Научная статья на тему 'СУТОЧНЫЕ ЗАТРАТЫ ЭНЕРГИИ У УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ ПРИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ '

СУТОЧНЫЕ ЗАТРАТЫ ЭНЕРГИИ У УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ ПРИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DAILY ENERGY EXPENDITURE IN PUPILS OF RURAL TECHNICAL SCHOOLS DURING THEORETICAL AND LABORATORY PRACTICAL CLASSES

By means of Douglas-Haldane’s gas exchange method energy expenditure was determined in 38 practically healthy 16—18 years old pupils of rural technical schools during various types of work done and in the state of rest on days of theoretical and laboratory practical classes. It was found that the energy expenditure on these days ranged from 3131 to 3451 cal/day. On the basis of these data and taking into account the correction made for height and physical development of adolescents, the authors recommend the diet of the adolescents to be brought up to 3800 cal/day.

Текст научной работы на тему «СУТОЧНЫЕ ЗАТРАТЫ ЭНЕРГИИ У УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ ПРИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ »

УДК 612.395:[373.68-311.5+373.68-388

СУТОЧНЫЕ ЗАТРАТЫ ЭНЕРГИИ У УЧАЩИХСЯ

СЕЛЬСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ

ПРИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ

ЗАНЯТИЯХ

с В. В. Максимов, Б. И. Наумкин

Кафедра гигиены Читинского медицинского института

Подготовка квалифицированных кадров для сельского хозяйства в нашей стране осуществляется через широкую сеть сельских профессионально-технических училищ, где обучается преимущественно молодежь 16—18 лет. В этом возрасте важное значение имеет создание оптимальных условий жизни и работы, которые обеспечивали бы максимальную работоспособность, здоровье и гармоническое развитие.

Особое внимание необходимо уделять организации рационального питания юношей и девушек. В качественном и количественном отношении оно должно соответствовать всем физиологическим потребностям растущего организма подростков при различных видах трудовой деятельности.

Мы исследовали энергетические затраты подростков, занимающихся в сельском профессионально-техническом училище, в дни теоретических и лабораторно-практических занятий. Работа выполнена нами в училище № 5 Черновского района Читинской области в течение 1963/64 учебного года.

По методу газообмена Дугласа — Холдена мы изучали энергетические затраты у 38 практически здоровых подростков в возрасте 16—18 лет. Предварительно учащиеся неоднократно тренировались в маске Шатерникова — Молчановой, только после этого мы приступали к изучению газообмена. Выдыхаемый учащимися воздух забирали в мешки Дугласа емкостью 50—100 л. Продолжительность исследования колебалась от 3 до 10 мин. Из мешков Дугласа отбирали пробы воздуха в газовые пипетки, остальной воздух пропускали через газовые часы с целью установления его объема (одновременно брали пробу атмосферного воздуха, а также отмечали температуру воздуха и барометрическое давление). Всего было выполнено 242 наблюдения, охвативших 24 различных вида трудовой деятельности и состояния покоя подростков. Результаты опытов были обработаны статистически.

Данные об энергетических затратах учащихся за 1 час при различных видах трудовой деятельности и состоянии покоя представлены в таблице.

Следует указать, что при исследовании энергетических затрат учащихся в дни лабораторно-практических занятий мы стремились охватить все циклы занятий с тракторами и сельскохозяйственными машинами. Для полной характеристики энергетических затрат учащихся изучали также газообмен при слесарных и столярных работах, выполняемых при ремонте сельскохозяйственной техники.

Для подсчета суточных энергетических затрат учащихся проводили хронометраж всех видов трудовой деятельности и состояния покоя в течение суток- Кроме того, использовали систему дневников.

На основании полученных нами данных были подсчитаны суточные энергетические затраты. Оказалось, что они колебались (округленно) от 313 кал/сутки в дни теоретических занятий до 3460 кал/сутки в дни практических занятий.

Установив интенсивность энергетических затрат учащихся, мы изучали также их питание, чтобы выяснить, насколько оно по калорийности соответствует этим затратам. Для лабораторного исследования пищи из столовой училища в течение года забирали суточные рационы питания и

Энергетические затраты у учащихся при различных видах деятельности и состояния покоя

Вид деятельности

Число исследований

Средние энергетические затраты (в кал час) М±т

Сон, отдых лежа (покой)..........

Сидение, чтение книг, учебные занятия в

классе ...................

Стояние, линейка ..............

Заправка койки, туалет и уборка комнаты

Ходьба со скоростью 3,5 км в час......

к

Я » I* "!» 1» »■•••■• > ■ Я ^ » » » ......

Бег, спортивные игры............

Лабораторно-практические занятия с тракторами

Разборка и сборка узлов и деталей системы

смазки и охлаждения...........

Изучение кривошипно-шатунного и распределительных механизмов коробки передач Разборка и сборка муфты сцепления, пускового двигателя передаточного механизма Уход за распределительным механизмом и

системой питания .............

Разборка и сборка заднего моста трактора Ежедневное техническое обслуживание трактора и подготовка его к работе. . . .

Лабораторно-практические занятия с сельскохозяйственными машинами

Изучение ходовой части комбайна СК-3 . . . Разборка, изучение, сборка „очистки" комбайна ...................

Разборка и сборка .отбойного битера" комбайна ...................

Разборка и сборка сошника сеялки .....

Разборка и изучение подшипника лущильника ЛД-10................

Ежедневное техническое обслуживание комбайна СК-3.................

Изучение механизма управления автомобиля

Слесарные и столярные работы

Обтачивание деталей на точильном станке

Рубка металла вручную ...........

Изготовление реек барабана комбайна (строгание рубанком)..............

Итого.....

17

20 22 15 15 15 15 15

7 6

5

6 10

15

10

5

242

73,42± 1,28

91,47± 2,97

114,58± 5,07

189,25± 4,13

205,91± 2.63

255,96 ± 4,63

303,58 ± 4,11

407.91± 7,13

175,79 ± 7,80

183,83±11,18

185,15± 10,70

189,91± 4,45 191,68± 7,22

227,97± 6,90

180,30 ± 8,40

181,57± 7,88

198,00± 17,90 201,51± 8,69

199,14± 8,94

207,38± 10,49 177,97± 4,82

161,08± 10,30 212,44± 17,52

164,44± 11,25

меню-раскладки. В результате было установлено, что калорийность рационов питания в среднем за год составила 3552 кал и соответствовала энергетическим затратам учащихся в дни теоретических и лабораторно-практических занятий.

Вместе с тем питание растущего и развивающегося организма должно не только покрывать его энергетические затраты, но и способствовать нормальным процессам роста и физического развития. Поэтому калорийность рационов питания подростка должна быть выше суточного расхода его энергии на 10% (О. П. Молчанова).

Данные, полученные нами при изучении энергетических затрат учащихся с введением поправки на рост и физическое развитие, позволяют считать целесообразным ввести дифференцированные нормы питания их

в различные дни обучения. Так, в дни теоретических занятий калорийность рационов питания должна составлять (округленно) 3450 кал/сутки, а в дни лабораторно-практических занятий — 3700—3800 кал/сутки.

ЛИТЕРАТУРА

Иванов Н. А. Энерготраты и питание учеников ремесленного училища — металлургов по горячей обработке металла. Автореф. дисс. канд. М., 1955. — Каминский В. В. Вопр. питакия, 1959, № 3, с. 74. — Максимов В. В. Там же, 1961, № 1, с. 14. — Молчанова О. П., Е ж о в а Е. Н. Ж. экспер. биол. Серия А, 1930, т. 14, № 37, с. 1. — Третьякова С. И. Энергетические затраты учащихся ремесленных училищ (металлистов по холодной обработке металла). Автореф. дисс. канд. Казань, 1954.— Эголинский Я. А., Никонова П. К. В кн.: Рабочий подросток и борьба за социалистические кадры. Л., 1934, сб. 1, с. 46.

Поступила 10/V 1965 г.

DAILY ENERGY EXPENDITURE IN PUPILS OF RURAL TECHNICAL SCHOOLS DURING THEORETICAL AND LABORATORY PRACTICAL CLASSES

V. V. Maksimov, B. /. Naumkin

By means of Douglas-Haldane's gas exchange method energy expenditure was determined in 38 practically healthy 16—18 years old pupils of rural technical schools during various types of work done and in the state of rest on days of theoretical and laboratory practical classes. It was found that the energy expenditure on these days ranged from 3131 to 3451 cal/day. On the basis of these data and taking into account the correction made for height and physical development of adolescents, the authors recommend the diet of the adolescents to be brought up to 3800 cal/day.

УДК 613.648

К ВОПРОСУ О РАСЧЕТЕ ДОПУСТИМОЙ а-ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ЭМАНИРУЮЩИМИ ВЕЩЕСТВАМИ

В. И. Бадьин, И. Ю. Тарасенко, Р. Я. Саяпина

В результате большой работы в последние годы были уточнены предельно допустимые концентрации (ПДК) радиоактивных изотопов в воздухе и воде и предельно допустимые дозы (ПДД) внешнего облучения, а также приняты новые санитарные правила работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений (СП-333-60). В то время как методы обоснования ПДК и ПДД являются количественными и опираются на большое число экспериментальных, клинических и гигиенических исследований, уровни предельно допустимого загрязнения поверхностей пола, стен, оборудования, одежды и рук все еще не поддаются точному количественному расчету. Очевидно, радиоактивные вещества, загрязняющие поверхности, могут в конце концов поступать в организм человека через дыхательные пути, пищеварительный тракт и кожу. Установлено, что предельно допустимый уровень (ПДУ) а-актив-ного загрязнения поверхностей обусловлен поступлением активного вещества в воздух, на одежду и кожные покровы человека. Загрязнение р-активными веществами, кроме того, должно оцениваться и как протяженный источник р- и уизлучения.

В руководствах по этому вопросу нет единообразия в подходах к установлению ПДУ загрязнения поверхностей. Большинство авторов, изучая условия труда, приходит к заключению, что количество ядовитых веществ, случайно попадающих в рот с загрязненных поверхностей, обычно незначительно по сравнению с тем количеством, которое поглощается человеком при вдыхании, хотя уровни загрязнения поверхностей велики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.