Научная статья на тему 'Суть и содержание этнографической культуры как педагогической и социокультурной проблемы'

Суть и содержание этнографической культуры как педагогической и социокультурной проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА / ПЕДАГОГ ГИМНАЗИИ / ETHNOGRAPHIC CULTURE / ETHNIC CULTURE / CULTURE OF THE CHECHEN PEOPLE / TEACHER OF THE GYMNASIUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муциева Зура Саидовна

В статье изучена суть и содержание этнографической культуры как педагогической и социокультурной проблемы. Сделан вывод о том, что современная Чеченская республика это развилка, место пересечения многих цивилизаций, где за всю долгую историю посетило больше народов, чем где бы то ни было на территории Российской Федерации, и дальнейшее развитие межэтнической дружбы и единения между народами, делают необходимым поднимать и развивать этнографию республики, этнографическое образование, этнографическую грамотность населения, способствующие пониманию того, кто тебя окружает, какова культура твоего соседа, чем этот сосед может быть интересным для тебя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND CONTENT OF ETHNOGRAPHIC CULTURE AS A PEDAGOGICAL AND SOCIO-CULTURAL PROBLEM

The essence and content of ethnographic culture as a pedagogical and sociocultural problem is studied in the article. It is concluded that the modern Chechen Republic is a fork, the intersection of many civilizations, where more people visited the whole long history than anywhere else on the territory of the Russian Federation, and the further development of interethnic friendship and unity among nations makes it necessary to raise and develop ethnography of the republic, ethnographic education, ethnographic literacy of the population, promoting understanding of who surrounds you, what is the culture of your neighbor, than this neighbor may be interesting For you.

Текст научной работы на тему «Суть и содержание этнографической культуры как педагогической и социокультурной проблемы»

Педагогика

УДК 378

директор Муциева Зура Саидовна

ГБОУ «Гимназия №12» (г. Грозный)

СУТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. В статье изучена суть и содержание этнографической культуры как педагогической и социокультурной проблемы. Сделан вывод о том, что современная Чеченская республика - это развилка, место пересечения многих цивилизаций, где за всю долгую историю посетило больше народов, чем где бы то ни было на территории Российской Федерации, и дальнейшее развитие межэтнической дружбы и единения между народами, делают необходимым поднимать и развивать этнографию республики, этнографическое образование, этнографическую грамотность населения, способствующие пониманию того, кто тебя окружает, какова культура твоего соседа, чем этот сосед может быть интересным для тебя.

Ключевые слова: этнографическая культура, этническая культура, культура чеченского народа, педагог гимназии.

Annotation. The essence and content of ethnographic culture as a pedagogical and sociocultural problem is studied in the article. It is concluded that the modern Chechen Republic is a fork, the intersection of many civilizations, where more people visited the whole long history than anywhere else on the territory of the Russian Federation, and the further development of interethnic friendship and unity among nations makes it necessary to raise and develop ethnography of the republic, ethnographic education, ethnographic literacy of the population, promoting understanding of who surrounds you, what is the culture of your neighbor, than this neighbor may be interesting For you.

Keywords: ethnographic culture, ethnic culture, culture of the Chechen people, teacher of the gymnasium.

Введение. Изучение вопросов этнографии, этнографической грамотности всегда было и остается актуальным, поскольку позволяет вывести на более высокий уровень саму систему этнографического образования в Российской Федерации, способную разрешить и улучшить качество межнационального взаимодействия народов.

Изложение основного материала статьи. Чеченская республика многонациональна и многоконфессиональная, где издревле проживают чеченцы, как самая многочисленная нация, а также ингуши, русские, кумыки, лезгины, ногайцы, армяне, евреи, терские казаки и т.д. То есть, Северный Кавказ представляет собой разноцветную мозаику народов, традиций, языков, культур, обрядов, религиозных и светских ритуалов. Факт многонациональности и многоконфессиональности республики Чечни, дальнейшее развитие межэтнической дружбы и единения между народами, делают необходимым поднимать и развивать этнографию республики, этнографическое образование, этнографическую грамотность населения, способствующие пониманию того, кто тебя окружает, какова культура твоего соседа, чем этот сосед может быть интересным для тебя. Обсуждение проблем этнографической грамотности поднимут в целом на новый уровень этнографическое образование жителей республики. В рамках этнографического образования предполагается то, что будут активно развиваться профессиональные знания, отвечающие за этнографическую терминологию, различные теории, концепции, но в повседневной жизни людей очень важна сформированная этнокультурная грамотность, обусловленная опытом личности, ее навыками, ежедневной практикой межнационального взаимодействия и общения. Сами жители республики хорошо ориентируются в многоэтническом, поликультурном пространстве республики, отличая на бытовом уровне чеченский или дагестанский лаваш, таджикские лепешки или осетинские пироги, молочные продукты, изготовленные по рецептам кабардинцев или грузин. Нужно также отметить, что в Чечне в центре терского казачества давно существует музей костюма, центр татарского языка или музей аварской керамики и т.д.

Таким образом, существующее многообразие поликультурной жизни формирует этнокультурную грамотность населения республики, но, чаще всего, это происходит стихийно, не последовательно, на уровне дилетантского интереса. В нашем же случает, речь должна идти о специально организованном этнографическом образовании, в который вовлечена не только школьники, но и их родители, педагоги, директора школ, лицеев и гимназий, студенческая молодежь, представляющая собой будущее республики, кому жить в сложившемся полиэтническом социуме и строить крепость межнациональных отношений, исключающую нетерпимость и равнодушие к своему соседу, который принадлежит к другой культуре и говорит на другом языке.

C целью определить суть и содержание термина «этнографическая культура», «этнографическая грамотность», обратимся к термину «грамотность», который с греческого языка (grammata) означает «владение навыками устной и письменной речи, что является одним из важнейших показателей культурного уровня населения» [5, с. 88]. Кто же такой грамотный человек? Словарь С.И. Ожегова данное понятие объясняет следующим образом: «грамотный человек - это человек, обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-нибудь области» [2, с. 143]. Если попытаться перевести термин «грамотность» в «этнографическую грамотность», то получим, что этнографическая грамотность личности представляет собой обладание необходимыми этнографическими знаниями и сведениями из разных культур, языков и традиций, что является важнейшим показателем культурного уровня личности. То есть, этнографическая грамотность личности педагога гимназии отвечает за изучение и знание им многочисленных народов-этносов, населяющих Чеченскую республику и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение и культурно-бытовые особенности.

Вопросы этнографической культуры, этнографической грамотности Чеченской республики активно перекликаются с вопросами, которые поднимают сибирские ученые-этнографы. К примеру, Ирина Вячеславовна Октябрьская, доктор исторических наук, отмечает, что «в социальных отношениях есть такой парадокс: если они гармоничны, стабильны, то этнические различия между людьми, которые тебя окружают, становятся не столь актуальными. Потому что есть общее социокультурное пространство, общие интересы, и они оказываются гораздо важнее. Если же ситуация напряженная, нередко случается, что именно этнический фактор начинает использоваться для эскалации конфликта», - говорит исследовательница. Причем нередко в

этом бывает виновато банальное незнание, непонимание иной культуры» [3, с. 17].

В каждом субъекте Российской Федерации до сих пор сохраняется собственная национальная специфика, язык, обычаи и традиции. В Чеченской республике национальная специфика чаще всего отражена в синтезе многих культурных традиций, языков и обычаев, что требует изучения всех живущих на данной территории культур, языков, традиций.

Этническое самосознание, мышление молодых людей, как известно, отличается, максимализмом, нетерпеливостью, крайностью и бескомпромиссностью во взглядах и требованиях к окружающим, а также завышенным уровнем претензий, предъявляемых ко всему. Поэтому, отправляясь учиться в российский вуз, он полностью окунается в иную культуру, иное бытовое поведение, забывая родной язык, забывая часто об элементарных народных традициях своей семьи, проявляя неуважение к старшим, нетерпеливость, агрессивность, неумение принимать полутона и терпимость. Поэтому этническая культура педагога предполагает степень выраженности в нем «своего», национального, народного в поведении и деятельности, как знак этнической самоидентификации, его направленность на уважение к своему народу и своим соседям, а также уровень этнической толерантности, которая формируется при взаимодействии с представителями других этнических групп и при решении особых ситуаций в поликультурной среде. Этническое самосознание, как часть этнографической культуры, формируется в ходе межэтнических ситуаций, в определенных межнациональных конфликтах, когда дают о себе знать те или иные этнические стереотипы этнической культуры, приобретающие личностный смысл, где во весь рост проявляется наличие или отсутствие этнической толерантности молодого человека. В психологии под толерантностью понимается «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор» [1, с. 401]. Этническая толерантность личности может проявляться в ситуации межнационального взаимодействия, в ходе которой он проявляет выдержку, самообладание, способность длительно выносить неблагоприятные воздействия извне и провокации. Социологи термин «толерантность» объясняют от латинского «йз1егапйа», предполагая «терпимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо, в обществе - терпимое отношение индивида, социальной группы или обществе в целом к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей». [4, с. 660]. Этническая толерантность - составная часть общей толерантности личности и ее этнической грамотности, этнического или, еще говорят, этнического воспитания.

Этнография и этнографическое образование чеченцев уходит своими корнями в далекую глубину веков. Этнографические знания о нахских или, их еще называют, чечено-ингушских и бацбийских племенах ученые исследуют с давних времен. Сегодня в рамках этнографии, этнологии, отдельных дисциплин «Общенациональная культура Чечни» молодежь узнает о древнейшем быте чеченцев, об особенностях того, что на современной территории Чечни существуют национальные (собственные) названия флоры и фауны, топонимики и гидронимики, а также ряд этногеографических понятий, которые были отражены в разнообразных языках вайнахов. Чеченцам хорошо известна специфика фольклорной поэтики вайнахов, которая раскрывается в многочисленных материалах и документах, где отражено появление предков чеченцев на Северном Кавказе из Передней Азии, а именно из Сирии.

Говоря о том, что в условиях политических и духовных преобразований, происходящих в последние годы во всех сферах Чеченской Республики, в государственной системе образования наметились тенденции возрождения народных традиционных форм воспитания, нужно не забывать и о том, кто живет рядом, чем они озабочены, чем можно помочь и разрешить трудности, как лучше их узнать и т.д. По этой причине, одна из важных составляющих этнографической грамотности являются глубокие знания о собственном окружающем мире, о тех людях, которые говорят на другом языке, имеют иные семейные и бытовые привычки и традиции, другую культуру, кулинарные предпочтения, национальные костюмы и т.д.

Опросив педагогов гимназии о том, Кого они знают, живущих и обучающихся в гимназииучащихся, кроме детей чеченской национальности? Большинство педагогов гимназии назвало, к сожалению, только 2-3 национальности (татары, турки, аварцы), хотя известно, что на территории Чечни проживает гораздо больше национальностей, кроме чеченцев. Второй вопрос касался того, насколько хорошо знают педагоги культуру, особенности, традиции народа, который проживает по-соседству с чеченцами и среди них. Опять же, большинство педагогов не смогли рассказать о том, чем отличаются турки-месхетинцы от чеченцев. Все это говорит о слабой осведомленности молодых педагогов о тех, кто проживает рядом, а значит это всегда может служить недопониманием между народами и межэтнической напряжённостью. Вместе с тем, сегодня в разных районах Чечни компактно проживают представители пяти основных национальностей - это кумыки, ногайцы, аварцы, турки-месхетинцы и татары, утвердившие свои национально-культурные центры или местные национально-культурные автономии. Наравне с этим, в Чечне проживают ингуши, русские, армяне, евреи, терские казаки. Уровень этнографической грамотности у молодых педагогов должен быть сформирован в рамках усвоения целого ряда этнографических знаний, которые будут свидетельствовать не только о том, сколько народов, кроме чеченского народа, проживают в Чечне, но и что представляют из себя эти народы, чем они живут, в чем особенность их культуры, традиций и обычаев. Именно эти знания и призваны передать учащимся молодые педагоги, у которых будет развита этнографическая грамотность.

Как фактор, способствующий эффективному формированию у чеченской молодежи этнографической культуры, стал первый документ, подписанный президентом республики Рамзаном Кадыровым - это «Концепция государственной национальной политики», в котором подтверждена необходимость создания достойных условий и для экономического, и для культурного развития народов всех национальностей, заселяющих Чечню издревле. К примеру, в Шелковском районе проживают представители более тридцати национальностей, а в селении Сары-Су, в станицах Червленная, Воскресеновская дано заселены более 4 тысяч ногайцев, занимающихся строительством и сельским хозяйством. Известно, что село Сары-Су было образовано после революции, а в конце 30-х годов началось переселение ногайцев, населяющих малые поселения в общее сообщество. Ногайцы всегда активно чтили и поддерживают свою культуру, национальную кухню, обычаи, традиции. Вместе с тем, здесь же отмечены и смешанные браки нагайцев с чеченцами, кумыками, поддерживающие свои традиции, обычаи, но при этом здесь нередки и смешанные браки с чеченцами. Ногайцы очень тепло говорят о том, что нагайцы, выросшие в Чечне, всегда будут считали и считают Чечню своим родным домом. Другая многочисленная нация, проживающая в Чечне, это татары, проживающие в станице Гребенская у реки Терек. Станица имеет большую мусульманскую школу, которая приобщение детей к исламу, исламской культуре. Наряду с татарским языком, многие татары хорошо говорят на чеченском языке, но ревностно чтят татарскую культуру, в особенности это касается

национальной кухни, национального костюма и праздников. Есть одна особенность в воспитании и образовании детей, характерная для Северного Кавказа - это желание семей отдавать своих детей на обучение к педагогам русской национальности. Известно, к примеру, что в Дагестане поставлен памятник русской учительнице - это образ молодой русской женщины, приехавшей сразу после окончания вуза в далекий Дагестан, Чечню, Кабардино-Балкарию и т.д. «Русская учительница», как собирательный образ, пришла к незнакомому народу, чтобы передать свои знания другому народу, научить его русскому языку, русской культуре, обычаям, традициям. Дагестанцы, поставив памятник русской учительнице, хотели подчеркнуть, как они высоко ценят помощь, которая была оказана многонациональной и, часто, разрозненной республике Дагестан, имеющей многоязычие и враждующих между собой. Именно русский язык позволил всем национальностям и народностям объединиться в единый дагестанский народ, в единую многонациональную республику. Что касается значения русского языка для чеченцев, можно отметить заявление главы Чечни Рамзана Кадырова, отметивший то, что в республике не хватает учителей русского языка и русскоговорящих педагогов. Известно, что для многих детей, живущих в горных районах Чечни, русский язык - не родной, поэтому русских учителей зовут со всей России, которым обещают особые жилищные условия. В одном интервью Рамзан Кадыров рассказал, что в Чечню уже приехали русские учителя, для которых, действительно созданы специальные условия. Еще один населенный район Чечни, где компактно проживает более 4-х тысяч аварцев - это высокогорное поселение Кинхи Шаройского района, станица Бороздиновская, основной вид деятельности - животноводство. Аварцы тесно общаются с другими национальностями Чечни, нередки межнациональные браки. Еще один родственный народ, проживающий на территории Чечни - это кумыки, компактно проживающих в селениях - Дарбанхи, Виноградное, Брагуны, составляя более 5 тысяч жителей. Свою национальную культуру кумыки бережно хранят, воспринимая ее старейшин.

Старейшины отмечают, что предки, наравне с чеченским языком, свободно владели рядом других языков. Сегодня же уровень владения даже чеченским языком значительно снижен, уходит память о чеченском происхождении и межнациональных отношениях, единстве между народами, населяющими республику. Современные народы кавказских республик чаще всего самоидентифицируют себя по этнической принадлежности к той или иной нации. А в древности предки чеченского народа, общаясь с людьми из других поселений, могли легко переходить с одного языка на другой язык, поэтому их вхождение, "вливание" было таким же гармоничным в случае, если случались межнациональные браки. Об этом свидетельствует тот факт, что этнически разделенные народы Чечни, тем не менее имеют большое число похожих фамилий. К примеру, разделенные чеченцы и кумыки, имеют большое количество одинаковых фамилий. То же самое можно сказать и о чеченцах и ингушах, также имеющих одинаковые фамилии. У чеченцев много общих фамилий с аварцами. Фамилия "Галбацов" имеет начало с аварским словом «галбац», означающий - «лев» или кумыки и лезгины имеют много одинаковых фамилий (Бутаев), которая встречается и у других кавказских народов.

Изложенные этнографические знания по многонациональному составу Чеченской Республики в обязательном порядке должны знать и школьники и учащиеся, и студенты высших учебных заведений, и тем более, сами педагоги, обучающие учащихся. Этому может способствовать создание разнообразных элективных и факультативных курсов, викторин, научных конференций, практических семинаров и, конечно же, большим подспорьем развитию этнографической грамотности педагогов будет служить «Большой этнографический диктант», получивший старт в 2016 году в РФ. В поддержку этнографической грамотности чеченской молодежи выступают и чеченское Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации, которое на постоянной основе проводит Дни национальных культур этнических групп, проживающих на территории Чечни, никого при этом не забыв: это Дни национальной культуры кумыков, ногайцев, татар, турок-месхетинцев, аварцев и русских казаков. Чеченцам хорошо известны ежегодно организованные фестивали культуры и искусств, которые проходят по все республике осенью, принимают участие в фестивалях представители разных национальностей и культурных центров, собирающих более 100 тысяч участников, гостями которых всегда становятся представители власти и правительства Чечни, приезжие гости из других регионов России.

Выводы. Итак, современная Чеченская республика - это развилка, место пересечения многих цивилизаций, где за всю долгую историю посетило больше народов, чем где бы то ни было на территории Российской Федерации. Пересечение многих цивилизаций легко объясняется экономико-географическим положением республики, находясь на одном из главных коридоров миграций народов из Азии в Европу. Факт многонациональности и многоконфессиональности республики Чечни, дальнейшее развитие межэтнической дружбы и единения между народами, делают необходимым поднимать и развивать этнографию республики, этнографическое образование, этнографическую грамотность населения, способствующие пониманию того, кто тебя окружает, какова культура твоего соседа, чем этот сосед может быть интересным для тебя.

Литература:

1. Большой психологический словарь. - М.: Издательский дом АСТ, 2016. - 566 с.

2. Ожегов С.И., Щведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М: Азбуковник, 1999. - 944 с.

3. Октябрьская И.В. Фотоглубинка. Герои и образы сибирских территорий. - Новосибирск, ИАЭТ СО РАН. 2017. - 200 с.

4. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т.2 / Национально-общественный научный фонд / Рук.науч. проекта Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 2003. - 694 с.

5. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н.Ушакова. Т.1.: А - К. 4-е издание. - М.: Русские словари, 2014. - 433 с.

Педагогика

УДК:378.4

кандидат педагогических наук, доцент Мялкина Елена Васильевна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

УНИВЕРСИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОСОБОГО

ТИПА

Аннотация. В работе рассматриваются характеристики университета образования как социально-экономической системы особого типа, производится анализ деятельности университетов образования в мире, выделяются ключевые характеристики университета образования. На основании анализа проблем и перспектив развития отечественной системы образования делается вывод о необходимости развития университетов образования как особой формации, позволяющей концентрировать ресурсы региональной образовательной системы, центром социального развития региона и центром регионального образовательного кластера.

Ключевые слова: социально-экономическая система, университет образования, управление образованием, развитие образовательных систем, характеристика университета образования.

Annоtation. The paper considers the characteristics of the University of Education as a special socio-economic system, analyzes the activities of the universities of education in the world, identifies key characteristics of the University of Education. Based on the analysis of problems and prospects for the development of the national education system, it is concluded that the universities of education need to be developed as a special formation that allows to concentrate the resources of the regional educational system, the center of social development of the region and the center of the regional educational cluster.

Keywords: socio-economic system, university of education, management of education, development of educational systems, characteristics of the University of Education.

Введение. Современные системные изменения в сфере образования, масштабная перестройка общественных процессов, изменение финансовых потоков, развитие новых информационных и управленческих технологий оказывают серьезное влияние на развитие вузов как особых социально-экономических систем. Образовательные организации высшего образования испытывают на себе весь комплекс воздействий со стороны общества и рынка образовательных услуг и вынуждены задумываться не только о качестве образования и производимом социальном эффекте, но и гибко реагировать на экономические факторы внешней среды, оптимизировать собственную деятельность под реальные потребности рынка, широко использовать различные методы управления.

В настоящее время широко обсуждаются следующие перспективные направления развития образования:

1. глобализация образования и его локальная укоренненость: глобальные стандарты образования, глобальная конкуренция в сфере образования с одной стороны и проблемы сохранения ценностей национальных культур - с другой;

2. непрерывность образования - LLL, Lifelong Learning, образование в течение всей жизни как образ жизни, как условие успешности;

3. персонализация образовательного процесса: «student-centred learning» или «learner first» - личностно-ориентированное обучение;

4. необходимость единой образовательной среды - уход от формальных институтов и создание экосистемы - Learning eco systems, обусловленные становлением нового технологического уклада, формированием новых профессий и новой парадигмы занятости, особенностями взросления поколений информационного общества, вхождением в мировое образовательное пространство, утверждением и возрастанием принципа ответственности за будущее российского государства и общества требуют нового осмысления места и роли университетского сообщества [18].

Для Российской Федерации характерны и такие направления развития как развитие цифрового образования, преодоление противоречий между системой подготовки в вузе и реальными потребностями работодателей, повышение качества образования, диверсификация образовательных программ и направлений подготовки. Все это заставляет исследователей искать новые управленческие механизмы и формы, позволяющие повысить эффективность деятельности университета.

Изложение основного материала статьи. В этих условиях университет образования может стать значимым элементом системы высшего образования, стимулирующим ее развитие и отвечающим запросам внешней среды. На наш взгляд, только университет образования способен стать концентратором ресурсов региональной образовательной системы, центром социального развития региона, одновременно являющимся центром регионального образовательного кластера и ключевым элементом инновационной образовательной экосистемы.

Университет образования - это саморазвивающаяся система непрерывного многоуровневого образования, эффективно взаимодействующая с региональными и трансрегиональными сообществами; лидер в области дошкольного, школьного, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования в регионе; финансово устойчивая, конкурентоспособная система, открытая для инноваций в сфере образования; научно-исследовательская и экспериментальная площадка для реализации пилотных проектов в области образования, площадка для дискуссий и трансляции передового опыта в области образования.

Деятельность университета образования выходит за рамки образовательной тематики. Являясь не только образовательной, но и исследовательской организацией, такой вуз глубоко проникает в социально-экономические процессы региона, формируя новую культурную среду и комфортные для населения пространства. Это позволяет нам говорить о нем как об особой социально-экономической системе нового типа.

Изучая практику развития вузовского образования в нашей стране, мы, безусловно, можем наблюдать факты создания самостоятельных институтов профессионального образования, основная цель которых повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов определенной сферы деятельности. Имеется сеть региональных институтов развития образования, основная деятельность которых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.