Научная статья на тему 'Основные тенденции этнокультурного воспитания студенческой молодежи в вузах России'

Основные тенденции этнокультурного воспитания студенческой молодежи в вузах России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF STUDENTS / ETHNIC CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамалова Хоузу Эдилсултановна, Ахмадова Зайнап Мухадиновна

В статье выявлены основные тенденции этнокультурного воспитания студенческой молодежи в вузах России. Факт многонациональности и многоконфессиональности республики Чечни, дальнейшее развитие межэтнической дружбы и единения между народами, делают необходимым поднимать и развивать этнографию республики, этнографическое воспитание молодежи, способствующие пониманию того, кто тебя окружает, какова культура твоего соседа, чем этот сосед может быть интересным для тебя. Обсуждение проблем этнографического грамотности поднимут в целом на новый уровень этнографическое воспитание молодежи республики. Определив высокую значимость этнокультурного воспитания молодежи Чечни, способствующей созданию мира на Кавказе и большему взаимопониманию между народами республики, поскольку студенческая молодеж это будущее, это те люди, которые будут жить и работать в полинациональном, поликультуном социуме Чеченской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN TENDENCIES OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF STUDENTS IN RUSSIAN UNIVERSITIES

The article reveals the main trends of ethno-cultural education of students in Russian universities. The fact of the multi-ethnic and multi-confessional nature of the Republic of Chechnya, the further development of inter-ethnic friendship and unity between Nations, make it necessary to raise and develop the Ethnography of the Republic, ethnographic education of young people, contributing to the understanding of who surrounds you, what is the culture of your neighbor, what this neighbor can be interesting for you. Discussion of the problems of ethnographic literacy will raise a new level of ethnographic education of the youth of the Republic. Having determined the high importance of ethnic and cultural education of the youth of Chechnya, contributing to the creation of peace in the Caucasus and greater understanding between the peoples of the Republic, as the student youth is the future, these are the people who will live and work in a multinational, multicultural society of the Chechen Republic.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции этнокультурного воспитания студенческой молодежи в вузах России»

Все эти новые роли для учеников означают, что учителя учатся вместе с ними. Современные учителя должны быть самонаводящимися, работать с обществом, быть подкованными в средствах массовой информации, и овладеть инновационным проектированием.

Выводы. Предложенные роли современного учителя и ученика вызывают много вопросов в плоскости практического применения. Даже самый инновационный и идейный учитель не работает в вакууме. Так каковы же последствия для школ как образовательных организаций с открытыми возможностями? Смогут ли они стать самостоятельными, социально-ориентированными, подкованными в средствах массовой информации, инновационными и овладеть глобально связанными институтами? Данная педагогическая теория требует глубокой, но не затяжной во времени проработки и широкого обсуждения в практикующем педагогическом сообществе.

Литература:

1. Лях Ю.А., Донина И.А. Подходы к разработке концепции уровневой оценки компетенций учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 214-218.

2. Донина И.А., Шерайзина Р.М., Шайдорова Н.А. К вопросу об актуальности проблемы мониторинга организации дополнительного профессионального образования руководителей и педагогов профессиональных организаций // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 151-156.

3. Лях, Ю.А. Проектирование как инновационный подход к воспитательно-образовательной деятельности школы Философия образования. - 2010. - № 1. - С. 35-42

4. Тьюторские технологии сопровождения образовательного процесса в современной школе: монография. - Санкт-Петербург: Свое издательство. - 2017. - 204 с.

5. Alan November (2012). Who Owns the Learning?: Preparing Students for Success in the Digital Age (Essentials for Principals).

6. Allison Zmuda, Greg Curtis, Diane Ullman (2015). Learning Personalized: The Evolution of the Contemporary Classroom.

7. Arthur L. Costa and Bena Kallick (2008). Learning and Leading with Habits of Mind: 16 Essential Characteristics for Success, показанные на рис. 1.2 (см. Стр. 10)

8. Henry Doss, Innovation: Five Keys to Educating the Next Generation of Leaders. Forbes, Mar 19, 2013.

9. Homa Tavangar (2014). Empathy: The most important back-to-school supply.

10. Tony Wagner and Ted Dintersmith (2015). Most Likely to Succeed: Preparing Our Kids for the Innovation Era.

11. Yvette Jackson (2011). The Pedagogy of Confidence: Inspiring High Intellectual Performance in Urban Schools.

12. Pevzner M.N., Sherayzina R.M., Petryakov P.A., Donina I.A., Migunova E.V. Intergenerational relationships in contemporary models of territorial communities of children and adults // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Т. 7. № 3. С. 2242-2254.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры чеченской филологии Мамалова Хоузу Эдилсултановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный); кандидат филологических наук, доцент кафедры чеченской филологии Ахмадова Зайнап Мухадиновна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В ВУЗАХ РОССИИ

Аннотация. В статье выявлены основные тенденции этнокультурного воспитания студенческой молодежи в вузах России. Факт многонациональности и многоконфессиональности республики Чечни, дальнейшее развитие межэтнической дружбы и единения между народами, делают необходимым поднимать и развивать этнографию республики, этнографическое воспитание молодежи, способствующие пониманию того, кто тебя окружает, какова культура твоего соседа, чем этот сосед может быть интересным для тебя. Обсуждение проблем этнографического грамотности поднимут в целом на новый уровень этнографическое воспитание молодежи республики. Определив высокую значимость этнокультурного воспитания молодежи Чечни, способствующей созданию мира на Кавказе и большему взаимопониманию между народами республики, поскольку студенческая молодеж - это будущее, это те люди, которые будут жить и работать в полинациональном, поликультуном социуме Чеченской Республики.

Ключевые слова: этнокультурное воспитание студенческая молодежь, этническая культура. Annotation. The article reveals the main trends of ethno-cultural education of students in Russian universities. The fact of the multi-ethnic and multi-confessional nature of the Republic of Chechnya, the further development of inter-ethnic friendship and unity between Nations, make it necessary to raise and develop the Ethnography of the Republic, ethnographic education of young people, contributing to the understanding of who surrounds you, what is the culture of your neighbor, what this neighbor can be interesting for you. Discussion of the problems of ethnographic literacy will raise a new level of ethnographic education of the youth of the Republic. Having determined the high importance of ethnic and cultural education of the youth of Chechnya, contributing to the creation of peace in the Caucasus and greater understanding between the peoples of the Republic, as the student youth is the future, these are the people who will live and work in a multinational, multicultural society of the Chechen Republic.

Keywords: ethno-cultural education of students, ethnic culture.

Введение. Факт многонациональности и многоконфессиональности республики Чечни, дальнейшее развитие межэтнической дружбы и единения между народами, делают необходимым поднимать и развивать

этнографию республики, этнографическое воспитание молодежи, способствующие пониманию того, кто тебя окружает, какова культура твоего соседа, чем этот сосед может быть интересным для тебя. Обсуждение проблем этнографического грамотности поднимут в целом на новый уровень этнографическое воспитание молодежи республики.

Изложение основного материала статьи. Существующее многообразие поликультурной жизни формирует этнокультурную грамотность населения республики, но, чаще всего, это происходит стихийно, не последовательно, на уровне дилетантского интереса. В нашем же случает, речь должна идти о специально организованном этнографическом воспитании, в который вовлечены студенческая молодежь, их родители, педагоги, представляющая собой будущее республики, кому жить в сложившемся полиэтническом социуме и строить крепость межнациональных отношений, исключающую нетерпимость и равнодушие к своему соседу, который принадлежит к другой культуре и говорит на другом языке. С этой целью в 2016 году началась всероссийская акция. Накануне Дня народного единства, 3 ноября 2016 года, в каждом регионе страны состоялась международная просветительская акция «Большой этнографический диктант», который прошел в 85 регионах России, в том числе в Чеченской республике, а также в странах СНГ, в Абхазии и Южной Осетии под лозунгом «Народов много - страна одна». К этой акции, этнографическому диктанту присоединились Франция и Бельгия, что составило более 2600 площадок. Этнографический диктант писали все желающие, те, кто хочет проверить свои знания по этнической осведомленности - обычаям, песням и танцам, кухне и материальной культуре народов многонациональной России. Главная цель этнографического диктанта - пробудить интерес у населения и молодых людей к народам, населяющим Российскую Федерации, а значит уважение, толерантность, стремление к единению. Генеральная задачи этнодиктанта -способствовать укреплению мира между многочисленными народами и достижение межнационального согласия в Российской Федерации.

Обращаясь к понятию «этнографическая культура», важно развести его с другим похожим «этническая культура». Главное различие между образованиями «этнографическая культура» и «этническая культура» мы видим в том, что понятие «этнографическая культура» более широкий термин, предполагающий не просто знание собственной культуры, своих обычаев и традиций, своего языка, как бы порой «закрываясь» от тех культур, которые находятся рядом, не становятся предметом нашего интереса, желания изучать что-то «чужое». Иначе равнодушие, безразличие может привести к полному незнанию своих «соседей», которые рано и поздно могут стать чуждыми, чужими, а иногда и «мешающими» жить титульным нациям в том или ином регионе. Данное обстоятельство чаще всего ведет к межнациональной напряженности и конфликтам.

Сама тема культурного, поликультурного многообразия достаточно востребована среди российских ученых и в самой Чеченской республике, потому что остро стоит проблема межнациональных контактов и конфликтов. Эти сложные процессы находятся в сфере внимания чеченских этнографов и историков (Б. Б.-А. Абдулвахабова, Л.Б. Заседателева, Ш.А. Гапуров, Х.И. Ибрагимова, Х.В. Туркаев, З.И. Хасбулатова).

Лев Яковлевич Штернберг пишет: «Кто знает один народ - не знает ни одного, кто знает одну религию -не знает ни одной. Нельзя оценить собственную культуру, не узнав других; только так мы в конечном итоге делаем их «своими» [4]. Сложно не согласиться с данной «заповедью». Действительно, узнавая о другой, «чужой» культуре, лучше узнаешь свою культуру, свой народ, свои традиции, определившись с самоидентификацией.

В каждом субъекте Российской Федерации до сих пор сохраняется собственная национальная специфика, язык, обычаи и традиции. В Чеченской республике национальная специфика чаще всего отражена в синтезе многих культурных традиций, языков и обычаев, что требует изучения всех живущих на данной территории культур, языков, традиций.

Этническая культура молодежи предполагает степень выраженности в нем «своего», национального, народного в поведении и деятельности, как знак этнической самоидентификации, его направленность на уважение к своему народу и своим соседям, а также уровень этнической толерантности, которая формируется при взаимодействии с представителями других этнических групп и при решении особых ситуаций в поликультурной среде. Этническое самосознание, как часть этнографической культуры, формируется в ходе межэтнических ситуаций, в определенных межнациональных конфликтах, когда дают о себе знать те или иные этнические стереотипы этнической культуры, приобретающие личностный смысл, где во весь рост проявляется наличие или отсутствие этнической толерантности молодого человека. В психологии под толерантностью понимается «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор» [1]. Этническая толерантность личности может проявляться в ситуации межнационального взаимодействия, в ходе которой он проявляет выдержку, самообладание, способность длительно выносить неблагоприятные воздействия извне и провокации. Социологи термин «толерантность» объясняют от латинского «Ыегапйа», предполагая «терпимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо, в обществе - терпимое отношение индивида, социальной группы или обществе в целом к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей» [5]. Этническая толерантность - составная часть общей толерантности личности и ее этнической грамотности, этнического или, еще говорят, этнического воспитания.

Этническому воспитанию в Чечне уделяют пристальное внимание как на семейном, образовательном уровнях, так и на уровне министерств и ведомств республики. Еще в 2013 году была утверждена «Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики», где были определены «приоритеты в работе по духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения, формированию чувства патриотизма, гордости за свое Отечество, за свою малую Родину, город, сельскую местность, где молодой чеченец родился и рос» [3]. Концепция ориентирует на создание в образовательных учреждениях клубов, кружков любителей национальной истории, литературы, живописи; на классных часах важно читать литературу национальных авторов, посещать местные музеи, где выставлены работы национальных художников. Необходимо также широко популяризировать литературу и самих чеченских авторов, создающих художественные произведения через создание и размещение наглядных образов в учебных заведениях, проведение творческих вечеров, конкурсов, фестивалей и т.д.» [3]. Большое внимание в Концепции уделяется формированию гражданской позиции молодежи, формированию чувства ответственности за развитие и устройства Чеченской Республики, сознательный выбор и приоритет национальных интересов, национального, народного воспитания. Говоря о важности организации

этнического воспитания на уровне правительства, министерств и ведомств, нельзя не сказать, что формирование этнической культуры у молодых педагогов начинается в семье, далее в школе, в педагогическом вузе. Семья - начало всему, что будет заложено и развито в человеке в его последующие годы. Семья - первая среда для человека, в которой все понятно, привычно и дорого. В семье личность учится всему до определения собственного жизненного пути и становления личности. Чеченская семья -важная система родственных отношений, где особое место занимает использование прогрессивных народных традиций и обычаев, способствующих формированию у молодежи этнической грамотности. Современная чеченская семья отчасти еще сохранила черты исторически отдаленного времени, сохранив идущие из глубины веков народные, этнографические традиции и ценности. «Специфика семейного воспитания чеченской народной педагогики располагает нормами и нравственными ценностями, составляющим этническую основу жизни людей. Она связана со способностью придерживаться твердых правил поведения и не отступать от них. Чеченская семья обладает рядом значительных факторов, способствующих формированию у детей прочных нравственных и трудовых качеств, представляющих собой фундамент в формировании духовно-нравственной личности» [2]. В чеченской семье существует идеал воспитанного человека, в котором преобладают одобряемые чеченским народом нравственные качества. В народном фольклоре чеченского народа отражен нравственный кодекс - нохчалла, тысячелетиями выработанный народом и занявший достойное место в многочисленных пословицах и поговорках чеченцев, знание которых и использование которых в общении активно влияет на этнографическую грамотность.

Этнография и этнографическое образование чеченцев уходит своими корнями в далекую глубину веков. Этнографические знания о нахских или, их еще называют, чечено-ингушских и бацбийских племенах ученые исследуют с давних времен. Сегодня в рамках этнографии, этнологии, отдельных дисциплин «Общенациональная культура Чечни» молодежь узнает о древнейшем быте чеченцев, об особенностях того, что на современной территории Чечни существуют национальные (собственные) названия флоры и фауны, топонимики и гидронимики, а также ряд этногеографических понятий, которые были отражены в разнообразных языках вайнахов. Чеченцам хорошо известна специфика фольклорной поэтики вайнахов, которая раскрывается в многочисленных материалах и документах, где отражено появление предков чеченцев на Северном Кавказе из Передней Азии, а именно из Сирии. Но строительство известных высотных башен в горах, являющиеся гордостью и национальным наследием чеченского народа, связывают с греками, известные вайнахам под этнонимом - «джелт» - «грек» («джелти» - «греки»). Благодаря этнографическим знаниям, чеченцы горды тем, что вайнахи - это древние, коренные жители центральной части СевероВосточного Кавказа, с богатейшей культурой, обрядами, традициями и обычаями. Сегодня как никогда возросла роль этнографических знаний, научных исследований чеченской истории, культуры в воспитании молодого поколения, в формировании их этнографической грамотности. В воспитании молодого поколения чеченцев одно важное место отводится истории и этнографии Чеченской Республики. Уважение молодежи к старшему поколению, забота о нем всегда были в основе семейного, школьного воспитания чеченских детей с давних времен. Сегодня история и этнография Чечни стали важными инструментами воспитания у современных педагогов этнографической культуры. Исторический и этнографический материал о древних и современных чеченцах в исследованиях чеченских, русских, зарубежных ученых, путешественников, географов, писателей должен быть более активно использован как дополнительный материал к истории, географии, литературе в школах, гимназиях, лицеях, колледжах, в высших учебных заведениях Чеченской Республики. По причине того, что Россия и Северный Кавказ являются многонациональными и поликонфессиональными регионами, жители ее и молодежь, рассуждая по культурным, национальным вопросам, должны хорошо знать эти регионы,иметь глубокие представления ополиэтнической картине Республики. Поскольку слабая этнографическая неграмотность часто приводит к совершенно глупым, межэтническим конфликтам, оскорблениям в адрес целых народов и отдельных этнических групп, важно иметь представление о народах, населяющих регион проживания, проявлять понимание и толерантность в общении. Говоря о том, что в условиях политических и духовных преобразований, происходящих в последние годы во всех сферах Чеченской Республики, в государственной системе образования наметились тенденции возрождения народных традиционных форм воспитания, нужно не забывать и о том, кто живет рядом, чем они озабочены, чем можно помочь и разрешить трудности, как лучше их узнать и т.д. По этой причине, одна из важных составляющих этнографической грамотности являются глубокие знания о собственном окружающем мире, о тех людях, которые говорят на другом языке, имеют иные семейные и бытовые привычки и традиции, другую культуру, кулинарные предпочтения, национальные костюмы и т.д.

Как фактор, способствующий эффективному этнографическому воспитанию чеченской молодежи, стал первый документ, подписанный президентом республики Рамзаном Кадыровым - это «Концепция государственной национальной политики», в котором подтверждена необходимость создания достойных условий и для экономического, и для культурного развития народов всех национальностей, заселяющих Чечню издревле.

Изложенные этнографические знания по многонациональному составу Чеченской Республики в обязательном порядке должны знать и школьники и учащиеся, и студенты высших учебных заведений, и тем более, сами педагоги, обучающие учащихся. Этому может способствовать создание разнообразных элективных и факультативных курсов, викторин, научных конференций, практических семинаров и, конечно же, большим подспорьем развитию этнографической грамотности педагогов будет служить «Большой этнографический диктант», получивший старт в 2016 году в РФ. В поддержку этнографической грамотности чеченской молодежи выступают и чеченское Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации, которое на постоянной основе проводит Дни национальных культур этнических групп, проживающих на территории Чечни, никого при этом не забыв: это Дни национальной культуры кумыков, ногайцев, татар, турок-месхетинцев, аварцев и русских казаков. Чеченцам хорошо известны ежегодно организованные фестивали культуры и искусств, которые проходят по все республике осенью, принимают участие в фестивалях представители разных национальностей и культурных центров, собирающих более 100 тысяч участников, гостями которых всегда становятся представители власти и правительства Чечни, приезжие гости из других регионов России.

Выводы. Итак, определив высокую значимость этнокультурного воспитания молодежи Чечни, способствующей созданию мира на Кавказе и большему взаимопониманию между народами республики,

поскольку студенческая молодеж - это будущее, это те люди, которые будут жить и работать в полинациональном, поликультуном социуме Чеченской Республики.

Литература:

1. Большой психологический словарь. - М.: Издательский дом АСТ, 2016. - 566 с.

2. Дендиева Р.У. Особенности семейного воспитания чеченского народа // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. № 3. 2011. С. 77-80

3. Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики на 2014-2018 г.г. - ЧР. Грозный, 2013 г. 133 с.

4. Жуков Е.М. Главный редактор Лев Штернберг // Советская историческая энциклопедия. — Москва: издательство «Советская энциклопедия», 1976. — Т. 16. С. 56-69

5. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т.2/Национально-общественный научный фонд / Рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 2003. - 694 с.

Педагогика

УДК: 377.5

кандидат педагогических наук Мануйлова Виктория Викторовна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего

образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук Титова Оксана Владимировна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего

образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

КОМПЛЕКСНЫЙ МЕХАНИЗМ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЛИЦ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ В КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются механизмы вовлечения лиц с интеллектуальными нарушениями в профессиональное обучение и в конкурсное движение профессионального мастерства; дается описание основных мероприятий, направленных на вовлечения лиц с интеллектуальными нарушениями в конкурсное движение профессионального мастерства; определяются проблемы и трудности вовлечения лиц с интеллектуальными нарушениями в конкурсное движение профессионального мастерства.

Ключевые слова: конкурсы профессионального мастерства, профориентация, лица с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, лица с интеллектуальными нарушениями, профессиональное обучение, инклюзивное образование.

Annotation. The article discusses the mechanisms of involvement of persons with intellectual disabilities in vocational training and competitive movement of professional skills; describes the main activities aimed at involving persons with intellectual disabilities in the competitive movement of professional skills; identifies the problems and difficulties of involvement of persons with intellectual disabilities in the competitive movement of professional skills.

Keywords: competitions of professional skills, career guidance, persons with disabilities, persons with intellectual disabilities, vocational training, inclusive education.

Введение. Конечной целью образования лиц с интеллектуальными нарушениями является их профессиональное обучение, получение ими профессии, востребованной на рынке труда, что даст возможность им трудоустроиться, а значит получить возможность повысить качество их жизни, быть социальными, принятыми обществом. Согласно декларации ООН «О правах умственно отсталых лиц» эти люди имеют право на включение во все сферы жизнедеятельности, на самоопределение и свободу выбора. Для взрослого человека труд и общение являются ведущими формами деятельности, поэтому профессиональное и социальное становление лиц с интеллектуальными нарушениями являются основными направлениями коррекционно-развивающего воздействия на протяжении многих лет, а остальные аспекты жизни группируются вокруг них.

Социальная адаптация, занятость лиц молодого возраста c ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными нарушениями, и подготовка их к профессиональной деятельности являются одними из важнейших задач, решение которых позволит обеспечить реализацию прав молодежи на труд, свободу выбора заниматься любимой профессией и эффективно использовать их потенциал в развитии экономики страны, области.

Современные условия экономического развития субъектов Российской Федерации предъявляют высокие требования к уровню подготовки рабочих кадров, служащих, специалистов среднего звена. Важным показателем успешности выпускника профессиональной образовательной организации является уровень сформированности профессиональных компетенций, опыт успешной практической деятельности по полученной специальности, профессии.

Существуют разные механизмы формирования профессиональных компетенций у лиц с интеллектуальными нарушениями, одним из которых являются конкурсы профессионального мастерства. Они являются надежным и хорошо апробированным инструментом формирования профессиональных навыков и повышения ее социального статуса.

Изложение основного материала статьи. Сложившаяся система конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся в профессиональных образовательных организациях, не имеющих ограничения жизнедеятельности, нацелена на выявление и поддержку талантливых, высококвалифицированных специалистов, способствует расширению активного профессионального общения, созданию инновационного образовательного пространства.

Участие в конкурсе - это возможность заявить о своих открытиях, достижениях, найти единомышленников и вдохновение для новых свершений.

Концепция конкурсов профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) - это ресурс развития системы среднего профессионального образования и профессионального обучения. Привлечение в конкурсное движение профессионального мастерства различных участников, организаторов, экспертов позволяет обеспечить расширение пространства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.