Научная статья на тему 'СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ»'

СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческая коммуникация / субъекты коммуникации / коммуникационные институты / коммуникативная деятельность / коммуникационный процесс / коммуникационные барьеры / коммуникативная компетенция / creative communication / subjects of communication / communication institutions / communicative activity / communication process / communication barriers / communicative competence

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ли Сяофен

Для представителей сценических профессий творческие коммуникации с коллегами и публикой входят в содержание профессиональной деятельности. Цель исследования составить сущностно-содержательную характеристику понятия «творческая коммуникация». Методологическую основу исследования составил полисубъектный (диалогический) подход, ориентирующий на развитие продуктивного взаимодействия. Основные результаты исследования состоят в том, что дано определение понятия «творческая коммуникация», выяснены ее сущность и содержание. Под понятием «творческая коммуникация» можно понимать процесс трансляции культурных ценностей и конструирования социальных смыслов. Сущность творческой коммуникации выражает процесс интеллектуально-творческого взаимодействия субъектов социальной реальности. В содержании творческой коммуникации можно выделить следующие составляющие: субъектов коммуникации, коммуникационные институты, коммуникативную деятельность, коммуникационный процесс, коммуникационные барьеры, коммуникационные технологии. Подготовка студентов-вокалистов к творческой коммуникации специально организованный процесс взаимодействия музыкального искусства и личности в соответствии с нравственно-эстетическим идеалом современности, результат которого составляет формирование коммуникативной компетенции студентов. Коммуникативная компетенция это интегративное свойство личности. Содержание коммуникативной компетенции составляет совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих способностей, знаний, умений, навыков, способов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For representatives of stage professions, creative communications with colleagues and the public are included in the content of their professional activities. The purpose of the study is to compose an essential and meaningful description of the concept of "creative communication". The methodological basis of the study was a polysubjective (dialogical) approach, which focuses on the development of productive interaction. The main results of the study are that the definition of the concept of "creative communication" is given, its essence and content are clarified. The concept of "creative communication" can be understood as the process of translating cultural values and constructing social meanings. The essence of creative communication expresses the process of intellectual and creative interaction of the subjects of social reality. The content of creative communication can be divided into the following components: subjects of communication, communication institutions, communication activities, communication process, communication barriers, communication technologies. Preparation of student vocalists for creative communication is a specially organized process of interaction between musical art and personality in accordance with the moral and aesthetic ideal of modernity, the result of which is the formation of students' communicative competence. Communicative competence is an integrative property of a person. The content of communicative competence is a set of interrelated and interacting abilities, knowledge, abilities, skills, methods of activity.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ»»

13. Стычинский, М.С. Трансляция культурных ценностей в современной России в условиях информационного общества /М.С. Стычинский // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2021. - Т. 10,№ 5А.-С. 110-118

14. Черри, К. Человек и информация (Критика и обзор) / К. Черри. - Москва: Связь, 1972. - 368 с.

15. Явгильдина, З.М. Персонализация развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов / З.М. Явгильдина, A.B. Мишина. - Казань: Казанский государственный институт культуры, 2022. - 112 с.

Педагогика

УДК 378.1

аспирантка Ли Сяофен

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Казань)

СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

Аннотация. Для представителей сценических профессий творческие коммуникации с коллегами и публикой входят в содержание профессиональной деятельности. Цель исследования - составить сущностно-содержательную характеристику понятия «творческая коммуникация». Методологическую основу исследования составил полисубъектный (диалогический) подход, ориентирующий на развитие продуктивного взаимодействия. Основные результаты исследования состоят в том, что дано определение понятия «творческая коммуникация», выяснены ее сущность и содержание. Под понятием «творческая коммуникация» можно понимать процесс трансляции культурных ценностей и конструирования социальных смыслов. Сущность творческой коммуникации выражает процесс интеллектуально-творческого взаимодействия субъектов социальной реальности. В содержании творческой коммуникации можно выделить следующие составляющие: субъектов коммуникации, коммуникационные институты, коммуникативную деятельность, коммуникационный процесс, коммуникационные барьеры, коммуникационные технологии. Подготовка студентов-вокалистов к творческой коммуникации специально организованный процесс взаимодействия музыкального искусства и личности в соответствии с нравственно-эстетическим идеалом современности, результат которого составляет формирование коммуникативной компетенции студентов. Коммуникативная компетенция - это интегративное свойство личности. Содержание коммуникативной компетенции составляет совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих способностей, знаний, умений, навыков, способов деятельности.

Ключевые слова: творческая коммуникация, субъекты коммуникации, коммуникационные институты, коммуникативная деятельность, коммуникационный процесс, коммуникационные барьеры, коммуникативная компетенция.

Annotation. For representatives of stage professions, creative communications with colleagues and the public are included in the content of their professional activities. The purpose of the study is to compose an essential and meaningful description of the concept of "creative communication". The methodological basis of the study was a polysubjective (dialogical) approach, which focuses on the development of productive interaction. The main results of the study are that the definition of the concept of "creative communication" is given, its essence and content are clarified. The concept of "creative communication" can be understood as the process of translating cultural values and constructing social meanings. The essence of creative communication expresses the process of intellectual and creative interaction of the subjects of social reality. The content of creative communication can be divided into the following components: subjects of communication, communication institutions, communication activities, communication process, communication barriers, communication technologies. Preparation of student vocalists for creative communication is a specially organized process of interaction between musical art and personality in accordance with the moral and aesthetic ideal of modernity, the result of which is the formation of students' communicative competence. Communicative competence is an integrative property of a person. The content of communicative competence is a set of interrelated and interacting abilities, knowledge, abilities, skills, methods of activity.

Key words: creative communication, subjects of communication, communication institutions, communicative activity, communication process, communication barriers, communicative competence.

Введение. В условиях культурной трансформации мира на процесс творческой коммуникации существенное влияние оказывают инновационные коммуникативные практики, цифровизация общества [6, С. 123]. Для представителей сценических профессий творческие коммуникации с коллегами и публикой входят в содержание профессиональной деятельности [11, С. 5]. Цель исследования - составить сущностно-содержательную характеристику понятия «творческая коммуникация». Методологическую основу исследования составил полисубъектный (диалогический) подход, ориентирующий на развитие продуктивного взаимодействия.

Изложение основного материала статьи. Субъектные характеристики социальной коммуникации (коммуникативная культура и коммуникативная компетенция) позволяют выделить разные виды социальной коммуникации: профессиональную, политическую, межкультурную, творческую, маркетинговую, деловую и другие. Объект данного исследования составляет творческая коммуникация. Значительный вклад в определение понятия «творческая коммуникация» в российской научной литературе сделан в работах Кабрина В.И., Капытина А.И., Хамагановой К.В., Хилько Н.Ф.

В исследованиях профессора Кабрина В.И. коммуникация рассматривается как творческий процесс, сопряжений с любыми социокультурными изменениями. Формирование и развитие творческой коммуникации обусловлено транскоммуникационными процессами, которые могут быть определены как взаимосвязь разномерных миров (прежде всего культурных) [3, С. 155-156].

В трудах Капытина А.И. творческая коммуникация определяется как деятельность, способствующая получению нового опыта и преодолению коммуникативных стереотипов, развитию и творческому самовыражению личности, оздоровлению и психокоррекции, посредствам арт-терапии, свободного общения с помощью речи, выразительной пластики тела, музыки, изобразительного искусства и драматической игры [1, С. 12].

В публикациях Хамагановой К.В. творческая деятельность определяется коммуникативным характером этого процесса. Творческая коммуникация рассматривалась как результат проявления сущностных качеств личности, характеризующая ее внутреннее богатство и неповторимость. На практике творческая коммуникация направлена на организацию мероприятий по продвижению творческого мышления и духа инноваций [9, С. 4-9].

В работах Хилько Н.Ф. творческая коммуникация трактуется как система художественного освоения мира посредством распространения образов доя знаковосмысловой идентификации в художественной деятельности. Творческая

коммуникация взаимосвязана с эстетической коммуникацией, направленной на выявление социально-культурных и духовно-ценностных смыслов и значений [10, С. 267-269].

Анализ научной литературы показал, что в современных исследованиях творческая коммуникация рассматривается в контексте: психотерапии искусством, предусматривающей вовлечение клиентов в творческий процесс [2, с. 81-83]; профессиональной деятельности работников творческих профессий, предусматривающей творческие взаимоотношения с коллегами, организацию событий как пространства творческой коммуникации [5, С. 141-151]; коммуникативной творческой среды, организованной для выявления и развитии одаренности обучающихся [4, С. 62-65]; взаимодействия художественных систем [7, С. 74-82].

В данном исследовании творческая коммуникация рассматривается в контексте профессиональной деятельности работников творческих профессий. Подготовка студента-вокалиста к творческой коммуникации обуславливает и формирование индивидуального стиля творческой деятельности, и развитие содержания профессионального образования в сфере культуры и искусства, и актуализацию творчества как социального действия в результате интеграции духовных и практических усилий социального субъекта.

Под понятием «творческая коммуникация» можно понимать процесс трансляции культурных ценностей и конструирования социальных смыслов. Сущность творческой коммуникации выражает процесс интеллектуально-творческого взаимодействия субъектов социальной реальности посредством комплексного применения вербальных и невербальных каналов передачи информации для трансляции культурных ценностей и конструирования социальных смыслов. В содержании творческой коммуникации можно выделить следующие составляющие:

- во-первых, субъектов коммуникации, инициирующих коммуникативную деятельность и коммуникативный процесс, выступающих создателями и носителями коммуникативной культуры и коммуникативной компетенции, представленных отдельными личностями, социальными общностями (группами, публикой, аудиторией, массой, толпой);

- во-вторых, коммуникационные институты (масс-медиа, искусство, образование, библиотеки, музеи, театры и другие), которые организуют коммуникативные отношения между субъектами в ходе передачи информации на основе системы правил, норм, общественных ожиданий;

- в-третьих, коммуникативную деятельность как целенаправленное взаимодействие для трансляции культурных ценностей и конструирования социальных смыслов посредством обмена коммуникативными действиями (структурно оформленными и завершенными операциями интеллектуально-творческого взаимодействия), характеризующуюся формами (вербальной, невербальной), видами (подражанием, диалогом, управлением), уровнями (межличностным, групповым, массовым);

- в-четвертых, коммуникационный процесс как объективную трансляцию культурных ценностей во времени и пространстве по разным каналам с помощью вербальных и невербальных средств для конструирования социальных смыслов, включающий, коммуникатора (отправителя) и кодирование сообщения с целью доведения его адресата, реципиента (получателя) и декодирование сообщения для выявления смысла, каналы (средства) передачи информации;

- в-пятых, коммуникационные барьеры под которыми понимают трудности, выступающие причиной конфликтов, препятствующие интеллектуально-творческому взаимодействию. Можно назвать следующие виды барьеров: технические (отсутствие необходимых устройств, интернета и т.п.), социально-культурные (ценности, стереотипы, установки, низкая коммуникативная культура, отсутствие опыта), статусно-ролевые (позиции в социуме), психологические (возрастная, тендерная, религиозная, этническая, политическая идентичность, характер), семантические (языковые проблемы, низкий словарный запас и т.п.);

- в-шестых, коммуникационные технологии, интегрирующие методы, программно-технические средства, ресурсы для сбора, обработки, хранения, использования информации, обеспечения взаимосвязи в целях трансляции культурных ценностей и конструирования социальных смыслов, накопления коммуникативного опыта.

Актуализация сущности и содержания творческой коммуникации повысится при условии совершенствования у ее субъектов коммуникативной культуры и коммуникативной компетенции. Профессиональная деятельность студентов-вокалистов включает и культурно-просветительскую, и музыкально-педагогическую составляющую. Это предусматривает формирование у студентов-вокалистов музыкального-смыслового сознания, развития музыкального творчества. Для студентов-вокалистов музыка - это способ познания и социальной реальности, и человека. Д.Д. Шостакович писал, что тема пятой симфонии - становление личности. «Именно человека со всеми его переживаниями я видел в центре замысла этого произведения» [8, С. 7].

Подготовка студентов-вокалистов к творческой коммуникации - императив готовности к эффективному выполнению профессиональной деятельности, используя потенциал музыкального искусства, коммуникативные техники взаимодействия с публикой и музыкальным коллективом, коммуникативное воздействие в музыкальной пропаганде. Подготовка студентов-вокалистов к творческой коммуникации - это специально организованный процесс взаимодействия музыкального искусства и личности в соответствии с нравственно-эстетическим идеалом современности, результат которого составляет формирование коммуникативной компетенции студентов.

Коммуникативная компетенция - это интегративное свойство личности, включающее совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих способностей, знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для продуктивного коммуникативного взаимодействия. В контексте творческой коммуникации в содержании коммуникативной компетенции можно выделить следующие компоненты:

- способности, как индивидуально-психологические особенности личности (слуховая и социальная перцепция, эмоциональная устойчивость, мобильность, музыкально-ритмическое чувство, сенсомоторика), обеспечивающие успешность приобретения знаний (обучаемость, внимание, наблюдательность, творческое мышление, ориентация в музыкально-культурном пространстве, музыкальная память), формирования умений (коммуникабельность, ценностное самоопределение, воображение, воссоздание художественно-образного и смыслового содержания музыкальных произведений, музыкальная речь, организованность, артистичность), развития навыков (интеллектуально-творческое взаимодействие, музыкально-творческая самореализация, переживать музыку), освоения способов деятельности (инновационность, сотрудничество, самоконтроль) необходимых для творческой коммуникации вокалиста;

- знания, объединяющие осознание важности использования потенциала музыкального искусства в творческой коммуникации; представление о музыкально-смысловом сознании как основании для интеллектуально-творческого взаимодействия с субъектами социальной реальности; понимание категориально-понятийного аппарата творческой коммуникации (субъекты коммуникации, коммуникационные институты, коммуникативная деятельность, коммуникационный процесс, коммуникационные барьеры, коммуникационные технологии, вербальные и невербальные каналы передачи информации, трансляция культурных ценностей, конструирование социальных смыслов, коммуникативная культура, общение); усвоение основ общения (индивидуально-психологических особенностей общения, форм, методов, средств общения);

- умения, обеспечивающие коммуникативную грамотность (четко формулировать мысли, хорошая дикция, слушать и понимать собеседника, устанавливать межличностные контакты, обмениваться информацией, эффективно общаться); коммуникативную деятельность (адаптация к социокультурной реальности, целенаправленная передача и избирательный прием информации, адекватная оценка себя и других); интеллектуально-творческое взаимодействие с субъектами социальной реальности (отбор вербальных и невербальных каналов передачи информации, организация общения в соответствии с поставленной целью, саморегуляция психоэмоционального состояния); эффективность трансляции культурных ценностей и конструирования социальных смыслов (привлекать и удерживать внимание, аргументировать);

- навыки, способствующие приобретению коммуникативного опыта (определение успешных коммуникативных стратегий и разработка коммуникативных тактик, преодоление коммуникационных барьеров); процессу интеллектуально-творческого взаимодействия с субъектами социальной реальности для трансляции культурных ценностей и конструирования социальных смыслов (владение коммуникативными технологиями, методиками коммуникативной дидактики, готовность вступать в устные/письменные и вербальные/невербальные контакты);

- способы деятельности, обеспечивающие самостоятельное применение коммуникативных техник взаимодействия с публикой и музыкальным коллективом; коммуникативного воздействия в музыкальной пропаганде культурных ценностей.

Выводы. Творческая коммуникация - интегративное понятие, отражающее процесс трансляции культурных ценностей и конструирования социальных смыслов. Творческая коммуникация составляет вид социальной коммуникации, которая может рассматриваться и как составляющая общения и как многомерный целенаправленный процесс продуктивного взаимодействия субъектов социальной реальности. Сущностно-содержательная характеристика понятия «творческая коммуникация» включает сущность, содержание, процесс подготовки студентов-вокалистов к творческой коммуникации и его результат - формирование коммуникативной компетенции.

Литература:

1. Арт-терапия / Сост. и общая редакция А.И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с.

2. Ганкович, A.A. Концепция творческой коммуникации в контексте экспрессивной психотерапии искусством / A.A. Ганкович // Наука - образованию, производству, экономике: Материалы XVI (63) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов, Витебск, 16-17 марта 2011 года / Редколлегия: И.А. Щурок, А.П. Солодков [и др.]. Том 2. - Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2011. -С. 81-83

3. Кабрин, В.И. Концепция творческой коммуникации (из опыта психологических практик) / В.И. Кобрин // Сибирский психологический журнал. - 2011. - № 40. - С. 152-163

4. Лихачева, П.Р. Выявление и развитие одаренности ребенка в процессе творческой коммуникации / П.Р. Лихачева // Грани познания. - 2023. - № 3(86). - С. 62-65

5. Першенкова, A.B. Творческая коммуникация в балетном театре: работа педагога-репетитора и артиста над ролью / A.B. Першенкова // Культурная политика современной России: тенденции, процессы, управленческие решения: Статьи и материалы Научно-методологического семинара, Москва, 01-28 февраля 2023 года / Составление, общая и научная редакция О.Н. Астафьевой и В.К. Вгорова. Том Выпуск 10. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Согласие», 2023. - С. 141-151

6. Пугачева, Н.Б. Электронные средства профессионального образования: общие и национальные тенденции / Н.Б. Пугачева, А.Н. Лунев, О.Н. Потапова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-3. -С. 123-126

7. Себелева, A.B. Творческая коммуникация художественных систем М. Цветаевой и Б. Пастернака / A.B. Себелева // Нижневартовский филологический вестник. - 2021. - № 2. - С. 74-82

8. Торопова, A.B. Музыкальная психология и психология музыкального образования: учебник для вузов / A.B. Торопова. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 190 с.

9. Хамаганова, К.В. Философские аспекты творческой коммуникации: монография / К.В. Хамаганова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, 2010. - 99 с.

10. Хилько, Н.Ф. Динамика форм творческой коммуникации в сфере кинофестивального движения в социально-культурном пространстве Омской области во второй половине XX - начала XXI века / Н.Ф. Хилько // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 2(21). - С. 267-269

11. Явгильдина, З.М. Персонализация развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов / З.М. Явгильдина, A.B. Мишина. - Казань: Казанский государственный институт культуры, 2022. - 112 с.

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук Лощилова Анна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ:

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена приоритетом воспитания на современном этапе развития образования, его опережающей ролью в становлении гражданина, способного к инновационному преобразованию себя и социума, ответственного за сохранение природных и культурных богатств Родины; фрагментарностью использования воспитательного потенциала историко-культурного наследия, аккумулирующего культурно-историческую память, духовно-нравственные ценности, традиции, нравственные и экологические императивы. Целью статьи является разработка и обоснование технологии воспитания обучающихся на основе историко-культурного наследия в контексте идей и положений интегрального подхода, культурологической и личностно-деятельностной образовательной парадигм. В рамках статьи раскрыты ключевые теоретико-методологические положения исследования, специфика интегрального подхода как базиса воспитания обучающихся на основе историко-культурного наследия; представлен разработанный интегрально-дифференцированный механизм воспитания обучающихся на основе культурного наследия; рассмотрены особенности и структура технологии интегрального культурно-образовательного «погружения», обеспечивающего формирование знаний, ценностного отношения, опыта ответственной конструктивно-созидательной деятельности по сохранению объектов наследия. Рассмотрена специфика разработанной технологии. Материалы статьи представляют практическую ценность для педагогов общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, студентов педагогических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.