с э. цвирко суверенные Фонды как источник ресурсов...
63
УДК 330.322
суверенные фонды как источник ресурсов для инвестирования в экономику России
в статье рассмотрены суверенные фонды как источник средств на модернизацию экономики России. Проанализирована доходность инвестиций Резервного фонда и Фонда национального благосостояния России, сделан вывод о недостаточной эффективности вложений данных фондов и возможности инвестирования части средств российских суверенных фондов внутри страны. Рассмотрены возможности привлечения средств зарубежных суверенных фондов в экономику Российской Федерации, а также перспективы соинвестирования в рамках работы Российского фонда прямых инвестиций (РФПи).
Ключевые слова: инвестиции; суверенные фонды; Российский фонд прямых инвестиций; Резервный фонд; Фонд национального благосостояния.
The article considers the sovereign fund as a source of investments to modernize the Russian economy. The author analyzes the return on investments of the Reserve Fund and National Welfare Fund and concludes that the efficiency of investments of these funds is insufficient and against this background Russian sovereign Wealth Funds within the country could potentially be used for investment purposes. Also, the author reviews possibilities to attract investments in the economy of the Russian Federation from foreign sovereign wealth funds as well as prospects for co-investment in the framework of the Russian Direct Investment Fund (RDIF
Keywords: investment; sovereign wealth funds; Russian Direct Investment Fund; Reserve Fund; national Welfare Fund.
Цвирко Светлана Эдуардовна
канд. экон. наук, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]
Причины непривлекательности России для иностранных инвесторов
Необходимым условием вхождения России в число ведущих мировых экономик с высоким уровнем благосостояния, развитой инфраструктурой, существенной долей высокотехнологичного сектора в ВВП являются масштабные инвестиции, в том числе со стороны иностранных инвесторов. Но со-
гласно исследованию Doing Business 2013, составляемому ежегодно Всемирным банком и оценивающему условия ведения бизнеса в 185 странах, Россия занимает только 112-е место по простоте осуществления предпринимательской деятельности [10]. Российский рынок по-прежнему находится в стороне от глобального позитивного тренда, обусловленного улучшением отношения инвесторов к развивающимся рынкам. Основные причины такого явления — отсутствие экономических реформ, рост роли государства в экономике, часто меняющиеся правила ведения бизнеса в стране. Попытки улучшить инвестиционный климат и повысить привлекательность инвестиций на финансовых рынках, предпринимаемые в последнее время Правительством РФ, пока остаются безрезультатными. Еще одной причиной настороженного отношения иностранных инвесторов к России является высокая зависимость российской экономики от ситуации в еврозоне. Инвесторы не хотят осуществлять вложения в рынок страны с экспортно-ориентированной экономикой, значительная доля экспорта
которой приходится на один из самых проблемных регионов мира.
Привлечение суверенных фондов в качестве инвесторов
В условиях недостатка инвестиций Россия должна изыскивать внутренние ресурсы, а также активнее привлекать средства крупных зарубежных институциональных инвесторов.
Так, одним из источников финансовых ресурсов для инвестирования в Россию могут стать как российские, так и зарубежные суверенные фонды.
Что касается российских суверенных фондов, то, как отмечалось в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 гг., «создание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния позволило пройти период мирового кризиса без снижения уровня жизни граждан, поддержать финансовую инфраструктуру и реальный сектор экономики» [1]. В целом Резервный Фонд и Фонд национального благосостояния выполняют поставленные перед ними задачи повышения устойчивости экономики России.
Многие эксперты указывают на необходимость использования части средств суверенных фондов для вложений в проекты в России, в том числе инфраструктурные
Однако в посткризисный период перед суверенными фондами встают новые задачи. Согласно установленным правилам, после достижения нормативно установленного объема Резервного фонда дополнительные нефтегазовые доходы должны направляться в Фонд национального благосостояния. При этом часть этих доходов может использоваться для финансирования инфраструктурных и других приоритетных для Российской Федерации проектов. Однако до настоящего момента суверенные фонды России в основном приобретают иностранную валюту и инвестируют в высоконадежные, но низкодоходные долговые обязательства иностранных государств. Совокупная доходность размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Банке России, выраженная в корзине разрешенных иностранных валют,
составила за 2012 г. 0,74% годовых и приносила с момента создания фонда (с 30 января 2008 г.) 2,28% годовых. Доходность размещения средств Фонда национального благосостояния в отдельные виды разрешенных финансовых активов за 2012 г. составила:
1) на счетах в иностранной валюте в Банке России (в корзине разрешенных иностранных валют) 0,74% годовых;
2) на депозитах во Внешэкономбанке 6,45% годовых (на депозитах в российских рублях); 3,63% годовых (на депозитах в долл. США) [2].
При этом экономика России сталкивается с недостатком финансовых ресурсов для инвестиций, а процентные ставки по привлеченным из-за рубежа финансовым ресурсам несоизмеримо выше доходности от управления российскими суверенными фондами. В связи с этим многие эксперты указывают на необходимость использования части средств суверенных фондов для вложений в проекты в России, в том числе инфраструктурные. Данные ресурсы могут и должны стать источниками экономического роста и развития в стране.
При этом необходимо осуществлять деятельность, направленную на поддержание доходности суверенных фондов: резервы следует не только сохранять, но и увеличивать. Что касается общемировой практики, то, как правило, суверенные фонды ведут достаточно активную инвестиционную политику, инвестируя в менее ликвидные и более рискованные активы, обеспечивающие доходность выше, чем типичные вложения в золотовалютные резервы [8].
В целом активное использование средств суверенных фондов внутри страны соответствует общемировой тенденции. Так, в ходе финансового кризиса некоторые фонды национального благосостояния заявляли о моратории на зарубежные инвестиции [Инвестиционное управление Абу-Даби (ADIA), Инвестиционное управление Катара (OIA)]. Например, в 2008 г. Кувейтский фонд перевел более 4 млрд долл. США с западных рынков акций для размещения на внутреннем рынке [9, с. 24]. Китайская инвестиционная корпорация подверглась резкой критике в своей стране за инвестиции, сделанные за рубежом, и планировала уменьшать показатель внешнего инвестирования.
За последние годы суверенные фонды многих стран накопили значительные резервы и усилили свое влияние на мировом финансовом рынке.
С Э.Цвирко СУВЕРЕННЫЕ ФОНДЫ КАК ИСТОЧНИК РЕСУРСОВ...
65
Следует отметить, что отдельные зарубежные суверенные фонды проявляют заинтересованность к инвестированию в Россию. Так, Суверенный фонд Норвегии в 2012 г. вложил около 3 млрд долл. США в рублевые облигации [по оценке аналитиков, наиболее вероятно, что это вложения в облигации федерального займа (ОФЗ)] [6, с. 11]. Этот же Фонд является покупателем российских акций. На конец 2012 г. он владел акциями 63 российских компаний со стоимостью портфеля 4,54 млрд долл. США. В список инвестиций Государственного пенсионного фонда Норвегии входят ценные бумаги «Газпрома», «Лукойла», «Сбербанка», «Мегафона», «МТС», «Транснефти», ряда других компаний [6, с. 11]. Суверенный фонд Катара планирует инвестировать в ВТБ от 3 до 3,5 млрд долл. США [3, с. 14].
Особенностями суверенных фондов традиционно являются долгосрочность инвестиций, толерантность к краткосрочным колебаниям доходов, ограничение спекулятивных сделок. Инвестиции суверенных фондов — это крупные сделки: 31% всех публично объявленных сделок составляют сумму от 1 до 2,5 млрд долл. США, 28% — от 2,5 до 5 млрд долл. США, 9% — более 5 млрд долл. США [9, с. 11].
Софинансирование иностранных инвестиций Российским фондом прямых инвестиций
Наиболее предпочтительны для экономики прямые инвестиции, осуществляемые за счет средств суверенных фондов. Возможности для более эффективного использования средств на цели модернизации экономики России появились в связи с созданием в 2011 г. суверенного фонда прямых инвестиций Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Это 100-процентное дочернее предприятие Внешэкономбанка, капитал которого сформирован за счет средств федерального бюджета. РФПИ предназначен для софинансирования иностранных инвестиций в модернизацию российской экономики. Главный приоритет РФПИ — обеспечение максимальной доходности на капитал, инвестированный Фондом и соинвесторами. Фонд может участвовать в проектах от 50 до 500 млн долл. США с долей капитала не более 50%. Капитализация Фонда в 2011 г. составила 2 млрд долл. США, в 2012-2016 гг. она запланирована в объеме 8 млрд долл. США [4].
РФПИ не является традиционным суверенным фондом. По сути, создан классический фонд прямых инвестиций (private equity), инструмент для привлечения дополнительных иностранных инвестиций. Отличием нового суверенного фонда от Резервного фонда и Фонда национального благосостояния является направление вложений. Инвестиции планируется осуществлять преимущественно в России (80%), а зарубежные инвестиции (20%) должны давать синергетический эффект и иметь российскую направленность. Еще одно отличие — уровень риска: инвестиции делаются в менее ликвидные и более рисковые активы, чем у Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Планируется, что ожидаемый уровень доходности инвестиций РФПИ— более 20%, горизонт инвестирования — 5-7 лет [5, с. 7].
РФПИ может быть интересен иностранным инвесторам благодаря обязательствам государства со-инвестировать и делить риски.
Потенциальными партнерами РФПИ могут быть суверенные и пенсионные фонды, такие как Abu Dhabi Investment Authority и Mubadala (ОАЭ), TIAA-CREF (США), APG Group (Нидерланды), Caisse des Depots et Consignation (Франция), China Investment Corporation (Китай), Kuwait Investment Corporation (Кувейт), Temasek Holdings (Сингапур), OMERIS и Alberta Investment Management (Канада), Qatar Investment Authority (Катар), Khazanah Nasional (Малайзия), Mumtalakat (Бахрейн). Интерес могут также проявить частные фонды: Goldman Sachs Merchant Banking Division, The Carlyle Group, The Blackstone Group, KKR, TPG, WarburgPincus, Eton Park Capital Management (США), Hermes и Permira (Великобритания).
Данный суверенный фонд прямых инвестиций не должен быть заинтересован вкладывать средства в добычу полезных ископаемых. Его задача — сосредоточиться на инвестициях в модернизаци-онные проекты (например, космос, фармацевтику, медицинское оборудование, IT).
В настоящее время в проработке РФПИ находятся более 50 проектов в сфере электроэнергетики, энергосберегающих технологий, телекоммуникаций, медицины, производстве сельскохозяйственного оборудования, логистике, инфраструктуре и других сферах на общую сумму инвестиций более 10 млрд долл. США. С момента формирования Фонд заключил несколько знаковых инвестиционных сделок, привлекая
значимый капитал и демонстрируя перспективность инвестиций в Россию:
• вложив 50 млн долл. США, РФПИ привлек более 260 млн долл. США от ЕБРР в объединенную биржу ММВБ-РТС;
• вложив 140 млн долл. США, РФПИ привлек более 480 млн долл. США от Macqurie Renaissance и других фондов в покупку блокирующего пакета ОАО «Энел ОГК-5» у ОАО «ИнтерРАО ЕЭС», предоставляя средства ОАО «ИнтерРАО ЕЭС» на реализацию инвестиционной программы;
• РФПИ подписал соглашение об инвестировании 80 млн долл. США при привлечении 100 млн долл. США от крупнейшего и наиболее опытного иностранного инвестора в области медицины Apax в покупку миноритарной доли в объединенной компании частной клиники МЕДСИ и государственной клиники ММЦ.
Кроме того, Китайская инвестиционная корпорация подписала меморандум об инвестициях в 1 млрд долл. США в проекты РФПИ [4]. Первая сделка с этой корпорацией (инвестиции в лесопромышленную компанию на Дальнем Востоке) была заключена на сумму 110 млн долл. США.
В июне 2012 г. РФПИ совместно с BlackRock, Goldman Sachs и Templeton Asset Management начал проект совместных инвестиций в российские компании с годовой выручкой более 500 млн долл. США на этапе их подготовки к IPO [7, с. 14].
РФПИ с момента образования инвестировал в российские компании около 500 млн долл. США, при этом соинвесторы (зарубежные партнеры) вложили 1,6 млрд долл. США. Дополнительно эти же зарубежные инвесторы с помощью РФПИ вложили сами в российскую экономику еще 3,2 млрд долл. США. Таким образом, всего в экономику России было привлечено более 5 млрд долл. США; на потраченный государством доллар в экономику поступило 10 долл. США [7, с. 14].
выводы
Россия накапливает опыт в управлении средствами суверенных фондов, а также в привлечении средств зарубежных фондов. В условиях мирового финансового кризиса суверенные фонды различных стран меняли свои инвестиционные стратегии, переориентируясь на внутренние рынки. Когда приток зарубежного капитала на рынки стран — владельцев суверенных фондов сокращается, государственные фонды вынуждены замещать иностранных инвесторов либо создавать
условия для соинвестирования с иностранными партнерами.
Что касается России, то в условиях мирового финансового кризиса резервы в первую очередь расходовались на выполнение социальных обязательств и поддержание стабильности финансового сектора. Создание суверенного фонда прямых инвестиций предоставляет возможности более эффективно вкладывать средства в модернизацию экономики, активно привлекать иностранные инвестиции на условиях соинвестирования и разделения рисков.
литература
1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах 28 июня 2012 г. URL: http://kremlin.ru/acts/15786 (дата обращения: 18.03.2013).
2. Информационное сообщение о доходности размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в 2012 году. URL: http://minfin.ru/ru/official/ index.php?id4=18585 (дата обращения: 18.03.2013).
3. Кудинов В., Плотонова О., Трифонов А., Тов-кайло М. Восточная сказка для ВТБ // Ведомости. 2013.15 февр.
4. Основные меры по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/ activity/sections/investmentpolicy/index (дата обращения: 18.03.2013).
5. Письменная Е. Шерпы из ВЭБа // Ведомости. 2011. 6 апр.
6. Трифонов А. ОФЗ для Норвегии // Ведомости. 2013. 15 марта.
7. Трифонов А. РФПИ показал плечо // Ведомости. 2013. 19 марта.
8. Noyer Christian: Foreign reserve accumulation — some systemic implications. Speech by Mr Christian Noyer, Governor of the Bank of France, at the Salzburg Global Seminar, Salzburg, 1 October 2007.
9. SWF and FDI: Facing the World Economic Crisis. October 2009 Economic Intelligence Division Invest in Spain. SWF_Working_Paper_ for WAIPA.pdf.
10. URL: http://www.doingbusiness.org/reports/ global-reports/doing-business-2013 (дата обращения: 18.03.2013).