Научная статья на тему 'Роль информационных технологий как средств социальной поддержки детей-инвалидов'

Роль информационных технологий как средств социальной поддержки детей-инвалидов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2163
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INFORMATION TECHNOLOGY / CHILDREN WITH DISABILITIES / SOCIAL SUPPORT / REMOTE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Андрей Николаевич

Рассмотрены сущность и содержание информационных технологий как средств социальной поддержки детей-инвалидов, обозначены возможности и перспективы использования и внедрения информационных технологий в образовательную деятельность. Проанализировано понятие «информационная технология» с позиции исследователей Ю.Г. Данилевского, В.П. Беспалько, Р.Т. Гареева и др. Выделены средства информационных технологий социальной поддержки ребенка-инвалида, которые классифицируются на обучающие, моделирующие, инструментальные системы. Обосновывается идея о том, что в процессе социальной поддержки детей с нарушениями зрения использование компьютерных технологий является эффективным, т. к. является начальной ступенью в процессе подготовки ребенка к овладению информационной деятельностью и создает дополнительные условия совершенствования предметных знаний и умений. Автором выделяются особенности процесса обучения детей-инвалидов с использованием средств информационных технологий: 1) нерегулярность посещения занятий, связанная с ограничением передвижения; 2) сокращение часов учебной нагрузки и щадящий режим обучения; 3) ограничение информационных и иллюстративных возможностей преподавателей в учебном процессе. Раскрыты принципы организации дистанционного обучения детей-инвалидов, основным из которых является свободный доступ. Опираясь на исследования А.Ю. Курина, И.Г. Захарова, Г.В. Можаева, автор описывает направления, раскрывающие позитивные возможности использования информационных технологий в социальной поддержке детей-инвалидов: – ценностно-смысловое направление (способствует формированию потребностей, ценностей и ценностных ориентаций подростков с ограниченными возможностями передвижения); – информационное направление (позволяет значительно расширить «выход» подростков с ограниченными возможностями здоровья на любую необходимую ему и его семье информацию); – функционально-деятельностное направление (содействует подросткам с ограниченными возможностями передвижения в освоении ими не только учебной, но и профессиональной деятельности, иной организации досуга и т. п.); – организационно-методическое направление (помогает детям-инвалидам в процессе использования информационных технологий со временем самим создавать новые информационные продукты, помогающие решать те или иные задачи социальной адаптации). В качестве вывода автор подчеркивает, что для успешного процесса социальной поддержки детей-инвалидов и их активной интеграции в общество необходимо, чтобы средства, методы, формы и другие компоненты информационной среды были максимально приближены к конкретному индивиду, принимая во внимание его способности, возможности более полно включаться в полноценную жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGY AS MEANS OF SOCIAL SUPPORT FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

The essence, content of information technologies as means of social support of disabled children is considered, opportunities and prospects of use and introduction of information technologies in educational activity are designated. The concept “information technology” from the position of researchers of Y.G. Danilevsky, V.P. Bespalko, R.T. Gareyev etc. is analyzed. In article the funds of information technologies of social support of the disabled child which are classified on the training, modeling, tool systems are allocated. The idea locates that in the course of social support of children with sight violations the use of computer technologies is effective as initial step in the course of preparation of the child for mastering by information activities and creates additional conditions of improvement of subject knowledge and abilities. The author marks out features of process of training of disabled children, with use of means of information technologies: 1) irregularity of visit of the occupations, connected with movement restriction; 2) reductions of hours of an academic load and sparing mode of training; 3) restriction of information and illustrative opportunities of teachers in educational process. In article the principles of the organization of distance learning of disabled children are disclosed by the basic from which the free access is. Relying on A.Yu. Kurin, I.G. Zakharova, G.V. Mozhaev researches the author describes the directions opening positive possibilities of use of information technologies in social support of disabled children: – valuable and semantic direction (promotes in formation of requirements, values and valuable orientations of teenagers with limited traffic-abilities); – information direction (allows to expand considerably “exit” of teenagers with limited opportunities of health on any necessary for it and his family information); – functional and activity direction (assists teenagers with limited traffic-abilities in development by them not only educational, but also professional activity, other organization of leisure, etc.); – organizational and methodical direction (helps disabled children in the course of use of information technologies, over time to create the new information products, helping to solve these or those problems of social adaptation). As a conclusion, the author emphasizes that for the successful process of the social support of disabled children and their active integration into society, it is necessary that the means, methods, forms and other components of the information environment were most approached to the specific individual, in view of his abilities, opportunities to join in full-fledged life.

Текст научной работы на тему «Роль информационных технологий как средств социальной поддержки детей-инвалидов»

УДК 376.1

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

© Андрей Николаевич ПОПОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: [email protected]

Рассмотрены сущность и содержание информационных технологий как средств социальной поддержки детей-инвалидов, обозначены возможности и перспективы использования и внедрения информационных технологий в образовательную деятельность. Проанализировано понятие «информационная технология» с позиции исследователей Ю.Г. Данилевского, В.П. Беспалько, Р.Т. Гареева и др. Выделены средства информационных технологий социальной поддержки ребенка-инвалида, которые классифицируются на обучающие, моделирующие, инструментальные системы. Обосновывается идея о том, что в процессе социальной поддержки детей с нарушениями зрения использование компьютерных технологий является эффективным, т. к. является начальной ступенью в процессе подготовки ребенка к овладению информационной деятельностью и создает дополнительные условия совершенствования предметных знаний и умений.

Автором выделяются особенности процесса обучения детей-инвалидов с использованием средств информационных технологий: 1) нерегулярность посещения занятий, связанная с ограничением передвижения; 2) сокращение часов учебной нагрузки и щадящий режим обучения; 3) ограничение информационных и иллюстративных возможностей преподавателей в учебном процессе.

Раскрыты принципы организации дистанционного обучения детей-инвалидов, основным из которых является свободный доступ. Опираясь на исследования А.Ю. Курина, И.Г. Захарова, Г.В. Мо-жаева, автор описывает направления, раскрывающие позитивные возможности использования информационных технологий в социальной поддержке детей-инвалидов:

- ценностно-смысловое направление (способствует формированию потребностей, ценностей и ценностных ориентаций подростков с ограниченными возможностями передвижения);

- информационное направление (позволяет значительно расширить «выход» подростков с ограниченными возможностями здоровья на любую необходимую ему и его семье информацию);

- функционально-деятельностное направление (содействует подросткам с ограниченными возможностями передвижения в освоении ими не только учебной, но и профессиональной деятельности, иной организации досуга и т. п.);

- организационно-методическое направление (помогает детям-инвалидам в процессе использования информационных технологий со временем самим создавать новые информационные продукты, помогающие решать те или иные задачи социальной адаптации).

В качестве вывода автор подчеркивает, что для успешного процесса социальной поддержки детей-инвалидов и их активной интеграции в общество необходимо, чтобы средства, методы, формы и другие компоненты информационной среды были максимально приближены к конкретному индивиду, принимая во внимание его способности, возможности более полно включаться в полноценную жизнь.

Ключевые слова: информационные технологии; дети-инвалиды; социальная поддержка; дистанционное обучение.

В настоящее время информационные технологии играют важную роль в формировании и повышении роли и качества образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг.

Ю.Г. Данилевский дает следующее определение: «Информационная технология -это, во-первых, совокупность процессов циркуляции и переработки информации и, во-вторых, описание этих процессов. Объектами переработки и циркуляции являются инфор-

мация, данные. Одним из компонентов информационной технологии является компьютер».

В широком смысле под информационной технологией следует понимать систему методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, обработки, анализа, выдачи данных, информации и знаний на основе применения аппаратных и программных средств в соответствии с требованиями, предъявляемыми пользователями, для получения новых сведений об изучаемом объекте [1, с. 41].

В России внедрение информационных технологий в социальную сферу протекает

крайне медленно, неравномерно, стихийно. Анализируя государственную программу Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» можно сказать, что по сравнению с предыдущей программой «Электронная Россия 2002-2010 годы», которая практически не затрагивала социальную сферу, в ней получили отражение такие мероприятия, как социальная поддержка и развитие творческих способностей лиц с ограниченными возможностями здоровья посредством использования современных информационных технологий и дистанционных образовательных технологий, в т. ч. организация дистанционного обучения детей-инва-лидов, нуждающихся в обучении по общеобразовательным программам на дому [2].

Средства информационных технологий социальной поддержки ребенка-инвалида можно разбить на несколько категорий:

- обучающие, контролирующие и тренировочные системы;

- системы для поиска информации;

- моделирующие программы;

- инструментальные средства познавательного характера;

- инструментальные средства универсального характера;

- инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.

Под инструментальными средствами понимаются программы, обеспечивающие возможность создания новых электронных ресурсов: баз данных, программных модулей, отдельных программ и программных комплексов. Такие средства могут быть предметно-ориентированными. Основное требование, которое должно соблюдаться у программных средств, ориентированных на применение в адаптационном процессе, - это легкость и естественность, с которыми подросток с ограниченными возможностями перемещения может взаимодействовать с учебными и информационными материалами.

Контролирующие системы. Применение информационных технологий для оценивания качества адаптированности детей-инва-лидов дает целый ряд преимуществ перед проведением обычного контроля. Прежде всего, это возможность организации централизованного контроля, обеспечивающего охват всего контингента подростков с ограниченными возможностями передвижения

(обучающихся на дому, дистанционно, интегрировано и т. п.).

Обучающие и тренировочные системы. В настоящее время во многих учебных заведениях, куда прикреплены подростки с ограниченными возможностями передвижения, разрабатываются и используются автоматизированные обучающие системы (далее -АОС) по различным учебным дисциплинам. Наиболее распространены АОС по дисциплинам естественно-научного цикла.

АОС включает в себя комплекс учебнометодических материалов (демонстрационные, теоретические, практические, контролирующие) и компьютерные программы, которые управляют процессом обучения. Разработка специализированных программ обычно предполагает решение вполне определенных задач компьютеризации учебного процесса [3].

Велика роль технологий мультимедиа, систем виртуальной реальности в социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями передвижения.

Современное обучение подростков с ограниченными возможностями передвижения уже трудно представить без технологии мультимедиа (англ. multimedia - многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.

Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но могут представлять собой целый видеосюжет [3].

Использование компьютерных технологий в социальной поддержке детей с нарушениями зрения является очень эффективным, т. к.:

- выступает в качестве начальной ступени в процессе подготовки ребенка к овладению информационной деятельностью;

- обеспечивает дополнительные условия совершенствования предметных знаний и умений [4].

Компьютерные игры направлены, прежде всего, на обучение и развитие детей-инвалидов. Посредством обучающих компь-

ютерных программ у детей с нарушением зрения развиваются умения и навыки, необходимые для дальнейшей социальной реабилитации. Так, в процессе тренировочных игровых заданий дети младшего возраста обучаются фиксировать взор. Игровые компьютерные программы, применяемые в социальной поддержке и реабилитации, имеют большое значение для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Развитие указанных навыков вызывают разнообразные перемещения изображений на экране компьютера, за которыми ребенок следит глазами. Правильность решения игровой задачи зависит от того, как быстро ребенок сможет научиться движениями нужной клавиши (щелчком нужной кнопки мыши) провести изображение на экране в нужном направлении. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.

Для детей младшего и среднего возраста рекомендуются игры на развитие зрительного восприятия. Это достаточно распространенные компьютерные программы, в которых надо собрать картинку из нескольких частей или найти спрятавшуюся фигуру. Также довольно интересны компьютерные раскраски.

Эффективны программы, в которых при помощи курсора можно нарисовать любую фигуру или картинку. Такие игры развивают не только восприятие, но и воображение детей, а также совершенствуют зрительно-моторную координацию - система «Г лаз - рука» [5].

Важную роль в системе социальной поддержки слепых, слабовидящих детей играет аудиоматериал, который, в зависимости от конкретных образовательных задач, может быть оформлен в следующих вариантах: аудиолекция; аудиотренажер; аудиотест; аудиопособие.

Одной из основных специфических особенностей деятельности при работе с детьми-инвалидами является необходимость владения коррекционными принципами обучения, знание особенностей перестройки взаимоотношений анализаторов, а также знакомство с психолого-педагогическими моделями обучающихся.

В такой образовательной системе использование электронных средств учебного

назначения выступает в качестве одного из средств специальных образовательных и реабилитационных технологий, представляющих собой особую совокупность организационных структур и мероприятий, системных средств и методов, оптимальным образом обеспечивающих реализацию и усвоение образовательных программ в объеме и качестве, предусмотренными государственными образовательными стандартами, создание системы мер, направленных на устранение или более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Реабилитационная и образовательная деятельность проводятся с учетом действующих в образовательной среде ограничений по срокам обучения, состоянию материально-технической базы, квалификации персонала, интеллектуального, образовательного и реабилитационного потенциала обучаемых лиц и их специальных образовательных потребностей [6; 7].

Процесс обучения детей с ограничениями по здоровью имеет следующие особенности, которые могут быть частично решены в рамках создания и использования электронных средств учебного назначения:

- возможная нерегулярность посещения учебных занятий, связанная с ограничением передвижения;

- сокращение количества часов учебной нагрузки;

- щадящий режим обучения;

- ограничение возможности развития творческих способностей;

- ограничение информационных и иллюстративных возможностей преподавателей в учебном процессе [8, с. 35].

Те, кто не могут регулярно посещать занятия, обучаются дистанционно.

Одним из важнейших компонентов образования детей-инвалидов является система дистанционного обучения. Она лучше всего подходит для того, чтобы ребенок-инвалид получил хорошее образование. Также такая система позволит ребенку с ограниченными возможностями благополучно адаптироваться в жизни.

Дистанционная форма образования - это новая технология обучения детей-инвалидов, которые не могут самостоятельно посещать обычную школу в силу своих ограниченных

возможностей. Сегодня центры, практикующие такое обучение, созданы во всех субъектах Российской Федерации.

Выделим основные принципы дистанционного обучения:

- свободный доступ, т. е. право каждого, без вступительных испытаний, начинать учиться и получить среднее или высшее образование;

- дистанционность обучения, т. е. обучение при минимальном контакте с преподавателем с упором на самостоятельную работу [9, с. 253].

Тем самым можно сделать вывод, что применительно к детям-инвалидам дистанционное обучение заключается в том, что каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет возможность посещать уроки с помощью сети Интернет, при помощи специального оборудования, которое позволяет ему слышать и видеть учителя.

Социальная поддержка детей-инвалидов средствами информационных технологий представляет собой динамическую систему, в ходе которой осуществляется последовательная реализация постоянно возникающих в ходе взаимодействия с подростком тактических задач на пути к достижению стратегической цели - формирования его достойного социального статуса, устойчивой к травмирующим ситуациям личности, способной успешно интегрироваться в общество посредством использования программных и технических средств (аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети и т. д.), позволяют специалистам социальных служб и педагогам путем создания сформированной информационно-образовательной среды решать проблемы социальной адаптации, поддержки подростков с ограниченными возможностями передвижения [10].

Отметим основные направления, которые наиболее полно раскрывают позитивные возможности внедрения информационных технологий и их функций в социальную поддержку детей-инвалидов:

- ценностно-смысловое;

- информационное;

- функционально-деятельностное;

- организационно-методическое.

Ценностно-смысловое направление связано с возможностями средств информационных технологий в формировании потреб-

ностей, ценностей и ценностных ориентаций подростков с ограниченными возможностями передвижения.

Информационное направление раскрывается через возможности средствами информационных технологий значительно расширить «выход» подростков с ограниченными возможностями здоровья на любую необходимую ему и его семье информацию (учебную, воспитательную, связанную с социальными гарантиями для детей-инвалидов и членов их семей и т. п.).

Функционально-деятельностное направление возможностей информационных технологий в социальной адаптации соотносится с открывающимися перед подростками с ограниченными возможностями передвижения перспективами освоения не только учебной, но и профессиональной деятельности, иной организации досуга и т. п.

Организационно-методическое направление возможностей информационных технологий в социальной адаптации связано с тем, что подростки, в процесс социальной адаптации которых включаются средства этих технологий, с их помощью со временем сами начинают создавать новые информационные продукты, помогающие решать те или иные задачи социальной адаптации [б, с. 128].

В процессе социальной поддержки де-тей-инвалидов средствами информационных технологий большое внимание уделяется установлению и усилению учебно-познавательной деятельности данной категории, в которой аккумулированы разнообразные формы проведения занятий с использованием средств интерактивного обучения (чатов, форумов, компьютерных тестов и др.).

Использование глобальной компьютерной сети Интернет в образовании детей-инвалидов играет огромную роль, способствуя расширению их коммуникативных возможностей, создавая благоприятный эмоциональный тон и способствуя развитию уровня мотивации к обучению. Важно, что инвалиды, обращаясь к Интернету, могут использовать (хоть и не в полном объеме) в учебных целях практически любую образовательную среду (кроме инвалидов по зрению, для которых требуется создание особой информационной среды).

Для успешного процесса социальной поддержки детей-инвалидов и их активной

интеграции в общество необходимо, чтобы средства, методы, формы и другие компоненты информационной среды были как можно максимально приближены к конкретному индивиду, принимая во внимание его способности и возможности более полно включаться в полноценную жизнь.

1. Малакова Е.В. Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов как направление социальной работы // Педагогические технологии в подготовке специалистов социальной работы. Тамбов, 2007. С. 53-58.

2. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (20112020 годы)». иКЬ: http://minsvyaz.ru/ru/doc/ ?1^4=625. Загл. с экрана.

3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М., 2003.

4. Особенности инклюзивного образования. иИЬ: http://ria.ru/spravka/20120903/741880407. html#13648396980473&message=resize&relto= register&action=addClass&value=registration (дата обращения 16.08.2013).

5. Технические средства реабилитации для людей с ограниченными возможностями здоро-

вья. URL: http://tiflo.tosbs.ru/kaluga/kaluga-osbs /768-techsr.html (дата обращения 14.04.2013).

6. Курин А.Ю. Сущность, виды социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями передвижения средствами информационных технологий (ИТ). Тамбов, 2010.

7. Курин А.Ю. Социальная адаптация подростков с ограниченными возможностями передвижения средствами информационных технологий как социально-педагогическая проблема // Социальная педагогика: вызовы XXI века: сборник материалов Международного конгресса специалистов социальной сферы / ред. Е.А. Юрина. Тамбов, 2011. С. 691-696.

8. Демкин В.П., Можаева Г.В., Тубалова И.В. Особенности использования новых информационных технологий для обучения детей-инвалидов по зрению. Томск, 2002.

9. Скулов П.В. Теоретическое обоснование использования принципа динамического баланса в педагогике // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 04 (16). С. 252-255.

10. Курин А.Ю. Применение информационных технологий в социальной работе. Тамбов, 2006.

Поступила в редакцию 3Q.Q8.20i3 г.

UDC 376.1

ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGY AS MEANS OF SOCIAL SUPPORT FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

Andrey Nikolayevich POPOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Postgraduate Student, Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: [email protected]

The essence, content of information technologies as means of social support of disabled children is considered, opportunities and prospects of use and introduction of information technologies in educational activity are designated. The concept “information technology” from the position of researchers of Y.G. Danilevsky, V.P. Bespalko, R.T. Gareyev etc. is analyzed. In article the funds of information technologies of social support of the disabled child which are classified on the training, modeling, tool systems are allocated. The idea locates that in the course of social support of children with sight violations the use of computer technologies is effective as initial step in the course of preparation of the child for mastering by information activities and creates additional conditions of improvement of subject knowledge and abilities.

The author marks out features of process of training of disabled children, with use of means of information technologies: 1) irregularity of visit of the occupations, connected with movement restriction; 2) reductions of hours of an academic load and sparing mode of training; 3) restriction of information and illustrative opportunities of teachers in educational process.

In article the principles of the organization of distance learning of disabled children are disclosed by the basic from which the free access is. Relying on A.Yu. Kurin, I.G. Zakharova, G.V. Mozhaev researches the author describes the directions opening positive possibilities of use of information technologies in social support of disabled children:

- valuable and semantic direction (promotes in formation of requirements, values and valuable orientations of teenagers with limited traffic-abilities);

- information direction (allows to expand considerably “exit” of teenagers with limited opportunities of health on any necessary for it and his family information);

- functional and activity direction (assists teenagers with limited traffic-abilities in development by them not only educational, but also professional activity, other organization of leisure, etc.);

- organizational and methodical direction (helps disabled children in the course of use of information technologies, over time to create the new information products, helping to solve these or those problems of social adaptation).

As a conclusion, the author emphasizes that for the successful process of the social support of disabled children and their active integration into society, it is necessary that the means, methods, forms and other components of the information environment were most approached to the specific individual, in view of his abilities, opportunities to join in full-fledged life.

Key words: information technology; children with disabilities; social support; remote training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.