Научная статья на тему 'Организация учебной и трудовой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в системе их социокультурной адаптации'

Организация учебной и трудовой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в системе их социокультурной адаптации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
941
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / СФЕРА ДОСУГА / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД / CHILDREN WITH DISABILITIES / CREATIVITY / SOCIAL ADAPTATION / SOCIAL REHABILITATION / PSYCHO-SOCIAL SUPPORT / LEISURE ACTIVITIES / CHARITY FUND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметшин Азат Габдулхакович, Лыткина Наталья Леонидовна, Короткова Анна Леонидовна

В статье рассматривается вопрос о необходимости организации учебной, трудовой и досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в системе их социокультурной адаптации. При создании специальных дополнительных условий и благоприятной обстановки для детей данной категории, обеспечивается возможность отработать определенные шаблоны поведения и максимально раскрыть свой творческий потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметшин Азат Габдулхакович, Лыткина Наталья Леонидовна, Короткова Анна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND LABOR ACTIVITY OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE SYSTEM OF THEIR SOCIOCULTURAL ADAPTATION

The article discusses the necessity of the organization of educational, employment and leisure activities of children with disabilities in the system of their socio-cultural adaptation. When creating special conditions and a favorable environment for the children in this category, we can give them an opportunity to practice certain patterns of behavior and to maximize their creative potential.

Текст научной работы на тему «Организация учебной и трудовой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в системе их социокультурной адаптации»

Инклюзивное образование

УДК 377

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ИХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ

А.Г. Мухаметшин, Н.Л. Лыткина, А.Н. Короткова

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о необходимости организации учебной, трудовой и досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в системе их социокультурной адаптации. При создании специальных дополнительных условий и благоприятной обстановки для детей данной категории, обеспечивается возможность отработать определенные шаблоны поведения и максимально раскрыть свой творческий потенциал.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, творческий потенциал, социальная адаптация, социальная реабилитация, психосоциальная помощь, сфера досуга, благотворительный фонд.

THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND LABOR ACTIVITY OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN THE SYSTEM OF THEIR SOCIOCULTURAL ADAPTATION

A. Mukhametshin, N. Lytkina, A. Korotkova

Abstract. The article discusses the necessity of the organization of educational, employment and leisure activities of children with disabilities in the system of their socio-cultural adaptation. When creating special conditions and a favorable environment for the children in this category, we can give them an opportunity to practice certain patterns of behavior and to maximize their creative potential.

Keywords: children with disabilities, creativity, social adaptation, social rehabilitation, psycho-social support, leisure activities, charity fund.

Уровень духовности и нравственного здоровья общества всегда определялся отношением к детям, людям преклонного возраста и лицам с ограниченными возможностями здоровья. В традициях нашей многонациональной страны и в основе патриархальности воспитания всегда было милосердие, всепрощение и сострадание к ближнему. Готовность проявить заботу и протянуть руку помощи свойственно рожденному в Великой России. Это непреодолимая сила, которая помогает выстоять в самые сложные времена. И напротив - сухой прагматизм и алчность ограничивают границы общения и развитие общества. Отношение к «исключительным» детям и инвалидам всегда было наполнено добротой и сочувствием. К большому сожалению, в период нескольких десятилетий времен перестройки произошла переоценка ценностей и в сложной социально-экономической обстановке шла борьба за материальное обеспечение среди мобильных и конкурентоспособных людей, а лица с ограниченными возможностями здоровья были брошены на выживание в самых сложных условиях. Отрадно, что на сегодняшний день

одним из важнейших направлений государственной политики в нашей стране, являются социальная адаптация, реабилитация и интеграция в среду здоровых людей лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Понятие «адаптация» относится к той группе общенаучных понятий, которые зарождаются при пересечении различных наук, содействуют синтезу знаний различных систем, поэтому используются во многих отраслях науки. «Адаптация» - приспособление организма к изменяющимся внешним условиям [4]. При рассмотрении проблем адаптации человека говорят о социальной, психической и физиологической адаптации. Основываясь на исследованиях Л.И. Акатова, Г.В. Безюлевой, Т.В. Волосовца, В.И. Слободчикова, Е.М. Старобиной, В.П. Кащенко и др. определяющим значением социальных условий развития, процесса профессионального обучения и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых людей является широкое использование методов «оккупационной терапии», «ранней

интервенции», социотерапии, средств оздоровительной и лечебной физической

культуры [5]. Часто бывает недостаточно лишь средств медицинской реабилитации и способов организации досуга людей данной категории. Они хотят быть востребованными, полезными обществу и семье. Ребята школьного и старшего подросткового возраста всеми силами пытаются заявить о себе, о своих возможностях и талантах.

Совместная работа педагогов, психологов, медиков, аниматоров, сотрудников учреждений дополнительного профессионального

образования и т.д. позволяет достичь положительных результатов в улучшении здоровья и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Критериями оценки уровня толерантности общества являются забота и внимание к людям с ограниченными возможностями здоровья. Показателем результативности государственной политики, проводимой в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья, может служить доступность для них безбарьерной среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, объекты туристической индустрии и доступность средств информации и каналов коммуникации. В РФ на сегодняшний день принято достаточно много законов и детально разработанных стандартных правил, учитывающих потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья при строительстве жилья, устройстве социальной инфраструктуры, медицинского обслуживания, организации досуга. Но самым серьезным препятствием для реализации этого правового вектора является отсутствие механизма, контролирующего и обязывающего принимать утвержденные законы и соответствующие меры. Печально осознавать, что во многих Европейских странах у инвалидов решены все бытовые проблемы и условия их жизни в целом находятся на более высоком уровне, чем в нашей стране.

Особенно бережный подход к работе, с использованием результатов проведенных научных исследований, должен осуществляться в общении с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья. Инновации любого рода должны быть проверены временем, являться актуальными, своевременными и иметь под собой научную основу. В детстве и отрочестве преобладает поисковая, творческая и экспериментальная активность. Предусмотрительно создавая специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья мы даем им возможность лучше понять свой скрытый резерв, отработать определенные шаблоны действий и выработать динамический

стереотип поведения. Создание дополнительных условий и благоприятной обстановки для детей и подростков позволит им максимально раскрыть свой творческий потенциал.

Важнейшим фактором является социальная среда, в которой происходит становление и формирование личности. Самовыражение в музыке и танце, проигрывание этюдов и сценок в театральных постановках, поиск себя в различных творческих видах деятельности позволяют ребенку выйти за пределы привычного и реализовать себя в иных областях отношений, в иных условиях. В природе существует закон равновесия, который можно применить и к эмоциональной сфере человека. Суть его заключается в том, что недостаток положительных эмоций восполняется эмоциями негативными. В повседневной жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья достаточно много печальных моментов, когда он с грустью осознает, что ему доступно далеко не все, что нужно учиться преодолевать трудности, порой превозмогая душевную и телесную боль. Задача родителей, педагогов, сотрудников социальных служб заключается в восполнении позитивного эмоционального фона

«исключительного» ребенка [2]. В этом случае трудно переоценить положительное значение и компенсаторные возможности творческих видов деятельности: изобразительного искусства, художественного слова, классической и инструментальной музыки. В ряде стран мира утвердился общепризнанный вид реабилитации - социотерапия, эффективность которого доказана в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Это способ организации различных видов деятельности человека, рассчитанных на его свободное время, когда ставится цель ликвидировать его изоляцию от общества и нивелировать последствия его собственной пассивности. Разнообразные формы образовательной деятельности (курсы переподготовки, дистанционное обучение, кружковая и факультативная работа, посещение клубов по интересам и т.д.), терапия окружающей средой в основе которой не только медицинское вмешательство, оздоровительная и адаптивная физическая культура, но, в первую очередь, простраивание взаимоотношений между личностью и социумом, - все это средства психосоциальной помощи. Они важны для людей разных возрастных групп и социальных слоев населения. Показателями эффективности работы коллектива специалистов являются установление обратной связи, обмен информацией и позитивная коммуникация с

людьми, страдающими физическими или психическими недугами. Возможности, которые предоставляет система дополнительного образования, сфера организации досуга, позволяют разрушить границы реального и идеального мира ребенка, подростка и предстать перед окружающими не только таким, каким он является в силу определенных обстоятельств, но и таким, каким он хотел бы себя видеть в иных условиях. Чем младше ребенок, тем больше возможностей создать для него особую коррекционную образовательную среду. Для ребенка раннего и старшего дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Даже в младших классах школы на уроках используется большое количество сюжетно-ролевых игр, сюрпризных и игровых моментов. Они помогают ребенку адаптироваться в новой среде, увидеть и пережить то, что он еще не видел и не переживал в жизни, и перейти из «зоны ближайшего развития» [1] в зону актуального творчества. Для детей с ограниченными возможностями здоровья любой вид деятельности, которой позволяет установить новые контакты и дает возможность позитивного взаимодействия оказывает положительный эффект на состояние их здоровья. Это помогает им не потеряться в обществе сверстников, самореализоваться, бороться с массой комплексов. Люди с ограниченными возможностями здоровья, достигшие определенных спортивных результатов, не всегда увлечены спортом настолько, чтобы превозмогая болевые ощущения подолгу находиться в спортивных залах. Стремление к спортивным достижениям является для них не только способом развития определенных физических качеств, но, в первую очередь, одним из факторов их социализации и интеграции в среду здоровых людей. Люди с ограниченными возможностями здоровья нацелены на успех и получение удовольствия от многих видов деятельности. Но они быстро утомляются, спектр их движений ограничен, и их монотонность и однообразие могут привести к негативным последствиям - отказу от активных видов деятельности, пассивности и замкнутости. Поэтому физическая нагрузка не должна превышать возрастные и физиологические возможности ребенка. Люди с ограниченными возможностями здоровья наиболее часто называют следующие причины по которым они предпочитают активно заниматься спортом:

1. Предоставление возможности расширить круг своего общения.

2. Уход от депрессии.

3. Возможность самоутвердиться в обществе здоровых сверстников.

4. Повышение уровня своего материального благосостояния.

5. Возможность осуществления длительных поездок и путешествий.

6. Приобретение качественной и дорогой спортивной одежды и инвентаря.

Многие специалисты занимающиеся вопросами поиска технологий и средств, способствующих интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых людей, основные надежды возлагают на физическое воспитание ребенка, которое при создании специальных педагогических условий позволяет нивелировать врожденный или приобретенный недуг.

По мнению некоторых из них, необходимо:

- интегрировать средства физической культуры в учебно воспитательный процесс любого образовательного учреждения психолого -педагогической направленности;

- комплексно применять средства физической культуры для всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей;

- учитывать специфические особенности первичного, или вторичного дефекта ребенка и психолого-педагогические закономерности работы с ним.

Комплексное применение различных средств и методов будет содействовать общему укреплению организма детей и положительно отразится на их интеллектуальном развитии и физическом состоянии. Спортивные игры и занятия физическими упражнениями, соответствующими возрасту детей и подростков, должны являться неотъемлемой частью организации их досуга. Эффективными являются ритмичные движения под музыку, особенно, когда дети с ограниченными возможностями здоровья становятся

гиперактивными, или раздраженными. Чтобы предупредить утомление и усталость, необходимо чередовать виды двигательной активности детей и их умственные нагрузки. При организации досуга детей данной категории благоприятную эмоциональную атмосферу помогает создать правильно оформленное помещение, в котором дети находятся продолжительное время. Проведение цветомедитаций, массажа в помещениях со стенами определенного оттенка,

рекомендованное узкими специалистами музыкальное сопровождение, яркое оформление игровых комнат, методически грамотно подобранный дидактический и раздаточный

материал, все это позволяет стимулировать организм больного ребенка, наполнять его жизненными силами. Можно вспомнить много акций, когда после посещения детских больниц и клиник аниматорами, волонтерами, артистами состояние маленьких пациентов становилось значительно лучше. В организацию досуга детей с ограниченными возможностями здоровья рекомендуется включать элементы

трудотерапии. Работа с природным материалом, обучение вышивке, плетению бисером, ручным ремеслам, изготовление мягких игрушек и головных уборов помогает детям и подросткам проявлять элементы творчества, развивать свою фантазию, и что, особенно важно, - получать удовольствие от работы. Обучение в мастерских работе на вязальных машинах позволяет сочетать работу дизайнера, художника и вязальщицы, если юные мастера сами конструируют изделие и подбирают его цветовую гамму. А организация выставок, демонстрация готовых изделий, сделанных своими руками, позволяют разнообразить форму досуга детей, которые живут в детских домах, интернатах или посещают коррекционные школы.

Длительное пребывание в лечебницах или специальных учреждениях психолого-педагогической направленности (клиниках, оздоровительных интернатах, коррекционных школах, детских домах) даже для здоровых детей неизбежно сопровождается стрессовой ситуацией. Для детей с ограниченными возможностями здоровья планирование учебно-воспитательного процесса и лечебно-восстановительного периода должны иметь свои особенности.

Но организация любой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть посвящена решению проблемы их допрофессиональной подготовки с целью социальной адаптации и интеграции в среду здоровых людей. Проблема рационального и более полного использования человеческого ресурса, который является определяющим в развитии экономического потенциала страны, стоит сейчас наиболее остро. По мнению Л.И. Акатова, Н.С. Эргановой, социальная и профессиональная адаптации должны рассматриваться как оказание помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья в их профессиональном становлении и

формировании социальных и трудовых качеств, необходимых для конкретного вида деятельности и жизни в обществе (дисерт).

Чанг Мартиниес Лесбия Норела считает, что Российская система специального образования

исходит из оптимистических взглядов на возможности развития аномальных детей и построена на приоритете организации их активной деятельности и, в первую очередь, включения в общественный труд М.В. Брызгалов считает, что этого недостаточно и необходимо выстраивать систему социально-трудовой реабилитации лиц с нарушениями умственного и физического развития адекватно рыночным условиям [7].

Реабилитация, по мнению многих авторов [2;3;5], представляет собой систему медико-психологических, социальных и педагогических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья. Целью реабилитации является максимальное приспособление выпускников коррекционных школ к социальной среде. Задача реабилитации подростков - подготовка к самостоятельной жизни.

Одним из основных средств реабилитации является трудовая деятельность. А.А. Дмитриев указывает, что понятие «социальная реабилитация» имеет многоплановую структуру, включает в себя и обучение, и воспитание детей с проблемами в развитии, коррекционные меры воздействия на развитие их высших психических функций, преодоление двигательных нарушений и недостатков их физического развития [6].

Следовательно, в учебно-воспитательном процессе (УВП) коррекционных школ необходимо создавать условия для социальной и профессиональной адаптации выпускников, которые смогут эффективно включиться в трудовые и общественные отношения после окончания школы.

В учебно-воспитательном процессе коррекционной школы физическое воспитание должно выступать основным фактором коррекции и сохранения здоровья учащихся, поскольку физическое состояние и двигательные возможности во многом определяют общую дееспособность в обучении и в труде, а также компенсаторные возможности организма в преодолении нарушений развития.

Возможность получить основы трудового обучения и допрофессиональной подготовки дает гарантию социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, входящему во взрослую, самостоятельную жизнь.

Учитывая, что по оценкам Министерства труда и социального развития России количество людей с ограниченными возможностями значительно возросло,

становится ясно, что вопросы реабилитации, адаптации, интеграции инвалидов в общество становятся актуальными, значимыми и обоснованными.

В настоящее время около 10% населения земного шара составляют инвалиды и, несмотря на успехи медицины, их число медленно, но неуклонно растет.

В России по данным современной статистики 10 млн. инвалидов (около 7% населения). По оценке Агентства социальной информации Министерства здравоохранения Российской Федерации их не менее 15 миллионов. Ежегодно в нашей стране рождается 50 000 детей, которые признаны инвалидами с детства.

По детской смертности Россия обгоняет развитые страны в 2 - 2,5 раза. По статистическим данным из 35,9 млн. детей, живущих сегодня в России, 4,5% имеют ограниченные возможности здоровья. Это приблизительно 1 млн. 600 тыс. детей.

Данным людям необходима защита их гражданских прав, гарантированная законом. Причиной проблем, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья, является скорее неприспособленность социальной среды к их нуждам и желаниям, чем неприспособленность этих людей к требованиям общества. Российская система специального образования исходит из оптимистических взглядов на возможности развития, обучения и социализации их активной деятельности и, в первую очередь, включения в социум. В Республике Татарстан за последние годы активизировалась деятельность общественности по решению проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее острыми нерешенными вопросами для лиц данной категории остаются серьезные ограничения жизнедеятельности, социальное и правовое неравенство и недоступность инфраструктуры. В 2012 - 2013 г. в работу школ г. Набережные Челны, Менделеевска, Альметьевска внедрена программа «Доступная среда», проект «Забота», что обеспечивает создание условий для учащихся школ в ходе учебно - воспитательного процесса в учреждениях психолого-педагогической направленности.

Специально для этих детей создается безбарьерная среда. Переоборудуются школьные лестницы, коридоры, учебные классы и служебные помещения. Активно внедряется проект о работе среди маломобильных групп детей на период с 2011 по 2015 г. Первые результаты этой работы были получены уже в 2012 г. Более 560 школьников с ограниченными

возможностями здоровья закончили школы Татарстана и 418 учащихся (что составляет 74%) поступили в профтехучилища, 506 детей-инвалидов прошли дистанционное обучение, 434 родителя обучены дистанционно и в их личное пользование переданы компьютеры.

В г. Набережные Челны совместно с органами социальной защиты и городским отделам физической культуры и спорта Управления Образования были открыты и успешно функционируют на сегодняшний день 9 обществ инвалидов. Участники - люди разных профессий проходят профессиональную переподготовку, активно занимаются общественной деятельностью.

Благотворительные фонды инвалидов -спортсменов ежегодно проводят спортивные соревнования на кубок мэра города, совершают велопробеги, автомобильные и конноспортивные путешествия по РТ и РФ (Булгары, Свияжск, Кавказские минеральные воды, Нальчик, Пятигорск). Успешно функционирует мастерская, где производят обувь, головные уборы, изготавливают кожаные и трикотажные изделия. Эти изделия известны далеко за пределами города Набережные Челны, т.к. являются не только товарами повседневного спроса, а изделиями тонкой ручной работы. Несмотря на активность жителей города и деятельность энтузиастов - инвалидов, в регионе в целом недостаточно оборудованы объекты городской инфраструктуры. Анализ проводимой деятельности в отношении социальной реабилитации в Республике Татарстан показал, что необходимо правильно организовать и активизировать спортивную и оздоровительную работу с детьми и подростками. В рамках подготовки к Универсиаде в Казани были возведены новые спортивные объекты, открыты школы олимпийского резерва. Построена олимпийская деревня для участников Универсиады, где есть оборудованные спортивные залы, комнаты отдыха и пункты питания доступные для инвалидов. Это «оазис» в крупном мегаполисе, о котором из средств массовой информации узнают инвалиды из маленьких городов и жители сельской местности. По данным статистики в Российской федерации 15 - 20% инвалидов живут в сложных условиях, в частном секторе, где вообще не приходится говорить о наличии удобств. В последние годы достаточно активно реализуется федеральная целевая программа «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». Вместе с тем, законодательная база - всего лишь предпосылка для большой работы по созданию среды без

барьеров. Немаловажное значение имеет человеческий фактор. Гражданская позиция многих достойных людей науки и простых жителей г. Набережные Челны не позволяет быть равнодушными к обездоленным, ограниченным в передвижении и общении людям. В центре детского творчества много лет функционирует «Орден милосердия», который создан сотрудниками социальных служба города. Создавшие эту организацию несколько десятилетий назад Куликова Светлана Ивановна, Косова Галина Михайловна самозабвенно проводят работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их близкими. Они регулярно организуют выставки художников-инвалидов, изделий народного промысла, ярмарки - продажи, где реализуются изделия изготовленные из бисера, бересты, украшенные резьбой по дереву и кости, качественные трикотажные изделия, изготовленные артелями инвалидов. Неоднократно учащихся

коррекционных школ удавалось вывести на международные выставки в Бельгию, на конкурс юных дарований в г.г. Самару и Москву. Несколько лет назад 15 слабовидящих и слепых детей из школ города Набережные Челны приняли в участие спортивных соревнованиях «На Земле Онара» в столице Марий Эл г. Йошкар-Оле, которые были организованы педагогическим университетом им. Н.К. Крупской. Реабилитационный центр

«Журавушка» на берегу уникального озера «Таир» принимал детей из гг. Самара, Ярославль, Киров, Саранск, Набережные Челны, Елабуга. Администрацией и сотрудниками центра была организована подготовка оборудованных и безопасных спортивных площадок. К приезду детей спальни были украшены плакатами и стенгазетами, организовано усиленное питание. Сложно было предположить, что эти приветливые, радушные и энергичные студенты только два дня назад встречали группу инвалидов - колясочников и команду глухих и слабослышащих спортсменов из отдаленных Российских городков.

Трудовая деятельность современного человека характеризуется повышенной сложностью и интенсивностью труда, высокой концентрацией внимания, владением большим объемом профессиональных знаний. Безусловно, это требует от специалиста гибкости мышления, психологической устойчивости, выносливости.

Действенными средствами сохранения здоровья и высокого уровня работоспособности являются разумно организованная двигательная активность, здоровый образ жизни, оптимальное использование средств физической культуры и

профессионального спорта. Вопрос

эффективности использования средств физической культуры для восстановления, исправления нарушенной моторики, недостатков физического развития и повышения качества трудовой и профессиональной подготовки рассматривался в работах авторов Г.М. Дульнева, М.С. Певзнера, П.Ф. Лесгафта и их последователей Н.М. Амосова, М.Я. Виленского, А.А. Дмитриева, В.А. Лисовского, В.П. Полянского, Б.И. Загорского, Е.С. Черника, Л.В. Шапковой, С.Н. Попова, В.А. Кабачкова, С.А. Полиевского, Т.И. Губаревой и др.

Одной из самых благородных и важных миссий на сегодняшний день является оказание помощи и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Проведение методически грамотно

подготовленных спортивных мероприятий, составление комплексов упражнений, с целью коррекции и компенсации нарушений данного контингента детей, позволяет преодолеть их биологические ограничения развития. Специально разработанные комплексы упражнений могут компенсировать недостаток работы одного органа другим и успешно использоваться для совершенствования коррекционно-педагогического процесса.

По мнению Е.С. Черника, физическую культуру, как и другую двигательную деятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья, надо рассматривать не только в аспекте выполнения различных физических движений, а как коррекционно-компенсаторную, лечебно-оздоровительную форму воздействия на двигательную недостаточность. Основным принципом, пронизывающим весь учебный процесс, должен являться принцип коррекционной

направленности.

Исследования С.Н. Ермакова показывают, что необходимо усиление межпредметных связей физического воспитания в профессиональном обучении. Лишь

незначительная часть научных работ опиралась на экспериментальный материал, составляющий содержание физкультурно-оздоровительной работы с целью повышения эффективности профессионального обучения и трудовой подготовки.

По мнению А.Н. Журавлева, необходим переход от групповых, авторитарных форм проведения занятий физическими упражнениями к организации дифференцированного подхода. По мнению автора, это повысит уровень здоровья, психофизическую и

профессиональную подготовленность учащейся

молодежи. В то же время, негативные последствия нерациональной двигательной активности скажутся не только на соматическом здоровье и функциональной полноценности молодежи, но и на биологических основах будущих поколений.

Оптимальное и научно-обоснованное внедрение средств лечебной и оздоровительной

физической культуры, инновационных технологий трудового обучения в допрофессиональную подготовку детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья позволит снять с них клеймо социальной бесперспективности и повысить их стартовые возможности при вступлении в самостоятельную жизнь.

Литература:

1. Абдулмуталинова Т.А. Соотношение общего и специального образования в профессионально-технических учебных заведениях России конца XIX - начала XX веков: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Абдулмуталинова Тамара Адамовна. - Москва. - 2004. - 155 с.

2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.И. Акатов // Гуманитарный издательский центр «Владос». - Москва. - 2006. - 363 с.

3. Андросова Г.Л. Курс «Социально-бытовая ориентировка» как педагогическое средство социализации подростка с нарушением интеллекта: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Андросова Галина Леонидовна. - Екатеринбург. -2003. - 18 с.

4. Бгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью / И.М. Бгажнокова // Дефектология. - 2010. - № 1.

5. Безюлева Г.В. Повышение профессиональной компетентности педагогов и мастеров производственного обучения и подготовка их к работе с умственно отсталыми учащимися / Г.В. Безюлева // Профессиональное образование. - М., ИСООМ, 2005. - 9-17 с.

6. Начинская С.В. Спортивная метрология: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / С.В. Начинская. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - С. 95-127.

7. Чанг Мартинес Лесбия Нориела. Помощь детям с отклонениями развития в Панаме: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.03 // Чанг Мартинес Лесбия Нориела. - Москва. - 2000. - 144 с.

Сведения об авторах:

Мухаметшин Азат Габдулхакович (г. Набережные Челны, Россия), профессор кафедры педагогики и психологии им. З.Т. Шарафутдинова Набережночелнинский государственный педагогический университет, e-mail: [email protected]

Лыткина Наталья Леонидовна (г. Казань, Россия), доцент кафедры педагогики Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Университет управления «ТИСБИ».

Короткова Анна Леонидовна (г. Казань, Россия) доцент кафедры педагогики Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Университет управления «ТИСБИ».

Data about the authors:

A. Mukhametshin (Naberezhnye Chelny, Russia), professor at the Department of Pedagogics and Psychology of Z. Sharafutdinov, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, e-mail: magngpi@mail .ru

N. Lytkina (Kazan, Russia), associate professor of pedagogics of Non-state educational institution of higher education "University of management" "Tatar Institute of Assistance to Business" University, Russia.

A. Korotkova (Kazan, Russia), associate professor of pedagogics of Non-state educational institution of higher education "University of management" "Tatar Institute of Assistance to Business" University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.