Оригинальная статья
М.Н. Кузнецова
Научный центр здоровья детей РАМН, Москва
Определение показателей роста и развития детей
Контактная информация:
Кузнецова Маргарита Николаевна, доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник отделения ЛФК и СМ НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения Научного центра здоровья детей РАМН Адрес: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 2/62, тел. (495) 967-14-20 Статья поступила: 10.11.2008 г., принята к печати 14.01.2009 г.
Представлены результаты изучения состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении образовательного типа.
У 80% детей установлена 2-я группа здоровья и лишь у 19% — 1-я; масса тела в пределах средних возрастных значений была у 79%, длина тела — у 73% обследованных. Детей с избытком массы тела и длиной тела выше средних возрастных значений оказалось больше, чем с недостатком. Продольный свод стопы был сформирован правильно у 57% дошкольников. Двигательная подготовленность детей и уровень физического здоровья в 90% случаев были средними и более высокими.
Оздоровительно-воспитательные мероприятия, проводимые в детских образовательных учреждениях, способствуют оздоровлению и совершенствованию двигательных навыков и умений у дошкольников.
Ключевые слова: дети, рост и развитие, физическое здоровье.
Рост и развитие ребенка неразрывно связаны между собой, поэтому часто употребляются как тождественные понятия. С позиций биологии и генетики, рост — это наследственно запрограммированный процесс увеличения массы тела, линейных и объемных размеров организма в случае оптимального поступления ингредиентов питания при благоприятных условиях окружающей среды. Развитие — это качественные преобразования в многоклеточном организме, которые протекают за счет увеличения разнообразия клеточных структур и приводят к количественным и качественным изменениям функций организма. Взаимосвязь роста и развития проявляется в том, что определенные стадии развития могут насту-
пить лишь при количественном увеличении биомассы организма за счет увеличения геометрических размеров и массы отдельных клеток или увеличения числа клеток благодаря их делению. Рост и развитие детей, состояние их физического и нервно-психического здоровья имеют огромное социальное и медицинское значение. П.К. Анохин [1] определил рост с точки зрения системогенеза как развитие функциональных систем. Совокупность множества морфологических и функциональных признаков во взаимосвязи представляет собой целостный процесс развития организма.
На темпы роста и развития ребенка оказывают влияние генетические, биологические, бытовые, алиментарные,
M.N. Kuznetsova
Scientific Center of Children's Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow
Measuring parameters of children's growth and development
The article presents the examination findings of health status, physical development and motional preparedness of children attending preschool educational institutions.
80% of the observed children refer to the 2nd health grade and only 19% refer to the 1st health grade. 79% of the observed children had the body weight within the middle values for their respective age; 73% of the observed children had the body length within the middle values for their respective age. Children with excessive body weight and body length over the average values dominate. 57% of pre-school children had the correctly formed longitudinal foot arch. In 90% of the cases, the motional preparedness and physical health status were middle or above middle.
Health-improving and educational measures conducted in educational institutions promote a better health status and motional skills of pre-school children.
Key words: children, growth and development, physical health status.
Оригинальная статья
социально-экономические факторы, хронические заболевания и др. Общебиологический смысл роста состоит в достижении такого уровня физического развития, который обеспечивает жизнеспособность и выполнение социальных функций, т.е. репродукцию человека. Степень жизнеспособности человека в наибольшей мере определяется развитием общей выносливости. Высокий уровень этого качества обусловливается устойчивостью нервных процессов и защитных сил организма, хорошим резервом сердечно-сосудистой и дыхательной систем, психологической устойчивостью к влиянию разнообразных раздражителей. Степень жизнеспособности достигается детским растущим организмом значительно позже, чем максимальный уровень быстроты, ловкости, гибкости. В процессе роста четко прослеживаются периоды вытяжения (линейный рост) и округления (объемный рост всего тела и отдельных его частей). На 2-м году жизни ребенка отмечается наибольшее увеличение длины тела — около 12 см; после 2 лет средний годовой прирост длины тела составляет 4-5 см в год. Эти периоды часто не совпадают во времени. У многих детей существуют регулярные сезонные вариации скорости роста (например, он возрастает весной и замедляется осенью). У большей части детей длина тела при рождении удваивается к 4 годам и утраивается — к 13 годам.
Показатели физического развития оценивают по центиль-ным шкалам, где идеальной нормой служит диапазон признака, свойственный 50% здоровых детей определенной возрастной группы и пола, а нормальные показатели лежат в диапазоне 25-75 центилей. Выше и ниже этих пределов находятся пограничные зоны количественных характеристик роста, указывающие на возможность серьезных отклонений. Показатели, лежащие за пределами 95-й и 3-й перцентилей, отражают явную патологию. Неравномерность, асинхронность процессов роста и нервно-психического развития ребенка обусловливают необходимость разработки возрастной периодизации. Основы такой периодизации впервые были заложены трудами отечественного педиатра Н.П. Гундобина в начале ХХ века. Впоследствии она дорабатывалась и дополнялась [1, 2]. Институт возрастной физиологии РАМН в соответствии с рекомендациями ВОЗ предложил более упрощенный вариант периодизации. Условно выделяют с рождения периоды детства, отражающие этапы роста и развития: период новорожденности — 29 дней; грудной возраст — с 1 мес до 1 года; раннее детство — 1-3 года;
1-е детство — 4-7 лет. Школьный период включает 2-е детство — 8-12 лет для мальчиков и 8-11 лет — для девочек, подростковый возраст: 13-16 лет — для мальчиков и 12-15 лет — для девочек. Юношеский возраст определен с 17 лет для юношей и с 16 лет для девушек.
ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ
Обследованы 1874 ребенка, посещающих дошкольные образовательные учреждения Москвы. Из них у 570 дошкольников оценено состояние по группам здоровья и физическое развитие по данным антропометрии [3]. Уровень двигательной активности по числу локомоций определен у 270 детей 2-го и 3-го года жизни за 1 ч периода бодрствования в 1-й половине дня с помощью шагомера отечественного производства, фиксируемого на поясе. Диагностика нервно-психического здоровья этих детей проведена по линиям развития, соответствующим возрастному периоду [4]. Метод диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста опирается на объективное изучение закономерностей хода развития ребенка и выделяет наиболее значимые и информативные показатели.
Выделение этапов психического развития детей обусловлено внутренними закономерностями и составляет основу возрастной периодизации. Показатели нервно-психического развития позволяют установить формирование умений и навыков ребенка в процессе его роста, обучения и воспитания. В декретированные сроки (ежеквартально на
2-м году и 1 раз в полугодие на 3-м году жизни) оценивали: речь активную и понимаемую; сенсорное развитие (понятие о форме, величине, цвете), игру и действие с предметами; общие движения, навыки, поведение [4]. Продольный свод стопы оценивали по плантограммам у 93 детей 2-го и 3-го года жизни и у 470 дошкольников в возрасте 4-7 лет.
Двигательная подготовленность (степень моторного развития) оценена у 582 детей 4-7-летнего возраста по двигательным тестам (бег на дистанцию от 30 до 150 м — в зависимости от возраста, челночный бег, дальность броска надувного мяча весом 1 кг из-за головы, стоя, наклон вперед сидя и стоя на скамейке, вис на перекладине, подъем прямых ног под углом 45° в положении лежа на спине, не задерживая дыхания, подъем туловища в сед за 30 с) [3].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
При распределении по группам здоровья 19% детей были отнесены к 1-й группе, 80% — ко 2-й и 1% — к 3-й группе. Анализ антропометрических данных показал, что масса тела в пределах средних возрастных значений была у 79% дошкольников, у 10% отмечен ее дефицит и у 11% детей — избыток. Длина тела у 73% детей была в пределах средних значений, у 9% — ниже нормы и у 18% дошкольников — выше средних возрастных показателей. Отклонения от средних значений массы тела больше выражены у 4- и 6-летних детей, в длине тела — у 5- и 6-летних. Асинхронность процессов роста по показателям нервнопсихического развития и уровня двигательной активности выявлена нами при обследовании в декретированные сроки у 71% детей 2-го и 3-го года жизни. Установлена неравномерность возрастного повышения уровня двигательной активности. Несмотря на то, что в ближайших возрастных группах (поквартально) различие средних величин недостоверно, очевидное увеличение количества движений с возрастом доказывается при расчете коэффициентов онтогенетической кривой. Возрастная кривая количества локомоций совпадает с динамикой потребления кислорода, обмена энергии [5]. Повышение двигательной активности ребенка отмечено при замедлении нервно-психического развития (НПР), а в следующем квартале происходил скачок в нервно-психическом развитии при пониженном или прежнем числе движений. При определении уровня двигательной активности по числу локомоций у детей раннего возраста установлено, что число шагов за день связано не только с физическим развитием детей, но также с сезоном года и продольным сводом стопы. Весной дети достоверно (р < 0,01) активнее, чем осенью, и число локомоций нарастает от осени к весне. При этом уровень двигательной активности детей в раннем возрасте повышается не только в связи с сезоном года, но и вследствие формирования у ребенка новых двигательных умений. Число локомоций у мальчиков и девочек 2-го и 3-го года жизни одинаковое. Интересно, что в зимний период девочки 3-го года жизни достоверно активнее своих сверстников-мальчиков в среднем более чем на 4 тыс. локомоций в час (р < 0,05). Весной и осенью двигательная активность у мальчиков выше, чем у девочек, но без статистически значимых различий. У детей с более высоким уровнем двигательной активности оказа-
лось лучше развита и НПР. Вероятно, можно говорить о двусторонней зависимости: более высокий уровень двигательной активности способствует лучшему физическому развитию и НПР, а хорошее физическое развитие стимулирует двигательную активность. Отсюда следует, что подсчет числа локомоций у детей, воспитывающихся в детском коллективе, может явиться критерием для оценки режима их жизни и быть перспективным методом изучения развития и общего состояния детей.
При оценке отпечатков стоп выявлено, что связочный аппарат продольного свода стоп у 57% детей сформирован правильно; у 20% дошкольников отмечено уплощение продольного свода стоп 1-11 степени; у 17% — III степени; у 6% обследованных своды стоп разные (степень уплощения больше выражена на правой стопе, что чаще указывает на ее опорную значимость). При анализе отпечатков стопы дифференцированно (с учетом возраста) выявлено, что связочный аппарат держит продольный свод стопы нормально у 33% детей 2-го и 3-го года жизни, у половины дошкольников в возрасте 4-5 лет и у 75% — 6-7-летних. Оказалось, что число локомоций у детей находится в прямой зависимости от состояния связочно-мышечного аппарата стоп. Дети с уплощенным сводом стопы менее выносливы и подвижны. Различия в уровне двигательной активности детей с правильно сформированным продольным сводом стопы и плоской стопой высокодостоверны как у детей 2-го, так и 3-го года жизни (р < 0,001).
Оценка тестов по определению физической двигательной подготовленности показала, что скоростно-силовые качества и ловкость у 42% дошкольников высокие, у 48% — средние, у 10% — низкие; гибкость была у 53% высокой, у 40% — средней и у 7% — низкой. Оздоровительно-профилактическая работа в образовательных учреждениях проводилась комплексно. С целью укрепления всего связочно-мышечного аппарата детей, улучшения их здоровья и формирования здорового образа жизни в режимные моменты вводили упражнения для общего развития и корригирующие гимнастические. В оздоровительный комплекс по показаниям включали массаж стоп, спины и живота. Для развития координации движений, повышения уровня двигательной активности и предупреждения плоскостопия у детей раннего возраста использовали оригинальные «игровые дорожки» [7]. В часы проведения зарядки дорожку обозначали в группе (спальне, игровой, раздевалке) импровизированными спортивными снарядами и инвентарем (лоток с галькой и водой, махровый коврик, ребристая доска, скамейки, лесенка и коврики — резиновые, шерстяные и др.). Этот инвентарь располагали так, чтобы все дети могли зани-
маться одновременно, переходя от одного снаряда к другому, включая в работу все группы мышц. Подобные упражнения являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию. Корригирующие упражнения способствуют выработке правильных жизненно необходимых и прикладных двигательных умений и в конечном итоге — повышению уровня общей двигательной активности и укреплению здоровья.
С целью повышения уровня здоровья детей круглогодично проводили общие оздоровительные мероприятия. Закаливание дошкольников в бассейне контрастным водным методом назначали 2 раза в неделю. Зарядку после дневного сна организовывали ежедневно в течение 12-15 мин в групповом помещении по системе «тепло-холод-тепло» — контрастным воздушным методом [6, 7]. Кроме того, в период адаптации детей к образовательному учреждению и сезонного повышения острой респираторной заболеваемости в городе вводили препараты, повышающие обмен веществ. В эту группу лекарственных препаратов входили витамины В, А, С, липоевая кислота, пантотенат кальция, глицин, лимон-тар, настой шиповника, кислородный коктейль и др. Физическое воспитание детей проводили в объеме программы с обеспечением индивидуального подхода, широким использованием спортивных игр, общих сезонных и народных праздников, походами в ближайшую парковую зону, проведением спартакиад.
Все эти мероприятия хорошо вписывались в общий комплекс оздоровления и положительно влияли на рост и развитие, физическое и нервно-психическое здоровье дошкольников. В течение 1 года число острых респираторных заболеваний у детей в разных возрастных группах снижалось в среднем в 2-3 раза.
Выводы
• 80% дошкольников, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, относятся к 2-й группе здоровья.
• Физическое развитие соответствует возрастным нормам у 75% детей.
• Продольный свод стопы сформирован нормально в среднем у 57% дошкольников.
• Показатели двигательной подготовленности у 90% детей соответствуют возрасту.
• 90% дошкольников имеют уровень физического здоровья и общей выносливости средний и выше среднего.
• Комплексные оздоровительные мероприятия, проводимые в дошкольных учреждениях, способствуют оздоровлению детей и снижению числа случаев острых респираторных заболеваний в среднем в 2,5 раза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анохин П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса / Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. — 1948. — Т. 26. — С. 81.
2. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. — М.: Наука, 1982. — С. 269.
3. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. Методическое пособие / Под ред. Г.Н. Сердюковской. — М., 1995. — С. 121.
4. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. — М., 2002. — С. 170.
5. Нарциссов РП. Прогноз роста и развития здорового ребенка // Советская педиатрия (ежегодные публикации об исследованиях советских авторов) / Под ред. М.Я. Студеникина. — М.: Медицина, 1989. — Вып. 7. — С. 75-89.
6. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н., Лукоянов Ю.Е. Закаливание детей дошкольного возраста // Советская педиатрия (ежегодные публикации об исследованиях советских авторов) / Под ред. М.Я. Студеникина. — М.: Медицина, 1989. — Вып. 7. — С. 168-175.
7. Кузнецова М.Н., Нарциссов РП., Петричук С.В. и др. Роль физических методов в укреплении здоровья дошкольников / В кн. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы) / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щепляги-ной. — М., 2000. — С. 558-575.
ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ/ 2009/ ТОМ 6/ № 1