Научная статья на тему 'Аудит инновационной деятельности'

Аудит инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1586
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / АУДИТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ / МАРКЕТИНГОВЫЙ АУДИТ / АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INNOVATIONS / INNOVATION ORGANIZATION / AUDIT OF INNOVATION ACTIVITY / TECHNOLOGICAL AUDIT / MARKETING AUDIT / AUDIT / INNOVATION STRATEGY / INNOVATION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шегурова В.П., Засимова А.В.

Поддержание и развитие потенциала организации, переход к инновационной модели развития обуславливает проведение регулярной диагностики состояния инновационной сферы предприятия: сильных и слабых сторон, его возможностей и угроз. Периодическое проведение аудита инновационной деятельности позволит определить, на каком уровне готовности к освоению инноваций находится компания. Цель статьи заключается в анализе теоретических и практических аспектов аудита инновационной деятельности в национальном и региональном масштабе. В рамках поставленной цели предполагается решение следующих задач: 1) проведение анализа инновационной активности предприятий, 2) выявление сущности, роли и значения аудита инновационной деятельности на современном этапе, 3) классификация видов «инновационного аудита», 4) выделение стадий проведения аудита инновационной деятельности, 5) проведение анализа статистических данных, связанных с аудиторской деятельностью в инновационной сфере. Вышеназванные задачи достигались путем применения таких методов, как анализ, синтез и обобщение. При проведении вышеназванных видов аудита важнейшим представляется этап диагностики, который должен включать в себя оценку инновационного потенциала, среды функционирования и развития, инновационной активности и инновационной позиции предприятия. «Инновационный аудит» новое понятие в современной теории, связанное с широким распространением и внедрением инноваций в конце XX века. Он подразделяется на два вида: технологический и маркетинговый. При проведении аудита инновационной деятельности важнейшим представляется этап диагностики, который должен включать в себя оценку инновационного потенциала, среды функционирования и развития, инновационной активности и инновационной позиции предприятия. Республика Мордовия может служить ярким примером субъекта РФ с высокой инновационной активностью (по таким отраслям, как научные исследования, обрабатывающие производства и связь). Вместе с тем, количество аудиторских организаций, осуществляющих аудит является несоизмеримо мало с масштабами инновационной деятельности на территории субъекта. Результаты данного исследования могут применяться в теоретических исследованиях, посвященных анализу аудита инновационной деятельности в частности и инновационной сферы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUDIT OF INNOVATION ACTIVITIES

Maintenance and development of the organization's potential, transition to an innovative development model stipulates regular diagnostics of the state of the innovative sphere of the enterprise: strengths and weaknesses, its opportunities and threats. Periodic audit of innovation activity will allow to determine at what level of readiness to develop innovations the company is located. The purpose of the article is to analyze the theoretical and practical aspects of auditing innovation activities on a national and regional scale. Within the framework of this goal, the following tasks are to be solved: 1) analysis of innovative activity of enterprises, 2) identification of the essence, role and value of the audit of innovative activity at the present stage, 3) classification of types of "innovative audit", 4) identification of stages of the audit of innovative activity, 5) analysis of statistical data related to auditing in the innovation sector. The above-mentioned problems were achieved through the use of methods such as analysis, synthesis and generalization. In carrying out the above types of audit, the most important stage is the diagnostic stage, which should include an assessment of the innovation potential, the environment of functioning and development, innovation activity and the innovative position of the enterprise. "Innovative audit" is a new concept in modern theory, associated with the widespread adoption and innovation in the end XX century. There are two types ones: technological and marketing. When conducting an audit of innovative activities, the most important stage is the diagnostic stage, which should include an assessment of the innovation potential, the environment of functioning and development, innovation activity and the innovative position of the enterprise. The Republic of Mordovia can serve as a striking example of a subject of the Russian Federation with high innovative activity (in such areas as research, manufacturing and communications). At the same time, the number of audit organizations performing audit is incommensurably small with the scale of innovation activity in the subject's territory. The results of this research can be used in theoretical studies devoted to the analysis of the audit of innovation activity in particular and the innovation sphere as a whole.

Текст научной работы на тему «Аудит инновационной деятельности»

УДК: 657.1: 001. 895

ББК: 65.05

Шегурова В.П., Засимова А.В.

АУДИТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Segurola V.P., Zasimova A. V.

AUDIT OF INNOVATION ACTIVITIES

Ключевые слова: инновации, инновационная организация, аудит инновационной деятельности, технологический аудит, маркетинговый аудит, аудиторская проверка, инновационная стратегия, инновационная активность.

Keywords: innovations, innovation organization, audit of innovation activity, technological audit, marketing audit, audit, innovation strategy, innovation activity.

Аннотация: поддержание и развитие потенциала организации, переход к инновационной модели развития обуславливает проведение регулярной диагностики состояния инновационной сферы предприятия: сильных и слабых сторон, его возможностей и угроз. Периодическое проведение аудита инновационной деятельности позволит определить, на каком уровне готовности к освоению инноваций находится компания.

Цель статьи заключается в анализе теоретических и практических аспектов аудита инновационной деятельности в национальном и региональном масштабе.

В рамках поставленной цели предполагается решение следующих задач: 1) проведение анализа инновационной активности предприятий, 2) выявление сущности, роли и значения аудита инновационной деятельности на современном этапе, 3) классификация видов «инновационного аудита», 4) выделение стадий проведения аудита инновационной деятельности, 5) проведение анализа статистических данных, связанных с аудиторской деятельностью в инновационной сфере.

Вышеназванные задачи достигались путем применения таких методов, как анализ, синтез и обобщение.

При проведении вышеназванных видов аудита важнейшим представляется этап диагностики, который должен включать в себя оценку инновационного потенциала, среды функционирования и развития, инновационной активности и инновационной позиции предприятия.

«Инновационный аудит» - новое понятие в современной теории, связанное с широким распространением и внедрением инноваций в конце XX века. Он подразделяется на два вида: технологический и маркетинговый. При проведении аудита инновационной деятельности важнейшим представляется этап диагностики, который должен включать в себя оценку инновационного потенциала, среды функционирования и развития, инновационной активности и инновационной позиции предприятия.

Республика Мордовия может служить ярким примером субъекта РФ с высокой инновационной активностью (по таким отраслям, как научные исследования, обрабатывающие производства и связь). Вместе с тем, количество аудиторских организаций, осуществляющих аудит является несоизмеримо мало с масштабами инновационной деятельности на территории субъекта.

Результаты данного исследования могут применяться в теоретических исследованиях, посвященных анализу аудита инновационной деятельности в частности и инновационной сферы в целом.

Abstract: maintenance and development of the organization's potential, transition to an innovative development model stipulates regular diagnostics of the state of the innovative sphere of the enterprise: strengths and weaknesses, its opportunities and threats. Periodic audit of innovation activity will allow to determine at what level of readiness to develop innovations the company is

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №1, том 2, 2018 located.

The purpose of the article is to analyze the theoretical and practical aspects of auditing innovation activities on a national and regional scale.

Within the framework of this goal, the following tasks are to be solved: 1) analysis of innovative activity of enterprises, 2) identification of the essence, role and value of the audit of innovative activity at the present stage, 3) classification of types of "innovative audit", 4) identification of stages of the audit of innovative activity, 5) analysis of statistical data related to auditing in the innovation sector. The above-mentioned problems were achieved through the use of methods such as analysis, synthesis and generalization.

In carrying out the above types of audit, the most important stage is the diagnostic stage, which should include an assessment of the innovation potential, the environment of functioning and development, innovation activity and the innovative position of the enterprise.

"Innovative audit" is a new concept in modern theory, associated with the widespread adoption and innovation in the end XX century. There are two types ones: technological and marketing. When conducting an audit of innovative activities, the most important stage is the diagnostic stage, which should include an assessment of the innovation potential, the environment of functioning and development, innovation activity and the innovative position of the enterprise.

The Republic of Mordovia can serve as a striking example of a subject of the Russian Federation with high innovative activity (in such areas as research, manufacturing and communications). At the same time, the number of audit organizations performing audit is incommensurably small with the scale of innovation activity in the subject's territory.

The results of this research can be used in theoretical studies devoted to the analysis of the audit of innovation activity in particular and the innovation sphere as a whole.

Современной России для решения злободневных проблем, затрагивающих абсолютно все сферы общественной жизни, необходим поэтапный переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели развития. Однако, для построения экономики лидерства, экономики знаний и инноваций необходимо решить важную задачу - превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» такая задача поставлена [6].

Инновации, действительно, становятся ключевым фактором развития современного общества, а инновационная деятельность среди всего многообразия видов экономической деятельности - ее наиболее приоритетным видом. Ее отличительной особенностью является высокая степень коммерческого риска. О наличии значительной степени риска в инновационной деятельности свидетельствуют следующие факты: так, в США, 50-60% всех опытно-конструкторских работ никогда не превращаются в новую продукцию, а около 30% нововведений перестают быть прибыльными по истечении непродолжительного времени после их признания на рынке.

На законодательном уровне в России от-

сутствует единое толкование таких основополагающих понятий, как «инновации» и «инновационная организация». Поэтому мы полагаем под инновациями понимать следующее: это уникальное продуктовое, технологическое или управленческое нововведение, внедренное в производство, защищенное патентным правом и, что немаловажно, приносящее доход.

Поддержание эффективного потенциала организации и реализация инновационных стратегий требует регулярной диагностики состояния инновационной сферы предприятия: сильных и слабых сторон, его возможностей и угроз. Периодическое проведение аудита позволит определить, на каком уровне готовности к освоению инноваций находится предприятие.

В российском законодательстве также отсутствует определение аудита инновационной деятельности, что представляет значительную проблему в современных условиях. Согласно ФЗ РФ от 30.12.2008 N 307-Ф3 "Об аудиторской деятельности", аудиторская деятельность (аудиторские услуги) представляет собой «деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами». Под аудитом

же понимают независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности[ 15].

Следует отметить, что аудиторы могут осуществлять другие аудиторские услуги, связанные с их профессиональной деятельностью. Так, например, это услуги - по ведению и восстановлению бухгалтерского учета; по разработке и анализу инвестиционных проектов, составлению бизнес-планов; по обучению в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Именно эти виды сопутствующих аудиту услуг являются наиболее значимыми для реализации инновационных проектов в практической деятельности [15].

Аудит инновационной деятельности может преследовать следующие цели:

- выделить новые технологии, обладающие коммерческим потенциалом;

- определить новые возможности для реализации результатов исследовательской деятельности (навыки, опыт, знания, оборудование);

- идентифицировать наиболее вероятные пути реализации каждой из возможностей.

Ряд специалистов подразделяет аудит инновационной деятельности на технологический и маркетинговый. Первый включает проверку технологических приемов, процедур и методов, применяемых на предприятии с це-

лью оценки их производительности и эффективности. Он ориентирован на решение следующих задач:

1. Сбор, анализ и ранжирование текущих проблем и разработка оптимальных методов решения по их нивелированию.

2. Оптимизация технологий работы подразделений.

3. Повышение производительности основных технологических процессов.

4. Анализ и (при необходимости) повышение квалификации персонала инновационного предприятия и др.

Маркетинговый же аудит в инновационной сфере призван определить готовность новых продуктов предприятия и его самого к выходу на рынок. Он должен отвечать на вопросы, связанные с реализацией политики маркетинга на предприятии, с эффективностью ее применения в отношении инновационного продукта, с мотивацией работы персонала в русле обозначенных целей и многое другое.

«Инновационный аудит» в целом должен отвечать следующим требованиям:

- достоверность информации;

- независимость и объективность;

- периодичность проведения проверок;

- полнота проверки всех направлений инновационной деятельности[4].

Дальнейшему изучению подлежат этапы проведения аудита инновационной деятельности.

1. Подготовка:

первый контакт с руководством аудируемого лица; предварительное определение проблемы и ее анализ; переговоры и заключение соглашения на консультационную помощь

_±_

2. Диагностика (оценка):

выявление существующих фактов и их тщательный анализ

Ф

3. Планирование действий:

приемлемые решения для получения упущенных выгод от нереализованных действий или от отсутствия инновационной стратегии фирмы-заказчика

Ф

4. Внедрение:

действия по реализации принятой инновационной стратегии

^

5. Завершение:

оценка заказчиком результатов проведенной аудитором работы Рисунок 1 - Стадии проведения аудита инновационной деятельности [11]

Первая стадия является одной из самых важных в любом виде аудита, поскольку именно она определяет структуру и процессы будущего анализа. На этом этапе руководство аудируемого лица (предприятия-заказчика) определяет отделы предприятия, которые должны предоставить необходимую информацию аудитору. Определяется возможность или необходимость составления соглашения о конфиденциальности.

О реализации на данном предприятии всех необходимых компонентов инновационной деятельности может судить второй этап, связанный непосредственно с анализом и сбором данных. Данная стадия также является одной из важнейших в аудиторской проверке инновационной деятельности, поскольку от достоверности и полноты аудиторских доказательств, от качества работы аудитора зависят сделанные им выводы, предложенные рекомендации по развитию инновационной компании, подлежащие впоследствии к их внедрению и осуществлению. Комплексная диагностика должна включать в себя оценку инновационного потенциала, среды функционирования и развития, инновационной активности и инновационной позиции.

Определяющим моментом в планировании является разработка, обсуждение и принятие обоснованной инновационной стратегии

фирмы. Таким образом, суть третьего этапа сводится к поиску рекомендаций по реализации оптимальной инновационной стратегии фирмы-заказчика совместными усилиями аудитора и специалистов заказчика.

На следующей стадии - фазе внедрения - аудитор может выступать в роли консультанта руководства предприятия по реализации предложенных им или совместно разработанных со специалистами фирмы-заказчика мероприятий. Однако, на авторский взгляд, он должен принимать непосредственное участие в подготовке и выполнении плана действий по реализации принятой инновационной стратегии. Это позволит достичь большего эффекта от проводимой проверки и положительно скажется на будущем финансовом развитии компании.

«Классической» заключительной стадией аудиторской проверки является стадия завершения, включающая разработку и представление заказчику аудиторского заключения о результатах проведенного аудита и расчет по взаимным обязательствам.

Теперь рассмотрим официальные статистические данные, комплексно характеризующие состояние и развитие аудита инновационной деятельности в России в целом и Республике Мордовия в частности.

Таблица 1 - Удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций по регионам Российской Федерации [10]_

Субъекты РФ 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Российская Федерация 9,5 10,4 10,3 10,1 9,9 9,3 8,4

Центральный федеральный 8,6 10,2 10,9 10,7 10,9 10,9 10,3

округ

г. Москва 13,3 18,6 18,6 18,3 18,8 19,7 16,1

Северо-Западный федераль- 9,4 11,2 11,0 10,7 10,3 9,6 8,3

ный округ

г. Санкт-Петербург 13,0 18,9 18,8 18,0 18,9 17,2 14,8

Южный федеральный округ 7,5 6,5 7,4 7,2 7,7 7,6 7,1

Республика Адыгея 10,0 9,7 6,8 10,4 8,5 7,9 4,2

Республика Калмыкия - 1,1 1,2 4,8 2,4 2,4 2,0

Северо-Кавказский феде- 6,2 5,2 6,4 5,9 6,5 4,7 2,9

ральный округ

Чеченская Республика 0,8 0,8 - - 0,5 1,6 0,3

Ставропольский край 7,2 5,8 8,8 8,1 8,3 6,8 4,9

Приволжский федеральный 12,3 12,7 11,9 11,7 11,4 10,6 9,4

округ

Республика Мордовия 9,4 12,4 13,1 16,9 18,3 16,6 13,4

Чувашская Республика 15,7 15,2 20,9 18,8 23,7 24,0 24,5

Самарская область 12,1 9,8 6,3 5,4 5,8 5,0 3,9

Из таблицы 1 видно, что Республика Мордовия, с позиций инновационного развития, является экономически активным регионом: показатель удельного веса организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации выше, чем в среднем по России в 1,6

Данные таблицы 2 показывают, что большая инновационная активность наблюдается по таким отраслям, как научные исследования, обрабатывающие производства и связь. Поскольку Республика Мордовия -индустриально-аграрный регион, ведущая роль в республике принадлежит промышленности и сельскому хозяйству. В про-

раза и по соответствующему федеральному округу - в 1,4 раза. Вместе с тем, есть субъекты, входящие в Приволжский федеральный округ и имеющее в 1,5-2 раза выше показателя по Республике Мордовия (Чувашская Республика, Республика Татарстан, Пензенская область).

мышленности основную долю занимают машиностроительный комплекс — 43% и пищевая промышленность — 23%, а также промстройматериалы — 12%. Вторая по значению отрасль — это сельское хозяйство, на долю которого приходится 18% валового регионального продукта[15]. Во всех вышеперечисленных отраслях значение ин-

Таблица 2 - Удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций по видам экономической деятельности [10]_

Вид деятельности 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Всего 9,5 10,4 10,3 10,1 9,9 9,3 8,4

из них по видам экономической

деятельности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

растениеводство 4,2

животноводство 4,7

растениеводство в сочетании с

животноводством (смешанное

сельское хозяйство) 2,7

предоставление услуг в области

растениеводства, декоративного

садоводства и животноводства,

кроме ветеринарных услуг 1,8

добыча полезных ископаемых 7,8 8,4 8,2 7,6 7,5 6,9 7,4

обрабатывающие производства 13,0 13,3 13,4 13,3 13,6 13,3 13,3

производство и распределение

электроэнергии, газа и воды 5,4 5,6 5,6 5,3 5,1 4,9 4,8

монтаж зданий и сооружений из

сборных конструкций 3,4 -

устройство покрытий зданий и

сооружений - -

производство прочих строительных работ 1,5 2,2

связь 15,6 13,8 13,3 14,2 12,2 13,3 12,2

деятельность, связанная с исполь-

зованием вычислительной техни-

ки и информационных техноло-

гий 10,0 9,2 9,4 9,6 8,8 8,0 6,3

научные исследования и разра-

ботки - 29,8 30,1 31,0 33,3 32,2 30,7

предоставление прочих видов

услуг 4,9 4,9 4,0 3,5 3,5 3,1 3,0

новаций на современном этапе чрезвычайно велико.

В условиях возрастания роли инноваций для экономики страны, увеличения количества субъектов инновационного типа,

проведение аудита предприятий данной сферы деятельности представляется важнейшей задачей. Ввиду вышесказанного, проведем анализ статистических данных, связанных с аудиторской деятельностью.

Таблица 3 - Количество аудиторских организаций и аудиторов в Р 'оссийской Федерации [8]

На На На На

1.01.14 1.01.15 31.12.15 31.12.16

Имеют право на осуществление ауди- 5,5 5,3 5,1 5,0

торской деятельности - всего, тыс.

в том числе:

аудиторские организации 4,7 4,5 4,4 4,4

индивидуальные аудиторы 0,8 0,8 0,7 0,6

Аудиторы - всего, тыс. 23,0 22,2 21,5 19,6

из них:

сдавшие квалификационный экзамен 3,2 3,4 3,5 3,6

на получение единого аттестата 3,5

Согласно официальным статистическим данным, общее число аудиторов к 2016 г. снизилось (за три года - на 0,5 тыс. чел.). При этом количество аудиторов, сдавших квалификационный экзамен на получение единого аттестата, возросло на 0,4

тыс. чел, что свидетельствует о повышении компетентности, а впоследствии эффективности работы аудиторов [14].

В таблице 4 отражено распределение субъектов аудиторской деятельности по федеральным округам.

Таблица 4 - Распределение субъектов аудиторской деятельности по федеральным округам [10]

Федеральный Аудиторские Индивидуальные Аудиторы (без Аудиторы -

округ организации, аудиторы, тыс. индивидуальных), всего, тыс.

тыс. тыс.

2015 2016 2015 2016 2015 2016 2015 2016

Российская Феде-

рация 4,4 4,4 0,7 0,6 20,8 19,0 21 ,5 19,6

в том числе:

Центральный 2,1 2,1 0,3 0,2 10,0 9,3 10,3 9,5

Северо-Западный 0,5 0,5 0,07 0,06 2,5 2,3 2,6 2,4

Южный 0,3 0,3 0,1 0,1 1,4 1,3 1,5 1,4

Приволжский 0,5 0,6 0,1 0,1 2,8 2,6 2,9 2,7

Уральский 0,4 0,3 0,05 0,05 1,5 1,4 1,5 1,4

Сибирский 0,4 0,4 0,06 0,06 1,6 1,3 1,7 1,4

Дальневосточный 0,1 0,1 0,03 0,03 0,7 0,6 0,7 0,6

Северо-Кавказский 0,06 0,06 0,02 0,02 0,3 0,2 0,3 0,2

Исходя из данных таблицы 4, Приволжский федеральный округ занимает срединное положение: он сосредотачивает на своей территории значительное количество аудиторских организаций (0,5 тыс. и 0,6 тыс. в 2015 г. и 2016 г. соответственно; это выше, чем в других федеральных округах,

за исключением Центрального федерального округа); велика роль индивидуальных аудиторов (0,1 тыс. чел. в 2015 и 2016 гг.), однако, количество самостоятельно действующих аудиторов, снизилось на 0,2 тыс. чел.

Таблица 5 - Распределение выданных аудиторских заключений по видам (в %) [10]

Доля в общем количестве выданных

аудиторских заключений

2015 2016

Аудиторские заключения - всего 100,0 100,0

в том числе:

с выражением немодифицированного мнения 77,3 76,7

с выражением мнения с оговоркой 21,4 22,1

с выражением отрицательного мнения 0,9 0,7

с отказом от выражения мнения 0,4 0,5

Аудиторские заключения с выражением сомне- 3,7 4,2

ния в возможности клиента продолжать дея-

тельность и с указанием на значительную не-

определенность в деятельности клиента

Анализируя статистику по видам аудиторских заключений, приходим к выводу о том, что рост доли последнего вида аудиторского заключения, представленного в таблице 5, с 3,7% до 4,2% вполне закономерен и связан, наряду с общими причинами, с повышением роли аудита инновационной деятельности, сопряженной с неопределенностью и высоким уровнем риска.

На территории Республики Мордовия функционируют следующие аудиторские организации: ЗАО АКФ "ФЕДОРЕНКО", ООО "АФ "УниверсФинАудит", ООО АФ "АНАЛИТИК", ООО АФ "Аудит-С", ООО АФ "Право и Финансы", ООО АФ "Си-лаудит". [9] На авторский взгляд, их количество является несоизмеримо мало с масштабами инновационной деятельности на территории региона.

Изучив официальные статистические данные, комплексно характеризующие состояние и развитие инновационной деятельности в России и республике Мордовия, а также ряд аспектов аудита инновационной деятельности, приходим к следующим заключительным положениям:

- Республика Мордовия, с позиций инновационного развития, является экономически активным регионом. Большая инновационная активность наблюдается по таким отраслям, как научные исследования, обрабатывающие производства и связь.

- «Инновационный аудит» - новое понятие в современной теории, связанное с выделением и широким распространением в конце XX века в качестве отдельного вида финансовой деятельности - деятельность по

разработке и внедрению инноваций. Ввиду вышесказанного, появилась необходимость рассматривать аудит инновационной деятельности как отдельный вид аудиторских услуг.

- В законодательстве отсутствует определение аудита инновационной деятельности. Мы полагаем, что под ним следует понимать комплексную оценку показателей развития предприятия в области разработок и внедрения инноваций, а также определение внутренних и внешних барьеров на их пути.

- Выделяют два вида «инновационного аудита»: технологический, оценивающий технологические приемы, процедуры и методы, применяемые на предприятии с целью оценки их производительности и эффективности, и маркетинговый, призванный определить готовность новых продуктов предприятия и его самого к выходу на рынок.

- Аудит инновационной деятельности обязательно должен включать в себя следующие пять этапов: подготовку, диагностику (непосредственно оценку), планирование действий, внедрение предложений и рекомендаций и завершение аудита. Важнейшим представляется этап диагностики, который должен включать в себя оценку инновационного потенциала, среды функционирования и развития, инновационной активности и инновационной позиции предприятия.

- Наблюдается снижение количества аудиторов к 2016 г. Приволжский федеральный округ, в состав которого входит республика Мордовия, занимает срединное положение: сосредотачивает на своей тер-

ритории значительное количество аудиторских организаций - 0,6 тыс. в 2016 г. Отмечаем рост доли аудиторского заключения с выражением сомнения в возможности клиента продолжать деятельность, с 3,7% до

4,2%, что связано, наряду с общими причинами, также с повышением роли аудита инновационной деятельности, сопряженной с неопределенностью и высоким уровнем риска.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Булыга, Р.П. Аудит бизнеса как основное научно-образовательное направление финансового университета в области аудиторской деятельности // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2014. - № 3 (27). - С. 7-13.

2. Вокина, Е.Б. Инновационный и технический аудит // Инновационное развитие экономики. - 2013. - № 6 (17). - С. 187 - 190.

3. Гугнина, Е.В., Сидунова, Г.И., Самсонова, Е.В., Самсонова, М.В. Инновационные маркетинговые технологии как инструмент повышения конкурентоспособности организации // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 10-1. - С. 124-128.

4. Гик, В.В. Теоретические и практические аспекты аудита инновационной деятельности // Современные тенденции в экономике и управлении. - 2013. - № 21. - С. 96-100.

5. Керимов, В.В. Сущность, значение и отдельные аспекты инновационного аудита // Транспортное дело России. - 2012. - № 5. - С. 25-28.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/.

7. Максимов, Ю.М., Митяков, С.Н., Митякова, О.И., Мокрецова, Е.С. Инновационные преобразования как императив экономической безопасности региона: инновационный аудит // Инновации. - 2011. - № 8. - С. 83-88.

8. Мартыненко, Н.О. Алгоритм разработки целевой программы развития инновационной деятельности предпринимательской структуры // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2016. - Т. 4. - № 2 (22). - С. 58 - 62.

9. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/ perfomance/audit/reestr_audit/ auditor_org/ ?org_name=&OPF=&Terr=9&sro=&orzn=&ogrn=&is_UnionHave=1#ixzz56F3h39ya

10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/ sci-ence_and_innovations/science/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Саенко, К.С. Инновационный аудит в системе информационного мониторинга хозяйственной деятельности / Л.С. Саенко // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - № 6. - С. 263-271.

12. Сафиуллин, Н.А., Ахметова, Л.Э. Аудит в инновационной деятельности предприятия // Профессия бухгалтера - важнейший инструмент эффективного управления сельскохозяйственным производством: Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.П. Петрова. - 2015. - C. 153-156.

13. Шишкова, Ю.В. Инновационный аудит сборник статей Международной научно-практической конференции: «Роль инноваций в трансформации современной науки», в 6 частях. - 2017. - С. 215-218.

14. Шегурова, В.П., Кучеров, А.В. Современное состояние саморегулирования и проблемы аудиторской деятельности в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №2. - С. 740-742.

15. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-Ф3 (ред. от 01.05.2017) "Об аудиторской деятельности" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=216143&fld=134&dst=100008,0&rnd=0.6094657373006658#0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.