БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 57 572.08
М.В.Осин
Сургутский государственный педагогический университет,
г. Сургут E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ 12 ЛЕТ
ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА
Аннотация
В статье приводятся результаты сравнительного исследования динамики умственной и физической работоспособности детей 12 лет, проживающих в условиях Севера. Проанализированы данные тестирования в рамках методик «Простая зрительно-моторной реакция и «Теппинг-тест». Установлено, что большинство обследованных школьников характеризуются сниженным уровнем показателей ЦНС.
Ключевые слова:
умственная работоспособность, физическая работоспособность, теппинг-тест,
зрительно-моторная реакция.
Одной из актуальных задач здоровьесбережения обучающихся в современный период выступает повышение и поддержание оптимального уровня их работоспособности в течение учебного года, которое должно способствовать наиболее эффективному обучению.
В исследовании Литовченко О.Г. и Ишбулатовой М.С. отмечается, что функциональное состояние ЦНС обучающихся города Сургута находится преимущественно на уровне сниженной работоспособности [5 с. 648].
У обучающихся во время интенсивных занятий могут быть изменения в работе многих систем организма, что связывается с особенностями умственного напряжения (повышающегося в разные периоды обучения, в моменты экзаменов, аттестационных работ и пр.), возможными нарушениями режима сна и питания, плотным расписанием уроков, недостаточной двигательной активностью. На Крайнем Севере к данным негативным факторам добавляются еще и сложные природные, климатические условия (холод, ветра, высокая атмосферная влажность, магнитные бури, непродолжительность светового дня, нехватка витаминов и пр.) Указанные факторы обуславливают трудности для успешной образовательной деятельности детей и подростков, проживающих в условиях северных широт. [3 с.148; 4 с. 176-180].
В зимний период отмечается выраженное снижение двигательной активности обучающихся, уменьшение физиологической активности разных органов и систем, ухудшение состояния здоровья и рост заболеваемости (особенно грипп, ОРВИ и пр.). Это, в свою очередь, неизбежно приводит к проблемам, связанным с деятельностью головного мозга. В условиях гипокинезии понижаются общие защитные возможности организма, повышается утомляемость, хуже становится способность поддерживать хорошую умственную и физическую работоспособность [4 с.176-180]. В переходные возрастные периоды (в том числе на этапе начала обучения в среднем звене основной школы, в начале подросткового периода) эти проблемы могут еще более усугубиться в связи с адаптационными трудностями и физиологическими возрастными процессами.
Качественная организация физического воспитания в условиях образовательной организации во многом может способствовать тому, чтобы увеличению функциональных и адаптационных резервов организма, что позволяет нейтрализовать негативное воздействие средовых факторов. Немаловажную роль играет также соблюдение правильного режима дня, организация нормального сна и питания, закаливание организма. Важно также выстраивать учебный процесс с учетом климатических особенностей конкретного
региона, а также того влияния, которое они оказывают на умственное и физическое состояние подрастающего поколения. [1 с. 6-10; 2 с. 143-150; 3 с.148]. В целом перечисленные мероприятия должны способствовать повышение умственной работоспособности обучающихся.
Целью исследования стала оценка физической и умственной работоспособности детей 12 лет, проживающих в условиях Севера.
Методы исследования
В исследовании принимали участие 96 школьников в возрасте 12 лет: 49 мальчиков и 47 девочек. Все дети обучаются в 6 -х классах Муниципального общеобразовательного учреждения в городе Сургуте. Для проведения данного исследования было получено информированное согласие с родителей и законных представителей обучающихся. На момент проведения тестов все дети относились к I и II основной групп здоровья. Исследование проводилось в первой половине дня по стандартным методикам при помощи компьютерного комплекса для проведения психофизиологических и психологических тестов с регистрацией вегетативных и эмоциональных реакций НС-Психотест и Microsoft Excel.
При обработке ПЗМР использовался коэффициент точности Уиппла, который выявляет соотношение ошибок и правильных нажатий и вычисляется по формуле:А= (N-R) / (N+P ); где N — число измерений (предъявленных сигналов), R — количество правильных нажатий, Р — количество ошибок. Чем меньше данный показатель, тем выше степень точности выполнения заданий. Показатель точности свидетельствует о степени свойства устойчивости внимания, обусловленного в свою очередь силой и уравновешенностью нервных процессов.
Для диагностики силы нервных процессов использовалась экспресс-методика Теппинг-теста. Обработка результатов производится путем подсчета количества движений, осуществленных обследуемым в каждом из пятисекундных интервалов обследования. По полученным показателям строится кривая, характеризующая общую работоспособность обследуемого и силу нервных процессов.
Результаты и обсуждение
При характеристике свойств нервных процессов важное значение имеет функциональная подвижность, отражающая динамику корковых процессов, скорость переработки информации и эффективность интегративной деятельности мозга. Функциональная подвижность нервных процессов характеризует для конкретного индивида уровень выполнения работы, предусматривающий наряду с положительными реакциями экстренное переключение действий, быструю поочередную смену возбудительного и тормозного процессов. В ходе проведенного тестирования определялась динамика максимального темпа рук. Распределение обследованных школьников по типу нервной системы представлено в таблице 1.
Таблица 1
Распределение обучающихся 12 лет проживающих в условиях Севера по силе нервной системы
Тип градации
вогнутый выпуклый промежуточный нисходящий ровный
Мальчики (n=49) 6% (3) 8% (4) 22% (11) 57% (28) 6% (3)
Девочки (n=47) 2% (1) 2% (1) 13% (6) 81% (38) 2% (1)
Выявлено, что преобладающим типом в каждой группе является нисходящий (57% мальчиков и 81% девочек). Данный тип свидетельствует о слабой нервной системе школьников (в ходе теста взятый ими максимальный темп работы начал снижаться уже со второго временного отрезка в 5 сек., а затем так и оставался низким до окончания работы).
При этом выявлено, что к нисходящему типу динамики движений относятся почти все девочки выборки, что может говорить о том, что их нервная система еще более слабая чем у мальчиков. На втором месте по распространенности (22% мальчиков и 13% девочек) - промежуточный тип динамики движений, который находится между ровным и нисходящим. Максимальное число движений фиксируется в течение первых двух-трех пятисекундных интервалов, затем темп движений падает более чем на 10%. Такой тип кривой свидетельствует о то, что тип нервной системы соответствует границе между слабой и средней (средне-слабая нервная система).
Немногие мальчики и девочки обнаружили сильный тип нервной системы (выпуклый тип динамики движений) - 8% мальчиков и 2% девочек. Эти дети продемонстрировали возрастание темпа движений в первые 15 секунд тестирования более чем на 10%, затем темп, как правило, снижался до исходного («10%).
Вогнутый тип, характерный для средне-слабой нервной системы (6% и 2% соответственно, при котором снижение темпа чередуется с небольшим возрастанием) или ровный тип, характерный для нервной системы средней силы (6% и 2% соответственно, при котором темп примерно равный на протяжении всей работы). Таким образом, установлено, что преобладающий тип нервной системы-слабый, что способствует быстрому расходованию энергетических резервов у исследуемых [5 с. 648].
К важным критериям функционирования нервной системы могут быть отнесены также показатели сенсомоторных реакций разной степени сложности. В данном случае временные интервалы зрительно-моторных проб выступают простым, доступным и надежным показателем психофизиологии, отражающим динамику нервных процессов, их скорость, переключаемость, скоординированность зрительно-моторной системы, общие данные работоспособности и активности нервной системы. Нервная система человека может быть подвижной, если процессы легко сменяют друг друга; человеку с подвижной нервной системой легко переключаться с одного вида деятельности на другой. Так же как нервная система может быть инертной, если смена одного процесса другим происходит с относительно большими временными затратами. Исследование простой зрительно-моторной реакции позволило выделить особенности времени реакции и разделить испытуемых школьников условно на 3 группы (см. таблица 2).
Таблица 2
Особенности времени реакции различения мальчиков и девочек 12 лет проживающих в условиях Севера
Выборка Тип времени реакции
инертный подвижный промежуточный
Мальчики (п=49) 27% (13) 22% (11) 51% (25)
Девочки (п=47) 34% (16) 6% (3) 60% (28)
Полученные результаты позволяют сделать вывод о свойствах и текущем функциональном состоянии центральной нервной системы, что в свою очередь указывает на работоспособность обследуемого. Хорошая работоспособность наблюдалась у 22% мальчиков и 6% девочек, о чем свидетельствует подвижный тип времени реакции. Плохую работоспособность показали 27% мальчиков и 34% девочек. Остальные обследуемые продемонстрировали промежуточный тип времени реакции 51% и 60%. Согласно коэффициенту точности Уиппла выделено 5 подгрупп школьников (см. таблица 3).
Таблица 3
Распределение школьников 12 лет проживающих в условиях Севера по коэффициенту точности Уиппла
Выборка Показатель коэффициента точности Уиппла
очень низкий низкий средний высокий очень высокий
Мальчики (п=49) 22% (11) 27% (13) 33% (16) 10% (5) 8% (4)
Девочки (п=47) 13% (6) 23% (11) 34% (16) 19% (9) 11% (5)
Из всех обследованных обучающихся у 49% мальчиков и 36% девочек время реакции на раздражитель было ниже среднего, у 18% мальчиков и 30 % девочек -выше среднего, у 33% мальчиков и 34% девочек -среднее значение. Таким образом, у обучающихся, которые имеют оценку ниже среднего, самая высокая скорость реакции на раздражитель.
Результаты оценки простой зрительно-моторной реакции отражены в таблице 4.
Таблица 4
Показатели ПЗМР мальчиков и девочек 12 лет проживающих в условиях Севера
Выборка Среднее значение времени реакции (мс) Число пропусков (количество раз) Количество преждевременных реакций (количество раз) Число ложных реакций (количество раз) Общее число ошибок (количество раз)
Мальчики (п=49) 330,77+9,98 1+0,18 1,41+0,47 5,24+0,56 7,65+0,90
Девочки (п=47) 342,78+8,85 * 0,83+0,15 * 1,26+0,57 * 3,83+0,53 5,91+0,91
*Различия между мальчиками и девочками статистически значимы при р> 0.05
Несмотря на то, что у девочек была отмечена небольшая тенденция к слабости нервных процессов, показатели зрительно-моторной реакции (время реакции, число пропусков, преждевременных реакций, ложных реакций, количество ошибок) у них несколько лучше, чем у мальчиков.
Анализ представленных результатов выявляет наличие определенных особенностей динамики умственной и физической работоспособности детей, проживающих в условиях севера в зависимости от их пола. Результаты проведенного исследования в целом согласуются с литературными данными [1; 2].
Результаты исследования свидетельствуют о том, что функциональное состояние ЦНС обучающихся города Сургута находится преимущественно на уровне сниженной работоспособности. Список использованной литературы:
1. Дорджиева Д.Б., Бадмаева И.А., Карлова С.В. Возрастные различия времени зрительно-моторной реакции у школьников // Наука вчера, сегодня, завтра: сб.ст. по матер. ХЦУШ междунар.науч.-практ.конф. № 7 (41). - Новосибирск: СиБАК, 2017. - С.6-10.
2. Новикова Е.И. Влияние возраста и пола на латерализацию сенсомоторных функций у учащихся // Физиология человека. - 2013. - Т.13, № 1. - С.143-150.
3. Поляшова, Н.В. Психологические основы здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе / И.А. Новикова, И.Г. Маракушина, Н.В. Поляшова. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2016 . - 148 с.
4. Цесарская Е.Н. Динамика физической и умственной работоспособности студентов Кольского С евера // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6(76). - С. 176-180.
5. Литовченко О.Г., Ишбулатова М.С. Хронофизиологические характеристики детей младшего школьного возраста - уроженцев среднего приобья // Гигиена и санитария. - Сургут: Сургутский государственный университет 2016. - 648 с.
© Осин М.В., 2018г.