4.3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С СОЗДАНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИЙ В АУДИТЕ
Пестерева Виктория Сергеевна, аспирант кафедры «Аудит и контроль»
Место учебы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
Аннотация: Актуальность статьи обусловлена возрастанием роли инноваций в аудиторской деятельности. Зарубежные и российские авторы Н. Д. Бровкина, Р. П. Булыга1, И. Ф. Ветрова2, С. Даулинг, С. Лич, М. В. Мельник, А. А. Ситнов подчеркивают необходимость внедрения инновационных технологий, технических нововведений и современного программного обеспечения в аудиторскую деятельность.
В связи с этим особое значение приобретает нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности, регламентирующих организационные, правовые и экономические основы научно-технической и инновационной деятельности, связанной с созданием и использованием инноваций в аудите.
Обосновывается, что модель нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности должна включать законодательные и подзаконные акты, а также международные и отраслевые стандарты, регламентирующие вопросы инновационной деятельности предприятий и стандарты учета.
Раскрывается практическая целесообразность адаптации МСФО 38 «Нематериальные активы» к российской учетной практике в качестве основы для учета инноваций в аудиторской фирме, признание которых должно осуществляться в том случае, когда имеется вероятность того, что аудиторская фирма получит в будущем определенные экономические выгоды в результате приобретения данного актива.
Использование в практической деятельности аудиторских фирм рассмотренных предложений будет способствовать совершенствованию ции инновационной деятельности аудиторских фирм и развитию инновационного потенциала общества. Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, аудит, процессные инновации, нормативно-правовой акт.
1 Булыга Р.П. Аудит бизнеса: вопросы теории и методологии./ Р.П. Булыга// Инновационное развитие экономики - 2011.- № 3.- С.6-12.
2 Ветрова И.Ф. Информационно-аналитические системы создания и использования интеллектуальной собственности /И.Ф. Ветро-ва//Известия Международной академии аграрного образования (МАЛО). - СПб.: 2013 г.. выпуск 16.(2013) Том 1 С. 45-52
REGULATORY LANDSCAPE OPERATIONS ASSOCIATED WITH THE CREATION AND USE OF INNOVATIONS IN AUDIT
Pestereva Viktoria S., graduate student of the Department «Audit and Control»
Study place: Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow
Annotation: The relevance of the article due to the increasing role of innovation in audit activity. Foreign and Russian authors authors ND Brovkina, R.P.Bulyga, IF Vetrov, С. Dowling, S. Leech, M.V.Melnik, A.A.Sitnov emphasize the need for the introduction of innovative technologies, technical innovations and advanced software in audit activities.
In this connection special importance is the legal regulation of auditing, regulatory organizational, legal and economic framework for science, technology and innovation related to the creation and use of innovations in the audit.
It is proved that the model of legal regulation of audit activities should include laws and regulations, as well as international and industry standards, regulatory issues of innovation activities of enterprises and accounting standards. Grounded practicality adapt IAS 38 "Intangible Assets" in the Russian accounting practices as a basis for registration of innovations in the audit firm, which must be recognized when it is probable that the auditing firm will get some economic benefits as a result of the acquisition of the future asset.
Use in practice of audit firms of the proposals will contribute to improving the regulation of the innovation audit firms and the development of innovative potential of society. Keywords: innovation, innovative activity, audits, process innovations, the legal act
В аудиторской практике постепенно возникло противоречие между законодательным определением аудита и теми услугами, которые фактически оказывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. В соответствии с международными стандартами, под аудитом понимается проверка финансовой отчетности с целью подтверждения ее достоверности. На практике же, исходя из требований рынка сегодняшнего дня, аудиторские фирмы оказывают своим клиентам целый спектр разнообразных услуг, которые требуют применения инновационных подходов и технологий.
Актуальность статьи обусловлена возрастанием роли инноваций в аудиторской деятельности. Зарубежные и российские авторы авторы Н. Д. Бровкина, Р. П. Булыга, И. Ф. Ветрова, С. Даулинг, С. Лич, М. В. Мельник, А. А. Ситнов подчеркивают необходимость внедрения инновационных технологий, технических ново-
Пестерева В. С.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С СОЗДАНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИЙ В АУДИТЕ
введений и современного программного обеспечения в аудиторскую деятельность [1-7].
Особую значимость приобретает рассмотрение комплекса вопросов, касающихся нормативно-правового обеспечения аудиторской деятельности и, в частности, операций, связанных с созданием и использованием инноваций в аудите.
Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» определяет услуги, которые оказываются аудиторскими организациями и аудиторами. К ним относятся:
1) аудиторские услуги, т.е. осуществление аудиторской деятельности;
2) прочие услуги, разрешенные ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности».
Данный Закон содержит положения, регламентирующие проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, а также распространение их результатов.
В настоящее время вопросы инновационной деятельности аудиторских организаций регламентируются на нескольких уровнях [8].
В частности, Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» регламентирует различные виды инновационной деятельности и определяет инновации не только как принципиально новый или значительно улучшенный продукт (товар, услугу), но и как новый метод продаж, новый процесс, новый организационный метод, используемый в организации рабочих мест, деловой практике или во внешних связях. Ст.16.1. данного закона закрепляет положения, касающиеся государственной поддержки разработки нововведений [9].
В настоящее время Минэкономразвития России подготовлен прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, который предусматривает развитие науки, технологий и инноваций [10].
В последнее время в научной деятельности инновацию определяют как конечный результат соответствующей деятельности, который воплощен в новом или усовершенствованном продукте, внедренном на рынке, новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом в практической деятельности, в новом подходе к предоставлению социальных услуг [11, с35].
В то же время следует обратить внимание и на понятие инновационных процессов, в частности связанных с организационной перестройкой. Эти аспекты нашли детальное отражение в национальном стандарте Российской Федерации «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации: подход на основе менеджмента качества» (ГОСТ Р ИСО 9004-
2010) [12]. Стандарт предусматривает, что инновации и улучшение применимы к: продукции; - процессам и их связям; структурам; системам менеджмента; человеческим факторам и культуре; - инфраструктуре, производственной среде и технологиям; отношениям с соответствующими заинтересованными сторонами.
Инновационные процессы характеризуются целым рядом особенностей, к которым можно отнести следующие:
а) большая длительность при решении сложных тех нологических проблем из-за их сложности и не всегда полной определенности, которая обусловливает необходимость формировани рая обусловливает необходимость формирования ин формационной базы прогнозирования, соответствую ной базы прогнозирования, соответствующего учета ф актора времени в расчетах эффективности технологич ра времени в расчетах эффективности технологически х нововведений в строительстве;
б) привлечение к разработке нововведений высококвалифицированных специалистов, во многих случаях ных специалистов, во многих случаях уникальных рес урсов; подготовка нововведения с учетом всех фаз жи сов; подготовка нововведения с учетом всех фаз жизн енного цикла его внедрения;
в) более высокая степень неопределенности и риска при внедрении инноваций, в частности, невозможн ость полностью учесть сроки достижения намеченных целей, ожидаемые затраты и доходов, что снижает о бъективность проведения первоначальной финансово ность проведения первоначальной финансово-экономической оценки и, в дальнейшем, требует при менения дополнительных критериев оценки эффекти ния дополнительных критериев оценки эффективност и внедрения;
г) сложность при выделении конкретного нововведе ния в качестве единицы анализа из всей совокупности элементов инновационной деятельности, так как при глубоких исследованиях в одном определенном виде ких исследованиях в одном определенном виде инно ваций часто происходит появление сложной гаммы со ций часто происходит появление сложной гаммы сопу тствующих, во многих случаях, менее серьезных техно щих, во многих случаях, менее серьезных технологиче ских нововведений;
д) значительная вероятность получения неожиданн ых, но представляющих самостоятельную практическу ю и коммерческую ценность результатов, требования к гибкости управления внедрением технологическим и нововведениями;
е) проект по внедрению инноваций, как правило, явля ется также инвестиционным, однако имеются и отличия, ся также инвестиционным, однако имеются и отличия, в частности, в количестве этапов: первый этап предполага сти, в количестве этапов: первый этап предполагает про
ведение поисковых научно-
исследовательских работ, второй - выполнение научно-исследовательских работ, а третий этап связан с проведе нием опытно- и проектно-конструкторских работ.
В этой связи следует отметить также такие нормативные акты, как стандарт Российской Федерации. «Инновационный менеджмент. Часть 1. Система инновационного менеджмента», а также стандарт «Системы управления проектированием. Руководство по менеджменту инноваций», регламентирующие процессы внедрения инноваций.
На региональном уровне принят целый ряд нормативных актов, регулирующих вопросы инновационной деятельности. В частности, Закон г. Москвы о научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве от 6 июня 2012 года № 22, который устанавливает организационные, правовые и экономические основы научно-технической и инновационной деятельности в целях развития и эффективного использования научно-технического и инновационного потенциала города Москвы [13].
Таким образом, согласно нормативным актам Российской Федерации к инновациям могут быть отнесены разработка системных принципов улучшения организации производства и труда, новые организационные методы, используемые в организации рабочих мест, деловой практике или во внешних связях.
Анализ инновационной деятельности аудиторских организаций показывает, что все чаще аудиторские фирмы используют процессные инновации, которые направлены на совершенствование процессов управления движением материальных запасов и денежных средств, на улучшение процессов общего менеджмента, технологических процессов осуществления отдельных операций.
Они заключаются в формировании различных схем реорганизации предприятия, перераспределении (реструктуризации) материальных, финансовых и нематериальных активов предприятия, перераспределении ответственности работников предприятия, и, особенно, его менеджеров. Инновации такого вида являются самыми дорогими и самыми сложными в реализации, медленно окупаются. От них можно ожидать как высокого и длительного эффекта, так и радикального всеобъемлющего провала. Потому уровень информационного риска в случае реализации процессных инноваций является наиболее высоким по сравнению с другими видами инноваций. Источником информационного риска в этом случае являются неполные и неточные данные о финансово-имущественном состоянии предприятия, качественных характеристиках его работников.
При этом могут быть выделены методы и модели принятия управленческих решений в менеджменте, среди которых следует особенно выделить методы
анализа выгод и расходов (benefit-cost analyzes), модели финансового управления, методы принятия стратегических управленческих решений [14, c.7].
Методика учета ограничительных факторов предусматривает использование приемов, которые позволяют определять максимальный доход при ограниченных постоянных расходах. Модель финансового управления предусматривает применение:
- финансовой стратегии; текущего и оперативного финансового планирования (бюджетирования);
- управление основными и оборотными активами.
Методы принятия стратегических управленческих
решений включают в себя:
- комплексное оценивание внешней и внутренней среды, анализа его конкурентных позиций с помощью SWOT-анализа (для определения сильных и слабых сторон конкурентной позиции, сопоставления преимуществ и угроз);
- SPASE-метода, который предусматривает расчет взвешенной оценки по критериям финансовой стабильности, конкурентоспособности на определенном рынке, привлекательности секторов экономики, аналитической матрицы McKinsey и др.
Следовательно, процессные инновации в аудиторской деятельности могут включать достаточно значительный спектр методов и приемов экономического анализа в зависимости от новизны инноваций и ожидаемого эффекта в менеджменте.
Аудиторская организация не может заниматься инновационной деятельностью, не может ни вести, ни заказывать НИОК и ТР, если не определит заранее, для каких целей нужны их результаты и каким требованиям они должны удовлетворять. Примерно такой же принцип используется для учета затрат на инновационную деятельность в МСФО 38 «Нематериальные активы» и, на наш взгляд, есть смысл его адаптировать к российской учетной практике в качестве определяющего звена системы управления данной деятельностью. Следовательно, учет затрат необходимо вести в соответствии с нормами положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) 14/2007 «Учет нематериальных активов», и формировать объект НМА [15]. Если хозяйствующему субъекту необходимо усовершенствовать действующую технологию производства, то для этого достаточно получить контролируемые результаты, которые могут использоваться как самостоятельно (адаптация объекта НМА к изменившимся условиям производства) или в составе актива (модернизация объектов основных средств (ОС)). В этом случае затраты признаются в соответствии с нормами ПБУ 17/02 «Учет расходов на НИОК и ТР» [16].
В настоящее время особое значение имеет оценивание экономической эффективности расходов на инновации. Целью определения эффективности расходов на инновации в аудиторской фирме является выбор и обоснование наиболее экономически целесообразных с точки зрения интересов предприятия
Пестерева В. С.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С СОЗДАНИЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИЙ В АУДИТЕ
расходов, то есть оптимальных вариантов развития. По экономическому содержанию различают расходы на инновации капитального и текущего характеров. Эффективность расходов на инновации капитального характера характеризуется приростом полезных для предприятия результатов в процессе расширенного воспроизводства. Ее можно оценить системой показателей, которые количественно отображают отдельные стороны этой эффективности и должны быть также закреплены в нормативном документе.
Учитывая это, представляется целесообразным выделить конкретный счет для учета расходов на инновационные процессы, на котором бы накапливались все расходы предприятия, связанные с инновационной деятельностью. А именно, по дебету этого счета и по кредиту различных счетов в течение периода освоения инновационной продукции будут отображаться: затраченные материалы, заработная плата с начислениями на нее, амортизация основных средств, предоставленные услуги и т.д. Предложенный счет будет транзитным. Расходы на инновационные процессы признавать расходами определенного периода одновременно с признанием дохода, для получения которого они осуществлены.
Аналитический учет затрат на инновационную деятельность целесообразно вести по типам инноваций: расходы на научно-исследовательские работы, затраты на выпуск нового вида продукции (продуктовые инновации), затраты на освоение новой технологии (технологические инновации), расходы на организационно-управленческие инновации. Возможен также вариант ведения аналитического учета расходов инновационной деятельности по направлениям инноваций:
- внутренние научно-исследовательские работы; приобретение НИР (внешние НИР);
- приобретение оборудования и программного обеспечения;
- приобретение других внешних знаний;
- другие расходы.
Таким образом, нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее вопросы инновационной деятельности, достаточно обширно. В то же время отсутствуют нормативные акты, которые бы регламентировали вопросы учетной политики инновационной деятельности аудиторских организаций, отдельных положений по учету расходов на инновации. Кроме того, целесообразно разработать положение, регламентирующее организационно-правовое обеспечение внедрения инноваций, наличие в структуре организации лиц, которые отвечают за ведение учета расходов на инновации и их должностных инструкций, наличие эффективного графика документирования операций по учету расходов на инновации, применение одинаковых счетов для учета расходов на инновации (в т.ч. всеми структурными подразделе-
ниями), автоматизацию учета расходов на инновации и подготовку отчетности.
Основой детального планирования времени и расходов на внедрение инноваций в аудиторской организации является программа внедрения инновации, в которой должны содержаться конкретные задания и процедуры для каждого инновационного объекта. Программа должна быть настолько детализированной, чтобы можно было использовать ее как инструкцию.
Программа с одной стороны, дает возможность руководству организации осуществить дальнейший контроль результатов внедрения инноваций и добросовестное выполнение обязанностей его подчиненными.
Список литературы:
1.Ветрова И.Ф., Бровкина Н.Д. Интернет-среда как источник получения аудиторских доказательств /И.Ф. Ветрова, Н.Д. Бровкина // Вестник академии 2015. - № 3. - С. 146150
2. Булыга Р. П. Методика аудита интеллектуального капитала // Аудитор 2014. - № 2 (228). - С. 17-35.
3. Dowling C. Leech S. Audit support systems and decision aids: current practice and opportunities for future research // Internation Journal of Accounting Information Systems. -2007.- vol. 8. - pp. 92-116.
4.Dowling C. Appropriate audit support system use: the influence of auditor, audit team, and firm factors // The Accounting Review. - 2009.- vol. 84. - pp. 771-810.
5.Ветрова И.Ф. Информационно-аналитические системы создания и использования интеллектуальной собственности /И.Ф. Ветрова//Известия Международной академии аграрного образования (МАЛО). - СПб.: 2013 .. выпуск 16.(2013). - Том 1 С. 45-52.
6.Ситнов A.A., Ветрова И.Ф. Аудит инновационных процессов в агропромышленном комплексе/А.А. нов. И.Ф. Ветрова //Аудитор. -2015.- № 11. - С. 11 -17.
7. Мельник М.В Анализ и повышение эффективности управления в коммерческой организации // М.В.Мельник //Управленческий учет.- 2012. - № 7. С. 20-30.
8.Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: garant.ru (Дата обращения 01.12.2015)
9. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // СЗ РФ. - 1996. - № 35, ст. 4137; 2001.
10. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] http://economy.gov.ru/minec /activity/sections/macro/ prognoz/doc20130325_06 (Дата обращения 01.12.2015)
11. Семенов А.И. Роль объективных организационно-экономических законов в функционировании национальной инновационной системы / А. И. Семенов // Инновации. - 2014. - № 5. - С. 34-41.
12. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации: подход на основе менеджмента качества» (ГОСТ Р ИСО 9004-2010) Утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метро-
логии от 23 ноября 2010 г. N 501-ст и gostrf.com>normadata/1/4293811/4293811815.htm
13. Закон г. Москвы о научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве от 6 июня 2012 года N 22, [Электронный ресурс] // Доступно: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70095862/
14. Соколова О. Н. Инновационный менеджмент. - Изда-тельство:КноРус, 2011. - 200 с.
15. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007) (утверждено приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н, с изменениями от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 № 186н) [Электронный ресурс] // Доступно: http://www.minfin.ru/common/upload/library/no_date/201 VPBU_14.pdf (дата обращения 24.11.2015^
16.ПБУ 17/02 «Учет расходов на НИОК и ТР» В сб. стандартов «Международные стандарты финансовой отчетности». М.: Аскери-АССА, 2009. [Электронный ресурс] Доступ: http://eJanbook.com (дата обращения 24.11.2015^
РЕЦЕНЗИЯ
Мною, Юшковой С. Д., рассмотрена статья «Нормативно-правовое регулирование операций, связанных с созданием и использованием инноваций в аудите», представленная для публикации в журнале «Бизнес в законе». По существу статьи могу отметить следующее:
1) тема статьи весьма актуальна, она касается норматив-но-правовового регулирования инновационной деятельности в аудите,
В статье обосновывается, что модель нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности должна включать законодательные и подзаконные акты, а также международные и отраслевые стандарты, регламентирующие вопросы инновационной деятельности предприятий и стандарты учета.
2) в статье раскрывается практическая целесообразность адаптации МСФО 38 «Нематериальные активы» к российской учетной практике в качестве основы для учета инноваций в аудиторской фирме.
3)) выводы автора обоснованы и интересны и имеют теоретическую и практическую направленность;
4) материал изложен логично и понятно.
По содержанию статьи могу отметить следующее:
1) статья написана на хорошем научном уровне;
2) название статьи соответствует ее содержанию;
3) тема статьи актуальна;
4) выводы и предложения автора имеют научную новизну и практическую значимость;
5) структура статьи логична;
6) в статье имеют дискуссионные положения, что способствует развертыванию научной дискуссии по поводу значимости внедрения инновационной бизнес-модели;
7) статья будет полезна для читателей, т.к. инновационная бизнес-модель способствует повышению конкурентоспособности компании, увеличивает потенциал компании к эффективному и стабильному развитию в условиях постоянно меняющейся экономики, а также в условиях неопределённости. Использование в практической деятельности аудиторских фирм рассмотренных предложений будет способствовать совершенствованию регламентации инноваци-
онной деятельности аудиторских фирм и развитию инновационного потенциала общества.
По результатам рассмотрения я рекомендую опубликовать статью.
д-р экон. наук, профессор, профессор Финансового университета
Юшкова С.Д.