Киреева Н. В., канд. пед. наук, доц., Чернявская Н. Э., канд. пед. наук, доц., Киреев М. Н., канд. пед. наук, доц. Белгородский государственный институт искусств и культуры
СУЩНОСТНЫЕ ОСНОВЫ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА
kireymn@mail.ru
В настоящей статье сделана попытка анализа сущности свободного времени современной молодежи и социально-культурных ресурсов молодежного досуга. Авторы рассматривают досуг как своеобразную сферу социально-культурной деятельности, в которой происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи. Наряду с этим, вскрываются отрицательные тенденции в современной досуговой деятельности молодежи и их причины.
Ключевые слова: досуговая деятельность, культура досуга, субкультура, индивидуальный стиль досуга, культурно-досуговые учреждения, социокультурная среда._
В современной социокультурной ситуации молодежный досуг и эффективное использование свободного времени молодежи предстает как общественно осознанная необходимость. Сегодня досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, в которой происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.
Досуг понимается нами как часть свободного времени, которая остается у человека после выполнения основных дел. Под культурой мы понимаем совокупность достижений в области просвещения, искусства, науки, духовный, нравственный мир искусства, науки, духовный, нравственный мир человека. Значительный вклад в исследование досуга молодежи внесли И.В. Бестужев-Лада, А. А. Гордон, Г. А. Пруден-ский, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, Э.В. Соколов, Б.А. Трушин. К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (Т.И. Бакланова, А.И. Беляева, А.С. Каргин и др.), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.). В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, В.А. Ковшаров, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков.
Прежде чем рассмотреть досуг как часть молодежной субкультуры, обратимся к понятию "социально-культурная деятельность". На протяжении долгого времени социально-культурная деятельность меняла свое название: внешкольное образование, политико-просветительская работа, культурно - просветительная работа, культурно-досуговая деятельность, социально-культурная деятельность. А.Д. Жарков рассматривает социально-культурную деятельность как деятельность, направленную на создание условий для наиболее полного развития, самоутвер-
ждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга; Т.Г. Киселева и Ю. Д Красильни-ков - как самостоятельную подсистему социального воспитания и образования людей.
При многообразии понятий «социально-культурная деятельность» вырисовываются ее основные особенности, такие как: деятельность осуществляется в свободное время, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью; характеризуется многообразием видов, РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для социально-культурной деятельности. Отличительными чертами социально-культурной деятельности являются гуманистический, культурологический и развивающий характер. А к основным функциям этой деятельности принято относить развивающую, информационно-просветительскую, культурно-творческую и рекреационно-оздоровительную.
Понятие "культура досуга" оценивается с двух основных сторон: как способ организации досуга, форму его материально-технического обеспечения и нормативно-ценностного регулирования и как содержательное богатство свободной жизнедеятельности, степень развитости, реализации и гармонии родовых и индивидуальных потенций. Данное определение позволяет нам выделить два наиболее существенных аспекта культурно-досуговой деятельности: способ организации свободного времени; степень развитости, реализации и гармонии потенций личности.
Особенности досуговой деятельности заключаются в доминировании личных интересов, склонностей личности, в автономности от жестоких социальных требований, регулирующих другие сферы жизнедеятельности человека. В современных условиях досуговая деятельность самоцельна и самоценна, она не является подготовкой к другой деятельности, а в идеале служит
развитию способностей, реализации интересов, духовному развитию личности [1. с.11].
Досуговая деятельность носит многосторонний характер, она соответствует различным потребностям членов общества, поэтому социальные функции досуговой деятельности определяются социальным назначением, структурой общества..
В ходе досуговой деятельности, которая является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его, наиболее полно проявляются способности, индивидуальные особенности личности, формируется и вырабатывается система ценностных ори-ентаций: этических, эстетических и др. Под воздействием досуговой деятельности происходит формирование личностных качеств индивида, постепенно образуется внутренний механизм саморегулирования личности, осуществляется усвоение и передача этических и эстетических ценностей от одного поколения к другому.
Так как досуг является неотъемлемой частью свободного времени, то перед молодым человеком возникает добровольный выбор различных досуговых форм, выбор которых чаще всего зависят от индивидуальных особенностей личности молодых людей. Вполне естественно, что у каждого молодого человека вырабатывается особый индивидуальный стиль досуга, предпочтение тех или иных видов деятельности в свободное время. Исходя из этого, одни стремятся к конкретному разнообразному, разумному времяпровождению, планируют его как средство личностного развития, другие - энергично и увлеченно занимаются в свободное время любимым и необходимым для их совершенствования делом, ограничивая себя в других видах до-суговой деятельности, третьи - страстно отдаются своей профессии и практически лишают себя какого-либо досуга, четвертые - предпочитают домашние формы досуга, пятые - видят смысл отдыха в компании друзей, шестые -наиболее привлекательными формами считают различные развлечения, музыку, танцы, игры, ток-шоу, КВН, седьмые - не имеют никаких глубоких интересов, бывают агрессивными, жестокими и склоненными к антиобщественному поведении., к пьянству. В основе такого выбора, как правило, лежит степень сформированности культуры молодого человека, круга его духовных потребностей. Однако не менее важным является тот факт, насколько развита сфера социально культурной интеграции и личностной самореализации молодых людей в социуме, как работают социальные институты досуга, что они могут предложить молодым людям.
Существует целый ряд обязательных требований к организации полноценного отдыха, которые основаны на социальной роли молодежного досуга и, обязательно, потребностей молодых людей, так как создание чисто внешних условий не всегда является гарантом успешной организации молодежного досуга. К сожалению, далеко не все сферы досуговой деятельности являются всеобщим достоянием, привычным атрибутом образа жизни современной молодежи, далеко не всегда содержание работы культурно-досуговых учреждений отвечает интересам и потребностям молодых людей. Настораживает тот факт, что в последнее время, не смотря на расширение сети культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга, что часто влечет за собой деформацию ценностей, низкий уровень досуговой деятельности учреждения и, соответственно, низкий уровень культуры молодых людей.
Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.
Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. Поэтому сфера молодежного досуга имеет свои особенности, к которым можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Можно выделить наиболее привлекательные для молодежи формы развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы, КВН и др. [2].
В процессе организации досуговой деятельности необходимо исходить из того, что система ее организации определяется интересами и потребностями молодежи в свободное время, которые имеют определенную последовательность проявления, что диктует необходимость в совершенствовании и постоянном обогащении содержания молодежного отдыха.
Изменение социального положения молодого человека непременно ведет к последовательному изменению его интересов и форм проведения его досуговой деятельностью. Это связано как с и модификацией интересов, так и с финансовым положением индивида. В другом случае, когда у молодого человека отсутствует потребность в самосовершенствовании, а сво-
бодное время ничем не заполнено, происходит деградация досуга, обеднение его структуры, уход от общения. А ведь именно общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, потребности в эмоциональном контакте, сопереживании; в информации; в объединении усилий для совместных действий, формирует культуру досуга. Особенностью культуры досуга, как внутренней культуры человека, предполагающей наличие у него определенных личностных свойств, является прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга.
Социально-экономические, политические, идеологические изменения в обществе непременно влекут за собой изменение запросов и интересов молодежи, меняют структуру молодежного досуга. Современные культурно-досуговые учреждения расширяют круг возможностей регуляции досуговой культуры, непрерывного повышения уровня и совершенствования межличностных контактов, предлагают современные пути рационального использования молодыми людьми свободного времени.
Заслуживают внимания и так называемые случайные контакты в процессе досуговой деятельности, т.е. нестабильная аудитория, в которой единения характеризуются не прочными связями между ее членами, различными целями и ценностными установками. С одной сторона, это ограничивает возможности самоутверждения ее участников, с другой, - не исключает закрепления социально-психологических изменений в сознании отдельных людей и подгрупп
Социально-психологические изменения личности происходят также в среде массовой аудитории, не смотря на то, что ее члены организационно не оформлены, при этом их объединяет общность интересов. Содержание молодежного досуга закладывает в молодом человеке такие привычки и умения, которые затем будут всецело определять его отношение к свободно-
му времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается первый опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям, определяется сам принцип организации и проведения свободного времени.
Досуговая деятельность проявляется в многообразных формах, классифицирующихся по различным признакам:
- по субъекту деятельности (массовая, групповая, индивидуальная);
- по месту существования (домашнее и вне-домашнее);
- по характеру организации деятельности (организованные и неорганизованные);
- по наличию творческого элемента (активные и пассивные).
К основным частям досуга, прежде всего, следует отнести: потребление культурных ценностей; самообразование; культурно-творческие занятия; любительские занятия; физкультурно-оздоровительные занятия; игровую и досуговую деятельность; неформальное общение; пассивный отдых.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Парадоксальный молодой человек. 2006. [Электронный ресурс]. URL.:
http://ecsocman.hse.ru/data/870/792/1219/004 vish nevskiy.pdf. (Дата обращения: 12. 10. 2013).
1. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Белгородской области [Электронный ресурс]: Закон Белгородской области "" от 7 июля 1997 года № 123 (ред. От 04.06.2009): принят Белгородской областной Думой 16.06.1997. - Режим доступа: http://zakon-region.ru/belgorodskaya-oblast/20541