УДК 342.56
СУВЕРЕНИТЕТ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ 0м1рэл1 Жазира Ом1рэлщызы1
Доктор юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Евразийской юридической академии имени Д.А. Кунаева, г. Алматы, Казахстан; e-mail: [email protected]
Ильясова Бактыгул ^уанышкызы
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, международного права и таможенного дела Евразийской юридической академии имени Д.А. Кунаева, г. Алматы, Казахстан; e-mail: [email protected]
Аннотация. Укрепление независимости и самостоятельности судебной власти в Республике Казахстан, как одной из ветвей государственной власти - неизменный курс судебных и других государственно-правовых реформ. Актуальность данной цели повышения эффективности процесса судопроизводства, ознаменовывается новыми общественно-политическими запросами современного этапа исторического развития страны.
Независимость и самостоятельность судебной власти Республике Казахстан как конституционно-правовое целеполагание, опосредовано состоянием и реализацией таких государственно-правовых институтов, как государственная независимость и государственный суверенитет.
Только политически и экономически самостоятельное государство, обладающее суверенитетом всех своих государственно-правовых, политических, социальных институтов, а также военно-политическим внутригосударственным потенциалом, являющимся суверенным источником безопасности своих граждан, может гарантировать эффективную судебно-правовую защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану национальных jjj интересов, основанных на традиционных геополитических, культурных и государствен- и но-правовых ценностях.
Историческое событие, ознаменованное распадом СССР и выходом Казахстана на jjj самостоятельный путь геополитического развития, предъявило высокие требования к j институтам власти и управления, их воссозданию и эффективной работоспособности А в новых условиях. Роль судебной власти подчеркивалась в условиях внедрения демократи- £ ческих принципов защиты прав и свобод человека и гражданина, их приоритета над ины- о ми институтами, включая государственные. Именно в этих условиях суда должны был переориентировать организационно-правовую и профессиональную составляющую своей деятельности. Ведь институты демократии, раннее не декларированные в Казахстане и не вживляемые в реалии общественной и политической жизни государства требовали р структурной перестройки, определения баланса властей по взаимодействию для реализа ции власти, делегированной народом Казахстана институтам власти и управления.
Однако современные тенденции демократических процессов в некоторых государствах, О в том числе в постсоветских, демонстрируют некоторые противоречия, образуемые в ре- О зультате утери ими суверенных прав в тех или иных сферах общественно-политической деятельности. О
Ключевые слова: суверенитет, независимость, государство, судопроизводство, судеб ная власть, судебная система, цифровизация, индустриализация, технологический про гресс, профессионализм судей, судебные реформы.
1 Автор для корреспонденции
CL
< Z
CL
о в X
о
m
о
СП <
< СП
ь
-Q
с;
<
X
СОТ БИЛ1Г1НЩ ЕГЕМЕНД1Г1 Жазира Ом1рэлщызы 0м1рэл1
Зац гылымдарыныц докторы, Д.А.Конаев атындагы Еуразиялыц зац академшсыныц азаматтыц-цуцыцтыц пэндер кафедрасыныц доцентЬ, Алматы, Казацстан, e-mail: [email protected]
Бактыгул ^уанышкызы Ильясова
Зац гылымдарыныц кандидаты, Д.А.Конаев атындагы Еуразиялыц зац академиясыныц Конституциялыц, халыцаралыц цуцыц жэне кеден ici кафедрасыныц доцентi, Алматы, Казацстан, e-mail: [email protected]
Аннотация. Казацстан Республикасындагы сот билтнщ тэуелсьздт мен дербе-сттн ныгайту мемлекеттьк бильк тармагыныц бiрi ретьнде сот жэне басца да мемле-кеттьк-цуцыцтыц реформалардыц турацты багыты болып табылады. Сот процестщ тшмдштн арттырудыц бул мацсатыныц взектшт елiмiздiц тарихи дамуыныц цазiргi кезецтщ жаца цогамдыц-саяси талаптарымен ерекшеленедь.
Казацстан Республикасындагы сот билтнщ тэуелсьздт мен дербестт конституци-ялыц-цуцыцтыц мацсат ретьнде мемлекет жэне мемлекеттьк тэуелсьздьк жэне мемле-кеттщ егемендт сияцты мемлекеттьк-цуцыцтыц институттарды ЖYзеге асыру арцылы ЖYзеге асырылады.
Озшц барлыц мемлекеттьк-цуцыцтыц, саяси, элеуметтьк институттарыныц, сон-дай-ац вз азаматтарыныц цаутсьздтнщ егемендь квзь болып табылатын эскери-саяси шк элеуеттщ егемендтне ие саяси жэне экономикалыц тэуелсьз мемлекет цана тиьмдь сот-цуцыцтыц кепьл бола алады. адам мен азаматтыц цуцыцтары мен бостандыцтарын цоргау, дэстурль геосаяси, мэдени жэне мемлекеттьк-цуцыцтыц цундылыцтар негьзьнде улттыц мYдделердi цоргау.
КСРО-ныц ыдырауымен жэне Казацстанныц дербес геосаяси даму жолына шыгуымен белгьленген тарихи оцига бильк пен басцару институттарына, оларды цайта цуру мен жаца жагдайда тиьмдь жумыс ьстеуьне жогары талаптар цойды. Адам мен азаматтыц цуцыцтары мен бостандыцтарын цоргаудыц демократиялыц принциптерьн енгьзу, олар-дыц басца институттардан, соныц Шьнде мемлекеттьк институттардан басымдылыгы контекстьнде сот ЖYйеciнiц рвль ерекше атап втьлдь. Дэл осы жагдайларда соттар вз цызметтщ уйымдастырушылыц, цуцыцтыц жэне кэсьби цурамдастарын цайта багдар-лауга мэжбур болды. Ойткет, бурын Казацстанда жарияланбаган жэне мемлекеттщ цогамдыц-саяси вмьршц шындыгына енбеген демократия институттары берьлген вкьлет-тьктердЬ ЖYзеге асыру мацсатында взара эрекеттесу ymw вкшеттттердщ тецгерЬмьн айцындайтын цурылымдыц цайта цурылымдауды талап етть. Казацстан халцы бильк пен басцару институттарына.
Дегенмен, кейбьр мемлекеттердегь, соныц ьшьнде посткецестьк мемлекеттердегь демократиялыц процестердщ цазьргь тенденциялары олардыц цогамдыц-саяси цызметтщ жекелеген салаларында егемендьк цуцыцтарын жогалтуынан туындайтын кейбьр цара-ма-цайшылыцтарды кврсетедь.
Tyüíh свздер: егемендьк, тэуелсьздьк, мемлекет, сот ЖYйеci, сот ЖYйеci, сот ЖYйеci, цифрландыру, индустрияландыру, технологиялыц прогресс, судьялардыц кэсьбилт, сотре-формалары.
§ SOVEREIGNTY OF THE JUDICIARY
X
о <
СП
Gmirali Zhazira
Doctor of Law, Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines of the Eurasian Law Academy named after D.A. Kunaev, Almaty, Kazakhstan, e-mail: [email protected]
Ilyasova Baktygul
¡5 PhD in Law, Associate Professor of the Department of Constitutional, International Law and
Customs Affairs of the Eurasian Law Academy named after D.A. Kunaev, Almaty, Kazakhstan, e-mail: [email protected]
Abstract. Strengthening the independence and autonomy of the judiciary in the Republic of Kazakhstan, as one of the branches of state power, is a constant course of judicial and other statelegal reforms. The relevance of this goal of increasing the efficiency of the judicial process is marked by new socio-political demands of the current stage of the country's historical development.
The independence and autonomy of the judiciary in the Republic of Kazakhstan as a constitutional and legal goal-setting is mediated by the state and implementation of such statelegal institutions as state independence and state sovereignty.
Only a politically and economically independent state that has the sovereignty of all its statelegal, political, social institutions, as well as the military-political domestic potential, which is a sovereign source of security for its citizens, can guarantee effective judicial and legal protection of the rights andfreedoms of man and citizen, the protection national interests based on traditional geopolitical, cultural and state-legal values.
The historical event, marked by the collapse of the USSR and the emergence of Kazakhstan on an independent path of geopolitical development, made high demands on the institutions of power and administration, their reconstruction and effective performance in the new conditions. The role of the judiciary was emphasized in the context of the introduction of democratic principles for the protection of human and civil rights and freedoms, their priority over other institutions, including state ones. It was under these conditions that the courts had to reorient the organizational, legal and professional components of their activities. After all, the institutions of democracy, which were not previously declared in Kazakhstan and were not implanted in the realities of the public andpolitical life of the state, required structural restructuring, determining the balance of powers for interaction in order to implement the power delegated by the people of Kazakhstan to the institutions of power and management.
However, the current trends in democratic processes in some states, including post-Soviet ones, demonstrate some contradictions resulting from the loss of their sovereign rights in certain areas of socio-political activity.
Key words: sovereignty, independence, state, judiciary, judiciary, judicial system, digitaliza-tion, industrialization, technological progress, professionalism of judges, judicial reforms.
Е
DOI: 10.52026/2788-5291_2022_69_2_163 НН
И
ную систему. Эти процессы трансформации, Н не сопровождаемые научно-правовым ана- И лизом, несут риски не только суверенитету ^ судебной власти, но суверенитету государ- >
ства в целом. > 3) Исследовано и доказано, что пониже- °
О
нию политико-правового статуса государ- ь
ственного суверенитета способствует меж- Е
дународное право и процессы глобализации, с
имеющие свое выражение в унификации А
деятельности и организаций наднациональ- s
ного типа. В данной ситуации суд уступает А
свои суверенные права вместе с националь- °
ными критериями определения социаль- О
но-правовой справедливости и обществен- И
ного правопорядка. О
р
2
Введение Ц
Тридцатилетие независимости Республи- S ки Казахстан является тем сроком, который S отражает результаты, достигнутые страной 2 на выбранном и частично пройденном ею 66 пути. С исторического момента обретения -2 Казахстаном государственного суверените- S та прошло столько времени, что можно оце-
Основные положения
1) Исследованы вопросы повышения динамики судебных реформ, имеющей как положительное, так и отрицательное влияние на суверенитет судебной власти. В статье доказано, что положительными являются стремление повысить эффективность правосудия, улучшить деятельность судебной системы, ее административно-правовую организацию. Отрицательными является отсутствие реальных результатов, заданных в ходе того или иного этапа судебных реформ, например, остаются коррупция, низкий профессионализм судейских кадров. На фоне повышения динамики судебных реформ отрицательным является фактор повышения динамики имплементации в национальное право новейших западных технологий, в отсутствие анализа и механизмов их внедрения.
2) Доказано, что высокие темпы технологического развития, одним из элементов которой является цифровизация, уже приводят к трансформации многие общественно-политические институты, в частности и судеб-
IX
<
IX
о в
X
о
со
о
СП <
< СП
ь .0
ш
<1 Ч О X
0 <
РЛ
1
X
ь
нить достижения и ошибки, что позволяет сделать выводы и определить цели, необходимые для дальнейшего развития. Некоторые цели и задачи, поставленные для достижения блага государства и его народа, были решены в ходе государственно-правовых реформ, некоторые нужно еще сформулировать и достичь. Однако, одной неизменной, стратегической целью существования нашего государства, его процветания и благополучия остается укрепление суверенитета государственной власти, суверенитета всех государственно-правовых и политических институтов.
В данном смысле определение понятия «суверенитет судебной власти» имеет особый смысл, в рамках которого можно исследовать вопросы деятельности судов Республики Казахстан как организационно-структурной части суверенной государственной власти, осуществляющей функцию правосудия. Перспективы такого исследования обусловлены как внутренними процессами реализации власти, так и внешними неуправляемыми процессами, оказывающими стихийное воздействие на осуществление суверенных прав государства.
Материалы и методы исследования
Материалами для настоящего исследования послужили нормативно-правовые акты Республики Казахстан, в том, числе Конституционный закон Республики Казахстан «О государственной независимости», Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 г. Конституция Республики Казахстан, многочисленные публикации, монографии и статьи по вопросам государственного суверенитета, суверенитета судебной власти, как казахстанских, так и зарубежных авторов. Источником послужило также Послание Главы Республики Казахстан К.Ж Токаева 2021 года.
Для исследования заявленной темы использовались следующие научно-правовые методы: исторический, логический, сравнительно-правовой, формально-правовой и др.
Результаты исследования
По результатам проведенного в настоящей статье исследования выделен ряд институциональных аспектов суверенитета судебной власти: 1) беспрерывность и высокая динамика процесса судебных реформ,
как фактор дестабилизации деятельности по отправлению правосудия; 2) трансформация судебной системы посредством инновационных технологий; 3) необходимость формирования политико-правовой реакции на новейшие тенденции модернизации общественных отношений с позиции сохранения и укрепления национального суверенитета и независимости государства.
Обсуждение
Термин «Суверенитет судебной власти» является производной от суверенитета государственной власти. В соответствии с конституционно-правовой доктриной Республики Казахстан (п.4 ст.3 Конституции2) о триединстве государственной власти, судебной системе делегированы властные полномочия, реализуемые, прежде всего, в сфере правосудия. Осуществляя волю и компетенцию государства в формировании судебного решения, а также являясь субъектом нормотворчества, судебная власть является носителем и выразителем суверенных прав государства.
Вопросы суверенитета судебной власти приобретают актуальность в связи с возросшим интересом политико-правовой науки к проблеме эволюции института национального суверенитета в связи с ускорением трансформационных мировых процессов. Меняющий традиционные уклады общественной жизни государств, предлагающий свои правила перезагрузки социальных, политических и экономических отношений, технологический прогресс, открывает новые перспективы и направления развития судебной системы Республики Казахстан.
На сегодняшний день судебная система Республики Казахстан прошла многочисленные этапы реформ, цель которых было достижение максимально эффективного уровня отправления правосудия в условиях демократизации общественных отношений, приоритета прав и свобод граждан перед институтами государства и власти.
Отсутствие шаблонов, исторического опыта, смены политических режимов, новизна рыночных механизмов экономики, сложность перестроечного этапа и т.п. не уберегло от издержек, что отразилось в реформистском движении, набирающем, в настоящее время, новые обороты. Президент Республики Казахстан К. Токаев, в своем
2 Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.03.2019 г.)//«Казахстанская правда» от 8 сентября 1995 г.
Послании народу Казахстана высказывается, что: «..ключевым фактором усиления защиты прав граждан и их безопасности являются глубокие реформы судебной и правоохранительной системы» [1].
Среди новейших направлений реформ судопроизводства следует отметить:
- трансформацию судопроизводства с применением информационных цифровых технологий, в т.ч. искусственного интеллекта;
- разграничение полномочий суда и правоохранительных органов.
Суд является конечной инстанцией, где находят свое справедливое разрешение проблемы межсоциального общения, поэтому любая системная модернизация, в том числе в рамках самой судебной системы, повышают профессиональную ответственность судов (судей), а также технические и организационные требования к их деятельности. Современные процессы общественного индустриального развития предопределили судьбу реформ, тем не менее, необходим поиск политико-правового ответа.
С одной стороны, осмыслению подлежит беспрерывность и высокая динамика процесса судебных реформ в целом, как фактора дестабилизации деятельности по отправлению правосудия. С другой, - трансформация судебной системы посредством инновационных технологий. С третьей, - необходимость формирования политико-правовой реакции на новейшие тенденции модернизации общественных отношений с позиции сохранения и укрепления национального суверенитета и независимости государства.
1) Повышение динамики судебных реформ, на наш взгляд, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительными являются стремление повысить эффективность правосудия, улучшить деятельность судебной системы, ее административно-правовую организацию. Отрицательными является отсутствие реальных результатов, заданных в ходе того или иного этапа судебных реформ.
Одним из негативных факторов выступает факт высокой динамики реформ. Ж.С Елюбаев считает, что «в результате непродуманных и не нужных судебных реформ, была разрушена классическая модель государственных судов, присущих для стран постсоветского пространства» [2]. «Судебная
система любого государства должна быть стабильной и консервативной, постоянные реформы только вредят укреплению судебной ветви власти, не способствуют формированию единой судебной практики, тем более при отсутствии стабильного законодательства. Бесконечные реформы в Казахстане явились одной из главных причин турбулентности судебной системы, снижения качества отправления правосудия, что вызывает оправданную критику в обществе» [2].
От чрезмерных реформ, как дестабилизирующего фактора, предостерегал академик С.Зиманов, подчеркивая, что: «Наиболее существенным фактором, который значительно снижает эффективность законодательного процесса, является безмерное увлечение и увеличение частоты вносимых изменений и дополнений к законам, что наносит ущерб их стабильности. ...Более того, совершенствование законодательства часто ведется вопреки правилам и принятым общетеоретическим стандартам» [3].
Т.Г. Морщакова также отмечала, что «..вносимые изменения и дополнения в законодательство, в том числе и касающихся судоустройства, вместо того, чтобы устранить имеющиеся в законе дефекты, еще более их усиливают и усугубляют» [4,с.49-50].
В данном вопросе следует добавить, что, не смотря на многочисленные этапы судебных реформ, одними и стабильно выставляемых направлений являются: повышение профессионализма судей, обеспечение судов высококвалифицированными кадрами3; противодействие коррупции в судебном сообществе; обеспечение независимости судов и судей; обеспечение прозрачности и доступности граждан к правосудию.
Однако, можно сделать вывод о том, что, если проблема не решается и переходит от реформы к реформе, то предложенные данной реформой средства и методы не эффективны и в последующем витке реформы следует ставить другие задачи для выполнения тех или иных целей. Например, в отношении противодействия коррупции в рядах судейских кадров. Можно также отметить иную тенденцию, выраженную в попытках решить одну проблему за счет другой. Например, устранить или существенно снизить коррупцию за счет прозрачности и доступности населения к процессу правосудия, прежде всего, за счет внедрения в
Н
X
ы А
о х о Д А
сг
В
СП А
>
го О го О
X
е о
"о
2 А
С
"о
3 Глава государства провел совещание по вопросам модернизации судебной 12 февраля 2021 года//https://www.akorda. kz/ru/events/akorda_news/meetings_and_sittings/glava-gosudarstva-provel-soveshchanie-po-voprosam-modernizacii-sudebnoi-sistemy
CL
< Z
CL
О
е
X
о
сп О
СП <
< СП
ь
-О
с;
ш £
Ч О X
о <
т t
х
ь
судебную деятельность инновационных технологий и обеспечения доступности к правосудию через цифровое обеспечение. Но такой подход решает вопрос лишь отчасти. Во-первых, потому, что не имеет под собой проработанных научных методик, которые позволили бы на базе научно-правовых исследований вычленить корень проблемы и причинно-следственные социальные связи и последствия.
Во-вторых, не учитывает традиционных особенностей судебной системы и соотношение ее константы к имплементируемым современным зарубежным стандартам, порой противоречащим существующим в принципе. Например, замена судьи искусственным интеллектом, что влечет вынесение цифрового судебного решения.
2) Тем не менее, нужно согласиться с тем, что повышение динамики судебных реформ, во многом опосредовано объективными причинами, одной из которых выступает технологический прогресс. Высокие темпы индустриализации, одним из элементов которой является цифровизация, уже приводят к трансформации многие общественно-политические институты, в частности и судебную систему. Например, в Концепции дальнейшей информатизации судебной системы Республики Казахстан, утвержденной распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 4 июня 2012 года № 1944 (далее - Концепция), определенное место занимают вопросы применения прогрессивных информационных технологий. Следует отметить расставленные в Концепции приоритеты их применения в настоящем и будущем, что связано с мировыми процессами их внедрения во все области промышленного производства, инфраструктуры экономики, общественного развития, образования, культуры и т.д. В техническом обеспечении деятельности судов, расширение использования современных информационных технологий выразилось в создании модели электронного суда (е-суда)5.
Поясним, что система «е-суд» (электронное правосудие) обеспечивает отвечающий высокой динамике современных обществен-
ных отношении коммуникативным процесс, что, в свою очередь, способствует реализации таких принципов правосудия, как гласность и доступность правосудия[5].
Следует указать на различия системной программы «е-суд» от «цифрового правосудия» как такового. Если под «е-суд» понимаются свойства носителя информации, то цифровое правосудие предполагает форму существования данных[6].
Качественной характеристикой цифрового правосудия является реализация правосудия, прежде всего, его коммуникативных инструментов в цифровой среде, наравне с имеющим место очно-бумажным взаимодействием [7,с.51-57].
Электронное правосудие реализуется посредством определенных процессуальных и технических методик, отражающихся в информационной системе, таких как электронный документооборот, видеоконферен-цсвязь [8,с.65-69].
В Республике Казахстан применение ви-деоконференцсвязи (далее - ВКС) осуществляется на основании Правил применения технических средств связи, обеспечивающих участие в судебном заседании, и требования к ним (далее - Правила)6.
Оснащение судов оборудованием для ВКС позволило реализовать проект «е-суд». Система ВКС предоставляет возможность судам отправлять правосудие в дистанционном режиме, что стало незаменимым инструментом во время пандемии. Однако даже применение данного института сопряжено с ослаблением судебного суверенитета в Казахстане, т.к. судебные процессы в нашей стране проходят на иностранных информационных платформах: WhatsApp и Zoom [9].
В Государственной программе «Цифровой Казахстан» (далее - Программа)6 отмечены достоинства и превосходства процесса информатизации как технологически прогрессивного способа организации общественных отношений. В Программе уточняется обусловленность его признания и введения общими условиями и элементами мирового технологического развития, повы-
4 Концепция дальнейшей информатизации судебной системы Республики Казахстан. Утверждена распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 4 июня 2012 года № 194//https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=31246283#pos=6;-106
5 Концепция дальнейшей информатизации судебной системы Республики Казахстан. Утверждена распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 4 июня 2012 года № 194//https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=31246283#pos=6;-106
6 Государственная программа «Цифровой Казахстан». Утверждена Постановлением Правительства от 12 декабря 2017 г. № 827 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 20.12.2019)//https://lega lacts. egov. kz/ npa/ view?id=1742071)).
шением потребности населения в качестве и условиях жизни. В Программе, в частности, уточняется прямая зависимость «ускорения темпов развития экономики» от «использования цифровых технологий» в настоящем и ближайшем будущем, а также акцентируется возможность формирования новой цифровой экономики в будущем.
Фактически Программа «Цифровой Казахстан» декларирует о переходе Республики Казахстан от традиционных коммуникативных средств к цифровым. При этом, «цифровое государство», в соответствии с Программой отождествляется с процессом «преобразования функций государства как инфраструктуры предоставления услуг населению и бизнесу, предвосхищая его потребности»!
Таким образом, политико-правовой статус Республики Казахстан, закрепленный в Основном законе страны (п.1 ст.1, ст.2,ст.3 Конституции РК), согласно Программе меняется. Согласно Программе теперь это не государство (п.1 ст.2 Конституции РК), обладающее суверенитетом (п.2 ст.2 Конституции РК) и независимостью, а - «инфраструктура предоставления услуг населению и бизнесу».
В данном вопросе хочется также добавить, что декларируемые в рассматриваемых источниках программы по ускорению темпов развития экономики нельзя отождествлять с деятельностью государства в сфере правосудия. Правосудие-суд-судья-судебная система - это составляющие институты судебной власти, как политико-правового института, которая всегда суверенна, так как в соответствии с Конституцией является одной из ветвей государственной власти. Любые попытки внедрить «инновационный» подход к определению статуса судебной власти не применимы, ровно так же, как и к статусу государственной власти в целом. Однако, попытки следовать современной модернизации, которая как программа не исследуется, не проходит необходимой обработки, не рассматривается на предмет рисков национальной безопасности и суверенитету, последнее время становятся частным и нежелательным явлением.
Например, в п.5 Программы «Цифровой Казахстан», провозглашается «Создание инновационной экосистемы» как «направления создания условий для развития технологического предпринимательства и инноваций с устойчивыми горизонтальными связями между бизнесом, научной сферой и
государством. Государство выступит в роли катализатора». Вот еще один новый статус современного государства, который согласно данной Программе уравнивается с бизнесом. Это безусловный фактор понижения суверенитета на пути к цифровому господству. Здесь наглядно демонстрируется главная ценность цифровых технологий - размывание государственных границ, а, следовательно, и государственности и суверенитета. В этом и заключена опасность новейших инновационных технологий. Именно поэтому, на наш взгляд, внедрение их продуктов в государственные сектора управления, а также в систему правосудия, должны иметь под собой фундаментальную основу, определяющую риски суверенитету государственной власти.
«Цифровизация существующей экономики, - в соответствии с Программой «Цифровой Казахстан», - это обеспечение прагматичного старта, состоящего из конкретных проектов в реальном секторе, запуск проектов по цифровизации и технологическому перевооружению существующих отраслей экономики, государственных структур и развитие цифровой инфраструктуры».
В Программе также подчеркивается значение цифровизации сферы экономики, что предполагает «технологическое перевоору- Е жение существующих отраслей экономики, р государственных структур и развитие циф- К ровой инфраструктуры». Н
Стоит обратить внимание на то, что пред- р ложенные в Программе «возможности» У цифровизации, служат преобразованию ^ роли и значения институтов государствен- А ности как итоговый результат ее внедрения. о Очерченные в Программе перспективы ин- Д новационной трансформации и традицион- Е ные понятия государства как суверенного и Ь независимого государства являются взаимо- В исключающими по сути, либо параллельно И существующими по форме, с утерей госу- р дарством своих суверенных политико-пра- В вовых функций. О
Данные выводы подтверждают техни- и ческие характеристики искусственного ин- ф теллекта. Например, технология реестров р «блокчейн», несмотря на привлекательность Ц ее использования, например, «достижения и большей прозрачности, имеет ряд негатив- к ных характеристик своего применения, та- № ких, как ограничение возможностей переда- ( чи данных и псевдонимность» [10,с.38-41]. — Основным недостатком технологии рее- о стров «блокчейн» является отсутствие пра- о
CL
< Z
CL
о е
X
о
СП
о
СП <
< СП
ь
-О
с;
ш £
Ч О X
о <
т t
вовых возможностей для определения ее места в национальном законодательстве.
Однако, несмотря на указанные недостатки, рассматриваемая технология «блокчейн» видится инициаторами технологических инноваций перспективной для некоторых институциональных блоков электронного правосудия, например она применима в работе с информацией по правоприменительной практике, для проведения мониторинговой деятельности, а также и в целях аналитики по подбору кадров [10,с.38-41].
Такими же недостатками, в том числе неопределенностью юрисдикции, характеризуются облачные технологии, под которыми подразумеваются «удаленные хранилища цифровой информации» [11,с.64-72]. Таким образом, для указанных современных коммуникативных технологий единых методов правового регулирования не существует.
Искусственный интеллект, как новейшая технология, способная заменить человека, совершенствовать процедурно-технические механизмы судебных процессов также вызывает множество юридических и этических не решенных насегодняшний день вопросов. Правовое регулирование применения искусственного интеллекта не развито, в том числе, в технологически развитых государствах. Существует определенный риск, связанный, в т.ч. с тем, что неправильная судебная практика может спровоцировать и неверный прогноз и непроработанное решение [12]. Главная проблема использования искусственного интеллекта в судебной практике состоит в том, что он базируется на вычислительных процедурах, в то время как профессиональная деятельность судей основывается на ситуационной логике. Судья, основываясь на доказательствах, собранных в ходе досудебного производства и выносит решение в соответствии со своим внутренним убеждением, формируемым таким набором человеческих качеств, как: сознание, человеческие ценности, совесть, честь, нравственность, предположение и т.д. Эти качества не могут быть адаптированы и выражены искусственным интеллектом
Аналитики отмечают, что система искусственного интеллекта самосовершенствуется, абстрагируясь от человека и подчиняя его своим правилам и законам, так как решения
нейросетей не может быть понятна человеку полностью, быть предсказуемой [13].
На сегодняшний день, несмотря на то, что в рейтинге Doing Business Казахстан уже занимает четвертое место среди 190 стран мира по индикатору, оценивающему цифро-визацию судов [14], по поручению Президента РК детально прорабатываются новые судебные IT-сервисы, содержащие элементы искусственного интеллекта.
Стоит отметить, что элементы слабого искусственного интеллекта, способного решать узкоспециализированные задачи востребованы в судебной системе Республике Казахстан: Единая база «Уголовная статистика» (2005 г.), «Электронная книга учета заявлений» (2011 г.), информационная система «Единый реестр досудебных расследований» (ЕРДР) (2015 г) и др.
3) Актуальность поставленных вопросов основана на том, что современный этап реформирования судопроизводства, ориентированного на возможности технологического прогресса существенно ограничивает суверенитет и независимость государств, обращая их в единое цифровое пространство. Основываясь на тех политико-правовых паритетах, которые заложены в Конституционном Законе от 16 декабря 1991 г. «О государственной независимости Республики Казахстан»7, а также в Законе «О государственном суверенитете8, можно утверждать, что будущее народа Казахстана основано на непоколебимых ценностях: свободы как одного из основных достояний демократии, независимости и суверенитета.
В своем Послании народу Казахстана Президент К.Ж. Токаев декларировал о силе суверенитета и независимости Казахстана, выражающемся в:
- «мирной жизни»;
- «общественном согласии»;
- «повышении благосостояния народа»;
- «уверенности молодежи в будущем» [15].
Анализ международной практики, тем не менее, выявляет тенденции ослабления политико-правовых свойств государственного суверенитета, согласно которым суверенитет:
является признаком государства;
выражает верховенство государственной
^ 7 Конституционный закон Республики Казахстан «О государственной независимости». Алма-Ата, 16 декабря 1991 г. №
I 1007-XII// https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1000798#pos=4;-106.
У 8 Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 г.//Ведомости Верховного Совета
00 Казахской ССР. - 1990. - №44. -Ст.408.
власти по отношению ко всем иным организационным (государственным и частным) системам и структурам;
определяет независимость страны во внешних сношениях с другимигосударства-ми» [16,с.80].
Более того, исследователями отмечается, что такая категория, как государственный суверенитет теряет свои традиционные политико-правовые позиции, которые были вложены в нормы конституций постсоветских государств. В.В.Субочев, в частности, отмечает, что понятие «суверенитет» «лишь с большой долей условности применимо к значительной части государств современного мира» [17].
Центральную роль в «понижении» политико-правового статуса государственного суверенитета сыграло международное право и процесс глобализации, имеющий свое выражение в унификации деятельности и организаций наднационального типа. Начало «легитимного» вмешательства в суверенные дела государств выражалось военными и гуманитарными интервенциями [18,с.13-19], Подобная международная практика не только посягнула на концептуальное учение о государственном суверенитете, его политико-правовом и социальном значении, но и способствовала распространению фактов прямого нарушения суверенитета других государств.
Например, в 2005 г. при поддержке ООН была сформулирована новая концепция международного права, принижающая роль и значение государственного суверенитета, сводимого к управленческому менеджменту, тоесть к обязанности защищать жизнь и здоровье людей, проживающих на определенной территории. Понимание суверенитета государства, как государственного правовой категории было лишено такой его характеристики, как «исключительное право государства на суверенитет» как его привилегия. Концепция прямо предусматривала возможность передачи ответственность за судьбу его народа международному сообществу, в случае отсутствия на это у государства политической воли [19,с.24].
Указанная концепция, признанная в сентябре 2005 г. в ходе Всемирного саммита Организации Объединенных Наций всеми государствами-членами, также обязывает международное сообщество вмешиваться во внутреннюю политику других государств и для предотвращения гуманитарных катастроф, т.к. государства ответственны за
осуществление своей политики, как перед своими гражданами, так и перед международным сообществом через ООН [17].
С появлением новейших технологий, образующих глобальные системные структуры, риски и угрозы суверенитету государств увеличились. Этому, в том числе, способствовал ряд факторов, среди которых: единый коммуникационный сеттинг по всему миру, высокая скорость распространения информации; технические возможности и свобода подключения к информационным сетям; многократный рост аудитории; доступность информации и все большая ее полнота по разным вопросам в международных масштабах и др.[20,с.39-41].
Стоит согласиться с С.Хорунжием, считающим, что «глубина изменений суверенитета, а также и степень пересмотра самого этого понятия недопонимаются и недооцениваются» [21]. Особенно это ощутимо в сфере судопроизводства, где устанавливаются эталоны социально-правовой справедливости. При этом важно, что некоторые из них, основаны на имплементации международного, либо зарубежного корпоративного права, оказывающих эффект трансформации национальных традиционных правовых институтов, что отражается на практике рассмотрения споров по таким делам [21].
Например, в качестве наднациональной р международно-правовой судебной структу- К ры стоит рассматривать Европейский суд и по правам человека (далее - ЕСПЧ). При р определенных обстоятельствах полномо- У чия ЕСПЧ могут перейти границы судебной А власти конкретного государства, признаю- А щего институты международного права в о своей юрисдикции. При таких обстоятель- Д ствах судебная власть теряет свои властные Е полномочия, реализуемые в пределах суве- Ь ренного государства, превращаясь в инсти- В туциональный элемент наднациональных И звеньев. Она становится социально-право- р вым (политизированным) каналом, через который в государстве, наравне с нацио- О нальным законодательством, приобретают и легитимность интересы международных ф и наднациональных сетевых организаций. р Обеспечить интересы государственной не- Ц зависимости в межгосударственных отно- ИИ шениях, при таких обстоятельствах, будет к практически невозможно. №
Тогда суд уступает свои суверенные пра- ( ва вместе с национальными критериями — определения социально-правовой справед- О ливости. При том, что «независимость суда о
и подчиненность его только Закону» (п.1ст. 77 Конституции РК) закрепляют суверенитет судебной власти и господствующий в конкретном обществе правопорядок, основанный на политико-правовой концепции социальной справедливости.
Заключение
В настоящем исследовании выделен блок вопросов, определяющий институциональные позиции суверенитета судебной власти по отношению к новым тенденциям государственного развития в различных областях.
На сегодняшний день повышается актуальность проблемы трансформации институтов государственного суверенитета и государственной независимости как политико-правовых основ организации жизнедеятельности общества и государства в т.ч. и Республики Казахстан. Недооценка данного процесса, начавшегося после Первой мировой войны, ведет к утере основных ценностей и интересов народа, гарантированных государством, системой его управления. Важное место в цепи трансфор-
мируемых институтов занимает судебная система. Суверенитет судебной системы, подтверждающей в своей деятельности идеалы правосудия, образующей в триединстве государственной власти власть судебную, не может быть ослаблен или утерян т.к. именно суд охраняет и защищает господствующий в суверенном государстве правопорядок, основанный на политико-правовой концепции социальной справедливости. В данном смысле следует уделять повышенное внимание процессу обновления законодательства в условиях глобализации, охватывающей все сферы инфраструктуры государства. Наглядным примером служит цифровая индустрия, не имеющая геополитических границ.
Данный процесс уже не имеет цель повышения эффективности норм права, а, связан с внедрением новшеств в социальную действительность, что повышает уровень политической ответственности законодателя, связанный с рисками для суверенитета и политико-правовой независимости Республики Казахстан.
ЛИТЕРАТУРА
1. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстан 2019 г.// https://www. g akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-а, tokaeva-narodu-kazahstana Дата доступа 12.11.2021.
а 2. Елюбаев Ж.С. О судах, статусе судей и верховенстве права: взгляд со стороны/ihttp:// ™ kazbar.org.kz/o-sudah-statuse-sudej-i-verhovenstve-prava-vzglyad-so-storony/ Дата доступа | 06.12.2021.
3. Зиманов С. О повышении эффективности работы депутатов Парламента в новых условиях//Зангер. 2007. № 2. С.36-42. g 4. Морщакова Т.Г. Анализ проекта Республики Казахстан «О внесении изменений и до-е полнений в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей» // Правовая 1 реформа в Казахстане. 2006. № 2 (34). С. 49-50.
о 5. Электронное правосудие: итоги, перспективы. Интернет-интервью Председате-о ля Арбитражного суда Калужской области С.Ю. Ширяева// URL: https://www.garant.ru/ ci company/cooperation/gov/action/regional/271319/ Дата доступа 09.09.2019.
6. Козырев А.Н. Цифровая экономика и цифровизация в исторической ретроспективе// £ URL: https://medium.com/cemi-ras/%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B Ь 2%D0%B0%D1%8F-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8 5 %D0%BA%D0%B0-%D0%B8-%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D £ 0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%B8%D1%81%D1% § 82%D0%BE%D1%80%D0%B8 %D1%87%D0 %B5%D1%81%D0%BA %D0%BE%D0%B9-J %D1%80%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1% % 82%D0%B8%D0%B2%D0%B5-1ad034c16373 Дата доступа 22.05.2021.
7. Колга О.В., Калашникова Е.Б. «Цифровое направление развития правосудия в Рос-5 сии//Актуальные проблемы юриспруденции: сб.ст. по матер. XVI Междунар.научн-практ. х конф. Новосибирск. 20018 № 11 (15). С.51-57.
8. Тищенко А.В. Электронное правосудие: судебное реформирование в 2021 году//Право-Е порядок: история, теория, практика. 2018. № 4. С. 65-69.
щ 9. Мухиткызы А. Онлайн-режимудобен системе//https://rus.azattyq.org/a/online-trial-in-kazakhstan-during-a-pandemic-/30843321.html Дата доступа: 12.12.2021.
10. Солдаткина О.Л. Возможности применения технологии блокчейна для информатизации судебной системы//Российская юстиция. 2019. № 3. С..38-41.
11. Батура Т.В., Мурзин Ф.А., Ершова А.П. Облачные технологии: основные модели, приложения, концепции и тенденции развития//Программные продукты и системы. 2014 № 3. С.64-72.
12. Постряков Р. С. «Использование искусственного интеллекта в судебной деятельности»// https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-iskusstvennogo-intellekta-v-sudebnoy-deyatelnosti Дата доступа: 22.05.2021.
13. Момотов В. Искусственный интеллект в суде не будет нейтрален к человеку//https:// legal.report/viktor-momotov-iskusstvennyj-intellekt-v-sude-ne-budet-nejtralen-k-cheloveku/ Дата доступа: 06.04.2021.
14. Иванилова А. Казахстан на 4 месте среди 190 стран мира по уровню цифровизации судов// https://mk-kz.kz/politics/2021/08/18/kazakhstan-na-4-meste-sredi-190-stran-mira-po-urovnyu-cifrovizacii-sudov.html Дата доступа: 06.04.2021.
15. Послание Главы Республики Казахстан К.Ж Токаева 2021 г.//https://www.akorda.kz/ ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-183048 Дата доступа: 29.12.2021.
16. Тихомиров Ю.А. Суверенитет в условиях глобализации // Суверенная демократия в конституционно-правовом измерении: Сб. ст. и материалов. М., 2007. 190 с.
17. Субочев В.В. Исчезновение суверенитета: теоретический анализ политико-правовых реалий // https://mgimo.ru/upload/iblock/0c7/Subochev-dissolution-of-sovereignty.pdf Дата доступа: 18.11.2021.
18. Субочев В.В. Законные интересы как неотъемлемый элемент механизма правового регулирования //Право и политика. 2007. № 2. С. 13-19.
19. Иванов, Н. П. Человеческий капитал и глобализация. 2004. МЭМО. Дата доступа: 14.10.2020.
20. Гринин Л.Е. Глобализация и проблемы национального суверенитета // Вызовы современности и философия. /Материалы «Круглого стола», посвященного Дню философии ЮНЕСКО. Кыргызско-Российский Славянский университет. Под общ.ред. И.И. Ивановой Бишкек: 2004. С.39-47.
21. Хорунжий С. Государственный суверенитет и юридическая справедливость судеб- р ных решений в институционально-историческом аспекте//http://www.law.vsu.ru/structure, civillaw/personal/publications/khorunzhiy_18.pdf Дата доступа: 04.05.2021.
REFERENCE
X
К
1. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan narodu Kazahstan 2019 г.//https://www.akorda. g
О
ь
А
kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva narodu-kazahstana Data dostupa 12.11.2021.
2. Elübaev J.S. Osudah, statuse sudeii verhovenstveprava: vzglad sostorony//http://kazbar.org. kz/o-sudah-statuse-sudej-i-verhovenstve-prava-vzglyad-so-storony/Data dostupa 06.12.2021. В
3. Zimanov S. O povy§enii efektivnosti raboty deputatov Parlamenta v novyh usloviah//Zanger. 2007. № 2. С.36-42.
>
4. Mor§akova T.G. Analizproekta Respubliki Kazahstan «O vnesenii izmeneni i dopolneni v o
В
Konstitusionnyi zakon «O sudebnoi sisteme i statuse sudei» //Pravovaia reforma v Kazahstane
2006. № 2 (34). S. 49-50. *
5. Elektronnoe pravosudie: itogi, perspektivy. internet-intervü Predsedatela Arbitrajnogo suda ^ Kalujskoi oblasti S.iu. §iraeva // URL: https://www.garant.ru/company/cooperation/gov/action/ M regional/271319/ Data dostupa 0609.09.2019. |
6. Kozyrev A.N. Sifrovaia ekonomika i sifrovizasia v istoricheskoi retrospektive //URL: i https://medium.com/cemi-ras/%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D £ 0%B0%D1%8F-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D i 0%BA%D0%B0-%D0%B8-%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0 26 %B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%B8%D1%81%D1% -82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9- 2 %D1%80%D0%B5%D1%82%D 1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1 2
%82%D0%B8%D0%B2%D0%B5-1ad034c16373 Data dostupa 06 22.05.2021.
7. Kolga O.V, Kala§nikova E.B. «Sifrovoe napravlenie razvitia pravosudia v Rosii//Aktualnye problemy iurisprudensii: sb.st. po mater. XVI Mejdunar.nauchn-prakt.konf. Novosibirsk. 2018 № 11 (15). C.51-57.
8. Ti§enko A.V. Elektronnoe pravosudie: sudebnoe reformirovanie v 2021 godu//Pravoporadok: istoria, teoria, praktika. 2018. № 4. S. 65-69.
9. Muhitkyzy A. Onlain-rejim udoben sisteme // https://rus.azattyq.org/a/online-trial-in-kazakhstan-during-a-pandemic-/30843321.html Data dostupa 12.12.2021.
10. Soldatkina O.L. Vozmojnosti primenenia tehnologii blokcheina dla informatizasii sudebnoi sistemy//Rosiskaia iustisia. 2019. № 3. C..38-41.
11. Batura T.V., Murzin F.A., Er§ova A.P. Oblachnye tehnologii: osnovnye modeli, prilojenia, konsepsii i tendensii razvitia//Programnye produkty i sistemy. 2014 № 3. S.64-72.
12. Postrakov R S. «ispolzovanie iskustvennogo intelekta v sudebnoi deiatelnosti»// https:// cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-iskusstvennogo-intellekta-v-sudebnoy-deyatelnosti Data dostupa: 22.05.2021.
13. Momotov V. iskustvennyi intelekt v sude ne budet neitralen k cheloveku // https://legal. report/viktor-momotov-iskusstvennyj-intellekt-v-sude-ne-budet-nejtralen-k-cheloveku/ Data dostupa: 06.04.2021.
14. ivanilova A. Kazahstan na 4 meste sredi 190 stran mira po urovnü sifrovizasii sudov // https://mk-kz.kz/politics/2021/08/18/kazakhstan-na-4-meste-sredi-190-stran-mira-po-urovnyu-cifrovizacii-sudov.html Data dostupa: 06.04.2021.
15. Poslanie Glavy Respubliki Kazahstan K.J Tokaeva 2021 ¿.// https://www.akorda.kz/ ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-183048 Data dostupa: 29.12.2021.
16. Tihomirov iu.A. Suverenitet v usloviah globalizasii // Suverennaia demokratia v konstitusionno-pravovom izmerenii: Sb. st. i materialov. M., 2007. 190 s.
17. Subochev V.V. ischeznovenie suvereniteta: teoreticheski analiz politiko-pravovyh reali // https://mgimo.ru/upload/iblock/0c7/Subochev-dissolution-of-sovereignty.pdf Data dostupa:
£ 18. Subochev V.V. Zakonnye interesy kak neotemlemyi element mehanizma pravovogo
8 regulirovania //Pravo ipolitika. 2007. № 2. S. 13-19.
g 19. ivanov, N. P. Chelovecheski kapital i globalizasia. 2004. MEMO. Data dostupa: 14.10.2020.
20. Grinin L.E. Globalizasia i problemy nasionalnogo suvereniteta // Vyzovy sovremenosti i
1 filosofia. /Materialy «Kruglogo stola»,posva§ennogo Dnufilosofii UNESCO. Kyrgyzsko-Rosiski
^ Slavanski universitet. Pod ob§.red. i.i. ivanovoi Biqkek : 2004. C.39-47.
i 21. Horunji S. Gosudarstvennyi suverenitet i iuridicheskaia spravedlivost sudebnyh re§eni
| v institusionalno-istoricheskom aspekte //http://www.law.vsu.ru/structure/civillaw/personal/
o publications/khorunzhiy18.pdf Data dostupa: 04.05.2021.
cn O
in <
a. IZ
18.11.2021.
o
X
>s o