Научная статья на тему 'СУТОЧНАЯ ПЕРИОДИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ПРОИЗВОЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 1—4-го КЛАССА'

СУТОЧНАЯ ПЕРИОДИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ПРОИЗВОЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 1—4-го КЛАССА Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
74
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DAILY PERIODICITY OF PHYSIOLOGICAL FUNCTIONS AND THE FREE MOTOR ACTIVITY OF 1ST—4TH-GRADE PUPILS

The author studied the motor activity and the daily rhythm (body and skin temperature, pulse and respiration rates, arm strength, lung capacity, movement precision) in 29 pupils of the first four grades. Correct daily rhythms increased from 60% in the 1st grade up to 86% in the 4th grade. The daily average locomotions in the number of 11 000 to 18 000 provided the formation of physiological functions in healthy children. The children, that had many diseases in the preschool years, require a special standard number of locomotions since the average number (from 1! 000 to 18 000) do not ensure their proper development.

Текст научной работы на тему «СУТОЧНАЯ ПЕРИОДИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ПРОИЗВОЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 1—4-го КЛАССА»

Наши исследования свидетельствуют о возможном переносе патогенных анаэробов вместе с пылью. Частота подобных явлений и дальность расстояния, на которое может переноситься пыль, говорят о существовании дополнительного пути инфицирования почвы спорообразующими анаэробами и, в частности, объясняет факт обнаружения анаэробов в так называемых девственных почвах. Такой механизм инфицирования является в достаточной степени подвижным и менее всего поддается наблюдению.

Результаты проверенных нами наблюдений далеко не исчерпывают вопроса о путях распространения спорообразующих анаэробов, однако позволяют судить о их сложности и многообразности.

ЛИТЕРАТУРА

3 а в а д о в с к и и А. И. В кн.: Материалы 2-го Научного совещания по проблемам медицинской географии. Л., 1965, с. 218.— Матвеев К. И. Эпидемиология и профилактика столбняка. М., 1960.— Матвеев К. И., С е р г е е в а Т. И. В кн.: Но-зогеографня и медико-географические атласы. Л., 1968, ч. 3, с. 181.— Моргунов И. Н., Соколовская Г. Г. В кн.: Столбняк (Вопросы эпидемиологии, профилактики, патогенеза и лечения). Кишинев, 1967, с. 105.— Сегаль М. С., СахновскаяГ. К. В кн.: Анаэробные инфекции. Киев, 1957, с. 85.— Сергеева Т. И. Матвеев К- И., К а б и р о в а М. Б. Ж- микробиол., 1966, № 3, с. 103.— Т а р к о в М. И. Условия размножения патогенных клостриднн в природе и при искусственом размножении. Дисс. докт. Кишинев, 1965.— Черная Л. А.р ЧумаченкоС. С. В кн.: Материалы 2-го Научного совещания по проблемам медицинской географии. Л., 1965, в. 2, с. 265.

Поступила 15/VI 1970 г.

CERTAIN ROUTES OF THE SPREAD OF PATHOGENIC ANAEROBES /. N. Morgunov, G. G. Sokolovskaya, /VI. M. Kolesnikov

The authors present data proving the routes of spread of pathogenic anaerobes in nature to be quite complicate and diverse. The sources of infection of botulism and tetanus are recognized to be warm-blooded animals, in whose intestinal tract the causative agents multiply. As domestic animals and poultry are highly infected with tetanus (62—64%) and botulism (21—34%) and are responsible for massive infection of the soil with their excretions this must be the main route of spread of pathogenic anaerobes. Besidps, botulism and tetanus spores may be spread with dust particles. Analysis of the dust, that fell on the snow during the dust storm in February 1969, showed it to contain botulism and tetanus spores. The variety of the routes of spread of pathogenic anaerobes and their high resistance in the natural environment favour the persistence of the epidemiologic process of botulism and tetanus.

УДК 612.766.1-053.5-08

СУТОЧНАЯ ПЕРИОДИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ И ПРОИЗВОЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

1—4-го КЛАССА

Канд. мед. наук Н. Т. Лебедева Минский медицинский институт

В настоящее время установлена зависимость периодичности физиологических функций детей и подростков от развития регуляторных способностей организма и условий внешней среды (С. О. Руттенберг и М. Г. Ци-бина; Р. В. Силла1; Н. Г. Дьячкова; Н. Т. Лебедева, и др.). Рассматривая двигательную активность детей как нуждающийся в дозировании тренирующий фактор, мы параллельно проследили суточные ритмы температуры тела и кожи (лба, кисти, груди), частоты пульса и дыхания, силы кистей рук, жизненной емкости легких и точности движений правой руки.

На протяжении 4 лет (98 опытных дней) в естественных условиях изучались одни и те же дети 1—4-го класса школы-интерната в количестве 10—29 человек. Режим дня в школе соответствовал гигиеническим требованиям. Показатели физиологических функций измерялись пятикратно2 (каждые 4 часа) с 7 до 24 часов. Использовались медицинские термометры,

1 Автореферат кандидатской диссертации. Тарту, 1968.

2 Исследования, нарушающие сон, проводились 4 раза.

и»

электротермометр типа ТЭМП-60, водяной спирометр, пружинный динамометр и кинестезиометр (конструкции Г. С. Жигалина). Частота пульса и дыхания определялась пальпаторно за 30 сек. Число движений-локо-моций учитывалось за весь период бодрствования актометром. Полученные суточные кривые функций по характеру колебаний разделены на 4 типа. К 1-му типу, «двухвершинному», отнесены кривые с двумя подъемами— в дневное (12 или 16 часов) и вечернее (20 часов) время, ко 2-му типу — кривые с одним подъемом в дневные часы, «одновершинного» типа, к 3-му типу — кривые со сглаженными подъемами, «инертного» типа, к 4-му типу — кривые беспорядочные или извращенные, «инвертированного» типа.

Первые 2 типа кривых принято считать правильными, последние 2 — неправильными, свидетельствующими о снижении или извращении физиологических функций. Как видно из рис. 1, количество правильных суточных кривых с возрастом увеличивается, что свидетельствует о совершенствовании физиологических функций. Выявленное нами распределение кривых и аналогичные результаты, полученные Н. Г. Дьячковой 1, позволяют считать его типичным для учащихся 1—4-го класса и расценивать как своеобразную «норму» для коллективов младших школьников. Правильность этого положения подтверждается исследованиями Р. В. Силлы. Наши материалы в сопоставлении с работами

Типы дневной периодики физиологических функций у детей 1—4-го класса (в %)

Функция Класс п Типы дневной периодики физиологических {функций

правильные неправильные

мальчики девочки мальчики девочки

Температура 1-й 59 47,3 61,8 52,7 38,2

тела 2-й 131 61,8 66,0 38,2 34,0

3-й 145 64,1 82,8 35,9 17,2

4-й 87 88,4 78,3 11,6 21,7

Частота сердеч- 1-й 39 66,7 83,6 33,3 16,4

ных сокра- 2-й 11! 73,0 85,2 27,0 14,8

няй 3-й 146 81,9 86,1 18,1 13,9

4-й 87 87,2 86,4 12,8 13,6

Сила правой руки 1-й 2-й 3-й 4-й 27 120 81 75,2 78,7 82,7 77,5 80,0 87,2 24,8 21,3 17,3 22,5 20,0 12,8

1 Наблюдения проведены над третьеклассниками в условиях относительного покоя-Школьники находились в отдельном помещении, не имели больших умственных и двига" тельных нагрузок.

I

г/«-

I«-

Э/г-I"-

%90.

§/7-

« 70-

ВО-

п- 50-

13- 40-

12- 30-

11 ■ го-

10 10-

Ь-е классы

Рис. 1. Суточные колебания физиологических функций и среднее ежедневное число локомоций школьников I—4-го класса. а — дезочкн; б — мальчики; / — правильные; 2 — неправильные.

С. О. Руттенберг и М. Г. Цибиной выявили, что общее число правильных суточных кривых физиологических функций у учащихся 3—4-го класса может быть не меньше и даже больше, чем у детей старших классов.

Рассмотрим теперь распределение типов дневной периодики по отдельным показателям. Из таблицы видно, что наиболее часто правильные типы кривых с возрастом обнаруживались в показателях силы кисти и пульса (до 87%). Число правильных суточных колебаний температуры тела также нарастало у учащихся от класса к классу. Небольшое снижение числа правильных типов у девочек 4-го класса по сравнению с третьеклассницами можно в известной мере объяснить снижением двигательной активности четвероклассниц (см. рис. 1).

Предварительный анализ материала позволил нам в дальнейшем ограничить число изучаемых функций с 10 до упомянутых выше 3 и благодаря этому увеличить число испытуемых с 10 до 29.

Наши исследования показали, что, в частности, кожная температура хорошо отражает состояние терморегуляционных систем, но требует иной оценки типов их суточной периодики. Характер кривых температуры кожи, оцениваемый по общепринятым типам, не всегда находится в прямой связи с общим среднесуточным числом движений, вследствие чего они не должны использоваться для обоснования среднего числа локомоций у различных возрастных групп. Что касается возрастной динамики типов кривых частоты дыхания, то мы, допуская большую лабильность этого показателя у девочек, все же не можем объяснить причины снижения их правильной периодики во 2-м классе по сравнению с 1-м.

Представленный материал суточной периодики физиологических функций позволяет нам привлечь особое внимание к различиям в частоте правильных и неправильных типов ее у мальчиков и девочек. У последних по всем изучаемым функциям чаще встречаются правильные типы суточной периодики. Это, по-видимому, связано с более ранним развитием девочек, что подтверждается и абсолютными показателями. Кроме того, известную роль играет большая вариабельность моторной деятельности у мальчиков.

Сопоставляя распределение суточных кривых физиологических функций со среднесуточным числом ежедневных движений у учащихся 1—4-го класса, отмечаем, что число правильных типов суточной периодики и число локомоций меняются однонаправленно в 1—2-м классе как у мальчиков, так и у девочек. В 3—4-м классе процент правильных типов суточных колебаний функций продолжает увеличиваться, особенно у мальчиков, а объем ежедневной двигательной активности стабилизируется и даже снижается (см. рис. 1). По-видимому, здесь выявляется различие срока созревания изученных функций. Средние же показатели ежедневного количества движений (11 000—18 000 в 1—2-м классе и 15 000—17 000 в 3—4-м классе) не препятствуют становлению суточной периодики физиологических функций, позволяют поддерживать ее на достигнутых уровнях, что служит основанием считать выявленные уровни ежедневных локомоций типичными для школьников 1—4-го класса. Такое заключение подтверждается и другими материалами — корреляцией моторной деятельности детей с показателями их здоровья, изучением различных двигательных нагрузок школьников (Н.Т.Лебедева, 1965, 1969).

Динамические наблюдения над одними и теми же детьми позволяют наряду со средними представить и индивидуальные характеристики. Руководствуясь полученным материалом, примем за «норму» такое распределение суточных кривых физиологических функций, при котором в 1—2-м классе правильные кривые составляют у каждого ребенка не менее 70%, а в 3—4-м классе — не менее 75%. Придерживаясь такой группировки, 18 детей (1-я группа) развивались правильно во всех 4 классах, а 11 (2-я группа) — неправильно в одном или нескольких классах (рис. 2). В 1-м классе процент кривых 1-го и 2-го типов ниже избранной «нормы» был

у 2 детей (из 10), во 2-м — у 9 (из 29), в 3-м — у 4 (из 25), в 4-м классе — только у 3 детей (из 25).

Таким образом, наиболее частое индивидуальное нарушение периодики физиологических функций проявляется во 2-м классе, что позволяет думать о восприятии школьных нагрузок частью детей при значительном напряжении изучаемых функций, приводящем к течению их суточной периодики по 3-му и 4-му типам. У этих второклассников низкий удельный вес правильных физиологических кривых отмечался при различных объемах моторной активности — недостаточной у 7 и избыточной у 2 детей. Небезыинтересно, что степень отклонения в числе движений часто не превышала статистически допустимой величины (для девочек 1860, для мальчиков 3030). В 3—4-м классе правильная суточная периодика оказалась нарушенной не только у детей с дефицитом (4 человека) или избытком (1 человек) локомоторной

А 6

1 ||

0

3 ■'.у "у.

4-

а а, б

ДД [ Шб

ШИ 1Ш

!№!1! 11Н11Ш

Ш шш

в в, г г,

□ I

/•я г.руппа 0 Е ЕЕ ОЖ

2-я группа

Рис. 2. Варианты сочетаний среднесуточной двигательной активности и дневной периодики физиологических функций у младших школьников. /. 2,3,4 — классы: 1-яоруппа — правильные рнтми физиологических, функций составляющие более 70% во всех 4-х классах; 2-я группа — правильные ритмы физиологических функций, составляющие менее 70% в некоторых классах; в кружочках — класс с недостаточным (менее 70%) количеством правильных физиологических ритмов; А. В, В, Г, Д, Е, Ж. 3 — подгруппы; а, а,, б, в, «,, г, г,, д. с. ж, жх, э, з, — показатели отдельных детей. Число локомоций (в тысячах): I — 10—11, II — 12— 13, III — 14 —15, IV — 16 —17. V — больше 18.

активности, но и при среднем уровне ее (2 человека). Здесь налицо более сложные, еще недостаточно изученные причины, обусловливающие задержку становления суточной периодики некоторых детей. Для обеспечения их развития нужны другие «дозы» движений. Отсюда становится очевидным, насколько неправильно предъявлять одинаковые «средние» требования к разным детям. Важно выяснить типы индивидуального становления моторной деятельности суточной периодики, что в свою очередь является как бы моделью правильного или неправильного развития младших школьников.

Такой подход позволил нам в каждой группе (см. рис. 2) выделить подгруппы. В 1-й группе (правильно развивающиеся дети) были выделены подгруппы А, Б, В и Г, отличающиеся между собой среднегодовыми уровнями локомоторной активности, а именно исходными данными, сроками подъема, спада и стабилизации числа движений по сравнению со средними показателями (см. рис. 1). Во 2-й группе (дети с задержкой развития правильных физиологических ритмов в одном или нескольких классах) были выделены подгруппы Д, Е, Ж и 3. Как видно из рис. 2, во всех подгруппах этой группы в 1-м классе зафиксировано недостаточное (10000 для девочек и 12 000— 13 000 для мальчиков) или избыточное (более 18 000) количество локомоций. В последующих классах число правильных колебаний физиологических функций либо достигает «норм» и школьник в дальнейшем развивается правильно, либо отстает на фоне различных, в том числе и средних, уровней локомоторной активности. Особой заботы заслуживают дети, отнесенные к подгруппам Ж и 3; у них средние и высокие уровни двигательной активности не сопровождались достаточным числом случаев правильного проявления физиологических ритмов во 2,3 и даже 4-м классах. Такие дети нуж-

даются в определении для них специальных параметров изучаемых показателей1.

Используя представленные варианты и зная исходные данные конкретного ребенка, можно точнее, чем по средним, предвидеть его развитие, а значит, и влиять на него.

Выводы

1. Для коллектива здоровых, успевающих в учебе младших школьников характерно увеличение правильных типов суточных колебаний физиологических функций с 60 % в 1-м классе до 86% в 4-м классе, что может быть принято своеобразной «нормой».

2. Характер распределения типов суточных колебаний физиологических функций отличается в зависимости от пола ребенка, что отражает особенности становления отдельных систем у мальчиков и девочек, большую степень развития последних.

3. Типы суточной периодики таких показателей, как частота пульса, динамометрия, спирометрия, кинестезиометрия, температура тела, наиболее ярко отражают функциональное состояние организма и могут быть использованы в качестве критерия для оценки воздействия многочисленных факторов внешней среды, в том числе и моторной деятельности.

4. Сопоставление индивидуальных и групповых средних показателей ежедневной двигательной активности детей с характером суточной периодики изучаемых физиологических функций позволяет считать среднесуточный объем локомоций 11 ООО—18 000 типичным, обеспечивающим становление физиологических функций у здоровых младших школьников.

5. Учитывая, что контингент детей с нарушенной периодикой функций составляет около */з школьников и характеризуется отставанием развития, необходимо научно обосновать для них специальные «нормы» моторной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Д ъ я ч к о в а Н. Г. В кн.: Гигиена детей и подростков. М., 1965, с. 248.— Ж и -г а л и н Г. С. В кн.: Материалы 7-й Научной конференции по вопросам морфологии,

Физиологии и биохимии мышечной деятельности. М., 1962 с. 112.— Лебедева Н. Т. кн.: Проблемы спортивной медицины. М., 1966, с. 139.— О и а ж е. Гиг. и сан., 1969, № 4, с. 43.— Она ж е. В кн.: Физиология человека в природных условиях СССР. Под ред. А. Д. Слонима. Л., 1969, с. 20. — Р у т т е н б е р г С. О., Ц и б и н а М. Г. Труды научной сессии Ленинградск. нн-та гигиены труда и профзаболевании. Л., 1958, с. 108.

Поступила 20/1II1970 г.

THE DAILY PERIODICITY OF PHYSIOLOGICAL FUNCTIONS AND THE FREE MOTOR ACTIVITY OF 1 ST—4TH-GRADE PUPILS

N. T. Lebedeva

The author studied the motor activity and the daily rhythm (body and skin temperature, pulse and respiration rates, arm strength, lung capacity, movement precision) in 29 pupils of the first four grades. Correct daily rhythms increased from 60% in the 1st grade up to 86% in the 4th grade. The daily average locomotions in the number of 11 000 to 18 000 provided the formation of physiological functions in healthy children. The children, that had many diseases in the preschool years, require a special standard number of locomotions since the average number (from 11 000 to 18 000) do not ensure their proper development.

1 Накопленные нами материалы о таких детях заслуживают особого внимания и будут изложены отдельно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.