Научная статья на тему 'ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ'

ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1318
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ВУЗА / ЗДОРОВЬЕ / ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ / КУРЕНИЕ / АЛКОГОЛЬ / НАРКОТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Елизавета Андреевна, Прокопенко Лариса Анатольевна

В данной статье рассматривается, какие вредные привычки имеются у студентов, обучающихся в Техническом институте (филиале) Северо-Восточного федерального университета, а также дана сравнительная характеристика наличия вредных привычек у студентов других учебных заведений. Приведены основные факторы риска в процессе обучения в высшем учебном заведении и мотивационно-ценностный компонент культуры здоровья, выступающий основным в формировании ЗОЖ у студентов. В статье описаны последствия и вред, наносимый здоровью студентам, имеющим вредные зависимости. Также приведены подходы, направленные на формирование здорового стиля жизни студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT AND ANALYSIS OF BAD HABITS IN STUDENTS STUDYING AT UNIVERSITIES

This article examines what bad habits are among the students, studying in the Technical Institute (branch) of North-Eastern Federal University, as well as the comparative characteristic of the presence of bad habits at the students of other educational institutions. The main risk factors in the process of studying at the higher educational institution and the motivational and value component of the health culture, which is the main one in the formation of healthy lifestyle among students, are presented. The article describes the consequences and harm caused to the health of students who have harmful addictions. The approaches aimed at the formation of a healthy lifestyle of students are also presented.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ»

3. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н. А. Бернштейн. - Москва : Государственное издательство медицинской литературы, 1947. - 254 с.

4. Евстафьев, Б.В. О природе физических способностей и их соотношении с другими показателями физического развития человека / Б.В. Евстафьев // Теория и практика физической культуры. - 1986. - № 4. - С. 49-52.

5. Жарков, С.А. Методика развития физических качеств курсантов образовательных организаций МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Жарков Сергей Александрович. - Волгоград, 2016. - 23 с.

6. Курамшин, Ю.Ф. Методы развития двигательных (физических) качеств : методические рекомендации / Ю.Ф. Курамшин. - Ленинград : Институт физической культуры, 1980. - 31 с.

7. Колумбет, А.Н. Теоретико-методические подходы к развитию координационных способностей молодежи / А. Н. Колумбет // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2012. - № 4. - С. 62-65.

8. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - Москва : Азбуковник, 1999. - 944 с.

9. Schnabel, Y. Die Koordinativen Fahrigkeiten und das Problem der Yewandheit / Y. Schnabel // Theorie und Praxis der Korperkultur. - 1973. - No. 3. - P. 263-269.

10. Hirte, P. Koordinativen-motorishen vervollkommung im Sportunterricht undim Norteurere Ergebnisse und Positioned / P. Hirte // Theorie und Praxis der Korperkultur. - 1983. - No. 1. - P. 29-32.

REFERENCES

1. Anokhin, P. K. (1973), "Fundamental questions of the general theory of functional systems", Principles of the systemic organization offunctions, Nauka, Moscow, pp. 5-62.

2. Bernstein, N.A. (1991), About agility and its development, Physical culture and sport, Moscow.

3. Bernstein, N.A. (1947), On the construction of movements, State publishing house of medical literature, Moscow.

4. Evstafiev, B.V. (1986), "On the nature of physical abilities and their relationship with other indicators of human physical development", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 49-52.

5. Zharkov, S. A. (2016), Methodology for the development ofphysical qualities of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, Volgograd.

6. Kuramshin, Yu. F. (1980), Methods of development of motor (physical) qualities, methodological recommendations, Institute of Physical Culture, Leningrad.

7. Columbet, A. N. (2012), "Theoretical and methodological approaches to the development of the coordinating abilities of youth", Pedagogy, psychology and medico-biological problems of physical education and sports, No. 4, pp. 62-65.

8. Ozhegov, S. I. and Shvedova, N. Yu. (1999), Explanatory dictionary of the Russian language: 80 000 words and phraseological expressions, 4th ed., add., Azbukovnik, Moscow.

9. Schnabel, Y. (1973), "Die Koordinativen Fahrigkeiten und das Problem der Yewandheit", Theorie und Praxis der Korperkultur, No. 3, pp. 263-269.

10. Hirte, P. (1983), "Coordinative-Motoric Perfection in Physical Education and in the North-More Expensive Results and Positioned", Theory and Practice of Body Culture, No. 1, pp. 29-32.

Контактная информация: dimegor2007@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 15.07.2021

УДК 378.172

ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ

В ВУЗАХ

Елизавета Андреевна Захарова, студентка, Лариса Анатольевна Прокопенко, кандидат педагогических наук, доцент, Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета, Нерюнгри

Аннотация

В данной статье рассматривается, какие вредные привычки имеются у студентов, обучающихся в Техническом институте (филиале) Северо-Восточного федерального университета, а также дана сравнительная характеристика наличия вредных привычек у студентов других учебных заведений. Приведены основные факторы риска в процессе обучения в высшем учебном заведении и мотивационно-ценностный компонент культуры здоровья, выступающий основным в формировании ЗОЖ у студентов. В статье описаны последствия и вред, наносимый здоровью студентам, имеющим вредные зависимости. Также приведены подходы, направленные на формирование здорового стиля жизни студентов.

Ключевые слова: студенты вуза, здоровье, вредные привычки, курение, алкоголь, наркотики.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p123-127

ASSESSMENT AND ANALYSIS OF BAD HABITS AMONG THE STUDENTS STUDYING AT UNIVERSITIES

Elizaveta Andreevna Zakharova, the student, Larisa Anatolyevna Prokopenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Technical Institute (branch) of North-Eastern Federal

University, Neryungri

Abstract

This article examines what bad habits are among the students, studying in the Technical Institute (branch) of North-Eastern Federal University, as well as the comparative characteristic of the presence of bad habits at the students of other educational institutions. The main risk factors in the process of studying at the higher educational institution and the motivational and value component of the health culture, which is the main one in the formation of healthy lifestyle among students, are presented. The article describes the consequences and harm caused to the health of students who have harmful addictions. The approaches aimed at the formation of a healthy lifestyle of students are also presented.

Keywords: university students, health, bad habits, smoking, alcohol, drugs.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме укрепления и сохранения здоровья студенческой молодежи. Актуальность данной проблемы можно объяснить тем, что от уровня физического и психического здоровья студентов зависит качество работоспособности будущих специалистов. Следует заметить, что проблема здоровья студентов изучена в меньшей степени, чем у дошкольников и школьников. Здоровье студентов зависит от множества факторов, главными из которых являются наследственность, экологическая обстановка и образ жизни. Наиболее доступным из них является формирование здорового образа жизни, который закладывается в семье и процессе обучения. Среди факторов риска в процессе обучения в вузах следует отметить нерациональную организацию учебного процесса, гиподинамию, недостаточную информированность студентов о здоровом образе жизни, а также наличие вредных привычек, таких как курение и употребление спиртных напитков. Все это приводит к прогрессивному снижению адаптационных возможностей молодого организма. В рамках образовательного и воспитательного процесса, проводимого в структурах учреждений высшего образования крайне важно обеспечить усвоение студентами представления о значении здорового образа жизни. В формировании установок ЗОЖ должны принимать непосредственное участие не только преподаватели физической культуры и спорта, но и каждый преподаватель образовательной структуры. В частности, важно обратить особое внимание на развитие мировоззренческих основ здорового образа жизни и полного отказа от вредных привычек. Формирование у студенческой молодежи ценностного отношения к собственному здоровью является одной из главных задач образовательных учреждений. Говоря о здоровье человека, необходимо отметить, что самым важным компонентом культуры здоровья

является мотивационно-ценностный. По отношению к здоровому образу жизни данный компонент отражает уровень формирования потребностно-мотивационной сферы студента. Сюда входит множество различных факторов: грамотно выстроенный режим отдыха, соблюдение гигиены и психогигиены, правильное питание. Антиподами здорового образа жизни выступают вредные привычки, всем хорошо известные: курение, употребление алкоголя, принятие наркотиков. Большинство студентов знают о пагубном влиянии вредных привычек, но не стремятся с ними расстаться. Основными причинами, подталкивающими к зависимостям, являются любопытство и давление со стороны группы сверстников [1]. К сожалению, привить студентам системное поддержание ЗОЖ только на основании того, что это полезно для здоровья - довольно проблематично. Поэтому необходима пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта как фактора не только поддержания здоровья, но и выработки воли, ловкости, мужества и т.д. [3]. Одним из главных звеньев пропаганды здорового образа жизни является искоренение вредных привычек, которые являются причиной множества заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни человека, а также существенно снижают работоспособность.

Курение - самая распространённая пагубная привычка среди молодого поколения. Употребление никотина серьезно повреждает все органы человека, особенно сердце и легкие. Также курение значительно снижает умственную активность и восприятие учебного материала. Привычка курить берет своё начало именно с психологических причин, подталкивающих людей к сигаретам. И лишь спустя некоторое время формируется пристрастие и на физическом уровне. В отсутствие привычной дозы никотина организм испытывает настоящую ломку, схожую с наркотической. Чтобы избавиться от шока и стрессовой ситуации, сопровождаемой негативной симптоматикой, человеку приходится курить вновь и вновь.

Алкоголь так же, как и никотин, поражает все системы и органы человека. В результате пристрастия к спиртному у человека наблюдается потеря чувства меры и контроля над собой, нарушение деятельности центральной нервной системы, серьезные заболевания печени и поджелудочной железы. Даже при эпизодическом употреблении алкоголя наблюдается изменение психических процессов человека, что зачастую приводит к серьезным психологическим и эмоциональным скачкам, которые обуславливают частоту самоубийств среди молодого поколения. Совместно с изменениями состояния организма, злоупотребление спиртными напитками также сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред окружающим, обуславливая целый комплекс отрицательных социальных явлений.

Наркотики - чрезвычайно опасная привычка. Даже эпизодическое употребление наркотиков может привести к одному из самых тяжких заболеваний - наркомании. Привязанность к наркотикам развивается незаметно и стремительно. При длительном употреблении наркотиков происходит хроническое отравление организма с глубокими нарушениями во всех системах организма. Постепенно наступает психическое и физическое истощение. Заметно снижаются умственные способности, ухудшается память, резко падает трудоспособность, слабеет воля, теряется чувство долга. Все вышеописанные пристрастия наносят непоправимый вред организму и борьбу с ними крайне сложно выполнять самостоятельно. Именно поэтому данную проблему необходимо обозревать среди всех поколений. Целью настоящего экспресс-исследования является выявление вредных привычек у студентов Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета в г. Нерюнгри (ТИ (ф) СВФУ). В исследовании приняли участие 177 студентов, обучающихся на 1-3 курсах технических и гуманитарных направлений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На вопрос «Как вы относитесь к курению» 68% студентов ответили, что считают курение вредной недопустимой привычкой и сами не курят. 30% опрашиваемых осозна-

ют вред курения, но при этом курят. И только 2% студентов (4 человека) курят, не считая привычку пагубной для здоровья. Результаты опроса позволяют сделать вывод, что студенты осознают вред курения и частично заботятся о собственном здоровье.

К вопросу «Как вы относитесь к наркотическим веществам» студенты подошли более серьезно, и результаты опроса имеют высокий уровень осознанности вреда наркотиков: 94% опрашиваемых выражают свою позицию следующим образом - «Считаю, это просто недопустимым и никогда не буду употреблять», 4,5% - «Считаю вредной привычкой, но, может, стоит попробовать», 1,5% - «Пробовали». Отношение студентов к наркотикам по результатам анкетирования можно считать отрицательным.

Изучая вопрос «Употребляете ли вы спиртные напитки», мы получили следующие ответы: «Да, но очень редко, по праздникам» - 58%, «Да, довольно часто» - 11%, «Нет» -31%. Исходя из ответов, можно сказать, что участники экспресс-исследования в большей степени подвержены вредной привычке употребления спиртных напитков, среди других негативных привычек. Обобщая результаты исследования среди студентов ТИ (ф) СВФУ, можно сделать следующие выводы:

1) Курение большинство опрашиваемых оценивает, как недопустимую привычку, но треть студентов, осознавая вред курения, курит.

2) К употреблению наркотиков студенты относятся категорично против. Количе -ство студентов, попробовавших наркотические вещества, крайне мало.

3) Процент студентов, употребляющих спиртные напитки, наибольший по вредным привычкам. По данной теме следует проводить профилактические мероприятия, показывающие пагубность алкоголя для здоровья.

Также мы провели анализ исследований наличия вредных привычек у студентов различных учебных заведений, а именно, студентов ГОУ ВПО «Белгородский государственный университет» (БелГУ), где в исследовании приняли участие 395 студентов, и (СУО) УО «Гродненский государственный медицинский университет» (ГГМУ), где участвовали 162 студента. При ответе на вопросы анкеты, касающиеся наличия у студентов БелГУ вредных привычек, были получены следующие результаты. Употребление табачных изделий отрицало 64,30% студентов, постоянно или эпизодически курят 31,40% респондентов, 4,30% не ответили на этот вопрос. В отношении употребления крепких спиртных напитков ситуация следующая. Сообщили, что совсем не употребляют крепкие спиртные напитки 56,96% респондентов. Признались в их эпизодическом употреблении 36,46% студентов. На постоянное употребление крепких спиртных напитков указало лишь 9 респондентов (2,28%), еще 4,3% - не ответили на этот вопрос [2].

Исследования, проведенные в ГГМУ, показали следующее: употребление алкоголя в малых количествах отмечено у 80% юношей и 91% девушек. Не употребляют спиртное 20% юношей, 9% девушек. Из числа опрошенных 27% юношей и 3% девушек страдают никотиновой зависимостью. В исследовании, посвященном изучению употребления наркотических веществ, получены данные: 8% юношей, 6% девушек пробовали психоактивные вещества 1 раз или более с целью испытать новые ощущения [4].

Затем мы провели сравнительную характеристику результатов исследований, которая показала, что среди студентов выше описанных учебных заведений зависимость курения испытывают в среднем 30% студентов каждого образовательного учреждения. Высокий процент студентов, употребляющих спиртные напитки, наблюдается в ГГМУ -более 85% всех опрашиваемых, а самый низкий у студентов (БелГУ) - 46%. По вопросу употребления наркотиков во всех учебных заведениях процент студентов, которые пробовали наркотические вещества, достаточно мал - в среднем 2% студентов. Характеризуя данные сравнительного анализа вредных привычек у студентов различных учебных заведений, следует сделать вывод о том, что в каждом учебном заведении необходим правильный подход к пропаганде здорового образа жизни для искоренения вредных привычек среди студенческой молодежи.

Для эффективного формирования здорового жизненного стиля целесообразно использовать следующие подходы:

• Формирование у студентов сознательного негативного отношения к вредным привычкам через различные беседы, конференции, наглядный материал и прочие современные средства.

• Педагогам необходимо обеспечить грамотный подход к пропаганде здорового образа жизни и формировать личный интерес к здоровью своего организма, а также к физической культуре и спорту.

• Включать в учебный процесс различного рода работы для студентов, которые направлены на самостоятельный поиск информации о вреде употребления алкоголя, никотина и наркотиков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гонохова А.С. Отношение студентов к вредным привычкам и способы борьбы с ними / А.С. Гонохова, Т.П. Замчий // Экологические проблемы региона и пути их разрешения : материалы XIII Международной научно-практической конференции. - Омск: ОГТУ, 2019. - С. 189-194.

2. Исследование представлений студентов университета о здоровом образе жизни и вредных привычках / Н.И. Жернакова, В.П. Бабинцев, Т.Ю. Лебедев, В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина, Ю.И. Журавлев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - № 8 (76). -С. 278-282.

3. Семенченко В.В. Формирование здорового образа жизни студентов ДонГАУ посредством занятий физкультурой и спортом / В.В. Семенченко, Е.В. Пономарева, Е.Ю. Луценко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 61-65 ; URL: http://e-koncept.ru/2016/86912.htm (дата обращения: 04.06.2021).

4. Хонякова Т. В. Анализ распространенности вредных привычек среди студентов специально-учебного отделения / Т.В. Хонякова, Д.Д. Жадько // Здоровье для всех: сборник статей V Международной научно-практической конференции. - Пинск : Полесский ГУ, 2013. - С. 159-162.

REFERENCES

1. Gonokhova A. S. and Zamchiy T. P. (2019), "The attitude of students to harmful habits and ways to combat them", Ecological problems of the region and ways of their resolution: Materials of the XIII International Scientific and Practical Conference, Omsk, pp. 189-194.

2. Zhernakova N. I., Babintsev V. P., Lebedev T. Yu., Irkhin V. N., Irkhina I. V. and Zhuravlev Yu. I. (2009), "Research of university students 'ideas about healthy lifestyle and harmful habits", Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities, No. 8 (76), pр. 278-282.

3. Semenchenko V.V., Ponomareva E.V. and Lutsenko E.Yu. (2016), "Formation of a healthy lifestyle of DonGAU students through physical education and sports", Scientific and methodological electronic journal "Concept", Vol. 15, рp. 61-65, available at: http://e-koncept.ru/2016/86912.htm (accessed 04 June 2021).

4. Khonyakova T.V. and Zhadko D.D. (2013), "Analysis of the prevalence of harmful habits among students of the special educational department", Health for all: Collection of articles of the V International Scientific and Practical Conference, Pinsk, pp. 159-162.

Контактная информация: lizu98@mail.ru, larisana4@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.06.2021

УДК 378.147

БИНАРНОЕ ЗАНЯТИЕ В ПРОЕКТНОМ ОБУЧЕНИИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Елена Николаевна Звягинцева, кандидат экономических наук, старший преподаватель,

Кузбасский Институт Федеральной Службы Исполнения Наказаний г. Новокузнецк; Светлана Александровна Студеникина, старший преподаватель, Новокузнецкий филиал (институт) Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.