Научная статья на тему 'Сущность, виды социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями передвижения средствами информационных технологий (ИТ)'

Сущность, виды социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями передвижения средствами информационных технологий (ИТ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
707
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ПОДРОСТОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ / SOCIAL ADAPTATION / MEANS OF INFORMATION TECHNOLOGIES / TEENAGER WITH LIMITED MOVEMENT ABILITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зайдфодим Михаил Иосифович

В статье изучается сущность, дается определение, рассматриваются виды социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями передвижения и анализируется роль использования средств информационных технологий в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зайдфодим Михаил Иосифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence, kinds of social adaptation of teenagers with limited movement abilities by means of information technologies (IT)

The paper studies the essence, gives the definition, considers kinds of social adaptation of teenagers with limited movement abilities and analyzes the role of using means of information technologies in this process.

Текст научной работы на тему «Сущность, виды социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями передвижения средствами информационных технологий (ИТ)»

СУЩНОСТЬ, ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИТ)

М.И. Зайдфодим

В статье изучается сущность, дается определение, рассматриваются виды социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями передвижения и анализируется роль использования средств информационных технологий в этом процессе.

Ключевые слова: социальная адаптация, средства информационных технологий, подросток с ограниченными возможностями передвижения.

В современной социальной ситуации неукротимо растет количество детей и подростков, имеющих те или иные проблемы в здоровье, психике и т. п. Особое опасение вызывает увеличение количества подростков с ограниченными возможностями передвижения.

В рамках проведенного исследования и опираясь на возрастную периодизацию Д.Б. Эльконина, подростками с ограниченными возможностями передвижения мы будем называть лиц обоего пола в возрасте от 10-11 до 13-14 лет, ограничения жизнедеятельности которых связаны с поражениями опорно-двигательного аппарата вследствие разнообразных заболеваний, врожденных дефектов, травматических повреждений костно-суставного аппарата и нервно-мышечной системы, а именно, с травмами и врожденным недоразвитием и аномалией нижних конечностей (вследствие различных заболеваний), у которых интеллектуальное развитие соответствует нормальному и отсутствуют глубокие психические отклонения.

Инвалидность в детском и подростковом возрасте накладывает ограничение не только на проявление личности ребенка, но и на его социальную адаптацию.

Учитывая все сложившиеся в науке подходы к процессу социальной адаптации личности и возрастающую роль новых информационных технологий в обществе, мы предлагаем следующее определение социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями передвижения средствами ИТ: социальная адаптация подростков с ограниченными возможностями передвижения средствами ИТ - это процесс и результат вхождения подростка с ограниченными возможностями передвижения в социум, освое-

ние различных сфер его жизнедеятельности и актуализация качеств, необходимых для успешного функционирования и самореализации в нем посредством использования специальных способов, программно-аппаратных средств и устройств, функционирующих на базе микропроцессорной и вычислительной техники.

Понятие «социальная адаптация подростков с ограниченными возможностями передвижения средствами ИТ» мы рассматриваем в различных его вариантах: как процесс, как деятельность и как конечный результат.

Социальная адаптация подростков с ограниченными возможностями передвижения средствами информационных технологий как процесс представляет собой динамическую систему, в ходе которой осуществляется последовательная реализация постоянно возникающих в ходе взаимодействия с подростком тактических задач на пути к достижению стратегической цели - формирования его достойного социального статуса, устойчивой к травмирующим ситуациям личности, способной успешно интегрироваться в общество посредством использования программных и технических средств (аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети и т. д.).

Социальная адаптация подростков с ограниченными возможностями передвижения средствами информационных технологий как деятельность — относится в равной мере как к личности специалиста, являющейся ее организатором, так и к личности подростка, включенного в социально-адаптационный процесс, осуществляемый посредством использования специальных способов, программных и технических средств. При этом подросток выступает в данном процессе как

субъект деятельности и общения. Социальноадаптационная деятельность с использованием средств ИТ - это целенаправленная активность специалиста, организующего процесс социальной адаптации посредством использования специальных компьютерных программ и технических средств, и подростка с ограниченными возможностями передвижения в целях подготовки последнего к продуктивной и полноценной социальной жизни. Названный вид деятельности требует от специалистов, организующих данный процесс, высоких морально-нравственных качеств, глубоких знаний в области психологии, информационных технологий.

Социальная адаптация подростков с ограниченными возможностями передвижения средствами информационных технологий как конечный результат - это достижение ее конечных целей, когда подросток, имеющий ограниченные возможности передвижения, после реализации комплексных адаптационных мероприятий посредством использования специальных способов, программных и технических средств «вливается» в социум, успешно осваивает различные сферы его жизнедеятельности и вырабатывает качества, необходимые для успешного функционирования и самореализации в нем.

Выделим следующие виды социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями передвижения: медицинская, социально-бытовая, социально-психологическая, учебно-профессиональная, социокультурная.

Медицинская адаптация подростков с ограниченными возможностями передвижения направлена на приспособление подрост-ка-инвалида к определенному образу жизни, использованию специально предназначенных для облегчения жизнедеятельности технических средств и т. п.

Немаловажной составляющей медицинской адаптации подростка с ограниченными возможностями передвижения должно стать информационное просвещение. Подросток-инвалид и его семья, например, должны знать инструкцию о порядке обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов, о нормах выдачи бесплатных протезно-ортопедических изделий, гарантированных сроках их эксплуатации, сроках и условиях прове-

дения ремонта, а также некоторые другие существенные вопросы.

Имея персональный компьютер, подключенный к сети Интернет, подросток-инвалид может освоить специально разработанные для лиц с ограниченными возможностями передвижения электронные программы-тренажеры, с помощью которых он познакомится с эксплуатационными характеристиками, устройством и принципом действия предназначенных для них специальных технических средств, используемых для компенсации и устранения стойких ограничений его жизнедеятельности. «Отточив мастерство» по эксплуатации нового специального технического средства с помощью электронной программы-тренажера, подросток с ограниченными возможностями передвижения легче освоит его действия на практике.

Информационно-правовую проблему

медицинской адаптации подростков с ограниченными возможностями передвижения также можно решить с помощью информационных технологий. Специалистами разработаны ряд правовых консультационных программ, которые постоянно обновляются и направлены на ознакомление подростков-инвалидов и членов их семьи с их правами, льготами и гарантиями.

Электронные правовые консультационные программы позволяют в кратчайший срок, не выходя за пределы квартиры, получить объективную, постоянно обновляемую (через Интернет) информацию.

Социально-бытовая адаптация подростков с ограниченными возможностями передвижения направлена на приспособление подростка-инвалида к определенным условиям его жизнедеятельности, формирование навыков элементарного самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи и т. п. с учетом уровня его соматического состояния, психофизиологической выносливости и реальных возможностей со-циально-средовой инфраструктуры.

Ведущим звеном в системе средств формирования умений и навыков социальнобытовой адаптации подростков с ограниченными возможностями передвижения являются занятия по социально-бытовой ориентировке воспитанников. Занятия по социально-

бытовой ориентировке подростков с ограниченными возможностями передвижения должны носить визуально практический характер и могут организовываться в форме экскурсий и сюжетно-ролевых игр. При таком построении адаптационной работы наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимают ведущее место в формировании социально-бытовых умений и навыков подростков-инвалидов.

На занятиях по социально-бытовой ориентировке подростков-инвалидов с использованием средств информационных технологий могут быть использованы виртуальные экскурсии, электронные сюжетно-ролевые игры на актуальные темы, направленные на знакомство с правилами пользования пассажирским транспортом, услугами предприятий сферы обслуживания и быта, торговли, связи и т. п. Виртуальные экскурсии, электронные сюжетно-ролевые игры должны быть разработаны с учетом того микрорайона, местности, в которой проживает подросток с ограниченными возможностями передвижения, содержать реальные сведения о расположении различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Также они должны содержать индивидуальные «маршруты» (электронный маршрутизатор с загружаемыми картами местности) для воспитанников (например, как куда можно добраться; какую услугу, где можно получить и т. п.) и определенные задания (например, сориентироваться в торговом зале, определить назначение различных отделов, купить определенный товар и т. п.), правильное выполнение которых допускает их на следующий уровень, т. е. дает возможность пройти следующий индивидуальный «маршрут».

После виртуальных занятий по социально-бытовой ориентировке подростки с ограниченными возможностями передвижения лучше воспринимают условия окружающей действительности, не боятся столкнуться с непредвиденными обстоятельствами, чувствуют себя увереннее, что в свою очередь способствует их успешной социально-бытовой адаптации.

Информационно-правовую проблему социально-бытовой адаптации подростков с ограниченными возможностями передвиже-

ния также можно решить используя средства информационных технологий.

На информационном сайте Комплексного Центра социального обслуживания населения можно создать электронную базу данных с адресами и контактными телефонами, перечнем услуг территориальных центров социального обслуживания, органов социальной защиты, реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями передвижения, центров социально-психологической поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов. Такие электронные базы позволят сэкономить силы, время подростков с ограниченными возможностями передвижения и членов их семей в поиске социальных служб, которые могут оказать квалифицированную помощь в социальной адаптации, коррекции и реабилитации.

В ходе социально-психологической адаптации подростков с ограниченными возможностями передвижения осуществляется не только приспособление подростка-инвалида к социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений; подросток входит в социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность. В результате социально-психологической адаптации формируются социальные качества общения, поведения и деятельности, принятые в обществе, благодаря которым подросток с ограниченными возможностями передвижения реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.

Эффективность социально-психологи-

ческой адаптации подростков с ограниченными возможностями передвижения существенно зависит от того, насколько адекватно он воспринимает себя и свои социальные связи: искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации, крайним выражением которого считается аутизм.

Решая вопросы социально-психологической адаптации подростков-инвалидов средствами информационных технологий, можно создать специализированный чат для подростков с ограниченными возможностями передвижения, где бы они могли в режиме реального времени общаться со здоровы-

ми сверстниками и подростками с похожими проблемами в здоровье. Создавать такой чат необходимо по принципу интересов, увлечений подростков с ограниченными возможностями передвижения, где они могли бы поделиться ими со своими единомышленниками из среды здоровых сверстников и подрост-ков-инвалидов, взрослых людей, разделяющих их взгляды, убеждения.

Такой чат может быть создан на базе любого Комплексного Центра социального обслуживания населения по территориальному принципу. Штатный психолог в рамках общения в чате (в личной переписке) может осуществлять психологическое консультирование подростка с ограниченными возможностями здоровья, находящегося в кризисной ситуации. Положительным моментом является и то, что подросток, не видя профессионала и не произнося свои проблемы вслух, может без стеснений, абсолютно конфиденциально и доверительно написать о своих трудностях и получить квалифицированную помощь.

В то же время следует отметить, что общение с использованием средств информационных технологий, с одной стороны, может послужить зарождению новых социальных контактов подростков с ограниченными возможностями передвижения, формированию групп по интересам, но, с другой стороны, полностью не может заменить всю палитру «живого» межличностного взаимодействия.

Мы считаем, что дистанционное общение необходимо сочетать с личными контактами подростка-инвалида со сверстниками. По возможности подростка с ограниченными возможностями передвижения необходимо привлекать к классным и общешкольным мероприятия (вечера, посещение театра и т. п.), к посещению отдельных занятий в классе. Необходимо привлекать учащихся класса, к которому прикреплен подросток-инвалид, к посещению больного одноклассника на дому и общению с ним, к оказанию помощи ему в учебе, расширяя тем самым круг общения подростка с ограниченными возможностями передвижения и способствуя его интеграции в общество здоровых сверстников. Полезно также искать и использовать новые нетрадиционные формы обучения и социального общения подростка-инвалида, например, ор-

ганизовывая групповое обучение нескольких учеников в мини-группах в классе или на дому у больного подростка (при наличии таких возможностей) и т. п.

Учебно-профессиональная адаптация

подростков с ограниченными возможностями передвижения - активное и творческое приспособление к специфичным в силу его ограниченных возможностей условиям обучения (надомное, интегрированное, дистанционное) и получения начального профессионального образования, в процессе которого происходит перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер подростка-инвалида. Очень важно в данном виде адаптации выработать у подростка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию, подготовить к доступным для него видам деятельности, создать уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.

Содержание образования подростков с ограниченными возможностями передвижения направлено на то, чтобы дать им тот необходимый минимум общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, которые необходимы им для успешной социальной адаптации в обществе. К тому же оно должно охватывать различные виды знаний, вооружать учащихся некоторыми методологическими подходами к познавательной и практической деятельности, помогать им в усвоении элементарных понятий и терминов, а также факторов повседневной жизни.

Специфика дефекта, глубина нарушений опорно-двигательного аппарата подростков определяют структуру, содержание и продолжительность образовательного процесса, объем и уровень сложности изучаемого материала, наконец, цели и задачи образовательной деятельности.

Для получения высоких результатов учебно-профессиональной адаптированности подростков-инвалидов мы предлагаем совмещать традиционное и дистанционное школьное и начальное профессиональное обучение. Традиционное обучение - двусторонний процесс передачи и усвоения знаний, осуществляемый под непосредственным руководством учителя, его доминирующей роли. Дистанционное обучение - обучение на

расстоянии с использованием электронных учебников, персональных компьютеров и телекоммуникационных сетей при координирующей роли учителя и высокой активности самого учащегося в процессе освоения окружающей действительности. Подчеркнем, что первоочередным при таком обучении является обеспечение подростков с ограниченными возможностями передвижения персональным компьютером, подключенным к глобальной сети Интернет, формирование у них компьютерной грамотности и осуществление профилактики аддиктивного поведения. Обучение подростка навыкам работы с персональным компьютером должно быть очным.

Программы традиционного и дистанционного обучения для подростков с ограниченными возможностями передвижения должны являться адаптивными, т. е. учитывать особенности познавательной деятельности подростков-инвалидов, содержать материалы, помогающие учащимся достичь того уровня знаний, умений и трудовых навыков, которые необходимы им для полноценной социальной адаптации.

Социокультурная адаптация подростков с ограниченными возможностями передвижения - приобщение подростка-инвалида к ценностям, традициям мировой и отечественной культуры, социально позитивному проведению свободного времени.

Когда мы говорим о социально позитивном проведении свободного времени подростками с ограниченными возможностями передвижения, то речь идет, прежде всего, о правильной организации их досуга. Под досугом понимается свободное время, остающееся после выполнения всех функционально-ролевых обязанностей, в т. ч. социальнобытовых и тех, что связаны с участием в различных видах формализованной учебной деятельности. Неформальное образование по большей части является разновидностью досуговой жизнедеятельности, характеризующей ее содержательное наполнение [1].

Досуг подростков с ограниченными возможностями передвижения должен быть направлен на отдых, сохранение, восстановление и развитие физического и духовного здоровья, общение, развитие творческих спо-

собностей, интеллектуальное совершенствование.

В связи с этим социокультурная адаптация подростков с ограниченными возможностями передвижения средствами информационных технологий направлена на формирование творческой личности, которая хочет и может удовлетворить свои познавательные и творческие потребности и запросы посредством использования технических и программных средств. Специалисты могут использовать виртуальные экскурсии по достопримечательным местам: галереям, музеям, выставочным залам, театрам и т. п. России и зарубежных стран, использовать компьютерные игры развивающего характера и т. д.

Таким образом, названные виды социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями передвижения с использованием средств информационных технологий, хотя и имеют свои специфические особенности, проявляются как единое целое, в едином процессе приспособления подрост-ка-инвалида к социальным условиям. И современные информационные средства -электронные программы-тренажеры, электронные правовые консультационные программы, виртуальные экскурсии, электронные сюжетно-ролевые игры на актуальные темы, электронные базы данных и т. п. - позволяют специалистам социальной сферы в известной степени решать проблемы социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями передвижения.

1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999. C. 82.

Поступила в редакцию 9.09.2008 г.

Zajdfodim M.I. Essence, kinds of social adaptation of teenagers with limited movement abilities by means of information technologies (IT). The paper studies the essence, gives the definition, considers kinds of social adaptation of teenagers with limited movement abilities and analyzes the role of using means of information technologies in this process.

Key words: social adaptation, means of information technologies, teenager with limited movement abilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.