Это создает новые возможности для обучения путем проектирования новых, в том числе неформальных, информальных технологий и методик обучения.
Таким образом, концепция кросс-многомерной организации образовательного процесса в школе, базирующаяся в том числе, включающая в себя потенциал и достижения экосистемного подхода, в полной мере отвечает современным вызовам, создает идеальные условия для сотрудничества обучающихся и педагогов, реализации парадигм обучения XXI века.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: учебное пособие / А.К. Бродский. -Санкт-Петербург: Деан, 2000. - 224 с.
2. Козырева О.А. Возможности мультисредового подхода в педагогике и социологии / О. А. Козырева, М.Е. Гайко // Образование. Карьера. Общество. - 2011. - № 3 (32).- С. 24-32.
3. Таратухина, Ю.В. Теория и практика кросс-культурной дидактики / Ю.В. Таратухина. -Москва : Юрайт, 2017. - 243 с.
4. Одум Ю. Основы экологии : учебник / Ю. Одум. - Москва : Мир, 1975. - 741 с.
5. Олейников Б.В. О концепции «Экосистема обучения» и направлениях развития информатизации образования / Б.В. Олейников, С.А. Подлесый // Знание. Понимание. Умение. - 2013. -№ 4. - С. 84-91.
6. Соколов, А.В. Библиосфера и инфосфера в культурном пространстве России: профессионально-мировоззренческое пособие: учебное пособие / А.В. Соколов. - Москва : Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2016. - 384 с.
7. Хэтти, Джон А.С. Видимое обучение: синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников: антология образования / А.С. Джон Хэтти ; под ред. В.К. Загвоздкина, Е.А. Хамраевой. - Москва : Национальное образование, 2017. - 496 с.
REFERENCES
1. Brodsky, A.K. (2000), A short course in general ecology: textbook, Dean, St. Petersburg.
2. Kozyreva, O.A. and Gaiko, M.E. (2011), "Possibilities of a multi-environment approach in pedagogy and sociology", Education. Career. Society, No. 3 (32), pp. 24-32.
3. Taratukhina, Yu.V. (2017), Theory and practice of cross-cultural didactics, Yurayt, Moscow.
4. Odum, Yu. (1975), Fundamentals of ecology: textbook, Mir, Moscow.
5. Oleinikov, B.V. and Podlesny, S.A.(2013), "About the concept "Ecosystem of education" and directions of development of informatization of education", Knowledge. Understanding. Skill, No. 4, pp. 84-91.
6. Sokolov A.V. (2016), Bibliosphere and infosphere in the cultural space of Russia: professional and ideological guide: study guide, Association of School Librarians of the Russian World (RSBA), Moscow.
7. Hattie, John A.S. (2017), Visible learning: synthesis of the results of more than 50,000 studies covering more than 86 million schoolchildren: an anthology of education, National Education, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.05.2021
УДК 796.011.1
СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ «ЛОВКОСТЬ» И «КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ»
Сергей Александрович Жарков кандидат педагогических наук, доцент, Егоренков Дмитрий Владимирович кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волгоградская академия МВД России
Аннотация
В статье рассматриваются психофизиологические механизмы ловкости и координационных способностей. Представлены результаты исследования механизмов управления движениями нерв-
ной системой, рассматривается механизм формирования двигательных навыков. Результаты исследования названных механизмов позволяют говорить о том, что способности человека соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры какого-либо движения, способности поддерживать статическое и динамическое равновесие есть не что иное, как компоненты двигательных навыков, формируемых в процессе обучения конкретным движениям. По этой причине способностями, традиционно относимыми к разряду координационных, они не являются.
Ключевые слова: ловкость, координационные способности, двигательный опыт, двигательная память.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p120-123
ESSENTIAL CHARACTERISTICS OF THE CONCEPTS "DEXTERITY" AND "COORDINATION ABILITIES"
Sergey Aleksandrovich Zharkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Vladimirovich Egorenkov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Abstract
The article examines the psychophysiological mechanisms of dexterity and coordination abilities. The results of the study of the mechanisms of control of movements of the nervous system are presented, the mechanism of formation of motor skills is considered. The results of the study of these mechanisms allow us to say that the person's ability to measure and regulate the spatial, temporal and dynamic parameters of any movement, the ability to maintain the static and dynamic balance are nothing more than the components of motor skills, formed in the process of teaching to the specific movements. For this reason, they are not abilities traditionally classified as coordination abilities.
Keywords: dexterity, coordination abilities, motor experience, motor memory.
Длительное время в отечественной теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки для характеристики физических способностей человека применялось понятие «ловкость».
В конце 30-х годов прошлого столетия, когда формировались основы современной теории физического воспитания и спортивной тренировки, в толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова «ловкость» трактовалась как «физическая сноровка, искусное управление своим телом, движениями» (Толковый словарь русского языка, 1938).
Однако в отличие от обиходно-бытового представления «ловкости», ее научную формулировку впервые сделал Н.А. Бернштейн, который в своей монографии «О ловкости и ее развитии», написанной в конце 40-х годов прошлого столетия, на основе всестороннего и глубокого анализа происхождения и построения движений не только человека, но и всех живых существ, дал следующее определение: «Ловкость есть способность дви-гательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой возникшею двигательною задачей: 1) правильно (т.е. адекватно и точно), 2) быстро (т.е. скоро и споро), 3) рационально (т.е. целесообразно и экономично) и 4) находчиво (т.е. изворотливо и инициативно)» (Н.А. Бернштейн, 1991, С. 267).
«Ловкость - это качество или способность, которая определяет отношение нашей нервной системы к навыкам. От степени двигательной ловкости зависит, насколько быстро и успешно сможет соорудиться у человека тот или иной двигательный навык и насколько высокого совершенства он сумеет достигнуть» (Н.А. Бернштейн, 1991, С. 243). То есть, по сути, уровень развития ловкости у человека во многом определяет успешность процесса его обучения и совершенствования различных двигательных навыков, причем не только физкультурно-спортивных, но и профессиональных и бытовых. По мнению Н.А. Бернштейна (1991), ловкость - чрезвычайно универсальное, разностороннее качество, именно поэтому она необходима как в спортивных движениях, так и в про-
фессиональных навыках, в рабочих движениях и даже в обычном быту.
Тем не менее, автор разделяет ловкость на телесную и предметную. Телесной ловкость называются «те появления, которые имеют место в движениях уровня пространства (С) и обеспечиваются надежными широкими фонами уровня мышечно-суставных увязок (В)» (Н.А. Бернштейн, 1991, С. 244). То есть телесная ловкость проявляется в пространственных и временных перемещениях тела. Предметная же ловкость проявляется в движениях с предметами.
В обычных, спокойных жизненных условиях, свободных от различных непредвиденных ситуаций, спрос на проявление ловкости отсутствует. Он возникает только тогда, когда внезапно изменяется окружающая обстановка, требующая быстро и правильно приспособить выполняемые при этом движения. Чем резче и внезапнее возникают такие изменения, и чем они значимее для человека, тем большее требуется проявление ловкости (Н.А. Бернштейн, 1947). «Спрос на ловкость не заключается в самих движениях того или иного типа, а создается обстановкой. Нет такого движения, которое при известных условиях не могло бы предъявить очень высокие требования к двигательной ловкости. А эти условия состоят всегда в том, что становится труднее разрешимой стоящая перед движением двигательная задача или возникает совсем новая задача, необычная, неожиданная, требующая двигательной находчивости» (Н.А. Бернштейн, 1991, С. 32).
Решение неожиданно возникшей двигательной задачи, по мнению П. К. Анохина (1973), возможно из-за того, что структурные образования, составляющие любые функциональные системы, обладают исключительной мобилизуемостью. «Именно это свойство систем и дает им возможность быть пластичными, внезапно менять свою архитектуру в поисках запрограммированного полезного результата» (П.К. Анохин, 1973, С. 45).
Проявлению ловкости всегда характерны антиципация и экспромт. Антиципация позволяет заранее рассчитать действия, предвидеть их результат. В функциональной системе антиципация происходит в акцепторе (от лат. Асс1рю - я принимаю, получаю) результатов действия. Как известно, сам же акцептор результатов действия на основе многостороннего механизма афферентного синтеза не является выражением последовательного развития всей цепи явлений поведенческого акта. «Он предвосхищает афферентные свойства того результата, который должен быть получен в соответствии с принятым решением, и, следовательно, опережает ход событий в отношениях между организмом и внешним миром» (П.К. Анохин, 1973, С. 52). Очень важно, что ловкость поддается упражнению, то есть ее можно как выработать у человека, так и существенно повысить ее уровень. Для этого не существенны морфофункциональные параметры человека и уровень развития его силы, быстроты или выносливости. И как тонко замечает Н.А. Бернштейн: «Недаром ловкость нередко повышается с годами и, как правило, удер -живается у человека дольше всех других его психофизических качеств» (Н.А. Бернштейн, 1991, С. 26).
Как следует заметить, понятия «ловкость» и «координационные способности» отличаются своим содержанием и смыслом, поэтому их синонимическая связь отсутствует. Прежде весомые отличия проявляются в том, что координационные способности применимы во всех видах деятельности, несмотря на их трудоемкость. Координационные способности требует слаженности движений. Ловкость наоборот проявляется спонтанно, в те моменты, когда какие-либо препятствия возникают неожиданно. Отсюда делаем вывод, что ловкость это довольно сложное качество человека, которое выступает в качестве интегрального проявления координационных способностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анохин, П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П.К. Анохин // Принципы системной организации функций. - Москва : Наука, 1973. - С. 5-62.
2. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. - Москва : Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.
3. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н. А. Бернштейн. - Москва : Государственное издательство медицинской литературы, 1947. - 254 с.
4. Евстафьев, Б.В. О природе физических способностей и их соотношении с другими показателями физического развития человека / Б.В. Евстафьев // Теория и практика физической культуры. - 1986. - № 4. - С. 49-52.
5. Жарков, С.А. Методика развития физических качеств курсантов образовательных организаций МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Жарков Сергей Александрович. - Волгоград, 2016. - 23 с.
6. Курамшин, Ю.Ф. Методы развития двигательных (физических) качеств : методические рекомендации / Ю.Ф. Курамшин. - Ленинград : Институт физической культуры, 1980. - 31 с.
7. Колумбет, А.Н. Теоретико-методические подходы к развитию координационных способностей молодежи / А. Н. Колумбет // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2012. - № 4. - С. 62-65.
8. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - Москва : Азбуковник, 1999. - 944 с.
9. Schnabel, Y. Die Koordinativen Fahrigkeiten und das Problem der Yewandheit / Y. Schnabel // Theorie und Praxis der Korperkultur. - 1973. - No. 3. - P. 263-269.
10. Hirte, P. Koordinativen-motorishen vervollkommung im Sportunterricht undim Norteurere Ergebnisse und Positioned / P. Hirte // Theorie und Praxis der Korperkultur. - 1983. - No. 1. - P. 29-32.
REFERENCES
1. Anokhin, P. K. (1973), "Fundamental questions of the general theory of functional systems", Principles of the systemic organization offunctions, Nauka, Moscow, pp. 5-62.
2. Bernstein, N.A. (1991), About agility and its development, Physical culture and sport, Moscow.
3. Bernstein, N.A. (1947), On the construction of movements, State publishing house of medical literature, Moscow.
4. Evstafiev, B.V. (1986), "On the nature of physical abilities and their relationship with other indicators of human physical development", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 49-52.
5. Zharkov, S. A. (2016), Methodology for the development ofphysical qualities of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, Volgograd.
6. Kuramshin, Yu. F. (1980), Methods of development of motor (physical) qualities, methodological recommendations, Institute of Physical Culture, Leningrad.
7. Columbet, A. N. (2012), "Theoretical and methodological approaches to the development of the coordinating abilities of youth", Pedagogy, psychology and medico-biological problems of physical education and sports, No. 4, pp. 62-65.
8. Ozhegov, S. I. and Shvedova, N. Yu. (1999), Explanatory dictionary of the Russian language: 80 000 words and phraseological expressions, 4th ed., add., Azbukovnik, Moscow.
9. Schnabel, Y. (1973), "Die Koordinativen Fahrigkeiten und das Problem der Yewandheit", Theorie und Praxis der Korperkultur, No. 3, pp. 263-269.
10. Hirte, P. (1983), "Coordinative-Motoric Perfection in Physical Education and in the North-More Expensive Results and Positioned", Theory and Practice of Body Culture, No. 1, pp. 29-32.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.07.2021
УДК 378.172
ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ВУЗАХ
Елизавета Андреевна Захарова, студентка, Лариса Анатольевна Прокопенко, кандидат педагогических наук, доцент, Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета, Нерюнгри