Научная статья на тему 'Модель акмеологического проекта профессиональной самореализации в условиях дополнительного профессионального образования специалистов'

Модель акмеологического проекта профессиональной самореализации в условиях дополнительного профессионального образования специалистов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коняхина И. Б., Москатенко О. В.

В статье обоснована модель проекта профессиональной самореализации в системе дополнительного профессионального образования и рассматриваются результаты разработки и внедрения модели акмеологического проекта профессиональной самореализации в условиях дополнительного профессионального образования специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL PROJECT ACMEOLOGIC PROFESSIONAL SELFIN ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION SPECIALISTS

In this article is substantiated the model of project of professional self-realization in the system of additional vocational education and are examined the results of developing is the model of the acmeological project of professional self-realization under the conditions of the additional vocational education of specialists.

Текст научной работы на тему «Модель акмеологического проекта профессиональной самореализации в условиях дополнительного профессионального образования специалистов»

14. Психология и педагогика управления в органах внутренних дел. Учебно-методические материалы. М., 1989.

15. Самонов А.П. Психология для пожарных. Пермь, 1999.

16. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М., 1996.

18. Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел (тактика и психология безопасной деятельности). М., 1996.

19. Столяренко А.М. Психологический анализ деятельности личного состава подразделений пожарной охраны при тушении пожаров и требований к его подготовке. ГЛ.8 // Пожарная тактика / Под редакцией Повзика Я.С. М., 1984. С. 134-157.

20. Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. Учебное пособие. М., 1987.

21. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб., 2001.

И.Б. Коняхина, О.В.Москаленко

МОДЕЛЬ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Главной целью модели акмеологического проекта профессиональной самореализации в условиях дополнительного профессионального образования (ДПО) специалистов является осознание специалистом актуального уровня самореализации в профессиональной деятельности, создание мотивации формирования более высокого уровня самореализации специалистов в профессиональной деятельности средствами переподготовки и повышения квалификации. В данной модели необходимо учесть следующее. Субъектом акмеологического проекта выступает сам специалист, обратившийся в систему ДПО, объектом - проблемы личностно-профессионального развития специалиста, его профессионального самосознания и система ДПО различного уровня и характера или их структурные компоненты, которые могут помочь в решении данных проблем специалисту; предметом - развитие профессиональной самореализации и взаимосвязь ее с профессиональным самосознанием специалиста. Формами акмеологического проекта являются либо самопроектирование специалиста, либо проектирование в условиях ДПО специалистов под руководством акмеолога или психолога; средствами и методами - психо- и акмеологические технологии развития профессиональной самореализации, а также технологии саморазвития, самосовершенствования и самораскрытия специалиста в условиях профессиональной деятельности; результатом - сформированная система создания предположительных вариантов акмеологического развития личности в профессиональной деятельности и предвосхищение ее результатов в виде: многоступенчатой поуровневой самореализации в деятельности; овладения технологиями саморазвития и самосовершенствования; формирование оптимального уровня готовности субъекта акмеологического развития к самораскрытию; реализации личностно-профессионального потенциала в профессиональной деятельности.

Модель оптимизации самореализации специалистов в профессиональной деятельности содержит критерии, показатели и уровни самореализации специалиста, алгоритм, методы и детерминанты внедрения путей оптимизации самореализации специалистов в профессиональной деятельности. Первый критерий - это личностно-субъектный, который раскрывается через систему показателей: уровень развития профессиональной мотивации, мотивации достижений, степень сформированности целей профессиональной деятельности, уровень акмеологического развития (саморазвития, самореализации, самораскрытия, самоактуализации и самоосуществления), уровень адекватности самооценки, уровень самореализующегося пространства. Второй критерий -профессионально-когнитивный, который раскрывается через систему показателей: уровень развития профессиональных способностей, профессионального самосознания, профессионального мастерства, уровень профессиональных знаний, развития и степень реализации профессиональной компетентности специалиста. Третий критерий - социально-оценочный, который раскрывается через систему показателей: оценка взаимодействия с социумом специалиста (признание, уважение

коллегами, администрацией и другими членами общества), самооценка и степень удовлетворенности специалистом своей деятельностью по разработке и реализации акмеологического проекта профессиональной самореализации специалиста в условиях дополнительного профессионального образования специалистов и ее результатами; оценка системы разнообразных межличностных отношений специалистов, способствующих формированию нравственных качеств личности и необходимых для профессиональной самореализации специалиста как в условиях ДПО, так и в будущей трудовой деятельности специалистов. Четвертый критерий - организационно-творческий, который раскрывается через систему показателей: уровень организации разработки проекта профессиональной самореализации специалиста в условиях дополнительного профессионального образования специалистов, степень творчества специалиста в разработке данного проекта, в том числе степень инновационной компетентности (наличие и степень развития компетенций - методолого-гносеологической, технологической, проектировочной и практической).

Данные критерии могут позволить описать профиль специалиста, разрабатывающего и участвующего в акмеологическом проекте профессиональной самореализации специалиста в условиях ДПО специалистов по следующим показателям: поглощенность делом как призванием, аутентичность личности, независимость в суждениях, уверенность в себе, инициативность, гибкость, критичность, внутренний локус контроля, высокая степень рефлексии, детская восприимчивость, спонтанность и естественность поведения, отношение к своим чувствам как к ценности, открытость внешнему и внутреннему опыту, стремление к глубоким личностным взаимоотношениям с людьми.

Уровнями развития профессиональной самореализации специалиста в условиях ДПО специалистов в исследовании выделены следующие. Первый уровень развития обозначен как низкий уровень, подчеркивая тем самым потенциальную возможность дальнейшего самосовершенствования субъекта акмеологического проекта. Второй уровень развития выступает как средний уровень, характеризующий некоторый необходимый нормативный уровень развития профессиональной самореализации специалиста как субъекта акмеологического проекта. Третий уровень развития обозначен как высокий уровень, в некотором смысле это оптимальный уровень (или перспективный, к которому профессионал должен стремиться в будущем, в перспективе). В модели также предложены алгоритм и методы внедрения акмеологического проекта профессиональной самореализации в условиях ДПО специалистов. Алгоритм и методы внедрения акмеологического проекта профессиональной самореализации в условиях ДПО специалистов состоит из следующих этапов: проведение структурно-компонентного анализа профессиональной самореализации в условиях ДПО специалистов с целью определения достигнутого уровня, при этом выделяются содержание и уровень развития ПС в настоящее время; создание субъектнозначимых условий и ситуаций, позволяющих осознать специалисту противоречия между достигнутым уровнем развития профессиональной самореализации и необходимым для дальнейшего его развития; прогнозирование уровня развития профессиональной самореализации специалистов, которое можно осуществить через рассмотрение методов внедрения акмеологического проекта профессиональной самореализации в условиях ДПО специалистов и изучение акмеологических условий и факторов внедрения акмеологического проекта профессиональной самореализации в условиях ДПО специалистов; создание и обоснование собственной модели акмеологического проекта профессиональной самореализации в условиях ДПО специалистов и на ее основе построение алгоритма и методов внедрения акмеологического проекта профессиональной самореализации в условиях ДПО специалистов; этап внедрения акмеологического проекта профессиональной самореализации в условиях ДПО как целенаправленная деятельность по развитию профессиональной самореализации специалистов (в том числе курс «Самопознание и самореализация в профессии»).

Разработанная модель акмеологического проекта профессиональной самореализации в условиях дополнительного профессионального образования специалистов была апробирована в эмпирическом исследовании и показала свою эффективность.

Так, например, в исследовании получены результаты, что предложенные уровни поддаются корректировке при учете акмеологических условий внедрения акмеологического проекта профессиональной самореализации в условиях ДПО специалистов (социально-организационные, образовательные, личностные) и факторов (объективные, субъектно-объективные, субъективные).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.