.ru/news/detail/ id/701643/.
7. Долг федерального правительства США в режиме реального времени // http://www.brillig.com/debt_clock/.