Научная статья на тему 'ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА'

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
130
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СЕВЕРНЫЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бушева Ж.И.

Цель исследования - выявить объемы суточной и недельной двигательной активности детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях северного региона. Методика и организация исследования. В изучении приняли участие 1342 учащихся 1-4-х классов основной группы здоровья образовательных учреждений гг. Сургута, Нефтеюганска и Сургутского района ХМАО-Югры. Изучались индивидуальные показатели суточной и недельной двигательной активности (ДА) младших школьников. Двигательная активность определялась методом шагометрии. Исследуемые были распределены на четыре функциональных типа по уровню ДА: с низкой (НДА), умеренной (УДА), высокой (ВДА) и чрезмерной (ЧДА) двигательной активностью, с определением нормативных границ по количеству локомоций для каждой группы. Результаты исследованияи выводы. Исследование объемов суточной и недельной двигательной активности детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях ХМАО-Югры, указывает на ряд особенностей. Проведенный корреляционный анализ выявил сильную взаимосвязь между полом и количеством локомоций в суточном и недельном цикле. Были определены половые различия объемов суточной и недельной двигательной активности у детей 7-10 лет: мальчики превосходили девочек по количеству локомоций (при р<0,05) во всех функциональных типах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бушева Ж.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL ACTIVITY OF 7-10 YEAR-OLD PRIMARY SCHOOLCHILDREN IN NORTHERN REGION

Objective of the study was to profile the daily/ weekly physical activity of the northern primary schoolchildren sample. Methods and structure of the study. We sampled for the study the 1-4-year (7-10 years old) primary schoolchildren (n=1342) qualified with the main health group from the Surgut and Nefteyugansk cities and Surgut Province in the Khanty-Mansi Autonomous Yugra area, whose daily/ weekly physical activity was rated using pedometers. The primary test data in movement numbers (locomotor units) were processed to produce empirical curves i.e. the daily/ weekly physical activity profiles. The physical activity profiles were found dependent on the individual living conditions, sports trainings and school studies. Based on the physical activity data analysis, the sample was grouped into the low, moderate, high and excessive physical activity ranks/ subgroups, with the relevant locomotor units limits. Results and conclusion. Our study of the 7-10-year-olds’ daily/ weekly physical activity profiles in the Khanty-Mansi Autonomous Yugra area found a few regularities. On the whole, the daily/ weekly physical activity rating tests are recommended for research as they give stable data, conditional on a gender-unspecific daily regimen being stable enough (with scheduled sports trainings, school physical activity classes and other studies without absenteeism).

Текст научной работы на тему «ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА»

двигательная Активность детей младшего школьного возраста в условиях северного региона

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 08.09.2021 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Ж.И. Бушева1

1Сургутский государственный университет, Сургут

PHYSICAL ACTIvITY OF 7-10 YEAR-OLD PRIMARY SCHOOLCHILDREN IN NORTHERN REGION

PhD, Associate Professor Zh.I. Busheva1

1Surgut State University, Surgut

Информация для связи с автором: zh.i.busheva@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - выявить объемы суточной и недельной двигательной активности детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях северного региона.

Методика и организация исследования. В изучении приняли участие 1342 учащихся 1 -4-х классов основной группы здоровья образовательных учреждений гг. Сургута, Нефтеюганска и Сургутского района ХМАО-Югры. Изучались индивидуальные показатели суточной и недельной двигательной активности (ДА) младших школьников. Двигательная активность определялась методом шагометрии. Исследуемые были распределены на четыре функциональных типа по уровню ДА: с низкой (НДА), умеренной (УДА), высокой (ВДА) и чрезмерной (ЧДА) двигательной активностью, с определением нормативных границ по количеству локомоций для каждой группы. Результаты исследованияи выводы. Исследование объемов суточной и недельной двигательной активности детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях ХМАО-Югры, указывает на ряд особенностей. Проведенный корреляционный анализ выявил сильную взаимосвязь между полом и количеством локомоций в суточном и недельном цикле. Были определены половые различия объемов суточной и недельной двигательной активности у детей 7-10 лет: мальчики превосходили девочек по количеству локомоций (при р<0,05) во всех функциональных типах.

Ключевые слова: двигательная активность, дети младшего школьного возраста, северный регион.

Abstract

Objective of the study was to profile the daily/ weekly physical activity of the northern primary schoolchildren sample.

Methods and structure of the study. We sampled for the study the 1 -4-year (7-10 years old) primary schoolchildren (n=1342) qualified with the main health group from the Surgut and Nefteyugansk cities and Surgut Province in the Khanty-Mansi Autonomous Yugra area, whose daily/ weekly physical activity was rated using pedometers. The primary test data in movement numbers (locomotor units) were processed to produce empirical curves i.e. the daily/ weekly physical activity profiles. The physical activity profiles were found dependent on the individual living conditions, sports trainings and school studies. Based on the physical activity data analysis, the sample was grouped into the low, moderate, high and excessive physical activity ranks/ subgroups, with the relevant locomotor units limits.

Results and conclusion. Our study of the 7-10-year-olds' daily/ weekly physical activity profiles in the Khanty-Mansi Autonomous Yugra area found a few regularities. On the whole, the daily/ weekly physical activity rating tests are recommended for research as they give stable data, conditional on a gender-unspecific daily regimen being stable enough (with scheduled sports trainings, school physical activity classes and other studies without absenteeism).

Keywords: physical activity, primary schoolchildren, Northern region.

Введение. Среди социальных мер государственной поддержки, проводимых в Российской Федерации, ведущими являются укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни населения, что предполагает всестороннюю поддержку и содействие в повышении двигательной активности населения.

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для привлечения к активным занятиям физической культурой, спортом и различными видами двигательной активности (ДА) [3]. Это тот возраст, в котором для повышения мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом применимо многообразие физических упражнений, подвижных игр, в том числе национальных, традиционных и народных, соревновательно-игровых заданий и состязаний, как доступных и эффективных средств оптимизации двигательной активности учащихся.

Цель исследования - выявить объемы суточной и недельной двигательной активности детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях северного региона.

Методика и организация исследования. В изучении приняли участие 1342 учащихся 1-4-х классов основной группы здоровьеобразовательных учреждений гг. Сургута, Нефтеюганска и Сургутского района ХМАО-Югры. Изучались индивидуальные показатели суточной и недельной двигательной активности младших школьников. Двигательная активность определялась методом шагометрии. Применялась методика построения эмпирических кривых распределения учащихся по количеству локомоций на протяжении суток и недельного цикла. Последнее было обусловлено спецификой условий жизни, спортивных тренировок и учебы младших школьников. Исследуемые были распределены на четыре функциональных типа по уровню ДА: с низкой (НДА), умеренной (УДА), высокой (ВДА) и чрезмерной (ЧДА)

№11 • 2021 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

IS CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

двигательном активностью, с определением нормативных границ по количеству локомоций для каждой группы.

Результаты исследования и их обсуждение. По определению В. К. Бальсевича [1], двигательная активность понимается как «целенаправленное осуществление человеком двигательных действий, направленных на совершенствование различных показателей его физического потенциала и освоение двигательных ценностей физической и спортивной культуры».

Под оптимизацией двигательной активности «понимается наиболее благоприятный уровень физического развития и функционального состояния организма человека, при котором обеспечивается необходимое качество жизни» [2]. Важным структурным элементом модели оптимизации двигательной активности детей-северян младшего школьного возраста является определение исходных показателей двигательной активности в суточном и недельном циклах.

Результаты исследования показателей суточной двигательной активности детей младшего школьного возраста представлены в табл. 1.

По результатам исследования суточного объема ДА, как у мальчиков, так и у девочек, были выделены четыре функциональных типа ДА.

Определены половые различия двигательной активности у детей 7-10 лет: мальчики отличались более высокими среднесуточными объемами двигательной активности (при р<0,05) во всех функциональных группах, по сравнению с девочками.

Суточная динамика ДА у девочек имела типовой вариант: низкое количество локомоций до 12.00 часов дня, с пиком в 14.00 часов и последующим снижением к 22.00 часам. Более пологая кривая распределения суточных локомоций - у мальчиков с НДА, а у мальчиков с ВДА и ЧДА отмечается достаточно высокий уровень ДА в вечернее время: с 18.00 до 20.00 часов - это связано со временем посещения спортивных секций.

Показатели недельной двигательной активности детей младшего школьного возраста представлены в табл. 2.

Среднегрупповые показатели недельного объема ДА менялись в зависимости от функционального типа. У мальчиков и девочек с НДА отмечалось постепенное снижение количества локомоций к середине недельного цикла (среда - у мальчиков и четверг - у девочек) с последующим повышением в субботу и воскресенье. У детей обоего пола с УДА отмечалось равномерное нарастание количества локомоций с понедельника по четверг, с последующим снижением показателей в пятницу и незначительным увеличением в воскресенье. У детей с ВДА и ЧДА при высоком уровне общего количества локомоций отмечалось постепенное нарастание ДА к субботе с незначительным снижением в воскресенье.

Таблица 1. Результаты исследования суточного объема двигательной активности детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях северного региона (M±m)

Таблица 2. Результаты исследования недельного объема двигательной активности детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях северного региона (M±m)

Функциональный тип двигательной активности Девочки Мальчики р

НДА - низкая 2578,2±228,1 4656,3+274,6 <0,05

УДА - умеренная 5839,1±265,7* 8633,5+202,4^ <0,05

ВДА - высокая 11459,1+235,2**0 15469,6+237,5--^ <0,05

ЧДА - чрезмерная 13785,4+303,1 п50 19956,7+323,9^ <0,05

Функциональный тип двигательной активности Девочки Мальчики р

НДА - низкая 18539,2+822,4 34685,4+889,5 <0,05

УДА - умеренная 41367,6+892,7* 63743,3+832,2- <0,05

ВДА - высокая 82256,5+956,0**0 111238,0+903,6--^ <0,05

ЧДА - чрезмерная 99372,8+963,3^00 140809,4+996,9^ <0,05

Примечание: р - достоверность отличия результатов при р<0,05: у девочек: * - между НДА и УДА, ** - между НДА и ВДА, □ - между НДА и ЧДА, ◊ - между УДА и ВДА, 00 - между ВДА и ЧДА; у мальчиков:

• - между НДА и УДА, •• - между НДА и ВДА, ■ - между НДА и ЧДА,

♦ - между УДА и ВДА, ♦♦ - между ВДА и ЧДА.

Примечание: р - достоверность отличия результатов при р<0,05: у девочек: * - между НДА и УДА, ** - между НДА и ВДА, □ - между НДА и ЧДА, ◊ - между УДА и ВДА, 00 - между ВДА и ЧДА; у мальчиков: • - между НДА и УДА, •• - между НДА и ВДА, ■ - между НДА и ЧДА, ♦ -между УДА и ВДА, ♦♦ - между ВДА и ЧДА.

Полученные данные свидетельствуют о том, что дети с НДА на фоне небольшого количества локомоций на протяжении недели незначительно повышают активность в выходные дни, добирая необходимый объем ДА в недельном цикле. Дети с ВДА и ЧДА, наоборот, снижают ДА в выходные дни, реализуя процессы восстановления организма после умственных и физических нагрузок в предыдущий период.

Выводы. Исследование объемов суточной и недельной двигательной активности детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях ХМАО-Югры, указывает на ряд особенностей. Суточный и недельный объемы двигательной активности у детей младшего школьного возраста являются стабильным показателем при постоянстве режима дня (соблюдение графика систематических спортивных тренировок, посещения занятий физической культуры без пропусков, расписания уроков) независимо от пола.

В ходе исследования выделены четыре функциональных типа двигательной активности - с низкой, умеренной, высокой и чрезмерной двигательной активностью. Каждый функциональный тип имеет характерные объемы суточной и недельной двигательной активности.

Проведенный корреляционный анализ выявил сильную взаимосвязь между полом и количеством локомоций в суточном и недельном цикле. Были определены половые различия объемов суточной и недельной двигательной активности у детей 7-10 лет: мальчики превосходили девочек по количеству локомоций (при р<0,05) во всех функциональных типах.

Литература

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология: монография / В.К Бальсевич. - М.: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2000. -275 с.

2. Бушева Ж.И. Модель оптимизации двигательной активности детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях северного города / Ж.И. Бушева // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - Т. 8. - № 10. - URL: http://ej.soc-journal.ru/ DOI: 10.12731/2218-7405-2017-10-19-38.

3. Гернет И.Н. Функциональная готовность к занятиям физической культурой и спортом у детей младшего школьного возраста / И.Н. Гернет, В.Н. Пушкина, Е.Ю. Федорова // Человек. Спорт. Медицина. - 2021. - № 2. - С. 27-33.

References

1. Balsevich V.K. Ontokineziologiya [Ontokinesiology]. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta publ., 2000. 275 p.

2. Busheva Zh.I. Model optimizatsii dvigatelnoy aktivnosti detey mladshego shkolnogo vozrasta, prozhivayushchikh v usloviyakh severnogo goroda [Model to optimize motor activity of primary school students living in northern city]. Sovremennye issledovaniya sotsialnykh problem. 2017. V. 8. No. 10. Availanle at: http://ej.soc-journal.ru/ DOI: 10.12731/2218-7405-2017-10-19-38.

3. Gernet I.N., Pushkina V.N., Fedorova E.Y. Funktsionalnaya gotovnost k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy i sportom u detey mladshego shkolnogo vozrasta [Functional fitness for physical education and sports practices in children of primary school age]. Chelovek. Sport. Meditsina. 2021. No. 2. pp. 27-33.

112

http://www.teoriya.ru

№!!• 2021 Ноябрь | November

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.