Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
183
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ НОРМЫ / ДОНОЗОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ткачук А.А., Колпаков В.В., Томилова Е.А., Беспалова Т.В.

Особое значение физическая активность имеет на ранних этапах онтогенеза в период развития и становления детского организма. Вместе с тем, признавая вариабельность двигательной активности детей здоровой популяции, ее оценка в понимании нормы представляется как среднестатистический показатель суточного количества локомоций для определенной возрастно-половой группы, что не позволяет в полной мере охарактеризовать индивидуально-типологические особенности данной функции. В связи с этим использование сигмальных параметрических шкал носит очень дискуссионный характер и требуются новые подходы к решению данной проблемы. Цель работы - концептуальная разработка центильного распределения и парциальной плотности двигательной активности у старших дошкольников и младших школьников здоровой популяции с выделением типологических вариантов индивидуальной нормы и критериев донозологической диагностики гипер- и гипокинезии. Материалы и методы. Обследовано 840 детей I-II групп здоровья (мальчиков старшего дошкольного возраста - 222 и младшего школьного возраста - 250; девочек старшего дошкольного возраста - 181 и младшего школьного возраста - 187). Исследование включало в себя использование шагометрии и визуальную оценку поведения детей педагогами и родителями. По результатам обследования создана персонифицированная база данных. Для выявления различий в уровне распределения типового признака - привычной двигательной активности (ПДА) применялся непараметрический тест с учетом критерия у2 Пирсона. Функциональный тип конституции (ФТК) определялся в соответствии с трехкомпонентной схемой по уровню привычной двигательной активности: низкой - НПДА - ФТК-1, средней - СПДА - ФТК-2, и высокой - ВПДА - ФТК-3. Для решения поставленной задачи разработаны центильные таблицы на основе суточного количества локомоций (СКЛ) - уровня ПДА. При этом предложены таблицы по центильному распределению СКЛ как по всей популяции дошкольников и младших школьников, так и для детей с низкой и высокой двигательной активностью. Результаты. Анализ полученных данных и на этой основе разработанные нормативные таблицы центильного распределения двигательной активности (ДА) позволяют провести типизацию ее достаточно высокого различия у старших дошкольников и младших школьников здоровой популяции с оценкой количества суточных локомоций (очень низкое, низкое, среднее, высокое, очень высокое), выделить группы риска I порядка (до 3-го центиля и от 97-го центиля) и II порядка (от 3-го до 10-го центиля и от 90-го до 97-го центиля), а так же дать объективную характеристику суточному количеству локомоций каждого индивидуума с идентификацией таких понятий как «оптимальная двигательная активность», «конституциональная гипокинезия» и «конституциональная гиперкинезия». Парциальная оценка двигательной активности с учетом центильного распределения количества суточных локомоций в каждой конституциональной группе дает дополнительные возможности более обоснованно подойти к анализу критического (донозологического) снижения или повышения оптимальности двигательной активности у детей с низкой и высокой ДА. Выводы. Для старших дошкольники и младших школьников I-II групп здоровья характерен свой индивидуально-типологический базовый уровень двигательной активности, что требует проводить сравнительный клинико-физиологический анализ имеющих данных с типовой нормой, характерной для каждой конституциональной группы (НПДА - ФТК-1, СПДА - ФТК-2, ВПДА - ФТК-3). С учетом такого подхода разработка нормативных (центильных) таблиц двигательной активности позволяет дать не только количественную оценку базовой вариабельности физиологической индивидуальности детского организма, но и выделить критерии донозологической диагностики довольно распространенных в педиатрической практике отклонений - гипокинезии и гиперактивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ткачук А.А., Колпаков В.В., Томилова Е.А., Беспалова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL-TYPOLOGICAL APPROACH TO THE ASSESSMENT OF MOTOR ACTIVITY AND FUNCTIONAL STATE OF SENIOR PRESCHOOL AND JUNIOR SCHOOL CHILDREN

Physical activity is of particular importance in the early stages of ontogenesis during the development and formation of the child's body. At the same time, recognizing the variability of motor activity in children of a healthy population, its assessment in the understanding of the norm is presented as an average indicator of the daily number of locomotions for a certain age and gender group, which does not allow us to fully characterize the individual typological features of this function. In this regard, the use of signal parametric scales is very controversial and new approaches to solving this problem are required. The aim of the work is to conceptually develop the centile distribution and partial density of motor activity in older preschoolers and younger schoolchildren in a healthy population with the identification of typological variants of individual norms and criteria for pre - nosological diagnosis of hyper-and hypokinesia. Materials and methods. 840 children of health groups III were examined (boys of senior preschool age-222 and primary school age-250; girls of senior preschool age- 181 and primary school age-187). The study included the use ofpedometry and visual assessment of children's behavior by teachers and parents. A personalized database was created based on the survey results. To identify differences in the level of distribution of a typical trait - habitual motor activity (HMA), a nonparametric test was used, taking into account Pearson's y2 criterion. The functional type of constitution (FTC) was determined in accordance with a three - component scheme based on the level of habitual motor activity: low - LHMA-FTC-1, medium - MHMA-FTC-2 and high -HHMA-FTC-3. To solve this problem, we developed centile tables based on the daily number of locomotives (SCL) - the HMA level. At the same time, tables are proposed for the centile distribution of SCL both for the entire population of preschool and primary school children, and for children with low and high motor activity. Results. Analysis of the data and on this basis developed normative tables of centile distribution of motor activity (MA) allow typing of it is high enough differences among senior preschool children and Junior schoolchildren of the healthy population with the estimated number of daily locomotion (very low, low, medium, high, very high), to allocate the risk group of I order (up to the 3-rd centile and 97-th centile) and II (from the 3-rd to the 10-th centile and the 90-th to 97-th centile), and also give an objective description of the daily number of locomotions of each individual with the identification of such concepts as "optimal motor activity", "constitutional hypokinesia" and "constitutional hyperkinesia". Partial assessment of motor activity, taking into account the centile distribution of the number of daily locomotions in each constitutional group, provides additional opportunities to more reasonably approach the analysis of a critical (pre-nosological) decrease or increase in the optimality of motor activity in children with low and high MA. Conclusions. Senior preschool children and Junior school children of health groups I-II have their own individual and typological basic level of motor activity, which requires a comparative clinical and physiological analysis of the available data with the standard norm characteristic of each constitutional group (LHMA-FTC-1, MHMA-FTC-2, HHMA-FTC-3). Taking into account this approach, the development of normative (centile) tables of motor activity allows us to give not only a quantitative assessment of the basic variability of the physiological individuality of the child's body, but also to identify criteria for pre-nosological diagnosis of fairly common deviations in pediatric practice-hypokinesia and hyperactivity.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

УДК: 612.763;613.954; 613.955

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-9-19-27

INDIVIDUAL-TYPOLOGICAL APPROACH TO THE ASSESSMENT OF MOTOR ACTIVITY AND FUNCTIONAL STATE OF SENIOR PRESCHOOL AND JUNIOR SCHOOL CHILDREN

Tkachuk A.A., Kolpakov V.V., Tomilova E.A., Bespalova T. V.

Tyumen state medical University, Ministry of health of the Russian Federation, Tyumen, Russian Federation

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ткачук А.А., Колпаков В.В., Томилова Е.А., Беспалова Т.В.

ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» МЗ РФ, г. Тюмень, Российская Федерация

Аннотация. Особое значение физическая активность имеет на ранних этапах онтогенеза в период развития и становления детского организма. Вместе с тем, признавая вариабельность двигательной активности детей здоровой популяции, ее оценка в понимании нормы представляется как среднестатистический показатель суточного количества локомоций для определенной возрастно-половой группы, что не позволяет в полной мере охарактеризовать индивидуально-типологические особенности данной функции. В связи с этим использование сигмальных параметрических шкал носит очень дискуссионный характер и требуются новые подходы к решению данной проблемы. Цель работы - концептуальная разработка центиль-ного распределения и парциальной плотности двигательной активности у старших дошкольников и младших школьников здоровой популяции с выделением типологических вариантов индивидуальной нормы и критериев донозологической диагностики гипер- и гипокинезии.

Материалы и методы. Обследовано 840 детей 1-11 групп здоровья (мальчиков старшего дошкольного возраста - 222 и младшего школьного возраста - 250; девочек старшего дошкольного возраста - 181 и младшего школьного возраста - 187). Исследование включало в себя использование шагометрии и визуальную оценку поведения детей педагогами и родителями. По результатам обследования создана персонифицированная база данных. Для выявления различий в уровне распределения типового признака - привычной двигательной активности (ПДА) применялся непараметрический тест с учетом критерия х2 Пирсона. Функцио-

Abstract. Physical activity is of particular importance in the early stages of ontogenesis during the development and formation of the child's body. At the same time, recognizing the variability of motor activity in children of a healthy population, its assessment in the understanding of the norm is presented as an average indicator of the daily number of locomotions for a certain age and gender group, which does not allow us to fully characterize the individual typological features of this function. In this regard, the use of signal parametric scales is very controversial and new approaches to solving this problem are required. The aim of the work is to conceptually develop the centile distribution and partial density of motor activity in older preschoolers and younger schoolchildren in a healthy population with the identification of typological variants of individual norms and criteria for pre - noso-logical diagnosis of hyper-and hypokinesia. Materials and methods. 840 children of health groups III were examined (boys of senior preschool age-222 and primary school age-250; girls of senior preschool age-181 and primary school age-187). The study included the use ofpedometry and visual assessment of children's behavior by teachers and parents. A personalized database was created based on the survey results. To identify differences in the level of distribution of a typical trait -habitual motor activity (HMA), a nonparametric test was used, taking into account Pearson's %2 criterion. The functional type of constitution (FTC) was determined in accordance with a three - component scheme based on the level of habitual motor activity: low - LHMA-FTC-1, medium - MHMA-FTC-2 and high -HHMA-FTC-3. To solve this problem, we developed centile tables based on the daily number of locomotives (SCL) - the HMA level.

Э-

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

нальный тип конституции (ФТК) определялся в соответствии с трехкомпонентной схемой по уровню привычной двигательной активности: низкой - НПДА -ФТК-1, средней - СПДА - ФТК-2, и высокой - ВпДа -ФТК-3. Для решения поставленной задачи разработаны центильные таблицы на основе суточного количества локомоций (СКЛ) - уровня ПДА. При этом предложены таблицы по центильному распределению СКЛ как по всей популяции дошкольников и младших школьников, так и для детей с низкой и высокой двигательной активностью.

Результаты. Анализ полученных данных и на этой основе разработанные нормативные таблицы центиль-ного распределения двигательной активности (ДА) позволяют провести типизацию ее достаточно высокого различия у старших дошкольников и младших школьников здоровой популяции с оценкой количества суточных локомоций (очень низкое, низкое, среднее, высокое, очень высокое), выделить группы риска I порядка (до 3-го центиля и от 97-го центиля) и II порядка (от 3-го до 10-го центиля и от 90-го до 97-го центиля), а так же дать объективную характеристику суточному количеству локомоций каждого индивидуума с идентификацией таких понятий как «оптимальная двигательная активность», «конституциональная гипокинезия» и «конституциональная гиперкинезия». Парциальная оценка двигательной активности с учетом центильного распределения количества суточных локомоций в каждой конституциональной группе дает дополнительные возможности более обоснованно подойти к анализу критического (донозологического) снижения или повышения оптимальности двигательной активности у детей с низкой и высокой ДА. Выводы. Для старших дошкольники и младших школьников 1-11 групп здоровья характерен свой индивидуально-типологический базовый уровень двигательной активности, что требует проводить сравнительный клинико-физиологический анализ имеющих данных с типовой нормой, характерной для каждой конституциональной группы (НПДА - ФТК-1, СПДА - ФТК-2, ВПДА - ФТК-3). С учетом такого подхода разработка нормативных (центильных) таблиц двигательной активности позволяет дать не только количественную оценку базовой вариабельности физиологической индивидуальности детского организма, но и выделить критерии донозологической диагностики довольно распространенных в педиатрической практике отклонений -гипокинезии и гиперактивности.

Ключевые слова: старшие дошкольники, младшие школьники, двигательная активность, типологические варианты нормы, донозологическая диагностика.

At the same time, tables are proposed for the centile distribution of SCL both for the entire population of preschool and primary school children, and for children with low and high motor activity.

Results. Analysis of the data and on this basis developed normative tables of centile distribution of motor activity (MA) allow typing of it is high enough differences among senior preschool children and Junior schoolchildren of the healthy population with the estimated number of daily locomotion (very low, low, medium, high, very high), to allocate the risk group of I order (up to the 3-rd centile and 97-th centile) andII (from the 3-rd to the 10-th centile and the 90-th to 97-th centile), and also give an objective description of the daily number of locomotions of each individual with the identification of such concepts as "optimal motor activity", "constitutional hypokinesia" and "constitutional hyperkinesia". Partial assessment of motor activity, taking into account the centile distribution of the number of daily locomotions in each constitutional group, provides additional opportunities to more reasonably approach the analysis of a critical (pre-nosological) decrease or increase in the optimality of motor activity in children with low and high MA.

Conclusions. Senior preschool children and Junior school children of health groups I-II have their own individual and typological basic level of motor activity, which requires a comparative clinical and physiological analysis of the available data with the standard norm characteristic of each constitutional group (LHMA-FTC—1, MHMA-FTC-2, HHMA-FTC-3). Taking into account this approach, the development of normative (centile) tables of motor activity allows us to give not only a quantitative assessment of the basic variability of the physiological individuality of the child's body, but also to identify criteria for pre-nosological diagnosis of fairly common deviations in pediatric practice-hypokinesia and hyper-activity.

Keywords: senior preschool children, primary school children, motor activity, typological variants of the norm, prenosological diagnostics.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. Основы негэнтропии, теории онтогенеза. М.: Наука, 1982. 270 с.

REFERENCES

[1] Arshavsky I. A. Physiological mechanisms and patterns of individual development. Fundamentals of negentropy, theory of ontogenesis. Moscow: Nauka, 1982. 270 p._

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

[2] Беспалова Т.В., Корчин В.И., Колпаков В.В. Региональные особенности внутрипопуляционного разнообразия привычной двигательной активности и ее роль в оценке физиологической нормы и донозологической диагностики. Ханты-Мансийск - Тюмень: Печатник, 2012.173 с.

[3] Воронцов И.М., Мазурин А. В. Пропедевтика детских болезней. СПб.: Фолиант, 2009. 1008 с.

[4] Доскин В.А., Келлер Х., Мураенко Н.М. Морфо-функциональные константы детского организма: справочник. М.: Медицина, 1997.288 с.

[5] Колпаков В.В., Томилова Е.А., Стрижак Н.Ю., Кривощеков С.Г., Беспалова Т.В. Типологическая вариабельность психофизиологических особенностей младших школьников как прогностическая основа для формирования успешности в спортивной и оздоровительной деятельности. Человек. Спорт. Медицина. 2019. Т. 19. № S2. С. 7-17. DOI: 10.14529/hsm19s201

[6] Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник. М.: ГЭОТАР - Медиа, 2010. 480 с.

[7] Слоним А. Д. Виды и формы адаптивного поведения животных. Л.: Наука. Ленингр. отделение. 1986. С. 23-79.

[8] Снигирев А.С., Логинов С.И., Пешков А.А., Ах-темзянова Н.М. Шагометрия как метод исследования физической активности и энергозатрат человека. Теория и практика физической куль-туры.2008. № 11.С.63-66.

[9] Сонькин В. Д., Тамбовцева Р. В. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе. М.: Либроком, 2011. 368 с.

[10] Сухарев А.Г., Теленчи В.И., Шилонина О.А. Двигательная активность и здоровье детей и подростков. М.: Медицина, 1988. 73 с.

[11] Томилова Е.А. Типовая вариабельность морфо-функционального, вегетативного и психофизиологического статуса детей 8-9 лет и критерии доно-зологической диагностики различных форм вегетативных дистоний: диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук. Тюменский государственный медицинский университет. Тюмень, 2017. 366 с.

[12] Шарикало Н. А. Определение физического развития детей старшего дошкольного возраста// Материалы III Международной научно-практической конференции «Здоровье-2017».Барановичи, 2017. С. 28-41.

[13] Kolpakov V.V., Bespalova T.V., Tomilova E.A., larkina N.Y., Mamchits E.V., Chernogrivova M.O., Kopytov A.A. functional reserves and adaptive capabilities of subjects with different levels of habitual physical activity/ / human physiology. 2011. Vol. 37. No. 1. Pp. 93-104. DOI: 10.1134/S0362119711010063

[2] Bespalova T. V., Korchin V. I., Kolpakov V. V. Regional features of intrapopulation diversity of habitual motor activity and its role in assessing the physiological norm and prenosological diagnostics. Khanty-Mansiysk-Tyumen: Pechatnik, 2012.173 p.

[3] Vorontsov I. M., Mazurin A.V. Propaedeutics of children's diseases. SPb.: Folio, 2009. 1008 p.

[4] Doskin V. A. Keller H., Muraenko N. M. Morpho-functional constants of the child's body: Handbook, Moscow: Meditsina, 1997.288 p.

[5] Kolpakov V. V., Tomilova E. A., Strizhak N. Yu. Krivoshchekov S. G., Bespalova T. V. typological variability of psychophysiological features of younger schoolchildren as a prognostic basis for the formation of success in sports and health activities. Person. Sport. Medication. 2019. Vol. 19. no. S2. pp. 7-17. DOI: 10.14529/hsm19s201

[6] Kuchma V. R. Hygiene of children and adolescents: textbook. M.: GEOTAR-Media, 2010. 480 p.

[7] Slonim A.D. Types and forms of adaptive behavior of animals. Leningrad: Nauka. Leningr. Department. 1986. Pp. 23-79.

[8] Snigirev A. S., Loginov S. I., Peshkov A. A., Akh-temzyanova N. M. Stepometry as a method for studying physical activity and human energy consumption. Theory and practice of physical culture. 2008, No. 11, pp. 63-66.

[9] Sonkin V. D., Tambovtseva R. V. Development of muscle energy and performance in ontogene-sis.Moscow: Librokom, 2011. 368 p.

[10] Sukharev A. G., Telenchi V. I., Shilonina O. A. Motor activity and health of children and adolescents. Moscow: Meditsina, 1988. 73 p.

[11] Tomilova E. A. Typical variability of morphofunc-tional, vegetative and psychophysiologicalstatus of children aged 8-9 years and criteria for prenosological diagnostics of various forms of vegetative dys-tonia: the dissertation on competition of a scientific degree of the doctor of medical Sciences, Tyumen state medical University. Tyumen, 2017. 366 p.

[12] Scaricalo NA. Definition of physical development of children of senior preschool age// Materials of the III International scientific and practical conference "Health-2017». Baranovichi, 2017. Pp. 28-41.

[13] Kolpakov V.V., Bespalova T.V., Tomilova E.A., larkina N.Y., Mamchits E.V., Chernogrivova M.O., Kopytov A.A. functional reserves and adaptive capabilities of subjects with different levels of habitual physical activity. Human physiology. 2011. Vol. 37. No. 1. Pp. 93-104. DOI: 10.1134/S0362119711010063

Author Contributions. Kolpakov V. V., Bespalova T.V. - concept and design of the study; Tkachuk A.A. - collection and processing of materials; Tomilova E.A. - analysis of the data obtained, writing the text.

Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.

—--—

~ 21 ~

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

Tkachuk A. A. - SPIN-ID: 1372-8185; ORCID ID: 0000-0001-6512-8329 Kolpakov V. V. - SPIN-ID: 6672-1697; ORCID ID: 0000-0001-6774-0968 Tomilova E.A. - SPIN-ID: 4006-9259; ORCID ID: 0000-0003-1101-7628 Bespalova, T.V. - SPIN-ID: 4006-9259; ORCID ID: 0000-0002-7210-0946

Информация о вкладе каждого автора. Участие авторов: Колпаков В.В., Беспалова Т.В. - концепция и дизайн исследования; Ткачук А.А. - сбор и обработка материалов; Томилова Е.А. - анализ полученных данных, написание текста.

Информация о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Ткачук А.А. - SPIN-ID: 1372-8185; ORCID ID: 0000-0001-6512-8329

Колпаков В.В. - SPIN-ID: 6672-1697; ORCID ID: 0000-0001-6774-0968

Томилова Е.А. - SPIN-ID: 4006-9259; ORCID ID: 0000-0003-1101-7628

Беспалова Т.В. - SPIN-ID: 4006-9259; ORCID ID: 0000-0002-7210-0946

Введение. Физическая активность является неотъемлемой частью повышения функциональных возможностей человека и сохранения его здоровья. Особое место это занимает на ранних этапах онтогенеза. Данное положение имеет существенную фундаментальную основу. Значительный эмпирический опыт свидетельствует, что физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития тесно взаимосвязаны с двигательной сферой, а ее уровень может во многом характеризовать как конституциональные особенности, так и адаптивные модификации в процессе приспособления к условиям окружающей среды [1, 7, 9, 13].

Вместе с тем выделение нормативных показателей и на этой основе разработка оптимальных программ двигательной активности (ДА) остается актуальной проблемой современной медицинской науки. В литературных источниках, рассматривающих вопросы оптимальной двигательной активности, представлены ее нормативы по суточному количеству шагов для лиц различных возрастных групп, в том числе дошкольников и младших школьников. Однако при этом признается большая вариативность двигательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста, которая существенно затрудняет индивидуальную оптимизацию режима дня ребенка для поддержания физической активности, наиболее благоприятно влияющей на его рост, развитие и здоровье [6, 8, 10, 12].

Результатом такого несоответствия во многом является тот факт, что признавая в целом вариабельность двигательной активности детей здоровой популяции, ее оценка в понимании нормы представляется как среднестатистический показатель суточного количества локомоций для определенной возрастно-половой группы или в виде ее границ с указанием минимальных и максимальных значений. Также необходимо учитывать, что распределение количества суточных локомоций (КСЛ) даже в одной возрастно-половой группе существенно ассиметрично. Утверждение, что зависимость между количественной величиной суточной двигательной активности и общим состоянием организма носит «параболический характер», не всегда находит подтверждение как в экспериментальных, так и клинических исследованиях [2, 5, 11].

Как результат, использование сиг-мальных параметрических шкал и шкал с относительным размахом в оценке физиологического статуса детей является очень дискуссионным [3, 4]. Отсюда поиск новых путей при наличие имеющихся подходов к решению данной проблемы вполне оправдан и требует дополнительного изучения.

В связи с этим за методологическую основу настоящего исследования, базирующего на разработке способа центильного распределения и парциальной оценки уровня ДА у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, принята концепция типологической вариабельности физиологиче-

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

ской индивидуальности человека - функциональных типов конституции, лиц с различным уровнем привычной двигательной активности: низкой - НПДА-ФТК-1, средней -СПДА-ФТК-2 и высокой - ВПДА-ФТК-3 [13].

Цель исследования. Концептуальная разработка центильного распределения и парциальной плотности двигательной активности у старших дошкольников и младших школьников здоровой популяции с выделением типологических вариантов индивидуальной нормы и критериев донозологической диагностики гипер- и гипокинезии. Материалы и методы. В основу работы положены результаты текущих профилактических осмотров, последующего наблюдения и комплексного обследования детей дошкольного и младшего школьного возрастов муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений (МАДОУ) и Муниципальных образовательных учреждений средних общеобразовательных школ (МОУСОШ) г. Тюмени. Количество обследованных (п) -840 детей (мальчиков старшего дошкольного возраста - 222, средний возраст 6,0 ± 0,2 и младшего школьного возраста - 250, средний возраст 7,5 ± 0,3 лет; девочек старшего дошкольного возраста - 181, средний возраст 6,1 ± 0,2 и младшего школьного возраста -187, средний возраст 7,4 ± 0,3 лет). Критерии включения в исследование: дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста обоего пола I и II групп здоровья, не имеющие на момент обследования острых и хронических заболеваний, в том числе ОРВИ. Комплексная оценка здоровья старших дошкольников и младших школьников и распределение их по группам здоровья проводили на основе результатов текущих и профилактических медицинских осмотров, согласно приказу Минздрава РФ от 30 декабря 2003 г. № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».

Для определения индивидуального объема привычной двигательной активности (ПДА) была применена шагометрия (шагомеры OMRON Step Counter HJ - 005 - E, Япония) и ведение дневника физической активности. Функциональный тип конституции (ФТК) определялся в соответствии с трехком-понентной схемой по уровню привычной двигательной активности: низкой - НПДА -ФТК-1, средней - СПДА - ФТК-2, и высокой - ВПДА - ФТК-3 [13].

Статистическая обработка данных проводилась с применением пакета прикладных программ «SPSS Statistics 17.0». При сравнении средних значений независимых выборок использовались параметрические методы. Для выявления различий в уровне распределения типового признака (ПДА), а также соответствующих показателей различных конституциональных групп применялись непараметрические тесты с учетом критериев X2 Пирсона, Колмогорова-Смирнова и H-критерии Краскел-Уоллиса. Для измерения силы, направленности и надежности связи между двумя переменными вычислялся коэффициент корреляции по Пирсону и Спир-мену. При сравнении средних данных, а также проверки статистических гипотез критический уровень значимости (р) принимался 0,05.

Результаты и обсуждение. На первом этапе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в соответствии с критической ценностью X2 были определены количественные и качественные характеристики манифестирующего признака - уровня привычной двигательной активности (ПДА), что является определяющим при выделении трех функциональных типов конституции - детей с низкой, средней, высокой ПДА и последующей системной оценки вариабельности их физиологического статуса (табл.1). При этом выделение трех конституциональных групп обоего пола было подтверждено и другими математическими методами (рис.1).

Таблица 1

Индивидуально-типологические различия суточных показателей привычной двигательной активности у мальчиков (М) и девочек (Д) старшего дошкольного (СД) и младшего школьного возраста (МШ) (М±с)

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

Возраст Пол Показатели Уровень ПДА Средние значения

НПДА- ФТК-1 СПДА-ФТК-2 ВПДА- ФТК-3

СД М n 35 59 31 125

СКЛ 4003±1039** 8304±1030* 13164±1131* ** 8309±3205

х2; р 8,25; 0,083 1,48; 0,829 5,64; 0,227 21,92; 0,001

Д n 34 54 27 115

СКЛ 3825±1027** 8279±999* 13214±1175* ** 8199±3286

х2; р 4,35; 0,361 4,14; 0,387 1,79; 0,774 26,85; 0,001

МШ М n 99 114 108 321

СКЛ 5659±1286** 10751± 677* 15993± 766* ** 10911±4290

х2; р 5,73; 0,221 2,55; 0,635 7,48; 0,112 41,04; 0,001

Д n 97 120 111 328

СКЛ 5273±1206** 9775±661* 14946±756* ** 10193±3961

х2; р 5,51; 0,239 2,36; 0,671 5,85; 0,211 37,28; 0,001

Примечание (к табл.1,4,5): * - показано различие параметров с уровнем достоверности р<0,05 относительно I группы (НПДА); ** - показано различие параметров с уровнем достоверности р<0,05 относительно средних значений.

Table 1

Individual-typological differences in daily indicators of motor activity of boys (B) and girls (G) of senior preschool (SP) and primary school age (PS) (M ± o)

Age Gender The level of HMA Average

LHMA- FTC-1 MHMA-FTC-2 HHMA- FTC-3

SP B n 35 59 31 125

DNL 4003±1039** 8304±1030* 13164±1131* ** 8309±3205

х2; р 8,25; 0,083 1,48; 0,829 5,64; 0,227 21,92; 0,001

G n 34 54 27 115

DNL 3825±1027** 8279±999* 13214±1175* ** 8199±3286

х2; р 4,35; 0,361 4,14; 0,387 1,79; 0,774 26,85; 0,001

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PS B n 99 114 108 321

5659±1286** 10751± 677* 15993± 766* ** 10911±4290

х2; р 5,73; 0,221 2,55; 0,635 7,48; 0,112 41,04; 0,001

G n 97 120 111 328

DNL 5273±1206** 9775±661* 14946±756* ** 10193±3961

х2; р 5,51; 0,239 2,36; 0,671 5,85; 0,211 37,28; 0,001

Note (to table 1,4,5): * - shows the difference between parameters with a confidence level of p<0.05 relative to group I (LHMA); * * - shows the difference between parameters with a confidence level of p<0.05 relative to the average values. DNL - daily number of locomotions. M

Д

о

X

x

ншкая СДА средняя СДА высокая СДА

Рис.1. Спонтанная двигательная активность у мальчиков (М) и девочек (Д) (по Н-критерию Краскел-Уоллиса), (р=0,001).

Fig. 1. Spontaneous physical activity in boys (M) and girls (D) (according to the Kruskal-Wallis H-test), (p = 0.001).

Э-

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

На этой основе были разработаны цен-тильные таблицы суточного количества локо-моций как по всей популяции дошкольников

и младших школьников (табл. 2), так и для детей с низкой и высокой двигательной активностью (табл.4).

Таблица 2

Центильное распределение КСЛ (в тыс.) по всей популяции мальчиков и девочек старшего дошкольного (СД) и младшего школьного (МШ) возраста

Пол Возраст Центили

3 5 10 25 50 75 90 95 97

М СД 3,241 3,941 5,693 7,458 10,157 12,801 14,800 16,552 17,253

МШ 3,350 4,129 6,079 8,745 10,977 14,371 16,216 18,166 18,946

Д СД 2,558 3,288 5,111 8,123 9,707 13,087 14,593 16,416 17,145

МШ 2,316 3,090 5,025 8,315 9,838 12,743 15,087 17,022 17,796

Table 2

Centile distribution of DNL (in thousands) across the entire population of boys and girls of senior preschool (SP) and primary school (PS) age

Gender Age Centi e

3 5 10 25 50 75 90 95 97

B SP 3,241 3,941 5,693 7,458 10,157 12,801 14,800 16,552 17,253

PS 3,350 4,129 6,079 8,745 10,977 14,371 16,216 18,166 18,946

G SP 2,558 3,288 5,111 8,123 9,707 13,087 14,593 16,416 17,145

PS 2,316 3,090 5,025 8,315 9,838 12,743 15,087 17,022 17,796

С учетом того, что центильные таблицы позволяют определить какой порядковый номер занимает соответствующий признак, в частности уровень СКЛ на стандартной шкале, были установлены количественные критерии выделения детей с низкой («конституциональная гипокинезия»), находящихся в зоне от 3-го до 25-го центиля, с

очень низкой (донозологической), находящихся до 3-го центиля, а также с высокой двигательной активностью («конституциональная гиперкинезия»), находящихся в зоне от 75-го до 97-го центиля и очень высокой (донозологической), находящихся в зоне от 97-го центиля (табл.3).

Таблица 3

Критерии выделения типов детей с очень низкой, низкой, средней, высокой и очень высокой суточной двигательной активностью (СДА) по всей популяции мальчиков (М) и девочек (Д) старшего дошкольного (СД) и младшего школьного (МШ) возраста

Возраст (группы детей) Пол Тип СДА СКЛ

СД М средний 7,458<Х<12,801

очень низкий (до 3 -го центеля) Х<3,24

низкий (от 3-го до 25-го центиля) 3,241<Х<7,457

высокий (от 75-го до 97-го центиля) 12,8 <Х<17,253

очень высокий (от 97-го центеля) Х>17,254

Д средний 8,123<Х<13,087

очень низкий (до 3 -го центеля) Х<2,557

низкий (от 3-го до 25-го центиля) 2,558<Х<8,123

высокий (от 75-го до 97-го центиля) 13,087<Х<17,145

очень высокий (от 97-го центеля) Х>17,146

М средний 8,745<Х<14,371

очень низкий (до 3 -го центеля) Х<3,34

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

МШ низкий (от 3-го до 25-го центиля) 3,35<Х<8,744

высокий (от 75-го до 97-го центиля) 14,371<Х<18,946

очень высокий (от 97-го центеля) Х>18,947

Д средний 8,315<Х<12,743

очень низкий (до 3 -го центеля) Х<2,557

низкий (от 3-го до 25-го центиля) 2,316<Х<8,314

высокий (от 75-го до 97-го центиля) 12,743<Х<17,795

очень высокий (от 97-го центеля) Х>17,797

Примечание: СКЛ- суточное количество локомоций (в тыс.)

Table 3

Criteria for identifying types of children with very low, low, medium, high and very high daily motor activity (DMA) across the entire population of boys (B) and girls (G) of senior preschool (SP) and primary school (PS) age

Age Gender Type of DMA DNL

medium 7,458<Х<12,801

B very low (up to the 3-rd centile) Х<3,24

low (from the 3-rd to the 25-th centile) 3,241<Х<7,457

SP high (75-th to 97-th centile) 12,8 <Х<17,253

very high (from the 97-th centile) Х>17,254

medium 8,123<Х<13,087

G very low (up to the 3-rd centile) Х<2,557

low (from the 3-rd to the 25-th centile) 2,558<Х<8,123

high (75-th to 97-th centile) 13,087<Х<17,145

very high (from the 97-th centile) Х>17,146

medium 8,745<Х<14,371

B very low (up to the 3-rd centile) Х<3,34

low (from the 3-rd to the 25-th centile) 3,35<Х<8,744

PS high (75-th to 97-th centile) 14,371<Х<18,946

very high (from the 97-th centile) Х>18,947

medium 8,315<Х<12,743

G very low (up to the 3-rd centile) Х<2,557

low (from the 3-rd to the 25-th centile) 2,316<Х<8,314

high (75-th to 97-th centile) 12,743<Х<17,795

very high (from the 97-th centile) Х>17,797

Note: DNL - daily number of locomotives (in thousands)/

Парциальная оценка двигательной активности с учетом центильного распределения количества суточных локомоций в каждой конституциональной группе дает дополнительные возможности более обоснованно

подойти к анализу критического снижения и повышения оптимальности двигательной активности как у детей с низкой ДА, так и у детей с высокой ДА (табл. 4).

Таблица 4

Центильное распределение КСЛ (в тыс.) у мальчиков и девочек старшего дошкольного (СД) и младшего школьного (МШ) возраста с низким и высоким уровнем привычной

двигательной активности

ПДА Пол Возраст Центили

3 5 10 25 50 75 90 95 97

"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"

НПДА М СД 3,180 3,408 3,979 4,894 5,879 6,010 6,948 7,519 7,748

МШ 2,959 3,241 3,947 4,641 5,632 6,763 7,618 8,324 8,607

Д СД 2,392 2,627 3,213 3,769 4,562 5,811 6,263 6,849 7,084

МШ 2,241 2,487 3,105 3,827 4,878 5,802 6,313 6,931 7,177

ВПДА М СД 12,074 12,330 12,970 13,915 14,696 15,717 16,301 16,941 17,198

МШ 13,521 13,772 14,401 15,026 16,236 17,172 17,672 18,301 18,553

Д СД 12,452 12,675 13,233 13,737 14,528 15,511 16,135 16,693 16,916

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МШ 12,493 12,759 13,424 13,935 15,209 15,976 16,883 17,549 17,816

Table 4

Centile distribution of DNL (in thousands) in boys and girls senior preschool (SP) and primary school (PS) age with low and high levels of habitual physical activity

HMA Gender Age Centile

3 5 10 25 50 75 90 95 97

LHMA B SP 3,180 3,408 3,979 4,894 5,879 6,010 6,948 7,519 7,748

PS 2,959 3,241 3,947 4,641 5,632 6,763 7,618 8,324 8,607

G SP 2,392 2,627 3,213 3,769 4,562 5,811 6,263 6,849 7,084

PS 2,241 2,487 3,105 3,827 4,878 5,802 6,313 6,931 7,177

HHMA B SP 12,074 12,330 12,970 13,915 14,696 15,717 16,301 16,941 17,198

PS 13,521 13,772 14,401 15,026 16,236 17,172 17,672 18,301 18,553

G SP 12,452 12,675 13,233 13,737 14,528 15,511 16,135 16,693 16,916

PS 12,493 12,759 13,424 13,935 15,209 15,976 16,883 17,549 17,816

Таким образом, как старшие дошкольники, так младшие школьники I - II групп здоровья имеют свой индивидуально-типологический базовый уровень двигательной активности, характеризующий физиологический статус детей здоровой популяции, что требует проводить сравнительный анализ соответствующего параметра с типовой нормой, к каждой конституциональной группе (НПДА - ФТК - 1, СПДА - ФТК-2, ВПДА -ФТК - 3). С учетом такого подхода разработка нормативных (центильных) таблиц двигательной активности, позволяет не только дать количественную оценку базовой вариабельности физиологической индивидуальности детского организма, но и выделить критерии донозологической диагностики довольно распространенных в педиатрической практике отклонений - гипо- и гиперкинезии.

Заключение. Разработанные нормативные таблицы центильного распределения двигательной активности на основе шагометрии и их практическое применение позволяют провести типизацию ее достаточно высокого различия у старших дошкольников и младших школьников здоровой популяции с оценкой количества суточных локомоций (очень низкое, низкое, среднее, высокое, очень высокое), выделить группы риска I порядка (до 3-го центиля и от 97-го центиля) и II порядка (от 3-го до 10-го центиля и от 90-го до 97-го центиля) и дополнительно дать характеристику суточному количеству локомоций каждого индивидуума с идентификацией понятий «оптимальная двигательная активность», «конституциональная гипокинезия» и «конституциональная гиперкинезия».

Ответственный за переписку: Томилова Евгения Александровна - доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет», г.Тюмень, Российская Федерация, E-mail: tomilovaea@mail.ru

Corresponding Author: Tomilova Evgeniya Alexandrovna - doctor of medical Sciences, Professor of the Department of normal physiology, Tyumen state medical University, Tyumen, Russian Federation, E-mail: tomilovaea@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.