УДК 612.014.5; 612.143; 159.9.07
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНИМАНИЯ И УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ТИПОВ КОНСТИТУЦИИ В НОРМЕ И ПРИ АДАПТАЦИОННО-КОМПЕНСАТОРНОЙ ДИСФУНКЦИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
Томилова1 Е.А., Ларькина1 Н.Ю., Колпаков1 В.В., Беспалова2 Т.В.
1ФГБОУ ВО Тюменский ГМУМинздрава РФ, г. Тюмень, Российская Федерация. 2БУ ВО ХМАО-Югры ХМГМА, г. Ханты-Мансийск, Российская Федерация.
Аннотация. Установлены индивидуально-типологические особенности показателей внимания и умственной работоспособности младших школьников разных функциональных типов конституции (ФТК) - детей с различным уровнем привычной двигательной активности (низкой-НПДА-ФТК-1, средней-СПДА-ФТК-2, высокой-ВПДА-ФТК-3). Выявлено последовательное повышение средней скорости выполнения теста (корректурной пробы) у младших школьников от первой группы (НПДА) к третьей (ВПДА). Последовательное увеличение средней скорости выполнения пробы сочеталось с увеличением среднего (группового) количества ошибок. Умственная работоспособность, где, прежде всего, оценивался объем выполненной работы, была выше у детей с высоким уровнем ПДА (ФТК-3), а показатель внимания (отношение количества просмотренных знаков к количеству ошибок) у детей первой группы НПДА (ФТК-1). У младших школьников как с адаптационно-компенсаторной дисфункцией гипо- (АКД1), так и гипертонической направленности (АКД2, АКДз), скорость выполнения корректурной пробы, а также показатели внимания и умственная работоспособность носила однонаправленный характер и были снижены по сравнению с типовой (конституциональной) нормой. Сравнительная оценка психофизиологических показателей детей с адаптационно-компенсаторной дисфункцией гипо- и гипертонической направленности с типовой (конституциональной) нормой позволяет выделить индивидуально-типологические критерии донозологической диагностики различных форм синдрома вегетативных дистоний и дать рекомендации по направленным профилактическим мероприятиям.
Ключевые слова: функциональный тип конституции, показатель внимания, умственная работоспособность, адаптационно-компенсаторная дисфункция.
Общепризнано, что двигательная система играет большую роль в поддержании функциональной активности коры головного мозга. Начиная с классических работ И.П.Павлова (1951), показаны морфофункцио-нальные особенности его корковой проекции - перемежающееся расположение афферентных и эфферентных элементов и обилие связей с другими анализаторами. Благодаря наличию большого количества афферентных и эфферентных связей моторной коры с другими анализаторами, различными уровнями экстрапирамидной системы и обратным влиянием от мышц обеспечивается ее особая роль в меж- и внутрианали-заторной интеграции. Это подтверждается способностью моторной коры к конвергенции мультисенсорных импульсов. При этом особое место в реализации поведенческих реакций принадлежит зрительно-моторной и сенсорно-двигательной координации [10,11,13].
В связи с этим внимание рассматривается как базовая функция ЦНС, лежащая в основе как когнитивных процессов, так и приспособительного поведения и адекватного реагирования на изменения внешней и внутренней среды [1,2]. Вместе с тем также известно,
что направленность и степень изменения психических процессов под влиянием факторов окружающей среды и, в частности физических нагрузок, не являются однозначными [7,12]. Последнее во многом связано не только с их конкретным объемом и интенсивностью физических нагрузок, но и индивидуально-типологическими особенностями организма. Как следствие, оценка объема, концентрации и переключаемости внимания у лиц с различным уровнем ПДА может дать существенную информацию как о типовых особенностях базовых функций ЦНС, так и быть критериями адаптивных возможностей организма.
Таким образом, за методологическую основу настоящих исследований принята концепция типологической вариабельности физиологической индивидуальности - функциональных типов конституции - лиц с различным уровнем привычной двигательной активности (низкой - НПДА-ФТК-1; средней - СПДА-ФТК-2; высокой - ВПДА-ФТК-3) [8,9]. При этом, наряду с морфофункциональными особенностями конституциональных типов, установление исходных (типовых)
психофизиологических особенностей ребенка и их отклонений у детей с адаптационно-компенсаторной дисфункцией (АКД) может служить основой для установления дополнительных критериев ранних донозо-логических состояний достаточно широко распространенного в детской популяции синдрома вегетативной дистонии - СВД [5,14].
Цель настоящих исследований - на основе системного (конституционального) подхода провести сравнительный анализ показателей внимания и умственной работоспособности у детей различных функциональных типов конституции в норме и при адаптационно-компенсаторной дисфункции сердечно-сосудистой системы.
Материалы и методы исследования. Обследовано 649 детей (321 мальчик и 328 девочки) младшего школьного возраста 8-9 лет, учащихся 2-х-3-х классов общеобразовательных школ г. Тюмени.
Основой для практической реализации проводимых исследований и определения уровня здоровья у обследуемого контингента явились результаты текущих профилактических медицинских осмотров (Решение Совета по реализации национального проекта «Здоровье» и демографической политике от 23.04.2007 года № 52-ес, приказ № 221 от 21.05.2007, № 293 от 27.07.2007 г. Департамента здравоохранения Тюменской области) с привлечением высококвалифицированных специалистов и использованием современной медицинской аппаратуры. На основании комплексной оценки здоровья обследуемых для последующего динамического исследования были выделены дети только I и II групп здоровья (Приказы МЗ РФ от 30.12.2003г. №621; №47 от 17.01.2007г.; №80 от 20.02.2008г.). Функциональный тип конституции определялся в соответствии с 3-х компонентной схемой по уровню привычной двигательной активности: низкой -НПДА-ФТК-1, средней - СПДА-ФТК-2 и высокой -ВПДА-ФТК-3 [9].
Для определения индивидуального объема привычной двигательной активности (ПДА) были использованы шагометрия и ведение дневника физической активности на протяжении 2-х недельного цикла [8]. Оценка физического развития (ФР) осуществлялась по данным антропометрии с определением коридоров по центильным таблицам и расчетом антропометрических индексов - Вервека, Пинье, Бругша, Кетле, МРИ [6].
Для прогностической оценки вегетативной лабильности с функциональными отклонениями артериального давления и выделение групп риска с адаптаци-
онно-компенсаторной дисфункцией (АКД) использовались проба Руфье-Диксона и функциональная проба Мартинэ-Кушелевского с установлением степени напряжения организма (СНО), показателя качества реакции (ПКР), коэффициента выносливости (КВ) и показателя сердечной деятельности (F) [3,15].
Для изучения устойчивости, концентрации, переключения и объема внимания, а также умственной работоспособности использовался метод
корректурной пробы.Учитывалось количество просмотренных букв (КПБ), количество просмотренных строк (КПС), количество ошибок (КО), количество отмеченных знаков (КЗ), производился расчет коэффициента концентрации внимания (ККВ), индекса внимания (ИВ), показателя внимания (ПВ) и определялась умственная работоспособность (УР) [4].
Статистическая обработка данных проводилась с применением пакета прикладных программ «Statistica 6.0», «Biostat» и «SPSS 17.0». В работе применялся метод корреляционного анализа и метод выявления различий в распределении признака (критерии Колмогорова - Смирнова и х2), множественный регрессионный анализ и дискриминантный анализ. Достоверность полученных результатов обеспечивалось применением стандартных диагностических методик и t-критерия Стьюдента.
Результаты исследования. Для выделения групп по уровню привычной двигательной активности у младших школьников была использована методика построения эмпирической кривой распределения детей по количеству локомоций на протяжении суток. Дополнительно полученные с помощью многомерных статистических методов результаты подтвердили исходный постулат концепции типологической вариабельности физиологической индивидуальности - реальную разнокачественность здоровой популяции и выделить три варианта физиологической нормы -функциональные типы конституции, детей с низкой (НПДА-ФТК-1), средней (СПДА-ФТК-2) и высокой (ВПДА-ФТК-3) двигательной активностью [9]. При этом в ранее опубликованных работах было показано, что каждый функциональный тип конституции имеет свой базовый (индивидуально-типологический) уровень показателей, характеризующий физическое развитие и вегетативный статус детей здоровой популяции (базовая вариабельность физиологической индивидуальности) [14].
Показатели внимания (объем, концентрация, переключаемость) и умственная работоспособность у мальчиков 8-9 лет с различным уровнем ПДА представлены в табл. 1.
Таблица 1.
Показатели внимания и умственная работоспособность у мальчиков 8-9 лет с различным уровнем ПДА (М±с)
Показатели внимания Стат. показатели Уровень ПДА Средние значения n=32i
НПДА-ФТК-i n=99 СПДА-ФТК-2 n=ii4 ВПДА-ФТК-3 n=i08
КПБ M±a 5i8±25** 582±i7* 646±24* ** 584±56
ti; t2 - ; 6,72 2i,93; 0,27 37,04; 9,84 6,72; -
КПС M±a i2,9±0,63** i4,6±0,43* i6,2±0,6i* ** i4,6±i,4i
ti; t2 - ; 6,73 2i,92; 0,27 37,03; 9,85 6,73; -
КО M±a 4,9±i,46** 7 7±i 49* ** i3,4±i,66* ** 8,7±3,83
ti; t2 - ; 3,55 i3,67; 2,89 38,93; i3,62 3,55; -
КОЗ M±a i94±9,5** 2i8±6,5* 242±9,2* ** 2i9±2i,0
ti; t2 - ; 6,72 2i,93; 0,27 37,03; 9,85 6,72; -
ККВ M±a 37,4±9,i** 28,7±5,8* i9 9±3 4* ** 28,4±i0,5
ti; t2 - ; 3,78 6,97; 0,27 i4,48; 9,39 3,78; -
УР M±a i67±i6,4** 2ii±i2,5* 259±i9,5* ** 2i4±40,0
ti; t2 - ; 6,7i 22,i9; 0,73 36,87; 9,95 6,7i; -
ИВ M±a 32,4±i,6** 36,4±i,i* 40,4±i,5* ** 36,5±3,5
ti; t2 - ; i0,65 2i,93; 0,27 37,04; 9,84 i0,65; -
ПВ M±a i06,0±35,2** 78,8±i5,i* 49,i±7,i* ** 80,i±34,5
ti; t2 -; 4,82 i0,08; 0,39 i9,i5; 9,96 4,82; -
Примечание: (1 - доверительный коэффициент различий с группой сравнения; * - показано различие параметров с уровнем достоверности р<0,05 относительно значений группы НПДА. (2 - доверительный коэффициент различий со средними значениями; ** - показано различие параметров с уровнем достоверности р<0,05 относительно средних значений.
Оценивая показатели внимания у младших школьников, необходимо, прежде всего, отметить достаточно высокую скорость выполнения корректурной пробы у мальчиков с ВПДА. Как результат, в данной группе было установлено наибольшее количество просмотренных и отмеченных знаков, а также строк. У мальчиков с НПДА вышеуказанные показатели были наименьшие, а у детей с СПДА последние занимали срединную позицию. При этом во всех группах была установлена сильная прямая зависимость между уровнем ПДА и скоростью выполнения пробы (соответственно гг=0,882, 0,739, 0,875).
Вместе с тем по сравнению со скоростью выполнения корректурной пробы, количество совершенных ошибок носило обратную зависимость -наибольшее их количество было у мальчиков с ВПДА, а наименьшее у мальчиков с НПДА. При этом между уровнем ПДА и количеством совершенных ошибок была установлена средняя степень отрицательной зависимости (соответственно гг = -0,425; -0,339; -0,375). Как следствие, коэффициент концентрации внимания и показатель внимания были более высокими у детей с низким уровнем привычной двигательной активности. При этом умственная работоспособность, где, прежде всего, оценивался
объем выполненной работы была выше у мальчиков с высоким уровнем ПДА. Аналогичная закономерность была выявлена у девочек.
Таким образом, установление полимодальности количественных показателей ПДА по всей популяции обследуемых школьников сочеталось со статистически значимыми межгрупповыми различиями целого ряда показателей внимания и умственной работоспособности, характеризующих особенности детей различных функциональных типов конституции.
Вместе с тем, дополнительно проведенные исследования выявили, что каждый функциональный тип имеет свои физиологические особенности, которые проявляются не только в состоянии относительного покоя (базовая типовая вариабельность), но и при реагировании на дозированный стресс - стандартную физическую нагрузку [14]. Для выявления типовых особенностей реагирования, а также диагностики латентной фазы нейроциркуляторных расстройств у детей 89 лет применялась проба Мартинэ-Кушелевского, на основе которой возможно получить расширенную информацию не только по изменению пульса в состоянии напряжения (физической нагрузки), но и по динамике артериального давления, а также времени и характере их восстановления [3,15].
Как показали результаты проведенных исследований, физиологические особенности реагирования на дозированный стресс у детей каждого функционального типа конституции характеризовались как количественными, так и качественными отличиями. В большей степени это проявлялось в группах детей с высокой и низкой двигательной активностью. Так, в крайних группах младших школьников (НПДА-ФТК-1, ВПДА-ФТК-3) были выявлены дети с атипическими формами реагирования на дозированный стресс. В I группе мальчиков 8-9 лет с НПДА в 31,3% восстановление шло по гипотоническому типу и в 28,3% по гипертоническому типу, а у девочек соответственно в 34,0% и 26,8%. У младших школьников с высоким уровнем привычной двигательной активности наряду с нормотоническим типом был дополнительно установлен гипертонический тип восстановления (соответственно 70,4% и 29,6% у мальчиков; 56,8% и 43,2% у девочек).
Вышеуказанные группы детей на настоящем этапе проводимых исследований мы определили как дети с адаптационно-компенсаторной дисфункцией сердечно-сосудистой системы гипо- (АКД1) и гипертонической (АКД2, АКДз) направленности. Так, по данным литературы в проявлениях артериальной гипо- и ги-пертензии у детей лежит мультифакторная основа, при формировании которой участвуют в комплексе как эндогенные (конституциональные и личностные особенности), так и экзогенные (умственное и физическое перенапряжение, гиподинамия, эмоциональный стресс) [5]. При этом, среди эмоциональных нарушений у детей с СВД наиболее часто встречается астено-вегета-тивное проявление. В частности, у школьников определяются снижение умственной и физической активности, падение концентрации внимания, медлительность и лабильность настроения.
В связи с этим, на следующем этапе был изучен показатель внимания и умственной работоспособности у детей с НПДА и адаптационно-компенсаторной дисфункцией. Группой сравнения были дети с нормотони-ческим типом восстановления АД и ЧСС (табл.2). По сравнению с контрольной группой у детей с АКД1 и АКД было установлено снижение скорости выполнения корректурной пробы, что характеризовалось статистически значимыми различиями по количеству просмотренных букв и количеством отмеченных знаков. При этом во всех группах с АКД сохранялась сильная прямая зависимость между уровнем ПДА и скоростью выполнения пробы. Последнее является достаточно важным, поскольку сохранение такой зависимости подтверждает конституциональные (типовые) особенности здоровых детей и в сочетании со снижением скорости выполнения корректурной пробы по сравнению с контрольной группой может явиться одним из критериев донозологической диагностики детей с синдромом вегетативной дистонии.
Вместе с тем, по сравнению со скоростью выполнения корректурной пробы, количество совершенных ошибок у детей с АКД1 и АКД2 носило обратную зависимость - их количество по сравнению с контрольной группой было увеличено. В результате комплексной оценки скорости и точности выполнения корректурной пробы было выявлено снижение коэффициента концентрации и показателя внимания, а также умственной работоспособности. Таким образом, если в контрольной группе реальный показатель внимания и умственной работоспособности достигался за счет преимущества точности выполнения пробы, то у детей с АКД1 и АКД2 наряду со снижением скорости выполнения пробы отмечалось и увеличение количество совершенных ошибок.
Таблица 2.
Показатели внимания и умственная работоспособность у мальчиков 8-9 лет с НПДА и АВД (M±o)
Показатели Стат. хар-ки НПДА
Группа Сравнения (n=40) АКД1 (n=3l) АКД2 (n=28) Средние Значения (n=99)
КПБ M±a 539±l8** 5l0±l7* 496±l7* ** 5l8±25
tl, t2 -; 4,76 6,77; l,64 9,44; 4,l7 4,76; -
КПС M±a l3,5±0,46** l2,8±0,42* l2,4±0,4l* ** l2,9±0,63
tl, t2 -; 4,76 6,77; l,64 9,44; 4,l7 4,76; -
КО M±a 4,6±l,5 4,9±l,3 5,2±l,3 4,9±l,5
tl, t2 -; 0,9l 0,88; 0,l9 l,49; 0,98 0,9l; -
КОЗ M±a 202±7,0** l9l±6,3* l86±6,5* ** l94±9,5
tl, t2 -; 4,66 6,77; l,64 9,44; 4,87 4,66; -
ККВ M±a 43,5±ll,4** 35,0±8,7* 3l,5±7,0* ** 37,4±l2,l
tl, t2 -; 2,54 2,9l; l,04 4,l2; 2,5l 2,54; -
УР M±a l8l±l2,5** l62±l0,8* l53±l0,9* ** l67±l6,4
tl, t2 -; 4,74 6,72; l,69 9,32; 4,l4 4,74; -
ИВ M±a 33,6±l,2** 3l,9±l,0* 3l,0±l,l* ** 32,4±l,6
Примечание: Ь - доверительный коэффициент различий с группой сравнения; * - показано различие параметров с уровнем достоверности р<0,05 относительно значений группы сравнения. (2 - доверительный коэффициент различий со средними значениями; ** - показано различие параметров с уровнем достоверности р<0,05 относительно средних значений.
ti, t2 -; 4,76 6,77; i,64 9,44; 4,i7 4,76; -
ПВ M±a i29,5±42,9** i09,9±26,8* i0i,4±22,8* ** ii5,4±35,2
ti, t2 -; 2,0i 2,24; 0,8i 3,i6; i,99 2,0i; -
Также нами были изучены показатели внимания и умственная работоспособность у младших школьников с ВПДА и адаптационно-компенсаторной дисфункцией гипертонической направленности (АКДз). По сравнению с контрольной группой у детей с АКД было установлено снижение скорости выполнения корректурной пробы, что характеризовалось статистически значимыми различиями по количеству просмотренных букв, строк и количеством отмеченных знаков (соответственно 612±9; 15,3 ±0,23; 230±3,4 у мальчиков; 597±19; 14,9 ±0,47; 224±7,1 у девочек).
Вместе с тем, по сравнению со скоростью выполнения корректурной пробы, количество совершенных ошибок у детей с АКД3 носило обратную зависимость - их количество по сравнению с контрольной группой было увеличено (соответственно у мальчиков 12,6±1,19; 15,2±1,04; у девочек 13,4±1,08; 14,5±1,35). При этом, в результате комплексной оценки скорости и точности выполнения корректурной пробы было выявлено выраженное снижение коэффициента концентрации и показателя внимания, а также умственной работоспособности у младших школьников с АКД (соответственно 21,8±2,0 и 15,5±1,2; 52,8±4,6, 40,4±2,9; 271±9,7 и 233±6,9 у мальчиков; 21,5±2,7 и 15,3±1,9; 52,7±4,9; 41,6±4,3 263±28,5 и 222±13,8).
В связи с этим, если в контрольной группе реальный показатель внимания и умственной работоспособности достигался за счет преимущества скорости выполнения пробы, то у детей с АКД3, наряду с увеличением количества совершенных ошибок, отмечалось статистически значимое снижением скорости выполнения пробы, что может служить одним из критерией донозологической диагностики СВД по гипертоническому типу для детей с высоким уровнем привычной двигательной активности.
Таким образом, уровень внимания и его проявления также тесно связаны с моторной активностью и являются существенным показателем при реализации приспособительного поведения и адекватного реагирования на изменения внутренней и внешней среды у детей каждой конституциональной группы - индивидуумов с различным уровнем ПДА. При этом по сравнению с типовой нормой в каждой конституциональной группе детей с АКД гипо- и гипертонической направленности динамика психофизиологических показателей имела достаточно существенные отклонения, что в свою очередь может служить критериями донозологической диагностики различных видов вегетативных дистоний.
В связи с этим, можно сделать следующие выводы:
1. По сравнению с типовой (конституциональной) нормой для младших школьников с адаптационно-компенсаторной дисфункцией гипо- и гипертонической направленности (АКД1, АКД2, АКД3) скорость выполнения корректурной пробы, а также показатели внимания и умственная работоспособность носила однонаправленный характер и имели выраженную тенденцию к снижению.
2. Снижение концентрации внимания и умственной работоспособности у детей первой конституциональной группы (НПДА-ФТК-1) с АКД1 и АКД2 происходит не только за счет уменьшения скорости выполнения корректурной пробы (на 8,1%), но и за счет потери типового преимущества - точности исполнения задания.
3. При однонаправленном характере результатов выполнения корректурной пробы у детей с АКД1 и АКД2 более выраженные изменение внимания и умственной работоспособности наблюдалось у младших школьников с адаптационно-компенсаторной дисфункцией гипертонической направленности (АКД2).
4. Снижение концентрации внимания и умственной работоспособности у детей третьей конституциональной группы (ВПДА-ФТК-3) с АКД3 происходит как за счет уменьшения точности выполнения корректурной пробы, так и за счет потери типового преимущества - скорости исполнения задания (на 7,7%).
5. Сравнительная оценка психофизиологических показателей детей с адаптационно-компенсаторной дисфункцией гипо- и гипертонической направленности с типовой (конституциональной) нормой позволяет выделить системные и индивидуально-типологические критерии донозологической диагностики различных форм синдрома вегетативных дистоний и дать рекомендации по направленным профилактическим мероприятиям.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Апчел, В. Я. Память и внимание-интеграторы психики/В. Я. Апчел, В. Н. Цыган. -СПб.:ЛОГОС. - 2004. - 120 с.
[2] Безруких М.М., Мачинская Р.И., Фарбер Д.А. Структурно-функциональная организация развивающегося мозга и формирование познавательной деятельности в онтогенезе ребенка // Физиология человека.- 2009. -Т.35.- №6.- С. 5-9.
[3] Бондаренко А. Е Физиология спорта: практическое пособие для студентов 3 курса специальности 1- 03 02 01 физическая культура / А. Е. Бондаренко, Т. А. Ворочай,
В. В. Солошик; Мин-во обр. РБ, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины. - «УО ГГУ им. Ф. Скорины». - 2010. - 86 с.
[4] Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: Учебеное пособие.- СПб: Речь.- 2008.- 688 с.
[5] Детская вегетология / под ред. Р. Р. Шиляева, Е. В. Неудахина. М., ИД «Медпрактика».-2008.-408 с.
[6] Доскин, В. А. Поликлиническая педиатрия / В. А. Доскин, Т. В. Косенкова, Т. Г. Авдеева и др. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ. - 2002. - 503 с.
[7] Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер. - 2003. - 384 с.
[8] Колпаков В. В. Концепция типологической вариабельности физиологической индивидуальности. Сообщение I. Внутрипопуляционное разнообразие привычной двигательной активности человека и ее типовая оценка. /В.В.Колпаков, Т.В.Беспалова, А.В.Брагин и др. //Физиология человека.- 2008.- Т.34. -№4. - С. 121-132.
[9] Колпаков В. В. Системный анализ индивидуально-типологических особенностей организма / В. В. Колпаков, Т. В. Беспалова, Е.А.Томилова и др. // Физиология человека. - 2011. - Т. 37. - № 6. - С. 111-124.
[10] Куликов В.П., Киселев В.И. Потребность в двигательной активности. Физиол.-валеол. реабитология / -Новосибирск: Наука. Сиб.предприятие РАН.- 1998. -150 с.
[11] Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. - М.: Медгиз.- 1951. - 506 с.
[12] Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу. - М.: Из-во Горизонт. -1998.- 267 с.
[13] Судаков К.В. Системные механизмы доминирующих мотиваций// Избранные труды. - М.: НИИ нормальной физиологии им.П.К. Анохина РАМН. - 2008. - 484 с.
[14] Томилова Е.А. Вариабельность типовой нормы показателей сердечно-сосудистой системы у детей и критерии донозологической диагностики различных форм вегетативных дистоний//Медицинская наука и образование Урала, Тюмень, 2016. № 4. С. 111-117.
[15] Чекалова Н. Г. Способ оценки уровня функциональных резервов организма детей и подростков / Н. Г. Чека-лова, М. В. Шапошникова, Л. В. Назарова и др. // Патент на изобретение RUS 2405421, 2010.
COMPARATIVE ANALYSIS OF ATTENTION INDICATORS AND MENTAL WORKABILITY IN CHILDREN OF DIFFERENT FUNCTIONAL TYPES OF CONSTITUTION IN NORM AND ADAPTATION-COMPENSATORY DYSFUNCTION OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM
Tomilova1 E.A., Larkina1 H.Y., Kolpakov1 V.V., Bespalova2 T.V.
1Tyumen state medical University, Tyumen, Russian Federation. 2Khanty-Mansiysk state medical Academy, Khanty-Mansiysk, Russian Federation.
Annotation. There are established individual and typological features of attention indicators and mental performance in junior schoolchildren of different functional types of the constitution (FTC) - children with different levels of habitual motive activity (low - LHMA-FTC-1, medium - MHMA-FTC-2, high - HHMA-FTC-3).It is discovered that junior schoolchildren from the first group (LHMA) had more consistent increase of the average speed of solving the test (proof-reading test) than from the third group (HHMA).The consistent increase of the average speed of solving the problems was combined with the increase of the average (group) number of mistakes.Mental performance, where, first of all, the volume of work performed was higher in children with a high level of HMA (FTC-3), and the indicator of attention (the ratio of the number of scanned characters to the number of errors) in children from the first group (LHMA-FTC-l).The speed of the proof-reading test, as well as the indicators of attention and mental performance in younger schoolchildren, both with the adaptive and compensatory dysfunction of hypo- (ACDi) and hypertensive orientation (ACD2, ACD3), were unidirectional and were reduced in comparison with the standard (constitutional) norm.Comparative evaluation of psychophysiological indicators of children with adaptive and compensatory dysfunction of hypo- and hypertonic orientation with the standard (constitutional) norm allows to single out individual typological criteria of donor diagnostic diagnostics of various forms of vegetative dystonia syndrome and to recommend directed preventive measures.
Key words: functional somatotype, attention Indicator, mental performance, adaptic and compensatory dysfunction.
REFERENCES
[1] Apchel V. Ya. Memory and attention-integrators of the psyche/ J. Apchel, V. N. Gypsy/ SPB.: LOGO. - 2004. - P. 120.
[2] Bezrukikh M.M., Machinskaya R.I., Farber D.A. Structurally functional organization of the developing brain and the formation of cognitive activity in the ontogeny of a child //Physiology of man . - 2009. -V.35. -№6. - P. 5-9.
[3] Bondarenko A.E. Physiology of sport: practical manual for third-year students of the specialty 1- 03 02 01 physical cul-
ture / A.E.Bondarenko, T.A.Vorochay, V.V.Soloshik; Ministry of Education. RB, Gomel State University of F. Skaryna. - "UO GSU of F.Skaryna". - 2010. - 86 p.
[4] Golovei L.A., Rybalko E.F. Practical work on aging psychology: Teaching aid .- SPB.: Speech. -2008. - P. 688.
[5] Children's vegetology / ed. R. R. Shilyaeva, E. V. Neudakhin. M./ Publishing house "Medpraktika" . - 2008. -P. 408.
[6] Doskin, V.A. Polyclinic pediatrics / V.A.Doskin, T.V.Kosenkova, T.G.Avdeeva and others -M .: GOU VUN-MTS MZ RF. - 2002. - P. 503.
[7] Ilyin E.P. Psychomotor organization of man / E.P. Ilyin/ -SPB.: -2003. - P. 384.
[8] Kolpakov V.V. The concept of typological variability of physiological individuality. Message I. Intrapopulation diversity of the habitual motor activity of a person and its typical assessment. / V.V. Kolpakov, T.V. Bespalova, A.V.Bragin and others // Physiology of man .- 2008.- V.34. -№4. - P. 121-132.
[9] Kolpakov V.V.System analysis of individual and typological features of the organism / V.V.Kolpakov, T.V.Bespal-ova, E.A.Tomilova and others //Human physiology. - 2011. - V. 37. - № 6. - P. 111-124.
[10] Kulikov V.P., Kiselev V.I. The need for motor activity. Fiziol-valale. rebitology / Novosibirsk: Science. Sib. Enterprise of the Russian Academy of Sciences. - 1998. - P. 150
[11] Pavlov I.P. Twenty years experience of objective study of higher nervous activity (behavior) of animals. - M .: Medgiz . - 1951. - P. 506.
[12] Sudakov K.V. Individual resistance to emotional stress. -M .: From Horizon. - 1998. - P.267.
[13] Sudakov K.V. Systemic mechanisms of dominant motivations // Selected works. - M .: Research Institute of Normal Physiology/ P.K. Anokhin// RAMS. - 2008. - P. 484.
[14] Tomilova E.A. The variability of the standard rate of cardiovascular parameters in children and the criteria for donor diagnosis of various forms of vegetative dystonia / E.A. Tomilova / Medical Science and Education of the Urals . -2016. -№ 4. - P. 111-117.
[15] Chekalova NG Method for assessing the level of functional reserves of the body of children and adolescents / N.G.Che-kalova, M.V.Shaposhnikova, L.V.Nazarova and others // Patent for invention RUS 2405421, 2010.