Научная статья на тему 'Независимый суд: история и современность'

Независимый суд: история и современность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
670
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / СУД / СУД БИЕВ / СУДЕБНО-ПРАВОВАЯ РЕФОРМА / СУДОПРОИЗВОДСТВО / НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шамшинурова Салтанат Муратовна

В статье рассматриваются основные этапы становления и развития судебной системы в Казахстане. Автором проведен анализ историко-правовых основ построения судебной системы, в частности, показан его взгляд на достижение независимости судов в условиях последних преобразований в данной области. По мнению автора, итоги судебно-правовых реформ свидетельствуют о становлении независимой и самостоятельной судебной ветви власти в стране

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Независимый суд: история и современность»

№ 1 (33) 2014 ж. Цазацстан Республикасы Зац шыгару институтыныц жаршысы

Шамшинурова Салтанат Муратовна,

докторант Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова, магистр юриспруденции

НЕЗАВИСИМЫЙ СУД: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

История казахского суда берет свое начало с древних времен, когда народные традиции, обычаи, религиозные каноны служили законами в казахской степи. На огромном пространстве от Черного моря до Алтайских гор образовывались, сменяя друг друга государства саков, гуннов, уйсунов, тюрков, карлуков, где действовали законы, свидетельства о которых мы находим в многочисленных источниках по истории государства и права [1].

Испокон веков традиционным судебным институтом у казахов был суд биев - созданный в кочевом обществе орган (коллегиальный либо единоличный) по разрешению различных споров. Для суда биев, как судебного института, были характерны уважение к биям, авторитет мнения судьи, обязательность исполнения решения суда без дополнительной принудительной силы.

Известный академик С. Зиманов писал: «Особенностью механизма жизнедеятельности и внутренней организации казахского общества являлось специфическое положение особой группы людей - биев, считавшихся хранителями и знатоками обычаев народа. Им принадлежало авторитетное слово при определении и установлении действующих норм.» [2].

Важными внутригосударственными интересами Казахского государства 15-18 вв. были социальная стабильность, сохранение традиционной системы казахского общества, справедливое управление народом. Поскольку основной задачей биев было примирение тяжущихся сторон, достижение обоюдного согласия сторон в споре, а не вынесение какого-либо конкретного «правильного» решения судьей (бием), суд биев удовлетворял потребности разрешения конфликтов в обществе того периода времени. Этот суд не являлся идеальным органом для разрешения тяжб, но сыграл важную роль в интересах казахского общества на определенном историческом этапе.[3].

Судопроизводство в бийских судах было

скорым, прозрачным и гибким, но происходило в определенных рамках традиционных правил и обычно-правового поля, с самого начала демонстрирующих народность, и форм ведения и ответственности сторон - участников суда в плане непременного признания решения суда и его исполнения. Судопроизводство и его формы были просты, понятны, в определенном смысле даже вольны, но в то же время судебная «игра» строилась на основных регламентирующих и признанных правилах. Важное значение придавалосьдосудебнойподготовкеиначальному ритуалу суда, как бы снимающей напряжение и чувство недоверия к суду. Различались две основные формы судопроизводства: когда инициатива обращения к суду бия всецело принадлежала самим его участникам - сторонам спора и, наоборот, когда инициатором открытия судебного разбирательства являлся сам суд - бий, принявший к своему производству жалобу и иск одной из сторон.

В зависимости от сложности, давности и экстренности дел суд мог быть единоличным или коллегиальным - из нескольких биев, беспристрастие и авторитет которых не вызывали сомнения, где функции председателя осуществлял - Тобе бий. При этом защита одним из биев интересов и претензий своих одноаульцев и сородичей являлась обычным делом, не препятствующим его лояльности при вынесении решения суда с его участием.

Важнейшим принципом независимости судей являлась публичность (гласность и прозрачность) судебных разбирательств, которые производились при большом стечении народа, у последних это вызывало огромный интерес. Вердикты биев были предметом тщательного и многократного обсуждения в казахском обществе, тем самым обеспечивалась независимая экспертиза по существу спора и вынесенного решения, а также способностей самого бия и распространения его имени.

Также главным признаком независимости судьи - бия, было следование его справедливости не в силу каких-то принудительных внешних мер и обстоятельств, а только в силу внутренних убеждений, глубоко осознанной ответственности перед своей совестью и служения «богу» справедливости. Бию особо важны сохранение доброго имени, незапятнанная честь, чем какие-либо материальные блага, которые в казахском обществе не являлись целью, но были лишь средством обеспечения жизнедеятельности. Считалось, что богатство - это значительный барьер свободы. Размеры вознаграждения за судейскую деятельность были установлены обычным правом - 1/10 часть цены иска или взыскания - билик. По мнению К.А. Мами, указанный размер вознаграждения был очень важен ввиду отсутствия какой-либо, даже условной, формы зависимости от государственной или общественной казны [4].

Что касается организационных моментов избрания на должность либо назначения, то биев - судей никто не избирал, не назначал и не утверждал. Бии-судьи ни перед кем не отчитывались. Ч. Валиханов писал, что бии никем формально не избираются и формально никем не утверждаются [5].

Суд биев осуществлял правосудие на основе обычного права, так, заметный вклад в развитие правовой системы внесли такие своды законов, как «Правда Касым хана», «Жет Жаргы».

Казахское право, основными источниками которого были обычно-нормативная система, культурные традиции Великой степи, проявляло на протяжении многих веков удивительную жизнеспособность и стойкость в условиях прямого и косвенного насилия чужеземных государств, мощного влияния их идеологии.

Завидная живучесть казахского права в его изначальной, древней форме наперекор всем изменениям и революциям, пронесшимся на степном пространстве Казахстана, объясняется тем, что в его основе и самой структуре, в его нормативной системе лежали народность, вольная и естественная свобода человека, то есть такие нравственные идеалы и принципы, которые созвучны вечным стремлениям человека и человечества. Это было одной из фундаментальных причин того, что казахское право оказалось сильнее мечей узурпаторов и их режима. Значение казахского права далеко выходило за пределы своей собственно регулятивной нормативной роли в этнокультурных границах. Оно несло и выполняло одновременно несколько

функций: регулятивную, управленческую, объединительную, охранительную и гуманистическую и было в широком смысле законом и властью, источником общественного бытия и нравственности, искусством и духовной ценностью. Этими чертами, видимо, обусловлены его жизненность и удивительная устойчивость перед лицом целенаправленного и мощного натиска мусульманского права, монгольского права и других иноземных систем права, таких же кочевых, полукочевых сообществ, оседлых и земледельческих культур и государств, в том числе русского законодательства. Их влияние на казахское право не переросло в разрушительную силу. Оно затрагивало часто верхушки общества, отдельные его социальные пласты [6].

Таким образом, институт суда биев, функционировавший на принципах независимости и справедливости судей, воплотил в себе полный спектр правового сознания народа в понимании правильного существования казахского общества, последнее в свою очередь смогло привнести в жизнь функциональные и организационные условия по формированию независимости судей.

Последняя четверть 18 века занимает особое место в истории казахского суда. На всей обширной территории была создана система органов местного самоуправления. Но система обычного права казахов сохранилась. В указах и распоряжениях по управлению казахским народом Россия сохранила традиционные формы действия старых законов, оставляя их в неприкосновенности. Российская империя предоставила казахам возможность самоуправления, смотрела одобрительно на использование традиций и обычаев вместо официальных законов. Правда, по особо серьезным и крупным преступлениям российские власти правосудие вершили сами. В период царизма казахский суд структурно выглядел таким образом: мировой судья, судебная Палата, воинская судебная Комиссия. Основу народного суда составляли три инстанции судебной власти биев: суд отдельных биев; съезды волостных биев; чрезвычайные съезды биев. Народные суды пользовались большим доверием населения. В таком виде народные суды просуществовали до 1918 года, исправно функционируя и полностью удовлетворяя потребности народа в честном и справедливом рассмотрении исков, заявлений, жалоб в соответствии с обычаями, традициями и народным менталитетом.

Судебная система советского государства складывается после принятия таких декретов

№ 1 (33) 2014 ж. Цазацстан Республикасы Зац шыгару институтыныц жаршысы

как: Декрет о суде № 1 от 24 ноября 1917 года, Декрет о суде № 2 от 22 февраля 1918 года, Декрет о суде № 3 от 23 июля 1918 года, Декрет «О создании Революционного комитета. Об управлении Казахским краем» от 10 июля 1919 года и Положения о едином народном суде от 30 ноября 1918 года.

С этого времени был обозначен новый этап в формировании судебной системы теперь уже советского Казахстана. Конституции СССР (1918, 1924, 1936 1977), Конституция Казахской ССР от 1978 года и принимаемые впоследствии законодательные акты не внесли существенных улучшений в судебные системы союзных республик СССР.

Конъюнктурная судебная система, действовавшая под давлением государственного аппарата, отсутствие реальной независимости судебной власти породили такие негативные явления, как публичные бракоразводные процессы, отсутствие состязательности судебного процесса, заниженный статус адвокатов (защитников), отношение к суду как к учреждению, которого надо старательно избегать, а не уважать.

Судебный произвол, вынесение решений без суда и следствия так называемыми «тройками», активное использование судьями в принятии решений абсурдных противоправных законов, «телефонное право» - согласование вынесенного судебного решения или приговора с вышестоящим судьей и парткомом, - вот далеко неполный список издержек судебной системы союзных республик начала советского периода.

При этом необходимо отметить, что закрепление в последних конституциях СССР и КазССР принципа независимости судей, а также более четкое распределение функций и полномочий между законодательными, исполнительными и судебными органами, свидетельствовали о намерении власти следовать в направлении серьезных изменений в государстве и обществе.

В процессе создания новой судебной системы Казахстана в статусе независимого и суверенного государства К.А. Мами выделяет четыре этапа:

1) предреформенный (1990-1992);

2) начальный (1993-1995);

3) этап реализации судебно-правовой реформы (1995-2000);

4) текущий этап (с сентября 2000 года по 2004 год) [7].

За указанные периоды в республике произошли коренные изменения, свидетельствующие о становлении независимой и

самостоятельной судебной ветви власти. Проделана огромная работа по утверждению в стране профессиональной судебной власти: независимость судьи защищается Конституцией и Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (далее - Конституционный закон) и обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; установлением законом ответственности за осуществление вмешательства в деятельность судьи по отправлению им правосудия, а также за проявление неуважения к суду и судьям; неприкасаемостью судьи; установленным порядком избрания, назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий судьи и др.

С 2004 года по настоящее время десятилетний рубеж развития судебной системы, на наш взгляд, можно условно разделить на два последующих этапа (с 2004 года по 2010 -второй этап судебно-правовой реформы; с 2010 по настоящее время - третий этап судебно-правовой реформы).

Второй этап связан с реализацией основных направлений развития правовой системы страны, закрепленных в Концепции правовой политики Республики Казахстан, на период с 2002 до 2010 года.

21 мая 2007 года были внесены изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан. Санкционирование ареста и содержание под стражей допускаются лишь с санкции суда. Упразднена Квалификационная коллегия юстиции с передачей ее функций по отбору кандидатов на должности судей в ведение Высшего Судебного Совета. Председатели и судьи местных и других судов назначаются на должности Президентом Республики по рекомендации Высшего Судебного Совета. Изменения претерпел и раздел VII Конституции.

Внесенные поправки в Конституционный закон от 11 декабря 2006 года № 199-Ш, 17 ноября 2008 года № 80-Щ от 29 декабря 2010 года № 370-^ были направлены на повышение правового и социального статуса судей, гарантии их независимости и неприкосновенности и др. [8].

Указом Президента от 23 августа 2007 года «Об образовании специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних», в порядке эксперимента в городах Астана и Алматы были созданы первые ювенальные суды. Принципиальные изменения произошли и в системе отбора судейских кадров. Также суды

освобождены от несвойственных им функций путем передачи функции по исполнению судебных актов органам юстиции и образования при Верховном Суде самостоятельного Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарат Верховного Суда Республики Казахстан). Кроме того, на данном этапе была разработана Концепция создания единой для всех судов системы автоматизации судопроизводства и внедрены прогрессивные технологии (средства фиксации судебной информации, Единая автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов), позволяющие обеспечить оперативную информационно-правовую поддержку процессу отправления правосудия.

Утвержденные Главой государства положения новой Концепции правовой политики на период с 2010 до 2020 года и Стратегии «Казахстан-2050» определяют основные векторы и перспективы совершенствования судебной системы - третий этап судебной-правовой реформы.

В настоящее время задачи, освещенные в данной Концепции по развитию судебной системы, последовательно реализуются. Так, внесены поправки в Конституционный закон от 16 февраля 2012 года № 559-ГУ, согласно которым упразднен институт дисциплинарно-квалификационных коллегий с передачей полномочий по возбуждению дисциплинарного производства, рассмотрения дисциплинарных дел в отношении судей Судебному жюри, укреплены материальные и социальные гарантии независимости судей, усилена роль Высшего Судебного Совета и др.

Законом от 17 февраля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования апелляционного, кассационного и надзорного порядка рассмотрения дел, повышения уровня доверия и обеспечения доступности к правосудию», трехзвенная судебная система Казахстана, действовавшая с 1 января 2010 года, реформировалась путем введения в структуру областных судов двух судебных инстанций: апелляционной - по обжалованию судебных актов, не вступивших в законную силу, и кассационной - по пересмотру судебных актов, вступивших в законную силу.

28 января 2011 года принят Закон «О медиации», призванный урегулировать споры

между сторонами при содействии независимого физического лица в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, реализуемого по добровольному согласию сторон.

Ведется работа по обновлению процессуального законодательства страны, тесно сопряженного с вопросами отправления правосудия. На рассмотрении Парламента Республики находится новый проект Уголовно-процессуального кодекса, который существенно упрощает досудебное производство, исключает возвращение судом дел на дополнительное расследование, вводит в уголовный процесс институт следственного судьи, который будет решать вопросы санкционирования ареста в качестве меры пресечения и его продления. Кроме того, планируется обновление законов в области административного, налогового и гражданского права.

Таким образом, можно отметить, что каждый из предложенных этапов реформирования судебной системы характеризуется концептуальными новеллами в национальное законодательство, вместе с тем, развитие судебно-правовой системы осуществляется на основе преемственности и поэтапности.

Глава государства, выступая на VI съезде судей Республики Казахстан от 20 ноября 2013 года, отметил: «Наша судебная система резко улучшила, сразу на 23 позиции, свой показатель по критерию «Независимость судов» в Глобальном рейтинге конкурентоспособности. Это хорошо. Но, тем не менее, мы пока занимаем 88-е место. Значит, чтобы нам также быть в числе 30, надо подняться еще на 60 позиций. Поэтому необходимо удвоить работу по реформе правовой системы и особенно ее ядра - системы правосудия.» [9].

Современная судебная система в условиях поступательного развития страны и динамичной интеграции отечественного правосудия в международное сообщество непрерывно модернизируется. Одним из важных показателей успешности проводимых реформ в судебной системе является принятие Союза судей страны в полноправные члены Международной ассоциации судей.

На наш взгляд, указанное свидетельствует о том, что казахстанская судебная система отвечает требованиям правового государства и способна выполнять возложенные на нее задачи по защите конституционных прав, свобод и законных интересов граждан.

86

№ 1 (33) 2014 ж. Цазацстан Республикасы Зац шыгару институтыныц жаршысы

Список литературы

1. История Верховного Суда Казахстана. http://supcourt.kz/rus/history/

2. Зиманов С.З. Проблемы казахского обычного права. - Алматы: Наука, 1999. - 264с.

3. Влияние государственных интересов на судебную систему Республики Казахстан. http://www. gratanet.com/ru/publications/157

4. Мами К.А. Конституционная законность и судебная власть в Республике Казахстан: Основные тенденции и приоритеты. - М.: Наука, 2004.-310 с. - с. 263-264.

5. Валиханов Ч. Записка о судебной реформе // Собр.сочинений.: в 5 томах. - Алма-ата: Наука КазССР, 1985., т.1, с. 103. - с. 77.

6. Зиманов С.З. Полное собрание сочинений. 10 томов. - Алматы. «Медиакорпорация «ЗАД», 2009. том Х.

7. см. п. 4.

8. Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Официальный сайт Верховного Суда Республики Казахстан - supcourt.kz. Раздел законодательство - законы РК.

9. Выступление Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на VI съезде судей Республики Казахстан/http://www.akorda.kz/

Мацалада Казацстанда сот ЖYйесiнiц цалыптасуы мен дамуыныц нег1зг1 кезецдерг царастырылады. Автор сот ЖYйесiн цурудыц тарихи-цуцыцтыц негiздерiне талдау жасаган, атап айтцанда, осы саладагы соцгы взгерiстер аясында соттар тэуелсiздiгiне цол жетюзуге квзцарасы керсеттген. Автордыц пайымдауынша, сот-цуцыцтыц реформалардыц цорытындылары елде билжтщ тэуелЫз жэне дербес сот тармагыныц цалыптасцандыгын кврсетедi.

Ty^h свздер: сот жуйеа, сот, билер соты, сот-цуцыцтыц реформа, сот Шн ЖYргiзу, сот билiгiнiц тэуелаздш, цуцыцтыц мемлекет.

В статье рассматриваются основные этапы становления и развития судебной системы в Казахстане. Автором проведен анализ историко-правовых основ построения судебной системы, в частности, показан его взгляд на достижение независимости судов в условиях последних преобразований в данной области. По мнению автора, итоги судебно-правовых реформ свидетельствуют о становлении независимой и самостоятельной судебной ветви власти в стране.

Ключевые слова: судебная система, суд, суд биев, судебно-правовая реформа, судопроизводство, независимость судебной власти, правовое государство.

The paper examines the main stages of the development of the judicial system in Kazakhstan. The author analyzes the historical and legal basisto constitute the judicial system. Particularly, author shows her view on the achievement of independence of the judiciary in terms of recent changes in this area. According to the author, the results of the judicial reforms testify establishment of the independent and autonomous judiciary in the country.

Keywords: judicial system, court, biy court, judicial& legal reform, judicial procedures, independence of the court system, state of law.

Салтанат М^ратк;ызы Шэмшшвдова,

Е.А. Букетов атындагы Караганды Мемлекетпк университетшщ докторанты, юриспруденция Maracrpi

Тэуелаз сот: тарихы жэне n^ipri замаоты жаFдайы

Шамшинурова Салтанат Муратовна,

докторант Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова, магистр юриспруденции

Независимый суд: история и современность

Shamshinurova Saltanat Muratovna,

Ph.D of the the Karaganda State University of the name of academician E.A. Buketov, Master of Laws Judicial independence: historical background and modernity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.