Научная статья на тему 'Формирование стратегии управления инновациями'

Формирование стратегии управления инновациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
594
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ АУДИТ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ КОМПАНИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ / ИННОВАЦИЯ ПРОДУКТА / ИННОВАЦИЯ ПРОЦЕССА / STRATEGIC INNOVATION / INNOVATIVE AUDIT / INNOVATIVE STRATEGY OF THE COMPANY / INNOVATIVE CAPACITY / POSITIVE EFFECT / INNOVATION OF A PRODUCT / INNOVATION OF PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горобняк Ангелина Анатольевна

Автором разработаны этапы формирования инновационной стратегии компании. Рассмотрены типы инноваций и основные элементы стратегических инноваций, такие как инновация продукта (услуги), инновация процесса и инновация стратегии. В связи с тем, что развитие стратегических инноваций является основным драйвером роста для компаний, в статье предложен алгоритм разработки и внедрения индивидуальной инновационной стратегии. Создание инновационной стратегии развития компании включает шесть основных этапов. Предложена процедура проведения инновационного аудита, основанная на определении инновационного потенциала, для успешного внедрения инновации на предприятии. Автор сформулировал пять основных этапов инновационного аудита, которые включают: формирование банка возможных инноваций; отбор инноваций с учетом индивидуальных особенностей организации; определение показателей, характеризующих инновационный потенциал предприятия, ограничение количества инноваций согласно уровню инновационного потенциала предприятия; выбор оптимального решения, позволяющего внедрить инновацию с положительным эффектом для деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation management strategy

The author develops the stages of formation of innovative strategy of the company. Types of innovations (such as innovation of a product/service, innovation of process and innovation of strategy) and basic elements of strategic innovations are considered in article. The algorithm of development and deployment of individual innovative strategy is offered in article, because development of strategic innovations is the main driver of companies growth. Creation of innovative strategy of development of the company includes six main stages which are described in this article in detail. The author offered the procedure of innovative audit based on innovative potential determination for successful introduction of innovations in the company. The author formulated five main stages of innovative audit. They include: formation of the possible innovations bank; selection of innovations considering specific features of the organization; definition of the indicators characterizing the innovative capacity of the company; restriction of innovations quantity according the innovative capacity level of the company; choice of the optimum decision allowing to introduce a concrete innovation with a positive effect for activity of the company.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии управления инновациями»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/36EVN315.pdf DOI: 10.15862/36EVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/36EVN315)

УДК 658:69

Горобняк Ангелина Анатольевна

ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет»

Россия, Москва1

Старший преподаватель кафедры Экономики и управления в строительстве

Кандидат экономических наук E-mail: Kovalskayaangelina@yandex.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=787819

Формирование стратегии управления инновациями

1 129337, Москва, Ярославское шоссе, д. 26

Аннотация. Автором разработаны этапы формирования инновационной стратегии компании. Рассмотрены типы инноваций и основные элементы стратегических инноваций, такие как инновация продукта (услуги), инновация процесса и инновация стратегии.

В связи с тем, что развитие стратегических инноваций является основным драйвером роста для компаний, в статье предложен алгоритм разработки и внедрения индивидуальной инновационной стратегии. Создание инновационной стратегии развития компании включает шесть основных этапов.

Предложена процедура проведения инновационного аудита, основанная на определении инновационного потенциала, для успешного внедрения инновации на предприятии. Автор сформулировал пять основных этапов инновационного аудита, которые включают: формирование банка возможных инноваций; отбор инноваций с учетом индивидуальных особенностей организации; определение показателей, характеризующих инновационный потенциал предприятия, ограничение количества инноваций согласно уровню инновационного потенциала предприятия; выбор оптимального решения, позволяющего внедрить инновацию с положительным эффектом для деятельности предприятия.

Ключевые слова: стратегическая инновация; инновационный аудит; инновационная стратегия компании; инновационный потенциал; положительный эффект; инновация продукта; инновация процесса.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Горобняк А.А. Формирование стратегии управления инновациями // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/36EVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/^^315

Строительная отрасль во всем мире довольно консервативна и, как следствие, в рейтинге инновационно-активных отраслей занимает одно из последних мест. Внедрение инноваций в строительстве происходит очень медленно и касается, как правило, использования новых строительных материалов, реже технологий. Последние крупные изменения в отрасли связаны с инновациями, представленными в Таблице 1.

Таблица 1

Инновационные технологии в строительной отрасли

Название технологии

Состав технологии

Преимущества технологии

1

2

3

Строительная стеклопластиковая композитная арматура._

Является диэлектриком, не подвержена коррозии и имеет низкую теплопроводность.

Является перспективной альтернативой традиционному стальному аналогу.

Пенобетон нанодисперсной арматурой._

Повышены физико-механические свойства, улучшены

теплофизические характеристики.

Позволяет цемента.

снизить расход

Легкие стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК).

Изготавливаются из легкой оцинкованной стали, для уменьшения высокой естественной теплопроводности стали на листы наносится специальная перфорация._

Легкий вес конструкции, строения из ЛСТК экономичны, поскольку нет необходимости нанимать большое количество рабочих и применять тяжелую технику._

Дерево-Бетон (BetonWood и др.).

Панели, реализованные из бетонной смеси «Portland» и древесных волокон с добавлением гидравлических вяжущих

материалов.

Соединяет в себе выгодные характеристики бетона с достоинствами термической изоляции, акустической изоляции и пригодности для обработки дерева. В отличие от древесины, дерево-бетон является невоспламеняющимся, огнестойким материалом._

Энергосберегающее стекло.

Полупрозрачные нанопокрытия, позволяющие накапливать

солнечную энергию.

Снижение расходов на электроэнергию. Этот материал обладает высокими тепло- и звукоизоляционными характеристиками, его активно используют в энергосберегающих кровельных системах верхнего света._

Существует три типа инноваций - инновация продукта (услуги), инновация процесса и стратегии. Характеристики каждого типа представлены в Таблице 2.

Инновации в строительной отрасли, представленные в Таблице 1, относятся в большей степени к типу инноваций продукта, в меньшей степени эти технологии включают в себя инновации процесса.

с

Таблица 2

Типы инноваций

Инновация продукта/ услуги Инновация процесса Инновация стратегии

Является результатом реализации на практике нового способа решения проблемы покупателя, что приносит выгоду как покупателю, так и компании, внедряющей инновацию. Под продуктом понимается вещественный, материально осязаемый товар или сырье. Предполагает внедрение новых методов производства и технологий, которые обеспечивают преимущества в виде уменьшения затрат, повышения качества, сокращения временного цикла, сроков разработки и поставки продукта. Потребитель получает выгоду от инновации данного типа в виде более качественных, тщательно разработанных продуктов или услуг. Подразумевает пересмотр существующих в отрасли методов создания ценности для потребителей, с тем чтобы удовлетворять вновь возникшие нужды клиентов, повышать ценность продуктов, формировать новые рынки и новые группы потребителей для компании. Инновация стратегии дает новые подходы к маркетингу или рекламе предлагаемых продуктов и услуг, приводит к внедрению новых методов продаж, к совершенствованию обслуживания клиентов либо позиционирования продукта на рынке.

Развитие третьего типа инноваций-стратегических, является драйвером роста для компаний, не относящихся к инновационно-активным отраслям.

Элементы стратегической инновации представлены на рисунке 1. К ним относятся:

• разработка и внедрение новых бизнес-моделей;

• выход компании на новые рынки;

• создание новых рынков;

• внедрение новых методов распределения и сбыта;

• услуги, создающие новую добавленную стоимость [10].

Рисунок 1. Составляющие стратегической инновации

Для развития инновационного потенциала предприятия, который формируется вследствие успешного внедрения инноваций продукта, процесса и стратегии, руководству предприятия необходимо разработать и внедрить инновационную стратегию, которая будет иметь успех в данной компании.

Стратегия - это интеграция основных целей организации, ее политики и действий в некое согласованное целое. Стратегия определяет общее направление развития предприятия, позволяет упорядочить и распределить имеющиеся ресурсы в долгосрочной перспективе [9].

Инновационная стратегия предполагает формирование политики и целей компании, направленных на внедрение нововведений в структуру производства или управления.

В рамках создания инновационной стратегии компании необходимо:

1 этап. Дать определение инновации для вашей организации, понятное каждому сотруднику.

С определения этого понятия следует начинать работу рабочей группе, целью которой является повышение инновационного потенциала.

Состав рабочей группы:

• Руководитель рабочей группы. Он обязан сформулировать стратегические цели проекта, сформировать проектную команду. Руководителем проекта назначают руководителя проектного отдела.

• Менеджер проекта. Отвечает за процесс его разработки. Этого человека наделяют достаточными полномочиями, чтобы он мог самостоятельно решать вопросы взаимодействия подразделений и требовать от остальных сотрудников считаться с потребностями проекта. Менеджером проекта назначают руководителя административно-хозяйственного отдела.

• Экономист проекта. Его задачи — анализировать финансовый, маркетинговый, производственный аспекты проекта, изучать подготовленные документы.

Кроме того, в рабочую группу входят следующие участников проекта инновационной деятельности управления инновациями:

• отраслевой специалист (руководитель строительного отдела);

• специалист по инвестициям (заместитель финансового директора);

• специалист по финансам (специалист финансового отдела - аналитик);

• юрист;

• специалист по маркетингу (системный администратор из административно-хозяйственного отдела).

2 этап. Описать цели роста компании, которые необходимо достичь.

Каждый сотрудник должен понимать, каких показателей необходимо достичь компании в будущем, посредством внедрения инновации продукта или процесса.

3 этап. Представить сотрудникам модель организационной культуры компании, способствующей внедрению инноваций.

Любая инновационная стратегия предполагает определенный тип культуры инновации, который вы намерены создать. Каждый сотрудник должен знать, как инновацию будут измерять и вознаграждать, как руководство будет оценивать идеи и предложения. Задача руководителя заключается в том, чтобы обеспечить условия для разработки и применения стратегии.

4 этап. Обеспечить процесс продвижения идей на всех уровнях и устранить организационные барьеры, препятствующие их продвижению.

На данном этапе необходимо создать систему управления идеями, подходящую именно для вашей компании.

Барьеры существуют в каждой организации. Внутренние барьеры связаны, как правило, с культурными препятствиями, внешние- с реакцией рынка на нововведения. Одним из эффективных путей преодоления данных барьеров является экспериментальное внедрение инновационной инициативы, как в некоторых подразделениях организации (что учит сотрудников работать в новой системе), так и на рынке.

5 этап. Назначить руководителя инновационной деятельностью.

Инновация предполагает стратегическое планирование, поэтому на должность руководителя инновационной инициативы подойдет человек со стратегическим складом мышления. Кроме того, он должен быть готов дойти до конца, реализовать предложенную идею. Руководители инновационной деятельностью должны уметь влиять на людей и управлять климатом в организации.

6 этап. Внедрить инновацию в организацию.

Для того, чтобы внедрение инновации имело положительный эффект для компании, необходимо внимательно отнестись к выбору нововведения. Инновация продукта или процесса должна соответствовать уровню инновационного потенциала конкретной организации. Для этого автором был разработан алгоритм проведения инновационного аудита, который позволяет принять оптимальное решение о внедрении инноваций.

Этапы проведения инновационного аудита представлены на рисунке 2 [3].

Проведение инновационного аудита

I этап. Выбор инноваций

II этап. Выбор инноваций, соответствующих ИПП

этап. Определение уровня ИПП

IV этап. Сопоставление ИПП с банком возможных инноваций

V этап. Принятие решения о внедрении конкретной инновации на рассматриваемом предприятии

Формирование банка возможных инноваций, соответствующих \профилю деятельности предприятия/

Производится отбор инноваций, учитывая стратегическую цель предприятия и его индивидуальные особенности

Определение критериев оценки,а также показателей, характеризующих инновационный потенциал

Ограничение кол-ва инноваций по уровню ИПП ,определенному на предыдущем этапе, руководствуясь экономической целесообразностью/

хВыбор оптимального решения, вх результате принятия которого будет\ максимально увеличена конкурентная | устойчивость предприятия, но в то же время, выбранная инновация должна соответствовать уровню ИП конкретного предприятия

Рисунок 2. Этапы проведения инновационного аудита

Таким образом, порядок разработки стратегии управления инновациями включает следующие основные пункты:

формирование рабочей группы, целью которой является повышение инновационного потенциала предприятия;

назначение руководителя инновационной деятельностью;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

формирование адекватной организационной культуры компании, настроенной на инновации;

устранение организационных барьеров, препятствующих продвижению идей; проведение инновационного аудита.

ЛИТЕРАТУРА

1 Бороздина С.М., Пантелеева М.С. Повышение конкурентоспособности строительного предприятия на базе МИС // Научный журнал «Научное обозрение» под ред. Сафонова В.В. - М.: издательский дом "Наука образования", №3, 2013 г.

2 Бороздина С.М., Пантелеева М.С. Модель конкурентного поля для строительной отрасли // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ», №5(18), 2013 г. http://naukovedenie.ru/PDF/60evn513.pdf (доступ свободный).

3 Горобняк А.А. Методы повешения конкурентной устойчивости строительных предприятий в условиях вхождения России в ВТО. Вестник МГСУ. 2012. №10. С.248 - 253.

4 Горобняк А.А. Механизм оценки и обеспечения надежности функционирования предприятий строительной отрасли на инновационной основе. Диссертация...кандидата экономических наук: 08.00.05 / .гос. строит. ун-т. Москва, 2013 г.

5 Гумба Х.М., Канхва В.С., Мамаев М.И. Обоснование инновационного базиса взаимосвязи системной конкурентоспособности и экономической устойчивости строительных предприятий в условиях экономических трансформаций. Научное обозрение. 2013. №9. С. 678-682.

6 Канхва В.С. Формирование механизма обеспечения и повышения экономической устойчивости. Вестник МГСУ. 2011. №6. С. 161-166.

7 Нежникова Е.В., Лукманова И.Г. Развитие и совершенствование интегрированной системы менеджмента. Вестник МГСУ. 2014. №6.

8 Нежникова Е.В., Мякишев С.А. Совершенствование оргструктуры управления строительным предприятием на основе оптимизации ее параметров - Казанская наука. 2014. №8.

9 Планирование деятельности на предприятии: учебник для бакалавров / под ред. С.Н. Кукушкина, В.Я. Позднякова, Е.С. Васильевой. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Издательство Юрайт, 2013. - 350 с. - Серия: Бакалавр. Базовый курс.

10 Такер Роберт Б. Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. - 240 с.: ил.

Рецензент: Ларионов Аркадий Николаевич, д.э.н., профессор, генеральный директор ООО «Научно-исследовательский центр «Стратегия»».

Gorobnyak Angelina Anatolyevna

Moscow State University of Civil Engineering

Russia, Moscow E-mail: Kovalskayaangelina@yandex.ru

Innovation management strategy

Abstract. The author develops the stages of formation of innovative strategy of the company. Types of innovations (such as innovation of a product/service, innovation of process and innovation of strategy) and basic elements of strategic innovations are considered in article.

The algorithm of development and deployment of individual innovative strategy is offered in article, because development of strategic innovations is the main driver of companies growth. Creation of innovative strategy of development of the company includes six main stages which are described in this article in detail.

The author offered the procedure of innovative audit based on innovative potential determination for successful introduction of innovations in the company. The author formulated five main stages of innovative audit. They include: formation of the possible innovations bank; selection of innovations considering specific features of the organization; definition of the indicators characterizing the innovative capacity of the company; restriction of innovations quantity according the innovative capacity level of the company; choice of the optimum decision allowing to introduce a concrete innovation with a positive effect for activity of the company.

Keywords: strategic innovation; innovative audit; innovative strategy of the company; innovative capacity; positive effect; innovation of a product; innovation of process.

REFERENCES

1 Borozdina S.M., Panteleeva M.S. Povyshenie konkurentosposobnosti stroitel'nogo predpriyatiya na baze MIS // Nauchnyy zhurnal «Nauchnoe obozrenie» pod red. Safonova V.V. - M.: izdatel'skiy dom "Nauka obrazovaniya", №3, 2013 g.

2 Borozdina S.M., Panteleeva M.S. Model' konkurentnogo polya dlya stroitel'noy otrasli // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE», №5(18), 2013 g. http://naukovedenie.ru/PDF/60evn513.pdf (dostup svobodnyy).

3 Gorobnyak A.A. Metody povesheniya konkurentnoy ustoychivosti stroitel'nykh predpriyatiy v usloviyakh vkhozhdeniya Rossii v VTO. Vestnik MGSU. 2012. №10. S. 248 - 253.

4 Gorobnyak A.A. Mekhanizm otsenki i obespecheniya nadezhnosti funktsionirovaniya predpriyatiy stroitel'noy otrasli na innovatsionnoy osnove. Dissertatsiya...kandidata ekonomicheskikh nauk: 08.00.05 / .gos. stroit. un-t. Moskva, 2013 g.

5 Gumba Kh.M., Kankhva V.S., Mamaev M.I. Obosnovanie innovatsionnogo bazisa vzaimosvyazi sistemnoy konkurentosposobnosti i ekonomicheskoy ustoychivosti stroitel'nykh predpriyatiy v usloviyakh ekonomicheskikh transformatsiy. Nauchnoe obozrenie. 2013. №9. S. 678-682.

6 Kankhva V.S. Formirovanie mekhanizma obespecheniya i povysheniya ekonomicheskoy ustoychivosti. Vestnik MGSU. 2011. №6. S. 161-166.

7 Nezhnikova E.V., Lukmanova I.G. Razvitie i sovershenstvovanie integrirovannoy sistemy menedzhmenta. Vestnik MGSU. 2014. №6.

8 Nezhnikova E.V., Myakishev S.A. Sovershenstvovanie orgstruktury upravleniya stroitel'nym predpriyatiem na osnove optimizatsii ee parametrov - Kazanskaya nauka. 2014. №8.

9 Planirovanie deyatel'nosti na predpriyatii: uchebnik dlya bakalavrov / pod red. S.N. Kukushkina, V.Ya. Pozdnyakova, E.S. Vasil'evoy. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: Izdatel'stvo Yurayt, 2013. - 350 s. - Seriya: Bakalavr. Bazovyy kurs.

10 Taker Robert B. Innovatsii kak formula rosta. Novoe budushchee vedushchikh kompaniy / Per. s angl. - M.: ZAO «Olimp-Biznes», 2006. - 240 s.: il.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.