УДК 796.012.268
И.Л. Бондарчук, Ю.Н. Дьяченко, Л.В. Люйк
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
Петербургский Государственный экономический университет, Санкт-Петербург, bondi2004@mail. ru, galinasinkevich @mail. ru, malus10@mail. ru
Аннотация: разные авторы называют координационными способностями одни и те же качества, часто вкладывая в них сходное содержание. К ним относятся: ловкость, гибкость, меткость, точность, подвижность, прыгучесть, равновесие, ритмичность, пластичность. Наиболее трудно оцениваемым качеством, особенно в дошкольном возрасте, является ловкость. По определению ловкость - способность к стабильному выполнению основных движений в новых условиях, способность использования приобретенных умений и навыков в становлении новых движений. Все это в дошкольном возрасте достаточно затруднено. Ловкостью часто называют способность к совершению координированных движений. В общем случае координированность (или ловкость) оценивается по времени выполнения тестовых заданий, (бег «змейкой», челночный бег) по внешней картине плавности, скорости, способности перестраивать движения, сохраняя целостную направленность. Ключевые слова: координация движений, особенности развития, рецепторы двигательного анализатора, методики, средства активации технологии.
Annotation.
I.L. Bondarchuk, U.N. Dyachenko, L.V. Luyk Development of coordination abilities in preschool children.
Different authors call the same qualities as coordination abilities, often investing similar content in them. These include: agility, flexibility, accuracy, accuracy, mobility, jumping ability, balance, rhythm, plasticity. The most difficult to assess quality, especially in preschool age, is dexterity. By definition, dexterity is the ability to perform stable basic movements in new conditions, the ability to use acquired skills in the formation of new movements. All this in preschool age is quite difficult. Agility is often called the ability to perform coordinated movements. In the general case,
К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов».
К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России.
coordination (or dexterity) is estimated by the time taken to complete the test tasks (snake running, shuttle running) according to the external picture of smoothness, speed, and ability to rearrange movements, while maintaining a holistic orientation. Key words: coordination of movements, development features, receptors of the motor analyzer, methods, means of activating technology.
Введение. Координация движений характеризуется не только согласованностью движений в пространстве и во времени, но и способностью использования ранее полученных умений и навыков при построении новых движений. Уровень развития координации движений зависит от ряда возрастных и индивидуальных особенностей. К возрастным особенностям относится степень созревания двигательного анализатора и развития отдельных двигательных качеств. Индивидуальные различия в проявлении координации зависят от соотношения уровней развития отдельных качеств, индивидуальных особенностей нервной системы, предыдущего двигательного опыта, методики проведения занятий [3]. Достижение необходимого уровня двигательно-координационных качеств является одним из важных компонентов здоровья, а показатели развития базовых двигательных координаций могут быть ориентиром при оценке физического состояния человека.
Особенности развития координации детей 3-6 лет характеризуются значительными естественными изменениями структуры движений по скорости, форме и амплитуде. Однако, у шестилетних детей, основные движения (бег, ходьба, прыжки) еще далеки от совершенства. Структура движений их нестабильна, вариативность достаточно высокая. При быстром выполнении движений дети совершают ошибки даже в основе движений. Наряду с этим возрастают функциональные возможности детей, происходит перестройка сердечно - сосудистой и дыхательной систем на более экономичный и эффективный уровень функционирования. Высокие темпы изменения показателей физического и функционального развития, гетерохронность этих изменений предъявляют высокие требования к организации физического развития детей 3-6 лет. Поэтому крайне важным представляется при направленном развитии координации подбор и разработка таких упражнений и комплексов - технологий, которые должны учитывать вышеизложенные особенности развития координации движений [2].
Результаты исследования. При воспитании координационных
способностей решаются две задачи: по разностороннему и специально направленному их развитию. Первая группа указанных задач решается преимущественно в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности. Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовке
[3].
Нами после предварительного определения координационной и физической подготовленности детей, анализа этих результатов, учета возрастных особенностей предложены пять технологий, развивающих отдельные компоненты координационной структуры.
Технология с использованием отягощений, использованием прыжковых упражнений, использование локальных упражнений, технологии воздействия на вестибулярный аппарат и использования прыжковых упражнений. Эти технологии предусматривают направленное воздействие на отдельные группы рецепторов двигательного анализатора [1].
1. Технология с использованием отягощений, как средства активации двигательного анализатора. При этом появляется возможность акцентировать внимание на граничных фазах движения, полнее использовать силы инерции звеньев тела и активировать работающие в движении основные мышечные группы. Применялись отягощения в виде манжет с удобным креплением на дистальных концах ног (голеностопный сустав), что позволяло надежно крепить отягощения и оперативно одевать их всем испытуемым. Вес отягощений подбирался в соответствии с возрастом и росто-весовыми показателями детей (от 150 г до 200 грамм на каждую ногу).
2. Технология использования прыжковых упражнений для концентрации во время мышечных усилий развития проприоцептивной чувствительности, сопряженного развития взрывной силы. Использовались доступные возрасту прыжковые упражнения. Например: «прыжки с ноги на ногу (прыжки через нарисованный мелом овраг)», прыжки на сложенные стопкой маты (прыжки на горку высота которой регулировалась в зависимости от возраста), прыжки на месте на двух с поднятыми вверх руками (достать грушу), прыжки на двух ногах по отметкам по кочкам), скачки на одной ноге по отметкам (кузнечик), прыжки в длину с места и прыжки вверх с места.
К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов».
К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского
исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России.
3. Технология с использованием локальных упражнений, направленных на
отработку элементов движений как структурных составляющих основного движения. Эта технология позволяет акцентировать внимание на отдельных элементах движения и избирательно активировать отдельные мышечные группы. Приводим некоторые из упражнений: быстрое поднимание и опускание согнутой в колене ноги (поочередно правой и левой), поочередный выпад вперед право и левой ногой, в положении седа работа согнутыми в локтях руками в максимально быстром темпе, в положении упор стоя у стенки бег в быстром темпе.
4. Технология воздействия на вестибулярный аппарат. Данный способ воздействия на группу анализаторов позволяет повысить проприоцептивную чувствительность двигательного аппарата и устойчивость его к внешним дестабилизирующим воздействиям. Были предложены упражнения следующего характера: бег и ходьба противоходом и «змейкой», ходьба и бег по кругу различного диаметра - 3, 4, 5 метров, различные упражнения на месте с поворотами и наклонами головы и туловища.
5. Технология направленного воздействия на слуховой и зрительный анализаторы. Воздействие этой технологии заключается в сопряженном использовании анализатора второй сигнальной системы и двигательного анализатора, что позволяет более ритмично воздействовать на ритмичную структуру движений. [1, 4]. Различные двигательные задания детьми выполнялись с закрытыми или завязанными глазами, также давались упражнения с проговариванием испытуемыми счета выполнения движений, движения в ходьбе и беге под музыку, ходьба и бег с обозначением ритма хлопками и изменением темпа (быстрее-медленее).
Упражнения на развитие координации проводились в начале урока сразу после разминки, что связано с достаточно высокой сложностью выполнения этих упражнений для детей и необходимостью концентрации внимания. Нагрузка регулируется количеством повторений или относительной длительностью выполняемых упражнений. Оценивается нагрузка по частоте сердечных сокращений в соответствии с возрастными нормами (в 3-4 года 100-110 уд/мин, в 4-5 лет 95-105 уд/мин, в 5-6 лет 90-100 уд/мин). Косвенно величина нагрузки оценивается по внешнему виду детей и по параметрам структуры движения. Закрепление элементов координации движений производилось в играх или упражнениях общего характера [5].
Предложенные технологии были апробированы на группах детей дошкольного возраста. В течение 4 месяцев проводились по 2 занятия в неделю. По итогам исследований могут быть рекомендованы, как наиболее эффективные в разных возрастных группах следующие технологии:
1.Возраст 3-4 года. Наиболее значительные изменения в структуре движений в беге в показателях координации движений отмечены при использовании технологии направленного воздействия на слуховой и зрительный анализаторы и технологии направленного воздействия на вестибулярный аппарат. При этом не произошло значительных изменений в развитии двигательных качеств. Изменения в структуре движений в беге произошли за счет изменения ритмической структуры движений и повышения устойчивости к помехам. При применении в этом возрасте небольших отягощений в большей степени изменяются показатели силы, и не происходит достоверных изменений в тестовых показателях координации движений. Эта же тенденция сохраняется при использовании прыжковых упражнений. Апробация локальных упражнений не выявила за период эксперимента достоверных изменений в структуре основных движений и в уровне развития двигательных качеств.
2. Возраст 4-5 лет. Исследование показало, что применение в этот период технологий направленного воздействия на слуховой и зрительные анализаторы, дают наибольшие сдвиги по показателям, характеризующим координацию движений и их структуру. В меньшей степени эти сдвиги выражены при применении технологии направленного воздействия на вестибулярный аппарат и технологии с использованием прыжковых упражнений. Применение технологий с отягощениями дает значительный прирост силы ног, но стабильность и слитность движений при этом ухудшаются. Применение локальных упражнений не выявило при этом достоверных изменений ни в показателях координации, ни в уровне развития двигательных качеств [2, 3].
3. Возраст 5-6 лет характеризуется наиболее значительными сдвигами в показателях координации, которые получены при применении технологий направленного воздействия на слуховой и зрительный анализаторы, и с использованием локальных и прыжковых упражнений. В меньшей степени эти сдвиги выражены при направленном воздействии на вестибулярный аппарат [4], практически не выражены при применении отягощений.
Результаты исследования дают возможность вводить технологии конкретной направленности при занятиях физической культурой в детских учреждениях.
К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России. Полная картина воздействия предложенных технологий на координацию и
структуру основных движений, а также на уровень развития двигательных
качеств представлена в таблице 1.
Таблица 1
Изменения показателей координации в основных движениях и показателей развития силы и быстроты у детей дошкольного возраста под воздействием разных технологий
Технология Технология
ы д о и н с а направленного дей-ствия на слуховой и зрительный направленного действия на вестибулярный Технология с использование м прыжко-вых упражне-ний Технология с использование м локальных упражнений Технология с использование м отягоще-ний
р СО анализа-торы аппарат
О РР П П П П П П ПК ПБ ПС ПК ПБ ПС ПК ПБ ПС
К Б С К Б С
3-4 3 1 1 3 1 1 1 2 3 1 1 1 1 2 3
4-5 3 2 1 2 2 1 2 3 3 1 1 1 1 1 3
5-6 3 2 1 2 1 1 3 3 3 3 2 2 1 1 3
ПК - показатели координации; ПБ - показатели быстроты ПС - показатели силы.
3 - высокая эффективность используемой методики 2 - средняя эффективность используемой методики 1 - низкая эффективность используемой методики
Заключение. Таким образом, апробированные нами технологии, направленные на развитие координации движений у детей дошкольного возраста оказывают положительное воздействие, развивая тот или другой компонент координационных способностей. Все технологии: направленного действия на слуховой и зрительный анализаторы, технология направленного действия на вестибулярный аппарат, технология с использованием локальных упражнений, технология с использованием отягощений, технология с использованием прыжковых упражнений, могут применяться, но их воздействие различно на возраст и физическую подготовленность.
Литература:
1. Дьяченко Г.Б., Никифоров Ю.Б. Оценка показателей состояния физических качеств у детей дошкольного возраста и методика развития координации основных движений. Методические указания / Иваново, 1992. С. 20.
2. Дьяченко Г.Б. Дьяченко Н.А. Оценка дифференциации времени, пространства и усилий у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Шуйский государственный педагогический университет (ШГПУ). Проблемы подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в области физической культуры. - Шуя. 1999. С.23-25.
3. Колумбет, О.М. Теоретико-методичш тдходи до розвитку координацшних здiбностей молодi / Олександр Колумбет // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту С Колумбет А.Н. Содержание развивающих и дидактических модулей модульной технологии развития координационных способностей студентов / А.Н. Колумбет // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Москва С Колумбет О.М. Розвиток координацшних здiбностей молодi : Монографiя / О.М. Колумбет. К.: Освгга Украши С. 5.
4. Люйк Л.В. Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях физической культурой в младших классах. Солодянников В.А., Кудашова Л.Т. European Social Science Journal 2006. № 6..353-359.
5. Правдов Д.М. Чистякова А.А. Развитие координации детей 5-7 лет в моделируемых условиях изменения внешней среды. Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, №23(73). - 2011. СПб. С.170-173.
УДК 612.821
Е.Н. Винарская, Г.И.Фирсов
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ СТАТИЧЕСКОЙ ПОЗНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН, Москва, Россия [email protected]
Резюме. На базе системно-функциональных идей П.К. Анохина, в т.ч. об эфферентном синтезе, и теории Н.А. Бернштейна об иерархическом механизме