широкое распространение в России лишь в последнее десятилетие, можно говорить о том, что спрос на услуги в этой области и в частности в сфере инновационного аудита начинает расти и, несомненно, рост этот будет продолжаться.
Инновационный аудит на предприятии может стать одним из этапов проведения комплексного аудита, который может включать в себя много этапов, например, такие как финансовый аудит, технологический аудит, кадровый аудит, управленческий аудит и инновационный аудит. После проведения всех этапов проводится обобщение полученных результатов и составляется отчет по проведению комплексного аудита.
Принимая во внимание вышеупомянутую информацию, можно сделать вывод о том, что проведение инновационного аудита должно носить периодический характер. Предполагается, что период между данными процедурами должен составлять 12 месяцев, но следует учитывать, что в высокотехнологичных отраслях проведение инновационного аудита может требоваться намного чаще. В любом случае менеджерам компании необходимо сбалансировать и просчитать расходы на проведение данной процедуры и тот эффект, который она может дать компании, и на основании полученных данных построить график проведения инновационного аудита.
Представляется, что только проведение компетентного и комплексного инновационного аудита, в едином ключе охватывающего анализ широкого круга показателей, может обеспечить создание основ для эффективного развития и достижения долгосрочных целей организации в соответствии с ее миссией. Таким образом, инновационный аудит представляет собой системную оценку показателей развития организации в области разработок и коммерциализации новшеств, а также определение внутренних и внешних барьеров на их пути, что в итоге позволяет фирме выстроить эффективную стратегию развития инновационной деятельности и повысить свою конкурентоспособность.
1. How to identify the innovation needs of a business problem. URL: http://www.innovation.lv/ino2/publications/ SME_manual_en.pdf (дата обращения: 11.12.2011).
2. John Bessant, Joseph Tidd/ Innovation and Entrepreneurship. - Publisher: Wiley, John & Sons, Incorporated,
2007. - 462 p.
3. Joshua J. Lewer/ Enterpreneurial activity and technological progress //Academy of Entrepreneurship Journal. - Volume 11. - Number 1. - 2005. - p. 27-35.
4. URL: http://oad.rags.ru/vestnikrags/issues/is-
sue0406/040605.htm (дата обращения: 23.05.2012).
5. URL: http://upetd.up.ac.za/thesis/submitted/etd-12212006132438/unrestricted/04chapter4.pdf (дата обращения: 12.03.2012).
6. URL: http://www.n-te.ru/audit.htm (дата обращения: 04.06.2012).
УДК / UDC 347.77:658 Н. А. Боевa,
преподаватель кафедры «Управление инновациями и коммерциализация интеллектуальной собственности» Роccийcкой гоcудaрcтвенной aкaдемии интеллектуaльной cобcтвенноcти, Россия, Москва, [email protected]
Nataliya Boeva,
teacher at the Chair «Management in Innovations and Commercialization of Intellectual Property», Russian State Academy of Intellectual Property, Russia, Moscow, [email protected]
ПРAВОВAЯ ОХРAНA РЕЗУЛЬТAТОВ ИНТЕЛЛЕКТУAЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И CТРAТЕГИЧЕCКОЕ УПРAВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУAЛЬНОЙ CОБCТВЕННОCТЬЮ
НA ИННОВAЦИОННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
LEGAL PROTECTION OF THE INTELLECTUAL ACTIVITY RESULTS AND STRATEGIC MANAGEMENT OF INTELLECTUAL PROPERTY AT AN INNOVATIVE ENTERPRISE
В условиях перехода экономики Российской Федерации на инновационный путь развития становится крайне актуальным создание, правовая охрана и управление результатами
интеллектуальной деятельности. Для обеспечения конкурентоспособности предприятия, извлечения максимального положительного эффекта от прав интеллектуальной собственности
руководство должно выработать правильную стратегию относительно управления объектами интеллектуальной собственности. В данной статье описаны основные стратегии, а также преимущества и недостатки от их использования. Кроме того, приведен алгоритм получения прав интеллектуальной собственности на различных стадиях реализации инновационного проекта.
In conditions of Russian Federation economic transition into the innovative way of development the creation, legal protection and management of intellectual property become extremely urgent. To ensure the competitiveness of enterprises, to maximize the positive effect of intellectual property rights, management should develop a proper IP strategy. This article describes the basic strategies, as well as the advantages and disadvantages of their use. In addition, there is the algorithm of obtaining intellectual property rights in various stages of the innovation project.
Ключевые слова: инновационная деятельность, стратегия управления, интеллектуальная собственность, правовая охрана, стадии реализации инновационного проекта, инновация, коммерциализация.
Key words: innovation activity, management strategy, intellectual property, legal protection, the stages of the innovation project implementation, innovation and commercialization.
В любой сфере деятельности, где cоздaютcя и и^ользуютая результaты умственного труда, все чаще оcознaетcя необходимость оформления прaв на них. Участниками рыночных отношений зaконодaтельcтво в облacти интеллектуaльной габственности предоcтaвило широкие возможности повышения cвоих доходов путем зaщиты монопольных прaв, огрaничения деятельности конкурентов, формировaния привле^тельного обрaзa н8 рынке, оптимиз8ции нaлогообложения и проведения иных cтрaтегичеcких и тaктичеcких действий.
Одн8ко достоинств8 применения пр8вового мехaнизмa оформления объектов интеллектуaльной габственности возни^ют только при должном упрaвлении т8кими объею^ми.
Упрaвление интеллектуaльной мбствен-ностью орг8низ8ции - это етомб извлечения из нее мaкcимaльных доходов, который включaет выполнение ряд8 cпециaльных процедур. Определение целеcообрaзноcти преврaщения интеллектуaльных реcурcов в интеллектуaльную
собственность и нематериальные активы предприятия, их оценка, выбор эффективной формы правовой охраны и использование механизмов коммерциализации интеллектуальной собственности, управления интеллектуальной собственностью являются важнейшими составляющими управленческой деятельности инновационного предприятия.
Существенный вклад в развитие теории и практики управления объектами интеллектуальной собственности внесли Шумпетер Й., Питерс Т., Симонов Б. П., Ивантер В. В., Фатхутдинов Р. А., Зинов В. Г. и др. Однако анализ опубликованных работ показывает, что остаются неизученными вопросы необходимости закрепления прав на объекты интеллектуальной деятельности на разных стадиях реализации инновационного процесса.
Стратегию управления интеллектуальной собственностью можно рассматривать как составную часть общей стратегии предприятия, направленной на завоевание рынка и вытеснение конкурентов. Одно из средств в конкурентной борьбе - использование исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности. Предоставление исключительного права является основной функцией патента, вытекающей из целей патентной системы: обеспечить вознаграждение изобретателю и способствовать обогащению уровня техники за счет раскрытия изобретения общественности. Кроме этой, у патента есть еще ряд функций: наступательная, ограждающая, поддерживающая, укрепляющая репутацию предприятия, материальная и др., - которые формируют соответствующие стратегии управления объектами интеллектуальной собственности на предприятии.
Стратегия доминирующего патента базируется на его наступательной функции. Испрашивая более сильную патентную охрану заявляемого нового объекта техники, можно эффективно использовать исключительное право на него в качестве наступательного оружия в борьбе с предприятиями-конкурентами за расширение своего сектора рынка. Стратегическое использование доминирующих патентов позволяет путем заключения лицензионных договоров получать прибыль за счет возможностей лицензиата. Стратегия нападения на основе получения исключительных, монопольных прав на результаты исследований и разработок, что заставляет всех, кто использует аналогичные, но незащищенные результаты интеллектуальной деятельности, приобрести у
их правообладателя разрешение на продолжение использования. Имея права на технологию производства продукции, даже не выпуская ее, можно на законном основании контролировать определенный рынок и преследовать конкурентов.
Стратегия сочетания патента со стандартом - это особенно эффективный вариант стратегии, построенный на использовании доминирующего патента. Ее цель - превратить патентуемый объект в промышленный стандарт.
Ограждающая стратегия является наиболее важной составляющей патентной стратегии, получившей название «блок патентов». Фирма создает в той или иной области техники своего рода мелкоячеистую сеть из патентов с тем, чтобы обеспечить дополнительную охрану своего базисного изобретения на случай появления обходных патентов, а также получить возможность применения изобретения в различных областях. Таким образом, эта стратегия может рассматриваться как профилактическая мера, помогающая избежать столкновения патентных прав. Если же доминирующим патентом владеет конкурент, то созданная предприятием сеть патентов может лишить его свободы маневрирования. До реализации изобретений, защищенных такими патентами, дело часто не доходит, и они поддерживаются в силе только ради надежности.
Для усиления данной позиции можно также прибегнуть к покупке соответствующих патентов, то есть к стратегии закупки патентов.
Создание солидного портфеля патентов важно еще и потому, что это может способствовать устранению возможных коллизий путем заключения взаимных («перекрестных») лицензионных соглашений, если конкурент заявит о нарушении патентных прав. Такой путь обеспечит доступ к чужой технологии, чего не удалось бы добиться другим способом.
Стратегия патентных пулов -разновидность стратегии перекрестного лицензирования при наличии более двух участников. Цель ее состоит в свободном использовании патентов предприятий, объединенных в пул, что также позволяет избежать правовых коллизий.
Стратегия мотивации предусматривает привлечение персонала предприятия к изобретательской деятельности. Возможность подачи заявок на идеи, впервые высказанные в кружках по повышению квалификации или рационализации производства,
вызывает у работников чувство удовлетворения - их творческие усилия принимаются администрацией всерьез. Поддержка
изобретательского и рационализаторского движения «снизу» способствует повышению мотивации и служебного рвения работников и может оживить деятельность предприятия в целом.
Существует стратегия, направленная на улучшение репутации предприятия. Целью патентования при такой стратегии может быть стимулирование оценки технологической мощи предприятия со стороны общественности. При этом не столь важно, как патенты используются на самом деле, ибо сам факт владения ими уже является критерием положительного отношения к проводимым предприятием НИОКР и символом его технического превосходства. Эти преимущества могут быть использованы в конкурентной борьбе за получение заказов, а также при оценке кредитоспособности. Многие кредитные учреждения наводят справки о количестве патентов, которыми владеет предприятие.
Стратегия, предусматривающая рекламу патента и товарного знака, направлена на усиление репутации предприятия, так как в случае лицензионного соглашения лицензиат обязан маркировать свою продукцию товарным знаком лицензиара. Данная стратегия нацелена также на создание современного имиджа компании путем управления интеллектуальными ресурсами. За счет их капитализации повышается инвестиционная привлекательность предприятия. Система включения работников в развитие бизнеса через практическое применение результатов их интеллектуальной деятельности формирует корпоративную культуру. Образование финансовых потоков от дочерних к управляющей компании с помощью лицензионных договоров рассматривается как эффективный рычаг корпоративного управления.
Стратегия лицензирования изобретений, защищенных патентом, направлена на получение финансовой выгоды от продажи лицензии на использование изобретения. В ее основе лежит материальная функция патента. Благодаря активной лицензионной политике патенты могут стать для предприятия источником солидных финансовых поступлений и тем самым способствовать укреплению его позиций в конкурентной борьбе. Стратегия лицензирования — элемент маркетинговой стратегии компании. Помимо готовой про-
дукции можно выводить на рынок технологии, в том числе для тиражирования, например, по франчайзинговым схемам или при продаже технологического оборудования.
Еще одна стратегия - стратегия формирования уставного капитала на основе вклада в имущество компании прав на интеллектуальную собственность, имеющих денежную оценку. Исключительные права могут быть дорогостоящим имуществом, вклад которого обеспечит правообладателю достойную долю дивидендов.
Стратегия оптимизации финансовохозяйственной деятельности компании определяется возможностями ряда учетных операций с нематериальными активами путем:
- снижения налога на прибыль в связи с уменьшением налогооблагаемой базы на величину амортизации нематериальных активов и на величину затрат на создание объектов интеллектуальной собственности;
- экономии отчислений на заработную плату при оплате труда работников через авторское вознаграждение за передачу исключительных (имущественных) прав по договору о передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности, созданных на инициативной основе, а не по служебному заданию.
В данной статье инновационный проект определяется как объект стратегического управления, который характеризуется системным единством следующих трех аспектов:
• во-первых, комплекса взаимосвязанных и направленных на достижение определенного набора целей мероприятий и действий, охватывающего все этапы жизненного цикла объекта инноваций;
• во-вторых, совокупности организационно-правовых, расчетно-финансовых, конструкторских, технологических и методических документов, необходимых для осуществления и регламентации действий по разработке, производству, реализации, эксплуатации, модификации и утилизации инновационных товаров, услуг, технологий;
• в-третьих, процесса инвестирования ресурсов в получение продукта (товара или услуги), обладающего новым полезным для потребителя качеством, несущего конкурентные и стратегические преимущества, решающего социальные проблемы, приносящего прибыль.
Автор выделяет следующие фазы реализации инновационного проекта: создание инновации и ее распространение (последовательные этапы научных
исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства создают предпосылки для реализации полезного эффекта инновации), диффузия инновации (общественно полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями).
Основой системного подхода в проектировании системы стратегического управления инновационной деятельностью может стать, по мнению автора, такая системная иерархическая модель, в рамках которой инновационная деятельность организации структурируется на некое множество скоординированных инновационных проектов, находящихся на различных стадиях реализации. В ее основе лежит выделение структурных элементов инновационного проекта в рамках жизненного цикла инновационного товара, что определяет название предложенной модели - «структурно-циклическая модель». Такая структурно-циклическая модель инновационной деятельности организации состоит из последовательно вкладывающихся (по принципу матрешки) моделей:
• «инновационная корзина»-совокупность скоординированных во времени и пространстве по расходу ресурсов инновационных проектов, находящихся на различных стадиях производственного процесса, управление которой осуществляется как единым целым;
• инновационный проект - это система взаимоувязанных целей и средств их достижения;
• этапы жизненного цикла товара: появление идеи > проведение патентных исследований
> проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ > получение опытного образца и его первичная апробация
> подготовка к производству инновационного товара > производство и реализация товара > утилизация товара1.
Инновационная деятельность организации
- это системно объединенный в единое целое, непрерывный процесс создания, продвижения и обслуживания инноваций, входящих в «инновационную корзину» организации, на протяжении их жизненного цикла.
На каждой стадии инновационного проекта принципиальное значение имеет принятие эффективного решения о
1 Глущенко И. И. Формирование инновационной политики и стратегии предприятия: / И.И. Глущенко. - М.: АПК и ППРО, 2009. - 128 с.
правовой охране результатов исследований и разработок, лежащих в основе нового товара. Формирование портфеля интеллектуальных ресурсов и стратегия управления им включают прежде всего своевременную идентификацию охраноспособных технических, технологических и коммерческих решений, выбор оптимальной формы и наиболее целесообразного момента их правовой охраны с учетом повышения коммерческой ценности этих решений от стадии к стадии.
На начальных этапах начинаются широкие информационные исследования по выбору аналогов, выявлению потенциальных конкурентов и потребителей. На этой стадии необходима идентификация собственника результатов НИОКР, а в качестве правовой охраны результатов исследований чаще всего наиболее целесообразно только обеспечение режима конфиденциальности. Патентование на этой стадии ведут лишь при появлении чрезвычайно оригинальных решений, да и то лишь для получения приоритета. Стоимость созданных на первой стадии инновационного проекта интеллектуальных ресурсов самая низкая и даже не покрывает понесенные затраты.
На стадии получения опытного образца возникают уже более реальные технические решения. Однако коммерчески значимые результаты еще, как правило, не получены. Поэтому целью патентования может быть только закрепление приоритета, получение приоритетной справки при подаче заявки в патентное ведомство, а от получения патента почти во всех таких случаях рекомендуется отказаться. Разработка продолжается, ясности в ее коммерческой перспективе еще нет, затраты растут, и дополнительные расходы на оплату патентных пошлин необязательны, ведь разработку пока еще никто не видел, а при создании окончательного, выносимого на рынок результата всегда обнаруживаются новые варианты технических решений и выгодного использования создаваемого продукта. Стоимость интеллектуальных ресурсов на этой стадии обычно приближается к размеру понесенных затрат, если целесообразность инвестиций в следующую стадию инновационного проекта не вызывает сомнений.
На стадии апробации опытного образца отработка технологии нового продукта вступает в завершающую фазу. Становится понятным, каким и насколько прибыльным ожидается бизнес. Уточняется конкретная маркетинговая
стратегия. Свою заинтересованность в успехе партнеры, а тем более инвесторы, готовы проявить в совместном обладании патентами, финансировании патентования в странах предполагаемой реализации. Кстати, этого авторы инновационного проекта напрасно опасаются. Чем серьезнее намерения партнера по бизнесу, тем нужнее ему надежная правовая охрана технологии или продукта, но тогда и ценность проекта выше, и выигрыш автора в абсолютном выражении ощутимее. Упустишь время на сомнения — потеряешь рынок. Права сохранятся, а спрос на них исчезнет. Освоенные интеллектуальные ресурсы на этой стадии инновационного проекта уже приобретают реальную стоимость и не в связи с понесенными затратами, а согласно плану будущего бизнеса.
На стадии подготовки производства и реализации товара выходить на рынок с новой продукцией без полноценной правовой охраны безрассудно. Если есть спрос, то конкуренты неминуемо скопируют новую продукцию и оригинальную систему продвижения, это ведь значительно дешевле, чем разработать ее самостоятельно.
Часто конкуренты атакуют успешную инновационную продукцию, предъявляя обвинения в нарушении прав третьих лиц, тем более что найти аналог в базе действующих патентов почти всегда можно. Если нет собственного патента, то отразить такое серьезное обвинение хлопотно. Ведь одновременно конкуренты требуют прекратить новое производство и предъявляют денежные претензии в размере всей полученной при продаже нового товара выручки, упущенной выгоды владельца нарушаемого патента и морального ущерба. Причем это происходит в тот период, когда все усилия менеджеров инновационного проекта направлены на отладку нового производства и продвижение на рынок нового продукта.
Наличие собственного патента очень помогает в этом случае, ибо претензии конкурент должен предъявлять тогда не к инновационной компании, а к Роспатенту. Причем требования останавливать новое производство и выплачивать денежную компенсацию не предъявляются, если инновационная продукция запатентована.
Однако при активном патентовании возникает опасность раскрытия
технологических секретов. Необходимо осторожно отделить то, что можно не показывать в описании патентов и сохранить как коммерческую тайну. Обычно сохраняют как
ноу-хау технологическую информацию, которую, исследуя образцы продукции, обнаружить невозможно.
В случае если предполагается коммерческая реализация интеллектуальных ресурсов или новой продукции на их основе за пределами РФ, возникает необходимость в планировании охраны результатов исследований и разработок за рубежом (защита экспорта или продажа лицензии). Процедура патентования будет зависеть от круга стран, объекта патентования и стратегии планируемого бизнеса. Стратегию правовой охраны интеллектуальных ресурсов за рубежом следует вырабатывать задолго до экспортных поставок. Она должна базироваться на ответах на три основных вопроса: что, где, на какие средства охранять. Как правило, планированию мероприятий по экспорту предшествует изучение внешнего рынка, в ходе которого выявляется, в каких регионах продукция может пользоваться спросом, кто и в каких количествах (степень насыщения рынка) поставляет аналогичную продукцию в данные регионы, уровень этой продукции (качество и цена), и сопоставляется с намечаемой к экспорту собственной продукцией. В результате выявляются страны, экспорт данной продукции в которые перспективен. Патентование разработок за границей, как правило, целесообразно, если их использование в объектах техники обеспечивает более высокие техникоэкономические и иные (экологические, социальные и т.п.) показатели по сравнению с лучшими зарубежными образцами.
Комплексная правовая охрана новой продукции в наибольшей степени способна, по мнению автора, обеспечить защиту интересов компании. Изобретения защитят от копирования технических достижений, защита внешнего вида изделия в качестве промышленного образца не позволит нарушать дизайнерское решение, товарный знак позволит индивидуализировать товар, что в целом дает компании большую уверенность в том, что при нарушении прав она сможет их защитить. Товары народного потребления, как правило, охраняются патентами на промышленный образец и свидетельствами на товарный знак.
Цель патентования влияет на выбор стран для патентования. Если цель — продажа лицензии, следует выбирать страны, в которых расположены фирмы-конкуренты и их филиалы. Если планируется экспорт изделий, изготовленных с использованием запатентованного изобретения, выбор стран
может быть обусловлен расположением фирм-конкурентов и (или) фирм — потребителей продукции. На выбор стран патентования влияет также характеристика объекта: высокотехнологичные изобретения следует патентовать в высокоразвитых странах, а продукцию массового потребления — как можно шире.
Число стран зависит от финансового положения заявителя. Чем меньше средств предусмотрено на зарубежное патентование, тем тщательнее необходимо подходить к выбору стран. Многие компании не могут обеспечить необходимую стратегию зарубежного патентования в силу финансовых проблем. При отсутствии денег на патентование можно провести поиск партнеров, желающих приобрести монопольные права, и переуступить им право на подачу заявки и получение патента.
При принятии решения о зарубежном патентовании следует учитывать возможность совмещения российских технологий с зарубежным рынком, что существенно снижает риск выведения на рынок новой продукции. Для определения такой совместимости целесообразно выяснить:
• может ли данная технология быть воспроизведена на зарубежном рынке,
• удовлетворит ли качество технологии зарубежных потребителей,
• приемлема ли цена для зарубежного рынка,
• доступен ли зарубежный рынок российскому предпринимателю,
• возможно ли установление факта нарушения полученного патента2.
При ответе на данные вопросы необходимо знакомство российского предпринимателя с культурой и этикой зарубежного бизнеса. Важно правильно оценить состояние разработки технологии и необходимый объем инвестиций, контроль качества, способность соответствовать западным стандартам и своевременность поставок, провести экономический анализ издержек и дохода, определяемого разницей между себестоимостью и продажной ценой.
Патентование за рубежом целесообразно, если имеется:
• реальная возможность обеспечить монопольное положение своего товара на рынке путем блокирования конкурентов;
• принципиальная возможность
2 Инновационный бизнес. Формирование моделей коммерциализации перспективных разработок / Антонец В. А., Хомкин К. А., Шведова В. В. и др.; под ред.
К.А. Хомкина. - М.: Дело, 2009. - 320 с.
установления факта нарушения патента;
• необходимость удовлетворения требований покупателя к патентозащищенности объекта экспорта, существенно повышающей цену изделия.
Мы считаем, что основная задача управления интеллектуальными ресурсами
— извлечение максимальной выгоды, превращение объекта управления в ценный актив предприятия с последующей его капитализацией.
Таким образом, задача управления интеллектуальными ресурсами включает выявление охраноспособных объектов, определение среди них доминирующих, выбор оптимальной формы правовой охраны и эффективного использования. Однако эти задачи нельзя решить без оценки коммерческой значимости результатов исследований и разработок, выбора эффективной формы
коммєрциєлизєции, рєгулировєния отношений между учacтникaми тоздєния и и^ользовєния коммерчеcки знєчимого нового знєния (aвторы, о6лєдєтєли прєв, рє6отодєтєли, покупєтєли, инвеcторы], преcечения нєрушєний прєв, cтимулировaния євторов и другое.
1. Зинов В. Г., Лебедева Т. Я., Цыганов С. А.. Инновационное развитие компаний. Управление интеллектуальными ресурсами. - М.: Дело, 2009. - 248с.
2. Эмдина Ю. М. Патентная стратегия японских предприятий // Патентное дело. Дайджест российской и зарубежной прессы. - 2007. - № 9.- С. 41.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая: текст с изм. и доп. на 15 сентября 2009 г. - М.: Эксмо, 2009.
4. Трофилова А. А. «Открытые инновации» -парадигма современного инновационного менеджмента // Инновации. Журнал об инновационной деятельности. -
2008. - № 1. - 35 с.
5. Мухин В. И. Управление интеллектуальной собственностью. - М.: Владос, 2010. - 336 с.
УДК / UDC 347.77:37 Е. Л. Болотова,
доктор педагогических наук, профессор кафедры управления образовательными системами ФПК и ППРО, Московский педагогический государственный университет, Россия, Москва, [email protected]
Helena Bolotova,
doctor of Pedagogics, professor at the Chair of Educational Systems Management, the Moscow Pedagogical State University, Russia, Moscow, [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ И ПАТЕНТНЫЕ БЮРО: ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ?
PEDAGOGICAL INVENTIONS AND PATENT OFFICES: INNOVATIONS IN EDUCATION?
В статье обсуждаются вопросы экспериментальной и инновационной деятельности в образовании, а также риски, которые возникают при внедрении тех или иных педагогических и управленческих идей.
The paper discusses some problems of experimental and innovation activities in education and also risks emerging while implementing pedagogical or managerial ideas.
Ключевые слова: инновационная деятельность, педагогическое изобретение, педагогическая инновация, патентное бюро.
Keywords: innovation activity, pedagogical invention, pedagogical innovation, patent office.
Процесс обсуждения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - проект федерального закона об образовании), который продолжается уже более двух лет, способствовал созданию значительного количества аналитических материалов законопроектной деятельности в сфере образования. Обнаружилось, что общество не всегда согласно с разработчиками проектов нормативных актов в сфере образования и не готово легко отказываться от сложившегося опыта осуществления образовательной деятельности и представлений о системе образования в угоду изменившейся политической и экономической конъюнктуре.