Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационные технологии в индивидуальном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья'

Информационно-коммуникационные технологии в индивидуальном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
170
12
Поделиться
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ / HOME SCHOOLING / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / РЕБЕНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILD WITH DISABILITIES / PERSONAL LEARNING

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Карасёва Ангелина Алексеевна

Статья посвящена оценке потенциала использования информационно-коммуникационных технологий в индивидуальном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыта проблема индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. А также обоснована актуальность использования информационно-коммуникационных технологий при индивидуальном обучении детей с ОВЗ. Сделаны выводы о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий как вспомогательных методов обучения, помогающих сделать процесс обучения ребенка с ОВЗ более вариативным, индивидуализированным, эффективным.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Карасёва Ангелина Алексеевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационные технологии в индивидуальном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Карасёва А.А. Email: Karasyova635@scientifictext.ru

Карасёва Ангелина Алексеевна - студент, кафедра информационных технологий обучения и непрерывного образования, Институт педагогики, психологии и социологии Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация: статья посвящена оценке потенциала использования информационно-коммуникационных технологий в индивидуальном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыта проблема индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. А также обоснована актуальность использования информационно-коммуникационных технологий при индивидуальном обучении детей с ОВЗ. Сделаны выводы о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий как вспомогательных методов обучения, помогающих сделать процесс обучения ребенка с ОВЗ более вариативным, индивидуализированным, эффективным.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, индивидуальное обучение, домашнее обучение, дистанционное обучение, ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN INDIVIDUAL TRAINING FOR CHILDREN WITH DISABILITIES Karasyova A.A.

Karaseva Angelina Alekseevna - Student, DEPARTMENT OF INFORMATION TECHNOLOGY TRAINING AND CONTINUING EDUCATION, INSTITUTE OF PEDAGOGY, PSYCHOLOGY AND SOCIOLOGY SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY, KRASNOYARSK

Abstract: the article is devoted to assessing the potential of information and communication technologies in the individual education of children with disabilities. The problem of individual education of children with a health license is disclosed. And also the relevance of the use of information and communication technologies for individual education of children with HIA is justified. The conclusions about the need to use information and communication technologies as an auxiliary training method to help make the process of a child learning HIA more variability, personalized, efficient.

Keywords: information and communication technologies, personal learning, home schooling, distance learning, the child with disabilities.

УДК: 376

Инклюзивному образованию в России уделяется все больше внимания: вводятся ФГОС ОВЗ, разрабатываются и внедряются нормативно -правовые акты различного уровня, в деятельности образовательных учреждений реализуются адаптированные образовательные программы, проводится большое количество научных разработок в этой области, реализуются социальные проекты и пр. Активно осуществляется процесс поиск форм наиболее эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Актуальность исследований в этой области обусловлена необходимостью создания гибкой образовательной системы, с учетом индивидуальных потребностей обучающихся.

Современные научно-практические поиски остановились на двух взаимосвязанных формах обучения детей с ОВЗ - инклюзивном образовании (в рамках образовательного учреждения, когда ребенок включен в жизнь класса) и индивидуальном обучении (для ребенка выстраивается индивидуальная образовательная траектория, как правило, реализуемая в домашнем обучении).

Проблема индивидуального обучения является менее разработанной в сравнении с теорией и практикой инклюзивного образования. Инклюзивное образование - это «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [1, ст. 2]. Под инклюзивным образованием понимают, как правило, практику адаптации условий общеобразовательных школ к потребностям групп детей с ОВЗ, практику адаптации образовательных программ, практику включения ребенка с ОВЗ в обычный класс. Исходя из вышесказанного, инклюзивное образование (включенное образование) в этом понимании - это включение ребенка с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство школы, адаптированное под его возможности. И.В. Бодрова определяет инклюзивное образование как «термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах» [3, с. 99-100]. Однако не каждый ребенок по состоянию своего здоровья, по медицинским показаниям имеет возможность посещать образовательное учреждение. В отношении данной категории детей с ОВЗ приобретает актуальность индивидуальное обучение. Индивидуальное обучение - это «форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану» [3, с. 100]. Исследование проблемы индивидуального обучения детей с ОВЗ становится актуальным в связи с возрастанием инвалидизации населения, с необходимостью обеспечения принципа доступности образования всем детям с нарушением здоровья вне зависимости от его тяжести.

Индивидуальное обучение ребенка с ОВЗ предполагает, как правило, домашнее обучение. Несомненным достоинством такой формы получения образования является то, что учитель работает с конкретным образовательным запросом и реальной образовательной ситуацией - разрабатывается и реализуется индивидуальная программа обучения, максимально отвечающая потребностям и возможностям ребенка (в соответствии с физиологическими, психологическими, интеллектуальными и педагогическими особенностями ребенка определяются сроки освоения того или иного учебного предмета, формы и методы обучения, расписание и пр.). Вместе с тем анализ проблемы индивидуального обучения показал, что традиционные технологии обучения на дому в современных условиях не обеспечивают необходимое качественное образование (количество учебных часов недостаточно в сравнении с очным школьным образованием). Способные дети с ОВЗ вследствие данной проблемы становятся ограничены в возможности получения среднего и высшего профессионального образования, освоения профессиональной деятельности, адаптации к обществу в целом. Особенно актуально данное противоречие для тех детей, которых проживают в населенных пунктах, отдаленных от крупных общеобразовательных школ.

Обучение ребенка с ОВЗ должно осуществляться с учетом принципа индивидуализации - подтверждением этому являются положения ФГОС ОВЗ, реализация адаптированных образовательных программ, практика разработки индивидуальных образовательных маршрутов таких детей. Методы и средства индивидуального обучения ребенка с ОВЗ должны отвечать вышеобозначенному принципу. Таким потенциалом, на наш взгляд, обладают информационно -коммуникационные технологии. Под информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ) понимаются «методы, реализующие возможности современных средств коммуникации для передачи и обработки учебной информации

в режиме реального времени» [4, с. 51]. ИКТ, как показывает практика, активно внедряется в образование - в т.ч. и в образование детей с ОВЗ, делая этот процесс более вариативным, гибким, отвечающим возможностям ребенка.

Информационно-коммуникационные технологии активно применяются в дистанционном обучении детей с ОВЗ (дистанционное обучение является одной из форм индивидуального обучения). Дистанционное обучение - это «комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям с ОВЗ с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.)» [3, с. 101]. Для определенных категорий лиц дистанционное обучение является единственным способом получить образование, например, если нарушение здоровья настолько тяжело, то ребенок не в состоянии посещать образовательное учреждение (т.е. дистанционное обучение решает проблему доступности образования для детей с ОВЗ). Данная форма обучения также способна решить проблему индивидуализации обучения, а также ряд трудностей в социализации ребенка с особыми образовательными потребностями: боязнь общения, препятствий, трудностей, а также ограниченность социальных контактов, бедность социального опыта, неуверенность в себе. Общение с учителем/учителями в режиме он-лайн, которое становится возможным в эпоху информационных технологий, помогает не только восполнить все пробелы самостоятельного обучения, но и приобрести опыт общения с образованным взрослым, преодолеть коммуникативные барьеры. Получение опыта общения через интернет позволит ребенку в дальнейшем освоить иные социальные сети, наладив опосредованные контакты со сверстниками. Активные методы обучения в дистанционной форме образовательного процесса ребенка с ОВЗ позволяют ему приобретать умение и навыки коллективной работы, вести дискуссионные беседы, совместно решать текущие задачи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИКТ, применяемые в дистанционном обучении детей с ОВЗ (а также многие из них могут применяться и при непосредственном личном индивидуальном обучении ребенка), разнообразны. Это и программы, организующие опосредованное общение ребенка с ОВЗ с учителями, другими учениками (программа <^куре», социальные сети, электронная почта, специализированные информационные ресурсы и пр.). Это и компьютерные программы, которые наглядны, красочны и предполагают игровые элементы (например, программа «Живая математика» - решение математических задач в режиме «он-лайн»). Это и мультимедиа-презентации, позволяющие привлекать внимание не только ярким отображением познавательных элементов, но и звуком, видеорядом, спецэффектами и пр. Это и интернет-технологии, которые позволяют в кратчайшие сроки ознакомить ребенка с интересующими его учебными вопросами. Это и специальные коррекционно-образовательные программы, предназначенные для конкретной категории детей с ОВЗ (например, программа «Мир за твоим окном» - развитие и обучение детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии, программно-аппаратный комплекс «Видимая речь III» - коррекция нарушений звукопроизношения, голосообразования, слуха, сенсомоторных функций речи, логопедический тренажер «Дэльфа-142» - коррекция устной и письменной речи и т.д.). Это и специальные способы доступа к работе с компьютером: программы неэкранного доступа (синтезаторы речи), позволяющие работать с компьютером детям с нарушением зрения, модификации клавиатур, компьютерных мышей, сенсорные панели, выносные компьютерные кнопки и пр.

Помимо всех обозначенных плюсов дистанционного обучения детей с ОВЗ необходимо отметить и противоречивый аспект - высокая доля самостоятельности ребенка: с одной стороны, ребенку сложно осваивать учебную программу самостоятельно, с другой - такая форма работы несет большой потенциал для личностного развития ребенка (развивается самостоятельность, исполнительность,

ответственность, уверенность в себе и пр. качества). В связи с вышесказанным необходимо определить требования к системе дистанционного обучения детей с ОВЗ:

• гибкость, вариативность (разработанный курс обучения должен учитывать возможности и потребности ребенка, должен быть способным изменяться при наличии объективных обстоятельств);

• информативность (ребенок должен получить весь необходимый ему объем учебного материала), при этом «порционность» учебного материала;

• модульность обучения (каждый отдельный курс должен создавать целостное представление об определенной области знаний);

• четкий и краткий инструктаж к предлагаемым заданиям;

• привлечение к учебной деятельности ребенка родителей (с родителями целесообразно согласовать индивидуальный образовательный маршрут ребенка, единую программу воспитания, необходимо обучать родителей информационно-коммуникативным технологиям);

• наличие оперативных и постоянных консультаций с учителем и т.д.

Еще одним важным условием применения ИКТ в индивидуальном обучении детей с ОВЗ является наличие ИКТ-компетентности у учителей: это «личное качество, обуславливающее его готовность и способность самостоятельно использовать ИКТ в процессе инклюзивного обучения, учитывая разные образовательные потребности учащихся, создавая условия для их развития и саморазвития» [2, с. 99]. Так, педагог, реализующий индивидуальное обучение ребенка с ОВЗ на современном этапе развития образования, должен обладать компьютерной грамотностью, владеть педагогическими и компьютерными технологиями, уметь разрабатывать программно-методическое обеспечение, уметь настраивать специальные возможности или параметры, встроенные в программное обеспечение и позволяющие настраивать продукт в соответствии со зрительными, слуховыми, двигательными, речевыми и образовательными потребностями пользователя, владеть знаниями о продуктах с технологиями специальных возможностей (специальное оборудование и программное обеспечение), применять аппаратно -технические средства (брайлевские принтеры, станционарные и портативные увеличители и пр.); использовать специализированные программные средства на основе технологий синтеза речи и программ чтения экрана и т.д.

Итак, ИКТ в индивидуальном обучении детей с ОВЗ имеют преимущество в реализации принципа наглядности (в этом контексте применение ИКТ более эффективно для усвоения знаний детей в сравнении, к примеру, с простым преподаванием терминов, схем, таблиц), принципа индивидуализации, принципа интерактивности. Ребенок с ОВЗ, взаимодействуя с такой технологией, активизирует все каналы восприятия: зрительный, слуховой, механический, эмоциональный. Достоинство ИКТ заключается также в сокращении времени обучения, высвобождении ресурсов здоровья детей, в представлении учебного материала в виде системы опорных образов, что позволяет ребенку с ОВЗ легче усваивать и запоминать изучаемый материал.

Анализ ИКТ как средства индивидуального обучения детей с ОВЗ будет неполным, если не отметить и недостатки этого метода работы: сокращение непосредственного личного общения ребенка с учителем, вероятность упущения важной информации вследствие одновременной демонстрации ребенку информации различных типов, влияние на здоровье учащихся (чрезмерное увлечение компьютером, телевизором оказывает негативное влияние на зрение ребенка).

На основании вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что ИКТ не должны быть единственным и даже основным средством индивидуального обучения детей с ОВЗ - его роль скорее вспомогательная, поддерживающая. В этом контексте ИКТ обладает огромным потенциалом для индивидуального обучения детей с ОВЗ: они решают проблемы доступности образования для детей с ОВЗ (для тяжелобольных

детей дистанционное обучение, в основе которых лежит применение ИКТ, является единственным способом получения образования), индивидуализации и вариативности обучения (в соответствии с физиологическими, психологическими, интеллектуальными и педагогическими особенностями ребенка определяются темп освоения того или иного учебного предмета, формы и методы обучения и пр.), наглядности обучения и т.д.

Список литературы /References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (действующая редакция, 2016). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.11.2017).

2. Абыкенова Д.Б. Современные информационные технологии в образовательной деятельности: сущность и структура ИКТ-компетентности педагога инклюзивного образования / Д.Б. Абыкенова, С.Д. Аубакирова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2015. № 47. С. 97-101.

3. Бодрова И.В. Инклюзивное дистанционное образование / И.В. Бодрова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера», 2012. № 8. С. 99-105.

4. Гавриленкова И.В. Информационные технологии в естественнонаучном образовании и обучении: практика, проблемы и перспективы профессиональной ориентации: монография / И.В. Гавриленкова. М.: КНОРУС; Астрахань: АГУ. ИД «Астраханский университет», 2016. 76 c.