Научная статья на тему 'Культура и быт народов являющихся потомками нахских племен'

Культура и быт народов являющихся потомками нахских племен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1324
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / ЧЕЧЕНСКИЙ НАРОД / НАХСКИЕ ПЛЕМЕНА / СТУДЕНТ / CULTURE / TRADITIONS / CHECHEN PEOPLE / NAKH TRIBES / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамалова Хоузу Эдилсултановна

Чеченский народ имеет многовековые традиции, национальный язык, древнейшую и самобытную культуру. История этого народа может послужить примером построения взаимосвязей и сотрудничества с разными народностями и своими соседями. Современная Чеченская республика это развилка, место пересечения многих цивилизаций, где за всю долгую историю посетило больше народов, чем где бы то ни было на территории Российской Федерации. Пересечение многих цивилизаций легко объясняется экономико-географическим положением республики, находясь на одном из главных коридоров миграций народов из Азии в Европу. Факт многонациональности и многоконфессиональности республики Чечни, дальнейшее развитие межэтнической дружбы и единения между народами, делают необходимым поднимать и развивать этнографию республики, этнографическое образование, этнографическую грамотность населения, способствующие пониманию того, кто тебя окружает, какова культура твоего соседа, чем этот сосед может быть интересным для тебя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE AND LIFE OF THE PEOPLES WHO ARE DESCENDANTS OF THE NAKH TRIBES

The Chechen people have centuries-old traditions, a national language, an ancient and distinctive culture. The history of this people can serve as an example of building relationships and cooperation with different nationalities and their neighbors. The modern Chechen Republic is a fork in the road, the intersection of many civilizations, where over the entire long history more nations have visited than anywhere else on the territory of the Russian Federation. The intersection of many civilizations is easily explained by the economic and geographical position of the republic, being on one of the main corridors of the migration of peoples from Asia to Europe. The fact of multinationality and multiconfessionality of the republic of Chechnya, the further development of interethnic friendship and unity between peoples, make it necessary to raise and develop the ethnography of the republic, ethnographic education, ethnographic literacy of the population, contributing to an understanding of who surrounds you, what is the culture of your neighbor, what this neighbor may be interesting for you.

Текст научной работы на тему «Культура и быт народов являющихся потомками нахских племен»

- взаимопосещения и обсуждение уроков и занятий;

- педагогическое моделирование;

- деловые игры;

- планирование совместных форм деятельности дошкольников и учеников;

- самообразование (по рекомендованной научно-методической литературе);

- выполнение обязанностей учителя воспитателем во внеурочное время в первом классе, а учителем -воспитателя в подготовительной группе или первом классе.

Для родителей также определяется круг знаний, которые дети могут усвоить с ними дома, и разработано многими учёными большое количество советов: «Что рассказывать детям о природе», «Как помогать детям вести самостоятельные наблюдения за объектами и явлениями природы», «Какую прочитать детям природоведческую художественную литературу», «Как оборудовать дома уголок природы» и многие другие [10].

Выводы. При помощи непрерывного воспитания и обучения, в той или иной отрасли, формируются все необходимые качества личности и знания необходимые для социализации человека. Реализация направлений экологического воспитания подрастающего поколения будет успешной, по нашему мнению, если будет соблюдено одно из важнейших условий непрерывности образования - обеспечение преемственности между образовательными уровнями, в частности между дошкольным и начальным образованием, так как дошкольный возраст, являясь сенситивным, выступает в качестве основы, на которой можно реализовывать формирование ведущих личностных образований ребенка.

Таким образом, при реализации экологического воспитания детей важно обеспечить оптимальные условия для эффективной реализации преемственности в ознакомлении с природой детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, благодаря чему можно будет достичь непрерывности и эффективности формирования таких личностных образований, как экологическое поведение, экологическая культура, экологическое сознание и экологическая компетентность.

Литература:

1. Аквилева Г.Н., Клепина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. для студ. учреж. сред. проф. образования пед. профиля. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 - 240 с.

2. Богуш А.М. Преемственность дошкольного и школьного обучения как педагогическая проблема // Научные записки Тернопольского национального педагогического университета им. В. Гнатюка. Серия: Педагогика. - 2006. - №2. - С. 58-61.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - С. 209

4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учёбы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 192 с.

5. Коменський Я.А. Велика дидактика. - К.: Радянська школа, 1940. - С. 85

6. Котырло В.К. Завтра в школу. — К.: Радянська школа, 1977. - 210 с.

7. Онишкин З.М. Преемственность в учебно-воспитательной работе с дошкольниками и младшими школьниками в условиях комплекса «дошкольное учебное заведение - начальная школа» // Горная школа. -№ 1. - С. 25-27.

8. Усова А.П. Обучение в детском саду. - М.: Педагогика, 2011. - С. 41.

9. Харитонов Н. Экологическое воспитание: добрые дела в летнюю пору // Народное образование. -2011. - № 3. - С. 135-136.

10. Юркина С.В., Соколова Г.М. Экологическое воспитание и образование младших школьников // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - №7. - С. 15-17.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры чеченской филологии Мамалова Хоузу Эдилсултановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

КУЛЬТУРА И БЫТ НАРОДОВ ЯВЛЯЮЩИХСЯ ПОТОМКАМИ НАХСКИХ ПЛЕМЕН

Аннотация. Чеченский народ имеет многовековые традиции, национальный язык, древнейшую и самобытную культуру. История этого народа может послужить примером построения взаимосвязей и сотрудничества с разными народностями и своими соседями. Современная Чеченская республика - это развилка, место пересечения многих цивилизаций, где за всю долгую историю посетило больше народов, чем где бы то ни было на территории Российской Федерации. Пересечение многих цивилизаций легко объясняется экономико-географическим положением республики, находясь на одном из главных коридоров миграций народов из Азии в Европу. Факт многонациональности и многоконфессиональности республики Чечни, дальнейшее развитие межэтнической дружбы и единения между народами, делают необходимым поднимать и развивать этнографию республики, этнографическое образование, этнографическую грамотность населения, способствующие пониманию того, кто тебя окружает, какова культура твоего соседа, чем этот сосед может быть интересным для тебя.

Ключевые слова: культура, традиции, чеченский народ, нахские племена, студент.

Annotation. The Chechen people have centuries-old traditions, a national language, an ancient and distinctive culture. The history of this people can serve as an example of building relationships and cooperation with different nationalities and their neighbors. The modern Chechen Republic is a fork in the road, the intersection of many civilizations, where over the entire long history more nations have visited than anywhere else on the territory of the Russian Federation. The intersection of many civilizations is easily explained by the economic and geographical position of the republic, being on one of the main corridors of the migration of peoples from Asia to Europe. The fact of multinationality and multiconfessionality of the republic of Chechnya, the further development of interethnic friendship and unity between peoples, make it necessary to raise and develop the ethnography of the republic, ethnographic education, ethnographic literacy of the population, contributing to an understanding of who surrounds you, what is the culture of your neighbor, what this neighbor may be interesting for you.

Keywords: culture, traditions, Chechen people, Nakh tribes, student.

Введение. Как фактор, способствующий эффективному этнокультурному воспитанию, стал первый документ, подписанный президентом республики Рамзаном Кадыровым - это «Концепция государственной национальной политики», в котором подтверждена необходимость создания достойных условий и для экономического, и для культурного развития народов всех национальностей, заселяющих Чечню издревле.

Изложение основного материала статьи. Чеченский народ имеет многовековые традиции, национальный язык, древнейшую и самобытную культуру. История этого народа может послужить примером построения взаимосвязей и сотрудничества с разными народностями и своими соседями.

Этнокультурное воспитание - это формирование в национальном самосознании личности студента и закрепление в законодательных актах и нормах права на свободное развитие различных культур и культуры этнического меньшинства, признание данного права за всеми народами и народностями, способствующей созданию мира на Кавказе и большему взаимопониманию между народами республики, мы поставили следующую задачу - узнать, существуют требования в рамках этнографии, этнографической грамотности к молодым педагогам заведений на примере гимназий, поскольку педагогическая общественность - это наше будущее, это те люди, которые будут жить и работать в полинациональном, поликультуном социуме Чеченской Республики.

Этническому воспитанию в Чечне уделяют пристальное внимание как на семейном, образовательном уровнях, так и на уровне министерств и ведомств республики. Еще в 2013 году была утверждена «Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики», где были определены «приоритеты в работе по духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения, формированию чувства патриотизма, гордости за свое Отечество, за свою малую Родину, город, сельскую местность, где молодой чеченец родился и рос» [2, с. 44]. Концепция ориентирует на создание в образовательных учреждениях клубов, кружков любителей национальной истории, литературы, живописи; на классных часах важно читать литературу национальных авторов, посещать местные музеи, где выставлены работы национальных художников. Необходимо также широко популяризировать литературу и самих чеченских авторов, создающих художественные произведения через создание и размещение наглядных образов в учебных заведениях, проведение творческих вечеров, конкурсов, фестивалей и т.д.» [2, с. 5]. Большое внимание в Концепции уделяется формированию гражданской позиции молодежи, формированию чувства ответственности за развитие и устройства Чеченской Республики, сознательный выбор и приоритет национальных интересов, национального, народного воспитания. Говоря о важности организации этнического воспитания на уровне правительства, министерств и ведомств, нельзя не сказать, что формирование этнической культуры у молодых педагогов начинается в семье, далее в школе, в педагогическом вузе. Семья - начало всему, что будет заложено и развито в человеке в его последующие годы. Семья - первая среда для человека, в которой все понятно, привычно и дорого. В семье личность учится всему до определения собственного жизненного пути и становления личности. Чеченская семья -важная система родственных отношений, где особое место занимает использование прогрессивных народных традиций и обычаев, способствующих формированию у молодежи этнической грамотности. Современная чеченская семья отчасти еще сохранила черты исторически отдаленного времени, сохранив идущие из глубины веков народные, этнографические традиции и ценности. «Специфика семейного воспитания чеченской народной педагогики располагает нормами и нравственными ценностями, составляющим этническую основу жизни людей. Она связана со способностью придерживаться твердых правил поведения и не отступать от них. Чеченская семья обладает рядом значительных факторов, способствующих формированию у детей прочных нравственных и трудовых качеств, представляющих собой фундамент в формировании духовно-нравственной личности» [1, с. 77-80]. В чеченской семье существует идеал воспитанного человека, в котором преобладают одобряемые чеченским народом нравственные качества. В народном фольклоре чеченского народа отражен нравственный кодекс - нохчалла, тысячелетиями выработанный народом и занявший достойное место в многочисленных пословицах и поговорках чеченцев, знание которых и использование которых в общении активно влияет на этнографическую грамотность. Например, «Культуру человека не измерить деньгами, не купить на деньги. Культура человека определяет его вес и цену» («Г1иллакхан мах ахчанца хадалур бац. Г1иллакх ахчанца эцалуш дац. Г1иллакхо ша стеган мах хадабо»).

Этнография и этнографическое образование чеченцев уходит своими корнями в далекую глубину веков. Этнографические знания о нахских или, их еще называют, чечено-ингушских и бацбийских племенах ученые исследуют с давних времен. Сегодня в рамках этнографии, этнологии, отдельных дисциплин «Общенациональная культура Чечни» молодежь узнает о древнейшем быте чеченцев, об особенностях того, что на современной территории Чечни существуют национальные (собственные) названия флоры и фауны, топонимики и гидронимики, а также ряд этногеографических понятий, которые были отражены в разнообразных языках вайнахов. Чеченцам хорошо известна специфика фольклорной поэтики вайнахов, которая раскрывается в многочисленных материалах и документах, где отражено появление предков чеченцев на Северном Кавказе из Передней Азии, а именно из Сирии. Но строительство известных высотных башен в горах, являющиеся гордостью и национальным наследием чеченского народа, связывают с греками, известные вайнахам под этнонимом - «джелт» - «грек» («джелти» - «греки»). Благодаря этнографическим знаниям, чеченцы горды тем, что вайнахи - это древние, коренные жители центральной части СевероВосточного Кавказа, с богатейшей культурой, обрядами, традициями и обычаями. Сегодня как никогда возросла роль этнографических знаний, научных исследований чеченской истории, культуры в воспитании молодого поколения, в формировании их этнографической грамотности. В воспитании молодого поколения чеченцев одно важное место отводится истории и этнографии Чеченской Республики. Уважение молодежи к старшему поколению, забота о нем всегда были в основе семейного, школьного воспитания чеченских детей с давних времен. Сегодня история и этнография Чечни стали важными инструментами воспитания у современныхпедагогов этнографической культуры. Исторический и этнографический материал о древних и современных чеченцах в исследованиях чеченских, русских, зарубежных ученых, путешественников, географов, писателей должен быть более активно использован как дополнительный материал к истории, географии, литературе в школах, гимназиях, лицеях, колледжах, в высших учебных заведениях Чеченской Республики. По причине того, что Россия и Северный Кавказ являются многонациональными и

поликонфессиональными регионами, жители ее и молодежь, рассуждая по культурным, национальным вопросам, должны хорошо знать эти регионы,иметь глубокие представления ополиэтнической картине Республики. Поскольку слабая этнографическая неграмотность часто приводит к совершенно глупым, межэтническим конфликтам, оскорблениям в адрес целых народов и отдельных этнических групп, важно иметь представление о народах, населяющих регион проживания, проявлять понимание и толерантность в общении. Сформированная этнографическая культура не позволит возникновению некорректных вопросов или появлению целых тем - «Откуда взялись эти таджики?» или вопросы относительно приехавших на заработки гастарбайтеров - вьетнамцев, китайцев, монголов. Потому что, этническая культура, патриотизм, которая предполагает любовь к своему народу, малой Родине, своей культуре и языку отличается от того, что называется «этнографическая культура», суть которой предполагает знание и понимание не только своего народа и своей культуры, но и знание культуры тех народов, которые живут рядом. Если речь идет об этнографической культуры педагогов, то нужно понимать, что она предполагает знание культуры и обычаев тех народов, которые живут издревле на территории Чечни и рядом с чеченцами - это татары, аварцы, лезгины, кумыки, ногайцы, турки-месхетинцы. Именно отсутствие этнографической грамотности часто приводит к столкновениям, непониманию, этнической напряжённости в Республике.

Говоря о том, что в условиях политических и духовных преобразований, происходящих в последние годы во всех сферах Чеченской Республики, в государственной системе образования наметились тенденции возрождения народных традиционных форм воспитания, нужно не забывать и о том, кто живет рядом, чем они озабочены, чем можно помочь и разрешить трудности, как лучше их узнать и т.д. По этой причине, одна из важных составляющих этнографической грамотности являются глубокие знания о собственном окружающем мире, о тех людях, которые говорят на другом языке, имеют иные семейные и бытовые привычки и традиции, другую культуру, кулинарные предпочтения, национальные костюмы и т.д.

Частью повседневной жизни чеченцев является соблюдение традиций, которые переданы предыдущими поколениями. Они складывались веками. Некоторые записаны в кодексе, но остались и неписаные правила, которые, тем не менее, остаются важными для каждого, в ком течет чеченская кровь.

К сожалению, после войны в Чечне многие имеют ошибочное представление о чеченской культуре, а то и вовсе не знакомы с ней. Чеченцы - народ, численностью около полутора миллионов человек, в большинстве своем проживающий на Северном Кавказе. Принято считать, что основу чеченского народа составляют 156 тайпов, которые постепенно расширялись, кроме того, из них выделялись новые. И сегодня на вопрос молодому человеку «откуда он?», чеченцы всегда называют аул, из которого происходит род его семьи. Так, в Грозном невозможно встретить чеченца, который на такой вопрос даст ответ «я из Грозного». Трагические страницы истории этого народа датируются не только чеченскими войнами двадцатого века и Кавказской войной второй половины девятнадцатого столетия. В феврале 1944 года более полумиллиона чеченцев были полностью депортированы из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию.

Переломным моментом для народа стал 1957 год, когда Советское правительство разрешило чеченцам после тринадцатилетней ссылки вернуться в свои дома. В рамках политики правительства СССР, народу препятствовали возвращаться в горы, стремясь тем самым побудить чеченцев отойти от своих обрядов и обычаев. Однако чеченскому народу во многом удалось сохранить свои традиции и культуру, передав ее молодому поколению. Так, и сегодня одной из главных традиций чеченского общества является сохранение семейного этикета и почетное уважение к гостям. Так, даже в бедных семьях, хозяева обязательно хранят лепешки с маслом и сыром для гостя, который может внезапно прийти к ним в дом.

Для чеченского народа характерно проявление гостеприимства к любому доброму человеку, независимо от его национальной, религиозной и идейной принадлежности. Множество поговорок, легенд, притч посвящено у чеченцев святому долгу гостеприимства. Чеченцы говорят: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать», «Гость в доме - радость»... Одно из основных правил чеченского гостеприимства -защита жизни, чести и имущества гостя, даже если это связано с риском для жизни. Гость не должен предлагать платы за прием, но он может сделать подарки детям. Обычаю гостеприимства чеченцы следовали всегда, не забывают о нем и сегодня. Так, в современных семьях по-прежнему гостям всегда предлагают специальную гостевую пищу - отварное мясо с галушками - жижиг галныш.

Согласно чеченским традициям, готовить ежедневно и на праздники должна исключительно женщина. Лишь на похоронах в основном готовят мужчины, что связано с отсутствием чеченок в основной части церемонии. В традиционных чеченских семьях женщина всегда принимает пищу после главы семьи, в современных - нередко все обедают за одним столом, однако дань уважения главе семейства неизменно присутствует. Сохранились в чеченских семьях и свадебные традиции, а также отношение к жене сына в новой семье. Так, невестка по-прежнему высказывает большое уважение к родителям мужа, называя их не иначе, как «дада» и «нана» - отец и мать.

Несмотря на то, что Рамзан Кадыров отменил исторически изживший себя закон «кражи невесты», роль в свадебной церемонии жениха по-прежнему незначительна. В кодексе чеченцев даже написано, что «жених никогда не должен присутствовать на своей свадьбе». Как правило, он всегда находится рядом, отсиживаясь в соседней комнате. Интересный чеченский обычай, дошедший до наших дней, называется «развязывание языка невесты». Согласно чеченской традиции, невеста не имела права разговаривать в доме мужа, не получив на это особое обрядовое разрешение. В современных чеченских семьях этот обряд, как правило, проходит уже в день свадьбы. Так, в начале обряда свёкр спрашивает невесту о погоде, пытаясь ее разговорить, потом, потерпев неудачу, он просит принести ее стакан воды. Когда девушка исполняет поручение отца мужа и возвращается к гостям со стаканом в руках, свекр начинает удивленно допытываться, зачем она принесла ему стакан. После молчания суженной сына, гости по старшинству отпивают из кружки, выкладывая на поднос с кружкой деньги и «разговаривая» невесту. Только после этой церемонии невеста получает полное право разговаривать в семье мужа. Однако, эта традиция совсем не значит приниженного положения женщины в чеченских семьях. Наоборот, согласно чеченским обычаям настоятельно рекомендуется не заключать брак между мужчиной и женщиной без обоюдного согласия, так как это может сказаться на психическом и физическом развитии их детей. По мнению ряда историков, именно поэтому кража невест не является, и никогда не являлась, истинно чеченским обычаем. Раньше, по традиции, юноша и девушка встречались у родника, поскольку в представлении чеченского народа родник дан людям от создателя. Встречаясь у источника, влюбленные провозглашали стремление, чтобы их отношения были

чистыми как его воды. Согласно чеченским обычаям, девушка и молодой человек не могли быть на свидании вдвоем. Мужчину, стаявшему на дистанции от возлюбленной, сопровождал друг, девушку - подруга.

У многих может сложиться мнение, что в Чечне ущемлены права женщин. Но это не так - мать, вырастившая достойного сына, обладает равным голосом в принятии решений. Когда женщина заходит в помещение - мужчины, находящиеся там, встают. Особые церемонии и приличия должны выполняться к приехавшей гостье. Когда идут рядом мужчина и женщина, женщина должна отставать на шаг. Мужчина обязан принять первым опасность. Жена молодого мужа сначала кормит его родителей, а уж потом мужа. Если между парнем и девушкой имеется родство, пусть даже очень дальнее, связь между ними не одобряется, но и грубым нарушением традиции это не является.

Сами жители республики хорошо ориентируются в полиэтническом, поликультурном пространстве республики, отличая на бытовом уровне чеченский или дагестанский лаваш, таджикские лепешки или осетинские пироги, молочные продукты, изготовленные по рецептам кабардинцев или грузин. Нужно также отметить, что в Чечне в центре терского казачества давно существует музей костюма, центр татарского языка или музей аварской керамики и т.д. Существующее многообразие поликультурной жизни формирует этнокультурную грамотность населения республики, но, чаще всего, это происходит стихийно, не последовательно, на уровне дилетантского интереса. В нашем же случает, речь должна идти о специально организованном этнографическом образовании, в который вовлечена не только школьники, но и их родители, педагоги, директора школ, лицеев и гимназий, студенческая молодежь, представляющая собой будущее республики, кому жить в сложившемся полиэтническом социуме и строить крепость межнациональных отношений, исключающую нетерпимость и равнодушие к своему соседу, который принадлежит к другой культуре и говорит на другом языке.

Для того, что бы позитивный опыт предков внедрялся в сознание подрастающего поколения. необходимо, что бы во всех ступенях образования велась активная работа по использованию этого опыта в воспитании учащихся. И педагоги должны сами хорошо знать родную культуру, фольклор и знать эффективную методику использования народного опыта в образовательном процессе [3-8].

Выводы. Итак, современная Чеченская республика - это развилка, место пересечения многих цивилизаций, где за всю долгую историю посетило больше народов, чем где бы то ни было на территории Российской Федерации. Пересечение многих цивилизаций легко объясняется экономико-географическим положением республики, находясь на одном из главных коридоров миграций народов из Азии в Европу. Факт многонациональности и многоконфессиональности республики Чечни, дальнейшее развитие межэтнической дружбы и единения между народами, делают необходимым поднимать и развивать этнографию республики, этнографическое образование, этнографическую грамотность населения, способствующие пониманию того, кто тебя окружает, какова культура твоего соседа, чем этот сосед может быть интересным для тебя.

Литература:

1. Дендиева Р.У. Особенности семейного воспитания чеченского народа // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. № 3. 2011. С. 77-80

2. Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики на 2014-2018 г.г. - ЧР. Грозный, 2013 г. 133 с.

3. Магомеддибирова З.А., Навразова М.Р. Духовно-нравственное воспитание подростков на примере чеченских народных традиций // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 117-119.

4. Магомеддибирова З.А., Сельмурзаева М.Р. Развитие профессиональной культуры общения будущего учителя начальных классов как педагогическая проблема // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 120-121.

5. Муртузалиева П.Ш., Сулейманова З.З. Организация эстетического воспитания младших школьников республики дагестан на основе традиционного наследия предков // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). с. 58-59

6. Раджабов И.М., Саутиева Ф.Б. Совершенствование концепции эстетического воспитания школьников средствами фольклора // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 304-305.

7. Саутиева Ф.Б. Роль народного творчества в повышении эстетического воспитания школьников // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 290-291.

8. Эльсиева М.С., Магомеддибирова З.А. К вопросу о формировании у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 6 (61). С. 136-138.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Маркова Светлана Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Котенко Елена Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Уракова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье авторами рассматриваются прогностические исследования системы профессионального образования направлены на определение состояния системы прогнозирования, путей ее развития и установление особенностей и основных тенденций развития. Определено, что комплекс исследований получил название системы непрерывного прогнозирования. Данная система предполагает обеспечение профессионального образования актуальной информацией, использование инновационных методов и форм обучения, применение современных образовательных технологий, интеграцию междисциплинарных программ, использования информационных и коммуникационных технологий обучения.

Ключевые слова: профессиональное образование, прогностические исследования, непрерывное прогнозирование, информационные технологии.

Annotation. In this article, the authors consider prognostic studies of the vocational education system aimed at determining the state of the forecasting system, the ways of its development and establishing the features and main development trends. It is determined that the research complex is called the continuous forecasting system. This system involves the provision of professional education with relevant information, the use of innovative teaching methods and forms, the use of modern educational technologies, the integration of interdisciplinary programs, the use of information and communication training technologies.

Keywords: professional education, predictive research, continuous forecasting, information technology.

Введение. Понятие «прогнозирование» является одних из относительно новых понятий в профессиональном образовании, и довольно часто встречается в учебной, публицистической и научной литературе.

Даже не вникая в дискуссию о научной дефиниции этого понятия, каждому очевидно, что прогнозирование связано с предсказанием будущего состояние того или иного предмета, процесса, явления. Термину «прогнозирование» в научной литературе давалось много определений. Авторами определено, что общую основу всех подходов при определении этого термина: прогнозирование -это научное обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного явления в будущем, которое носит вероятный характер, а так же это и высказывание об альтернативных путях развития процесса и сроках его существования.

Изложение основного материала статьи. В общественной педагогической практике существует несколько систем проведения прогностических исследований.

Первая система непрерывного прогнозирования, осуществляемая коллективом научно-исследовательской организации, позволяет совершенствовать процесс прогнозирования, планирования и управления, формировать научно-технологическую политику организаций и различных отраслей в целом.

Ко второй системе относятся системы более высокого порядка на базе информационных технологий, содержащие значительный банк индивидуальных данных и моделей.

Третью систему составляют автоматизированные системы прогнозирования.

Прогностические исследования предполагают решение следующих задач:

- разработку необходимого количества качественных прогнозов различной временной глубины;

- систематическую корректировку ранее подготовленных прогнозов с учетом вновь поступившей научно-технологической, технико-экономической, социально-политической и другой информации;

- введение прогнозов и результатов промежуточных исследований в перспективные планы и долгосрочные программы.

Такой комплекс мероприятий получил название системы непрерывногопрогнозирования. При этом процесс прогнозирования должен обеспечить общее методологическое и методическое руководство, регулировать обмен информации и взаимодействие между профилирующими подразделениями, осуществлять функцию обучения специалистов основам прогностики, особенностям анализа прогностической информации, способам прогнозирования.

Практика работы непрерывногопрогнозирования показывает их целесообразность, высокую эффективность, способность легко «вписываться» в действующий механизм предприятия, научно-исследовательской организации и, наконец, на результат процесса управления развитием науки и техники.

Учитывая специфику прогнозирования научных исследований в области профессионального образования, характер методологического и методического обеспечения этого процесса, именно система непрерывного прогнозирования имеет большую эффективность в системе профессионального образования.

Система непрерывного прогнозирования реализовывает прогностические, методологические и организационные задачи.

К группе прогностических задач относят:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.