Научная статья на тему 'Инновационный потенциал предприятия: оценка и управление значением'

Инновационный потенциал предприятия: оценка и управление значением Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1229
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INNOVATIVE POTENTIAL OF THE COMPANY / MANAGEMENT OF INNOVATIONS / INNOVATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Культин Н.Б., Цыбуляк А.Н.

Представлена новая методика расчета инновационного потенциала предприятия, разработанная на основе анализа и обобщения различных подходов и методик расчета инновационного потенциала предприятия, региона и страны. Ключевые показатели инновационного потенциала и группы показателей определяются путем проецирования структур оценки уровня инновационного развития (инновационности) страны и регионов на уровень предприятия. Поставлена задача управления инновационным потенциалом предприятия. Рассмотрена возможность использовать полученное с помощью методики значение инновационного потенциала для выбора стратегии развития предприятия с целью достижения требуемого уровня инновационного развития исследуемой организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative potation of the company: estimation and management of value

This article describes the methods of estimation of the company’s innovative potential. The method was developed basing on the analysis and synthesis of various structures and methods which allow calculate innovativeness and innovative potential of innovative countries, regions and businesses. Key indicators which constitute innovative potential of the company were defined by projecting of structures of evaluation of innovativeness of countries and regions to the system of a lower level (company). Moreover, they were compared with recommendations for creating programs of innovative development. Basing on the developed methods there were proposed boundaries of innovative potential, which allow decision making regarding the adjustment of the company’s strategy

Текст научной работы на тему «Инновационный потенциал предприятия: оценка и управление значением»

Инновационный потенциал предприятия: оценка и управление значением

Н. Б. Культин,

к. т. н., доцент

nkultin@yandex.ru

А. Н. Цыбуляк,

магистр, аспирант

a.n.tsybulyak@gmail.com

Институт компьютерных наук и технологий, Высшая школа киберфизических систем и управления, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Представлена новая методика расчета инновационного потенциала предприятия, разработанная на основе анализа и обобщения различных подходов и методик расчета инновационного потенциала предприятия, региона и страны. Ключевые показатели инновационного потенциала и группы показателей определяются путем проецирования структур оценки уровня инновационного развития (инновационности) страны и регионов на уровень предприятия. Поставлена задача управления инновационным потенциалом предприятия. Рассмотрена возможность использовать полученное с помощью методики значение инновационного потенциала для выбора стратегии развития предприятия с целью достижения требуемого уровня инновационного развития исследуемой организации.

Ключевые слова: инновационный потенциал, стратегия развития, программа инновационного развития, инновационность, управление инновациями, инновационная система.

00

о с^

со оо сч

00

О X X

На современном этапе развития общества лидерство в технических, технологических, экономических и социальных системах обеспечивают инновации. Инновации становятся показателем лидерства компании в отрасли, а также механизмом развития Российской экономики. Согласно оценкам экономических изданий, инновации обеспечивают возможность перехода на новые технологические платформы, с помощью которых формируются основы для бурного экономического роста [1]. Кроме того, на сегодняшний день, можно утверждать, что тезис: «инновационная деятельность способна обеспечить непрерывное обновление технической и технологической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг» [2], является единственно верным, так как другие направления деятельности являются либо обеспечивающими, либо поддерживающими стабильную работу уже отлаженных систем.

Однако, при всей очевидности усиления роли инноваций, отмечаются такие проблемы в инновационной среде (согласно Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [3]), как: невос-

приимчивость экономики и общества к инновациям, разомкнутость инновационного цикла, несогласованность приоритетов и инструментов поддержки научно-технологического развития. Данные проблемы необходимо сокращать как на государственном уровне, так и с помощью изменений внутренних систем элементов инновационной экосистемы.

В таких условиях объекту глобальной инновационной системы необходимо понимание как своего текущего состояния, так и возможностей развития. В сфере инноваций (инновационной деятельности, инновационного развития) текущее состояние объекта называют инновационностью. Перспективы, возможность развития и осуществления деятельности по созданию инноваций принято называть инновационным потенциалом.

Впервые об инновационном потенциале как об экономической управленческой категории начал говорить М. Портер, изучая совместно со Скоттом Стерном и Джефри Фурманом стадии роста конкурентоспособности за счет введения инноваций.

В своей работе, выпущенной в 2001 г. [4] Майкл Портер определил понятие национального инновационного потенциала и предложил количественный

метод его оценки — индекс инновационного потенциала (ICI).

«Под национальным инновационным потенциалом в работах М. Портера и его коллег понимается способность национальной экономики разрабатывать и коммерциализировать поток новых технологий в течение длительного времени» [5].

Согласно М. Портеру инновационный потенциал состоит из трех основных элементов: 1 ) государственная инновационная инфраструктура;

2) экономическое окружение (инновационные кластеры);

3) взаимосвязь между кластерами и государственной инфраструктурой.

Количественно же национальный инновационный потенциал М. Портер предложил оценивать индексом инновационного потенциала. Индекс инновационного потенциала подразделяется на субиндексы [5]:

• отношение исследователей к инженерам (индекс, отражающий человеческий капитал);

• инновационная политика (влияние государства на инновационную структуру);

• инновационные кластеры (инфраструктура);

• субиндекс взаимосвязей (отображает взаимодействие между элементами национальной инновационной системы).

При дальнейшем развитии теории появилось предложение относить инновационный потенциал не только к стране, но и регионам, и после к предприятиям. В связи с тем, что теория инновационного потенциала находится на стадии развития, практически каждый новый исследователь предлагает свою версию определения и методики расчета инновационного потенциала.

Учитывая вышесказанное, для успешного существования и развития каждый экономический субъект должен не только производить товары и услуги в данный момент времени, но и учитывать перспективы, т.е. прогнозировать свое дальнейшее развитие. Поэтому, задача оценки способности предприятия производить инновации, а также задача выработки стратегии обеспечения необходимого уровня инновационного потенциала (как правило, повышения), является весьма актуальной.

Учет инновационного потенциала повышает точность прогнозов развития исследуемого объекта, что позволяет определить его положение на рынке: «знание своего инновационного потенциала и усилия, предпринимаемые фирмой для его увеличения, — ключевые моменты в понимании ее настоящего и будущего состояния и эффективности. Состояние инновационного потенциала обусловливает разработку стратегии изменений — улучшений и/или инноваций (инновационные стратегии)» [6].

Для предприятий целями повышения инновационного потенциала могут быть:

• повышение прибыли за счет реализации инновационных проектов;

• повышение имиджа предприятия, в том числе, для участия в конкурсах и тендерах;

• повышение инвестиционной привлекательности предприятия;

• снижение инновационных рисков.

В России для многих предприятий существует необходимость реализации государственных инновационных программ, в том числе, путем разработки и осуществления программ инновационного развития предприятий (ПИР), которые являются механизмом реализации стратегии инновационного развития Российской Федерации и Стратегии научно-технологического развития РФ. В таких программах инновационный потенциал может служить одним из критериев эффективности их реализации. Также в рамках выполнения плана реализации Стратегии научно-технологического развития [7] необходима подготовка плана по реализации ПИР и долгосрочных планов развития государственных компаний, включающего целевые показатели реализации приоритетов Стратегии. То есть необходимо создание системы оценки инновационной деятельности. Кроме того, в Стратегии заявлена необходимость разработки методики оценки влияния мероприятий на макроэкономический и отраслевой рост. В эти и подобные механизмы оценки инновационной деятельности можно предложить включать инновационный потенциал, как один из показателей.

Цели повышения инновационного потенциала и эффективная реализация программ инновационного развития могут быть достигнуты путем разрешения задачи управления инновационным потенциалом предприятия.

Кроме того, наблюдается тенденция необходимости управления не просто показателем инновационного потенциала, а управления изменением инновационного потенциала. При этом следует помнить о том, что изменение инновационного потенциала своего рода случайный процесс, то есть необходим переход к управлению изменениями случайных процессов (осуществление такого перехода возможно на основании теории И. Адизеса [8] об управлении изменениями и на основе методов предсказания случайных процессов А. Н. Ефимова [8]).

Начиная с основ возникновения проблемы оценки инновационного потенциала предприятия, становится очевидным факт отсутствия единого понимания, что такое инновационный потенциал, как его оценить (рассчитать) и как им управлять для достижения стратегических целей объекта хозяйственной деятельности.

В настоящее время термин инновационный потенциал трактуется по-разному, в зависимости от объекта, к которому оно применяется и можно выделить следующие понятия:

• инновационный потенциал;

• инновационный потенциал предприятия (организации, компании);

• инновационный потенциал региона (административного субъекта, города, района);

• инновационный потенциал страны.

Существует разница между понятиями иннова-

ционность и инновационный потенциал. Сегодня, как правило, речь идет об инновационности, то есть оценивается состояние инновационной деятельности, инфраструктуры и инновационной системы в целом в данный момент (за отчетный период). Инновационный

оо о

CN

со со n

со

<

со О

потенциал характеризует перспективы развития и возможности осуществления инновационной деятельности. Период, на который можно делать прогнозы с помощью значения инновационного потенциала, является краткосрочными или долгосрочными перспективами, в зависимости от деятельности исследуемого объекта (масштабов реализуемых проектов), внешних условий (экономической ситуации в стране или в мире), используемых материальных ресурсов. Период прогнозирования также зависит от структуры показателя инновационного потенциала.

Под инновационным потенциалом страны [10] понимается наличие в стране возможностей для создания, разработки, внедрения и распространения новшеств (новых знаний, идей, технологий, товаров, услуг, методов управления, процессов).

В качестве количественных показателей оценки инновационного потенциала страны можно выделить четыре индекса, с помощью которых измеряется инновационная составляющая государства:

• международный инновационный индекс;

• глобальный инновационный индекс;

• инновационный индекс агентства Bloomberg;

• индекс инновационного потенциала (Innovation

Capacity Index (ICI).

Данные индексы являются наиболее цитируемыми, позволяют прогнозировать инновационное положение стран и имеют сильное влияние на определение инновационного потенциала.

Во многих странах, например, в США, Германии, России, Китае, Бразилии инновационная политика на государственном уровне регулируется таким механизмом, как «Стратегия инновационного развития». В этих документах часто встречается понятие инновационного потенциала, но не дается его определение, структура и механизм расчета. Зачастую употребляются фразы вида: «необходимо высвободить инновационный потенциал», «Стратегия разработана с целью повышения инновационного потенциала». Например, в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [11] записано: «Стратегия опирается на результаты всесторонней оценки инновационного

Взаимосвязь групп

потенциала и долгосрочного научно-технологического прогноза». Как осуществлялась «всесторонняя оценка инновационного потенциала» не представлено, в открытом доступе методика недоступна. Подобные фразы в официальных документах показывают, что задача оценки инновационного потенциала остается актуальной.

Инновационный потенциал предприятия является самым неоднозначным показателем. Многие исследователи предлагают собственные методики расчета потенциала с учетом различных аспектов инновационной деятельности. Однако, в отличие от инновационного потенциала, для измерения иннова-ционности предприятия существуют общепринятые и задокументированные нормы и методики наблюдения государственной статистики.

В рамках данной статьи инновационный потенциал предприятия определяется как возможность предприятия в условиях конкурентного рынка, с учетом внешних воздействий среды и при достаточной обеспеченности ресурсами получить собственный инновационный продукт, наделенный уникальными свойствами и предназначенный для удовлетворения новых требований потребителей.

Представленные в литературе и используемые на практике методики расчета инновационного потенциала предприятия однотипны (например, большинство методик не учитывает влияние внешней среды, использую экспертный метод оценки, имеют однотипное структурное разделение составляющих показателей инновационного потенциала предприятия, используют интегральный метод объединения составляющих) и имеют ряд недостатков. Например, многие стандартные статистические показатели не отражают истинное инновационное состояние предприятия, при их применении возникает сложность определения перспектив, сложность оценки показателей в динамике. Таким образом, система показателей требует доработки, например, учета опыта расчета показателей инновационности для инновационных систем более высокого организационного уровня — региона или страны.

Таблица 1

;лей различных индексов

оо о

CN

со со N

со

<

СЮ О

Международный инновационных индекс Глобальный инновационный индекс Инновационный индекс по версии агентства Bloomberg Индекс инновационного потенциала (ICI)

Институты Институциональная среда Нормативно-правовая база - -

Человеческий капитал и исследования Человеческий капитал, обучение и социальная интеграция Научные исследования и разработки Научный потенциал

Исследования и разработки Кадровый потенциал

Инфраструктура Принятие и использование ИКТ Социально-экономические условия Технический потенциал Информационно-коммуникационная составляющая

Отдача от знаний и технологий - Инновационная деятельность -

Степень развития рынка - - Финансово-экономический потенциал

Развитость бизнеса - - -

Креативность - - -

Наибольшим недостатком существующих способов оценки инновационного потенциала различных объектов, по нашему мнению, является отсутствие учета внешнего влияния (инновационных систем смежного уровня).

Таким образом, методика расчета инновационного потенциала предприятия может быть сформирована путем проецирования структур индексов, используемых для расчета инновационности страны (глобальный инновационный индекс, индекс инновационного потенциала ICI) и регионов, на предприятие.

При этом необходимо учитывать то, что новая методика должна минимизировать затраты на получение результата, то есть:

• оценка потенциала должна выполняться силами специалистов предприятия (минимизировать необходимость привлечения сторонних специалистов);

• значения должны быть объективно вычисляемы;

• методика должна использовать (учитывать) показатели, которые рассчитываются предприятием для других целей.

Для составления проекции необходимо выбрать из структуры индексов (табл. 1) те показатели, которые существенны в рамках малой инновационной системы (предприятия).

На основе распределения, показанного в табл. 1, формулируется общая структура инновационного потенциала предприятия (рис. 1).

Конечные составляющие инновационного потенциала предприятия были выявлены путем сопоставления четырех индексов инновационности стран и корректировки данного сопоставления с учетом методических материалов по оценке эффективности реализации ПИР.

Весовые коэффициенты показателей были определены методом экспертной оценки:

• эксперты проранжировали показатели и определили вес показателей в каждой группе;

• с помощью метода Дельфи определено итоговое ранговое распределение показателей.

Таким образом, формула расчета инновационного потенциала предприятия имеет вид:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИПП = (H E R I F)1/5, H=0,43 H1 +0,18 H2 + 0,12 H3 + 0,13 H4 +0,13 H5, E= 0,27 E1 + 0,28 E2 + 0,22 E3 + 0,14 E4 + 0,1 E5,

R= 0,05 R1 + 0,11 R2 + 0,04 R3 +0,06 R4 + +0,15 R5 +0,35 R6 + 0,26 R7,

I = 0,04 I1 + 0,04 I2 + 0,19 I3 + 0,46 I4 + 0,27 I5,

F= 0,01 F1+ 0,35 F2 + 0,19 F3 + 0,23 F4 + 0,22 F5.

H1 — число исследователей и разработчиков в долевом отношении к общему числу занятых сотрудников.

Показатель отражает количество сотрудников непосредственно создающих новые знания и разраба-

Рис. 1. Группы показателей инновационного потенциала предприятия

тывающих инновационный продукт (научные сотрудники, конструкторы, проектировщики, инженеры). В крупных компаниях данный показатель можно свести к численности отделов исследований и разработок.

Н2 — количество менеджеров, управляющих и способных управлять инновационными проектами (включая менеджеров высшего звена, отвечающих за стратегическое планирование, постановку задач, целеполагание и достижение целей предприятия) в долевом отношении к общему числу управленческого состава предприятия.

В инновационной компании руководитель любого уровня должен иметь навыки управления инновационными проектами, исключения составляют менеджеры «обеспечивающих» подразделений (юридических, финансовых и т. д.). В других же подразделениях, даже в таких как связи с общественностью или управление персоналом, всегда есть место инновационным решениям, для реализации которых потребуется руководитель.

Н3 — средний индекс Хирша научного персонала предприятия. Индекс Хирша можно выявить в статистике на сайте научной электронной библиотеки Elibrary.ru или рассчитать с помощью программы Publish or Perish. Показатель отражает творческую активность сотрудников компании и качество их творческой деятельности. Динамика показателя складывается из двух составляющих: увеличение числа публикаций и увеличение числа цитат [10].

Н4 — доля молодых специалистов (до 30 лет) в общей численности сотрудников.

Н5 — расходы предприятия на студентов, обучающихся по контракту с предприятием, расходы на переподготовку кадров и на повышение квалификации сотрудников в общем объеме расходов предприятия.

Ei — доля инновационных проектов, выполняемых совместно с организациями инновационной инфраструктуры. Доля проектов по отношению к общему числу проектов на предприятии. При расчете учитывается сотрудничество с бизнес-инкубаторами, технологическими платформами, территориальными кластерами, вузами, исследовательскими организациями.

Компании не следует стремиться к максимально возможному значению (единица), так как это значе-

оо о

CN

со со N

со

J <

со О

оо

о с^

со со N

со

=Г <

СО О

ние показывает отсутствие собственных разработок. Согласно методическим материала Минпромторга целевым значением совместных разработок с вузами является 11%, для остальных объектов инновационной инфраструктуры требуется лишь положительная динамика.

Е2 — скорость внедрения производственных и организационных инноваций.

Е3 — количество принятых в работу инновационных идей из внешней среды по отношению к поступающим предложениям. Показатель характеризует способность предприятия использовать механизмы открытых инноваций. Может оценить не только уровень полезных поступающих идей, но и, в случае, если значение приближается к 100%, показывает способность компании обеспечить качественный автоматизированный отбор идеи до ее ручной обработки (на этапе подачи заявки).

Е

У2 — расходы на исследования и разработки. Ис-

у6 — число внедренных изобретений по отноше-

положение региона, в котором находится

компания, в рейтинге инновационности регионов России [14].

Е5 — глобальный инновационный индекс страны. К — доля зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности, являющихся итогом инновационных проектов.

К2

точниками средств на исследования и разработки могут быть:

• собственные средства предприятия;

• государственные программы;

• займы;

• средства инвесторов или заказчиков.

Расходы измеряются относительно общих затрат предприятия.

Кз — поступления от продажи прав на РИД. К4 — затраты на покупку прав на РИД. Оценивается научное взаимодействие со сторонними организациями и получение инновационных идей извне.

К5 — доля процессных инноваций, в общем количестве организационных изменений, осуществляемых на предприятии. При целевом значении показателя равным 1, вероятность производства инновационного продукта приближается к 100%. Под изменениями на предприятии подразумеваются: переоборудование, изменение организационной системы, изменение коммуникаций между сотрудниками, изменение процесса производства, использование новых технологий в продвижении продукта и прочее.

К6

нию к общему количеству патентов, принадлежащих предприятию.

Характеризует способность предприятия реализо-вывать знания в виде продукта. Показатель оценивается за период, прошедший с предыдущего измерения.

К — доля инновационной продукции по отношению к общему объему выпускаемой продукции.

11 — процент энергозатрат относительно уровня предыдущего года.

12 — коэффициент экологической эффективности предприятия.

13 — количество лицензионного ПО не старше трех лет по отношению к количеству сотрудников.

14 — отношение затрат на ИКТ к затратам предприятия на машины, оборудование и коммуникационную систему. Показывает степень автоматизации и уровень использования компьютерных технологий.

15 — удельный вес стоимости машин и оборудования со сроком эксплуатации до 5 лет в общей стоимости машин и оборудования.

Fl — величина риска потери неформализованных знаний (при увольнении сотрудника). Отражает ценность сотрудников.

F2 — прибыль от продажи инновационной продукции по отношению к общей прибыли предприятия.

Fз — индекс доходности инвестиций в инновационные проекты.

F4 — снижение эксплуатационных затрат предприятия за счет внедрения процессных инноваций.

F5 — рост производительности труда по НИОКР.

Для практического использования методики с целью управления значением инновационного потенциала предприятия необходимо определить для него границы значений. На основе анализа возможных границ каждого показателя ИПП предлагается принять следующую шкалу значений: менее 0,28 — низкий уровень, от 0,28 до 0,59 — средний уровень, от 0,59 — высокий уровень. Максимальное значение 1,32. С учетом результатов анализа границ значений и использования метода деления шкалы на квартили, можно сделать вывод, что компаниям, значения ИПП которых попадает в наименьшие 25% отрезка низких значений, либо не следует направлять свою деятельность на инновации, либо стоит пересмотреть политику. Компаниям, имеющим ИПП в области отрезка высоких значений, следует придерживаться существующей стратегии и политики.

Управление значением ИПП и выбор стратегии образуют замкнутую систему, элементы которой циклично влияют друг на друга (корректировка стратегии позволяет изменить численное значение ИПП, в свою очередь значение ИПП показывает, в каком направлении следует корректировать стратегию ком-

Рис. 2. Взаимосвязь стратегий М. Портера и стратегий инновационного развития

Рис. 3. Соответствие стратегий значениям ИПП (1 — стратегия абсолютного лидерства по издержкам или пересмотр политики; 2.3 — стратегия имитации или стратегия зависимости; 2.2 — оборонительная стратегия; 2.1 — наступательная стратегия; 3 — стратегия фокусирования или сохранение направления деятельности)

Таблица 2

Сравнение новой и существующих методик

Результаты разработанной методики Затраты на разработанную методику Результаты существующих методик Затраты на существующие методики

1. Общее значение инновационного потенциала предприятия. 2. Групповые показатели, по которым можно сделать вывод о развитии определенного сегмента компании. 3. Частные показатели инновационного потенциала. 4. Наличие обоснованных весовых коэффициентов. 5. Экспертная оценка однократна и отсутствует в процессе ее использования. 6. Существует возможность оценки частоты измерений инновационного потенциала предприятия в зависимости от изменений, принятых на основе предыдущего расчета. 7. Объединение требований органов государственной власти и показателей, характеризующих реальный бизнес 1. Время на сбор существующих данных. 2. При отсутствии автоматизации сбор данных может осуществлять один сотрудник. 3. В процессе расчета эксперты отсутствуют 1. Общее значение инновационного потенциала предприятия. 2. Большинство методик позволяет рассчитать групповые показатели, несущие информационное значение. 3. Две из восьми методик позволяют оценивать частные показатели для дальнейшей работы с ними. 4. Большая часть методик включает в себя коэффициенты значимости или балльные оценки. Часто они назначаются экспертами для каждого предприятия отдельно, или так же рассчитываются для каждого частного случая с помощью регрессионного анализа. Большинство методик не могут избавиться от экспертной в процессе применения 1. Время на расчет подпо-казателей. 2. Необходимо привлечение сотрудников разных отделов. 3. Для некоторых методик необходимы эксперты для оценки влияния каждого подпоказателя на конечный результат

пании). В результате анализа наиболее часто используемых стратегий развития предприятия — стратегий М. Портера [9] и стратегий инновационной деятельности компании [9, 12], определены взаимозависимость исследуемых систем стратегий (рис. 2) и соответствие стратегий значениям инновационного потенциал предприятия (рис. 3).

Предлагаемая методика обладает рядом преимуществ в сравнении с существующими (табл. 2), а также допускает автоматизацию процесса сбора и предварительной обработки данных, расчета инновационного потенциала и выработки рекомендаций стратегического развития (рис. 4). Автоматизированная система анализа ИПП должна стать рабочим инструментом аналитика и руководителя предприятия, значительно сократит время анализа и принятия управленческих решений, повысит их качество.

Процесс автоматизации — естественное направление развития данной тематики, в связи с тем, что на сегодняшний день осуществляется глобальный переход к цифровизации максимального числа процессов, как на предприятиях, так и в обществе. Разрабатываемая автоматизированная система вписывается в активно развиваемую концепцию «индустрия 4.0» и в частности в программу создания единого цифрового пространства промышленности «4.0 ш», о старте которой было объявлено Минпромторгом России в июле 2017 года. Программа цифрового пространства предполагает комплексное внедрение цифровых технологий на всех этапах и уровнях производства, в том числе на уровне мониторинга и анализа, на котором и предлагается использование системы оценки инновационного потенциала предприятия.

В связи с тем, что частота измерения инновационного потенциала предприятия не постоянна, время между измерениями больше времени реакции системы на последнее изменение и меньше суммы времен выработки решения по последнему изменению, реализации последнего измерения и времени реакции на последнее измерение, а также частота измерения некоторых показателей инновационного потенциала является

фиксированной, одной из задач исследования ИПП становится прогноз его изменения.

Прогноз ИПП осуществляется на основе данных, накопленных за предыдущие периоды оценки. При построении прогноза можно использовать методы, принятые на предприятии или такие алгоритмы как [8]: прогноз по последнему значению (применение этого метода возможно лишь для первого прогноза при отсутствии предыстории процесса оценки инновационного потенциала, очень низкая точность прогноза); прогноз по математическому ожиданию (целесообразно использовать при большом периоде прогноза, не требует предыстории процесса); статистический прогноз по одной точке (требует одну точку предыстории); статистический прогноз по двум и более точкам (наиболее точный прогноз, целесообразно использовать при наличии более одного значения предыстории процесса).

Построение прогноза на основе сводных показателей позволяет учесть весовые коэффициенты всех показателей, составляющих инновационный потенциал предприятия.

Предполагается, что процесс изменения инновационного потенциала является случайным, в связи с этим и появляется возможность использовать приведенные

оо

о с^

со со сч

со

<

со О

Рис. 4. Преимущества новой (предлагаемой) методики при использовании автоматизации

выше методы прогнозирования. Однако после определения предсказанного значения необходимо сделать поправку на используемую компанией стратегию [9] развития.

Выводы

Представлена новая методика расчета инновационного потенциала предприятия, в которой ключевые показатели инновационного потенциала и группы показателей определяются путем проецирования структур оценки уровня инновационного развития (инновационности) страны и регионов на уровень предприятия.

Полученное значение показателя инновационно-сти предлагается использовать для выбора стратегии развития предприятия с целью достижения требуемого уровня инновационности.

Предложена шкала, позволяющая выбрать стратегию развития предприятия с целью достижения требуемого уровня инновационного потенциала, рекомендации по выбору стратегий развития предприятия, содействующих повышению инновационного потенциала.

Поставлена задача управления инновационным потенциалом предприятия, которая может быть решена, выбором определенной стратегии, прогнозированием инновационного потенциала предприятия, в совокупности с созданием автоматизированной системы управления ИПП.

Список использованных источников

1. И. А. Султанов. Современный этап вхождения в инновационную экономику. М., 2017. http://projectimo.ru/innovatika/ innovacionnaya-ehkonomika.html.

2. Т. В. Минеева, Ю. Р. Газарян. Инновационная экономика — стратегическое направление развития//Учетно-аналитические инструменты развития инновационной экономики: материалы II междунар. науч. конф., 9 апреля 2010 г. Астрахан. гос. техн. ун-т. Астрахань: Изд-во АГТУ, 2011. С. 13-18.

3. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». М., 2016. http://www.kremlin.ru/acts/ bank/41449

4. M. E. Porter, S. Stern. National Innovative Capacity. The Global Competitiveness Report 2001-2002. New York University Press, 2001.

5. С. А. Балашова. Глобальные индексы как средство комплексной оценки инновационного потенциала//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. №. 6.

6. Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3-е изд. ОЭСР. Евростат, 2006.

оо

0

CN

со со N

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

01

J <

CQ

о

7. Распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2017 г. № 1325-р. М., 2017. http://static.government.ru/media/files/g5OvkCKBO KLEhAXjN94ogSBElV39ObPA.pdf.

8. А. Н. Ефимов. Предсказание случайных процессов. М.: Знание, 1976. 64 с.

9. М. Е. Портер. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов/Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.

10. О. В. Куур, М. Струкова. Рейтинговая оценка инновационного потенциала регионов Республики Казахстан. Казахстан, Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, 2010. http://www. г^паика. com/15_APSN_2010/Economics/67137.doc.htm.

11. В. А. Пронников, М. Д. Ладанов. Управление персоналом в Японии. Очерки. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. 207 с.

12. И. Л. Туккель, С. А. Голубев, А. В. Сурина, Н. А. Цветкова. Методы и инструменты управления инновационным развитием промышленных предприятий/Под ред. И. Л. Туккеля. СПб.: БХВ-Петербург, 2013. 208 с.

13. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. №2227-р. М., 2011. http://minsvyaz.ru/common/upload/2227-pril.pdf.

14. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации/Под ред. Л. М. Гохберга. Вып. 3. М.: НИУ ВШЭ, 2015. 248 с.

Innovative potation of the company: estimation

and management of value N. B. Kultin, candidate of engineering sciences, associate professor

A. N. Tsybulyak, master, postgraduate student. (Institute of computer science and technology, High school of cyber physics and management, Peter the Great St. Petersburg polytechnic university)

This article describes the methods of estimation of the company's innovative potential. The method was developed basing on the analysis and synthesis of various structures and methods which allow calculate innovativeness and innovative potential of innovative countries, regions and businesses. Key indicators which constitute innovative potential of the company were defined by projecting of structures of evaluation of innovativeness of countries and regions to the system of a lower level (company). Moreover, they were compared with recommendations for creating programs of innovative development.

Basing on the developed methods there were proposed boundaries of innovative potential, which allow decision making regarding the adjustment of the company's strategy.

Keywords: innovative potential of the company, management of innovations, innovation system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.