Педагогика
УДК 378
кандидат филологических наук, доцент кафедры чеченской филологии Ахмадова Зайнап Мухадиновна
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)
ЭТНИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ И БОГАТЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ НАХСКИХ НАРОДОВ
СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Аннотация. В статье изучено этническое многообразие и богатые культурные традиции нахских народов Северного Кавказа. Северный Кавказ всегда славился этническим многообразием народов проживающих на его территории, богатыми традициями и культурой. Каждый народ Северного Кавказа неповторим и имеет свои особенные культурные традиции. Несмотря на тяжелую историю, чеченскому народу удалось сохранить свои традиции и культуру. Безусловно, ход времени внес свои коррективы, но обычаи воспитания в семье, гостеприимства, уважения женщин по-прежнему доминируют среди чеченцев.
Ключевые слова: этническое многообразие, культурные традиции, нахские народы.
Annotation. The article studies ethnic diversity and rich cultural traditions of the Nakh peoples of the North Caucasus. The North Caucasus has always been famous for the ethnic diversity of the peoples living in its territory, rich traditions and culture. Each people of the North Caucasus is unique and has its own special cultural traditions. Despite the difficult history, the Chechen people managed to maintain their traditions and culture. Of course, the passage of time has made its own adjustments, but the customs of family upbringing, hospitality, and respect for women still dominate among Chechens.
Keywords: ethnic diversity, cultural traditions, Nakh peoples.
Введение. Северный Кавказ всегда славился этническим многообразием народов проживающих на его территории, богатыми традициями и культурой. Каждый народ Северного Кавказа неповторим и имеет свои особенные культурные традиции.
Национальная культура, представляющая собой результат интеллектуальной творческой деятельности народа, придает самобытный колорит среде, в которой у подрастающего поколения формируется готовность к межкультурному диалогу, позволяющему выйти на уровень «принятия» общечеловеческих ценностей.
Изложение основного материала статьи. Важным считаем привести известную заповедь всех ученых-этнографов, автором которой является известный российский ученый, этнограф, член-корреспондент Лев Яковлевич Штернберг: «Кто знает один народ - не знает ни одного, кто знает одну религию - не знает ни одной. Нельзя оценить собственную культуру, не узнав других; только так мы в конечном итоге делаем их «своими» [4]. Сложно не согласиться с данной «заповедью». Действительно, узнавая о другой, «чужой» культуре, лучше узнаешь свою культуру, свой народ, свои традиции, определившись с самоидентификацией.
В каждом субъекте Российской Федерации до сих пор сохраняется собственная национальная специфика, язык, обычаи и традиции. В Чеченской республике национальная специфика чаще всего отражена в синтезе многих культурных традиций, языков и обычаев, что требует изучения всех живущих на данной территории культур, языков, традиций.
Нахские племена: прямые наследники Кобанской культуры С XIII или XII по III в. до н.э., то есть, в конце эпохи бронзы и в течение большей части эпохи железа, в горных районах Большого Кавказа от верховий реки Кубань до территории современного Дагестана на его северных склонах, в горах нынешних Абхазии и Северной Грузии на его южных склонах проживали племена так называемой Кобанской культуры. Достаточно подробно мы на history-thema писали о них в предыдущей статье рубрики «Кавказ». Это были племена горных скотоводов, частично занимавшиеся также земледелием, жившие в укрепленных каменными стенами скученных селениях, имевших кавкасионский антропологический тип балкано-кавказской малой расы, характерный и для большинства современных коренных народов Северного Кавказа и значительной части населения Грузии.
Название культуре было дано археологами по названию села Кобан в Северной Осетии, где были обнаружены первые подвергшиеся научному исследованию ее артефакты. Анализ сохранившихся материальных следов быта и антропологических данных показывает, что традиционные культуры большинства современных народов горной полосы Кавказа развились из древней Кобанской, а сами эти народы: абхазы и горные субэтносы Грузии, карачаевцы, балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы, бацбийцы, горцы Дагестана, сложились в ходе формирования устойчивых межплеменных связей кобанских племен, а также смешения с теми переселенцев в горные районы Кавказа из других областей.
Сегодня наиболее обоснованной считается гипотеза, что племена Кобанской культуры говорили на нахских языках (от «нах — люди, народ»), к которым относятся современные чеченский, ингушский и бацбийский: из исконно кавказских именно нахские языки распространены только в тех районах, где была распространена и эта древняя культура.
В своих основных чертах быт древних нахов соответствовал быту кобанских племен. В большинстве случаев они поселялись в компактных селениях, расположенных в труднодоступных для врагов местах в горных теснинах, над крутыми склонами. Основным занятием нахских племен было скотоводство, причем разводились преимущественно овцы. Летом скот и лошадей выпасали на высокогорных пастбищах, где строились временные стойбища, а зимой, когда горы покрывались снегом, животных перегоняли в долины и на свободные большую часть времени от снега степные пастбища. В степной зоне, однако, всегда была высока опасность опустошительных вторжений воинов-кочевников. Сложный горный рельеф, затруднявший вражеским войскам доступ в нахские земли и ограничивавший возможность занятия земледелием, стал причиной не только хронического дефицита хлеба, в условиях которого нахские народы жили вплоть до принесшего прогрессивные сельскохозяйственные технологии советского времени. Из-за крутизны горных хребтов было затруднено и регулярное сообщение между разными нахскими племенами и родами, что препятствовало формированию у них собственной государственности. А ограниченность производства из-за нехватки пахотных земель и не столь широких, как у соседних народов, пастбищ сдерживала имущественно-классовое расслоение нахского общества. Хозяйства нахских общин обычно позволяли им удовлетворять лишь необходимые нужды, снабжая питанием и одеждой, но избыточный продукт, который можно было
пустить на внешний рынок, был невысок. Поэтому зажиточных нахских родов и семей было немного, а в годы войн, неурожаев, массового падежа скота в нахских землях начинался настоящий голод.
Основной социальной хозяйственно-политической единицей у нахов был род — тайп (тейп). Он представлял собой многочисленную общину людей, ведущих свое происхождение от общего древнего предка. Представители одного тайпа жили в общих селениях, владели общими пастбищами для скота и общими пахотными землями. Тайп управлялся родовыми старейшинами, которые ведали всеми общественными вопросами, осуществляли судопроизводство по древним неписаным обычаям. Тех, кто не желал подчиняться постановлениям старейшин, изгоняли из общины. Несмотря на выраженное развитие патриархальных отношений власть главы семейства над домочадцами была ограничена в пользу влияния рода: достигший совершеннолетия юноша становился полноправным членом тайпа и мог по своему усмотрению отделиться от родительского дома, а постановления родовых старейшин были для детей выше приказаний родителей.
Мужчина считался совершеннолетним с того момента, как становился способным умело обращаться с оружием. Тайп был независим в своих как внутренних, так и внешних делах. Положения союзных договоров между разными тайпами, объединившимися в «родовую конфедерацию», носили рекомендательный, а не обязательный характер. В одном большом селении могли жить сразу несколько тайпов. В таком случае они вырабатывали свод обычаев, регулировавших их взаимоотношения. Общие дела такого селения решались на совместном сходе старейшин тайпов. Большой тайп мог делиться на более мелкие родовые общины, каждая из которых могла жить отдельным селением. Обширный тайп, исторически разделившийся на ряд маленьких, или группа разных тайпов, заключивших между собой стойкий союз для решения каких-то общих политических задач, и составляли племя — тукхум.
Как в любом родоплеменном обществе, в нахском тайпе больше всего ценились люди способные, полезные, преданные своей общине. Ленивые, трусливые, высокомерные, не умеющие выполнять обещания и соблюдать договоры презирались.
В средние века под влиянием проповедей христианских миссионеров из Грузии и мусульманских — из Дагестана, нахские племена обращались в христианство и ислам. В XVIII — XIX вв. среди нахских народов практически полностью исчезли древние языческие религии (хотя отдельные их приверженцы существовали и в начале XX в.). Христианизации подверглись часто контактировавшие с Грузией нахские народы южных склонов Большого Кавказа и верховий Андийского Койсу, а также (первоначально) часть общин в верховьях Сунжи. Ислам распространился среди племен и тайпов бассейна Терека, в том числе к XIX в. в него обратились и бывшие христианские общины в районе Верхней Сунжи.
Древние нахские племена, несмотря на близкое родство своих языков и культуры, не осознавали своего этнического единства, и сам термин «нахские народы» был введен уже в XX в. советскими лингвистами. Однако с течением веков вследствие политических процессов как в среде самих нахских племен, так и под влиянием внешнеполитической обстановки происходила все более тесная консолидация отдельных их групп.
Однако тайповые связи до сих пор достаточно сильны в чеченской и ингушской среде. Очень развита традиция родовой взаимопомощи. Пережитком по историческим меркам совсем недавно отмершего родоплеменного строя является еще существующий, хотя под влиянием исламского вероучения и эффективности государственного судопроизводства все же также уходящий в прошлое, обычай кровной мести, восходящий к древней тайповой независимости: если человек из одного рода намеренно убьет человека из другого рода, и убийца не будет выдан родственникам жертвы, либо не будет уплачен удовлетворяющий тех выкуп, родственники убитого могут счесть себя вправе убивать всех взрослых мужчин из рода убийцы.
Этническое самосознание, мышление молодых людей, как известно, отличается, максимализмом, нетерпеливостью, крайностью и бескомпромиссностью во взглядах и требованиях к окружающим, а также завышенным уровнем претензий, предъявляемых ко всему. Поэтому, отправляясь учиться в российский вуз, он полностью окунается в иную культуру, иное бытовое поведение, забывая родной язык, забывая часто об элементарных народных традициях своей семьи, проявляя неуважение к старшим, нетерпеливость, агрессивность, неумение принимать полутона и терпимость. Поэтому этническая культура студента предполагает степень выраженности в нем «своего», национального, народного в поведении и деятельности, как знак этнической самоидентификации, его направленность на уважение к своему народу и своим соседям, а также уровень этнической толерантности, которая формируется при взаимодействии с представителями других этнических групп и при решении особых ситуаций в поликультурной среде. Этническое самосознание, как часть этнографической культуры, формируется в ходе межэтнических ситуаций, в определенных межнациональных конфликтах, когда дают о себе знать те или иные этнические стереотипы этнической культуры, приобретающие личностный смысл, где во весь рост проявляется наличие или отсутствие этнической толерантности молодого человека. В психологии под толерантностью понимается «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор». Этническая толерантность личности может проявляться в ситуации межнационального взаимодействия, в ходе которой он проявляет выдержку, самообладание, способность длительно выносить неблагоприятные воздействия извне и провокации. Социологи термин «толерантность» объясняют от латинского «tolerantia», предполагая «терпимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо, в обществе - терпимое отношение индивида, социальной группы или обществе в целом к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей» [1].
Этническому воспитанию в Чечне уделяют пристальное внимание как на семейном, образовательном уровнях, так и на уровне министерств и ведомств республики. Еще в 2013 году была утверждена «Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики», где были определены «приоритеты в работе по духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения, формированию чувства патриотизма, гордости за свое Отечество, за свою малую Родину, город, сельскую местность, где молодой чеченец родился и рос». Концепция ориентирует на создание в образовательных учреждениях клубов, кружков любителей национальной истории, литературы, живописи; на классных часах важно читать литературу национальных авторов, посещать местные музеи, где выставлены работы национальных художников. Необходимо также широко популяризировать литературу и самих чеченских авторов, создающих художественные произведения через создание и размещение наглядных образов в учебных заведениях, проведение творческих вечеров, конкурсов, фестивалей и т.д.». Большое
внимание в Концепции уделяется формированию гражданской позиции молодежи, формированию чувства ответственности за развитие и устройства Чеченской Республики, сознательный выбор и приоритет национальных интересов, национального, народного воспитания. Говоря о важности организации этнического воспитания на уровне правительства, министерств и ведомств, нельзя не сказать, что формирование этнической культуры у молодых педагогов начинается в семье, далее в школе, в педагогическом вузе. Семья - начало всему, что будет заложено и развито в человеке в его последующие годы. Семья - первая среда для человека, в которой все понятно, привычно и дорого. В семье личность учится всему до определения собственного жизненного пути и становления личности. Чеченская семья -важная система родственных отношений, где особое место занимает использование прогрессивных народных традиций и обычаев, способствующих формированию у молодежи этнической грамотности. Современная чеченская семья отчасти еще сохранила черты исторически отдаленного времени, сохранив идущие из глубины веков народные, этнографические традиции и ценности. «Специфика семейного воспитания чеченской народной педагогики располагает нормами и нравственными ценностями, составляющим этническую основу жизни людей. Она связана со способностью, придерживаться твердых правил поведения и не отступать от них. Чеченская семья обладает ряд значительных факторов, способствующих формированию у детей прочных нравственных и трудовых качеств, представляющих собой фундамент в формировании духовно-нравственной личности» [2].
Примечательно, что для чеченского народа характерно проявление гостеприимства к любому доброму человеку, независимо от его национальной, религиозной и идейной принадлежности. Множество поговорок, легенд, притч посвящено у чеченцев святому долгу гостеприимства. Чеченцы говорят: «Куда не приходит гость, туда не приходит и благодать», «Гость в доме - радость»... Одно из основных правил чеченского гостеприимства - защита жизни, чести и имущества гостя, даже если это связано с риском для жизни. Гость не должен предлагать платы за прием, но он может сделать подарки детям. Обычаю гостеприимства чеченцы следовали всегда, не забывают о нем и сегодня. Так, в современных семьях по-прежнему гостям всегда предлагают специальную гостевую пищу - отварное мясо с галушками - жижиг галныш. Согласно чеченским традициям, готовить ежедневно и на праздники должна исключительно женщина. Лишь на похоронах в основном готовят мужчины, что связано с отсутствием чеченок в основной части церемонии. В традиционных чеченских семьях женщина всегда принимает пищу после главы семьи, в современных -нередко все обедают за одним столом, однако дань уважения главе семейства неизменно присутствует. Сохранились в чеченских семьях и свадебные традиции, а также отношение к жене сына в новой семье. Так, невестка по-прежнему высказывает большое уважение к родителям мужа, называя их не иначе, как «дада» и «нана» - отец и мать. Несмотря на то, что Рамзан Кадыров отменил исторически изживший себя закон «кражи невесты», роль в свадебной церемонии жениха по-прежнему незначительна. В кодексе чеченцев даже написано, что «жених никогда не должен присутствовать на своей свадьбе». Как правило, он всегда находится рядом, отсиживаясь в соседней комнате. Интересный чеченский обычай, дошедший до наших дней, называется «развязывание языка невесты».
По мнению ряда историков, именно поэтому кража невест не является, и никогда не являлась, истинно чеченским обычаем. Раньше, по традиции, юноша и девушка встречались у родника, поскольку в представлении чеченского народа родник дан людям от создателя. Встречаясь у источника, влюбленные провозглашали стремление, чтобы их отношения были чистыми как его воды. Согласно чеченским обычаям, девушка и молодой человек не могли быть на свидании вдвоем. Мужчину, стаявшему на дистанции от возлюбленной, сопровождал друг, девушку - подруга. Наилучшим образом традиции чеченского народа отражает слово «нохчалла», что в примерном переводе на русский означает «быть чеченкойчеченцем» или «чеченственность». Это слово включает в себя свод правил этики, обычаев, традиций, принятых в чеченском обществе, является своеобразным кодексом чести. Так, нохчалла - это умение строить свои отношения с людьми, ни в коей мере не демонстрируя своего превосходства, даже будучи в привилегированном положении. Нохчалла - это особое почитание женщины и неприятие любого принуждения. Чеченец с малых лет воспитывался защитником, воином. Самый древний вид чеченского приветствия, сохранившийся и сегодня, - «Приходи свободным!» [7-12].
Выводы. Таким образом, несмотря на тяжелую историю, чеченскому народу удалось сохранить свои традиции и культуру. Безусловно, ход времени внес свои коррективы, но обычаи воспитания в семье, гостеприимства, уважения женщин по-прежнему доминируют среди чеченцев.
Литература:
1. Абсалямова А.Г. Формирование нравственной культуры студентов средствами башкирского народного творчества. Монография. 2016. - 295 с.
2. Дендиева Р.У. Особенности семейного воспитания чеченского народа. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - Махачкала, 2011, № 3. С. 77-80
3. Дубовицкий И.Н., Уварова Н.Н. Профессиональное становление молодого педагога как психологопедагогическая проблема // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 358-359.
4. Косвен М. Этнография и история Кавказа. - М.: Издательство "Восточная литература", 2001 - 110 с.
5. Логвинова О.К., Егорова У.Г., Бердиева А.Ш. Особенности коммуникативной толерантности студентов разной профессиональной направленности // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 286-289.
6. Логвинова О.К., Зеленов В.И. Поликультурное и этнокультурное образование в современной педагогике: проблема соотношения понятий // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 112-114.
7. Мамалова Х.Э. Основные ценности культуры нахских народов как педагогическая проблема // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 183-185.
8. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой и др. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. - 112 с.
9. Раджабов И.М., Саутиева Ф.Б. Совершенствование концепции эстетического воспитания школьников средствами фольклора // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 304-305.
10. Саутиева Ф.Б. Роль народного творчества в повышении эстетического воспитания школьников // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 290-291.
11. Шурпаева М.И., Курбанова З.Г. К вопросу о личностном развитии учащихся начальной школы на
материале чтения и анализа литературы народов Дагестана // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 6 (73). С. 681-683.
12. Шурпаева М.И., Курбанова З.Г. Приобщение младших школьников к искусству родного слова (на материале литературы народов Дагестана) // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 138-139.
Педагогика
УДК 37.08
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и социальной педагогики Ахметшина Ирина Анатольевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Аннотация. В статье актуализирована проблема становления профессиональной позиции педагога дополнительного образования детей. Показаны возможности использования программы «Успешный педагог» для корпоративного обучения педагогов учреждения дополнительного образования.
Ключевые слова: педагог, непрерывное образование, профессиональная адаптация, послевузовская подготовка, дополнительное образование.
Annotation. In the article the problem of formation of professional position of the teacher of additional éducation of children is actualized. The possibilities of using the program «Successful Teacher» for corporate training of teachers of institutions of additional education are shown.
Keywords: teacher, continuing education, professional adaptation, postgraduate training, additional education.
Введение. В настоящее время актуализируется и значительно возрастает роль педагога как активного субъекта образовательного процесса и специалиста, стремящегося и способного к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию в процессе выполнения определенного рода профессиональной деятельности. Указанная догма пропагандируется в условиях устойчивого, динамичного развития современного российского общества в условиях модернизации системы отечественного образования, введения новых образовательных стандартов и профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». В связи с чем большое внимание уделяется кадровому вопросу в учреждениях дополнительного образования.
В нашей стране дополнительное образование детей выступает важнейшей составляющей единого образовательного пространства и является объектом пристального внимания со стороны государства, общественности и родителей детей абсолютно всех возрастов.
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р особенно подчеркивается, что «...в настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование детей может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен». Безусловно это повышает требования к уровню подготовки педагогов дополнительного образования, прохождения процедуры аттестации с учетом содержания профессионального стандарта на основе построения индивидуальной модели карьерного роста.
На практике реализация запроса и задач российского государства в области образовательной политики повсеместно требует от педагога дополнительного образования детей нивелирования педагогического мастерства как условия личностного и профессионального роста. В тоже время на фоне нехватки квалифицированных специалистов, специфичности и уникальности направлений деятельности в учреждениях дополнительном образовании детей особо остро обозначились инновационные подходы к образованию в целом и требования, которые предъявляются к качеству образовательных услуг, что актуализирует проблему становления профессиональной позиции педагога.
Изложение основного материала статьи. Сегодня абсолютно все учреждения дополнительного образования ориентированы на создание условий для получения детьми нового поколения разностороннего, глубокого и высококачественного образования. Именно поэтому необходимо уделить пристальное внимание процессу совершенствования профессионализма педагогов, привлечению и удержанию в профессии молодых специалистов, систематическому повышению уровня педагогического мастерства, расширению социальной активности, участию в профессиональных конкурсах, диссимиляции педагогического опыта. Кардинальные перемены, происходящие в системе дополнительного образования, продиктованы идеями внедрения инновационных технологий, необходимости профессионального самосовершенствования педагога.
Проблема профессионального развития личности педагога широко представлена в разноплановых исследованиях отечественных и зарубежных ученых. К примеру, Ж.Г. Гаранина и О.Е. Мальцева рассматривают эффективность профессиональной деятельности педагога как необходимое условие и успешность освоения профессии на основе совокупности свойств человека, характеризующих внутренний личностно-профессиональный потенциал и позволяющих непрерывно самосовершенствоваться и профессионально самореализовываться [21. В свою очередь С.Н. Жигимонт осознанную саморегуляцию понимает как системно организованный процесс внутренней психической активности педагога [31.
Мы придерживаемся точки зрения Л.М. Митиной, согласно которой профессиональное развитие личности следует расценивать как «рост, становление, интеграцию и реализацию в деятельности профессионально значимых качеств и способностей, знаний и умений, но главное - как активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности» [6, с. 841.
Как справедливо отмечают И.Б. Бичева, Т.Ю. Медведева и Н.А. Поварова, повышение квалификации педагогов дополнительного образования следует понимать как приращение образования личности, углубление профессионально-культурной специализации и повышение уровня профессиональной компетентности с целью усиления социально-культурной составляющей профессиональной деятельности [1].