4(16) - 2009
Фондовый рынок
НОВЫЕ УЧАСТНИКИ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ - СУВЕРЕННЫЕ ФОНДЫ
А. А. СУЭТИН,
доктор экономических наук, профессор
Суверенный фонд—это фонд, которым владеет государство. Он состоит из валютных накоплений и прочих активов, в том числе собственности, акций, облигаций и прочих финансовых инструментов.
Суверенный фонд чаще всего образуется в случае высокого торгового профицита при экспортных операциях, чаще всего вывоз природных ресурсов (нефти, газа) либо товаров.
Суверенные фонды благосостояния создаются в государствах, бюджет которых сильно зависит от конъюнктурных факторов (как правило, мировых цен на сырьевые товары). Некоторые страны накапливают средства в таких фондах на тот период, когда недра будут истощены.
Существуют различные определения суверенного фонда благосостояния. По одному, это специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения доходов и (или) для нужд страны в долгосрочной перспективе. По другому, это государственный инвестиционный фонд, состоящий из акций, облигаций, недвижимости и (или) других финансовых инструментов, выраженных в иностранной валюте. Часть средств может быть инвестирована внутри экономики.
Инвестирование средств суверенного фонда благосостояния предполагает более высокий уровень доходности по сравнению с государственными резервами и более высокий уровень риска. Организационная форма возможна в виде фонда или инвестиционной корпорации.
Официальные названия подобных учреждений бывают разными. Наиболее употребительные — стабилизационный фонд, фонд будущих поколений, резервный фонд.
Средства этих организаций могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета в
момент неблагоприятной конъюнктуры. В период высоких цен на сырье фонд позволяет аккумулировать избыточные экспортные поступления и предотвращать развитие «голландской болезни экономики». Дело в том, что рост экспортной выручки приводит, как правило, к быстрому укреплению национальной валюты. Само по себе такое укрепление не является угрозой для экономики, однако постоянные колебания валютных курсов вслед за колебаниями ценовой конъюнктуры создают макроэкономическую нестабильность и не позволяют компаниям избрать определенную стратегию — приспособиться к низкому либо высокому курсу. Кроме того, в условиях высоких административных барьеров и сильного монополизма (что характерно для большинства стран — экспортеров ресурсов) увеличение экспортных поступлений приводит к росту инфляции.
Помимо экономических задач суверенный фонд благосостояния выполняет политическую задачу предотвращения быстрого роста государственных расходов, которые, как правило, невозможно оперативно уменьшить вслед за падением доходов. В результате в периоды неблагоприятной конъюнктуры это может приводить к крупному дефициту госбюджета, невыполнению обещанных социальных обязательств и к дефолту по государственным долгам. Подобные последствия гораздо более разрушительны для экономики, чем колебания объема госбюджета сами по себе.
Тем не менее необходимость создания суверенных фондов является дискуссионной. Ряд экономистов и политиков считают, что эффективнее не держать деньги в резерве, а использовать их для импортных закупок, работающих на будущее страны: например, покупать патенты и оборудование, оплачивать обучение студентов за рубежом. В
российской практике высказывались предложения направить средства фондов в инфраструктурные проекты. Такая тактика позволяет избежать негативных последствий благоприятной конъюнктуры, не прибегая к фактическому замораживанию средств в суверенном фонде.
Несмотря на разнообразие институциональной структуры суверенных фондов благосостояния, можно выделить общие концептуальные принципы управления:
• транспарентность накопления и использования средств фонда;
• долгосрочная стратегия формирования и использования ресурсов с учетом критериев роста и допустимого риска;
• исключение отрицательного влияния инвестиций фонда на экономику;
• независимость от политической конъюнктуры;
• защита аккумулируемых средств от инфляции;
• определение методики анализа эффективности операций фонда;
• профессиональный инвестиционный менеджмент;
• управление, предусматривающее контроль;
• публичное раскрытие информации об операциях и аудиторских отчетов, регулярное распространение информации в СМИ;
• интеграция с государственным бюджетом, обеспечивающая управление нефтяными поступлениями и наблюдение за ними с учетом целей фонда.
Выбор стратегии управления средствами суверенных фондов зависит от приемлемого соотношения риска/доходности (стабильности). Управляющие могут иметь различные цели своей деятельности: в одном случае главное — максимизировать доходность, в другом приоритетом является гарантия сохранности средств.
Набор финансовых инструментов, предусмотренных для инвестирования средств фондов, может выступать регулятором соотношения риска/доходности. Россия придерживалась максимально консервативной стратегии при управлении средствами Стабилизационного фонда. Катарский инвестиционный фонд, напротив, ориентирован на максимизацию доходности, имеет наиболее широкий выбор доступных для инвестирования финансовых инструментов, потенциально способных принести большую доходность, однако при большем уровне риска.
Мировой опыт включает различные модели систем управления средствами суверенных фондов. Государственное управление средствами суверен-
ных фондов свойственно для целого ряда стран. Так, Норвежским государственным пенсионным фондом владеет министерство финансов, а управляет Центральный банк страны. Кувейтский резервный фонд будущих поколений управляется инвестиционным агентством, принадлежащим правительству. Для осуществления инвестиций агентство проводит отбор и наем управляющих менеджеров. Национальным фондом Казахстана управляет Центральный банк республики. Управление инвестиционным портфелем Трастового фонда наследственных сбережений Альберты (Канада) осуществляется департаментом инвестиционного менеджмента министерства финансов Альберты.
Негосударственное управление средствами суверенных фондов существует в Сингапуре и Китае. Здесь были созданы специализированные корпорации: Темасек и Китайская инвестиционная корпорация. В ОАЭ существует несколько суверенных фондов, руководство которыми осуществляют специальные управляющие. Постоянный нефтяной фонд штата Аляска находится под управлением частной корпорации, которая нанимает менеджеров для инвестирования средств фонда.
На конец 2007 г. совокупные инвестиционные средства мировых суверенных фондов благосостояния достигли 3,5 трлн долл. США. К 2015 г. их активы могут составить 15 трлн долл. В 2007 г. эти фонды инвестировали 80 млрд долл. в банковский сектор США.
Вполне возможно, что суверенные фонды являются самыми перспективными участниками мирового финансового рынка. Скорее всего, они в состоянии потеснить хедж-фонды и частные инвестиционные фонды.
Суверенные фонды с начала 2008 г. инвестировали 25,5 млрд долл. в покупку акций глобальных компаний, что на 66 % больше, чем в 2007 г. ^ Фонды приняли участие в 22 сделках, в 10 из которых общей стоимостью 9,1 млрд долл. участвовали два сингапурских суверенных фонда — Temasek и Инвестиционная корпорация правительства Сингапура (Government of Singapore Investment Corp (GIC).
Их активность в значительной мере приходилась на США, где суверенные фонды потратили 15,8 млрд долл. в 8 сделках, что составляет 62 % их глобальных инвестиций и почти в пять раз превышает инвестиции 2007 г., составившие 3,45 млрд долл.
Успешный или неуспешный год для фондов суверенного богатства с точки зрения пополнения их «казны» зависит от источника финансирования.
1 Данные Thomson Reuters, опубликованные 4 сентября 2008 г.
Так, для фондов стран, богатеющих на энергоресурсах (прежде всего, арабских стран, России, Норвегии и Венесуэлы), 2008 г. оказался весьма удачным, несмотря на коррекцию цен на нефть, стартовавшую в июле. За те шесть месяцев, что предшествовали спаду нефтяных цен, доходы стран — экспортеров нефти достигли уровня доходов от экспорта за весь 2007 г.
Такая ситуация наблюдается, к примеру, в Саудовской Аравии, которая зарабатывает на продаже нефти 1 млрд долл. ежедневно. За первое полугодие ее доходы превысили всю выручку за 2007 г. в размере 194 млрд долл. Аналогичное положение в Алжире, Венесуэле, Нигерии, Анголе, Ливии, Кувейте, Иране, Катаре, ОАЭ и даже в Ираке. Таким образом, со временем удешевление энергоресурсов скажется на доходах государственных бюджетов и, следовательно, на финансировании фондов суверенного богатства, которые формируются за счет нефтедолларов.
Для нетоварных суверенных фондов, которые финансируются не за счет экспорта нефти, газа или других ресурсов, а благодаря сильному притоку валюты в экономику, последнее грозит замедлением роста валютных резервов. К ним относится большинство фондов Азии. Экспорт оттуда при начавшейся в США рецессии может пойти на убыль, а вместе с ним замедлится экономический рост стран региона и сократится их валютная выручка.
Кризис дал суверенным фондам еще одну причину для беспокойства, кроме проблем с финансированием, — потери, вызванные банкротствами на финансовых рынках. Так, в июле 2008 г. Kuwait Investment Authority предусмотрительно отказался от покупки облигаций ипотечных корпораций Fannie Mae и Freddie Mac, решив перейти на инвестирование в акции, облигации и недвижимость Китая, Индии и Японии. Месяц спустя норвежский Government Pension Fund едва не потерял 175 млн долл. на инвестициях в эти две компании после того, как правительство США решило их национализировать. Для китайского фонда CIC также оказались неудачными его инвестиции в американскую компанию Blackstone в размере 3 млрд долл. и в денежный фонд Reserve Primary Fund. В последнем доля китайского правительства составляла 11,3 % и обернулась убытками в 5 млрд долл.
Под влиянием кризиса и пережитых потерь суверенные фонды изменили свои инвестиционные стратегии. Так, General Electric (GE) заключили с Abu Dhabi Investment Authority договор о создании совместного предприятия стоимостью 8 млрд
долл., в рамках которого фонд получит доступ к экспертным знаниям GE в области здравоохранения и инжиниринга, а GE, со своей стороны, — возможности расширения на Ближнем Востоке и в Африке. Siemens, европейский конкурент GE, также ведет переговоры с несколькими фондами о заключении аналогичного договора.
Суверенные фонды стали изучать возможности аграрных инвестиций. Саудовская Аравия выделила 566 млн долл. для инвестиций в сельское хозяйство.
Еще одна стратегия — упор на альтернативные рынки инвестирования. Например, на финансовых рынках Индии уже работают 3 суверенных фонда и 9 ведут подготовительную работу. Предполагается, что Kuwait Investment Authority увеличит инвестиции в Японию в 3 раза до 48 млрд долл.
В сентябре 2008 г. шейх Мансур, владелец двух суверенных фондов Абу Даби купил британский Manchester City Football Club. Дубайский фонд Zabeel Investments за 1,4 млрд долл. приобрел Morgan's Hotel Group.
За фондами закрепилась слава инструментов политического воздействия. По словам первого заместителя исполнительного директора МВФ Джона Липски, это подозрение беспочвенно. Тем не менее многие политики и аналитики полагают, что риск вмешательства правительства одного государства в работу стратегических отраслей другого в результате инвестирования суверенных фондов в иностранные компании есть. Именно этот фактор продолжает удерживать Европу от массового привлечения зарубежного суверенного капитала (по большей части, восточного и азиатского).
Риски, связанные с привлечением средств из государственных фондов, в связи с кризисом стали не так актуальны. Кризис открывает для них новые возможности для покупок. Если учитывать размер финансовых ресурсов и длительный срок инвестирования, то становится понятна более высокая терпимость фондов к повышенному риску.
Фонды достаточно осторожны и консервативны в выборе объектов инвестирования. Они заинтересованы в финансировании непосредственно госбюджетов.
Суверенные фонды — не благотворительные организации, их цель — получить прибыль. Они делают инвестиции на длительный период времени.
Скорее всего, до завершения кризиса внимание фондов будет приковано к внутренним рынкам. Например, австралийский Future Fund решил полностью посвятить себя антикризисному финанси-
рованию внутреннего рынка и объявил, что готов выделять финансирование банкам страны, если те не смогут привлечь капитал на международных рынках. Для поддержания кувейтского фондового рынка Kuwait Investment Authority также пообещал влить туда 1 млрд долл. В России с 22 октября 2008 г. Фонд национального благосостояния переориентировался с инвестирования в зарубежные активы на внутренний рынок.
Крупнейшим суверенным фондом в настоящее время является эмиратский Abu Dhabi Investment Authority, под управлением которого находятся 900 млрд долл. Крупнейший генератор средств, пригодных для инвестирования суверенными фондами (они рассчитываются по формуле: золотовалютные резервы страны минус затраты на покрытие импорта в течение четырех месяцев), — Китай (около 1,2 трлн долл.), за ним идет Россия (порядка 350 млрд долл.). Причем Россия причислена к числу лидеров и по динамике прироста средств, пригодных для инвестиций государственными инвестфондами. В 2007 г. в России объем таких средств вырос на 74 %, что уступает лишь Нигерии — на 291 %, Оману — на 256 %, Казахстану — на 162 % и Анголе — на 84 %.
МВФ разработал правила, по которым должны инвестировать суверенные фонды. Всемирный банк предлагает инвестировать средства государственных инвестфондов, в частности, в Африке.
По данным на 1 апреля 2008 г., объем Резервного фонда России составлял 3,1 трлн руб., объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) достигал 774 млрд руб. Средства ФНБ находятся на депозитах в Банке России и инвестируются с помощью ЦБ РФ в основном в ценные бумаги стран с высокими рейтингами надежности.
По данным на ноябрь 2007 г., самыми крупными суверенными фондами владеют:
• ОАЭ: 875 млрд долл.
• Сингапур: 438 млрд долл.
• Норвегия: 367 млрд долл.
• Саудовская Аравия: 300 млрд долл.
• Кувейт: 213 млрд долл.
• Китай: 200 млрд долл.
• Россия: 133 млрд долл.
• Катар: 50 млрд долл.
• Австралия: 49 млрд долл.
• Аляска: 40 млрд долл.
• Бруней: 30 млрд долл.
Как видно, владельцами суверенных фондов являются в основном страны, поставляющие энергоносители на экспорт. Китай сформировал фонд благодаря экспорту товаров в США и Европу.
Суверенные фонды мира составляют примерно 1/8 пенсионных фондов мира, где накоплено 21,6 трлн долл.
Чаще всего фондом управляет специальная государственная компания. Однако не все фонды раскрывают информацию о своих портфелях. Например, суверенный фонд Норвегии имеет свой собственный сайт, где даются ежемесячные отчеты о том, что куплено, что продано, чем фонд владеет, кто чем управляет и с какой эффективностью, какие планы и стратегии у руководителей фонда, какая у них политика распоряжения средствами. Сайт суверенного фонда ОАЭ состоит всего из одной страницы, где указаны лишь адрес фонда и телефон.
Суверенные фонды не всегда открыто заявляют о своих намерениях и политике распоряжения имеющимися средствами. И ни одно государство не имеет права потребовать от другого раскрыть свои карты. На заседании «большой восьмерки» в Вашингтоне было принято обращение к Международному валютному фонду, чтобы тот повлиял на суверенные фонды в плане повышения их открытости для общественности.
Средства фондов вкладываются главным образом в облигации других государств. Самыми надежными из них считаются облигации Федеральной резервной системы США. В последнее время некоторые фонды выводят часть средств из американских облигаций и вкладывают их в собственность за рубежом, в акции крупных компаний, инвестируют в более рискованные активы.
Суверенные фонды работают на перспективу, вносят стабилизирующее начало на рынке акций и облигаций. Их интересуют устойчивые результаты. Они не обязаны делать регулярные выплаты в отличие, например, от пенсионных. У них нет пайщиков, которые в случае неблагоприятной рыночной ситуации начнут паниковать и забирать из фонда свои средства. Суверенные фонды, приобретая какую-то компанию, не вмешиваются в ее менеджмент.
В ОАЭ суверенный фонд Abu Dhabi Investment Authority имеет региональную специфику. Каждый из федерации семи эмиратов вносит свой пай в фонд за счет экспорта нефти и управляет своей долей.
Большая часть средств организации вложена в государственные облигации США. Фонд также интенсивно занимается инвестициями в ближневосточные банки и приобрел две цементные компании в регионе. Эмират Дубаи в 2007 г. приобрел нью-йоркскую торговую сеть одежды Barney's и немецкую упаковочную компанию Mauser, при-
обрел 3 % компании EADS — владелицы Airbus, и ICICI — второй по величине банк Индии.
В Китае суверенным фондом управляет государственная компания China Investment Corp. Ее возглавляет государственный чиновник Gao Xiqing, помогавший правительству составлять законы о ценных бумагах.
Деньги китайского фонда активно используются для приобретения собственности за рубежом, в частности долей в крупнейших компаниях. Так, в октябре 2007 г. Индустриальный и Коммерческий банки Китая купили на деньги фонда за 5,6 млрд долл. 20 % крупнейшего южно-африканского банка. Тогда же государственная нефтяная компания CNOOC на деньги фонда приобрела нефтяное поле в Нигерии за 2,3 млрд долл. А фонд выделил еще 3 млрд долл. на покупку доли в 9,9 % в компании частных капиталовложений Blackstone Group.
В Сингапуре есть два суверенных фонда: Government of Singapore Investment Corporation и Temasek Holdings. Последний был создан в 1974 г. для управления средствами, полученными от бюджетного профицита. Фонд ежегодно зарабатывает на этих деньгах 18 % и сейчас владеет 110 млрд долл. Компанией управляет жена премьер-министра Сингапура Ho Ching, которая получила диплом магистра в Стэндфордском университете. Ей помогает Simon Israel — новозеландец, который до этого возглавлял азиатский отдел французской компании Danone.
В сентябре 2007 г. Temasek Holdings помог авиакомпании Singapore Airlines получить долю в 24 % в китайской авиакомпании China Eastern Airlines и обойти в борьбе гонконгскую авиакомпанию Cathay Pacific. В портфеле фонда 25 % акций индийской трансляционной компании INX media, 8 % австрийской компании по изготовлению вакцин Intercell, а также акции азиатских банков, включая 5 % акций Bank of China.
Фонд Government of Singapore Investment Corporation владеет недвижимостью по всему миру на сумму в 80 млрд долл., включая 60-этажное здание AT&T Corporate Center в Чикаго, Shiodome City Center в Токио и европейскую штаб-квартиру компании Merrill Lynch в Лондоне.
Резервный фонд Alaska Permanent Fund, строго говоря, не является суверенным, так как он принадлежит штату Аляска. Штаб-квартира управления фондом располагается в городе Juneau (шт. Аляска). Учреждение было образовано в 1976 г. В него вкладывалось 25 % выручки от продажи ископаемых ресурсов штата. С тех пор в фонде скопилось 40 млрд долл. Цель фонда — обеспечение доходов для
всех жителей штата и создание запаса средств на то время, когда природные ресурсы Аляски иссякнут. В последние годы из средств фонда на выплату каждому жителю штата, а их 604 тыс. человек, ежегодно направлялось 1654 долл.
В начале своего существования фонд хранил средства в государственных и корпоративных облигациях, но постепенно менеджеры перешли к более агрессивной инвестиционной политике. Ныне 53 % средств фонда вложены в акции, 29 %
— в облигации, 10 % — в недвижимость, 8 % — в прочие активы, например в паевые инвестиционные фонды. Жителям Аляски принадлежит более 7 млн акций компании General Electric, жилой дом на Манхеттене, доли в нескольких частных инвестиционных фондах. Все детали вложений доступны для общественности. Причем фонд зарабатывает больше, чем штат получает от продажи нефти.
В Норвегии фонд Government Pension Fund создан в 1990 г. для вложений накопленных в нем средств в долгосрочные проекты. Средства преимущественно складываются за счет налоговых поступлений от нефтедобывающих компаний, а также продаж лицензий на разработку месторождений.
Несмотря на название, эта организация не является пенсионным фондом. Ее главная цель
— создать запас средств на тот день, когда у Норвегии закончится нефть. Фондом владеет Министерство финансов, а управляет Центральный банк Норвегии.
По состоянию на 31.01.2008 г. активы фонда составляли 2002,1 млрд норвежских крон (около 340 млрд долл.). Это примерно 87 % ВВП Норвегии. Учреждение инвестирует 40 % своих активов в акции и 60 % — в облигации с фиксированным доходом на международных рынках. Инвестиции лимитированы максимальной долей в 5 % акций любой компании.
В 1998 г. в Венесуэле был создан Фонд макроэкономической стабилизации. Первоначально критерии его наполнения были сформулированы достаточно жестко: если мировая цена на нефть превышает нормативную (14,7 долл. за баррель), то каждый доллар сверх этого идет в фонд. В дальнейшем правила перечисления средств менялись, а госбюджет сводился с постоянным дефицитом. К 2003 г. удалось накопить 2,59 млрд долл., но правительство Уго Чавеса вскоре истратило эти деньги, и сейчас фонд фактически не функционирует.
В 1953 г. создан Инвестиционный фонд Кувейта, в котором к середине 2008 г. было накоплено более 260 млрд долл. В учреждение перечисляются
10 % госдоходов независимо от их происхождения и цены на нефть.
В сентябре 2004 г. правительство Нигерии приняло решение создать Стабилизационный фонд и перевести в него 50 % нефтяной прибыли за предыдущий год. Однако уже в ноябре того же года 280 млн долл. из этих средств было потрачено на компенсацию гражданам затрат на бензин. Фонд так и не начал функционировать.
В Омане в 1980 г. был создан Государственный резервный фонд, а в 1993 г. — Нефтяной фонд. При этом все доходы при цене нефти до 15 долл. за баррель идут в бюджет, следующие 2 долл. за баррель — в Государственный резервный фонд, следующие 0,5 долл. за баррель — в Нефтяной фонд, а при цене свыше 17,5 долл. за баррель нефтяные доходы идут в бюджет. Однако постоянное покрытие бюджетного дефицита фактически не позволило обеспечить функционирование этих фондов.
Медный стабилизационный фонд Чили был создан в 1985 г. Ежегодно Министерство финансов Чили устанавливает ориентировочную (базовую) цену на медь. Если реальная экспортная цена превышает базовую, то излишек доходов перечисляется из бюджета в фонд. К началу 2008 г. в фонде было аккумулировано около 21 млрд долл.
В России в 2004 г. был учрежден Стабилизационный фонд. В него перечислялись государственные доходы от добычи и экспорта нефти (в части экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых) при превышении мировой цены на нефть специально определенной «цены отсечения». То есть госбюджет получает средства, как если бы цена на нефть была равна «цене отсечения», а все сверх этого идет в Стабилизационный фонд. Первоначально «цена отсечения» была установлена на уровне 20 долл. за баррель, затем — повышена до 27 долл.
Стабилизационный фонд являлся встроенным стабилизатором, обеспечивал дополнительную устойчивость государственным финансам, мог служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение будущих бюджетных расходов. Активами фонда напрямую распоряжалось правительство.
С 1 февраля 2008 г. Стабилизационный фонд был разделен на две части: Резервный фонд (3069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). Общий объем средств, которые будут зачисляться на счет нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру валового внутреннего продукта
(ВВП): на 2008 г. — 6,1 % ВВП, на 2009 г. — 5,5 %, на 2010 г. — 4,5 %, а после 2010 г. — 3,7 % ВВП.
На 1 октября 2008 г. сумма Резервного фонда составляла 3559,19 млрд руб. Он представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта, если для его финансового обеспечения недостаточно нефтегазовых доходов.
Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере. Он определяется исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в этом федеральном законе. Если величина Резервного фонда превысит 10 % ВВП, излишние средства перечисляются в Фонд национального благосостояния.
Резервный фонд формируется за счет:
• нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта, при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
• доходов от управления средствами Резервного фонда.
На 1 октября 2008 г. Фонд национального благосостояния России (ФНБ) составлял 1228,88 млрд руб. ФНБ представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинан-сирования добровольных пенсионных накоплений граждан, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР).
Фонд национального благосостояния формируется за счет:
• нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
• доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.
Наиболее острыми на сегодняшний день являются вопросы стратегии управления средствами суверенных фондов.
Средства российских суверенных фондов размещаются на счетах по учету средств фондов в
разрешенной иностранной валюте (доллары США, евро, фунты стерлингов), открытых в Центральном банке РФ на основании договора банковского счета между Федеральным казначейством и Центральным банком РФ. За пользование денежными средствами, размещенными на счетах суверенных фондов благосостояния, ЦБ РФ уплачивает проценты, установленные договором банковского счета. Центральный банк выступает основным агентом Минфина России по управлению средствами фондов.
Информация по использованию средств фондов Центральным банком РФ не находится в открытом доступе, что не дает возможности определить реальную эффективность управления этими средствами.
Действующая система обеспечивает иммунитет средств фондов от взыскания или ареста по судебным требованиям иностранных организаций к Российской Федерации.
Постановлениями Правительства Российской Федерации «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния» и «О порядке управления средствами Резервного фонда» устанавливается Перечень требований к финансовым активам и Перечень операций с финансовыми активами, в которые могут размещаться средства фондов. Согласно перечням формируется виртуальная модель портфеля финансовых инструментов, по которому рассчитывается средняя доходность. За пользование средствами фондов Центральный банк выплачивает проценты, равные величине средней доходности виртуальной модели портфеля.
Требования к финансовым инструментам для размещения средств Стабилизационного фонда разрешали покупку инструментов с рейтингом ААА, которые имеют меньшую доходность, чем разрешенные для Резервного фонда и Фонда национального благосостояния инструменты с рейтингом АА. Из этого следует, что средняя доходность действующих фондов должна быть выше аналогичной величины для Стабилизационного фонда.
Инвестирование средств фондов должно осуществляться на основе принципов диверсификации и надежности финансовых инструментов.
Целями управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств указанных фондов и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе2.
2 Ст. 96.11 Бюджетного кодекса РФ.
Объем Фонда национального благосостояния на 1 апреля 2008 г. составил 774 млрд руб. При этом в ближайшие годы для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда предусматривается перечисление следующих межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет ПФР: в 2009 г. — 133,71 млрд руб., в 2010 г. — 227,38 млрд руб.
Факторы, обеспечивающие сохранность средств ФНБ:
• исключение расходования средств фонда без острой необходимости, пока не будет достигнут нужный объем. Софинансирование дополнительных страховых взносов граждан на накопительную часть трудовой пенсии и покрытие дефицита бюджета ПФР должно осуществляться исключительно за счет доходов от управления средствами ФНБ;
• обеспечение высокой надежности вложений. Осенью 2008 г. на российском финансовом
рынке сложилась непростая ситуация. Финансовый кризис, зародившийся в ипотечном секторе американской экономики летом 2007 г., трансформировался в глобальный кризис. Цены на нефть, достигнув к маю 2008 г. своего максимума и вплотную приблизившись к отметке 150 долл. /барр., к середине октября опустились ниже 70 долл. /барр. Российский рынок акций обрушился до уровня 2004 г., потеряв около 70 % капитализации. Кризис недоверия спровоцировал дефицит ликвидности, сектор межбанковского кредитования оказался практически парализован, обанкротились крупнейшие компании.
Правительство Российской Федерации предприняло ряд мер, направленных на стабилизацию ситуации. Одним из направлений поддержки стало снабжение ликвидностью отечественных финансовых институтов.
Минфин России может скорректировать модель Фонда национального благосостояния с учетом финансового кризиса.
С 14 октября 2008 г. начал действовать пакет законов о стабилизации российского финансового рынка, и средства Фонда национального благосостояния могут быть размещены во Внешэкономбанке на депозиты сроком до 31 декабря 2019 г. включительно на общую сумму не более 450 млрд руб. по ставке 7 % годовых. Новые правила инвестирования предусматривают расширение перечня инструментов, в которые можно вкладывать средства ФНБ. Минфин России не предполагает принципиально менять стратегию инвестирования в связи с ситуацией на финансовом рынке.