Научная статья на тему 'К вопросу о зарождении государственности на территории Российской Федерации'

К вопросу о зарождении государственности на территории Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
818
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / НАХИ / КАВКАЗ / АРЕАЛ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ / ИСТОКИ / ИСТОЧНИКИ / STATEHOOD / CAUCASUS / AREA / POLITICAL / SOURCES / NAKHI / ORIGINS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гумашвили Лабаз Элиозович, Хабаев Ибрагим Дагаевич, Матыева Амина Рамзановна

Данная статья посвящена проблеме зарождения государственности на территории современной Российской Федерации. В советское время считалось, что древнейшими очагами государственности на территории СССР являлись Армения и Грузия. Вместе с тем, на взгляд авторов, при исследовании проблематики возникновения ранней государственности на исторических землях России без должного внимания оставалось участие народов Северного Кавказа в формировании политических образований древности. В частности, авторами обращено внимание на истоки зарождения государственности нахов (чеченцев и ингушей). Ими приведены исторические, этнографические, лингвистические, археологических, топонимические сведения из древней истории нахов, указывающих на их участие в политических процессах Передней Азии и Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE ORIGIN OF STATEHOOD ON THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article is devoted to the origin of the statehood on the territory of the Russian Federation. In Soviet times, it was believed that the ancient centers of statehood on the territory of the USSR were Armenia and Georgia. However, in the opinion of the authors, during the study of the agenda of the uprising of early statehood on the historical lands of Russia participation of the North Caucasus peoples remained without proper attention in the formation of political entities of antiquity. In particular, the authors drew attention to the origins of statehood of Nakh (Chechen and Ingush). There are shown the historical, ethnographic, linguistic, archaeological, toponymic information from Nakh ancient history, indicating their participation in the political processes of the Near East and the Caucasus.

Текст научной работы на тему «К вопросу о зарождении государственности на территории Российской Федерации»

Гумашвили Л.Э., Хабаев И. Д., Матыева А. Р.

К ВОПРОСУ О ЗАРОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В советское время древнейшими очагами государственности на территории страны считались территории Армении и Грузии [1]. Вместе с тем, на наш взгляд, без должного внимания оставалось участие народов Северного Кавказа в формировании политических образований древности. В частности, хотелось бы обратиться к истокам зарождения государственности нахов.

При изучении истории нахов (чеченцев и ингушей) исследователи подчеркивают значение лингвистических данных, а также сведений археологии, этнологии и этнографии обширного ареала расселения племен, охватывающего Северо-Восточный Кавказ, Закавказье, Переднюю Азию и Ближний Восток. Отечественная историческая школа считает, что лингвистические сведения помогают в освещении многих аспектов жизнедеятельности младописьменной истории народов, что в полной мере касается древней истории чеченского народа, поскольку древние летописи истории чеченского народа не сохранились. Известный кавказовед П.К. Услар отмечал: «... В языке, как в зеркале, отражаются все моменты исторической жизни народа; язык представляет неистощимое средство для изучения древнейшего времени, а потому в основу исторических изысканий должен быть положен, прежде всего, язык»[2, с. 173-186].

Исторические сведения указывают, что во II тысячелетии до н.э. в горной зоне нынешней Чеченской Республики проживало население, близкое к Закавказскому [3], а в приграничных районах Чечни и Дагестана складывалась яркая культура, на основе которой формируются Каякентско-Харачоевские древности [4]. На рубеже II-I тысячелетий до н.э. на территории Чечни и Ингушетии появляются племена - носители кобанской культуры [5]. Исследователи полагают, что взаимодействие кобанской, каякентско-харачоевской культур, центральных и западных районов Чечни послужило основой для формирования протовайнахских этнических групп.

Во втором тысячелетии до н.э. на территории Закавказья и прилегающих областей Малой Азии, Северного Двуречья и горных районов к северо-востоку от Тигра жили племена, которые входили в семью древнейших народов северной части Передней Азии. Эти племена были родственны протохеттам и хурритам. В ассирийских надписях встречается целый ряд названий, служивших для обозначения горной страны, расположенной к северу и северо-востоку от собственно Ассирии, и тех многочисленных племён, которые ее населяли. Чаще всего упоминаются названия «Наири» и «Уруатри» (Урарту), которые охватывали обширные территории и ряд племён, объединённых в союзы. К.М. Туманов отмечает, что имеется огромное количество топонимов (названий гор, рек, хребтов, ущелий, поселений и других географических объектов), а также сведения из исторических трудов древних авторов, летописей, преданий, археологических и прочих материалов, указывающих на то, что предки чеченцев -

хурриты были самым первым населением на территории всего Закавказья и южнее вплоть до Африканского континента. Свое происхождение хурритские племена ведут из Закавказья, из мест, которые в настоящее время называются Армянским нагорьем. Но предки армян (Хайев) появились здесь с Балканского полуострова значительно позже Хурритов и проживали в долине Хайаса. После распада Урарту, на севере её бывших территорий, предками чеченцев было создано государство Нахчерия, которое включало в себя нынешнюю территорию Южного Кавказа, а также города Эрибун (современный Ереван) и город Нахичевань. Восточные историки средневековья оставили сведения, что город Нахичевань был основан в 1539 г. до нашей эры, то есть, основан 3,5 тысячи лет назад и является одним из древнейших городов на земле. Известно, что задолго до новой эры в этом городе чеканилась своя монета с надписью «Нахч». Нахичевань в переводе звучит буквально - город чеченцев, а надпись на монете «Нахч» - соответственно, как чеченец. Нахчерия в переводе с чеченского языка означает - Чечения (Чечня -Л.Г.). Эрибун - древнее название Еревана, переводится исключительно на чеченский язык и означает «долина изб, домов, хижин» [6, с. 17-19].

Характер исторического развития государственности в Чечне наложил отпечаток на содержание ее юридической терминологии. Она подверглась воздействию юридической терминологии стран и этносов, с которыми чеченцы строили политико-правовые отношения, и постепенно были приспособлены к чеченской действительности. Бесспорно, что с древнейших времен и до наших дней формирование и совершенствование государственности нахов проходило в тесном контакте государств Персии, Греции, Рима, Арабского халифата, Османо-Турции, России, многочисленных племен и народов: киммерийцев, скифов, сарматов и др. Сложнейшие государственно-правовые институты проходили проверку в естественных условиях жизнедеятельности нахского народа, и лишь потом становились частью ее юридической культуры. Юридическая терминология чеченской государственности делится на следующие группы [7]:

1. Юридическая терминология, имеющая национальную основу формирования (бакьо - право, б1ов - крепость, б1оу - войска, г1ап - цитадель и др.);

2. Юридическая терминология, имеющая персидскую языковую основу формирования (паччахь - царь, тайп - род, тукхам - племя и др.);

3. Юридическая терминология, имеющая арабскую языковую основу формирования (векал - представитель,1адат - обычай, къам - нация);

4. Юридическая терминология, имеющая османскую и турецкую языковую основу формирования (байракх - знамя, турпал - герой, тамада - предводитель и др.);

5. Юридическая терминология, имеющая латинскую и славянскую (романно-германскую) языковую основу формирования (закуон - закон, кодекс - кодекс, конституция - конституции и др.).

Чеченцы являются одним из древних народов, аборигенами Кавказа, т.е. коренным народом - кавказцами. Кавказ же является особым ареалом цивилизации. Кавказ - страна древнейших народов мира. Кавказ еще на заре человеческой цивилизации стал очагом обитания человека, генезисом его культуры. Языковеды и археологи пришли к выводу, что в древности (до Ш-П тыс. до н.э.) кавказцы представляли собой этноязыковое и культурное единство и имели широкий ареал расселения, т.е. проживали как на

Северном Кавказе, так и Закавказье. Это относится также к чеченцам и к другим народам Северного Кавказа. При этом древнее государство, имеющее отношение к чеченцам, сложилось в Закавказье. Это Урарту (1Х-У1 вв. до н.э.). С течением времени предки чеченцев, проживавшие в Закавказье, ассимилировались и вошли в состав армянского, азербайджанского и грузинского государств.

Примерно с конца IV тыс. до н.э. в период ранней бронзы обитание человека распространяется на Северный Кавказ. Здесь, как и в северной части Передней Азии и в Закавказье распространяется куро-аракская культура. Она получила название по наиболее изученным выразительным памятникам на берегах Куры и Аракса в Закавказье [8, с. 64]. Носители этой культуры занимались земледелием и скотоводством, вели оседлую жизнь, развивали ремесла и торговлю. Естественным представляется то обстоятельство, что на обширной территории распространения куро-аракской культуры, стали складываться локальные варианты с характерными чертами местных особенностей: Северо-Восточный Азербайджан (Албания), Дагестан и Чечня. Ведущую роль в представлениях и религиозных верованиях населения данных регионов играли культы плодородия, солнца и домашнего очага.

В III тысячелетии до н.э. на Северном Кавказе население куро-аракской культуры входит в тесное соприкосновение с населением майкопской культуры. Оно не приводит к противостоянию, а завершается образованием поселений смешанной культуры. Происходит синтез и в области духовных представлений. А сама миграция нахоязычных и дагестанских племен на Северный Кавказ и обратно в Закавказье -это не единовременный акт, а постепенное (волна за волной) передвижение на более удобные земли части хуррито-урартского населения. Большая часть ее осталась в Закавказье и ассимилировалась в Кахетии, Албании и Армении, молодого государства, сформировавшегося на территории уже распавшегося Нахири-Урарту.

Таким образом, Кавказ и нахов не обошли всемирные процессы политико-правового развития. Зарождение и формирование государственных институтов нахов (чеченцев и ингушей) относится к древней эпохе - I тысячелетию до н.э. Государственность нахов создавалась вместе с другими родственными народами в определенной части обширного ареала расселения их предков.

Весьма интересным фактом является то обстоятельство, что первые работы специалистов-юристов по освящению юридического аспекта жизнедеятельности чеченцев написаны в XIX веке, а затем в ХХ-ХХ! вв. Одними из первых трудов такого содержания в новейшее время были опубликованы: «Судебная власть и система органов, осуществляющих ее в Чеченской Республике Ичкерия»[9]; «Философия чеченского суверенитета»[10]. На региональной научно-практической конференции «Мир, согласие и сотрудничество», посвященной 60-летию Чеченского государственного университета в 1998 году, были опубликованы ряд тезисов по вопросам государственности Чечни[11]. В том же году вышла работа: «Некоторые вопросы становления чеченской государственности: история и современность» (в соавторстве)[12], наряду с рядом других публикаций, имеющих юридическое содержание.

Весомым вкладом в разработку вопросов юридической мысли и практики является труд И.М. Сигаури: «Очерки истории и государственного устройства чеченцев

с древнейших времен» в пяти томах[13].

Значителен вклад историков в разработку данной проблематики. В этом плане следует отметить труд Я.З. Ахмадова[14], и его совместную работу с Э.Х. Хасмагомедовым[15].

Интересная работа написана автором С.М. Джамирзаевым[16].

Фундаментальное исследование по истории Чечни[17] содержит значительный материал по истории государства и права Чечни.

Несколько работ посвятил социально-правовым и политическим традициям чеченцев известный ученый Б.Б. Нанаева[18].

Феодальные отношения в Чечне исследованы В.Ю. Муртазалиевым[19], которому принадлежат также труды, содержащие анализ института Мехк-Къел[20] и конституционного федерализма[21].

литература

1. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М. 1996.

2. Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. Чеченский язык. Тифлис, 1888.

3. Рубинштейн Р.И. У стен Тейшибайни. М., 1975.

4. Каякентско-Харачаевские древности - культура Дагестана, поздняя бронза - См.: Великая Н.Н., Виноградов В.Б., Хасбулатова З.И., Чахкиев Д.Ю. Очерки этнографии чеченцев и ингушей. Грозный, 1990.

5. Кобанская культура - археологическая культура центральной части Северного Кавказа переходной поры от бронзового века к железному (рубеж II-I-го - середины 1-го тысячелетия до н.э.).

6. Туманов К.М. О доисторическом языке Закавказья (Из материалов по истории и языкознанию Кавказа). Грозный. ООО «Издательский дом Парнас». 2011.

7. Анализ юридической терминологии дается на основе данных, содержащихся в следующих изданиях: Абдурашидов Э.Д. Чечено-русский, русско-чеченский словарь юридических терминов. - Грозный: ФГУП «Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2010; Вагапов А. Этимологический словарь чеченского языка. ЧГУ. Тбилиси, 2011; Карасев А.Т., Мациев А.Г. Русско-чеченский словарь. - М.: Русский язык, 1978.

8. Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен и до конца XVIII века. М.,

2001.

9. Гумашвили Л.Э. Судебная власть и система органов, осуществляющих ее в Чеченской Республике Ичкерия. Учебное пособие / Чеченский университет права. г.

Грозный - 1997 г.

10. Дудаев Адам. Философия чеченского суверенитета. Чеченгосиздат «Жайна». г. Джохар. 1998.

11. Тезисы докладов региональной научно-практической конференции «Мир, согласие и сотрудничество», посвященной 60-летию Чеченского государственного университета. Джохар. 1998. С. 223-231.

12. Ахмадов Ш.Б., Гумашвили Л.Э. Некоторые вопросы становления чеченской государственности: история и современность // Журнал «Ойла» («Мысль»). 1998. № 1. С. 6-23.

13. Сигаури И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен». М.: Издательский дом «Русская жизнь», 1997.

14. Сигаури И. М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен.Т. II. - М., 2001.

15. Сигаури И. М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен. Т. III. - М., 2002.

16. Сигаури И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен. XIV. - М., 2004.

17. Сигаури И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен. XV. - М., 2005.

18. Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века. -Пособие для изучающих историю родного края. - М.: «Мир дому твоему», 2001.

19. Ахмадов Я.З., Хасмагомадов Э.Х. История Чечни в ХК-ХХ веках. - М.: Пульс,

2005.

20. Джамирзаев С.М. Древняя история чеченцев (нохчий) (К древней истории нахских племен ПЫ тысячелетия до новой эры). - М.: Альтекс, 2002. Второе издание осуществлено в 2009 году уже в г. Грозном.

21. История Чечни с древнейших времен до наших дней: в 2 т. Т. 1. История Чечни с древнейших времен до конца ХГХ века. - Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2006; История Чечни с древнейших времен до наших дней. В 2-х т. Т. II. История Чечни ХХ-ХХI вв. Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2008.

22. Нанаева Б.Б. Политические традиции чеченцев. Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2008.

23. Нанаева Б.Б. Традиции социально-правового регулирования в чеченском обществе. - Назрань: Пилигрим, 2009.

24. Историография возникновения признаков феодализма у чеченцев // Сборник научных статей КИГИ РАН РФ. Элиста. АПП «Джангар», 2004 год; Генезис признаков феодализма у нахских племен в раннее средневековье // Вестник ЛАМ. Бюллетень Центра комплексных исследований и популяризации чеченской культуры «ЛАМ» № 31. Грозный. 2006; К истории зарождения феодализма у нахских племен в ранее средневековье // Вестник Чеченского института повышения квалификации работников «Геланча», Министерство образования и науки ЧР. Выпуск №1. Грозный, 2006 год; К вопросу о государственности и права у чеченцев // Материалы международной научно-практической конференции (15.04. 20010 г.), «Актуальные проблемы истории Кавказа» посвященной 100-летию со дня рождения Расула Магомедова. Махачкала. 2010.

25. Мехкан Кхеташо (Совет Чечни) - как представительный орган власти чеченцев и его статус // Материалы международной научно-практической конференции (20 ноября 2010 г.) «Перспективы развития Российского парламентаризма», посвященной 40-летию создания юридического факультета СОГУ. Владикавказ. 2010; «Мехкан -Кхэл» (суд страны) - как судебный орган средневековой Чечни» // Журнал «Закон и право», № 1, 2012.

26. Конституционный федерализм Российской Федерации: проблемы теории и практики // Материалы Всероссийской научно - практической конференции «15 лет Конституции Российской Федерации: проблемы теории и практики» (27-28 ноября 2008 года), Часть 1. Махачкала, 2008 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.