Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности предприятия с помощью проведения инновационного аудита'

Повышение конкурентоспособности предприятия с помощью проведения инновационного аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
510
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ АУДИТ / ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО АУДИТА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / INNOVATION AUDIT / PROCEDURE OF INNOVATION AUDIT / COMPETITIVE CAPACITY OF ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назарова А. И.

В статье рассматривается проблема повышения конкурентоспособности предприятия с помощью проведения инновационного аудита, рассматривается понятие инновационного аудита, его основные цели и задачи, а также его место и роль в деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING COMPETITIVE CAPACITY OF AN ENTERPRISE VIA INNOVATION AUDIT

The paper considers the problem of improving competitive capacity of an enterprise via innovation audit. It provides the concept of innovation audit, its target and problems, and also place and role of innovation audit at the enterprise.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности предприятия с помощью проведения инновационного аудита»

казываются: штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти (180) до двухсот сорока (240) часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Те же деяния, совершенные неоднократно, либо группой лиц по предварительному сговору, или организованной группой, наказываются: штрафом в размере от четырехсот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда, или иного дохода осужденного за период от четырех до восьми месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Приведенные обязательные сведения нормативно-правового характера, используя современную терминологию, составляют необходимый когнитивный компонент компетенции

преподавателя в сфере защиты результатов интеллектуальной собственности, которая в свою очередь является важной частью его инновационной компетентности.

Формированию данной компетенции необходимо уделять сегодня особое внимание как в системе подготовки, так и повышения квалификации научно-педагогических и педагогических работников учреждений профессионального образования.

1. Сигов А. Новые задачи системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов / А. Сигов, В. Куренков, И. Мосичева, В. Шестак // Высшее образование в России. - 2006. - № 8. - С. 3-8.

2. Гуров В. Н. Инновационная деятельность преподавателя высшей школы в контексте приоритетного национального проекта «Образование» // Инновации в образовании. - 2008. - № 6. - С. 84-94.

3. Гражданский кодекс РФ в редакции от 18.12.2006 № 230-Ф3.

4. Трудовой кодекс РФ в редакции от 30.06.2006.

УДК / UDC 658 А. И. Назарова,

преподаватель, заместитель заведующей кафедрой «Управление инновациями и коммерциализация интеллектуальной собственности», Российская государственная академия интеллектуальной собственности, Россия, Москва, [email protected]

Alina Nazarova,

lecturer, deputy head of the department «Management of Innovations and Commercialization of Intellectual Property», Russian State Academy of Intellectual Property, Russia, Moscow, [email protected]

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ С ПОМОЩЬЮ ПРОВЕДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО АУДИТА

IMPROVING COMPETITIVE CAPACITY OF AN ENTERPRISE VIA INNOVATION AUDIT

В статье рассматривается проблема повышения конкурентоспособности предприятия с помощью проведения инновационного аудита, рассматривается понятие инновационного аудита, его основные цели и задачи, а также его место и роль в деятельности предприятия.

The paper considers the problem of improving competitive capacity of an enterprise via innovation audit. It provides the concept of innovation audit, its target and problems, and also place and role of innovation audit at the enterprise.

Ключевые слова: инновационный аудит, процедура проведения инновационного аудита, конкурентоспособность предприятия.

Keywords: innovation audit, procedure of innovation audit, competitive capacity of enterprises.

В условиях рыночной экономики в XXI веке компании обнаружили, что для обеспечения стабильного конкурентного преимущества и сохранения своих конкурентных позиций уже не достаточно простого снижения затрат, повышения качества и улучшения обслуживания клиентов. По мере ускорения темпов появления новых продуктов, услуг и увеличения инновационного процесса компании должны быть активно настроены на работу в жесткой конкурентной борьбе. Они должны быть более быстрыми и

гибкими, агрессивными и более новаторскими для того, чтобы сохранить свою конкурентоспособность, то есть они должны быть более предприимчивыми.

Так какие же шаги следует предпринимать компаниям для повышения своей конкурентоспособности? Какие современные инструменты можно использовать? Сегодня многие компании стремятся повысить результаты своей инновационной деятельности с помощью выявления существующих и потенциальных инновационных возможностей организации. Общим желанием в деловом мире является то, что компания должна обладать инновациями, чтобы сохранять или улучшать свое положение на рынке, поддерживать свои конкурентные позиции. Компании также осознают, что успешные инновации - это проверенный путь для роста компании, т. к. они влияют на доходы, прибыль и формирование цены на продукцию.

Тем не менее инновации - очень обширное понятие, оно не поддается измерению и управлению в традиционном смысле. Суть измерения и оценки инноваций заключается не просто в сборе статистических данных, а в том, чтобы накопленные данные использовать для совершенствования инновационного процесса. В. Эдвардс Деминг отметил: «Если вы не измеряете что-либо, то вы не можете это улучшить» .

Все больше набирающая обороты разработка новейших технологий в различных сферах производства требует крупных денежных вложений, но ситуация в мире такова, что инвестирование таких проектов связано с большими рисками.

Кроме того, практически любой инновационный проект требует привлечения финансовых средств на долгосрочной основе, а в силу ряда объективных причин сегодня практически полностью отсутствуют возможности получения долгосрочных (на 3-5 и более лет) кредитов.

Ввиду того, что коммерциализация технологий — длительный и дорогостоящий процесс, то, прежде чем тратить немалые временные и финансовые ресурсы, необходимо оценить реальность продажи идеи или изобретения или их успешного превращения в рыночный продукт. В связи с этим все большую значимость приобретает инновационный аудит как гарантия эффективности использования вложенных средств.

Процедура проведения инновационного аудита компании появилась относительно недавно и подразумевает под собой выявление инновационного потенциала компании. То есть определение инновационного аудита может быть следующим: инновационный аудит охватывает всестороннее изучение предпринима-

тельской деятельности фирмы и ее инновационных характеристик; оценку способностей выявлять имеющиеся возможности и угрозы и реагировать на них, создавать и сохранять конкурентную среду, анализировать использование ресурсов и оценивать организационную эффективность с позиции факторов, влияющих на результативность нововведений.

Проведение инновационного аудита является практическим инструментом для улучшения бизнеса и повышения конкурентоспособности фирмы. Данный инструмент предназначен для современных руководителей и консультантов и отвечает за выявление инновационного потенциала фирмы, которым она уже обладает, а также дает возможные пути решения для увеличения данного потенциала.

Цель инновационного аудита - это, во-первых, разработка подходящего набора показателей для более эффективного решения конкретных задач, которые влияют на эффективность инновационной деятельности; во-вторых, получение количественных и качественных результатов исследований, опросов всех субъектов процессов инновационной деятельности организации; в-третьих, анализ результатов и выявления приоритетных потребностей компании, ее сильных сторон и перспектив развития.

В современном мире большинство руководителей понимает значение инноваций для развития компании, но мало кто может организовать свой бизнес таким образом, чтобы максимально использовать имеющиеся возможности фирмы и применить новаторские идеи, возникающие в процессе деятельности компании. И в данной ситуации инновационный аудит является тем инструментом, который может помочь руководителям фирмы грамотно выстроить стратегию развития инновационной деятельности.

Инновационный аудит выявляет уровень понимания того, какие организационные и управленческие структуры и методы приводят к организации инновационного менеджмента, способного повысить эффективность деятельности всего предприятия. Инновационный аудит позволяет менеджерам компании определить приоритетные направления деятельности и первоначальные задачи, выяснить достаточно ли у компании необходимых ресурсов, инфраструктуры, культуры и процессов, и понять, на чем в данный момент сфокусировать свое внимание: на текущем состоянии или на улучшении инновационной деятельности.

Можно выделить некоторые конкретные цели проведения инновационного аудита, например:

- понять текущую эффективность инноваций по основным направлениям стратегического развития, процессов и организационной деятельности;

- оценить текущие возможности до принятия решений, требующих дорогостоящих вложений;

- узнать, как лучше использовать имеющиеся ресурсы для повышений эффективности инновационной деятельности;

- разработать примерный план действий по улучшению инновационной деятельности.

Только проведение надежного, компетентного и комплексного инновационного аудита, который охватывает определенные показатели и анализирует их в едином ключе, может позволить организации создать основы для эффективного развития, достижения долгосрочных целей и построения организации в соответствии с ее миссией. Задача инновационного аудита состоит не только в проведении проверки и выявлении определенных показателей, но также в разработке программы действий, которая позволит организации исправить существующие проблемы и наилучшим образом использовать имеющиеся возможности.

В задачи инновационного аудита входит:

- проверка готовности компании к инновационной деятельности;

- определение барьеров, препятствующих развитию инновационной деятельности;

- анализ потребности компании в инновациях;

- определение возможных путей коммерциализации собственных инноваций;

- выбор механизмов приобретения инноваций.

Проведение инновационного аудита должно быть важным для всех фирм, деятельность которых включает в себя инновационные процессы, независимо от того в высокотехнологичной или традиционной отрасли компания осуществляет свою деятельность. Природа инноваций такова, что по своему характеру они могут применяться в различных областях, таких как финансовые операции, производство, маркетинг, снабжение, стратегический анализ, принятие управленческих решений и так далее.

Кроме того, то существенное влияние, которое оказывают инновационные процессы на компанию в целом, заставляет нас принимать во внимание тот фактор, что при проведении процедуры инновационного аудита мы должны рассматривать все направления и отделы компании. Также не следует забывать, что инновационные требования могут относиться к новому методу управления и производства и поэтому инновационный аудит может помочь всем ком-

паниям, независимо от их отрасли, размера или других особенностей компании.

Существует несколько направлений деятельности компании, в которых проведение инновационного аудита возрастает и может быть рекомендовано как лучший инструмент для анализа ситуации. Вот некоторые из них :

1. Быстрое изменение рынка.

Инновационный аудит может помочь компании лучше проанализировать свою текущую позицию и то, какие дальнейшие шаги предпринять, чтобы понять, как действовать в ситуации, когда компании сталкиваются с серьезными изменениями рынка, например, такими как появление новых и сильных конкурентов на рынке, потеря важной доли рынка и т. д.

Люди говорят, что чаще всего настоящие инновации не рождаются от того, что кто-то придумывает их, сидя за столом в офисе и наблюдая за изменением цифр в финансовой отчетности компании и улучшении ее показателей, а от того, что компании, находящиеся на грани краха, пытаются выжить и предпринимают для этого определенные шаги.

2. Разработка стратегий.

Для эффективной деятельности компании не следует рассматривать инновационный менеджмент как простой и быстрый способ чего-то добиться. Несмотря на то, что кажется, что результаты инновационной деятельности появляются быстро и внезапно, системное управление требует времени и продолжительных усилий, поэтому инновационная деятельность должна являться важной частью стратегий компании. Инновационный аудит является важным средством для определения ключевых стратегических упущений в связи с тем, что при его проведении исследуется широкий ряд областей и данные исследования носят обширный характер, что может помочь менеджерам учесть все возможности при формулировании и разработке стратегического плана деятельности.

3. Научно-технический прогресс.

В экономике знаний и высококонкурентных отраслях жизненный цикл некоторой продукции в последнее время сильно сокращается, а основные технологические изменения могут повлиять на производственные процессы, которые используются компаниями. Кроме того, появление совершенно новых конкурентоспособных товаров или товаров-заменителей может оказывать влияние на появление или ликвидацию компаний на рынке.

Следовательно, проведение инновационного аудита в данные периоды времени может уменьшить вышеупомянутые риски и сохранить

инновационную деятельность компании на высоком уровне.

Инновации и их основные предпосылки, которые создаются и выявляются, часто изначально требуют много усилий для своего применения и воплощения. Поэтому руководители фирм не должны видеть инновационную деятельность в качестве той, которой можно легко управлять, просто следуя ряду новаторских методов. Для менеджеров важнее всего развивать благоприятные условия для создания инноваций путем развития инфраструктуры и взаимодействия с внешней окружающей средой. Тем не менее связи компании (корпоративные и внешние), особенно в конкурирующих областях, постоянно меняются непредсказуемым образом и это необходимо учитывать.

В современной экономике успех бизнеса зависит как от созданного инновационного потенциала, так и от способности менеджмента реализовать его. Проведенный в 2003 году Институтом промышленных исследований (США] опрос руководителей 191 американской компании показал, что к важнейшим проблемам технологического лидерства относят: способность обеспечить рост бизнеса за счет эффективного управления НИОКР (приоритет - у 17 % опрошенных), ускорение потока инноваций (13 %), интеграцию планирования технологий в систему стратегического управления (12 %) . С тех пор ситуация кардинально не изменилась и данные три показателя продолжают занимать лидирующие позиции в подобных опросах.

Отправной точкой принятия стратегических решений о нововведениях (продуктовых, технологических, организационных) является реалистичная оценка инновационного потенциала фирмы, которая предопределяет плотность потока нововведений и эффективность корпоративных НИОКР, позволяет сокращать время доведения новшеств до рынка. При этом акценты в анализе инновационного потенциала фирмы смещаются в зависимости от уровня хозяйственной деятельности.

Место инновационного аудита на предприятии должно быть одним из ключевых при проведении стратегического анализа и оценки деятельности фирмы. Так как результаты проведения инновационного аудита, безусловно, позволяют компании по-новому взглянуть на имеющиеся в ее распоряжении ресурсы, использовать их более эффективно, а также определить, какие научные разработки она может использовать и что нового в состоянии предложить рынку.

Особенностью инновационной деятельности является то, что постоянно происходят

изменения и преобразования. Для того чтобы справиться с данными изменениями, фирмы должны иметь возможность вовремя выявить и предугадать появление данных изменений внутри организации или в ее внешней среде. Инновационный аудит может стать именно тем инструментом, который позволит организации вовремя предпринять необходимые шаги.

Если организация призывает своих сотрудников специализироваться в какой-либо конкретной области, то она рискует оказаться неконкурентоспособной в условиях технологических изменений. Данные сотрудники не будут иметь общих знаний и навыков для принятия решений в изменяющихся условиях. Для того чтобы организации и ее сотрудникам было легче приспосабливаться к новым условиям и оставаться в них конкурентоспособной, необходимо заранее быть к ним подготовленной. Результаты инновационного аудита могут стать именно той базой, которая позволит организации подготовиться и адаптироваться в новых условиях.

Для проведения инновационного аудита можно использовать как собственный кадровый резерв, так и привлеченных со стороны консультантов, что чаще оказывается наиболее эффективно. Это связано с тем, что сотрудники компании уже давно работают в ней и не всегда могут увидеть определенные новшества. А специалисты со стороны смотрят на компанию свежим взглядом, до этого работали с конкурирующими компаниями и знают последние тенденции развития той или иной области.

Подходы к внешнему аудиту инновационных мероприятий регламентируются базовыми нормативными документами, регулирующими осуществление любых аудиторских проверок. А постановка системы внутреннего аудита мероприятий инновационного характера определяется организационными особенностями производства, а также нормами и требованиями, заложенными в учетную политику предприятия и характеризующими систему учетного отражения основных направлений его финансовохозяйственной деятельности.

Инновационный аудит должен проводиться на всех стадиях реализации инновационного проекта.

По окончании проведения исследований в заключении о результатах аудита заинтересованным лицам должна быть предоставлена объективная информация о ходе реализации инновационных мероприятий, которая может быть использована ими в рамках управления инновационной деятельностью хозяйствующего субъекта.

Несмотря на то, что введенный в научный и практический оборот термин «аудит» получил

широкое распространение в России лишь в последнее десятилетие, можно говорить о том, что спрос на услуги в этой области и в частности в сфере инновационного аудита начинает расти

и, несомненно, рост этот будет продолжаться.

Инновационный аудит на предприятии может стать одним из этапов проведения комплексного аудита, который может включать в себя много этапов, например, такие как финансовый аудит, технологический аудит, кадровый аудит, управленческий аудит и инновационный аудит. После проведения всех этапов проводится обобщение полученных результатов и составляется отчет по проведению комплексного аудита.

Принимая во внимание вышеупомянутую информацию, можно сделать вывод о том, что проведение инновационного аудита должно носить периодический характер. Предполагается, что период между данными процедурами должен составлять 12 месяцев, но следует учитывать, что в высокотехнологичных отраслях проведение инновационного аудита может требоваться намного чаще. В любом случае менеджерам компании необходимо сбалансировать и просчитать расходы на проведение данной процедуры и тот эффект, который она может дать компании, и на основании полученных данных построить график проведения инновационного аудита.

Представляется, что только проведение компетентного и комплексного инновационного аудита, в едином ключе охватывающего анализ широкого круга показателей, может обеспечить создание основ для эффективного развития и достижения долгосрочных целей организации в соответствии с ее миссией. Таким образом, инновационный аудит представляет собой системную оценку показателей развития организации в области разработок и коммерциализации новшеств, а также определение внутренних и внешних барьеров на их пути, что в итоге позволяет фирме выстроить эффективную стратегию развития инновационной деятельности и повысить свою конкурентоспособность.

1. How to identify the innovation needs of a business problem. URL: http://www.innovation.lv/ino2/publications/ SME_manual_en.pdf (дата обращения: 11.12.2011).

2. John Bessant, Joseph Tidd/ Innovation and Entrepreneurship. - Publisher: Wiley, John & Sons, Incorporated, 2007. - 462 p.

3. Joshua J. Lewer/ Enterpreneurial activity and technological progress //Academy of Entrepreneurship Journal. - Volume 11. - Number 1. - 2005. - p. 27-35.

4. URL: http://oad.rags.ru/vestnikrags/issues/is-

sue0406/040605.htm (дата обращения: 23.05.2012).

5. URL: http://upetd.up.ac.za/thesis/submitted/etd-12212006132438/unrestricted/04chapter4.pdf (дата обращения: 12.03.2012).

6. URL: http://www.n-te.ru/audit.htm (дата обращения: 04.06.2012).

УДК / UDC 347.77:658 Н. А. Боевсп,

преподаватель кафедры «Управление инновациями и коммерциализация интеллектуальной собственности» Ро^ий^ой гоcудaрcтвенной aкaдемии интеллектуaльной cобcтвенноcти, Россия, Москва, [email protected]

Nataliya Boeva,

teacher at the Chair «Management in Innovations and Commercialization of Intellectual Property», Russian State Academy of Intellectual Property, Russia, Moscow, [email protected]

ПРAВОВAЯ ОХРAНA РЕЗУЛЬТAТОВ ИНТЕЛЛЕКТ^ЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И CТРAТЕГИЧЕCКОЕ УПРAВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ^ЛЬНОЙ CОБCТВЕННОCТЬЮ

НA ИННОВAЦИОННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

LEGAL PROTECTION OF THE INTELLECTUAL ACTIVITY RESULTS AND STRATEGIC MANAGEMENT OF INTELLECTUAL PROPERTY AT AN INNOVATIVE ENTERPRISE

В условиях перехода экономики Российской Федерации на инновационный путь развития становится крайне актуальным создание, правовая охрана и управление результатами

интеллектуальной деятельности. Для обеспечения конкурентоспособности предприятия, извлечения максимального положительного эффекта от прав интеллектуальной собственности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.