Научная статья на тему 'Сущность, значение и отдельные аспекты инновационного аудита'

Сущность, значение и отдельные аспекты инновационного аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1588
478
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ АУДИТ / ЭКОНОМИКА ИННОВАЦИОННОГО ТИПА / AUDIT / INNOVATIONS / INNOVATIVE AUDIT / INNOVATIVE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Керимов В. В.

В статье освещается сущность, значение и роль инновационного аудита в рыночной экономике инновационного типа развития. Основное внимание уделено отдельным аспектам инновационного аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE, MEANING AND SOME ASPECTS OF THE INNOVATION AUDIT

The article highlights the nature, significance and role of innovation in a market economy audit innovative type of development. The focus is on specific aspects of the innovation audit.

Текст научной работы на тему «Сущность, значение и отдельные аспекты инновационного аудита»

СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО АУДИТА

Керимов В.В., старший преподаватель кафедры «Финансовое право» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации»

В статье освещается сущность, значение и роль инновационного аудита в рыночной экономике инновационного типа развития. Основное внимание уделено отдельным аспектам инновационного аудита.

Ключевые слова: аудит, инновации, инновационный аудит, экономика инновационного типа.

ESSENCE, MEANING AND SOME ASPECTS OF THE INNOVATION AUDIT

Kerimov V., senior lecturer of a Chair of Financial Law FGOBU VPO «Financial University under the Government of the Russian Federation»

The article highlights the nature, significance and role of innovation in a market economy audit innovative type of development. The focus is on specific aspects of the innovation audit.

Keywords: audit, innovations, innovative audit, innovative economy.

Актуальность темы исследования. Задачи развития экономики инновационного типа и радикального повышения ее эффективности поставлены перед Россией на период до 2020 года. Иногда говорят о переходе от сырьевой экономики к экономике инновационного типа.

В России понятие инновационного аудита еще не стало общепризнанным. Это проявляется в том, что:

- большинство руководителей организаций пока не осознали сущность и важность его проведения;

- на настоящий момент отсутствует необходимая справочная литература на русском языке;

- наблюдается дефицит специалистов в данной области;

- не разработана соответствующая законодательная база.

Все это предполагает реализацию целого комплекса мероприятий, частью которого должно стать теоретическое осмысление базовых понятий.

Аудиторская проверка инновационной деятельности, если рассматривать ее с позиций методических и методологических основ, не отличается от аудита любого другого направления деятельности предприятия. Подходы к внешнему аудиту инновационных мероприятий регламентируются базовыми нормативными документами, регулирующими осуществление любых аудиторских проверок. А постановка системы внутреннего аудита мероприятий инновационного характера определяется организационными особенностями производства, а также нормами и требованиями, заложенными в учетную политику предприятия и характеризующими систему учетного отражения основных направлений его финансово - хозяйственной деятельности.

Инновационный аудит должен проводиться на всех стадиях реализации инновационного проекта. При этом обязательным условием эффективности его проведения является изучение таких вопросов как:

- наличие финансово - экономических и технических возможностей осуществления инновационной деятельности на предприятии;

- надлежащее выполнение технологических требований к производству конкретного инновационного продукта, соблюдение всех норм технической документации на каждой стадии его изготовления;

- величина затрат, относящихся к инновационной деятельности предприятия, а также правомерность отнесения или не отнесения тех или иных затрат на мероприятия инновационного характера.

Дополнительно может быть проведен аудит источников финансирования инновационной деятельности. Традиционно их два: внешние - кредит, ассигнования и т.д., и внутренние - прибыль предприятия. В первом из этих случаев независимая проверка может быть осуществлена в интересах кредиторов, когда аудитор должен подтвердить целевое использование заемных средств, во втором - в интересах налоговых органов, в частности аудит прибыли как объекта налогообложения с позиций объективности применения налоговых льгот.

По окончании проведения исследований в заключении о результатах аудита заинтересованным лицам должна быть предоставлена

объективная информация о ходе реализации инновационных мероприятий, которая может быть использована ими в рамках управления инновационной деятельностью хозяйствующего субъекта.

Несмотря на то, что введенный в научный и практический оборот термин аудит получил широкое распространение в России лишь в последнее десятилетие, можно говорить о том, что спрос на услуги в этой области и в частности в сфере инновационного аудита будет постоянно расти.

Инновационный аудит включает оценку инновационных возможностей инноватора: инновационного потенциала, инновационной среды, инновационной позиции и инновационной активности предприятия.

Экономический аспект подразумевает учетную сторону отражения инновационного процесса. Здесь целесообразно выделить два направления, которым аудитор уделяет первостепенное внимание:

-проверка затрат, относящихся к инновационной деятельности предприятия;

-проверка источников финансирования инновационного процесса.

Актуальность первого направления объясняется главным образом фактором эффективности инновационной деятельности. Не менее важным является и правомерность отнесения / не отнесения тех или иных затрат на мероприятия инновационного характера.

Аудит источников финансирования инновационной деятельности приобретает особое значение как в случаях использования в качестве источника коммерческого кредита, так и прибыли предприятия. В первом из этих случаев независимая проверка может быть осуществлена в интересах кредиторов, когда аудитор должен подтвердить целевое использование заемных средств, во втором - в интересах налоговых органов, в частности аудит прибыли как объекта налогообложения с позиций объективности применения налоговых льгот.

Цель и задачи исследования. Целью исследования должна являться разработка и обоснование рекомендаций по совершенствованию методов и технологии проведения инновационного аудита. Исходя из цели исследования могут быть поставлены следующие задачи:

- уточнение сущности понятия «инновационный аудит»;

- обоснование места инновационного аудита в системе внутрихозяйственного контроля;

- разработка методов и технологии проведения инновационного аудита.

При этом следует отметить, что непосредственными задачами проведения инновационного аудита должны являться:

1. Проверка обоснованности отнесения затрат на мероприятия инновационного характера.

2. Оценка эффективности инновационных мероприятий.

3. Оценка целесообразности использования конкретного источника финансирования инновационной деятельности, применительно к тому или иному объекту.

4. Проверка правильности использования источников финансирования инновационной деятельности, в соответствии с действующими нормативно - правовыми положениями.

5. Оценка системы внутреннего контроля учета затрат и источников их финансирования в части инновационной деятельности.

6. Выявление соответствия порядка учетного отражения хозяйственных операций по инновационной деятельности требованиям учетной политики предприятия.

7. Формирование рекомендаций в части внесения уточнений и дополнений в учетную политику предприятия и порядка учетного отражения хозяйственных операций инновационного характера.

8. Оценка достоверности отчетности о выполнении инновационных мероприятий.

Основными принципами инновационного аудита могут быть:

• достоверность информации, используемой для проведения инновационного аудита;

• независимость и объективность в формировании выводов и составлении аудиторских заключений;

• периодичность проведения проверок;

• полнота проверки всех направлений инновационной деятельности.

Объект и предмет исследования. Предметом исследования должны выступать теоретические и практические аспекты организации инновационного аудита.

Объектом исследования должна являться инновационная деятельность организаций, а также деятельность аудиторских организаций по проведению инновационного аудита.

Инновационный аудит является тем инструментом, который позволяет руководству фирмы выявить существующие инновации, определить возможности и тенденции, а также сформировать план действий на ближайшее будущее. Инновационный аудит предусматривает всесторонний анализ различных сфер деятельности предприятия, помогает менеджерам компании выделить ключевые направления их деятельности, осознать временную (хронологическую) последовательность первоочередных действий.

Инновационный аудит должен включать три основных аспекта (этапа) проверки: технологический, организационный (управленческий) и экономический.

Технологический аспект аудиторской проверки предполагает, прежде всего, выявление надлежащего выполнения технологических требований к производству конкретного инновационного продукта, соблюдения всех норм технической документации на каждой стадии его изготовления.

Организационный аспект должен включать проверку:

• наличия организационно-управленческих основ осуществления инновационной деятельности в рамках конкретного предприятия (включая мотивацию персонала к творчеству, систему сбора идей и т.п.);

• соответствия системы управления инновационным процессом требованиям, объективно обусловленным сложностью того или иного мероприятия инновационного характера;

• наличия финансово-экономических и технических возможностей осуществления инновационной деятельности на предприятии.

Экономический аспект подразумевает финансовую учетную сторону отражения инновационного процесса. Здесь целесообразно выделить несколько направлений:

• проверка обоснованности и правильности учета затрат, относящихся к инновационной деятельности предприятия (в управленческом, бухгалтерском (РСБУ) и налоговом учете, по МСФО);

• проверка источников финансирования инновационного процесса в соответствии с нормативно-правовыми актами (включая локальные) и оценка целесообразности использования конкретного источника финансирования инновационной деятельности применительно к тому или иному объекту;

• оценка системы внутреннего контроля учета затрат и источников их финансирования в части инновационной деятельности;

• выявление соответствия порядка учетного отражения хозяйственных операций по инновационной деятельности требованиям учетной политики предприятия и формирование рекомендаций по уточнению и дополнению ее положений;

• оценка достоверности отчетности о выполнении инновационных мероприятий;

• оценка эффективности конкретных мероприятий, проектов и системы инновационного менеджмента на предприятии (включая проектный и инвестиционный анализ).

Выполнение аналитических процедур зачастую служит отличительным признаком проверки инновационной деятельности сре-

ди других направлений аудита, так как в большинстве случаев перед аудиторами не ставится задача анализа эффективности того или иного мероприятия, проекта и т.п. В условиях же инновационноориентированного аудита постановка и решение этой задачи обязательны.

Инновационный аудит предполагает количественный и качественный анализ параметров инновационного процесса.

Количественный анализ заключается в использовании определенных индикаторов, отражающих определенные параметры процесса или результативности инновационных усилий. Качественный анализ предполагает получение оценочных данных со стороны различных групп как внутри организации, так и за ее пределами.

Построение системы инновационного аудита опирается на ключевые характеристики используемой в организации модели управления инновационным процессом. Поэтому связующая роль инновационного аудита во всем инновационном процессе заключается в том, что руководство, заказывая такой аудит, получает возможность оценить как результативность всего инновационного процесса и его отдельных этапов, так и его недостатки.

Инновационный аудит может проводиться на всех стадиях реализации инновационного проекта. Соответствующие процедуры должны входить в программы аудиторских проверок любых организаций, осуществляющих инновационную деятельность.

По результатам проведенной аудиторской проверки формулируется мнение об эффективности инновационного процесса на предприятии и высказывается в форме письменного отчета ответственному исполнителю (руководителю). В случае отсутствия, по мнению аудитора, положительного эффекта от осуществления конкретного инновационного мероприятия, аудитором устанавливаются причины, побудившие предприятие приступить к его реализации. Наиболее важной частью инновационного аудита является разработка обоснованных мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности компании-заказчика.

Завершением инновационного аудита является детализированный отчет по результатам проведенного обследования, в котором определяется имеющийся инновационный потенциал предприятия, в количественном и качественном выражениях, и предлагается конкретное инновационное решение по каждому направлению его реализации. Данный отчет служит основой для разработки инновационной стратегии развития компании и программы ее реализации.

Таким образом, на руках у компании оказывается подробный отчет не только о текущем состоянии ее положения, сравнительный анализ компаний-конкурентов, но и комплексный план действий по ее дальнейшему развитию, что может позволить компании значительно повысить свою конкурентоспособность. Причем чаще всего это удается сделать с меньшими ресурсозатратами, чем в том случае, когда компания проводит анализ отдельных направлений своей деятельности.

Представляется, что только проведение компетентного и комплексного инновационного аудита, в едином ключе охватывающего анализ широкого круга показателей, может обеспечить создание основ для эффективного развития и достижения долгосрочных целей организации в соответствии с ее миссией. Таким образом, инновационный аудит сегодня - это совокупность необходимых и востребованных процедур, обладающих большой практической значимостью. Крайне важна в этой связи зрелость субъективного фактора - руководства компаний, призванного как можно быстрее осознать огромные потенциальные возможности этого инструмента, не требующего, к тому же, чрезмерных дополнительных затрат.

Как и в любых других случаях при принятии решения о проведении инновационного аудита руководство компании должно четко понимать, зачем им это необходимо. Также бывают ситуации, когда руководство просто вынуждено прибегать к проведению инновационного аудита. Например, в кризисной ситуации, при смене руководства, при продаже компании, а в некоторых странах и для получения кредита в банке или денег от инвестора. Кроме того это эффективный способ повысить конкурентоспособность компании и получить преимущества для ее дальнейшего развития.

Отдельные аспекты технологического этапа инновационного аудита. Технологический этап инновационного аудита - способ комплексного исследования состояния научно-технологического, производственного и организационно-управленческого потенциала предприятия с помощью определенных критериев, дающий возможность выявления его сильных и слабых сторон. Технологический этап инновационного аудита в свою очередь ведет к форму-

лировке стратегии, направленной на повышение эффективности работы, повышение конкурентоспособности и снижение затрат на предприятии.

Технологический этап инновационного аудита является важнейшем инструментом мониторинга инноваций.

В самом общем виде это способ проверки инновационного и технологического состояния компании с помощью определенных критериев, дающий возможность выявления ее сильных и слабых сторон, что ведет к формулировке стратегии, направленной на повышение эффективности компании.

Существуют различные методики проведения технологического этапа инновационного аудита, например, методика в сети IRE (инновационные центры Европы) или методика, применяемая во французских инновационных релей-центрах (Innovation Relay Centres, IRC). Первая методика позволяет охарактеризовать потребности и возможности фирмы в инновационном отношении с разных точек зрения - с точки зрения позиционирования продуктов, определения рынков, технологических сфер, производительности, качества, энергетики и т.д. Вторая методика позволяет проанализировать уровень и потенциал развития компании и ее положение на рынке относительно внешних факторов. Результаты анализа дадут информацию для корректировки стратегии развития компании.

Эффективное проведение технологического этапа инновационного аудита позволяет выявить новые возможности для развития и роста компании, найти решения проблем, казавшихся ранее не разрешимыми. Что в конечном итоге обеспечивает многократный возврат вложенных в технологический этап инновационного аудита средств за счет повышения прямых или косвенных доходов компании или существенного снижения затрат.

Универсальных стандартов проведения технологического этапа инновационного аудита не существует.

Общая схема может выглядеть следующим образом (этапы проведения технологического аспекта инновационного аудита):

1. Исследование технологического состояния производства.

2. Анализ результатов исследования.

3. Разработка стратегии, направленной на получение лидирующих позиций на имеющихся рынках и выход на новые за счет повышения качества выпускаемой продукции, внедрения прогрессивных инновационных технологий и снижения затрат на предприятии.

4. Разработка комплекса организационно-технических мероприятий по реализации разработанной стратегии, включающего в себя:

• мероприятия по повышению эффективности планирования;

• мероприятия по оптимизации структуры служб технологической подготовки производства;

• мероприятия по оптимизации технологической структуры предприятия;

• мероприятия по совершенствованию парка технологического оборудования;

• мероприятия по внедрению прогрессивных технологий и форм организации технологических процессов;

• мероприятия по снижению затрат на производство продукции.

В результате проведения технологического этапа инновационного аудита организация получает:

• Подготовленный план действий;

• План мероприятий по снижению затрат на предприятии;

• Полный всеобъемлющий анализ и оценку потребностей компании для ее устойчивого развития;

• Объективный анализ сильных, слабых сторон развития компании, ее перспектив и трудностей (так называемый SWOT-анализ);

• Обследование и выявление возможных механизмов финансирования.

Отдельные аспекты организационного (управленческого) этапа инновационного аудита. Как правило, на начальной стадии реализации любого инвестиционного проекта, работ по реконструкции или модернизации предшествует анализ организационной структуры предприятия. Так как невозможно эффективное достижение целей деятельности предприятия без соответствия структуры организации стратегии и тактики ее развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организационный (управленческий) этап инновационного аудита - это диагностика существующей в организации системы управления его производственной, коммерческой и социальной деятельностью, оценка эффективности менеджмента предприятия, разра-

ботка рекомендаций, касающихся совершенствования системы менеджмента в рамках новых инвестиционных проектов, возможности существующей организационной структуры реализовать новаторские идеи.

Организационный (управленческий) этап инновационного аудита помогает найти пути мобилизации всех имеющихся ресурсов, материальных, трудовых, финансовых и инвестиционных для реализации инновационной стратегии развития предприятия.

К организационному (управленческому) этапу инновационного аудита обращаются также при ситуациях падения доходов, роста затрат, нехватки оборотных средств, сложностях в управлении организацией. Организационный (управленческий) этап инновационного аудита востребован как на традиционных промышленных предприятиях, так и в организациях, которые только завоевывают свое место в бизнесе, продвигая инновационные идеи. К нему можно отнести следующие направления:

• сфера технологические инноваций - разработка и внедрение технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; технологически новых или значительно усовершенствованных услуг, новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг;

• продуктовые инновации - разработка и внедрение в производство технологически новых и значительно технологически усовершенствованных продуктов;

• процессные инновации - разработка и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов;

• маркетинговые инновации - реализация новых или значительно улучшенных изменений дизайна и упаковки продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий;

• организационные инновации - реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в совокупности приводят к инновациям. Однако исследования показали, что инновационные предприятия сталкиваются с необходимостью решения двух основных проблем поиска и привлечения инвестиций. Во-первых, на этапе разработки инновационного проекта (например, производства новой продукции) необходим стартовый капитал. Здесь главные трудности связаны с поиском финансов для начала исследований ситуации на рынках предполагаемой продукции и в дальнейшем - для разработки проекта. Во-вторых, в случае решения первой проблемы, необходимы средства для реализации самого проекта создания и реализации технологических инноваций. Это требует от предприятий максимальной концентрации усилий на достижении стратегии.

Организационный (управленческий) этап инновационного аудита ставит перед собой следующие задачи:

• оценка эффективности организационной структуры организации - менеджмента;

• выявление «слабых мест» в деятельности предприятия и разработка предотвращающих и уменьшающих их механизмов внутреннего контроля;

• внесение рекомендаций, касающихся совершенствования системы управления и профилактики кризисных ситуаций;

• исследование и разработка предложений и проектов по вариантам трансформации деятельности предприятия (реорганизация, реструктуризация, реинжиниринг, слияние, поглощение, ликвидация). Одним из главных методов решения задач управленческого аудита организаций в этой связи является определение и сопоставление фактически достигнутых показателей с плановыми и нормативными - анализ финансово-хозяйственной деятельности. Основной целью анализа финансово-хозяйственной деятельности при этом является поэтапное сближение сравниваемых показателей по величине. Аудиторы уделяют внимание таким индикаторам бизнеса, как результативность, эффективность, социальную значимость, деловую активность, уровень экономического развития производственных объектов бизнеса.

Организационный (управленческий) этап инновационного ауди-

та оценивает достигнутые успехи управленческой команды, общий результат трудовой деятельности исследуемого предприятия, трудовую активность, инициативность членов трудового коллектива, интеллектуальные способности работников, степени творческого новаторства каждого члена управленческой команды организации, начиная с менеджеров нижнего звена и заканчивая руководителями.

Кроме того, в процессе организационного (управленческого) этапа инновационного аудита может быть проведен анализ:

• существующей системы управления производственной и сбытовой деятельностью организации;

• кадрового потенциала;

• перспектив и возможных темпов экономического развития и роста данного предприятия;

• стратегии и тактики работы управленческой команды организации;

• подготовка материалов для плановой или внеплановой аттестации управленческих кадров организации.

Анализ существующей в организации системы управления производственной и сбытовой деятельностью предполагает изучение следующих сегментов:

• производство и сбыт готовой продукции (товаров, работ, услуг);

• защита окружающей среды, экологичность производства;

• объекты принадлежащей предприятию инфраструктуры, и прежде всего социально-культурной сферы. При этом происходит выявление непрофильных активов, от которых можно избавиться.

Результатом организационного (управленческого) этапа инновационного аудита является выявление дублирующих структурных звеньев в системе управления. Таким образом, он дает возможность изучить возможности совмещения тех или иных управленческих обязанностей конкретными менеджерами в отдельных звеньях управления предприятием. Это позволяет в конечном итоге сократить управленческий аппарат предприятия, снизить затраты на его содержание, уменьшить фонд оплаты труда участников управленческой команды, одновременно повысив размеры заработной платы наиболее эффективно работающим менеджерам.

Одним из наиболее сложных объектов изучения организационного (управленческого) этапа инновационного аудита является кадровый потенциал - совокупность способностей и возможностей персонала обеспечить её оптимальное функционирование. При этом на уровне предприятия исследуются следующие вопросы, касающиеся конкретных характеристик качества трудовой жизни: профессионализм, образование, этнокультура, психофизическое состояние; отношение к собственности, содержание труда, материальное стимулирование труда, моральное стимулирование труда, социальная защищенность труженика, эргономика, участие труженика в управлении, корпоративная культура.

Также в ходе проведения исследования кадрового потенциала изучается психологический фон, имеющийся в трудовом коллективе: положительный, порождающий энтузиазм, воодушевление, сплоченность, благожелательную атмосферу, желание к труду и т.д. и отрицательный, который приводит к безразличию, враждебности, намеренному замалчиванию проблем, неискренности и т.д. Такое исследование, как правило, дает положительный результат и приводит:

• к сокращению операционных расходов;

• улучшению имиджа и деловой репутации предприятия;

• к повышению продажи и лояльности потребителей;

• к снижению текучести кадров;

• к повышению лояльности и мотивации персонала повышает;

• к предоставлению доступа к инвестиционному капиталу;

• к увеличению финансовых показателей предприятия.

На основании проведенной проверки аудиторы представляют организации отчёт, содержащий рекомендации по устранению типичных ошибок в управлении, внедрению современных методик в систему управления деятельностью организации. Разрабатываются детальные планы, комплексы мероприятий, направленные на совершенствование системы управления и устранение выявленных недостатков.

Эффективность деятельности организации напрямую зависит от способностей сотрудников при определенных организационнотехнических, финансово-экономических и социальных условиях выполнять стоящие перед ними задачи. Несоответствие кадрового состава выполняемым задачам влияет на величину оценки стоимо-

сти организации, её инвестиционную привлекательность, а также на затраты, связанные с возможной реструктуризацией, антикризисным управлением или инновационным проектированием.

По результатам проведения организационного (управленческого) этапа инновационного аудита открывается возможность максимально объективно осуществлять аттестацию членов управленческой команды по конечным итогам работы организации в целом и по зонам ответственности каждого участника. В этом случае появляется достаточно аргументированная основа для отстранения работников, не отвечающих современным требованиям к уровню квалификации и профессионализма, не обладающих соответствующими деловыми качествами и своевременной замены их на заранее подготовленных и отобранных в резерв для служебного роста людей, обладающих высоким интеллектуальным и творческим потенциалом.

В итоге можно отметить, что организационный (управленческий) этап инновационного аудита оказывает огромное содействие потенциальным инноваторам, помогающее определить возможности и необходимые внутренние условия ведения бизнеса, готовность предприятия и его сотрудников к эффективной работе в соответствии с целями и задачами развития организации.

Выводы. Инновационная модель развития страны является приоритетным направлением. Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) - тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий.

Инновационный аудит - системная оценка показателей развития организации в области разработок и коммерциализации инноваций, а также идентификация внутренних и внешних барьеров на их пути.

Инновационный аудит должен включать три основных аспекта (этапа) проверки: технологический, организационный (управленческий) и экономический.

Инновационный аудит может проводиться на всех стадиях реализации инновационного проекта. Соответствующие процедуры должны входить в программы аудиторских проверок любых организаций, осуществляющих инновационную деятельность.

По результатам проведенной аудиторской проверки формулируется мнение об эффективности инновационного процесса на предприятии и высказывается в форме письменного отчета ответственному исполнителю (руководителю). В случае отсутствия, по мнению аудитора, положительного эффекта от осуществления конкретного инновационного мероприятия, аудитором устанавливаются причины, побудившие предприятие приступить к его реализации. Наиболее важной частью инновационного аудита является разработка обоснованных мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности компании-заказчика.

Литература:

1. Арабян К.К. Российский аудит в условиях инновационного типа социально-экономического развития // «Аудиторские ведомости», 2011, № 4.

2. Исмаилов Т.А., Гамидов Г.С. Инновационная экономика -стратегическое направление развития России в XXI веке // Инновации, № 1, 2003.

3. Казакова Н.А. Управленческий анализ и аудит в условиях кризиса: учебно-практическое пособие / Н.А. Казакова. - М.: Дело и Сервис, 2010.

4. Никонова Т.В., Сухарев С.А. Управленческий аудит персонала: учебно-методическое пособие / Т.В. Никонова, С.А. Сухарев.

- М.: Экзамен, 2002.

5. Папковская П.Я., Федоркевич А.С. Управленческие расходы: учет и аудит: практическое пособие/ П.Я. Папковская, А.С. Федоркевич. - М.: Информпресс, 2010.

6. Пилюгина А.В., Протопопов В.В. Инновационный аудит предприятий: новые пути развития с использованием новых технологий (немецкий опыт). - Менеджмент инновационных процессов: материалы стажировки / под общей ред. Е.Н. Лобачевой, И.Н. Омельченко. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.

7. Пудич В.С., Жернакова М. Б. Управленческий аудит и аудит-менеджмент как особый род деятельности менеджера // Менеджмент в России и за рубежом, № 2, 2005.

8. Черномордов Л.И. Составляющие инновационного аудита // Культура народов Причерноморья (Украина), №172, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.