Научная статья на тему 'ПОНЯТИЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОЗИЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ'

ПОНЯТИЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОЗИЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная коммуникация / общение / коммуникабельность / коммуникативная культура / коммуникативная компетенция / social communication / communication / sociability / communicative culture / communicative competence

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ли Сяофен

В метатеории коммуникации коммуникативное знание рассматривается как междисциплинарное. Цель исследования уточнить понятийное содержание социальной коммуникации с позиций современной педагогической науки. Методологическую основу исследования составил полисубъектный (диалогический) подход, ориентирующий на развитие продуктивного взаимодействия. Основные результаты исследования состоят в научном обосновании сопряженных понятий «общение» и «социальная коммуникация». Общение персонализированный процесс взаимодействия между людьми посредством установления и развития межличностных отношений. Субъектные характеристики общения могут составлять общительность и коммуникабельность. Понятие «социальная коммуникация» может рассматриваться в широком и узком смыслах. В широком смысле социальная коммуникация это многомерный целенаправленный процесс продуктивного взаимодействия субъектов социальной реальности. В узком смысле социальная коммуникация это составляющая общения. Субъектные характеристики социальной коммуникации могут составлять коммуникативная культура и коммуникативная компетенция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the metatheory of communication, communicative knowledge is considered as interdisciplinary. The purpose of the study is to clarify the conceptual content of social communication from the standpoint of modern pedagogical science. The methodological basis of the study was a polysubjective (dialogical) approach, which focuses on the development of productive interaction. The main results of the study consist in the scientific substantiation of the associated concepts of "communication" and "social communication". Communication is a personalized process of interaction between people through the establishment and development of interpersonal relationships. The subjective characteristics of communication can be sociability and sociability. The concept of "social communication" can be considered in a broad and narrow sense. In a broad sense, social communication is a multidimensional purposeful process of productive interaction between the subjects of social reality. In a narrow sense, social communication is a component of communication. The subjective characteristics of social communication can be communicative culture and communicative competence.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОЗИЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»

12. Фролова, C.B. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / C.B. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, No 2. - С. 3. -URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1300/883 (дата обращения: 07.08.2023)

13. Электронный научно-образовательный сервис "Педагогическая карта мира" / A.A. Федоров, Е.Ю. Илалтдинова, И.В. Лебедева [и др.] // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. - 2017. -№ 10(101).-С. 19.

Педагогика

УДК 378.1

аспирантка Ли Сяофен

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Казань)

ПОНЯТИЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОЗИЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Аннотация. В метатеории коммуникации коммуникативное знание рассматривается как междисциплинарное. Цель исследования - уточнить понятийное содержание социальной коммуникации с позиций современной педагогической науки. Методологическую основу исследования составил полисубъектный (диалогический) подход, ориентирующий на развитие продуктивного взаимодействия. Основные результаты исследования состоят в научном обосновании сопряженных понятий «общение» и «социальная коммуникация». Общение - персонализированный процесс взаимодействия между людьми посредством установления и развития межличностных отношений. Субъектные характеристики общения могут составлять общительность и коммуникабельность. Понятие «социальная коммуникация» может рассматриваться в широком и узком смыслах. В широком смысле социальная коммуникация - это многомерный целенаправленный процесс продуктивного взаимодействия субъектов социальной реальности. В узком смысле социальная коммуникация - это составляющая общения. Субъектные характеристики социальной коммуникации могут составлять коммуникативная культура и коммуникативная компетенция.

Ключевые слова: социальная коммуникация, общение, коммуникабельность, коммуникативная культура, коммуникативная компетенция.

Annotation. In the metatheory of communication, communicative knowledge is considered as interdisciplinary. The purpose of the study is to clarify the conceptual content of social communication from the standpoint of modern pedagogical science. The methodological basis of the study was a polysubjective (dialogical) approach, which focuses on the development of productive interaction. The main results of the study consist in the scientific substantiation of the associated concepts of "communication" and "social communication". Communication is a personalized process of interaction between people through the establishment and development of interpersonal relationships. The subjective characteristics of communication can be sociability and sociability. The concept of "social communication" can be considered in a broad and narrow sense. In a broad sense, social communication is a multidimensional purposeful process of productive interaction between the subjects of social reality. In a narrow sense, social communication is a component of communication. The subjective characteristics of social communication can be communicative culture and communicative competence.

Key words: social communication, communication, sociability, communicative culture, communicative competence.

Введение. В метатеории коммуникации коммуникативное знание рассматривается как междисциплинарное. Общий объект исследования составляет информационный обмен между системами разного типа. Метатеория коммуникации синтезирует результаты научных исследований разных уровней коммуникативной реальности: теоретического, технологического, частнонаучного, эмпирического [9, С. 11-12, 19]. В контексте нашего исследования интерес представляет информационный обмен между социальными системами, составляющий объект изучения теории социальной коммуникации. Цель исследования - уточнить понятийное содержание социальной коммуникации с позиций современной педагогической науки. Методологическую основу исследования составил полисубъектный (диалогический) подход, ориентирующий на развитие продуктивного взаимодействия.

Изложение основного материала статьи. Понятие «коммуникация» в переводе с латинского языка (communicatio -сообщение, передача; communico - делаю общим) означает путь сообщения, сообщение, общение [8, С. 381]. Это обуславливает неоднозначное толкование понятия социальной коммуникации в научной литературе. Можно выделить несколько точек зрения о сущности социальной коммуникации.

В рамках первой точки зрения понятия «социальная коммуникация» и «общение» рассматриваются как тождественные. В психологических и педагогических трудах: общение, коммуникация, мышление толкуются как единство, основанное на слове [3, С. 9-29]; коммуникация (общение) определяется как процесс социального взаимодействия, обеспечивающий организацию и развитие общества [7, С. 21]; коммуникация трактуется как общение, способствующее единению участников, обмену информацией, и как связь, обеспечивающая организацию социальной жизни [14, С. 23-24]; общение определяется как коммуникационный процесс [5, С. 9,20].

В рамках второй точки зрения коммуникация рассматривается как составляющая общения. Наиболее ярко эта точка зрения представлена в исследовании Г.М. Андреевой. По ее мнению, общение - обуславливает реальность общественных и межличностных отношений, обеспечивает организацию и обогащение деятельности людей, так как «... в ней возникают новые связи и отношения между людьми», содержит в своей структуре коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты; коммуникация - это обмен информацией, структурообразующий компонент общения [2, С. 90, 93, 94, 97-98].

Точки зрения всех перечисленных ученых не потеряли своей актуальности. Позиция каждого автора может составлять теоретическую основу исследования разных аспектов и коммуникации и общения. Например, выяснение роли общения и коммуникации в интериоризации социальных отношений [3, С. 9-29]; изучение влияния общения и коммуникации на взаимодействие людей в коллективной деятельности [7, С. 21]; разработка механизма объединения субъектов общения и коммуникации [14, С. 23-24]; создание моделей организации общения и коммуникации субъектов педагогического процесса [5, С. 9, 20]; установление взаимосвязей общения и коммуникации [2, С. 90, 97-98].

Однако, в условиях культурной трансформации мира и развития цифровизации общества и коммуникация и общение могут рассматриваться как сопряженные виды деятельности. И коммуникация, и общение принимают равноправное участие в организации социального взаимодействия. Коммуникация составляет предмет исследования в разных науках.

Это позволяет выделить третью точку зрения, в рамках которой понятия «коммуникация» и «общение» рассматриваются как сопряженные. Истоки этой точки зрения можно найти в исследованиях профессора М.С. Кагана,

который писал, что общение - это практически-духовный, субъект-субъектный, диалогический процесс; коммуникация -информационный, субъект-объектный, однонаправленный процесс [4, С. 143-144, 146, 150]. Нужно «отчетливо понимать, где и когда наиболее эффективны коммуникация, монолог, сообщение, а где и когда оптимальны общение, диалог, отношение к другому как к субъекту» [4, С. 156].

В исследованиях современных ученых сопряженность понятий «коммуникация» и «общение» аргументирована следующим образом:

- коммуникация - это информационное взаимодействие, обеспечивающее взаимопонимание, согласованность действий, трансляцию культурных ценностей; общение - это личностно-экзистенциональное взаимодействие, обеспечивающее удовлетворение потребности в контакте с другими субъектами [13,С. 110-118];

- коммуникация - социально обусловленный целенаправленный процесс передачи и восприятия информации по разным каналам в условиях межличностного и массового общения; общение - социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах деятельности [6, С. 8-10];

- коммуникация - многомерный инструмент социального конструирования смыслов; общение - процесс конкретного, деятельностного установления контакта между уникальными субъектами для сопереживания [1, С. 6-11; 12, С. 123].

Выводы. Обобщая изложенное можно отметить следующее. Общение - персонализированный процесс взаимодействия между людьми посредством установления и развития межличностных отношений. Субъектные характеристики общения могут составлять общительность и коммуникабельность.

Теоретическое обоснование понятия «субъектность» представлено в исследовании В.А. Петровского. Субъектность трактуется как конституирующая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности - «особой активности, посредством которой человек воспроизводит себя, свое собственное бытие в мире» [11, С. 8-12].

Общительность может рассматриваться как индивидуальное свойство контактной личности, которое включает стремление к общению, признаки экстровертированной направленности человека. Коммуникабельность может трактоваться как индивидуальное свойство инструментального характера, включающее знания, умения, навыки контактной личности по конструктивному общению.

Понятие «социальная коммуникация» может рассматриваться в широком и узком смыслах. В широком смысле социальная коммуникация - это многомерный целенаправленный процесс продуктивного взаимодействия субъектов социальной реальности посредством создания эффективных каналов связи для информационного обмена, трансляции культурных ценностей, конструирования социальных смыслов.

В узком смысле социальная коммуникация - это составляющая общения, обеспечивающая обмен значимой информацией межу субъектами посредством вербальной и невербальной знаковой системы для организации совместной деятельности.

Субъектные характеристики социальной коммуникации могут составлять коммуникативная культура и коммуникативная компетенция. Теоретическую основу для определения понятий «коммуникативная культура» и «коммуникативная компетенция» составили научные выводы о том, что личность есть системное и поэтому «сверху чувственное» качество чувственного, телесного индивида со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами, в процессе вовлечения в общественные отношения [10, С. 182; 15, С. 5]. Личность это особая - «идеальная форма бытия человека, придающая ему свойство субъективности, то есть способности быть причиной себя, воспроизводить свое бытие в мире» [10,С. 184].

Коммуникативная культура может трактоваться как качество личности, включающее системную целостность знаний, умений, навыков, гуманистических ценностей, позволяющих четко формулировать мысли, слушать и понимать собеседника, устанавливать межличностные контакты, обмениваться информацией, эффективно общаться (коммуникативная грамотность), адаптироваться к социокультурной реальности, целенаправленно передавать и избирательно принимать информацию, адекватно оценивать себя и других (коммуникативная деятельность), определять успешные коммуникативные стратегии и разрабатывать коммуникативные тактики (коммуникативный опыт).

Коммуникативная компетенция может рассматриваться как интегративное свойство личности, включающее совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих способностей, знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для продуктивного коммуникативного взаимодействия.

Таким образом, коммуникативная культура может трактоваться как качественная характеристика личности, коммуникативная компетенция - приобретенное свойство, функциональное проявление коммуникативной культуры.

Литература:

1. Адамьянц, Т.З. Социальная коммуникация как сфера конструирования социальных смыслов / Т.З. Адамьянц // Коммуникация в социально-гуманитарном знании, экономике, образовании: материалы V Международной научно-практической конференции, Минск, 13-15 мая 2021 г. / Белорусский государственный университет / главный редактор

B.Ф. Гигин [и др.]. - Минск: Белорусский государственный университет, 2021. - С. 6-11

2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - Москва: Издательство Московского университета, 1980.-416 с.

3. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Москва: Изд-во ACT, 2022. - 576 с.

4. Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. - Москва: Политиздат, 1988.-319 с.

5. Колесникова, И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И.А. Колесникова; под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Академия, 2007. - 336 с.

6. Конецкая, В.П. Социология коммуникации / В.П. Конецкая. - Москва: Международный университет бизнеса и управления, 1997. - 302 с.

7. Леонтьев, A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев. - Москва: Смысл, 1999. - 365 с.

8. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под общей редакцией профессора Л.И. Скворцова. - Москва: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. - 1328 с.

9. Основы теории коммуникации / Под редакцией М.А. Василика. -Москва: Гардарики, 2003. - 615 с.

10. Петровский, A.B. Основы теоретической психологии / A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: ИНФРА-М, 1998.-528 с.

11. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-512 с.

12. Пугачева, Н.Б. Электронные средства профессионального образования: общие и национальные тенденции / Н.Б. Пугачева, А.Н. Лунев, О.Н. Потапова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-3. -

C. 123-126

13. Стычинский, М.С. Трансляция культурных ценностей в современной России в условиях информационного общества /М.С. Стычинский // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2021. - Т. 10,№ 5А.-С. 110-118

14. Черри, К. Человек и информация (Критика и обзор) / К. Черри. - Москва: Связь, 1972. - 368 с.

15. Явгильдина, З.М. Персонализация развития искусствоведческой компетенции будущих педагогов / З.М. Явгильдина, A.B. Мишина. - Казань: Казанский государственный институт культуры, 2022. - 112 с.

Педагогика

УДК 378.1

аспирантка Ли Сяофен

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Казань)

СУЩНОСТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

Аннотация. Для представителей сценических профессий творческие коммуникации с коллегами и публикой входят в содержание профессиональной деятельности. Цель исследования - составить сущностно-содержательную характеристику понятия «творческая коммуникация». Методологическую основу исследования составил полисубъектный (диалогический) подход, ориентирующий на развитие продуктивного взаимодействия. Основные результаты исследования состоят в том, что дано определение понятия «творческая коммуникация», выяснены ее сущность и содержание. Под понятием «творческая коммуникация» можно понимать процесс трансляции культурных ценностей и конструирования социальных смыслов. Сущность творческой коммуникации выражает процесс интеллектуально-творческого взаимодействия субъектов социальной реальности. В содержании творческой коммуникации можно выделить следующие составляющие: субъектов коммуникации, коммуникационные институты, коммуникативную деятельность, коммуникационный процесс, коммуникационные барьеры, коммуникационные технологии. Подготовка студентов-вокалистов к творческой коммуникации специально организованный процесс взаимодействия музыкального искусства и личности в соответствии с нравственно-эстетическим идеалом современности, результат которого составляет формирование коммуникативной компетенции студентов. Коммуникативная компетенция - это интегративное свойство личности. Содержание коммуникативной компетенции составляет совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих способностей, знаний, умений, навыков, способов деятельности.

Ключевые слова: творческая коммуникация, субъекты коммуникации, коммуникационные институты, коммуникативная деятельность, коммуникационный процесс, коммуникационные барьеры, коммуникативная компетенция.

Annotation. For representatives of stage professions, creative communications with colleagues and the public are included in the content of their professional activities. The purpose of the study is to compose an essential and meaningful description of the concept of "creative communication". The methodological basis of the study was a polysubjective (dialogical) approach, which focuses on the development of productive interaction. The main results of the study are that the definition of the concept of "creative communication" is given, its essence and content are clarified. The concept of "creative communication" can be understood as the process of translating cultural values and constructing social meanings. The essence of creative communication expresses the process of intellectual and creative interaction of the subjects of social reality. The content of creative communication can be divided into the following components: subjects of communication, communication institutions, communication activities, communication process, communication barriers, communication technologies. Preparation of student vocalists for creative communication is a specially organized process of interaction between musical art and personality in accordance with the moral and aesthetic ideal of modernity, the result of which is the formation of students' communicative competence. Communicative competence is an integrative property of a person. The content of communicative competence is a set of interrelated and interacting abilities, knowledge, abilities, skills, methods of activity.

Key words: creative communication, subjects of communication, communication institutions, communicative activity, communication process, communication barriers, communicative competence.

Введение. В условиях культурной трансформации мира на процесс творческой коммуникации существенное влияние оказывают инновационные коммуникативные практики, цифровизация общества [6, С. 123]. Для представителей сценических профессий творческие коммуникации с коллегами и публикой входят в содержание профессиональной деятельности [11, С. 5]. Цель исследования - составить сущностно-содержательную характеристику понятия «творческая коммуникация». Методологическую основу исследования составил полисубъектный (диалогический) подход, ориентирующий на развитие продуктивного взаимодействия.

Изложение основного материала статьи. Субъектные характеристики социальной коммуникации (коммуникативная культура и коммуникативная компетенция) позволяют выделить разные виды социальной коммуникации: профессиональную, политическую, межкультурную, творческую, маркетинговую, деловую и другие. Объект данного исследования составляет творческая коммуникация. Значительный вклад в определение понятия «творческая коммуникация» в российской научной литературе сделан в работах Кабрина В.И., Капытина А.И., Хамагановой К.В., Хилько Н.Ф.

В исследованиях профессора Кабрина В.И. коммуникация рассматривается как творческий процесс, сопряжений с любыми социокультурными изменениями. Формирование и развитие творческой коммуникации обусловлено транскоммуникационными процессами, которые могут быть определены как взаимосвязь разномерных миров (прежде всего культурных) [3, С. 155-156].

В трудах Капытина А.И. творческая коммуникация определяется как деятельность, способствующая получению нового опыта и преодолению коммуникативных стереотипов, развитию и творческому самовыражению личности, оздоровлению и психокоррекции, посредствам арт-терапии, свободного общения с помощью речи, выразительной пластики тела, музыки, изобразительного искусства и драматической игры [1, С. 12].

В публикациях Хамагановой К.В. творческая деятельность определяется коммуникативным характером этого процесса. Творческая коммуникация рассматривалась как результат проявления сущностных качеств личности, характеризующая ее внутреннее богатство и неповторимость. На практике творческая коммуникация направлена на организацию мероприятий по продвижению творческого мышления и духа инноваций [9, С. 4-9].

В работах Хилько Н.Ф. творческая коммуникация трактуется как система художественного освоения мира посредством распространения образов доя знаковосмысловой идентификации в художественной деятельности. Творческая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.