UDC 159.9
TECHNIQUE OF CONTROL AND SUPERVISING OF ADAPTATION MILITARY PERSONNEL IN PROCESS OF PROFESSIONAL ACTIVITY
Yevgeniy Nikolayevich Kosyrev, Military aviation engineering university, Voronezh, Russia, Senior Lecturer, e-mail: ekosyrev@mail.ru
Nikolay Aleksandrovich Us, Military aviation engineering university, Voronezh, Russia, Doctor of Technics, Professor of 92 Department, e-mail: us_n@mail.ru
The model of control and regulating of adaptation process, the technique description and its realization at the example of professional activities of military personnel of military educational establishments is given in the article. the interrelation of this technique with score-rating system of evaluating of objective characteristics of a cadet is suggested.
Key words: adaptation process; diagnostic methods; adaptation criteria; score-rating system; mathematical statistics.
УДК 60.524.45
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
© Владимир Александрович Мищенко
Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Россия, кандидат педагогических наук, доцент, декан гуманитарного факультета, зав. кафедрой педагогики и психологии, e-mail: vam@ugrasu.ru, vam7405@mail.ru
Статья посвящена определению сущностных характеристик профессиональной мобильности, сложного интегративного социально-психолого-педагогического явления, показывающего способность и готовность человека к смене вида своей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная мобильность; сущностная характеристика.
Качественная подготовка конкурентоспособного и востребованного специалиста в условиях рынка является одной из ведущих задач современного российского высшего образования. Одним из способов разрешения этой задачи в нынешних социально-экономических условиях становиться формирование у молодежи высокой профессиональной мобильности. Под профессиональной мобильностью в подобном контексте понимается качество человека, отражающее способности и готовность его к смене профессии (специальности), обусловленное личными способностями, внешними условиями жизни и его социализацией, включая направленную профессиональную и психологическую подготовку, полученную в различных образовательных структурах.
Под сущностными характеристиками какого-либо интегративного явления обычно понимаются те из них, которые отражают сущность его основных инвариантных аспектов и, в своей совокупности, сущность самого этого явления. Применительно к феномену профессиональной мобильности нам представляется возможным выделить сле-
дующие его ведущие сущностные характеристики: статусная; социо-структурная; меж-профессиональная; образовательная; культурная. Каждая из них отображает свою грань профессиональной мобильности, причем все они в комплексе достаточно полно характеризуют это явление в целом. Рассмотрим сущностные характеристики профессиональной мобильности подробнее.
Статусная характеристика. Еще один из основателей теории социальной мобильности П.А. Сорокин [1] рассматривал изменение социального статуса человека как одну из ведущих характеристик социальной мобильности в целом. Причем под социальным статусом обычно понималось место человека в социальной иерархии, присущей тому или иному обществу. Для определения этого явления П.А. Сорокиным использовалось специальное частное понятие «вертикальная» социальная мобильность, которая, в отличие от «горизонтальной», предполагала изменение «вертикального» положения человека в социуме. В прошедшие века социальный статус определялся, в первую очередь, сословной (классовой) принадлежностью и поло-
жением человека внутри своего сословия. Однако начиная со второй половины XIX в. ситуация заметным образом изменилась. На место строго иерархизированных сословий пришли большие социальные группы, которые в определенной степени конкурировали между собой в борьбе за ведущее место в обществе. К таким группам, как правило, относили: владельцев и крупных акционеров различных частных организаций и предприятий; представителей мелкого бизнеса; государственных чиновников; представителей «свободных», используя средневековую терминологию, профессий; инженеров в самом широком толковании этого понятия; представителей наиболее распространенных профессий, не связанных с материальным производством, т. е. учителей и врачей; наемных рабочих и т. п. В зависимости от экономического уклада социума, типа государственного устройства и официальной идеологии некоторые из этих групп считались более престижными, другие - менее.
Таким образом, можно сделать вывод, что способность человека изменить свой социальный статус в одной из перечисленных выше групп или с переходом из одной группы в другую является одной из ведущих характеристик вертикальной социальной мобильности.
Вместе с тем статусная характеристика имеет прямое отношение не только к социальной, но и к профессиональной мобильности. Напомним, что профессиональная мобильность подразумевает, в первую очередь, смену человеком одной профессии (или специальности) на другую. В каждый исторический период в различных обществах существуют более престижные профессии, предусматривающие повышенную оплату труда по сравнению с другими, какие-либо существенные льготы, уважительное отношение со стороны окружающих и т. п. Таким образом, смена менее престижной профессии на более престижную, автоматически повышает социальный статус человека. На это обращают внимание многие исследователи профессиональной мобильности, особенно если тематика их работ носит по преимуществу социологический характер. Так, например, Н.В. Сидорова указывает, что «мотивация (при смене профессий. - В. М.) должна быть достаточно высокой, непоколебимой и связана с допол-
нительными привилегиями (финансовые, властные, привилегии престижа)» [2].
По аналогии с социальной мобильностью можно говорить о горизонтальной и вертикальной профессиональной мобильности. Эти два понятия подразумевают перемещение человека по социально-иерархической лестнице в зависимости от смены им своей профессии или специальности. Под горизонтальной профессиональной мобильностью можно понимать перемещение человека в статусно-профессиональном пространстве без серьезных изменений его социального статуса. Соответственно, вертикальная профессиональная мобильность подразумевает изменение такого статуса.
В свое время П.А. Сорокин указывал, что вертикальная социальная мобильность может быть восходящей и нисходящей. Он и его последователи П. Штомпка и П. Бурдье, в первую очередь, обращались к внешним социальным факторам, которые препятствуют повышению социального статуса человека. К ним относили низкий образовательный уровень, принадлежность человека к низшим социальным слоям, отсутствие «нужных» семейных связей и т. п. В современных условиях применительно к восходящей социальной мобильности эти факторы во многом сохраняются. Вместе с тем если говорить о нисходящей профессиональной мобильности, то ее причинами могут быть не только социальные, но и чисто экономические и личностные факторы. К экономическим факторам можно отнести кризисы, в условиях которых многие вполне успешные в своей профессиональной деятельности люди были вынуждены менять профессию на менее престижную в целях элементарного выживания. Особенно заметно это проявилось в нашей стране в первой половине 90-х гг. ХХ в.
Что же касается личностных факторов, обусловливающих снижение профессионально-статусного положения человека, то представляется возможным отнести к наиболее распространенным из них следующие. Во-первых, это злоупотребление алкоголем, что, к сожалению, достаточно часто имеет место в нашей стране и не нуждается в специальном анализе. Во-вторых, это ситуация, когда человек, успешно проявивший себя в какой-либо профессиональной деятельности и назначенный на более высокий пост с
функциями управления, оказывается психологически не готовым к новой работе, испытывает серьезный дискомфорт и добровольно или принудительно возвращается к своей прежней профессии. В-третьих, иногда под влиянием изменившегося мировоззрения, обретения новых ценностных ориентиров или по иным причинам достаточно успешный профессионал кардинально меняет свою жизнь, переходя к менее престижной профессии и добровольно снижая свой социальный статус. Подобная смена часто сопровождается и сменой места жительства, т. н. «бегством из мегаполиса». На Западе, где это явление в последние годы получило определенное распространение, оно именуется «дауншифтингом».
Таким образом, можно констатировать, что статусная характеристика профессиональной мобильности отражает влияние этого феномена на изменение статусного положения человека в социуме, обусловленного сменой профессии или специальности. Статусная характеристика является своеобразным связующим звеном между феноменами «социальная мобильность» и «профессиональная мобильность» и обусловлена целым комплексом как внешних, так и внутренних факторов.
Социоструктурная характеристика профессиональной мобильности по своему содержанию достаточно близка к статусной характеристике, однако имеет существенное отличие от нее. Как и в предыдущем случае, она связана с социологическим подходом к изучению явления профессиональной мобильности. Но если статусная характеристика отмечает изменение общего социального статуса человека, связанное со сменой профессии, то социоструктурная характеристика определяет перемещение человека из одной социальной структуры в другую, обусловленное изменением по каким-либо причинам характера его профессиональной деятельности.
Б.М. Игошев отмечает, что в современных развитых обществах выделяют пять таких основных групп: а) бизнес-слой, т. е. все лица, занятые предпринимательской деятельностью; б) все лица занятые в силовых структурах; в) управленцы (менеджеры), т. е. руководители разного ранга; г) работники умственного труда (от высококвалифицированных профессионалов до конторских слу-
жащих); д) работники физического труда (рабочие и крестьяне разной квалификации) [3]. Следует отметить, что подобная классификация не представляется полностью адекватной нынешним социальным реалиям, существующим в нашей стране. Так, например, имеется тенденция к стиранию различия между некоторыми категориями работников умственного и физического труда, поскольку все больше технологических процессов автоматизируется и выполняющие их рабочие и техники в значительной степени используют свои интеллектуальные познания, а не только физическую силу. Именно это явилось одной из причин того, что профессиональные обязанности высококвалифицированного рабочего в последнее время нередко выполняют лица с соответствующим высшим образованием. Равным образом, не совсем понятно, куда следует отнести все увеличивающееся количество лиц, занятых в шоу-бизнесе и в сфере обслуживания в целом. Тем не менее предложенная схема дает общее представление о примерной профессиональной структуре социума во многих странах.
Причины кардинальной смены профессии, а именно они играют важную роль в определении структурно-профессиональной
характеристики профессиональной мобильности, могут быть различными. Б.М. Игошев полагает, что «социальная мобильность как перемещение индивида в социально-профессиональной структуре общества чаще всего связана с изменением его профессионального статуса» [3]. С подобной точкой зрения, согласно которой именно соответствующий уровень профессионального образования доминирует при смене человеком своей профессии, соответствующей иной социальной структуре, согласиться трудно. Разумеется, послевузовское непрерывное образование может сыграть определенную роль при смене профессии. Но решение получить такое образование нередко приходит уже после того, как профессия была изменена. Человек чувствует определенный недостаток знаний в новой области своей деятельности и, как правило, оканчивает какие-либо вечерние, обычно краткосрочные, курсы, не прерывая своей основной работы. Так что получение образования по новой специальности нередко носит вторичный характер по отношению к смене профессии.
Кроме получения нового (или дополнительного) профессионального образования причинами смены структурно-профессионального положения человека могут служить: резкое изменение социально-экономической ситуации, связанное как с экономическими кризисами, так и с быстрым развитием новейших отраслей промышленности; возрастание престижа и оплаты труда в какой-либо из упомянутых социальных групп (так, например, резкое увеличение оплаты труда военнослужащим-контрактникам, произо-
шедшее в России в начале нашего века, привело к заметному притоку в силовые структуры значительного числа добровольцев, прежде работавших по иным специальностям); личностные экономические и иные приоритеты, что можно проиллюстрировать переходом в категорию мелких предпринимателей определенного числа лиц, прежде занимавшихся наемным трудом и т. п.
Таким образом, не представляется возможным обусловливать структурно-профессиональную характеристику профессиональной мобильности, главным образом, наличием и уровнем соответствующего образования.
Межпрофессиональная характеристика профессиональной мобильности не подразумевает обязательную смену социального статуса или большой социальной группы. Она, в первую очередь, характеризует собственно смену профессии или специальности. В последнем случае она называется внутрипро-фессиональной. Межпрофессиональная характеристика не относится исключительно к горизонтальной мобильности. Она может предусматривать и некоторое повышение социального статуса человека, но оценка подобного повышения не является главным объектом межпрофессиональной характеристики. Причинами горизонтальной профессиональной мобильности могут стать:
- внутренняя психологическая неудовлетворенность от выполнения профессиональной деятельности;
- личные обстоятельства, когда работа на другом предприятии по другой профессии или специальности почему-либо (не обязательно из карьерных соображений) представляется более привлекательной;
- появление новых профессий и специальностей, более интересных для молодых
специалистов с научной или технической точки зрения;
- смена специальности в рамках одной профессии (иногда по просьбе руководства) в целях развития предприятия и внедрения инновационных технологий и т. п.
Образовательная характеристика. П.А. Сорокин отмечал, что образование является одним из важнейших факторов, стимулирующих социальную мобильность в целях повышения социального статуса человека [1, с. 397]. Представляется совершенно очевидным, что соответствующее общее и специальное образование играет еще большую роль в формировании профессиональный мобильности у отдельных людей. По замечанию Н.В. Сидоровой, «система высшего образования выступает в качестве одной из основных стратификационных составляющих в процессе социально-профессиональной мобильности и является условием, фактором успешности протекания процессов вертикальной профессиональной мобильности молодежи, повышая их стартовые профессиональные возможности» [2, с. 11].
Существуют различные подходы к определению непосредственной роли образования в становлении профессионально мобильного специалиста. Л.В. Горюнова, например, опирается на профессиональные компетентности, сформировавшиеся в процессе получения человеком образования. По ее мнению, «результатом образования является формирование компетенций, способствующих мобильности человека, которая обеспечивает безопасность и прогрессивное качество жизнедеятельности» [4]. Заметим в скобках, что подобные «прагматические» взгляды на основные задачи образования возникли еще во второй половине XIX в. и, в частности, были изложены в одной из работ известного английского философа-позитивиста Г. Спенсера. Автор полагал, что к важнейшим задачам образования (сам он именовал его «воспитанием») относится освоение «деятельности», направленной на самосохранение и на обеспечение достойного существования [5].
Л.В. Горюнова понимает профессиональные компетенции в самом широком, общесоциальном, а не только в узкопрофессиональном смысле. Она подчеркивает, что «компетентностный подход в образовании охватывает, наряду со знаниями и навыками,
такие категории, как способности, готовность к познанию, социальные навыки» [4, с. 118]. По мнению автора, основанного на специальных социологических исследованиях, формирование большинства элементов профессиональной компетентности происходит во время изучения студентами общеобразовательных, а не специальных дисциплин [4, с. 119]. Подобный подход представляется интересным и перспективным как инструмент исследования, поскольку он позволяет определять практическую, а не только «теоретическую», основанную на документах об образовании, пригодность выпускников вузов к смене профессии.
Однако, на наш взгляд, компетентност-ный подход к образовательной характеристике профессиональной мобильности страдает одним недостатком. Социологические исследования, да и простой социальный опыт каждого человека показывают, что формирование полноценной профессиональной компетентности, включая ее когнитивную, социальную и аксиологически-мотивационную составляющие, у человека происходит уже в процессе его непосредственной трудовой деятельности. Поэтому и само определение профессиональной компетентности, предлагаемое некоторыми исследователями, не связывается исключительно с периодом профессионального обучения. Так, по мнению
В.А. Болотова и В.В. Серикова [6], компетентность, в т. ч. и профессиональная, является следствием саморазвития индивида, его личностного роста, самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта. Как справедливо отмечает Е.В. Астахова, «разнообразие и разноплановость трактовок понятия «профессиональной компетентности» обусловлено различием научных подходов: личностно-деятельностного, зна-ниевого, культурологического... к решаемым исследователями научным задачам» [7].
Если говорить о профессиональных компетентностях, вырабатываемых в период обучения, то их можно назвать предварительными, «потенциальными», что, отчасти, связано с изменением социального статуса самого человека после окончания вуза: от студента к работнику. Использование компе-тентностного подхода к изучению формирования профессиональной мобильности специалистов может быть успешно реализовано
и применительно к их последующей после окончания вуза деятельности.
Культурная характеристика профессиональной мобильности определяет воздействие общекультурного развития человека на его профессиональную мобильность. Эту характеристику не следует путать с понятием культурная (социокультурная) мобильность. Существует несколько определений культурной мобильности. Ряд авторов полагает, что она связана со способностью личности толерантно принимать культуру других этносов. Так, Ю.И. Калиновский понимает культурную мобильность как «способность личности естественно воспринимать культурные традиции этноса, следовать принципу многокультурного плюрализма, стремиться производить новые культурные ценности, сопоставляя их с произведениями мировой культуры, т. е. проявляя свою общекультурную информированность» [8].
В свою очередь, Л.В. Горюнова полагает, что культурная мобильность «обеспечивает инновационный подход к решению поставленных перед человеком задач с опорой на принцип гуманизма в социальной среде» [4, с. 24].
Как же связана культурная мобильность с культурной характеристикой профессиональной мобильности? По нашему мнению, последняя включает в себя много элементов, отражающих воздействие общей культуры личности на ее профессиональную мобильность. К важнейшим из них можно отнести следующие.
Во-первых, знание основ культуры других народов. В условиях все укрепляющихся связей, в т. ч. и экономических, между государствами и отдельными этническими регионами многонациональных государств все чаще практикуется переезд человека на новую работу в другую страну или в другой регион, где он оказывается в инокультурной, а иногда, и в иноязычной среде. Представляется очевидным, что знание культуры такой среды или, по крайней мере, стремление ее узнать способствует быстрейшей адаптации человека к новым условиям жизни и работы. Кроме того, знание культуры и истории страны или региона пребывания, включая основы доминирующей здесь религии (особенно ислама), позволяет легче устанавливать личные неформальные контакты, что, в т. ч., может
положительно влиять и на новую профессиональную деятельность в коллективе.
Во-вторых, общие знания в разных областях естественных, гуманитарных и социальных наук, что особенно важно, если человек занимается академической или прикладной научно-исследовательской деятельностью. Как известно, в последнее время наблюдается все усиливающаяся интеграция между самыми разнообразными сферами знания. Человек, обладающий энциклопедическими познаниями, в подобной ситуации становится все более востребованным в самых разных структурах, что, несомненно, способствует повышению его профессиональной мобильности.
В-третьих, знания в самых разнообразных областях, непосредственно не связанных с теми или иными профессиями, также могут, на личностном уровне, способствовать повышению профессиональной мобильности. Механизм этого особого когнитивнопсихологического явления следующий. Высокоэрудированный человек сам по себе вызывает интерес и уважение среди социального окружения. Он также может устанавливать неформальные контакты «по интересам» с самыми разными людьми. Причем в подобной ситуации часто возникают взаимные симпатии, нередко сопровождающиеся предложением смены специальности или профессии на новом рабочем месте. Подобная ситуация, на первый взгляд, малозначима в масштабах общих теоретических проблем профессиональной мобильности, но на практике она получила достаточно широкое распространение.
Таким образом, выявленные сущностные характеристики профессиональной мобиль-
ности, определенные в настоящей статье, достаточно полно описывают рассматриваемое явление и дают возможность проанализировать его отдельные компоненты в их взаимодействии.
1. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
2. Сидорова Н.В. Роль инновационного развития высшей школы в профессиональной мобильности молодежи: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Иркутск, 2006. С. 14.
3. Игошев Б.М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально-мобильных кадров в непрерывном педагогическом образовании: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008.
4. Горюнова Л.В. Научно-педагогические проблемы развития профессиональной мобильности специалиста: монография. Ростов н/Д, 2005. С. 117.
5. Спенсер Г. Статьи о воспитании. Спб., 1914. С. 11.
6. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 84.
7. Астахова Е.В. Высшее образование как фактор социальной мобильности в современном обществе // Методология и практика социологического анализа современного общества: сборник научных работ. Харьковские социологические чтения за 2001 г. Харьков, 2001.
С. 72.
8. Калиновский Ю.И. Развитие социально -профессиональной мобильности андрогога в контексте социокультурной образовательной политики региона: автореф. дис. . д-ра пед. наук. СПб., 1999.
Поступила в редакцию 2.07.2010 г.
UDC 60.524.45
ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL MOBILITY
Vladimir Aleksandrovich Mishchenko, Yugra State University, Khanty-Mansiysk, Russia, Candidate of Education, Associate Professor, Dean of Humanitarian Faculty, Head of Pedagogy and Psychology Department, e-mail: vam@ugrasu.ru, vam7405@mail.ru
The article is devoted to determination of essential characteristics of professional mobility, that means a complicated integrative socio-psycho-pedagogical phenomenon showing a person’s ability and readiness to change his professional activity.
Key words: professional mobility; essential characteristic.