УДК 316.77:364.4-053.2 ББК 60.524.224.67 П 87
Е.Б. Птущенко,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной математики, информационных технологий и информационной безопасности Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79184261863, e-mail: shavilova@mail.ru
P.P. Батмитова,
магистрант факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: +79182269008, e-mail: shavilova@mail.ru
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
( Рецензирована )
Аннотация. Информационные технологии сформировали новую сложную техническую, технологическую, информационную и культурную реальность в образовании. Использование данных технологий позволяет успешно социализироваться детям с особыми нуждами в современном мире Целью статьи является проведение аналитического обзора использования информационных технологий и эффективных методов социальной работы с детьми с ограниченными возможностями. Рассмотрен ряд общих и специальных технологий обучения детей с ограниченными возможностями для их социальной адаптации в информационном обществе. Выделены основные принципы дистанционного обучения. Показана главная его особенность - дифференцированное обучение. Представлены современные интерактивные информационные технологии дистанционного обучения, их полная открытость и позитивные возможности в повышении интереса учащихся к изучаемому предмету, с применением электронных информационных ресурсов: книг, учебников, мультимедиа-энциклопедий, пособий, сборников, исторических источников. Данные ресурсы облегчают и ускоряют работу в обучении, помогают более оперативно и объективно руководить обучающим процессом. В результате выявляется, что информационные, компьютерные, сетевые и интерактивные технологии способны быть для детей с ограниченными возможностями не только источником динамической цифровой информации, но и комфортным средством обучения и познания.
Ключевые слова: информационные технологии, дистанционное обучение, программно-технические средства, интерактивные технологии, кейс-технологии, сетевые интернет-технологии, модульные технологии, электронный информационный ресурс.
E.B. Ptuschenko,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Applied Mathematics, Information Technologies and Information Security, Adyghe State University, Maikop, ph.: +79184261863, e-mail: shavilova@mail.ru
R.R. Batmitova,
Master's Degree Student of Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe
State University, Maikop, ph.: +79182269008, e-mail: shavilova@mail.ru
EXPEDIENCY OF MAKING USE OF ADVANCED INFORMATION AND COMPUTER TECHNOLOGIES IN SOCIAL WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES
Abstract. Information technologies have created new complex technical, technological, information and cultural reality in education. Use of these technologies allows children with disabilities to be successfully socialized in the modern world. This paper aims to carry out the state-of-the-art review of information technologies and effective methods of social work that are used in teaching children with disabilities. A number of the general and special technologies of training of disabled children for their social adaptation in information society are considered. The basic principles of distance learning are marked out. Its main feature is the differentiated training. Modern interactive information technologies of distance learning are presented. Their full openness and positive opportunities, with application of electronic information resources: books, textbooks, multimedia encyclopedias, education manuals, collections of papers, historical sources, etc. increase interest of pupils in the studied subject. These resources facilitate and accelerate work in training, help to direct training process more quickly and objectively. As a result it is inferred that information, computer, network and interactive technologies are capable to be for children with disabilities not only a source of dynamic digital information, but also the comfortable tutorial and knowledge.
Keywords: Information technologies, distance learning, program technical means, interactive technologies, case technology, network Internet technologies, modular technologies, electronic information resource.
В современном информационном обществе человек должен обладать не только неким объемом знаний и компетенций, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, использовать разнообразные источники информации для решения профессиональных проблем, постоянно приобретать дополнительные знания.
Развитие информационных технологий характеризуется быстрым изменением концептуальных представлений, технических средств, методов и сфер применения. В связи с тем, что с каждым годом кардинально изменяются информационные технологии и информационная среда в целом, обществу необходимы люди, обладающие информационно-тех но логической компетентностью, способные
обучаться, самостоятельно работать с информацией, тогда и только тогда они смогут рассчитывать на успех в информационном обществе [1; 169].
Именно информационные технологии являются не только средством развития теоретической подготовки индивидуумов, но и практическим закреплением, средством подготовки их к жизни в информационном обществе, а также к будущей профессиональной деятельности и, как следствие, к достижению максимально возможного качества этой деятельности.
В глоссарии по информационному обществу дается следующее определение: «Information Technology (eng), информационные технологии (или сокращенно ИТ) -это совокупность методов, производственных процессов, программно-
технических и лингвистических средств, интегрируемых с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей» [2; 61].
Информационные технологии включают в себя практически большую часть в области генерации, хранения, трансляции и восприятия информации. При этом они не ограничиваются исключительно технологиями электронно-вычислительных машин. Однако именно компьютерные технологии (в том числе Интернет) берут на себя всё больший объем информационно-технологической коммуникации.
В России, как и в других цивилизованных странах мира, одной из главных задач общества является создание условий жизни для детей с особыми нуждами. Таким детям в силу своей ограниченности трудно самореализоваться, получить образование и развить свой собственный потенциал в современном информационном обществе.
Многие ученые-социологи, преподаватели школ и вузов, решая проблемы организации социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, предлагают различные методики обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий. Как отмечает Т.В. Гудина, «технические возможности современных персональных компьютеров позволяют работать на них инвалидам, и детям-инвалидам в том числе, практически с любыми физическими патологиями». Инновационные достижения в сфере компьютерных технологий позволяют как слабовидящим, так и незрячим использовать компьютер в образовательных целях. Одной из таких инноваций являются тактильные (брайлеров-ские) дисплеи, которые отображают текстовую информацию в виде шеститочечных символов азбуки Брайля. Владение навыками работы на персональном компьютере
дает возможность людям с ограниченными возможностями независимо интегрироваться в информационном обществе. Что позволяет определиться с выбором будущей специальности [3; 10].
По мнению А.Н. Попова, «в настоящее время информационные технологии играют важную роль в формировании и повышении роли и качества образования, активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни» [4;1].
Роль информационных технологий отражается во многих государственных документах, дается определение, виды и методы использования. Согласно ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «информационные технологии -процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов» [5].
Многие виды информационных технологий используются в образовательном процессе. Как отмечает В.А. Чистяков, в сфере образования информационные технологии использовались всегда, а в настоящее время складывается многоуровневая система представления информации, в которой тесно взаимодействуют традиционные и новые информационные технологии [6; 5].
На сегодняшний день одной из приоритетных целей российского образования является решение задачи обучения детей с особыми нуждами и их социальная адаптация в информационном обществе. Информационные технологии в силу широкого спектра действия используются в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями, помогая им получить полноценное образование.
Существует множество различных систем, методов и методик применения информационных и
компьютерных технологий в обучающей среде для детей с особыми нуждами. Одна из них - дистанционное обучение, которое подразумевает получение образования с использованием компьютерных сетей, в том числе и Интернета.
Система дистанционного обучения базируется на следующих принципах:
- активность в познавательной деятельности;
- регулярность применения полученных знаний (решение конкретных практических задач);
- интерактивность всех включенных в образовательный процесс;
- модульность построения учебного материала;
- обратная связь и систематичность контроля успешности обучения.
Материально-технической базой дистанционного обучения является: основное электронное компьютерное оборудование; дополнительное сетевое оборудование; офисное и сетевое программное обеспечение.
Минимальным условием наполнения электронного компьютерного оборудования является наличие дуеЬ-браузера и подключение к сети Интернет. Программным обеспечением компьютера - установленный пакет прикладных офисных программ. При использовании дуеЬ-конференций дополнительно нужна дуеЬ-камера. Этим требованиям отвечают современные ноутбуки, электронные планшеты. При этом одинаковые требования предъявляются как к компьютеру обучающегося ребенка с ограниченными возможностями, так и к компьютеру преподавателя.
При изучении различных предметов с использованием системы дистанционного обучения необходимым дополнительным оборудованием будут являться:
- специальное оборудование (дуеЬ-камера с оцифрованным микроскопом, цифровые датчики, конструкторы, специальная музыкальная клавиатура);
- адаптирующее оборудование (специализированные мыши и клавиатуры).
Программное обеспечение при дистанционном обучении должно включать:
- офисный пакет общего назначения (Microsoft Office, OpenOffice. org);
- специальный пакет (конструкторские творческие среды, виртуальные лаборатории).
Работа с программным обеспечением подразумевает идентичность программных пакетов на компьютере обучающегося и преподавателя.
Преподаватель, использующий систему дистанционного обучения, разрабатывает специальную технологическую карту, включающую: индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и способностями детей с ограниченными возможностями; учебный материал с технологиями и методами изложения; контролирующий пакет; временные рамки сеансов обратной связи. Все это совместно должно удовлетворять индивидуально-личностным потребностям ребенка и выражениям его индивидуальности. Необходимо учитывать факторы, влияющие на качество обучения в системе дистанционного образования: уровень подготовки ребенка, скорость его работы, его способности и уровень его развития. В этом случае используется дифференцированное обучение, с учетом ранее изложенных факторов.
Один из ведущих преподавателей Н.А. Новрузова считает, что особую роль в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями играет групповая форма обучения. С помощью этой формы успешно развиваются навыки самообучения. При обучении детей с ограниченными возможностями с применением дистанционных технологий реализуется индивидуальный подход, гибкость организационной структуры, возможность
групповой работы и интенсификация процесса обучения [7].
Дистанционное обучение использует современные интерактивные информационные технологии, такие как кейс-технологии, сетевые, модульные.
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Кейс-технологии - это не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это рассмотрение конкретной ситуации, которую нужно проанализировать при конкретном положении дел и выработать практическое решение. Данные технологии широко используются для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями. Они помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивают у детей такие качества, как социальная активность и коммуникабельность (что очень актуально для детей с ограниченными возможностями), умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Суть технологии заключается в том, что каждый ребенок получает так называемый кейс с набором методической базы по изучаемому предмету и электронную рабочую тетрадь, представляющую собой путеводитель по курсу и содержащую рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания.
Еще одно преимущество кейс-технологий состоит в том, что их использование для консультаций и интернет-конференций дает возможность оперативно и объективно руководить обучающим процессом, показывать материал с применением мультимедиа- компонентов.
Особенностями дистанционного обучения на базе интернет-технологии является открытость, доступность, мобильность, интерактивность, которые необходимо учитывать при проектировании,
создании и проведении курсов дистанционного обучения. Опыт дистанционного обучения для детей с ограниченными возможностями на этой базе имеет успех, и сегодня достаточно большое количество детей обучаются именно в таком режиме.
По мнению Л.М. Владимировой, «при дистанционном обучении на основе интернет-технологий дети с ограниченными возможностями должны не только владеть навыками работы с компьютером, но и способами работы с аутентичной информацией, с которой они встречаются в различных интернет-ресурсах». Речь идет о том, что дети с особыми нуждами должны иметь навыки различных видов чтения: обзорные, поисковые, изучающие; работать с электронными справочниками и словарями, которые необходимы по данному курсу, но размещены на разных серверах [8].
Модель дистанционного обучения на базе интернет-технологии более практична при лингвистическом образовании, которое подразумевает фактор общения, создания языковой среды. В этом случае использование видеоконференции является необходимостью для удовлетворения факторов языкового образования. Занятие может проводить преподаватель-тьютор. В последнее время для таких целей все чаще используются специальные дуеЬ-страницы (аккаунт, блог), которые может организовать для себя каждый обучаемый или группа сотрудничества.
Таким образом, для получения полноценного образования детей с ограниченными возможностями применение информационных технологий играет значительную роль. Потенциал компьютерных информационных технологий состоит в том, что они становятся инструментом, посредством которого адаптация детей с особыми нуждами проходит менее болезненно
для данной категории. Именно информационные технологии создают комфортные условия и являются основой для развития личности, тем самым помогают детям
с ограниченными возможностями быть ближе к современному информационному обществу, что способствует достижению успехов в учебе и самореализации.
Примечания:
1. Птущенко Е.Б. Инновационный подход в обучении информатике как основа формирования профессиональной информационно-технологической компетентности специалиста // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2008. Вып. 5. С. 168-171.
2. Хохлова Ю.Е. Глоссарий по информационному обществу. М.: Институт развития информационного общества, 2009. 160 с.
3. Гудина Т.В. Интернет-технологии как средство реабилитации детей-инвалидов в современном информационно-образовательном пространстве // Специальное образование. 2016. № 12. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/ internet-tehnologii-kak-sredstvo-reabilitatsii-detey-invalidov-v-sovremennom-informatsionno-obrazovatelnom-prostranstve.
4. Попов А.Н. Роль информационных технологий как средств социальной поддержки детей-инвалидов // Вестник ТГУ. 2013. № 11 (127). URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/rol-informatsionnyh-tehnologiy-kak-sredstv-sotsialnoy-podderzhki-detey-invalidov.
5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // СПС Консуль-тантПлюс. М., 2017.
6. Чистяков В.А. Понятие «Информационно-образовательные технологии и их классификация по способу взаимодействия учащихся с информационно-компьютерными средствами» // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2014. № 97. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-informat-sionno-obrazovatelnye-tehnologii-i-ih-klassifikatsiya-po-sposobu-vzaimodeystviya-uchaschihsya-s-informatsionno.
7. Новрузова H.A. Использование компьютерных технологий для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями. URL: http:// festival.lseptember.ru/articles/621984/.
8. Владимирова JI.M. Организация методического сопровождения образовательного процесса с использованием дистанционных технологий. URL: http:// festival.lseptember.ru/articles/616567/.
References:
1. Ptushchenko Е.В. The innovation approach to training computer science as a basis for formation of professional information-technological competence of the expert // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. Iss. 5. P.168-171.
2. Khokhlova Yu.E. Glossary on the information society. M.: Institute for the Development of the Information Society, 2009. 160 pp.
3. Gudina T.V. Internet technologies as a means of rehabilitation of disabled children in the modern information and educational space [Electronic resource] / T.B. Gudina // Special education. 2016. No. XII. Access mode http://cyberlenin-ka.ru/article/n/internet-tehnologii-kak-sredstvo-reabilitatsii-detey-invalidov-v-sovremennom-informatsionno-obrazovatelnom-prostranstve.
4. Popov A.N. The role of information technologies as a means of social support of disabled children [Electronic resource] / A.N. Popov // Bulletin of TSU. 2013. No. 11 (127). Access mode http://cyberleninka.ru/article/n/rol-informatsionnyh-tehnologiy-kak-sredstv-sotsialnoy-podderzhki-detey-invalidov.
5. On information, information technologies and information protection: Federal Law. From 27.07.2006 N 149-FZ [ed. of 19.12.2016] [Electronic resource] // SPS ConsultantPlus. M., 2017. The title from the screen.
6. Chistyakov V.A. The concept of «Information and educational technologies and their classification according to the method of interaction of students with information and computer facilities» [Electronic resource] / V.A. Chistyakov // Scientific journal of KubSAU - Scientific Journal of KubSAU. - 2014. No. 97. Access mode: http://cyberleninka.rU/article/n/ponyatie-informatsionno-obrazovatelnye-tehnologii" i-ih-klassifikatsiya-po-sposobu-vzaimodeystviya-uchaschihsya-s-informatsionno.
7. Novruzova N.A. The application of computer technologies for distance learning of children with disabilities [Electronic resource] / N.A. Novruzov. Access mode: http://festival.lseptember.ru/articles/621984/.
8. Vladimirova L.M. Organization of methodological support of the educational process using remote technologies [Electronic resource] / L.M. Vladimirovna. Access mode: http://festival.lseptember.ru/articles/616567/.