Научная статья на тему 'Сущностная характеристика акмеологического проектирования в условиях дополнительного профессионального образования специалистов'

Сущностная характеристика акмеологического проектирования в условиях дополнительного профессионального образования специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коняхина И. Б., Москаленко О. В.

В статье рассматриваются результаты исследования акмеологического проектирования в условиях дополнительного профессионального образования специалистов. Рассмотрены основные категории проблемы исследования: детерминанты и сущностные характеристики акмеологического развития личности, сущность, содержание и структура акмеологического проектирования в условиях дополнительного профессионального образования специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIAL CHARACTERISTICS DESIGN IN THE ADDITIONAL EDUCATION SPECIALIST

The article deals with the results of the study design acmeologic in additional professional education specialists. The main categories of research problems: de-terminanty and essential characteristics of the personal-acmeologic STI, the nature, content and structure acmeologic design under the conditions of additional vocational training specialists.

Текст научной работы на тему «Сущностная характеристика акмеологического проектирования в условиях дополнительного профессионального образования специалистов»

Анализируя личностный профиль, можно предположить, что обследуемый является, преимущественно, гипертимным типом, на основании повышения профиля по шкале гипертимность (GIP) и понижения профиля по шкале тревожности (TRE). Второй по степени выраженности является акцентуация по сенситивному (SEN) типу. Результаты тестирования достоверны (по шкале социальной желательности - 4 стена).

Текст, интерпретация и нормы опросника «Тип личности» в настоящей публикации не приводятся с целью предотвращения нанесения ущерба психодиагностическому потенциалу методики.

Литература

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2003. - 688 с.

2. Березин Ф.В., Рожанец Р.В., Мирошников М.П. Методика многостороннего исследования личности. - М.: Медицина, 1978. - 234 с.

3. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2006. - 440 с.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностики. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 528 с.

5. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. - Н. Новгород: Изд-во НГМА 2000 - 124 с.

6. Зоткин Н.В. Основы психодиагностики. - Самара: «Универс-групп», 2007. - 208 с.

7. Кербиков О. В. К учению о динамике психопатий (1961) // Кербиков О. В. Избранные труды. М.: «Медицина», 1971. - С. 163-187.

8. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Ростов н/Д: «Феникс», 2000. - 544 с.

9. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Изд. 2-е доп и перераб. - Л.: «Медицина», 1983. - 256 с.

10. Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии. - СПб: Речь, 2003. - 288 с.

11. Пcихологические типологии. Пособие для менеджеров и практических психологов / Под ред. Ю.П. Платонова. - СПб.: Речь, 2004. - 512 с.

12. Пономаренко В.В. Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением (методика «семь радикалов»). - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 252 с.

13. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: в 2т. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Т. 1 - 312 с.

14. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (MMPI) // Практическое руководство. - СПб.: Речь, 2007. - 224 с.

15. Фелинская Н. И. Реактивные состояния в судебно-психиатрической клинике. М.: "Медицина", 1968. - 252 с.

16. Шнайдер К. Клиническая психопатология. Киев: «Сфера», 1999. - 236 с.

17. SPSS: искусство обработки информации. Platinum Edition: Пер. с нем./ Ахим Бююль, Петер Цефель. - МПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2005. - 608 с.

И.Б. Коняхина, О.В. Москаленко СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Сущностная характеристика явления, предмета выражается в его определении, содержании, так как это неотъемлемое качество, без которого предмет невозможно осмыслить. Сущность выявляется ответом на вопрос: «Что есть сущее?», который следует отличать от вопроса о бытии: «Есть ли?».

Определимся с сущностной характеристикой акмеологического проектирования. Будем считать, что акмеологическое проектирование - это составная часть гуманитарного и социального проектирования, система создания предположительных вариантов акмеологического развития личности в профессиональной деятельности и предвосхищение ее результатов в виде многоступенчатой поуровневой самореализации в деятельности, овладения технологиями

саморазвития и самосовершенствования, формирования оптимального уровня готовности субъекта акмеологического развития к самораскрытию, реализации личностно-профессионального потенциала в профессиональной деятельности.

Исходя из того, что акмеологическое развитие индивида в исследовании понимается как особый самостоятельный процесс, многоступенчатая поуровневая самореализации в деятельности, то продуктивное акмеологическое развитие специалиста выступает как формирование оптимального уровня готовности субъекта акмеологического развития к самораскрытию человека (Л.Ф. Фурси (1)).

Л.Ф. Фурси и О.В.Москаленко доказательно представлено, что готовность к самораскрытию личности понимается как самоосознание собственного Я (самопознания, самоопределения, самооценки, самовосприятия, самоогношения), самопредсгавление своего Я, самовыражения, самопрезентации. Показано, что процесс формирования оптимального уровня готовности к самораскрытию является длительным и многоэтапным, включающим следующие процессы развития самосознания: самопознания, самоопределения и самоидентификации, самооценки, самовосприятия, самоотношения, самопредставления, самовыражения, самопрезентации, самореализации, самоактуализации, самоутверждения.

С акмеологических позиций продуктивность акмеологического развития специалиста рассматривается как готовность к самораскрытию, выступает устойчивым психическим состоянием личности, характеризуется такими качествами, которые обусловливают положительное отношение к собственной личности, возможность ее активного творческого самоосуществления, а также актуализацию этой возможности тогда, когда возникает общественная и личностная необходимость.

Структура готовности к самораскрытию рассматривается как сложное многоуровневое образование, включающее в себя:

• личностные компоненты: особенности профессиональных и личностных мотивов, интересов и отношения к труду; положительные качества личности, важные для продуктивной профессиональной деятельности;

• операциональные компоненты: систему профессиональных знаний или компетенций, общетрудовые умения и трудовые навыки, особенности профессионального мышления (1).

При этом самораскрытие может осуществляться в двух планах: творческом (связано с креативностью личности - изучить самого себя адекватно себя презентовать тому социуму, в котором он живет и работает) и в нетворческом (связано с действием по образцу, репродукцией действий другого человека)._ Г отовность к самораскрытию имеет внешний и внутренний аспекты: процессы самоосознания происходят для личности внутренне и имеют внешнее выражение в процессах самопредставления: самовыражения и самопрезента-ции. Но за внешними и внутренними аспектами готовности к самораскрытию «скрывается» собственно внутреннее содержание процесса самораскрытия - процесс самореализации: самоактуализация,

самоутверждение личности.

О.В. Москаленко, Л.Ф. Фурси, исходя из понимания акмеологического развития согласно концепции A.A. Деркача и Э.В. Сайко (2), сущностными характеристиками акмеологического развития личности выделены следующие:

• особая роль самоактуализации, самоосуществления, самореализации, которые вышли в центр познания развития человека и приобретают особый смысл в акмеологии, прежде всего в контексте акме как высшего проявления человеком себя в своем осуществлении;

• важность рассмотрения деятельности как основания акмеологического развития субъекта;

• потребность к самореализации (потребность состояться) выражается на разном уровне на разных этапах онтогенеза, в разных формах при разном соотнесении со способностью, возможностью, необходимостью ее осуществления;

• феномены самореализации, самоосуществления, самоактуализации не только взаимосвязаны между собой единством принципов обусловленности их, значимостью, характером функциональной нагрузки, но и полагают предваряющие их формы и уровни проявления самости, выстраивающие ряды их развергывания и проявления — самоутверждение, самовыражение и т. д., образующие связь накопленного потенциала самости и цели его реализации;

• существует реально тесная связь способности к самореализации с уровнем и структурами осуществления социализации, индивидуализации и идентификации при любой степени выраженности такой потребности в ней на дистанции онтогенеза;

• уровень проявления потребности и способности самоосуществления и самореализации связан с возрастными особенностями развития в онтогенезе;

• субъектность субъекта выступает как основание и субъективность, в свою очередь, является условием самореализации в процессе акмеологического развития в онтогенезе человека;

• самореализация в своем осуществлении в онтогенезе полагает каждый раз на разных этапах его соответствующую представленность уровневой развитости компонентов самости, т.е. полагает определенную развитость свойств человека;

• акмеологическое развитие осуществляется в ходе профессиональной деятельности, в рамках которой происходит формирование субъектной позиции индивида;

• возможность, потребность, способность и необходимость повышения уровня самореализации реализуются до уровня способности самореализации человека в действительно творческой деятельности, реализующей его духовные потребности и способности в социально и личностно значимой деятельности на уровне акме (3).

В настоящем исследовании рассматривается акмеологическое проектирование в условиях дополнительного профессионального образования специалистов, поэтому к содержательным характеристикам необходимо добавить следующее.

Во-первых, акмеологическое проектирование в условиях дополнительного

профессионального образования специалистов - это универсальный и самостоятельный в

интеллектуальном и социокультурном отношениях тип деятельности, целенаправленный на создание реальных объектов с заданными качествами, также ценностно-ориентированная, глубоко мотивированная, высокоорганизованная, целенаправленная деятельность специалиста по изменению действительности. С другой стороны, акмеологическое проектирование в условиях дополнительного профессионального образования специалистов автономно как вид деятельности, что означает его типологическую отделимость от других видов интеллектуально и

социокультурно выраженной деятельности, таких, например, как научное исследование и программирование, прогнозирование и управление, конструирование и коммуникация.

Во-вторых, акмеологическое проектирование в условиях дополнительного

профессионального образования специалистов - это и целенаправленная деятельность по

созданию проекта как инновационной модели образовательной системы, ориентированной на использование специалистом в условиях дополнительного образования, при этом «создание проекта» не отождествляет проектирование с процессами разработки, планирования и

прогнозирования. Aкмеологическое проектирование - это мысленное конструирование и практическая реализация того, что возможно или того, что должно быть, дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

В-третьих, акмеологическое проектирование в условиях дополнительного

профессионального образования специалистов можно рассматривать как структурные и процессуальные характеристики деятельности специалистов, направленной на разрешение различных проблем получения новой специальности или повышения качества профессионализма; акмеологическое проектирование - продуктивная деятельность, продуктом которой являются проект и программа его реализации в практику дополнительного образования, а также результаты образования, которые имеют место при реализации проекта.

Логическая структура деятельности включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат.

Субъектом акмеологического проектирования в условиях дополнительного профессионального образования специалистов выступает сам специалист под руководством акмеолога или психолога.

Объектом акмеологического проектирования являются системы дополнительного образования различного уровня и характера или их структурные компоненты, которые также исследуются во взаимосвязи с системой в целом.

Предметом акмеологического проектирования в условиях дополнительного профессионального образования специалистов выступает проектная идея акмеологического развития специалиста в условиях дополнительного профессионального образования специалистов.

Формы акмеологического проектирования в условиях дополнительного

профессионального образования специалистов - это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие алгоритма реализации проекта. Каждому объекту и ступени проектирования присущи свои формы.

Средства акмеологического проектирования в условиях дополнительного

профессионального образования специалистов можно условно разделить на материальные и духовные. К первым относятся документация, технические средства, схемы, таблицы и т.д. Ко вторым - общие средства научных исследований, ключевые теоретические положения смежных наук для реализации проекта в условиях дополнительного профессионального образования специалистов.

Методы акмеологического проектирования в условиях дополнительного

профессионального образования специалистов достаточно разнообразны, поскольку их использование зависит не только от проблемы и предмета проектирования (объективные критерии), но и от особенностей самих субъектов, от того набора методов, которыми владеют конкретные проектировщики (субъектные критерии).

Результатом акмеологического проектирования в условиях дополнительного профессионального образования специалистов является акмеологический проект, функциональная специфика которого зависит от следующих условий: состояния среды, особенностей субъектов, занятых подготовкой конкретного проекта, функциональных связей между элементами проекта, возможностей его эффективного использования, ожидаемых результатов. Кроме того, результатом может быть и разработка документируемого в каком -то профессиональном языке проекта (описания, изображения, системы формул, компьютерной программы, вообще «текста»), удовлетворяющего принятым в данной области критериям проекгосообразности; научнотехническое и социокультурное обоснование, оценка и согласование проекта среди заинтересованных сторон (педагогов, акмеологов, психологов, специалистов), заканчивающиеся решением о принятии проекта; реализация его доступными для изготовителя средствами.

Таким образом, акмеологическое проектирование в условиях дополнительного профессионального образования специалистов - это система, под которой понимается объединение некого первоначального разнообразия в целое, представляющее собой единство четко расчлененных, закономерно расположенных как по отношению к целому, так и друг к другу частей.

Aкмеологическое проектирование в условиях дополнительного профессионального образования специалистов по сути своей - образовательная система. Образовательные системы являются соединением принципиальных и основополагающих знаний (в самом широком смысле слова) в некую органичную целостность. Образовательные системы обладают рядом свойств, которые необходимо понимать и учитывать при их проектировании. В частности, для образовательных систем характерно наличие процессов, протекающих в течение как значительных, так и коротких временных промежутков, носящих цикличный и нецикличный характеры, протекающих с различной степенью неравномерности и неоднонаправленности. Следовательно, на определенных этапах развития системы происходят различные явления, такие, как: усложнение, интеграция и дифференциация, трансформация, переструкгурирование и смена иерархии различных ее элементов. Одни элементы могут оказывать корректирующее влияние на другие и т.д. (4).

Aкмеологическое проектирование в условиях дополнительного профессионального образования специалистов как образовательная система включает такие основные элементы, как образовательная среда, содержание образования, образовательный процесс, субъекты образовательного процесса.

Системообразующими факторами, применительно к образованию, мы полагаем, с одной стороны, социум во всех его проявлениях, с другой стороны - личность каждого субъекта образовательного процесса (обучающегося, педагога, психолога, акмеолога, администратора), которая активно влияет на механизмы возникновения и взаимодействия различных структурных элементов. Характер этого влияния обусловливается как особенностями индивидуального образа

мира, так и функциональной компетентностью каждого субъекта образовательного процесса (5). Характерной особенностью акмеологического проектирования в условиях дополнительного профессионального образования специалистов как образовательной системы является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть (б).

В основе предлагаемого акмеологического проектирования в условиях дополнительного профессионального образования специалистов лежит актуализация активности каждого субъекта образовательного процесса по использованию всех возможностей образовательной среды. В частности, для каждого специалиста проектируется комплекс мер, обеспечивающих наличие и использование в образовательной и профессиональной среде разнообразных развивающих возможностей, комплементарных индивидуальным потребностям, согласно имеющимся изначально и воспитанным ценностям (7). Именно профессиональная установка педагогов и организаторов обучения на систему возможностей, направленных на удовлетворение самореализации специалистов, позволяет им достигать максимальных темпов своего развития: В результате каждый специалист находится в аутентичных условиях, когда его поведение строится на основе собственной мотивации. Его действия направлены на удовлетворение собственных (но воспитанных) потребностей. Соединение мотивации и действия, направленного на ее удовлетворение, является необходимым условием эффективного образования (8).

В условиях дополнительного профессионального образования специалистов важно организовать систему аутентичного образования - это обеспечение для каждого учащегося образовательной среды и образовательного процесса, сообразных его персональным жизненным проявлениям, соответствующих возрастным, половым и индивидуальным особенностям, чутко реагирующих и откликающихся на возникающие личностные потребности.

Aутентичность образовательного процесса (его содержания, форм, методов) создает возможность функционирования каждого учащегося в наиболее благоприятном для него ритме : обеспечивается индивидуальное содержание образования, а также тот объем и темп его усвоения, которые наиболее точно соответствуют индивидуальности и состоянию учащегося. Обеспечение аутентичной образовательной среды (пространственно-предметного и социального окружения каждого учащегося) - это создание в условиях дополнительного профессионального образования специалистов для каждого естественной жизненной среды, лишенной формализма, заорганизованности и других подобных характеристик образования. Как подчеркивается A. Маслоу, аутентичность - это приведение фальши к нулевому уровню. Aутенгичность как важнейшее положение современной гуманистической психологии и педагогики обеспечивает воспитание душевно здоровых, сильных и уверенных людей, которые хорошо знают, чего они хотят в жизни, а что для них является совершенно неприемлемым (9).

Aутентичное образование обеспечивает формирование аутентичной личности. Такая личность способна полностью осознавать каждый момент своей жизни и на основе этого осознания выбирать способ проживания данного жизненного момента, принимая полноту ответственности за свой выбор. Aутенгичная личность целенаправленно «творит свою жизнь», понимая и принимая как свои возможности, так и ограничения (10).

Aкмеологическое проектирование в условиях дополнительного профессионального образования специалистов и система аутентичного образования в рамках этого проектирования отличается от личностно ориентированного подхода в обучении, образовании или воспитании и индивидуального подхода в образовании. Ни личностно ориентированное образование, ни индивидуализация образования не решает проблему - обеспечение для каждого учащегося образовательной среды и образовательного процесса, сообразных его персональным жизненным проявлениям, соответствующих возрастным, половым и индивидуальным особенностям. Данные проблемы решаются только в акмеологическом проектировании в условиях дополнительного профессионального образования специалистов и системе аутентичного образования в рамках этого проектирования.

В акмеологическом проектировании в условиях дополнительного профессионального образования специалистов и системе аутентичного образования в рамках этого проектирования происходит пересмотр профессионального развития и целей карьерного роста. Профессиональное становление личности в акмеологическом проектировании в условиях дополнительного профессионального образования специалистов и системе аутентичного образования в рамках

этого проектирования рассматривается как становление профессионально-личностных качеств специалистов в единстве с усвоением профессиональных знаний, умений, навыков, а согласно современным подходам - формирование профессиональных компетенций.

Литература

1. Фурси Л.Ф. Акмеологические критерии, показатели и уровни продуктивности акмеологического сопровождения личностно-профессиональ-ного развития госслужащих.- М., МААН, 2009. - 33с.

2. Деркач А.А., Сайко Э.В. Потребность в самореализации как феномен социального мира и основание акмеологического развития. //Мир психологии 2008.№1(53)- С.218-229; Деркач АА, Сайко Э.В. Деятельность как основание акмеологического развития субъекта и надситуативная активность субъекта как действенный фактор ее развития.//Мир психслогии.2008. №2 (54).-С.193-205; Деркач АА, Сайко Э.В. Субъектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления. //Мир психологии. 2008. №3(55)- С.205-219; Деркач АА, Сайко Э.В. Развитие в акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза. //Мир психологии. 2007.№ 2(50)-С.43-54.

3. Москаленко О.В., Фурси Л.Ф. Эмпирическое изучение акмеологической модели продуктивности акмеологического сопровождения личностно-профессионального развития государственных служащих. - М., МААН, 2007. - 29 с.

4. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М., 1994.

5. Хараш А.У. Гуманитарная экспертиза в экстремальных ситуациях: идеология,

методология, процедура // Введение в практическую социальную психологию /Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. М., 1996. С. 87 - 129.

6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

7. Зверева В.И. Самоаттестация школы. М., 2000.

8. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.

9. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999..

М.П. Миронов

КРИТЕРИИ ВЛИЯНИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Внешним фактором развития креативности государственных служащих является акмеологическая среда.

Создатели концепции акмеологической среды А.А. Деркач и И.О. Соловьев включают в определение акмеологической среды такие свойства как: ее направленность на оптимум личностно-профессионального развития, взаимообратность действия личности и среды, системную сложность взаимоотношений среды и личности [2].

Мы рассматриваем акмеологическую среду как образовательную развивающую микросреду, способствующую достижению человеком профессионального и личностного акме. Акмеологическая среда должна обеспечивать открытость, динамичность и вариативность содержания, форм и методов творческой деятельности, дифференцированный и индивидуальный творческий подход к личности, создание условий для стимулирования процессов развития и саморазвития личности в ходе ее активной творческой жизнедеятельности.

Развивающий характер акмеологической среды проявляется в направленности на решение определенного спектра задач. Если речь идет о профессиональной подготовке, развивающий эффект проявляется в переносе свойств акмеологической среды и опосредованных ею психических свойств субъекта на потенциальные профессиональные среды. Акмеологичность образовательной среды заключается в предоставлении максимума возможностей как для личностного, так и для профессионального развития обучающихся.

Высшим проявлением влияния акмеологической среды на личность является пробуждение ее истинной творческой природы.

Воздействие акмеологической среды вызывает «креативную реакцию», т. е. активизацию процессов саморазвития и самореализации за счет включения креативных механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.