Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ В ХХ В. И ДВУХ ДЕСЯТИЛЕТИЯХ ХХI В. (ОБЗОР)'

ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ В ХХ В. И ДВУХ ДЕСЯТИЛЕТИЯХ ХХI В. (ОБЗОР) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
178
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лях В. И.

Цель: установление тенденций изменения психического развития и координационных способностей школьной молодежи в ХХ в. и двух десятилетиях ХХI в. (обзор). Методы и организация исследования: обзор и анализ научно-методической литературы.Результаты исследования и их обсуждение. Во второй половине ХХ века установлено ускоренное психическое развитие детей и подростков. Это объясняется ростом объема знаний, улучшением методов преподавания, повышением влияния медийных средств информации. Показатели способности к восприятию, время простой реакции и антиципации в 2001 году были выше на 10% по сравнению с показателями сверстников 1987/88 годов. В последние годы улучшение этих психических процессов приостановилось. Координационные способности улучшались в течение всего ХХ века вплоть до середины 90-х годов, особенно у детей с 7 до 13-14 лет. С 1975 по 1995 годы у подростков и юношей 15-19 лет в развитии координационных способностей имели место стагнация или даже ухудшение результатов на 5-15%. Как и в кондиционной области достижений, в координационной сфере за последние 30 лет ХХ столетия результаты девочек и девушек отчетливо приблизились к результатам ровесников мужского пола.Заключение. Главным феноменом моторного развития признается переход секулярной акселерации, имевшей место до середины 80-х годов прошлого века, в секулярную стагнацию, регресс или ретардацию в конце ХХ века. Причинами этого феномена в области моторики считают: заметное снижение двигательной активности, увеличение «жирного питания», «технизацию мира», ограничение опыта овладения движениями класса «телесной ловкости» (в беге, прыжках, метаниях, подвижных играх, в гимнастике на снарядах и др.), «сидение» в доме», широкое бесконтрольное использование гаджетов и тому подобных средств коммуникации.Следует изменить и модифицировать культуру, окружающую детей и подростков, в сторону изменения проведения ими свободного времени, игрового и двигательного опыта, опыта нахождения в медийном пространстве, сокращения интеллектуальной нагрузки в сторону физической.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лях В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN THE MENTAL DEVELOPMENT AND COORDINATION ABILITIESOF SCHOOLCHILDREN IN THE XX CENTURY AND TWO DECADES OF THE XXI CENTURY (REWIEW)

The purpose is to establish trends in mental development and coordination abilities in schoolchildren of the 20th century and two decades of the 21st century (review).Research methods: review and analysis of scientific and methodological literature.Results and discussion. Accelerated children' and adolescents' mental development was established in the second half of the 20th century. This is due to an increase in knowledge, improved learning methods, and an increase in the media's influence. Perceptual capacity, time of simple reaction and anticipation in 2001 were 10% higher vs the counterparts of 1987/88. In recent years, further improvement of these mental processes has stopped.Coordination skills had been improved through all the twentieth century until the mid-90-s, especially in children from 7 to 13-14 years old. From 1975 to 1995, adolescents and youths of 15-19 years old have stagnated or even worsened results by 5-15% in coordination abilities' development. Over the last 30 years ofthe twentieth century the girls' and women's performance in physical coordination clearly approached the male counterparts' performance, as well as in physical fitness.Conclusion. The main phenomenon of motor development is recognized as the transition of secular acceleration, which took place before the mid-80s of the last century, to secular stagnation, regression or retardation at the end of the twentieth century. The reasons for this phenomenon in the field of motor skills are considered: a marked decline in motor activity, an increase in "fat nutrition", "technicalization of the world", limited body dexterity experience (in running, jumping, throwing, active games, gymnastics, etc.), "staying at home", widespread uncontrolled use of gadgets and similar means of communication.The culture, surrounding kids and adolescents, should be transformed and modified in order to change their time spending, game, and physical experience, the experience of being in the media space, the experience of reducing the intellectual load towards the physical one.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ В ХХ В. И ДВУХ ДЕСЯТИЛЕТИЯХ ХХI В. (ОБЗОР)»

УДК 796.012.2 DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-2-82-91

ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ В ХХ В. И ДВУХ ДЕСЯТИЛЕТИЯХ ХХ! В. (ОБЗОР)

Лях В.И.

Институт возрастной физиологии РАО, Москва, Россия Аннотация

Цель: установление тенденций изменения психического развития и координационных способностей школьной молодежи в ХХ в. и двух десятилетиях ХХ в. (обзор).

Методы и организация исследования: обзор и анализ научно-методической литературы. Результаты исследования и их обсуждение. Во второй половине ХХ века установлено ускоренное психическое развитие детей и подростков. Это объясняется ростом объема знаний, улучшением методов преподавания, повышением влияния медийных средств информации. Показатели способности к восприятию, время простой реакции и антиципации в 2001 году были выше на 10% по сравнению с показателями сверстников 1987/88 годов. В последние годы улучшение этих психических процессов приостановилось. Координационные способности улучшались в течение всего ХХ века вплоть до середины 90-х годов, особенно у детей с 7 до 13-14 лет. С 1975 по 1995 годы у подростков и юношей 15-19 лет в развитии координационных способностей имели место стагнация или даже ухудшение результатов на 5-15%. Как и в кондиционной области достижений, в координационной сфере за последние 30 лет ХХ столетия результаты девочек и девушек отчетливо приблизились к результатам ровесников мужского пола. Заключение. Главным феноменом моторного развития признается переход секулярной акселерации, имевшей место до середины 80-х годов прошлого века, в секулярную стагнацию, регресс или ретардацию в конце ХХ века. Причинами этого феномена в области моторики считают: заметное снижение двигательной активности, увеличение «жирного питания», «технизацию мира», ограничение опыта овладения движениями класса «телесной ловкости» (в беге, прыжках, метаниях, подвижных играх, в гимнастике на снарядах и др.), «сидение» в доме», широкое бесконтрольное использование гаджетов и тому подобных средств коммуникации.

Следует изменить и модифицировать культуру, окружающую детей и подростков, в сторону изменения проведения ими свободного времени, игрового и двигательного опыта, опыта нахождения в медийном пространстве, сокращения интеллектуальной нагрузки в сторону физической. Ключевые слова: психическое развитие, координационные способности, школьники.

TRENDS IN THE MENTAL DEVELOPMENT AND COORDINATION ABILITIES

OF SCHOOLCHILDREN IN THE XX CENTURY AND TWO DECADES OF THE XXI CENTURY

(REWIEW)

V.I. Liakh [email protected], ORCID: 0000-0001-6257-0488

Federal Budgetary Research Institution «(FSBSI) Institute of Developmental Physiology, Russian

Academy of Education», Moscow, Russia

Abstract

The purpose is to establish trends in mental development and coordination abilities in schoolchildren of the 20th century and two decades of the 21st century (review).

Research methods: review and analysis of scientific and methodological literature.

Results and discussion. Accelerated children' and adolescents' mental development was established in the second half of the 20th century. This is due to an increase in knowledge, improved learning methods, and an increase in the media's influence. Perceptual capacity, time of simple reaction and anticipation in 2001 were 10% higher vs the counterparts of 1987/88. In recent years, further improvement of these mental processes has stopped.

Coordination skills had been improved through all the twentieth century until the mid-90-s, especially in children from 7 to 13-14 years old. From 1975 to 1995, adolescents and youths of 15-19 years old have stagnated or even worsened results by 5-15% in coordination abilities' development. Over the last 30 years of

the twentieth century the girls' and women's performance in physical coordination clearly approached the male counterparts' performance, as well as in physical fitness.

Conclusion. The main phenomenon of motor development is recognized as the transition of secular acceleration, which took place before the mid-80s of the last century, to secular stagnation, regression or retardation at the end of the twentieth century. The reasons for this phenomenon in the field of motor skills are considered: a marked decline in motor activity, an increase in "fat nutrition", "technicalization of the world", limited body dexterity experience (in running, jumping, throwing, active games, gymnastics, etc.), "staying at home", widespread uncontrolled use of gadgets and similar means of communication. The culture, surrounding kids and adolescents, should be transformed and modified in order to change their time spending, game, and physical experience, the experience of being in the media space, the experience of reducing the intellectual load towards the physical one. Keywords: mental development, coordination abilities, schoolchildren.

ВВЕДЕНИЕ

Не меньший интерес, чем установление изменений соматического развития и физической (кондиционной) подготовленности детей, подростков и молодежи, происходящих в ХХ в. и первых двух десятилетиях ХХ! в., вызывают тенденции изменений в умственном развитии и в уровне координационно-моторной сферы. Выявление генетических, средовых, социальных и других факторов, оказывающих влияние на процессы психического и координационного развития, имеет не только познавательное, но и практическое значение. Значение умственного развития и координационных способностей в различных сферах трудовой и спортивной деятельности многократно описано и доказано в литературе специалистами разных стран (Hirtz, 1985, 2007; Лях, 1989, 2006; Raczek et. al., 2002; Михута, 2012; Issurin, Lyakh, 2019 и др.).

В последние 30 лет произошли особенно большие изменения в среде обитания, в которой проживают дети, подростки и юноши школьного возраста. Глобальная компьютеризация и интернетизация, возросшие требования к познавательным способностям, увеличение стрессовых ситуаций, изменение содержания питания на фоне заметного (если не сказать, резкого) снижения двигательной активности и, соответственно, физической нагрузки на растущий организм не могли не отразиться на морфофункциональ-ном развитии (чему посвящена наша первая статья), уровне развития кондиционных (силовых, скоростных, скоростно-силовых, выносливости, гибкости) способностей (вторая

наша статья) и уровне развития различных сторон координационно-моторной сферы. В исследованиях по биологическому и умственному развитию человека современные ученые проявляют большой интерес к установлению секулярных трендов и акселерации не только в соматическом развитии, изменении кондиций, но и в умственном и координационном развитии детей, подростков и молодежи, находящихся на разных этапах возрастного онтогенеза (Нйг, 2007). Они пытаются обозначить тренды, которые обусловлены, главным образом, факторами среды и которые в неодинаковой степени модифицируют эти процессы в различных государствах и их отдельных регионах.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В отличие от показателей соматического развития (длина, масса тела, ВМ1 и др.) и кондиционной подготовленности в доступной литературе, к сожалению, мы не обнаружили строгих эмпирических данных об изменении интеллектуального развития детей, подростков и молодежи на протяжении всего ХХ в. и в начале XXI в. Имеющиеся исследования (Кг^, 2007) дают основание утверждать, что во второй половине 20-го века параллельно с секулярными трендами и акселерацией в физическом развитии произошло также ускоренное развитие интеллектуальных способностей и умственной работоспособности подрастающего поколения.

По данным профессора Петера Хиртца (№112, 2007), за последние 20 лет 20-го века способность зрительно-пространственного

восприятия и способность концентрации внимания в разных возрастно-половых группах детей от 8 до 12 лет достоверно улучшились на 15-25% (рисунок 1). Сравнение 10-летних мальчиков по этим психическим процессам в 1974 и 2004 годы показало дальнейший их рост (Ни^, 2007). Улучшение способности зрительно-пространственного восприятия на 12,5% к 2001 году по сравнению с 1987-1988 гг. установил Schwock (2004).

Если в 1974 г. в показателях способности восприятия с 7 до 12 лет девочки отчетливо уступали мальчикам, то уже через 20 лет они начали опережать их примерно на 5%. Различия в способности концентрации внимания в 1974 г. составляли 98-102%, а в 1994 г. - 100106% (Hirtz, 2007). П. Хиртц обобщает, что в области концентрации и восприятия можно говорить о тренде сближения результатов обоих полов при отчетливом улучшении показателей девочек.

Положительные изменения в показателях психического развития детей и подростков объясняются увеличением объема усваиваемых знаний и связанным с этим повышением общего образования, а также с повышением

роли средств медиа, усилением влияния на эти процессы в ежедневной жизни всевозможных компьютерных игр. Таким образом, положительный тренд вызван происходящими изменениями в детском культурном окружении (Нк12, 2007).

Вместе с тем данных об изменении показателей интеллектуального развития в области восприятия, концентрации внимания, особенностей мышления и памяти детей школьного возраста пока явно недостаточно, чтобы делать окончательные выводы о секулярных трендах - тенденциях психического развития — в ХХ в. и двух десятилетиях XXI в. Эмпирические данные о трендах изменения координационных способностей детей, подростков и молодежи в ХХ в. и двух десятилетиях XXI в. представлены в литературе в менее систематизированном виде, чем это касается соматического развития и кондиционных способностей. Основная причина заключается в том, что авторы в историческом плане в XX веке для оценки КС использовали разные контрольные испытания (тесты). В этой связи строго говорить о тенденциях изменения разных координационных способностей по сравнению с физическим разви-

135 130 125 120 ^ 115 и 110

ш Я

g 105 С

100 95 90

* s _ s Л

Ж1 ■ ~ -О-. _ х ^^ ■ Г. ^^

сг

—•—1974

iîi Восприятие, Мальчики

—О— Восприятие, Девочки

концентрация, Мальчики 1 1 1 1 1

8 лет

9 лет

10 лет

11 лет

12 лет

Рисунок 1 - Сравнение показателей уровня способностей зрительно-пространственного восприятия и концентрации внимания у немецких девочек и мальчиков 8-12 лет в 1974 и 1994 гг., в % (Hirtz, 2007) Figure 1 - The comparison of indicators of the level of visual-spatial perception and concentration of attention in German girls and boys aged 8 to 12 years in 1974 and 1994, in % (Hirtz, 2007)

тием или кондиционнои подготовленностью намного сложнее.

Рассмотрим известные в этоИ связи результаты. Профессор Петер Хиртц (Шлг, 2007) ссылается на обширные исследования немецких (О^ек et а1., 1985, 1990, 1998) и польских авторов (Raczek, 1995, 2002, 2002а). С 1967 по 1985 гг. как у девочек, так и у мальчиков в возрасте 7-13 лет КС в условиях дефицита времени (в беге с изменением направления и в беге с препятствиями) последовательно улучшались. Особенно замет-ныи прирост результатов наблюдался с 1975 по 1985 годы - на 5-8% (О^ек et а1., 1990). Прирост показателей КС с 1975 по 1985 гг. П. Хиртц (К!^, 2007) объясняет усилившимся вниманием ученых двух государств Германии к проблеме развития КС в практике школьного физического воспитания, включая материал на эту тему, входящий в программы обучения.

Итак, в соматическом и умственном развитии, улучшении кондиционно-моторных способностей, а также в координационном развитии до середины 80-х годов прошлого столетия просматриваются четкие секулярные акселе-рационные тренды, хотя в более замедленном темпе. Что же известно об изменениях в развитии КС после 1985 года? Данные И. Рачека (Raczek, 1995) на польской

популяции говорят о прогрессивном развитии КС в условиях дефицита времени у лиц женского пола с 8 до 18 лет с 1985 по 1995 годы (рисунок 2). Подобный прирост результатов на 4-10% в тестах «бег на ловкость» и «бег с препятствиями» (КС в условиях дефицита времени) установлен также на немецкой популяции (рисунок 3). Однако в других областях координации этот тренд проявился не так отчетливо. В способностях к реагированию и статическому равновесию имела место стагнация, а показатели способности к ориентированию (прыжки на точность) и кинестетическому дифференцированию (ловля падающего мяча) к 1995 г. улучшились на 2-10% к 15-16-летнему возрасту, а в более позднее время (в 16-18 лет) ухудшились на 5-15%, причем у лиц женского пола сильнее, чем у лиц мужского (Raczek, 1995). В своих объемных исследованиях в Саксонии профессор Грассельт (Сrasse1t, 1998) с 1985 по 1991 годы наблюдал только стагнацию результатов в тесте «бег на ловкость» у 7-15-летних девочек и мальчиков, что дало автору основание говорить о стагнации результатов в координационной области начиная с конца ХХ века.

В дальнейших исследованиях (Raczek, 2002) свел координационные достижения в один общий фактор и соотнес результаты 1990 г. с

Рисунок 2 - Достижения польских лиц женского пола от 8 до 18 лет в координационной области (тесты на ловкость в условиях дефицита времени) в 1985 и 1995 годы (Raczek, 1995)

Figure 2 - Achievements of Polish female persons aged 8 to 18 years in the coordination area (time-limited dexterity tests) in 1985 and 1995 (Raczek, 1995)

2000 годом. Изменения за это время оказались незначительными. Если результаты до 1314 лет в 2000 году еще немного улучшались (на 1-3%) или были идентичными, то в более позднее время, особенно у лиц женского пола, имело место только ухудшение результатов — на 1-3% (рисунок 4). Если же говорить об изменении достижений сильных и слабых в координационной области детей школьного возраста, то первые за 10 лет (с 1990 по 2000 г.) на фоне средних достижений заметно улучшили свои результаты — на 20-40%, а вторые их ухудшили на 10-20% (Raczek, 2002).

Тенденции улучшения результатов в уровне координационных предпосылок достижений с 1974 по 2004 годы у младших школьников подтвердил также немецкий ученый (Abesser, 2004; цит. по: Р.Нтг, 2007, С. 100-101). У мальчиков и девочек 10 лет он установил заметное улучшение результатов в тесте на динамическое равновесие — от 3 до 18%. В то же время другой немецкий специалист (Kruza, 2004) за это время выявил ухудшение показателей динамического равновесия у 16-летних юношей и девушек примерно на 15%, но он

же отметил небольшое улучшение показателя целевой точности.

Таким образом, вплоть до первых лет нового столетия подтверждалась идея (тенденция) улучшения координационных предпосылок достижений у детей младшего школьного возраста, а также обратная тенденция (ухудшения) в области координации движений у учащихся среднего и старшего школьного возраста.

Одни из наиболее известных немецких профессоров — Клаус Бес и Ганс Мехлинг (Bös, Mechling, 2002) — на большой группе детей 10-14 лет (n=3431) показали, что только около 80% мальчиков и девочек этих возрастно-половых групп в 2002 г. достигли средних результатов ровесников 1995 г. в быстроте ведения мяча и метании в цель. Результаты в этих тестах, определяющих КС, во всех возрастно-половых группах были достоверны выше у детей, обследованных в 1995 году.

Говоря об изменении других КС с 1987/1988 г. в сравнении с 2001 годом у детей младшего школьного возраста (Р. Hirtz, 2007), ссылаясь на данные своих соотечественников (Ludwig,

112 110 108 106

£

в 102 G

100 98 96 94

.........

о—-О-—-О-—-о-—о-—о---о—-о—-о-—-о-—о

-О- 1975/1980

Бег лицом вперед

• • О» • Бег спиной вперед

-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1

8 лет 9 лет 10 лет 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16 лет 17 лет 18 лет

Рисунок 3 - Достижения немецких лиц женского пола с 8 до 18 лет в координационной области (тесты «бег на ловкость» и «бег с препятствиями») в 1995 году в сравнении с 1975/80 годами (Hirtz, 2007) Figure 3 - Achievements of German female persons aged 8 to 18 years in the coordination area ("agility running" and "steeplechase running" tests) in 1995 compared to 1975/80 (Hirtz, 2007)

1989; Schwoch, 2004), отмечает прирост примерно на 10% показателей быстроты простой реакции и антиципации и отчетливое ухудшение результатов (примерно на 25% и более) в показателях способности дифференцирования параметров движений, способности к ориентированию и быстроте перестройки двигательных действий в условиях дефицита времени.

Улучшение показателей быстроты восприятия и концентрации внимания (психическое развитие) с одновременным улучшением быстроты реакции и мелкой моторики у детей младшего школьного возраста ученые объясняют положительным влиянием окружающей среды (широким использованием гаджетов и др.). В то же время в конце 20-го века и начале 21-го века они уже установили отчетливое ухудшение достижений в заданиях на «телесную ловкость». К такому выводу пришла также группа португальских специалистов (Ferrari et. al., 2015), которая установила ухудшение показателей КС в челночном беге у 10-11-летних учащихся обоего пола в 1978-80 гг. по отношению к 2008-2010 гг. Этот факт, в свою очередь, объясняется неблагоприятным

воздействием той же окружающей среды, в которой современные дети совершают несравненно меньше координационных упражнений (в играх, прыжках, беге, метаниях, гимнастических и др.).

Изменения развития КС с учетом половых различий

Сравнение результатов ровесников лиц мужского и женского пола в координационной области показало, что за последние 30 лет результаты девочек и девушек отчетливо приблизились к результатам мальчиков и юношей. Различия в показателях КС в условиях дефицита времени (тесты «бег на ловкость», «бег с препятствиями») в пользу лиц мужского пола в возрасте 8-12 лет, согласно немецким результатам, составляют 3-4% (К^, 2007) и доходят до 8% у польских детей (Raczek, 1995).

Таким образом, результаты секулярной акселерации показывают, что, как и в кондиционной области моторики (см. наша статья: Лях с соавт. 2021; в печати), в координационно-моторной сфере происходит еще более отчетливое сближение достижений девочек и результатов мальчиков. По обобщению П.

Рисунок 4 - Соотношение результатов в координационной области в одном общем факторе в 1990 г. и 2000 г. у лиц женского и мужского пола с 7 до 18 лет, в % ( Raczek, 2002)

Figure 4 - The ratio of results in the coordination area in one common factor in 1990 and 2000 in female and male persons aged 7 to 18 years, in % (Raczek, 2002)

Хиртца (Hirtz, 2007), это обстоятельство является очередным феноменом моторного развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Говорить о тенденциях изменения показателей в области психической и координационно-моторной сфер у детей школьного возраста, проживающих на разных континентах в разных странах, в ХХ и первых двух десятилетиях XXI века непросто. Основная причина в том, что в историческом плане авторы использовали разнообразные тесты (главным образом «на равновесие», «бег на ловкость» и др.), на основании которых сложно сделать строгие выводы о тенденциях их изменения за этот большой промежуток времени, как это можно было сделать в отношении показателей соматического развития и физической — кондиционной — подготовленности. В этой связи мы попытаемся сделать обобщения только на основании результатов исследований, выполненных в Европе немецкими и польскими специалистами. Во второй половине 20-го века установлено ускоренное психическое развитие детей и подростков. В частности, способности воспринимать информацию и концентрировать внимание у детей 7-12 лет с 1975 к 1995 году выросли примерно на 20%. Это объясняется ростом объема знаний, улучшением методов преподавания, повышением влияния медийных средств информации. Отмечается, что показатели способности к восприятию, время простой реакции и антиципации в 2001 году были выше на 10% по сравнению с показателями сверстников 1987/88 гг. В последнее время дальнейшее улучшение этих психических процессов приостановилось. Если показатели кондиционных способностей (силовых, скоростных, выносливости и др.) детей школьного возраста обоего пола после 1985 года демонстировали, главным образом, отчетливый регресс (ухудшение, доходящее в XXI веке до 20-30%), то координационные способности продолжали улучшаться вплоть до середины 90-х годов прошлого века, особенно у детей с 7 до 13-14 лет. С 1975 по 1995 гг. быстрота перестройки двигательной деятельности

(тесты «бег на ловкость», «бег с препятствиями») у детей с 7 до 13-14 лет разного возраста и пола улучшились на 4-9%. Другие КС — способности к ориентированию, ритму, равновесию, реагированию —также демонстрировали небольшой, но рост. У подростков и юношей 15-19 лет имела место стагнация или даже ухудшение результатов на 5-15% ( Hirtz, 2007). В исследованиях на польской популяции проф. И. Рачек (Raczek, 2002) выявил, что в младших группах школьного возраста с 1990 по 2000 годы фактор «общей координационной подготовленности» еще продолжал свое улучшение на 1-3%, а в более позднее время (с 15 лет), особенно у лиц женского пола, заметно снижение результатов на 3%. Также было установлено, что «сильные в координационном отношении» дети и подростки на фоне ровесников 90-х увеличили свое преимущество на 20-40%, а «слабые в координационном отношении» начали отставать от средних результатов ровесников на 10-20%. В первое десятилетие XXI века среди немецкой молодежи замечен незначительный прирост, стагнация или ухудшение результатов в показателях координационных способностей у детей младшего школьного возраста обоего пола и их ухудшение у девушек и юношей 15-18 лет. Данные западно-германских профессоров К. Беса и Г. Мехлинга (Bos, Mechling, 2002) свидетельствуют, что после 1995 года имеет место только стагнация результатов в области координации движений во всех возрастно-половых группах. В частности, примерно 80% 10-14-летних девочек и мальчиков в Германии в 2002 году достигли результатов ровесников 1995 г. На рисунке 5 представлены обобщенные результаты изменения координационных способностей на фоне соматических параметров, психических процессов и кондиционных способностей детей 7-12 лет в 1974/75 гг. по сравнению с 1995 г. Как видим, за 20 лет конца 20 века почти на 20% выросли показатели массы тела и психических процессов; примерно на 5% повысилась длина тела и быстрота перестройки двигательной деятельности (КС). В то же время на 5% ухудшилась быстрота бега, на 10% — скоростная выносли-

вость и на 15-20% уменьшились результаты в метании мяча на дальность ( скоростно-силовые способности).

Как и в кондиционной области достижений, в координационной сфере за последние 30 лет ХХ столетия результаты девочек и девушек отчетливо приблизились к результатам ровесников мужского пола. Согласно немецким исследованиям (Ишз, 2007), различия составляют 3-4%, а по данным польских на-

блюдений (Raczek, 2002), у детей 11-12 лет разница доходит до 8%. Таким образом, результаты секулярной акселерации показывают, что в координационно-моторной сфере происходит еще более отчетливое сближение достижений девочек и девушек с результатами ровесников — мальчиков и юношей. По обобщению проф. П. Хиртца (Ни^, 2007), это является феноменом моторного развития в конце ХХ и начале XXI века.

130

120

110

чО с4

3 юо

в о а К

90 80 70

7 лет 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет 12 лет

1974 г.

-Д— Рост, (мал.)

•О— Вес, (Мал.)

К Восприятие, (Мал.) —♦— Концентрация,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Мал.) - -Бег 60 м,

(Мал.) -О— Метание мяча, (Мал.)

130

120

110

ч= а4

5 юо

в

о

6

90

80

70

7 лет 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет 12 лет

■О—1974 г.

-Д— Рост, (Дев.)

•О— Вес, (Дев.)

К Восприятие, (Дев.) —♦— Концентрация,

(Дев.) - —Бег 60 м, (Дев.)

-О— Метание мяча, (Дев.)

Рисунок 5 - Соматические и психические показатели, а также уровень развития кондиционных и координационных предпосылок достижений у мальчиков (сверху) и девочек (снизу) 7-12 лет в 1995 в сравнении с 1974/75 годами (Hirtz, 2007)

Figure 5 - Somatic and mental indicators, as well as the level of development of coordination prerequisites of achievement in boys (top) and girls (bottom) aged 7 to 12 years in 1995 compared to 1974/75 (Hirtz, 2007)

Главным феноменом моторного развития, однако, следует признать переход секулярной акселерации, имевшей место до середины 80-х годов прошлого века, в секулярную стагнацию, регресс или ретардацию в конце ХХ века. Соматическая акселерация к настоящему времени хотя и затормозилась, но еще не закончилась, а в области психического развития еще имеет место дальнейший прогресс результатов; причинами этого феномена в области моторики ученые считают: заметное снижение двигательной активности; «увеличение жирного питания»; «технизацию мира»;

ЛИТЕРАТУРА

1. Лях, В. И. Координационные способности школьников / В. И. Лях. - Минск: Полымя, 1989. - 160 с.

2. Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 288 с.

3. Михута, И. Ю. Теоретические аспекты координационной тренировки в системе профессионально-прикладной физической подготовки. В: Координационная тренировка в системе профессионально-прикладной физической подготовки к военно-профессиональной деятельности : учеб. пособие для учащихся учреждения образования «Минское суворовское военное училище», курсантов учреждения образования «Военная акде-мия Республики Беларусь» и военных факультетов учреждений образования Республики Беларусь / М. В. Пузиков и др. - Минск : ВА РБ, 2012. - С. 19-41.

4. Bös K., Mechling H. (2002). Dimensionen sportmotorischer Leistungen im Längsschnit. In: G.Ludwig, &B.Ludwig (Hrsg.) Koordinative Fähigkeiten - koor-dinative Kompetenz. - Kassel: Uni. - Bibliothek. - S. 50-58.

5. Crasselt W. (1998). Entwicklung der körperlichsportlichen Leistungsfähigkeit von Kindern und Jugendlichen im Zeitraum 1981 bis 1991. In: J. Rostock & K. Zimmermann (Hrsg.). Theorie und Empirie sportmotorischer Fähigkeiten. - Chemnitz: TU-Druk. - S. 50-58.

6. Crasselt W. et. al. (1985). Zur körperlichen Entwicklung der Schuljugend in der DDR. - Leipzig: Johan-Ambrosius Barth. - S. 2-78.

7. Crasselt W. et. al. (1990). Physische Entwicklung der jungen Generation. - Berlin: Sportverlag. - 221 s.

8. Ferrari G.L. et. al. (2015). Changes in Physical fitness and nutritional status of schoolchildren in a period

REFERENCES

1. Liakh, V. I. Coordination abilities of schoolchildren / V. I. Liakh. - Minsk: Polymya, 1989. - 160 p.

2. Liakh, V. I. Coordination abilities: diagnostics and development / V. I. Liakh. - M.: TVT Division, 2006. - 288 p.

3. Mikhuta, I. Yu. Theoretical aspects of coordination training in the system of professional and applied physical training. In: Coordination training in the

ограничение опыта овладения движениями класса «телесной ловкости» (в беге, прыжках, метаниях, подвижных играх, в гимнастике на снарядах и др.); «сидение в доме»; широкое бесконтрольное использование гаджетов и т.п. современных средств коммуникации. В этом плане следует решительно изменить и модифицировать культурное окружение детей и подростков в сторону изменения способов проведения ими свободного времени, игрового и двигательного опыта, опыта нахождения в медийном пространстве, а также сократить интеллектуальную нагрузку в сторону физической.

of 30 years (1980-2010) //Rev. Paul Pediatr. - 33 (4).

- P. 415-422.

9. Hirtz P. (1985). Koordinative Fähigkeiten im Schulsport. - Berlin: Volk und Wissen Verl. - 152 S.

10. Hirtz P. (2007). Phänomene der motorischen Entwicklung des Menschen. Hofman-Verl., Schorndorf.

- 270 S.

11. Issurin W.B., Lyakh W. I. (2019). Coordination Abilities of Athletes. -Michigan, USA: Ultimate Athlete Concepts. - 148 P.

12. Kruza M. (2004). Zur motorischen Leistungsfähigkeit Heranwachsender. Eine Ouerschnittstudie unter besonderer Berucksichtigung der koordinativen Fähigkeiten. -Dortmund: Universitat Verlg. - S. 1456.

13. Ludwig G. (1989). Untersuchungen zu Auffalligkeiten in der kooordinativ-motorischen Entwicklung im Vorschulalter. Habilitationsschrift. -Berlin: Humboldt Uni. - 155 S.

14. Raczek J. (1995). The Tendencies of Change in Motor Fitness in the School Population of Upper Silesia. In: Sport kinetics 95. Hrsg. J. Chytrackova, M. Kohoutek. -Prag: Charles University. - P. 369-373.

15. Raczek J. (2002 ). Etwicklungsveranderungen der motorischen Leistungsfähigkeit der Schuljugend in drei Jahrzehnten (1965-1995) //Sportwissenschaft. -32. - S. 201-213.

16. Raczek J. et. al. (2003). Ksztattowanie i diagnozow-anie koordynacyjnych zdolnosci motorycznych. Podr^cznik dla nauczycieli, trenerow i studentow. Wyd. drugie.-Katowice: AWF. - 237s.

17. Schwock K. (2004). Stand der motorischen Handlungskompetenz bei Vorschulkindern der Stadt Greifswald. In: Bewegung, Sport und Gesundheit im regionalen Bezug ( Hrsg. D.-C. Mahlilitz, L. Bomirska, M. Stepinski. - Hamburg: Czwalina. - S. 23-30.

system of professional and applied physical training for military-professional activities: textbook. manual for students of the educational institution "Minsk Suvorov Military School", cadets of the educational institution "Military Academy of the Republic of Belarus" and military faculties of educational institutions of the Republic of Belarus / M. V. Puzikov et al.

- Minsk : VA RB, 2012. - p. 19-41.

4. Bös K., Mechling H. (2002). Dimensionen sportmo-

torischer Leistungen im Längsschnit. In: G.Ludwig, &B.Ludwig (Hrsg.) Koordinative Fähigkeiten - koor-dinative Kompetenz. - Kassel: Uni. - Bibliothek. - S. 50-58.

5. Crasselt W. (1998). Entwicklung der körperlichsportlichen Leistungsfähigkeit von Kindern und Jugendlichen im Zeitraum 1981 bis 1991. In: J. Rostock & K. Zimmermann (Hrsg.). Theorie und Empirie sportmotorischer Fähigkeiten. - Chemnitz: TU-Druk.

- S. 50-58.

6. Crasselt W. et. al. (1985). Zur körperlichen Entwicklung der Schuljugend in der DDR. - Leipzig: Johan-Ambrosius Barth. - S. 2-78.

7. Crasselt W. et. al. (1990). Physische Entwicklung der jungen Generation. - Berlin: Sportverlag. - 221 s.

8. Ferrari G.L. et. al. (2015). Changes in Physical fitness and nutritional status of schoolchildren in a period of 30 years (1980-2010) //Rev. Paul Pediatr. - 33 (4).

- P. 415-422.

9. Hirtz P. (1985). Koordinative Fähigkeiten im Schulsport. - Berlin: Volk und Wissen Verl. - 152 S.

10. Hirtz P. (2007). Phänomene der motorischen Entwicklung des Menschen. Hofman-Verl., Schorndorf. - 270 S.

11. Issurin W.B., Lyakh W. I. (2019). Coordination Abilities of Athletes. -Michigan, USA: Ultimate Athlete Concepts. - 148 P.

12. Kruza M. (2004). Zur motorischen Leistungsfähigkeit Heranwachsender. Eine Ouerschnittstudie unter besonderer Berucksichtigung der koordinativen Fähigkeiten. -Dortmund: Universitat Verlg. - S. 1456.

13. Ludwig G. (1989). Untersuchungen zu Auffalligkeiten in der kooordinativ-motorischen Entwicklung im Vorschulalter. Habilitationsschrift. -Berlin: Humboldt Uni. - 155 S.

14. Raczek J. (1995). The Tendencies of Change in Motor Fitness in the School Population of Upper Silesia. In: Sport kinetics 95. Hrsg. J. Chytrackova, M. Kohoutek. -Prag: Charles University. - P. 369-373.

15. Raczek J. (2002 ). Etwicklungsveranderungen der motorischen Leistungsfähigkeit der Schuljugend in drei Jahrzehnten (1965-1995) //Sportwissenschaft. -32. - S. 201-213.

16. Raczek J. et. al. (2003). Ksztattowanie i diagnozow-anie koordynacyjnych zdolnosci motorycznych. Podr^cznik dla nauczycieli, trenerow i studentow. Wyd. drugie.-Katowice: AWF. - 237s.

17. Schwock K. (2004). Stand der motorischen Handlungskompetenz bei Vorschulkindern der Stadt Greifswald. In: Bewegung, Sport und Gesundheit im regionalen Bezug ( Hrsg. D.-C. Mahlilitz, L. Bomirska, M. Stepinski. - Hamburg: Czwalina. - S. 23-30.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Лях Владимир Иосифович - доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО; 119869 г. Москва, Погодинская ул., 8, к. 2; заведующий кафедрой антропомоторики Академии физической культуры; Польша 31-571, г. Краков, ул. Ал. Яна Павла II, 78; e-mail: vladimir.lyakh@awf. krakow.pl., ORCID: 0000-0001-6257-0488.

Поступила в редакцию 19 марта2021 г. Принята к публикации 15 апреля 2021 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Лях В.И. Тенденции изменения психического развития и координационных способностей школьной молодежи в ХХ в. и двух десятилетиях XXI века. (обзор) / В.И.. Лях // Наука и спорт: современные тенденции. - 2021. - Т. 9, № 2. - С. 82-91. DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-2-82-91

FOR CITATION

Liakh V.I. Trends in the mental development and coordination abilities of schoolchildren in the XX century and two decades of the XXI century (Rewiew). Science and sport: current trends, 2021, vol. 9, no.2, pp. 82-91 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2021-9-2-82-91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.