Научная статья на тему 'Сущностная характеристика карьеры как акмеологического механизма профессиональной самореализации кадров управления'

Сущностная характеристика карьеры как акмеологического механизма профессиональной самореализации кадров управления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
298
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
КАРЬЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CAREER / PROFESSIONAL SELF-REALISATION / EFFICIENCY OF ADMINISTRATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плотников Михаил Анатольевич

Карьера рассматривается как акмеологический механизм профессиональной самореализации кадров управления. Показано, что уровень профессиональной самореализации кадров управления обусловлено спецификой ценностных ориентаций и сформированностью карьерной готовности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Плотников Михаил Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTRINSIC CHARACTERISTIC OF CAREER AS AKMEOLOGICAL MECHANISM OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF SHOTS OF MANAGEMENT

Career is considered as akmeological mechanism of professional self-realisation of shots of management. It is shown that level of professional self-realisation of shots of management it is caused by specificity of valuable orientations and development of career readiness.

Текст научной работы на тему «Сущностная характеристика карьеры как акмеологического механизма профессиональной самореализации кадров управления»

- самостоятельное целеполагание как показатель, отражающий высокий уровень осмысленности жизни;

- социальная креативность как показатель, отражающий способность творчески действовать в нестандартных ситуациях.

Использование данных показателей позволяет оценивать как сформированность профессиональной субъектности в целом, так и каждого из ее компонентов в отдельности, и при необходимости разрабатывать коррекционно-развивающие программы.

литература

1. Васильев И.А. Проблема развития мышления взрослого человека // Проблемы психологии развития: Материалы конференции «Психическое развитие и онтогенез: закономерности и временные периодизации / Под ред. Е.Е. Кравцовой и В.Ф. Спиридонова. М., 2000. - С. 184-191.

2. Деркач А.А., Сайко Э.В. Субъектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления // Мир психологии. 2008. № 3. С. 205-219.

3. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.,

сущностная характеристика карьеры как акмеологического механизма профессиональной самореализации кадров управления

ключевые слова: карьера, профессиональная самореализация, эффективность управленческой деятельности

Keywords: career, professional self-realisation, efficiency of administrative activity

нализ научной литературы и исследований показывает, что карьерное продвижение

обусловлено акмеологическими потребностями: в саморазвитии (через повышение

уровня субъектности и формирование адекватно позитивного самоотношения и профессиональной ^-концепции) и в самореализации (через последовательные этапы самоутверждения и самовыражения и собственно самореализации).

В то же время сама карьера выступает как акмеологический механизм профессиональной самореализации.

В общеязыковом значении механизм определяется как: «1) устройство для передачи и преобразования движений <...>; 2) внутреннее устройство, система чего-либо, например, государственный механизм управления; 3) совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо физическое, химическое, физиологическое и т.п. явление, например, механизм химической реакции, механизм мышления» [6, с. 309]. В психологической литературе понятие «механизм» используется чаще всего как синоним понятий «способ», «метод».

Таким образом, механизм следует понимать либо как движущую силу какого-либо процесса, либо как совокупность структур какого-либо феномена, реализующих его задачи и функции.

Следует отметить, что в ряде исследований карьера (карьерный рост) по отношению к самореализации рассматривается как ее выражение или параметр.

Так, А.И. Турчинов, рассматривая карьеру как индивидуальный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов в основной форме личностного самовыражения, на-

2007.

© Миронов ГА., 2009

м.А.Плотников

зывает основными формами личностного самовыражения в организации профессиональное развитие и должностное перемещение [8, с. 228]. А.К. Маркова также указывает на целесообразность различения карьеры как профессионального роста, восхождения человека к вершинам профессионализма, и понимания карьеры как должностного продвижения, занятия определенной должности, что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение человека в соответствии с уровнем его квалификации [3, с. 123-124].

О.Д. Ковшуро (2002), опираясь на ряд психолого-акмеологических исследований [5, 7] и исследований в области кадровой политики [8], также рассматривает профессиональную и должностную карьеру государственных служащих как внешнее, объективируемое и сопоставимое по критериям профессионального и должностного соответствия выражение их самореализации.

О.О. Богатырева (2009) рассматривает карьерный рост и удовлетворенность профессиональной деятельностью как объективные и субъективные параметры профессиональной самореализации.

С нашей точки зрения, представления о карьере как выражении или параметре профессиональной самореализации и ее механизме не противоречат друг другу, а выступают как дополнительные.

Если мы рассматриваем карьеру как выражение самореализации, мы имеем в виду, что карьера выступает как ее внешнее воплощение (соответственно, самореализация выступает как внутренняя сущность карьеры). Если мы рассматриваем карьеру как параметр самореализации, мы имеем в виду, что карьера выступает по отношению к самореализации как значимый показатель, то есть характеристика, которая фиксирует определенный уровень самореализации.

В то же время, если же мы рассматриваем карьеру как механизм самореализации, то мы имеем в виду, что именно в ходе карьеры человек может максимально осуществить свою самость через изменения в себе самом и в других людях, а также через социально значимые результаты деятельности. Таким образом, карьера по отношению к самореализации выступает как ее движущая сила, обеспечивающая достижение акме, то есть как акмеологический механизм.

Карьера как акмеологический механизм профессиональной самореализации кадров управления предполагает сбалансированное соотношение и взаимодействие процессов личностно-профессионального самосовершенствования руководителя и его внешнего движения в освоении профессионального и должностного пространства.

В процессе личностно-профессионального самосовершенствования руководителя актуализируется и развивается его творческий потенциал, накапливается управленческий опыт, повышается профессиональная компетентность и уровень профессионализма. В процессе освоения профессионального и должностного пространства руководитель как субъект управления интегрирует и синхронизирует усилия отдельных членов организационной структуры и данной структуры в целом для достижения поставленных целей, а как субъект карьеры продвигается по должностным ступеням организационной иерархии. При этом карьерное продвижение обусловлено необходимостью реализовать высокоэффективные варианты решения организационных задач и собственных кровных идей.

Результатом взаимодействия внутренних и внешних карьерных процессов с внешней стороны является новый социальный и профессиональный статус, а с внутренней стороны

- профессиональная самореализация.

Анализ психологических и акмеологических исследований позволил выделить сущностные характеристики-показатели карьеры как акмеологического механизма профессиональной самореализации кадров управления.

Карьеру как акмеологический механизм профессиональной самореализации кадров управления с содержательной и процессуальной стороны характеризуют: ценностно-смысловая определенность и высокий уровень карьерной готовности.

Под ценностно-смысловой определенностью мы понимаем сформированность системы ценностно-смысловых ориентаций руководителя, которая составляет основу жизненных и

профессиональных отношений, определяет содержательную сторону его карьеры и выступает в качестве внутреннего ориентира, обусловливающего его решение при выборе дальнейшего направления карьерного роста.

Через ценностно-смысловые ориентации проявляется отношение руководителя к своей профессиональной деятельности и карьерному росту, которое формирует его поведение как субъекта управления и карьеры, характер управленческой деятельности, способы профессиональной самореализации. Система ценностно-смысловых ориентаций:

- является основой межличностных и организационных отношений руководителя, влияющих как на характер его самооценок, так и на эффективность управления;

- приобщает человека к системе норм и ценностей данной социальной среды;

- способствует самоутверждению и самовыражению руководителя в управленческой позиции, развитию его личностно-профессионального потенциала и реализации ожиданий, предъявляемых к нему организационной и социальной средой;

- обеспечивает построение продуктивной профессиональной ^-концепции и целостной картины карьерного роста.

Под карьерной готовностью мы понимаем интегральное состояние, которое отражает степень соответствия характеристик руководителя как индивида, личности и субъекта профессиональной деятельности требованиям той или иной должности и оптимальным моделям реализации управленческих функций на том или ином уровне должностной иерархии и обеспечивает целенаправленную активность руководителя в преодолении внутренних и внешних противоречий и творческой реализации планов и программ карьерного роста.

Опираясь на предложенную А.А. Деркачом, Е.В. Селезневой и О.В. Михайловым теоретическую модель готовности к деятельности [1] и разработанную А.С. Мироновой-Тихомировой психологическую структуру карьерной готовности (2006), мы выделили в карьерной готовности четыре компонента: мотивационный, когнитивный, деятельностный и эмоциональный.

Мотивационный компонент отражает соответствие личностного смысла объективному значению карьерного продвижения, а также ценностное отношение к карьере и желание достигнуть успеха в ее построении. Показателями сформированности данного компонента являются: принятие карьеры как личностно значимой; соответствие структуры мотивации сущности карьерного роста; выраженное стремление к активному решению возникающих карьерных задач.

Когнитивный компонент карьерной готовности предполагает опору на те или иные ценностно-смысловые ориентации и когнитивные стратегии в области управления и карьерного роста. Его можно выразить через преобладающие ценностные и карьерные ориентации, а также управленческие концепции.

Деятельностный компонент обеспечивает практическую реализацию ценностно-смысловых ориентаций и когнитивных стратегий в процессе профессиональной деятельности и карьерного роста. Показателями сформированности данного компонента являются: использование умений, навыков и компетенций, соответствующих цели и ситуации карьерного роста; высокий уровень развития необходимых для управленческой деятельности индивидных, личностных и субъектных качеств; способность осмысливать и трансформировать ситуацию в целях решения возникающих карьерных задач. Деятельностный компонент карьерной готовности можно выразить через стиль управления.

Эмоциональный компонент проявляется в способности к самоуправлению и мобилизации внутренних и внешних ресурсов в целях эффективного решения профессиональных и карьерных задач при сохранении эмоционального благополучия личности. Он раскрывается через следующие показатели: высокий уровень терпимости к неопределенности; способность к эффективной сознательной саморегуляции; способность к принятию и выполнению оптимальных решений в области карьерного роста.

Чтобы изучить взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций руководителя, особенностей управленческой деятельности и уровня профессиональной самореализации, а также выявить уровень карьерной готовности и его взаимосвязь с уровнем профессиональной самореализации кадров управления, мы провели эмпирическое исследование, в котором приняли

участие 178 начальников и заместителей начальников отделов (управлений) государственных и негосударственных организаций и предприятий.

В качестве диагностических инструментов мы использовали:

сокращенный вариант проективного теста «Ценностные ориентации» (А.Ю. Панасюк в модификации А.С. Мельничука) для определения содержания и структуры ценностносмысловых ориентаций руководителей,

опросник Ю.В. Синягина для определения особенностей управленческой концепции и оценки уровня сформированности когнитивного компонента карьерной готовности,

методику «Якоря карьеры» (Э. Шейн) для определения ведущих карьерных ориентаций [2],

шкалу субъективного благополучия для оценки уровня сформированности эмоционального компонента карьерной готовности [9],

методику «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А.А. Реан) для оценки мотивационного компонента карьерной готовности [4],

методику диагностики склонности к определенному стилю руководства (Е.П. Ильин) для оценки уровня сформированности деятельностного компонента карьерной готовности [9], шкалы Личностно-профессионального опросника РАГС (ЛПО) для оценки эффективности профессиональной самореализации руководителей и выявления личностных качеств и деятельностных характеристик, определяющих особенности карьерного продвижения.

Кроме того, для оценки эффективности управленческой деятельности участников исследования и их карьерных перспектив, соответствия карьерных притязаний руководителя и его профессиональной компетентности, а также уровня признания и авторитета руководителя в профессиональной среде использовался экспертный опрос.

На первом этапе исследования были выявлены уровни профессиональной самореализации участников исследования. В выборке были выделены три группы. 1-я группа, с низким уровнем профессиональной самореализации, включала 57 человек, 2-я группа, со средним уровнем, включала 89 человек, 3-я, с высоким уровнем — 32 человека.

Сравнительный анализ самооценки уровня профессиональной самореализации и экспертных оценок эффективности управленческой деятельности участников исследования и их карьерных перспектив показал, что в целом самооценки адекватны (табл.).

Т а б л и ц а

Взаимосвязь уровня профессиональной самореализации, эффективности управленческой деятельности и карьерных перспектив кадров управления (кол-во человек)

Экспертная оценка Уровень профессиональной самореализации в самооценке руководителей

высокий средний низкий

эффективности управленческой деятельности

высокая 25 31 -

средняя 7 53 44

низкая - 5 13

карьерньх перспектив

высокая 21 30 -

средняя 11 48 35

низкая - 16 22

Ранговый анализ результатов теста «Ценностные ориентации» показал, что в ценностносмысловой сфере руководителей ведущими ценностными ориентациями являются ориентации на карьеру (средний балл по выборке 12,2), материальное благосостояние (12,0) и самореализацию (11,3). При этом ценностная ориентация на самореализацию выступает как наиболее сильный системо- и смыслообразующий фактор. Она связана с формированием и развитием ряда личностных качеств и деятельностных характеристик, позволяющих наиболее эффективно решать задачи одновременно в области самосовершенствования и карьерного роста.

Руководитель, ведущей ценностной ориентацией которого является ориентация на самореализацию, высоко оценивает свой профессиональный потенциал и имеет высокий уровень

притязаний (0,692, p=0,015), не стремится к стабильному положению в иерархической структуре, то есть обладает низким уровнем потребности в безопасности (-0,749, 0,0001), склонен приписывать ответственность за результаты своей деятельности собственным способностям и усилиям (0,651, 0,025), активно прогнозирует перспективы своего должностного продвижения, выступая субъектом карьерного роста (0,634, p=0,011), способен эффективно работать в ситуациях с отсроченным вознаграждением результатов труда и не избегает подобных ситуаций (0,584, 0,003). Кроме того, руководитель, ориентированный на самореализацию, придерживается управленческой концепции Y (0,527, p=0,001) и стремится гармонизировать реализацию собственной, «кровной» идеи (0,673, p=0,005) и выполнение организационной задачи (0,414, p=0,036).

Анализ зависимости профессиональной самореализации участников исследования от их карьерной готовности показал, что для большей части руководителей с высоким уровнем профессиональной самореализации характерен высокий уровень субъективного благополучия, что позволяет говорить прежде всего о высоком уровне терпимости к неопределенности и способности к эффективной сознательной саморегуляции. Это в свою очередь обеспечивает оптимизацию процесс принятия и выполнения решений как в области карьерного роста, так и в целом в области профессиональной деятельности.

Мотивационный компонент карьерной готовности у руководителей с высоким уровнем профессиональной самореализации также в основном сформирован на высоком уровне. При этом можно говорить не только о выраженном стремлении к активному решению возникающих карьерных задач, но о формировании акме-мотивации, которая выступает как детерминанта и регулятор акмеориентированного саморазвития.

Анализ сформированности когнитивного компонента карьерной готовности показал, что руководители с высоким уровнем профессиональной самореализации придерживаются в основном управленческой концепции Y, что свидетельствует о сформированности у них инновационных когнитивных стратегий в области управления и карьерного роста.

Наконец, деятельностный компонент карьерной готовности реализуется у руководителей с высоким уровнем профессиональной самореализации в демократическом стиле руководства.

У большинства руководителей со средним и, в особенности, с низким уровнем профессиональной самореализации компоненты карьерной готовности достигают только среднего и низкого уровня. Использование %2-критерия Пирсона позволило установить, что взаимосвязь между уровнями профессиональной самореализации и карьерной готовности имеет значимый характер (p<0,05).

литература

1. Деркач А.А., Селезнева Е.В., Михайлов О.В. Готовность к деятельности как акмеологи-ческий феномен. Монография. М., 2008.

2. Краснощеченко И.П. Управление персоналом организации. Калуга, 2003. С. 77—81.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

4. Методы диагностики мотивационно-ценностной сферы и самосознания личности: Методические материалы к курсу «Психодиагностика» / Сост. А.С. Мельничук. М, 2005.

5. Мурашко С.Ф. Развитие профессионального Я государственных служащих. М., 1999.

6. Словарь иностранных слов. — 17-е изд., испр. М., 1988.

7. Степнова Л.А. Акмеологические методы диагностики и развития аутопсихологической компетентности государственных служащих. М., 2000.

8. ТурчиновА.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М., 1998.

9. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.

© Плотников М.А., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.